Программа по внеурочной деятельности "Учимся учиться"
проект на тему

Детистова Елена Петровна

Программа по внеурочной деятельности "Учимся учиться"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchimsya_uchitsya.docx62.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное автономное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4 г. Соль-Илецка»

    Рассмотрено                                                        Утверждено  

на заседании МО учителей                                  методическим советом                 начальных классов                                                МОАУ «СОШ №4

Протокол № _____ от ________                          г. Соль-Илецка»

                                                                                 Протокол №__от_________                                                                                        

        

Рабочая программа внеурочной деятельности

по интеллектуальному направлению

«Учимся  учиться»

для 1- 4 классов

возраст учащихся:7- 11 лет  

реализация программы: 4 года                                                                                                      

  Составитель:

Детистова Елена Петровна,

                                                                       учитель начальных классов

г. Соль – Илецк

2017г.

1.Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности (общеинтеллектуальное направление) «Учимся учиться» составлена на основе ФГОС НОО, примерной   программы факультативного курса «Развитие познавательных способностей»  (РПС).

На изучение  курса по внеурочной деятельности «Развитие познавательных способностей»  (РПС) «Учимся учиться» в каждом классе отводится:

– количество часов в год – 34 (+ 2часа резервных) в год;

– количество часов в неделю – 1.

Современное начальное образование ставит своей главной целью развитие личности ребёнка.

В концепции федеральных государственных стандартов второго поколения в качестве конечного результата образовательной деятельности российской школы фиксируется портрет выпускника начальной школы, в котором важнейшее место отводится творческим качествам ребёнка: «Любознательный, интересующийся, активно познающий мир; умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности…»

Цель внеурочной деятельности: создание условий для  проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и  культурных традиций.

Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности (ВУД) объясняется не только включением ее в учебный план 1- 4 классов, но и новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин,  то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как   ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.

Общешкольные дела по программе воспитательной системы включены в общую годовую циклограмму и являются компонентом  внеурочной деятельности.   Подготовка к участию и участие в общешкольном мероприятии позволяют ребенку овладевать универсальными способами деятельности (компетенциями) и демонстрировать уровень  их развития. Участие ребенка в общешкольных делах осуществляется на добровольной основе, в соответствии с интересами и склонностями.

Курс «РПС» (Развитие познавательных способностей) нацелен на формирование у учащихся вышеуказанных качеств выпускника начальной школы.

Основная цель курсаразвитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка через систему коррекционно-развивающих упражнений.

В соответствии с целью определяются конкретные задачи курса:

  1. Развитие познавательных способностей младших школьников.
  2. Развитие творческих способностей младших школьников.
  3. Расширение кругозора учащихся.
  4. Развитие эмоционально-волевой сферы детей.
  5. Формирование стремления учащихся к личностному росту.

Курс «РПС» представляет собой комплекс специально разработанных занятий, сочетающих в себе коррекционно - развивающие упражнения с разнообразным познавательным материалом. Это совокупность обеспечивает как развитие познавательных потребностей учащихся, так и их психических качеств: всех видов памяти, внимания, наблюдательности, быстроты реакции, воображения, речи, пространственного восприятия и сенсомоторной координации, коммуникабельности, таких способностей мышления, как анализ, синтез, исключение лишнего, обобщение, классификация, установление логических связей, способность к конструированию.

2.Ожидаемые  результаты освоения учащимися

программы внеурочной деятельности

В результате прохождения программы внеурочной деятельности предполагается достичь следующих результатов:

  • увеличение числа  учащихся, охваченных организованным  досугом;
  • воспитание уважительного отношения к своему городу, школе,    чувства гордости за свою страну;
  • воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни; формирование  чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению;
  • развитие социальной культуры учащихся через систему ученического самоуправления и реализация, в конечном счете, основной цели программы – достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей.

К концу обучения в 1 классе учащиеся должны уметь: 

  • Находить и называть закономерность в расположении предметов, достраивать логический ряд в соответствии с заданным принципом, самостоятельно составлять элементарную закономерность.
  • Называть несколько вариантов лишнего предмета среди группы однородных, обосновывая свой выбор. 
  • Находить принцип группировки предметов, давать обобщённое название данным предметам.
  • Находить сходства и различие предметов  (по цвету, форме, размеру, базовому понятию, функциональному назначению и т. д.)
  • Уметь определять причинно - следственные связи, распознавать заведомо ложные фразы, исправлять аналогичность, обосновывать своё мнение;
  • Выделять существенные признаки предмета, объяснять свой выбор.
  • Называть положительные и отрицательные качества характера.
  • Проявлять быстроту реакции при выборе правильного ответа среди нескольких предложенных.
  • Запоминать не менее 8 пар слов, связанных между собой по смыслу, и не менее 5 пар, явно не связанных между собой по смыслу после однократного прослушивания.
  • Соотносить сюжет и пословицу,  выражающую его основную мысль.
  • Пользоваться приёмами театрализации: инсценировать маленькие пьесы, разыгрывать ситуации, «перевоплощаться» в неодушевлённый предмет, используя жесты, мимику и другие актёрские способности.
  • Свободно ориентироваться в пространстве, оперируя понятиями: «вверх наискосок справа налево», «вниз наискосок справа налево» и т. д.
  • Самостоятельно составлять рисунки с использованием данных понятий на клетчатой бумаге.
  • Самостоятельно составлять рисунки, используя офицерскую линейку;
  • Составлять рассказ на заданную тему, придумывать продолжение ситуации, сочинять сказки на новый лад.
  • Уметь выделять существенные признаки предмета, объяснять свой выбор;
  • Называть несколько вариантов лишнего предмета среди группы однородных, обосновывая свой выбор.
  • Выражать словами чувства, которые испытывает герой произведения.
  • Высказывать своё отношение к происходящему, делиться впечатлениями.

К концу обучения во 2 классе учащиеся должны уметь: 

  • Находить и называть закономерность в расположении предметов, достраивать логический ряд в соответствии с заданным принципом, самостоятельно составлять элементарную закономерность. 
  • Называть несколько вариантов лишнего предмета среди группы однородных, обосновывая свой выбор. 
  • Находить принцип группировки предметов, давать обобщённое название данным предметам.
  • Находить сходства и различие предметов  (по цвету, форме, размеру, базовому понятию, функциональному назначению и т. д.)
  • Уметь определять причинно - следственные связи, распознавать заведомо ложные фразы, исправлять аналогичность, обосновывать своё мнение;

Выделять существенные признаки предмета, объяснять свой выбор.

  • Называть положительные и отрицательные качества характера.
  • Проявлять быстроту реакции при выборе правильного ответа среди нескольких предложенных.
  • Запоминать не менее 8 пар слов, связанных между собой по смыслу, и не менее 5 пар, явно не связанных между собой по смыслу после однократного прослушивания.
  • Соотносить сюжет и пословицу,  выражающую его основную мысль.
  • Пользоваться приёмами театрализации: инсценировать маленькие пьесы, разыгрывать ситуации, «перевоплощаться» в неодушевлённый предмет, используя жесты, мимику и другие актёрские способности.
  • Свободно ориентироваться в пространстве, оперируя понятиями: «вверх наискосок справа налево», «вниз наискосок справа налево» и т. д.
  • Самостоятельно составлять рисунки с использованием данных понятий на клетчатой бумаге.
  • Самостоятельно составлять рисунки, используя офицерскую линейку;
  • Составлять рассказ на заданную тему, придумывать продолжение ситуации, сочинять сказки на новый лад.
  • Уметь выделять существенные признаки предмета, объяснять свой выбор;
  • Называть несколько вариантов лишнего предмета среди группы однородных, обосновывая свой выбор.
  • Выражать словами чувства, которые испытывает герой произведения.

Высказывать своё отношение к происходящему.

Универсальные учебные действия

Коммуникативные УУД: умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение, учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества; умение планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника умение разрешать конфликты на основе договорённости 

Регулятивные УУД: умение классификацировать  объекты, ситуации, явления по различным основаниям под руководством учителя; установливатьпричинно-следственные связи, прогнозировать, выделять противоположные признаки объекта, преодолевать  психологическую инерцию мышления.

Познавательные УУД: развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы; планирование своих действий под руководством учителя; приобщение к исследовательской и проектной работе. Умение делать выводы и обобщения.

Личностные УУД: доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе; способность к эмпатии и сопереживанию, эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития стремления к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций.

Формирование рефлексии*. 

Учёт сформированности познавательной активности и различных качеств умственной деятельности учащихся осуществляется школьным психологом в начале и в конце учебного года методом тестирования. 

3. Формы работы:

• Групповая работа. Работа в парах.(сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, образно-ролевые игры, дискуссии).

• Фронтальная работа – это работа со всеми учащимися. Учитель предлагает беседу, рассказ, историю, чтение статей, информационный материал. Такая форма работы требует устойчивого внимания и заинтересованность учащихся.

• Индивидуальная работа – большое значение имеет для обработки практических навыков и умений, ответы на вопросы анкеты, проблемные задания, выполнение санитарно-гигиенических требований.

Методы:

• Репродуктивный – (беседа, вопросы, тесты, анкетирование).

• Проблемный 

• Частично-поисковый – (творческие задания: Режим для моей семьи.  Чем тебя накормит лес).

• Объяснительно-иллюстративный.

 

 

                 4.Учебно-тематический план

Наименование разделов

Общее количество часов

Теорети

ческие

Практи

ческие

1 класс:

Инструктаж по Т.Б. Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

10

5

5

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.

3

1

2

Тренировка внимания. Развитие мышления.

5

3

2

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.

4

2

2

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

4

2

2

Поиск закономерностей. Совершенствование мыслительных операций.

4

2

2

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек.

3

1

2

Итого:

33

2 класс:

Инструктаж по Т.Б. Развитие быстроты реакции. Задания повышенной сложности. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

5

2

3

Развитие концентрации внимания. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Логически-поисковые задания.

5

2

3

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

5

2

3

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

5

2

3

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

5

2

3

Поиск закономерностей. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

5

2

3

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Задания по перекладыванию спичек. Ребусы.

4

2

2

Итого:

34

3 класс:

Общее количество часов

Теорети

ческие

Практи

ческие

Развитие быстроты реакции. Задания повышенной сложности. Развитие умения решать нестандартные  задачи.

5

2

3

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Нестандартные задачи.

5

1

4

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные  задачи.

5

2

3

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные  задачи.

5

1

4

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные  задачи.

5

1

4

Развитие логического мышления. Поиск закономерностей. Развитие умения решать нестандартные  задачи.

5

2

3

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Задания по перекладыванию спичек. Ребусы.

4

2

3

Итого:

34

4 класс:

Общее количество часов

Теорети

ческие

Практи

ческие

Развитие быстроты реакции. Задания повышенной сложности. Развитие умения решать нестандартные  задачи.

5

2

3

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Нестандартные задачи.

5

2

3

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные  задачи.

5

2

3

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные  задачи.

5

2

3

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные  задачи.

5

2

3

Развитие логического мышления. Поиск закономерностей. Развитие умения решать нестандартные  задачи.

5

2

3

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Задания по перекладыванию спичек. Ребусы.

4

1

3

Итого:

34

5.Содержание  курса

1 класс (33 ч)

Графический диктант (2ч)

Рисование графических фигур - отличный способ разработки мелких мышц руки ребёнка, интересное и увлекательное занятие, результаты которого скажутся на умении красиво писать и логически мыслить.

На данном этапе занятия ребята сначала выполняют графический рисунок под диктовку учителя, а затем заштриховывает его косыми линиями, прямыми линиями, «вышивают» фигурку крестиком или просто закрашивают. Штриховка не только подводит детей к пониманию симметрии, композиции в декоративном рисовании, но развивает мелкие мышцы пальцев и кисти руки ребёнка.

При регулярном выполнении таких упражнений ребёнок начинает хорошо владеть карандашом, у него появляется устойчивое, сосредоточенное внимание, воспитывается трудолюбие, усидчивость.

Графические диктанты - это и способ развития речи, так как попутно ребята составляют небольшие рассказики, учат стихи, загадки, овладевают выразительными свойствами языка. Поэтому в процессе работы с графическими диктантами развивается внутренняя и внешняя речь, логическое мышление, формируются внимание, глазомер, зрительная память ребёнка, аккуратность, фантазия, общая культура, активизируются творческие способности.

Тренировка внимания (5 ч)

Предлагаемые в 1 классе задания направлены на создание положительной мотивации, на формирование познавательного интереса к предметам и к знаниям вообще. Эта задача достигается с помощью специально построенной системы заданий, которые помогают преодолеть неустойчивость внимания шестилеток, непроизвольность процесса зрительного и слухового запоминания и ведут к развитию мыслительной деятельности

К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд упражнений, направленных на развитие произвольного внимания детей, объёма внимания, его устойчивости, переключения и распределения.

Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути.

Тренировка слуховой памяти (4 ч)

В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой  памяти. Выполняя эти задания, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приёмы, облегчающие запоминание. В результате таких упражнений учащиеся осмысливают и  прочно сохраняют в памяти различные термины и определения. Вместе с тем у них увеличивается объём слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.

Тренировка зрительной памяти (4 ч)

В силу возрастных особенностей первоклассников им предлагаются в основном те задания, выполнение которых предполагает использование практических действий. На первых порах работы с заданиями можно допускать угадывание ответа, решения, но тут же постараться подвести учащихся к обоснованию ответа. При работе над такими заданиями очень важна точная и целенаправленная постановка вопросов, выделение главного звена при рассуждении, обоснование выбранного решения. Как правило, это делает учитель, опираясь на ответы детей и давая точное и лаконичное разъяснение. Очень важно, чтобы пояснения, даваемые учителем, постепенно сокращались с одновременным повышением доли участия детей в поиске решения предложенной задачи.

В курс включены упражнения на развитие и совершенствование зрительной памяти. Выполняя эти задания, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приёмы, облегчающие запоминание. В результате таких упражнений учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные термины и определения.

Поиск закономерностей (4 ч)

Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены упражнения, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать.

Задания по перекладыванию спичек (4 ч)

Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера:

  • выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
  • деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
  • складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.

2 класс (34 ч)

Задания повышенной сложности (5 ч)

Методы и приёмы организации деятельности второклассников на занятиях по РПС в большей степени, чем для первоклассников, ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей.

Большое внимание, как и в первом классе, уделяется проверке самостоятельно выполненных заданий, их корректировке, объяснению причин допущенных ошибок, обсуждению различных способов поиска и выполнения того или иного задания.

Задания открывают широкие возможности для развития у учеников наблюдательности, воображения, логического мышления.

Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.

С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объём материала, наращивается темп выполнения заданий, сложнее становятся выполняемые рисунки.

Логически-поисковые задания (5 ч)

Во 2 классе предлагаются задачи логического характера целью совершенствования мыслительных операций младших школьников: умения делать заключение из двух суждений, умения сравнивать, глубоко осознавая смысл операции сравнения, умения делать обобщения, устанавливать закономерности. Вводятся текстовые задачи из комбинаторики.

Тренировка внимания (5 ч)

Материал, включенный в рабочие тетради, ставит своей целью совершенствование различных сторон внимания и увеличение объема произвольного внимания детей. Однако уровень трудности заданий значительно возрастает.

Тренировка слуховой памяти (5 ч)

Также во втором классе вводится большое количество разнообразных занимательных заданий и упражнений, в процессе выполнения которых у ребёнка не только формируются лингвистические знания, умения и навыки, но одновременно вырабатывается и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств, таких как: словесно-логическое мышление, внимание, память, воображение, наблюдательность, речевые способности. Эти упражнения воспитывают у учащихся познавательный интерес к родному языку.

Тренировка зрительной памяти (5 ч)

Для развития внимания и зрительной памяти в каждое занятие включен зрительный диктант.

Поиск закономерностей (5 ч)

В целях развития логического мышления учащимся предлагаются задачи, при решении которых им необходимо самостоятельно производить анализ, синтез, сравнение, строить дедуктивные умозаключения.

Способность ребёнка анализировать проявляется при разборе условий задания и требований к нему, а также в умении выделять содержащиеся в условиях задачи данные и их отношения между собой.

Способность рассуждать проявляется у детей в их возможности последовательно выводить одну мысль из другой, одни суждения из других, в умении непротиворечиво распределять события во времени.

Задания по перекладыванию спичек. Ребусы (5 ч)

В рабочие тетради включены задания на преобразование и перестроение фигур и предметов (задания с использованием спичек); на отгадывание изографов, на разгадывание ребусов.

3 класс (34 ч)

Задания повышенной сложности (5 ч)

Курс РПС в 3 классе, продолжая и углубляя общие линии этого направления, заложенные в первых двух классах, имеет и свои особенности.

Одна из таких особенностей - смещение акцента на усиление роли логически-поисковых заданий и логических задач для развития мышления учащихся. Это, конечно, не означает отсутствия материала для целенаправленного развития других познавательных процессов, но удельный вес заданий на развитие мышления заметно возрастает, а сами задания становятся более разнообразными как по содержанию, так и по форме их представления.

Методы и приёмы организации деятельности третьеклассников на занятиях по РПС в большей степени, чем для первоклассников, ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей.

Нестандартные задачи (5 ч)

Умение ориентироваться в тексте задачи - важный результат и важное условие общего развития ученика. Но тех задач, которые имеются в школьных учебниках, недостаточно. Очень важно приучать ребят решать и нестандартные задачи, тематика которых не является сама по себе объектом изучения. Нужно воспитывать в детях любовь к красоте логических рассуждений. Задачи, предлагаемые в этом разделе, различаются не только по содержанию, но и по сложности. На каждом занятии обязательно проводится коллективное обсуждение решения задачи.

Тренировка внимания (5 ч)

Материал, включенный в рабочие тетради, ставит своей целью совершенствование различных сторон внимания и увеличение объема произвольного внимания детей. Однако уровень трудности заданий значительно возрастает.

Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух-трехходовые задачи.

Тренировка слуховой памяти (5 ч)

Также в третьем классе вводится большое количество разнообразных занимательных заданий и упражнений, в процессе выполнения которых у ребёнка не только формируются лингвистические знания, умения и навыки, но одновременно вырабатывается и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств, таких как: словесно-логическое мышление, внимание, память, воображение, наблюдательность, речевые способности. Эти упражнения воспитывают у учащихся познавательный интерес к родному языку.

Тренировка зрительной памяти (5 ч)

Для развития внимания и зрительной памяти в каждое занятие включен зрительный диктант.

У детей, в процессе выполнения заданий, увеличивается объём зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.

Поиск закономерностей (5 ч)

Задания из области математики будут перемежаться с заданиями из области русского языка или музыки: ребусами, кроссвордами и так далее. Такое чередование заданий способствует развитию гибкости мышления, заставляет находить оригинальные, нестандартные способы выхода из затруднительных ситуаций. Это весьма важно, поскольку при выполнении таких заданий ребёнок, который не усвоил какой-то учебный материал и поэтому плохо решает типовые задачи, может почувствовать вкус успеха и обрести уверенность в своих силах. Ведь решение логически-поисковых задач опирается на поисковую активность и сообразительность ребёнка.

Задания по перекладыванию спичек. Ребусы (5 ч)

В рабочие тетради включены задания на преобразование и перестроение фигур и предметов (задания с использованием спичек); на отгадывание изографов, на разгадывание ребусов.

4 класс (34 ч)

Задания повышенной сложности (5 ч)

Курс РПС в 4 классе продолжает развивать и тренировать основные психические механизмы, лежащие в основе познавательных способностей детей. Но так как учащиеся занимаются по этому курсу четвёртый год, все больше внимания теперь уделяется логически-поисковым, частично-поисковым задачам. Большое внимание уделяется решению нестандартных задач.

Выполняя логически-поисковые задания, которые обеспечивают преемственность перехода от простых формально-логических действий к сложным, от заданий на репродукцию и запоминание - к истинно творческим, дети учатся производить анализ и синтез, сравнение и классификацию, строить индуктивные и дедуктивные умозаключения. Только тогда можно рассчитывать на то, что ошибки в выполнении умственных действий или исчезнут, или будут сведены к минимуму, а процесс мышления школьника будет отвечать щелям и задачам обучения.

Нестандартные задачи (5 ч)

Решение нестандартных задач формирует познавательную (активность, мыслительные и исследовательские умения, привычку вдумываться в слово. Большинство задач не имеет однозначного решения. Это способствует развитию гибкости, оригинальности и широты мышления - то есть развитию творческих способностей у детей.

Тренировка внимания (5 ч)

Материал, включенный в рабочие тетради, ставит своей целью совершенствование различных сторон внимания и увеличение объема произвольного внимания детей. Однако уровень трудности заданий значительно возрастает.

Тренировка слуховой памяти (5 ч)

Также в четвертом классе вводится большое количество разнообразных занимательных заданий и упражнений, в процессе выполнения которых у ребёнка не только формируются лингвистические знания, умения и навыки, но одновременно вырабатывается и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств, таких как: словесно-логическое мышление, внимание, память, воображение, наблюдательность, речевые способности. Эти упражнения воспитывают у учащихся познавательный интерес к родному языку.

Тренировка зрительной памяти (5 ч)

Для развития внимания и зрительной памяти в каждое занятие включен зрительный диктант.

Поиск закономерностей (5 ч)

Частично-поисковая задача содержит такой вид задания, в процессе выполнения которого учащиеся, как правило, самостоятельно или при незначительной помощи учителя открывают для себя знания и способы их добывания.

К конкретным частично-поисковым задачам относятся, например, такие задания, как нахождение закономерностей, нахождение принципа группировки и расположения приведённых слов, цифр, явлений; подбор возможно большего количества примеров к какому-либо положению; нахождение нескольких вариантов ответа на один и тот же вопрос; нахождение наиболее рационального способа решения; усовершенствование какого-либо задания и другие.

Так как большинство школьных задач решается по определенному алгоритму, зачастую приводимому учителем в готовом виде, то в одних случаях возникает ситуация бездумного, автоматического подхода учащихся к их решению, в других - растерянность при встрече с задачей, имеющей необычное, нестандартное условие. Вот почему удельный вес заданий на развитие мышления заметно возрастает в 4 классе, а сами задания становятся более разнообразными и трудными.

Задания по перекладыванию спичек. Ребусы (5 ч)

Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера:

  • дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
  • выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
  • вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надоначертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
  • выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
  • выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
  • деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
  • складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.

Совершенствованию воображения способствует и работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых  напоминает изображение того предмета, о котором идёт речь) и числографами (предмет изображен с помощью чисел).

В рабочие тетради включены задания на преобразование и перестроение фигур и предметов (задания с использованием спичек); на отгадывание изографов, на разгадывание ребусов.

Требования к уровню подготовки учащихся

Для оценки эффективности занятий по РПС можно использовать следующие показатели:

  • степень помощи, которую оказывает взрослый учащимся при выполнении заданий: чем помощь взрослого меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
  • поведение учащихся на занятиях: живость, активность заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
  • результаты выполнения тестовых заданий и заданий и конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно
  • косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).

6. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

Книгопечатная продукция

1.  36  занятий  для  будущих  отличников:  Рабочая  тетрадь  для  1  класса  в  2 -х  частях  / Л.В. Мищенкова.- М.: Издательство РОСТ, 2011. – (Юным умникам и умницам.Курс «РПС» для массовой школы).

2.  36  занятий  для  будущих  отличников:  Задания  по  развитию  познавательных способностей (6-7 лет) / Методическое пособие, 1 класс. –М.: Издательство РОСТ, 2011.

3.  Образовательная  система  «Школа  2100».  Федеральный  государственный образовательный  стандарт.  Примерная  основная  образовательная  программа.  В  2 -х  книгах.

Книга 1. Начальная школа. Дошкольное  образование / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна.  -М.:

Баласс, 2011.- 192с. (Образовательная система «Школа 2100»).

4.  Примерная  основная  образовательная  программа  образовательного  учреждения. Начальная  школа  /  (сост.  Е.С.Савинов).-  3-е  изд.-  М.:  Просвещение,  2011.-204с.-  (Стандарты второго поколения).

5.  Примерные  программы  внеурочной  деятельности.  Начальное  и  основное образование / В.А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.; под ред. В.А. Горского.  –  2 изд. – М.: Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения)

6.  Программы  внеурочной  деятельности.  Познавательная  деятельность.  Проблемно-ценностное  общение:  пособие  для  учителей  общеобразовательных  учреждений  /  Д.В. Григорьев, В. П. Степанов.  - М.: Просвещение, 2011. (Работаем по новым стандартам).

7.  Как  проектировать  универсальные  учебные  действия  в  начальной  школе.  От действия к мысли: пособие для учителя /А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская. И. А. Володарская, под ред. А. Г. Асмолова. – 3-изд. – М.: Просвещение, 2011.

Технические средства

1.  Классная  доска  с  набором  приспособлений  для  крепления  таблиц,  постеров  и

картинок.

2.  Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.

3.  Компьютер

4.  Мультимедийный проектор.

5.  Интерактивная доска.

6.  Видеофильмы, соответствующие тематике программы по развитию речи.

7.  Мультимедийные  (цифровые)  образовательные  ресурсы,  соответствующие тематике программы по развитию речи

5.Список литературы

1.  36  занятий  для  будущих  отличников:  Рабочая  тетрадь  для  1  класса  в  2 -х  частях  / Л.В. Мищенкова.- М.: Издательство РОСТ, 2011. – (Юным умникам и умницам.Курс «РПС» для массовой школы).

2.  36  занятий  для  будущих  отличников:  Задания  по  развитию  познавательных способностей (6-7 лет) / Методическое пособие, 1 класс. –М.: Издательство РОСТ, 2011.

Приложения к дополнительной образовательной программе( 1кл.):

Приложение 1:

№ п/п

Тема занятия

К-во часов

Дата проведения

Первый раз в первый класс

1

8.09.14

Работа над ошибками

1

15.09.14

Задания трёх поросят

1

22.09.14

Здравствуй, осень!

1

29.09.14

Играем в «ромашку»

1

6.10.14

По страницам русской сказки «Волк и семеро козлят»

1

13.10.14

Рисуем яблоньку

1

20.10.14

Геометрический магазин

1

27.10.14

По страницам русской народной сказки «Маша и медведь»

1

10.11.14

Хлеб-батюшка

1

17.11.14

Шкатулка с сюрпризом

1

24.11.14

На грибной поляне

1

1.12.14

В гостях у Знайки

1

8.12.14

Читаем письма

1

15.12.14

Наряжаем ёлочку

1

22.12.14

«Прикольные задания»

1

29.12.14

И снова «прикольные задания»

1

12.01.15

Домашние животные

1

19.01.15

Цепочка занимательных заданий

1

26.01.15

О звёздах

1

2.02.15

Дорогою добра

1

17.02.15

Быть здоровым

1

2.03.15

Незнайкин экзамен

1

9.03.15

Коллекция головоломок от Незнайки

1

16.03.15

По страницам книги Эдуарда Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот»

1

6.04.15

Знаменитые малыши. Дюймовочка

1

13.04.15

Букет для Русалочки

1

20.04.15

Спичечное ассорти

Словесные забавы

2

27.04.15

«Говорящие» головоломки

1

4.05.15

Ловим рыбку

1

11.05.15

Загадалки

1

28.05.15

Пернатые друзьяСказочные герои. Сказочные задания опять и опять

1

27.05.15

Приложения к дополнительной образовательной программе( 2кл.):

Приложение 2:

№ п/п

Тема занятия

К-во часов

Дата проведения

Снова в школу

1

7.09.15

Как из рога изобилия

1

14.09.15

Кое-что о школе

1

21.09.15

Овощи с грядки

1

28.09.15

Курам на смех

1

5.10.15

Сказочный  листопад

1

12.10.15

Развиваем воображение и фантазию

1

19.10.15

Морские обитатели

1

26.10.15

Бьём баклуши

1

9.11.15

Зоологическое ассорти

1

16.11.15

Клуб юных живописцев

1

23.11.15

Цветочная угадайка

1

30.11.15

Открываем долгий ящик

1

7.12.15

Звёздный дождь

1

14.12.15

Ёлочка с волшебными шишками

1

21.12.15

Учимся быть внимательными и заботливыми

1

28.12.15

Засучив рукава

1

11.01.16

Сундучок занимательных заданий

1

18.01.16

Симметрия

1

25.01.16

Герои сказок в ребусах и загадках

1

1.02.16

Учимся быть честными

1

8.02.16

«Учитесь властвовать собой»

1

15.02.16

Учимся управлять своими чувствами

1

22.02.16

Любопытные факты из жизни животных

1

29.02.16

Ещё несколько любопытных фактов из жизни животных

1

7.03.16

Пятое колесо в телеге

1

14.03.16

Здравствуй, сказка!

1

4.04.16

О водных судах

Китайская грамота

2

11.04.16

18.04.16

По тропинкам математики

1

25.04.16

Сказки А. С. Пушкина

1

10.05.16

На загадочной волне. Загадочки-загадки для умственной зарядки

1

16.05.16

Самолётик. Нескучалкин.

1

23.05.16

На даче. Итоговое занятие.

1

30.05.16

Приложения к дополнительной образовательной программе( 3кл.):

Приложение 3:

№ п/п

Тема занятия

К-во часов

Дата проведения

1-2

Слово о Родине

Основы  безопасности человека  в  экстремальных  ситуациях.

2

3-4

В кругу семьи

Умение преодолевать страх.

Навыки безопасного поведения

2

5-6

Продолжаем разговор о семье

 Уроки  городской безопасности. Возникновение пожара в транспорте

2

7-8

Все мы люди разные… «Природа и безопасность». Лесные пожары.

2

9-10

Дело было в Лукоморье

Почему случаются травмы?  Меры безопасности при пользовании предметами бытовой химии.

2

11-12

В космическом пространстве

«Если из раны течет кровь…» Оказание первой помощи

2

13-14

Старичок-боровичок

Безопасность при любой погоде.

2

Продолжаем осматривать владения Старичка-боровичка

О вреде курения.

2

15-16

Кот в мешке

Основные правила

 безопасного  поведения   около водоёма, на  льду.

2

17-18

Поговорим о поведении.

Умение  плавать - основной  фактор  безопасности  на  воде.

2

19-20

Литературная угадай-ка

Безопасность  при занятиях  водными видами  спорта.

2

21-22

Береги здоровье

2

23-24

О воде

Оказание первой помощи при утоплении.

2

25-26

Спешим на помощь Кузе.

2

27-28

Поэтическая карусельКак пешеходы и водители поделили улицу

2

29-30

Арт-студия

Виды  автотранспорных средств

2

31

Зима в загадках

Безопасность при любой погоде.

1

32

Подарки Деда Мороза

Причины детского дорожно-транспортного

травматизма.

1

33

Что мы знаем о деревьях

1

34

Поговорка-цветочек, пословица-ягодка

1

Приложения к дополнительной образовательной программе( 4кл.):

Приложение 4:

№ п/п

Тема занятия

К-во часов

Дата проведения

1

Государственные символы.

1

2

Моя семья.

1

3

Мой портрет в лучах солнца.

1

4

Интеллектуальный клуб «Мыслитель».

1

5

Вода в нашей жизни.

1

6

Матушка-землица.

1

7

Юные кулинары.

1

8

Куда летят крылатые слова.

1

9

Фильм, фильм, фильм…

1

10

Путешествие в мир пушкинских сказок.

1

11

И снова нас ждет мир пушкинских сказок.

1

12

Приветствуем зиму.

1

13

Пернатые друзья.

1

14

Олимпийские игры древности.

1

15

Олимпийские игры современности.

1

16

Я расскажу тебе о цирке.

1

17

Калейдоскоп головоломок.

1

18

Музыкальная шкатулка.

1

19

Что мы знаем о памяти.

1

20

Приди, Масленица, с радостью!..

1

21

Золушка.

1

22

Клуб любителей русского языка.

1

23

Да здравствует абракадабра!

1

24

Собранье пестрых дел.

1

25

Поговорим, друзья, о книге.

1

26

Эх, яблочко!..

1

27

Шутка – минутка, а заряжает на час.

1

28

О времени и о часах.

1

29

Еще раз о времени и о часах.

1

30

Праздник Ивана Купалы.

1

31

Клуб любителей головоломок.

1

32

Как делают бумагу.

1

33

История плюшевого мишки.

1

34

Букет увлекательных задач.

1

Приложение 2

Диагностика нравственной воспитанности
Методика №1: диагностика нравственной самооценки.

Инструкция:
Учитель обращается к ученикам со следующими словами: "Сейчас я прочитаю вам 10-ть высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ними согласны (насколько они про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ваш ответ в 4-е бала; если вы больше согласны, чем не согласны - оцените ответ в 3-й бала; если вы немножко согласны - оцените ответ в 2-а бала; если вы совсем не согласны - оцените ответ в 1 -н бал. Напротив номера вопроса поставьте тот бал, на который вы оценили прочитанное мной высказывание". Пример: 1. - 3; 2. - 4 и т.д.

Текст вопросов:

1. Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми.

2. Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду.

3. Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми.

4. Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку.

5. Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей.

6. Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес.

7. Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню.

8. Мне приятно делать людям радость.

9. Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки.

10. Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы.

Обработка результатов:

Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом:

Ответу, оцененному в 4 бала, приписывается 1 единица, в 3 бала - 2 единицы,

в 2 бала - 3

единицы, в 1 бал - 4 единицы.

В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с

балом.
Например, 4 бала - это 4 единицы, 3 бала - 3 единицы и т.д.

Интерпретация результатов:

От 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки.

От 24 до 33 единиц - средний уровень нравственной самооценки.
От 16 до 23 единиц - нравственная самооценка находится на уровне ниже

среднего.

От 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки.

Методика №2: Диагностика этики поведения.

Инструкция:
Учитель объявляет детям: "Я прочитаю вам пять незаконченных предложений. Вы  должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую  часть предложений не надо".

Текст:
1. Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я...

2. Если кто-то надо мной смеется, то я...

3. Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я...

4. Когда меня постоянно перебивают, то я...

5. Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я...

Интерпретация:
Первый вопрос: отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют: равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение. Положительный результат: помощь, сочувствие.

Второй вопрос: Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического подавления. Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации; высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии.

Третий вопрос: Отрицательный результат: Давление, агрессия, хитрость. Положительный результат: Самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция.

Четвертый вопрос: Отрицательный результат: Отсутствие всякой реакции, агрессия, раздражение, угроза, давление. Положительный результат: Высказывание своего пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и грубости.

Пятый вопрос: Отрицательный результат: Грубость, агрессия, нетактичность. Положительный результат: Тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания.

Методика №3: Диагностика отношения к жизненным ценностям.

Инструкция:
"Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10-ти желаний, выбрать из которых можно только 5-ть" Список учитель заранее выписывает на доске.

Список желаний:

1. Быть человеком, которого любят.

2. Иметь много денег.

3. Иметь самый современный компьютер.

4. Иметь верного друга.

5. Мне важно здоровье родителей.

6. Иметь возможность многими командовать.

7. Иметь много слуг и ими распоряжаться.

8. Иметь доброе сердце.

9. Уметь сочувствовать и помогать другим людям.

10. Иметь то, чего у других никогда не будет.

Интерпретация:
Номера отрицательных ответов: №№ 2, 3, 6, 7, 10.

Пять положительных ответов - высокий уровень.

4-е, 3-й - средний уровень.

2-а - ниже среднего уровня.

0-1 - низкий уровень.

Методика №4: Диагностика нравственной мотивации.

Инструкция:
"Я прочитаю вам 4-е вопроса. Вам нужно выбрать из четырех данных на них ответов один"

Вопросы:
1. Если кто-то плачет, то я.

A) Пытаюсь ему помочь.

Б) Думаю о том, что могло произойти.

В) Не обращаю внимания.

2. Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6-7, и говорит,

что у него нет такой игры.

A) Я скажу ему, чтобы он не приставал.

Б) Отвечу, что не могу ему помочь.  

В) Скажу, чтобы он попросил родителей ему купить такую игру.

Г) Пообещаю, что он может придти с другом и поиграть.

3. Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру.

А) Я не обращу внимания.

Б) Скажу, что он размазня.

В) Объясню, что нет ничего страшного.

Г) Скажу, что надо лучше научиться этой игре.

4. Ваш одноклассник на вас обиделся вы:

A) Подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации.

Б) Обижусь в ответ.

В) Докажу ему, что он не прав.

Обработка результатов: Ключ положительных ответов: 1-а, 2-г, 3-в, 4-а.
Далее учитель подсчитывает сумму положительных ответов, данных учеником. 4 бала - высокий уровень 2, 3 бала - средний уровень, 1 бал - низкий уровень

Анкетирование  родителей

Анкета № 1

  1. Чем ваш ребенок занимается в свободное время?
  2. Какие игры предпочитает?
  3. Какие виды развлечений больше любит?
  4. С кем чаще играет?
  5. Как ведет себя в детском коллективе? (активен, пассивен, застенчив, агрессивен и т.д.)
  6. Какие обязанности имеет дома?
  7. Кто в семье непосредственно занят воспитанием ребенка: отец, мать, бабушка, дедушка, тетя, дядя, старший брат, сестра?
  8. Где чаще всего совместно с ребенком проводите досуг: дома, на прогулке, в театре, кино, у телевизора, у компьютера?
  9. Знаете ли вы друзей своего ребенка, их родителей?
  10. Приходят ли к вам в гости приятели ребенка?
  11. Что вас затрудняет в воспитании ребенка?
  12. Какие методы воспитания предпочитаете? (уговоры, разъяснения, строгие требования, наказания, поощрения, дружеские контакты и т.д.)

Анкета № 2

Можете ли вы:

  1. В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком?
  2. Посоветоваться с ребенком, несмотря на его возраст?
  3. Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?
  4. Извиниться перед ребенком в случае, если вы были не правы?
  5. Овладеть собой и сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел вас из себя?
  6. Поставить себя на место ребенка?
  7. Поверить хотя бы на минутку, что вы добрая фея или прекрасный принц?
  8. Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?
  9. Всегда воздержаться от слов и выражений, которые могут ранить ребенка?
  10. Пообещать ребенку исполнить его желания за хорошее поведение?
  11. Выделить ребенку день, когда он может делать, что хочет, а вы при этом ни во что не вмешиваетесь?
  12. Не прореагировать, если ваш ребенок ударил, толкнул, незаслуженно обидел другого ребенка?
  13. Устоять против слез, капризов, просьб, если известно, что это прихоть?

Варианты ответов:

  • могу и всегда так поступаю – 3 балла;
  • могу, но не всегда так поступаю – 2 балла;
  • не могу – 1 балл.

      От 30 до 39 баллов – вы придерживаетесь правильных принципов воспитания.

      От 16 до 30 баллов – ваш метод воспитания – кнут и пряник.

      Менее 16 баллов – у вас нет педагогических навыков и желания воспитывать ребенка.

Анкета № 3

  1. Как думаете, чего ждет ваш ребенок от семьи, в которой живет?

А) хорошей организации быта;

Б) радости общения;

В) покоя и защищенности.

  1. Что более всего заботит вас в семье?

А) здоровье детей;

Б) хорошая учеба;

В) трудовое участие детей в жизни семьи;

Г) настроение детей и причины его изменения.

  1. Одинок ли ваш ребенок в семье?

А) да;

Б) нет;

В) не знаю.

  1. Как думаете, захочет ли ваш ребенок, чтобы его будущая семья была похожа на родительскую?

А) да;

Б) нет;

В) не знаю.

  1. Какая из приведенных ниже жизненных установок является, по вашему мнению, для ребенка наиболее значимой?

А) быть материально обеспеченным человеком;

Б) иметь много друзей.

  1.  Знаком ли ваш ребенок с теми моральными и материальными проблемами, которые существуют в семье?

А) да;

Б) нет;

В) не знаю.

  1. Есть ли у вашего ребенка секреты от семьи?

А) да;

Б) нет;

В) не знаю.

  1. Что для вашего ребенка вечер дома?

А) радость общения;

Б) возможность быть самим собой;

В) мучения и пытка.

Анкета № 4

  1. Какие положительные качества вы хотите воспитать у вашего ребенка
  2. За что хвалите, за что наказываете?
  3. Как поощряете? Как наказываете?
  4. Какие качества характера ребенка вам не нравятся?

Анкетирование учащихся

Анкета № 1

  1. Какие качества твоего характера родителям нравятся?
  2. За что тебя хвалят, за что ругают и наказывают?
  3. Как тебя поощряют, за что?
  4. Как тебя наказывают, за что?
  5. Какие качества твоего характера родителям не нравятся?
  6. Что ты любишь делать? Твое любимое занятие?

Анкета № 2

  1. Доверяешь ли ты свои секреты родителям?
  2. Стараешься ли контролировать свое поведение?
  3. Каких поощрений ждешь от родителей?
  4. Как бы тебе хотелось проводить вечера в семье?
  5. Хватает ли тебе общения с родителями?
  6. Знакомы ли твои родители с твоими друзьями?
  7. Как думаешь, за какие качества характера тебя можно уважать?
  8. С какими качествами твоего характера тебе стоит расстаться?

Диагностика  интеллектуальных (математических) способностей

младших  школьников

   

Метод Д.Векслера состоит из шкал: вербальной и невербальной. Каждая из шкал имеет несколько субтестов (заданий).

Шкала вербальная

  1. Субтест общей осведомленности (запас знаний).
  2. Субтест общей понятливости (способность к суждению).
  3. Арифметический субтест (способность оперирования числовым материалом).
  4. Субтест установления сходства (способность к формированию понятий).
  5. Субтест повторения цифровых рядов (исследование оперативной памяти и внимания).
  6. Словарный субтест (словарный запас).

Шкала невербальная

  1. Субтест шифровки цифр (зрительно-двигательные навыки)
  2. Субтест нахождения недостающих деталей (особенности зрительного восприятия, наблюдательность, способность отличать детали существенные от несущественных).
  3. Субтест кубиков Коса (сенсорно-моторная координация, легкость манипулирования материалом, способность к синтезу).
  4.  Субтест последовательных картинок (способность к организации фрагментов в логическое целое).
  5.  Субтест составления фигур (зрительно-моторная координация).

        Диагностика может применяться как для индивидуального, так и для группового исследования. Однако индивидуальное исследование предпочтительней, поскольку оно дает наиболее полную информацию об испытуемом. Поэтому исследовали испытуемых индивидуально. Каждому из них были предложены задания по всем субтестам методики.

Методика предъявления заданий

Первый субтест

    Выбери одно из слов, заключенных в скобки, которое правильно закончит начатое предложение.

Второй субтест

    Здесь в каждой строке написано пять слов, из которых четыре можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этой группе не относится. Это «лишнее» слово надо найти и исключить его

Третий субтест

    Внимательно прочитай эти примеры. В них слева написана пара слов, которые находятся в какой-то связи между собой. Справа – одно слово над чертой и пять слов под чертой. Тебе нужно выбрать одно слово из пяти под чертой, которое связано со словом над чертой точно так же, как это сделано в первой паре слов.

Четвертый субтест

    Эти слова можно назвать одним названием, каким?

    Перед предъявлением каждого субтеста подробно рассматривались примеры заданий (не включенные в субтесты). Только убедившись, что все дети поняли задание, можно начинать диагностику.

Тест 1 А

Выбери одно из слов, заключенных в скобки, которое правильно закончит начатое предложение. Подчеркни его.

  1. У сапога есть (шнурок, пряжа, подошва, ремешки, пуговица)
  2. В теплых краях обитает (волк, медведь, олень, верблюд, тюлень)
  3. В году (24, 12, 4, 7, 3 месяцев)
  4. Месяц зимы (сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март)
  5. В России не живет (соловей, аист, синица, страус, скворец)
  6. Отец старше своего сына (часто, всегда, иногда, редко, никогда)
  7. Время суток (год, месяц, неделя, день, понедельник)
  8. Вода всегда (прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная)
  9. У дерева всегда есть (листья, цветы, плоды, корень, тень)
  10. Город России (Париж, Москва, Лондон, Варшава, София)

Тест 2 А

Четыре слова каждой строчки можно объединить в одну группу и дать ей название. Одно слово к этой группе не относиться. Найди его и подчеркни.

Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.

Река, озеро, море, мост, болото.

Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата.

Киев, Харьков, Москва, Лондон, Одесса.

Шиповник, сирень, каштан, жасмин, боярышник.

Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат.

Иван, Петр, Нестеров, Макар, Андрей.

Курица, петух, лебедь, гусь, индюк.

Число, деление, вычитание, сложение, умножение.

Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный.

Тест 3 А

Прочти внимательно слова из левого столбика. Они связаны между собой. Выбери из слов правого столбика под чертой такое, которое будет связано со словом над чертой так же, как слова левого столбика и подчеркни его.

огурец

овощ

георгин

сорняк, роса, садик, цветы, земля

огород

морковь

сад

забор, грибы, яблоня колодец, скамейка

учитель

ученик

врач

очки, больные, палата, больной, термометр

цветок

ваза

птица

клюв, галка, гнездо, яйцо, перья

перчатка

рука

сапог

чулки, подошва, кожа, нога, щетка

темный

светлый

мокрый

 солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный

часы

время

термометр

стекло, температура, кровать, больной, врач

машина

мотор

лодка

река, моряк, болото, парус, волна

стул

деревянный

игла

острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная

стол

скатерть

пол

мебель, ковер, пыль, доска, гвозди

Тест 4 А

Подбери общее название для слов каждой строки. Запиши его.

Метла, лопата _______

Окунь, карась _______

Лето, зима _______

Огурец, помидор _______

Сирень, шиповник _______

Шкаф, диван _______

День, ночь ______

Слон, муравей _______

Июнь, июль _______

Дерево, цветок ______

Тест 1 Б

Выбери одно из слов, заключенных в скобки, которое правильно закончит начатое предложение. Подчеркни его.

  1. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода)
  2. Сарай (сеновал, лошади, крыша, скот, стены)
  3. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага)
  4. Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слова)
  5. Игра (карты, игроки, штрафы, наказание, правила)
  6. Газета (правда, приложения, телеграммы, бумага, редактор)
  7. Лес (земля, волк, деревья, грибы, охотник)
  8. Книга (рисунок, рассказ, бумага,  оглавление, текст)
  9. Город (машина, здания, улицы, люди, велосипед)
  10.  Война (аэроплан, пушки, сражения, ружья, солдаты)

Тест 2 Б

Четыре слова каждой строчки можно объединить в одну группу и дать ей название. Одно слово к этой группе не относиться. Найди его и подчеркни.

Книга, портфель, чемодан, кошелек.

Печка, керосинка, свеча, электроплитка.

Часы, очки, весы, термометр.

Лодка, тачка, мотоцикл, велосипед.

Самолет, гвоздь, пчела, вентилятор.

Дерево, этажерка, метла, вилка.

Дедушка, учитель, мама, папа.

Иней, пыль, дождь, роса.

Вода, ветер, уголь, трава.

Минута, секунда, час, вечер.

Тест 3 Б

Прочти внимательно слова из левого столбика. Они связаны между собой. Выбери из слов правого столбика под чертой такое, которое будет связано со словом над чертой так же, как слова левого столбика и подчеркни его.

лошадь

жеребенок

корова

пастбище, рога, молоко, теленок, бык

яйцо

скорлупа

картофель

курица, огород, капуста, суп, шелуха

ложка

каша

вилка

масло, нож, тарелка, мясо, посуда

ухо

слышать

зубы

видеть, лечить, рот, щека, жевать

собака

шерсть

щука

овца, ловкость, рыба, удочки, чешуя

чай

сахар

суп

вода, тарелка, курица, соль, ложка

дерево

сук

рука

топор, перчатки, нога, работа, палец

песня

глухой

картина

хромой, слепой, художник, рисунок

вода

жажда

пища

пить, голод, хлеб, рот, еда

хлеб

пекарь

дом

вагон, город, жилище, строитель, дверь

Тест 4 Б

Подбери общее название для слов каждой строки. Запиши его.

Тарелки, стаканы, миски ______

Столы, стулья, диваны ______

Рубашки, брюки, платья ______

Супы, каши, кисели ______

Туфли, тапочки, валенки ______

Березы, липы, ели ______

Воробьи, голуби, гуси ______

Караси, окуни, щуки ______

Одуванчики, розы, ромашки ______

Малина, земляника, вишня ________

   

Обработка  результатов

По заданиям первого типа

L(1) – первый блок – задания № 1, 2

    Верное решение одного задания оценивается в 1 балл. За неверное решение баллы не начисляются. Таким образом, по первому блоку возможны 3 результата: 2, 1, 0 баллов. Если результат испытуемого равен 1 или 0 баллов, то задания следующего блока не предлагаются.

L(2) – второй блок – задания № 3-5

    Верное решение оценивается в 2 балла. За неверное решение баллы не начисляются. Задания следующего блока предлагаются только в том случае, если результат по второму блоку равен 6 баллам. Возможны 4 результата: 6, 4, 2, 0 баллов.

L(3) – третий блок – задания № 6-8

    Верное решение оценивается в 3 балла. За неверное решение баллы не начисляются. Возможны 4 результата: 9, 6, 3, 0 баллов.

По заданиям второго типа

К(1) – первый блок – задания № 9-1

Три правильных ответа оцениваются в 10 баллов. Два правильных ответа оцениваются 3 баллами. Если правильных ответов меньше двух, то испытуемый получает 0 баллов. Возможны 3 результата: 10, 3, 0 баллов.

    Задание второго уровня сложности предъявляется испытуемому только в том случае, если за первый блок получено 10 баллов.

К(2) – второй блок – задание № 12

    Верное решение оценивается в 10 баллов. За неверное решение баллы не начисляются. Возможны 2 результата: 10, 0 баллов.

    Путем обработки полученных результатов можно получить классификацию коэффициентов интеллектуальных способностей, которая представлена в табл


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Учусь учиться". Петерсон Л.Г. 1 - 4 класс. Школа 2000...

Рабочая программа курса «Мир деятельности» основана на авторской программе Петерсон Л.Г. «Программа надпредметного курса «Мир деятельности» для учащихся 1−4 классов», ориентирована на формирование общ...

рабочая программа по внеурочной деятельности "Учись учиться"

Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование на 4 года....

Программа по внеурочной деятельности "Учись учиться. Занимательная математика"

Программа по внеурочной деятельности "Учись учиться. Занимательная математика"...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Учимся учиться"

Программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Учись учиться"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "УЧись учиться"...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Учись учиться"

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности  «Учись учиться»  составлена на основе  ФГОС   НОО, ООП МОУ «Узуновская СОШ», Примерной программы вн...