Программа по внеурочной деятельности "Учись учиться" 1-4 класс
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Березовская средняя общеобразовательная школа»
Утверждаю Директор МБОУ СОШ ________ А.В.Жуков «___» ___________2018г. |
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Учись учиться»
Составила: учитель начальных классов
Корешкова Юлия Юрьевна
2018-2019 уч. год
Пояснительная записка
Настоящая программа обращена к актуальной проблеме психологического стимулирования и актуализации процесса развития познавательной сферы учащихся начальной школы. В жизни ребёнку нужны не только базовые навыки, такие как, умение читать, писать, решать, слушать и говорить, но и умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, умение дать адекватную самооценку, уметь творить и сотрудничать и т.д. Недостаточная сформированность познавательных процессов создают проблемы в обучении младшего школьника. Часто бывает так, что читающий, считающий и пишущий ребёнок испытывает затруднения при выполнении заданий на логическое мышление. Всё говорит о том, что у ученика недостаточно развиты такие психические процессы, как произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память. Поэтому важно сформировать у ребёнка внимательность, умение рассуждать, анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов, развивать познавательную активность.
Нестандартные задания - это мощное средство активизации умственной деятельности учащихся. С помощью учителя ребенок должен научиться рассуждать, выделять главное, анализировать разные факты и точки зрения, сопоставлять и сравнивать их, задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать ответы на них.
Цель программы - это развитие и коррекция школьно-значимых функций, познавательных процессов младших школьников с целью улучшения восприятия, переработки и усвоения программного материала, повышение уровня обучаемости детей средствами комплексно разработанных заданий
Задачи программы
Обучающие:
- формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);
- углубление и расширение знаний учащихся исходя из интересов и специфики их способностей.
Развивающие:
- формирование и развитие логического мышления;
- развитие внимания (устойчивость, концентрация, расширение объёма, переключение и т.д.);
- развитие памяти (формирование навыков запоминания, устойчивости, развитие смысловой памяти);
- развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации;
- развитие точных и дифференцированных движений пальцев и кистей рук;
- развитие психологических предпосылок овладения учебной деятельностью (умение копировать образец, умение слушать и слышать учителя, т.е. умение подчиняться словесным указаниям учителя; умение учитывать в своей работе заданную систему требований);
- развитие речи и словарного запаса учащихся;
- развитие быстроты реакции.
Воспитательные:
- формирование положительной мотивации к учению.
- формирование адекватной самооценки, объективного отношения ребёнка к себе и своим качествам;
- формирование умения работать в группе
Курс развивающих занятий нацелен на решение задач и интеллектуально-личностно-деятельностного развития младших школьников.
Отличительные особенности программы
Отличительной особенностью программы «Учись учиться» является развитие школьно-значимых функций, познавательных способностей через задания не учебного характера, поэтому серьёзная работа принимает форму игровой деятельности. Ведь именно игра помогает младшим школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, оказывая благотворное влияние на развитие и личностно-мотивационную сферу. Но в то же время систематическое выполнение данных заданий определяет успешность овладения школьниками общеучебными и предметными умениями, полноценность усвоения учебного материала, готовит учащихся к участию в интеллектуальных марафонах и конкурсах.
Реализация программы рассчитана на четыре года, т.е. познавательные процессы ребёнка развиваются на всём протяжении обучения его в начальной школе.
Основные принципы, на которых построена программа:
- Принцип развивающего обучения. Данная программа реализуется на основе положения о ведущей роли обучения в развитии ребенка, учитывая «зону его ближайшего развития». Она направлена обучить школьников начальной школы умениям выполнять основные операции с понятиями: анализ, сопоставление и объединение по сходным признакам, обобщение и установление разных видов логических связей. Перечисленные операции, являясь способами выполнения мыслительной деятельности, составляют основу для рассуждений и умозаключений, представляющих собой сложные целенаправленные акты мышления. У школьников на занятиях формируются умения проводить семантический анализ и понимать общий и переносный смысл слов, фраз, текстов - развитие речевого мышления, стимулирование точной речи.
- Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Содержание программы построено с учетом развития основных особенностей умственного развития детей, индивидуального подхода к учащимся:
- системность: задания располагаются в определённом порядке - один вид деятельности сменяет другой;
- принцип «спирали»: в занятиях задания повторяются;
- принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются по мере их овладения. Каждый тип заданий и упражнений служит подготовкой для выполнения следующего, более сложного задания.
- увеличение объёма материала от класса к классу.
- Принцип доступности. Максимальное раскрытие перед ребенком механизмов и операций логического и речевого мышления с целью их полного понимания. Использование в заданиях максимально разнообразного материала, относящегося к разным областям знаний и различным школьным предметам.
- Деятельностный принцип. Занятия проходят на взаимоотношениях сотрудничества, взаимопомощи, соревнований учащихся, которые облегчают усвоение новых мыслительных операций и интеллектуальных действий, способствуют речевому развитию, формированию положительной мотивации к познавательной деятельности. При выполнении заданий, контролируется и правильность их выполнения, оказывается поддержка и стимулируется активность ребенка. Ученик сам оценивает свою деятельность в конце каждого занятия в специальной таблице.
Таким образом, достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.
Существенной особенностью занятий по развитию познавательных процессов в отличие от традиционных предметных уроков является перенесение акцента с результативной стороны учения на его процессуальную сторону. На уроках не ставятся отметки, но оценивание осуществляется обязательно. В конце каждого занятия ученику предлагается таблица для оценки своей работы на каждом занятии. Дети избавляются от «отметочной» психологии, они не боятся дать ошибочный ответ, так как никаких неудовлетворительных отметок за ним не последует. У детей постепенно формируется отношение к этим урокам как к средству развития своей личности.
Сроки реализации программы
Образовательная программа рассчитана на 4 года обучения. В первом классе 68 часов, во 2-4 классах по 34 часа. Общая продолжительность обучения составляет 170 часов.
Программа рассчитана на детей 7-11 лет.
Формы и режим занятий
Методика предусматривает проведение занятий в различных формах: групповой, парной, индивидуальной. Занятия проводятся: в 1 классе два раза в неделю по 40 минут (понедельник, среда ) во 2-4 классах один раз в неделю по 40 минут ( во 2 классе во вторник; в 3 классе в четверг; в 4 классе в пятницу)
Ожидаемые результаты
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- овладевать навыками самоконтроля, самооценки, искать и исправлять свои ошибки
- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя
- учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению
- строить речевое высказывание в устной форме
- концентрировать, переключать своё внимание
Познавательные УУД:
- уметь логически рассуждать, пользуясь приёмами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации
- выделять существенные признаки и закономерности предметов
- развить вербально-логическое мышление
- учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя
- улучшить уровень пространственной сообразительности, зрительно-моторной координации, уровень внимания и ассоциативной памяти
Коммуникативные УУД:
- учиться работать в паре и в группе
- выполнять различные роли
- слушать и понимать речь других ребят
- осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией.
Личностные результаты
Знать: • о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии;
- правила общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к успеху, неудачам;
Уметь: • анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели
- налаживать контакт с людьми;
- правильно взаимодействовать с партнерами
- выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой и игровой деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Курс представляет собой сборник игр и упражнений тренировочного характера, воздействующих непосредственно на психические качества ребёнка: память, внимание, наблюдательность, быстроту реакции, мышление, развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации.
Именно игра помогает младшим школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, оказывая благотворное влияние на развитие и личностно-мотивационную сферу. Приступая к каждому заданию, учитель получает возможность выяснить в какой мере ребёнок нуждается в тренировке памяти, внимания, мышления, чему нужно уделить больше времени и сил. Если в начале учебного года выполнение многих заданий вызывает у детей трудности, так как на уроках они не встречались с заданиями такого типа, то в конце года учащиеся работают самостоятельно. Занятия построены так, что один вид деятельности сменяется другим — это позволяет сделать работу динамичной и менее утомительной.
Курс включает в себя следующие направления:
— формирование общеинтеллектуальных умений ( операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);
— развитие внимания (устойчивость, концентрация, расширение объема, переключение, самоконтроль и т.д.);
— развитие памяти (расширение объема, формирования навыков запоминания, устойчивости, развитие смысловой памяти);
— развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации;
— формирование учебной мотивации;
— развитие личностной сферы.
Тематическое планирование
Названия тем являются «условными», так как на каждом занятии происходит развитие познавательных процессов в комплексе (мышления, внимания, памяти, зрительно-моторной координации, пространственных представлений), а не одного какого-то процесса.
Название темы | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | Итого |
Развитие внимания | 12 | 4 | 4 | 3 | 23 |
Развитие памяти | 10 | 4 | 4 | 3 | 21 |
Развитие мышления | 20 | 12 | 14 | 16 | 62 |
Анализ , синтез, классификация | 14 | 10 | 10 | 10 | 44 |
Развитие моторики и координации | 10 | 2 | - | - | 12 |
Начальная диагностика (тестирование) | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
Итоговая диагностика ((тестирование) | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
Итого | 68 | 34 | 34 | 34 | 170 |
Содержание программы
1 класс
-Упражнения на развитие умения классифицировать предметы и слова.
«Допиши по аналогии», «Раздели на группы», «Нарисуй по точкам».
- Упражнения на развитие умения обобщать, анализировать, сопоставлять понятия.
«Найди слово в слове», «Шифровальщик», «Повтори фигуру».
- Упражнения на развитие умения владеть операциями анализа и синтеза.
«Преврати одни слова в другие», «Вставь слово», «Нарисуй по точкам».
- Упражнения на развитие зрительно-моторной координации.
«Восстанови порядок», «Нарисуй по точкам», «Найди слова».
- Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать).
«Найди общее название», «Соедини половинки слов», «Нарисуй по точкам».
-Упражнения на развитие способности к классификации, абстрагированию.
«Замени одним словом», «Найди лишнее слово», «Нарисуй по точкам».
- Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.
«Подчеркни «наоборот», «Вставь числа», «Нарисуй по точкам».
- Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать).
«Найди общее название», «Шифровальщик», «Нарисуй по точкам».
-Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.
«Найди лишнее слово», «Допиши по аналогии», «Нарисуй такую же фигуру».
- Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.
«Допиши по аналогии», «»Допиши «наоборот», «Нарисуй такую же фигуру».
- Упражнения на развитие внимания, наблюдательности, навыков устного счёта.
«Тренируй внимание», «Соедини половинки слов», «Раскрась картинку».
- Упражнения на развитие внимания.
«Тренируй внимание», «Найди пару», «Раскрась картинку».
- Упражнения на развитие внимания, ассоциативной памяти.
«Собери слова», «Шифровальщик», «Раскрась картинку».
- Упражнения на развитие умения владеть операциями анализа и синтеза.
«Преврати одни слова в другие», «Составь слова», «Раскрась картинку».
- Упражнения на развитие зрительно-моторной координации.
«Выбери правильный ответ», «Найди слова», «Раскрась картинку».
- Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать).
«Продолжи ряд слов», «Соедини половинки слов», «Нарисуй такую же фигуру».
- Итоговое занятие. Диагностика, тестирование.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН на 1 класс
№ | Дата | ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ | |
Характеристика деятельности детей | |||
Знакомство с содержанием курса. Пространственно-ориентированные задания. Рисование по точкам. | Ориентация на клетчатом листе бумаги. Повторение заданного узора. Умение сравнивать и оценивать выполненные задания. Анализ и самостоятельное воспроизведение повторяющегося графического узора. Составление картинки из геометрических фигур. Нахождение закономерностей в построении узора. Установление связей между понятиями. Подбор слов противоположных и близких по значению. Умение соотносить число и букву для разгадки зашифрованного слова. Составление рисунка из геометрических фигур. Развитие навыков чтения, обогащение словарного запаса. Знакомство с правилами разгадывания ребусов. | ||
Воспроизведение повторяющегося узора. Мозаика. Разгадывание загадок. | |||
Графические диктанты. Игра «Продолжи узор». Рисование по точкам. | |||
Графические диктанты. Рисование по клеточкам. Разгадывание загадок. | |||
Подбор слов по аналогии. Игра «Исключи лишнее». Решение логических задач. | |||
Рисование фигуры по клеточкам по приведённому образцу. Продолжение закономерности. | |||
Графические диктанты. Игра «Дорисуй девятое». | |||
Продолжение логического ряда. Игра «Восстанови порядок». Рисование по точкам. | |||
Нахождение лишнего слова. Разгадывание загадок. Игра «Дорисуй девятое». | |||
Продолжение цепочки слов. Игры «Внимательный художник», «Сложи рисунок» | |||
Графические диктанты. Рисование по точкам. Игра «Сложи квадрат». | |||
Подбор общего названия для группы предметов. Игра «Шифровальщик». | |||
Подбор антонимов и синонимов. Рисование по точкам. | |||
Разгадывание загадок. Рисование по клеточкам подобной фигуры. Мозаика. | |||
Разгадывание ребусов. Игры «Шифровальщик», «Найди отличия». | |||
Логические задачи. Рисование подобных фигур на клетчатой бумаге. | |||
Нахождение закономерностей в узоре, продолжение узора. Разгадывание загадок. | |||
Нахождение слов в таблице среди букв. Логические задачи. Рисование по точкам. | |||
Нахождение общего названия для группы предметов. Рисование по клеткам подобной фигуры. | |||
Решение логических задач. Разгадывание ребусов. Мозаика. | |||
Нахождение лишнего слова. Рисование подобной фигуры. Игра «Найди отличия». | |||
Нахождение недостающей фигуры. Разгадывание загадок. Игра «Сложи квадрат». | |||
Графические диктанты. Игра «Продолжи узор». Логические задания со спичками. | |||
Тренировка внимания. Игра «Что изменилось?» Раскрашивание картинки в соответствии с заданием. | |||
Игры на развитие памяти. Логические задачи, ребусы. Рисование по точкам. | |||
Тренировка внимания. Игра «Найди отличия». Графические диктанты. | |||
Нахождение слов среди букв в таблице. Игра «Наоборот» (слова-антонимы). Мозаика. | |||
Игры на развитие логического мышления. Игра «Составь слово». Раскрашивание картинки в соответствии с заданием. | |||
Игры на внимание: «Что изменилось?», «Шифровальщик». Рисование подобной фигуры. | |||
Разгадывание ребусов. Логические задания со спичками. Рисование по точкам. | |||
Логические задачи. Игры на развитие фонематического слуха. Графические диктанты. | |||
Тренировка внимания: нахождение чисел в таблице. Игра «Что изменилось?». Рисование подобной фигуры. | |||
Игры на внимание и на развитие логического мышления. | |||
Всего: |
Содержание программы 2 класс
Раздел 1. Введение в программу
Занятие 1.1 Вводное занятие.
Знакомство с программой и обучением. Инструктаж по технике безопасности.
Занятие 1.2 Вводное занятие.
Входная диагностика и тестирование.
Раздел 2. Развивающие занятия.
Занятие 2.1 Упражнения на развитие умения владеть операциями анализа и синтеза.
«Восстанови слова», «Найди слова», «Найди пару», «Нарисуй такую же фигуру».
Занятие 2.2 Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.
«Вставь по аналогии», «Слова рассыпались», «Развивай быстроту реакции», «Нарисуй такую же фигуру».
Занятие 2.3 Упражнения на развитие умения классифицировать предметы и слова.
«Найди лишнее слово», «Найди слова», «Допиши пословицу», «Нарисуй такую же фигуру».
Занятие 2.4 Упражнения на развитие умения устанавливать различные виды отношений между понятиями.
«Соедини половинки слов», «Слова рассыпались», «Наоборот», «Нарисуй такую же фигуру».
Занятие 2.5 Упражнения на развитие мышления (процессы синтеза).
«Найди лишнее слово», «Восстанови слова», «Составь новое слово», «Нарисуй такую же фигуру».
Занятие 2.6 Упражнения на развитие вербально - смыслового анализа.
«Составь новое слово», «Вставь по аналогии», «Крылатые» выражения», «Нарисуй такую же фигуру».
Занятие 2.7 Упражнения на развитие умения
устанавливать связи между понятиями.
«Вставь по аналогии», «Найди лишнее слово», «Найди пару», «Нарисуй такую же фигуру».
Занятие 2.8 Упражнения на развитие логического мышления.
«Подбери слово», «Тренируй логическое мышление», «Найди общее название», «Нарисуй такую же фигуру».
Занятие 2.9 Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.
«Найди лишнее слово», «Проведи аналогию», «Составь новые слова», «Нарисуй такую же фигуру».
Занятие 2.10 Упражнения на развитие быстроты реакции.
«Вставь по аналогии», «Развивай быстроту реакции», «Составь пару», «Нарисуй такую же фигуру».
Занятие 2.11 Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.
«Вставь по аналогии», «Составь пару», «Превращение слов», «Нарисуй такую же фигуру».
Занятие 2.12 Упражнения на развитие вербально - понятийного мышления.
«Составь пару», «Найди общее название», «Найди пару», «Нарисуй такую же фигуру». Занятие 2.13 Упражнения на развитие умения классифицировать предметы и слова.
«Найди общее название», «Раздели слова на группы», «Найди пару», «Нарисуй такую же фигуру».
Занятие 2.14 Упражнения на развитие вербально - понятийного мышления.
«Найди пару», «Найди общее название», «Нарисуй такую же фигуру», «Найди лишнее слово».
Занятие 2.15 Упражнения на развитие умения устанавливать различные виды отношений между понятиями.
«Составь новые слова», «Найди лишнее слово», «Наоборот», «Нарисуй такую же фигуру». Занятие 2.16 Упражнения на развитие мышления (процессы синтеза).
«Найди слова», «Слова рассыпались», «Найди общее название», «Нарисуй такую же фигуру».
Занятие 2.17 Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.
«Вставь по аналогии», «Составь слова», «Продолжи числовой ряд», «Нарисуй такую же фигуру».
Занятие 2.18 Упражнения на развитие вербально - логического мышления.
«Допиши определения», «Найди лишнее слово», «Нарисуй такую же фигуру», «Продолжи числовой ряд».
Занятие 2.19 Упражнения на развитие внимания, ассоциативной памяти.
«Шифровальщик», «Найди пару», «Допиши определения», «Нарисуй такую же фигуру». Занятие 2.20 Упражнения на развитие умения устанавливать различные виды отношений между понятиями.
«Найди общее название», «Восстанови слова», «Развивай логику», «Нарисуй такую же фигуру».
Занятие 2.21 Упражнения на развитие внимания.
«Раздели слова на группы», «Найди пару», «Тренируй внимание», «Нарисуй такую же фигуру».
Занятие 2.22 Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.
«Найди все слова в строчках», «Вставь по аналогии», «Впиши слова», «Нарисуй такую же фигуру».
Занятие 2.23 Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.
«Раздели слова на группы», «Составь слово», «Волшебный квадрат», «Нарисуй такую же фигуру».
Занятие 2.24 Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.
«Превращение слов», «Вставь по аналогии», «Шифровальщик», «Нарисуй такую же фигуру».
Занятие 2.25 Упражнения на развитие мыслительной операции анализ через синтез.
«Развивай логику», «Восстанови слова», «Анаграммы», «Нарисуй такую же фигуру».
Занятие 2.26 Упражнения на развитие внимания, ассоциативной памяти.
«Раздели слова на группы», «Шифровальщик», «Найди лишнее слово», «Нарисуй такую же фигуру».
Занятие 2.27 Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.
«Вставь по аналогии», «Найди лишнее слово», «продолжи числовой ряд», «Нарисуй такую же фигуру».
Занятие 2.28 Упражнения на развитие вербально - смыслового анализа.
«Раздели слова на группы», «Крылатые выражения», «Развивай внимание», «Нарисуй такую же фигуру».
Занятие 2.29 Упражнения на развитие внимания.
«Найди общее название», «Слова рассыпались», «Развивай внимание», «Нарисуй такую же фигуру».
Занятие 2.30 Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.
«Слова рассыпались», «Вставь по аналогии», «Нарисуй такую же фигуру», «Найди общее название».
Раздел 3. Подведение итогов.
Занятие 3.1 Итоговая диагностика и тестирование.
Занятие 3.2 Итоговая диагностика и тестирование (продолжение).
Календарно-тематический план 2 класс
№ п/п | Дата | Название темы | Кол-во час |
1 | Знакомство с программой и обучением. Инструктаж по технике безопасности | 1 | |
2 | Начальная диагностика (тестирование) | 1 | |
3 | Упражнения на развитие умения владеть операциями анализа и синтеза | 1 | |
4 | Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями | 1 | |
5 | Упражнения на развитие умения классифицировать предметы и слова | 1 | |
6 | Упражнения на развитие умения устанавливать различные виды отношений между понятиями | 1 | |
7 | Упражнения на развитие мышления (процессы синтеза) | 1 | |
8 | Упражнения на развитие вербально – смыслового анализа | 1 | |
9 | Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями | 1 | |
10 | Упражнения на развитие логического мышления | 1 | |
11 | Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями | 1 | |
12 | Упражнения на развитие быстроты реакции | 1 | |
13 | Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями | 1 | |
14 | Упражнения на развитие вербально - понятийного мышления | 1 | |
15 | Упражнения на развитие умения классифицировать предметы и слова | 1 | |
16 | Упражнения на развитие вербально - понятийного мышления | 1 | |
17 | Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями | 1 | |
18 | Упражнения на развитие умения устанавливать различные виды отношений между понятиями | 1 | |
19 | Упражнения на развитие мышления (процессы синтеза) | 1 | |
20 | Упражнения на развитие вербально – логического мышления | 1 | |
21 | Упражнения на развитие внимания, ассоциативной памяти | 1 | |
22 | Упражнения на развитие умения устанавливать различные виды отношений между понятиями | 1 | |
23 | Упражнения на развитие внимания. | 1 | |
24 | Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями | 1 | |
25 | Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями. | 1 | |
26 | Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями | 1 | |
27 | Упражнения на развитие мыслительной операции анализ через синтез | 1 | |
28 | Упражнения на развитие внимания, ассоциативной памяти | 1 | |
29 | Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями. | 1 | |
30 | Упражнения на развитие вербально – смыслового анализа | 1 | |
31 | Упражнения на развитие внимания | 1 | |
32 | Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями | 1 | |
33 | Упражнения на развитие внимания | 1 | |
34 | Диагностика, тестирование | 1 |
Содержание программы 3 класс
Раздел 1. Введение в программу
Занятие 1.1 Вводное занятие.
Знакомство с программой и обучением. Инструктаж по технике безопасности.
Занятие 1.2 Вводное занятие.
Начальная диагностика и тестирование.
Раздел 2. Развивающие занятия.
Занятие 2.1 Упражнения на развитие мышления (вербальное, мыслительные операции анализа и синтеза). Развитие пространственных представлений.
«Проведи аналогию», «Шифровальщик», «Составь анаграмму», «Дорисуй по клеточкам».
Занятие 2.2 Упражнения на развитие зрительной памяти.
«Вставь недостающее слово», «Найди лишнее слово»», «Найди слова в слове», «Потренируй память»,
Занятие 2.3 Упражнения на развитие внимания, ассоциативной памяти.
«Проведи аналогию», «Шифровальщик», «Развивай внимание», «Дорисуй по клеточкам».
Занятие 2.4 Упражнения на развитие пространственных представлений, мыслительных операций анализа и синтеза.
«Потренируй логическое мышление», «Развивай память», «Найди слова в слове», «Нарисуй фигуру по клеточкам».
Занятие 2.5 Упражнения на развитие вербально - логического мышления.
«Найди общее название», «Развивай внимание», «Найди все слова в строчках», «Дорисуй по клеточкам».
Занятие 2.6 Упражнения на развитие внимания.
«Проведи аналогию», «Найди лишнее слово», «Развивай быстроту реакции», «Развивай внимание».
Занятие 2.7 Упражнения на развитие вербально - логического мышления.
«Тренируй внимание», «Найди лишнее слово», «Тренируй внимание», «Развивай быстроту реакции».
Занятие 2.8 Упражнения на развитие способности к классификации и
абстрагированию.
«Проведи аналогию», «Найди общее название», «Получи новое слово», «Тренируй память».
Занятие 2.9 Упражнения на развитие способности к классификации и
абстрагированию.
«Объедини слова по смыслу», «Найди общее название», «Развивай логическое мышление», «Развивай внимание».
Занятие 2.10 Упражнения на развитие вербально - логического мышления.
«Восстанови слова», «Найди лишнее слово», «Проведи аналогию», «Посмотри и запомни».
Занятие 2.11 Упражнения на развитие способности к классификации и
абстрагированию.
«Восстанови рассказ», «Найди все слова в строчках», «Развивай внимание», «Выбери два главных слова».
Занятие 2.12 Упражнения на установление связи между понятиями.
«Найди лишнее словосочетание», «Тренируй логической мышление», «Дорисуй по клеточкам», «Вставь по аналогии».
Занятие 2.13 Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию.
«Составь пропорции», «Расшифруй предложения», «Развивай логической мышление», «Дорисуй по клеточкам».
Занятие 2.14 Упражнения на развитие концентрации и избирательности внимания.
«Найди лишнее словосочетание», «Вставь букву», «Найди все слова в строчках», «Дорисуй по клеточкам».
Занятие 2.15 Упражнения на развитие внимания и ассоциативной памяти.
«Составь слова», «Восстанови слова», «Найди лишнее слово», «Тренируй внимание».
Занятие 2.16 Упражнения на развитие вербально - логического мышления.
«Составь анаграмму», «Нарисуй по клеточкам», «Шифровальщик», «Соедини половинки слов»,
Занятие 2.17 Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию.
«Составь слова», «Проведи аналогию», «Нарисуй по клеточкам», «Закончи предложение».
Занятие 2.18 Упражнения на развитие вербально - логического мышления.
«Найди лишнее слово», «Восстанови слова», «Соедини половинки слов», «Нарисуй по клеточкам».
Занятие 2.19 Упражнения на развитие вербально - логического мышления.
«Проведи аналогию», «Восстанови рассказ», «Выбери два главных слова», «Нарисуй по клеточкам».
Занятие 2.20 Упражнения на установления связи между понятиями.
«Составь пропорции», «Составь слова», «Из двух слов составь одно», «Нарисуй по клеточкам».
Занятие 2.21 Упражнения на развитие логического мышления.
«Развивай логическое мышление», «Продолжи числовой ряд», «Найди лишнее слово», «Нарисуй по клеточкам».
Занятие 2.22 Упражнения на развитие зрительной памяти.
«Развивай зрительную память», «Найди общее название», «Нарисуй по клеточкам», «Восстанови рассказ».
Занятие 2.23 Упражнения на развитие зрительной памяти.
«Получи новое слово», «Проведи аналогию», «Развивай зрительную память», «Исправь ошибки».
Занятие 2.24 Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления.
«Проведи аналогию», «Развивай зрительную память», «Развивай логическое мышление», «Нарисуй по клеточкам».
Занятие 2.25 Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления.
«Составь пропорции», «Найди лишнее слово», «Нарисуй по клеточкам», «Вставь недостающее слово».
Занятие 2.26 Упражнения на развитие логического мышления.
«Найди слова в слове», «Тренируй логическое мышление», «Развивай внимание», «Нарисуй по клеточкам».
Занятие 2.27 Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления.
«Проведи аналогию», «Развивай логическое мышление», «Мегаграммы», «Развивай зрительную память».
Занятие 2.28 Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления.
«Двойные значение», «Найди общее название», «Найди лишнее слово», «Тренируй внимание».
Занятие 2.29 Упражнения на развитие логического мышления.
«Развивай логическое мышление», «Найди лишнее слово», «Соедини половинки слов», «Нарисуй по клеточкам».
Занятие 2.30 Упражнения на развитие ассоциативного мышления.
«Развивай ассоциативное мышление», «Развивай быстроту реакции», «Нарисуй по клеточкам», «Составь слова».
Раздел 3. Подведение итогов.
Занятие 3.1 Итоговая диагностика и тестирование.
Занятие 3.2. Выставка-конкурс «Лучшая книга».
Календарно-тематическое планирование 3 класс
№ п/п | Дата | Название темы | Кол-во часов |
1 | Знакомство с программой и обучением. Инструктаж по технике безопасности. | 1 | |
2 | Начальная диагностика (тестирование) | 1 | |
3 | Упражнения на развитие мышления (вербальное, мыслительные операции анализа и синтеза). Развитие пространственных представлений. | 1 | |
4 | Упражнения на развитие зрительной памяти | 1 | |
5 | Упражнения на развитие внимания, ассоциативной памяти | 1 | |
6 | Упражнения на развитие пространственных представлений, мыслительных операций анализа и синтеза | 1 | |
7 | Упражнения на развитие вербально - логического мышления | 1 | |
8 | Упражнения на развитие внимания | 1 | |
9 | Упражнения на развитие вербально - логического мышления | 1 | |
10 | Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию. | 1 | |
11 | Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию | 1 | |
12 | Упражнения на развитие вербально - логического мышления | 1 | |
13 | Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию | 1 | |
14 | Упражнения на установление связи между понятиями | 1 | |
15 | Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию | 1 | |
16 | Упражнения на развитие концентрации и избирательности внимания | 1 | |
17 | Упражнения на развитие внимания и ассоциативной памяти | 1 | |
18 | Упражнения на развитие вербально - логического мышления | 1 | |
19 | Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию | 1 | |
20 | Упражнения на развитие вербально - логического мышления | 1 | |
21 | Упражнения на развитие вербально - логического мышления | 1 | |
22 | Упражнения на установления связи между понятиями | 1 | |
23 | Упражнения на развитие логического мышления | 1 | |
24 | Упражнения на развитие зрительной памяти | 1 | |
25 | Упражнения на развитие зрительной памяти | 1 | |
26 | Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления | 1 | |
27 | Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления | 1 | |
28 | Упражнения на развитие логического мышления | 1 | |
29 | Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления | 1 | |
30 | Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления | 1 | |
31 | Упражнения на развитие логического мышления | 1 | |
32 | Упражнения на развитие ассоциативного мышления | 1 | |
33 | Диагностика, тестирование | 1 | |
34 | Диагностика, тестирование | 1 |
Содержание программы 4 класс
Раздел 1. Введение в программу Занятие 1.1 Вводное занятие.
Знакомство с программой и обучением. Инструктаж по технике безопасности.
Занятие 1.2 Вводное занятие.
Начальная диагностика и тестирование.
Раздел 2. Развивающие занятия.
Занятие 2.1 Упражнения на развитие вербально - логического мышления.
«Сделай равенство верным», «Вставь по аналогии», «Подбери выражения», «Какой фигуры не хватает?», «Восстанови рисунок по коду».
Занятие 2.2 Упражнения на развитие аналитических познавательных способностей.
«Вставь недостающий слог», «Составь слова», «Найди антонимы», «Какой фигуры не хватает?», «Восстанови рисунок по коду».
Занятие 2.3 Упражнения на развитие вербально - логического мышления.
«Вставь букву «а», «Вставь недостающий слог», «Вставь по аналогии», «Какой фигуры не хватает?», «Восстанови рисунок по коду».
Занятие 2.4 Упражнения на классификацию различным способом.
«Найди лишнее слово», «Найди названия животных», «Вставь пропущенное слово», «Какой фигуры не хватает?», «Нарисуй такую же картину».
Занятие 2.5 Упражнения на развитие способности к объединению частей в систему.
«Запиши одним словом», «Восстанови слова», «Проведи аналогию», «Какой фигуры не хватает?», «Восстанови рисунок по коду».
Занятие 2.6 Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию.
«Найди лишнее слово», «Какой фигуры не хватает?», «Расшифруй», «Запиши одним словом», «Нарисуй такую же картину».
Занятие 2.7 Упражнения на развитие способности к объединению частей в систему.
«Вставь недостающее слово», «Продолжи числовой ряд», «Получи новое слово», «Какой фигуры не хватает?», «Нарисуй такую же фигуру».
Занятие 2.8 Упражнения на развитие аналитических познавательных способностей.
«Восстанови слова», «Продолжи числовой ряд», «Найди антонимы», «Какой фигуры не хватает?», «Восстанови рисунок по коду».
Занятие 2.9 Упражнения на развитие вербально - логического мышления.
«Найди похожие слова», «Запиши одним словом», «Найди пропущенные числа», «Какой фигуры не хватает?», «Восстанови рисунок по коду».
Занятие 2.10 Упражнения на развитие внимания и ассоциативной памяти.
«Восстанови слова», «Расшифруй», «Проведи аналогию», «Какой фигуры не хватает?», «Нарисуй такую же фигуру».
Занятие 2.11 Упражнения на развитие мыслительных операций анализа и синтеза, установление закономерностей, пространственных представлений.
«Составь третье слово», «Допиши стихотворение», «Восстанови слова», «Какой фигуры не хватает?», «Нарисуй такой же замок».
Занятие 2.12 Упражнения на развитие способности к анализу, синтезу, классификации.
«Из двух слов составь одно», «Какой фигуры не хватает?», «Проведи аналогию», «Сделай равенство верным», «Нарисуй такую же рыбку, но в зеркальном отражении».
Занятие 2.13 Упражнения на развитие аналитических познавательных способностей. «Найди лишнее слово», «Какой фигуры не хватает?», «Из двух слов составь одно», «Проведи аналогию», «Нарисуй такую же лису, но в зеркальном отражении».
Занятие 2.14 Упражнения на развитие аналитических познавательных способностей. «Получи новое слово», «Восстанови слова», «Продолжи числовой ряд», «Какой фигуры не хватает?», «Восстанови рисунок по коду».
Занятие 2.15 Упражнения на развитие вербально-логического мышления.
«Восстанови слова», «Найди лишнее слово», «Анаграммы», «Какой фигуры не хватает?», «Нарисуй такого же крокодила, но в зеркальном отражении».
Занятие 2.16 Упражнения на развитие концентрации и избирательности внимания.
«Найди все слова в строчках», «Восстанови слова», «Продолжи числовой ряд», «Какой фигуры не хватает?», «Нарисуй такую же сову».
Занятие 2.17 Упражнения на развитие вербально-логического мышления.
«Восстанови слова», «Какой фигуры не хватает?», «Выбери два главных слова», «Составь анаграмму», «Нарисуй такую же лодку, но в зеркальном отражении».
Занятие 2.18 Упражнения на развитие распределения и избирательности внимания.
«Расшифруй», «Из двух слов составь одно», «Расставь знаки», «Какой фигуры не хватает?», «Восстанови рисунок по коду».
Занятие 2.19 Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию.
«Вставь недостающее слово», «Найди лишнее слово», «Составь анаграмму», «Нарисуй кабана в зеркальном отражении», «Какой фигуры не хватает?».
Занятие 2.20 Упражнения на развитие вербально-логического мышления.
«Из двух слов составь одно», «Найди общее название», «Вставь по аналогии», «Какой фигуры не хватает?», «Нарисуй такую же картину, но в зеркальном отражении».
Занятие 2.21 Упражнения на развитие мыслительных операций анализа и синтеза, установление закономерностей, пространственных представлений.
«Вставь по аналогии», «Составь третье слово», «Соедини слоги», «Какой фигуры не хватает?», «Нарисуй такой же автомобиль, но в зеркальном отражении».
Занятие 2.22 Упражнения на развитие вербально-логического мышления.
«Вставь по аналогии», «Какой фигуры не хватает?», «Найди пропущенные числа», «Найди общее название», «Восстанови рисунок по коду».
Занятие 2.23 Упражнения на развитие вербально-логического мышления.
«Вставь недостающее слово», «Вставь по аналогии», «Найди общее название», «Нарисуй вторую половину замка», «Какой фигуры не хватает?».
Занятие 2.24 Упражнения на развитие ассоциативного мышления.
«Найди общее название», «Найди пропущенные числа», «Какой фигуры не хватает?», «Вставь недостающее слово», «Восстанови рисунок по коду».
Занятие 2.25 Упражнения на развитие межпонятийных связей.
«Найди общее название», «Вставь по аналогии», «Какой фигуры не хватает?», «Восстанови рассказ», «Дорисуй вторую половину робота».
Занятие 2.26 Упражнения на развитие мыслительных операций анализа и синтеза, установление закономерностей, пространственных представлений.
«Анаграммы», «Грамматическая арифметика», «Вставь недостающее слово», «Какой фигуры не хватает?», «Нарисуй такого же лебедя, но в зеркальном отражении».
Занятие 2.27 Упражнения на развитие произвольного внимания, установление закономерностей.
«Грамматическая арифметика», «Найди слова в слове», «Найди лишнее слово», «Какой фигуры не хватает?», «Нарисуй такай же вертолёт, но в зеркальном отражении».
Занятие 2.28 Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления.
«Найди животное», «Расставь знаки», «Проведи аналогию», «Какой фигуры не хватает?», «Нарисуй такую же змею».
Занятие 2.29 Упражнения на развитие вербально-логического мышления.
«Проведи аналогию», «Расставь знаки», «Закончи выражения», «Какой фигуры не хватает?», «Нарисуй такого же жирафа, только в зеркальном отражении».
Занятие 2.30 Упражнения на развитие произвольной сферы, пространственных представлений, установление связей.
«Вставь недостающее слово», «Какой фигуры не хватает?», «Проведи аналогию», «Составь цепочку слов», «Нарисуй такую же голову лошади, но в зеркальном отражении».
Раздел 3. Подведение итогов.
Занятие 3.1 Итоговая диагностика и тестирование.
Занятие 3.2. Итоговая диагностика и тестирование.
Календарно-тематическое планирование
4 класс
№ п/п | Дата | Название темы | Колво часов |
1 | Знакомство с программой и обучением. Инструктаж по технике безопасности | 1 | |
2 | Начальная диагностика и тестирование | 1 | |
3 | Упражнения на развитие вербально – логического мышления | 1 | |
4 | Упражнения на развитие аналитических познавательных способностей | 1 | |
5 | Упражнения на развитие вербально – логического мышления | 1 | |
6 | Упражнения на классификацию различным способом | 1 | |
7 | Упражнения на развитие способности к объединению частей в систему | 1 | |
8 | Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию | 1 | |
9 | Упражнения на развитие способности к объединению частей в систему | 1 | |
10 | Упражнения на развитие аналитических познавательных способностей | 1 | |
11 | Упражнения на развитие вербально – логического мышления | 1 | |
12 | Упражнения на развитие внимания и ассоциативной памяти | 1 | |
13 | Упражнения на развитие мыслительных операций анализа и синтеза, установление закономерностей, пространственных представлений | 1 | |
14 | Упражнения на развитие способности к анализу, синтезу, классификации | 1 | |
15 | Упражнения на развитие аналитических познавательных способностей | 1 | |
16 | Упражнения на развитие аналитических познавательных способностей | 1 | |
17 | Упражнения на развитие вербально – логического мышления | 1 | |
18 | Упражнения на развитие концентрации и избирательности внимания. | 1 | |
19 | Упражнения на развитие вербально – логического мышления | 1 | |
20 | Упражнения на развитие распределения и избирательности внимания | 1 | |
21 | Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию | 1 | |
22 | Упражнения на развитие вербально – логического мышления | 1 | |
23 | Упражнения на развитие мыслительных операций анализа и синтеза, установление закономерностей, пространственных представлений | 1 | |
24 | Упражнения на развитие вербально – логического мышления | 1 | |
25 | Упражнения на развитие вербально – логического мышления | 1 | |
26 | Упражнения на развитие ассоциативного мышления | 1 | |
27 | Упражнения на развитие межпонятийных связей | 1 | |
28 | Упражнения на развитие мыслительных операций анализа и синтеза, установление закономерностей, пространственных представлений | 1 | |
29 | Упражнения на развитие произвольного внимания, установление закономерностей | 1 | |
30 | Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления | 1 | |
31 | Упражнения на развитие вербально – логического мышления | 1 | |
32 | Упражнения на развитие вербально – логического мышления | 1 | |
33 | Упражнения на развитие произвольной сферы, пространственных представлений, установление связей | 1 | |
34 | Итоговое занятие. Диагностика, тестирование | 1 |
Учебно-методическое обеспечение:
- Л.В. Мищенкова 36 занятий для будущих отличников. Методическое пособие 1 класс Программа курса РПС (развитие познавательных способностей) Изд. РостКнига, 2011
- Развивающие задания, тесты, игры, упражнения. Программа «Учись учиться» Е.В. Языканова Изд..: Экзамен, 2012. 1 класс
- Д.А. Глазунов психология Развивающие занятия 1 класс Методическое пособие с электронным приложением - М.: Глобус, 2008
- О.А. Степанова Профилактика школьных трудностей Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера,2003
- Развивающие задания, тесты, игры, упражнения. Программа «Учись учиться» Е.В. Языканова Изд..: Экзамен, 2013. 2 класс
- Развивающие задания, тесты, игры, упражнения. Программа «Учись учиться» Е.В. Языканова Изд..: Экзамен 3 класс
- Развивающие задания, тесты, игры, упражнения. Программа «Учись учиться» Е.В. Языканова Изд..: Экзамен 4 класс
- Т.А.Ратанова Диагностика умственных способностей детей: Учебное пособие.
Изд. -М.:Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс. "Оригами и развитие ребенка"
Разработана полная рабочая программа для 1 класса по курсу "Оригами и развитие ребенка" с убований ФГОС...
Программы ФГОС внеурочная деятельность 1 класс (2012-2013 уч.год)
Представляю Вашему вниманию: 4 программы внеурочной деятельности ( час здоровья, социальная деятельность, проектная деятельность, предметная деятельность ) для учащихся 1 класса...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс
Рабочая программа "В гостях у сказки " внеурочная деятельность 1 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс. по духовно-нравственному направлению "я - гражданин России"
Рабочая программа по внеурочной деятельности содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование занятий. Полностью соответствует требованиям ...
рабочие программы по внеурочной деятельности 2 класс
Рабочие программы по внеурочной деятельности: кружок "Золотая иголочка" на 1,5 часа , кружок "Юные экологи" на 1.5 часа, кружок "Юные исследователи" на 2 часа....
Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Веселый Английский"
Рабочая программа "Веселый Английский" прежназначена для внеурочной деятельности по английскому языку во 2 классе, УМК Биболетова ФГОС....
Программа по внеурочной деятельности 2 класс.
Программа по внеурочной деятельности, тематическое планирование 2 класс....