рабочая программа по внеурочной деятельности "Учись учиться"
рабочая программа на тему
Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование на 4 года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchis_uchitsya.doc | 365 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
Цель, задачи, направления курса «Учись учиться».
Принципы построения занятий, структура занятия.
1.Учебно-тематическое планирование факультативных занятий с учащимися 1-х классов по программе «Учись учиться»
2. Учебно-тематическое планирование факультативных занятий с учащимися 2-х классов по программе «Учись учиться»
3. Учебно-тематическое планирование факультативных занятий с учащимися 3-х классов по программе «Учись учиться»
4. Учебно-тематическое планирование занятий с учащимися 4-х классов по развитию познавательных процессов.
Учебно – методическое сопровождение.
Упражнения, направленные на развитие навыков саморегуляции, развитии свойств внимания, снятия эмоционального напряжения.
Упражнения, направленные на развитие памяти.
Упражнения, направленные на развитие мышления.
Рабочая программа факультативного курса
«Учись учиться»
(1-4 классы)
Пояснительная записка
С первых дней обучения ребенку предъявляются требования, касающиеся произвольности познавательных процессов, учебной мотивации, навыков, позволяющих успешно осваивать программу и т. д. Даже хорошо подготовленные дети в период адаптации испытывают стресс, показывают не стабильные результаты. Дети с низким уровнем готовности способны потеряться, разочароваться в школе, в той школе, которую они так живо и красочно себе представляли. Таким образом, одним из направлений работы учителя в начальной школе является помощь ученику в освоении учебной деятельности как в период адаптации в первом классе, так и на всем протяжении обучения в младших классах. Причем учебная деятельность понимается не только как проявление интеллектуально-познавательной активности детей, а как «...явление целостной и полнокровной жизни детей в школьный период развития.» (В. В. Давыдов).
Данная рабочая программа факультативного курса «Учись учиться» разработана на основе образовательной программы « Учись учиться» по авторскому учебно-методическому комплексу « Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения», автором-составителем которого является Языканова Е.В.- учитель начальных классов, педагог-психолог высшей квалификационной категории.
Успешность освоения учебной деятельности, прежде всего, заложена не в ранней программной подготовке дошкольника, а в полноценном освоении игровой деятельности. Так, в частности, в процессе развития сюжетной игры расширяется кругозор, формируется воображение, произвольность поведения, вырабатываются умения принимать правила, инструкцию, следовать заданному алгоритму, формируются познавательные интересы. В дальнейшем обучении, совместной работе с учителем у школьников, на основе познавательных интересов, формируются потребности в теоретических знаниях, что, в свою очередь, преобразуется в многообразие мотивов учебной деятельности. В контексте психологической готовности к школе и формирования учебной мотивации необходимо упомянуть понятия, введенные в психологию Л. С. Выготским — спонтанное и реактивное обучение. Спонтанное обучение, прежде всего, характерно для детей, организующих свою деятельность по своей программе, по своему желанию, стремлению. Такие стремления возникают непроизвольно, желание чему-то научиться зависит от многих субъективных факторов. Школьная практика опирается на реактивное обучение, т. е. на способность ребенка организовывать свою деятельность по чужой программе, но наличие способности к реактивному обучению вовсе не означает, что ребенок психологически готов учиться в школе. Важно понять, что умение учиться только по чужой программе ставит перед учителем проблем не меньше, чем умение учиться, подчиняясь только сиюминутным интересам, т. е. спонтанно. Зачастую подача содержания урока является приоритетной задачей для учителя, а задачи развития уходят на второй план или опускаются вовсе. На традиционных уроках в большей степени используются интеллектуальные, психологические ресурсы ребенка, и в меньшей степени - подкрепляются.
Таким образом, традиционные уроки не могут обеспечить в равной доле решение образовательных и развивающих задач. Возникает необходимость в проведении развивающих занятий, помогающих младшему школьнику не только приобрести навыки работы в классе, принятия учебной задачи, самостоятельной деятельности, но и актуализировать познавательные процессы, расширить кругозор, получить новый деятельностный опыт.
Данная программа направлена на снятие эмоционального дискомфорта у младших школьников, особенно первоклассников, создание ситуации успеха, а также на коррекцию и развитие школьно-значимых психофизиологических и социальных функций в процессе учебной, изобразительной и игровой деятельности. Таким образом, система представленных на занятиях задач и упражнений позволяет решать все три аспекта учебной цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.
Познавательный аспект
формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.
формирование и развитие общеучебных умений и навыков (умение самостоятельно работать с книгой в заданном темпе, умение контролировать и оценивать свою работу).
Развивающий аспект
Развитие речи при работе над словом, словосочетанием, предложением.
Развитие мышления в ходе усвоения детьми таких приёмов мыслительной деятельности как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.
Развитие сенсорной сферы ребят (глазомера, мелких мышц кистей рук).
Развитие двигательной сферы.
Воспитывающий аспект
Воспитание системы нравственных межличностных отношений (формирование «я-концепции»).
Цель, задачи, направления курса «Учись учиться»
Принципы построения занятий, структура занятия
Цель: Создание эмоционально-комфортной образовательной среды для успешного формирования и развития учебных, социальных и познавательных навыков учащихся.
Задачи:
1. Развитие у детей когнитивных умений и способностей, необходимых для успешного обучения в начальной школе.
2. Формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной Я-концепции детей, устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности.
3. Развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами.
Курс включает в себя следующие направления:
-формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);
-развитие внимания (устойчивость, концентрация, расширение объёма, переключение, самоконтроль и т.д.);
-развитие памяти (расширение объёма, формирования навыков запоминания, устойчивости, развитие смысловой памяти);
-развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации;
-формирование учебной мотивации;
-развитие личностной сферы.
Принципы построения занятий:
1. От простого к сложному.
2. По актуальности задач в период адаптации и на каждом возрастном этапе.
3. Каждое занятие рассчитано на 30—40 мин., темп и продолжительность занятий выбираются в зависимости от возрастной группы и особенностей класса.
4. Наращивание темпа выполнения заданий;
6. Смена разных видов деятельности. Так же в структуру занятий включены кинезиологические упражнения, успешно используемые психофизиологами для коррекции школьных трудностей. Необходимость включения таких упражнений диктуется тем, что школьные методики обучения тренируют и развивают главным образом левое полушарие. Основным типом мышления младшего школьника является наглядно-образное мышление, связанное с эмоциональной сферой, это предполагает участие правого полушария в обучении. Однако вся система образования нацелена именно на развитие формально-логического мышления, на овладение способами построения однозначного контекста. Происходит чрезмерная стимуляция еще не свойственных детям функций левого полушария при торможении правого. В ответ, как результат перевозбуждения, перегрузки левого полушария, появляются повышенная утомляемость, отвлекаемость и забывчивость. И как следствие недостаточной активности ведущего правого полушария — раздражительность, непоседливость, беспокойство, сниженный фон настроения. Полноценные комплексы упражнений, рекомендуемые психофизиологами, невозможно полностью применить в рамках урока, в обычном классе, в силу многих объективных причин, поэтому используются упражнения, которые удобно и легко выполнять в классе, они не требуют специально организованного пространства, просты в выполнении.
Таким образом, достигается основная цель обучения — расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.
Структура занятия:
Материал каждого занятия рассчитан на 35—40 минут.
1.ПСИХОГИМНАСТИКА (1-2 минуты). Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия. Исследования учёных убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объём памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.
2. РАЗМИНКА (3—5 минут). Основной задачей данного этапа является создание у ребят определённого положительного эмоционального фона, включение в работу. Поэтому вопросы разминки достаточно лёгкие, способные вызвать интерес и рассчитанные на сообразительность, быстроту реакции, окрашенные немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребёнка к активной учебно-познавательной деятельности.
3. ТРЕНИРОВКА ПСИХИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ, ЛЕЖАЩИХ В ОСНОВЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ: ПАМЯТИ, ВНИМАНИЯ, ВООВРАЖЕНИЯ, МЫШЛЕНИЯ (10—15 минут). Задания, используемые на этом этапе занятия, не только способствуют развитию этих столь необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приёмы познавательной деятельности, выполнять творческие упражнения. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.
4. ВЕСЁЛАЯ ПЕРЕМЕНКА (3-5 минут). Динамическая пауза, проводимая на занятиях, не только развивает двигательную сферу ребёнка, но и способствует развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.
5. ЛОГИЧЕСКИ-ПОИСКОВЫЕ ЗАДАНИЯ.
На данном этапе предлагаются задания, обучающие детей: наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строить простейшие предположения, проверять их, делать выводы, «добывать» новую информацию, решать кроссворды, пользоваться выразительными средствами русского языка.
6. КОРРЕГИРУЮЩАЯ ГИМНАСТИ ДЛЯ ГЛАЗ (1-2 минуты).
Выполнение коррегирующей гимнастики для глаз способствует как повышению остроты зрения, так и снятию зрительного утомления и достижению состояния зрительного комфорта.
7. ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ. ШТРИХОВКА (10 минут).
В процессе работы с графическими диктантами формируются внимание, глазомер, зрительная память ребенка, аккуратность, фантазия; развивается внутренняя и внешняя речь, логическое мышление, активизируются творческие способности.
или РЕШЕНИЕ НЕСТАНДАРТНЫХ ЗАДАЧ.
Ожидаемые результаты
Если будет создана эмоционально-комфортная образовательная среда для успешного формирования и развития учебных, социальных и познавательных навыков учащихся, то в среднем звене будет облегчен процесс усвоения знаний, умений, навыков.
Регулярные занятия по данной программе сформируют интерес к содержанию учебной деятельности. К окончанию начальной школы у ребёнка сформируются трудолюбие, прилежание и дисциплинированность.
Содержание программы
1.Учебно-тематическое планирование факультативных занятий с учащимися 1-х классов по программе «Учись учиться»
Предлагаемые в 1 классе задания направлены на создание положительной мотивации, на формирование познавательного интереса к предметам и к знаниям вообще. Эта задача достигается с помощью специально построенной системы заданий, которые помогают преодолеть неустойчивость внимания шестилеток, непроизвольность процесса зрительного и слухового запоминания и ведут к развитию мыслительной деятельности.
В силу возрастных особенностей первоклассников им предлагаются в основном те задания, выполнение которых предполагает использование практических действий. Так же занятия предполагают работу в рабочих тетрадях.[1]
№ п / п | Задачи | Содержание | Количество часов | Дата по плану | Дата фактически |
1 | Знакомство. Пояснение целей и задач занятий. Установление контакта. | - Вводная беседа. - Психотехнические игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения, развития слухового и зрительного восприятия, внимания. (психогимнастика, «снежный ком», «улыбка», «нос, пол, потолок», «запрещенное движение», «бывает не бывает»). - Мотивационная беседа « Два пловца». - Рисование. Графический диктант. | 1 | ||
2 | Развитие концентрации внимания. Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации. Развитие навыков саморегуляции. Развитие произвольности восприятия . Зрительный анализ. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы). - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Саймон сказал», «Веселый счет»). - упражнение «Рисуем по клеточкам». | 1 | ||
3 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Развитие воображения. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы). - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Животные - растения», «Право - лево»). - Упражнение « Копирование». -Упражнение « Рисунок из фигур». | 1 | ||
4 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие произвольности восприятия и внимания. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Незнайки», «лево - право») - Упражнение « Самый -самый». - Упражнение «Звучащие предметы». - Упражнение «Буквы в воздухе». - Графический диктант. Штриховка. | 1 | ||
5 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие внимательности, наблюдательности. Развитие произвольности восприятия и внимания. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы). - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Зайки-барабанщики», «Саймон сказал»). -Упражнение «Колечко». - Упражнение « Повтори движение». -Упражнение « Свеча». - «Графическая сказка». | 1 | ||
6 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Развитие произвольности восприятия. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы). - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Лево - право», «Веселый счет»). - Упражнение « Маршрут». - Графический диктант. Штриховка. | 1 | ||
7 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Развитие произвольности восприятия. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы). - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Упражнение «Закрась фигуры». - Динамическая пауза («Четыре стихии», «Что можно сделать из…»). - Упражнение «Графическая сказка». - Упражнение « Самый, самый». | 1 | ||
8 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие произвольности и воображения. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Работа в тетради. - Динамическая пауза («Нос, пол, потолок», «Зернышки»). - Упражнение « Рисунок с противоположным свойством». - Графический диктант. - Упражнение « Самый,самый» | 1 | ||
9 | Развитие концентрации внимания. Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы). - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Зеркало»). - Упражнение « Закрась фигуры». - Упражнение « Маршрут». - Упражнение «Дорожки». - Графический диктант. Штриховка. | 1 | ||
10 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Развитие произвольности восприятия. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы). - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Веселый счет»). -Упражнение « Необычное письмо». - Упражнение « Лягушка». -Упражнение « Скопируй точки». - Графический диктант. Штриховка. | 1 | ||
11 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие произвольности внимания и восприятия. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. -Упражнение « Спрятанные фигуры» - Упражнение «Поймай слово» - Упражнение « Необычное письмо» - Упражнение « Звучащие предметы» - Динамическая пауза («Тень», «Будь внимателен») - Графический диктант. Штриховка. | 1 | ||
12 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие произвольности внимания и восприятия. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Четыре стихии», «Веселый счет») -Упражнение « Скопируй точки» - Упражнение « Запиши и запомни» - Упражнение « Контуры» - Графический диктант. Штриховка. | 1 | ||
13 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей. и способности рассуждать. Развитие произвольности внимания. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы). - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Да - нет»). - Упражнение « Маршрут». - Упражнение « Самый, самый». - Упражнение «Переплетённые линии» - Упражнение « Звучащие предметы» - Графический диктант. Штриховка. | 1 | ||
14 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы). - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Четыре стихии», «Что можно сделать из…»). - Решение ребусов. - Графический диктант. Штриховка. | 1 | ||
15 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Работа в тетради. - Динамическая пауза («Нос, пол, потолок», «Животные - растения») - Графический диктант. Штриховка. | 1 | ||
16 | Развитие концентрации внимания. Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации. Развитие воображения. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы). - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Саймон сказал»). - Упражнение «Волшебный карандаш». - Графический диктант. Штриховка. | 1 | ||
17 | Тренировка внимания. Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие произвольности внимания. Развитие воображения. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы). - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Зеркало», «Незнайки») - Упражнение « Волшебный карандаш». - Графический диктант. | 1 | ||
18 | Тренировка зрительной памяти. Развитие произвольности внимания. Совершенствование мыслительных операций. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы). -Упражнение «Найди отличия». - Упражнение « Сравни». - Упражнение « Четвёртый лишний». -Упражнение « Копирование по строчкам». - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Четыре стихии», «Из чего»). - Графический диктант. Штриховка. | 1 | ||
19 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Развитие произвольности запоминания. Развитие концентрации внимания. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Упражнение « Ухо-нос» - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Да - нет») - Упражнение « Пиктограммы». - Упражнение « Найди пару». - Графический диктант. Штриховка. | 1 | ||
20 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Зрительный анализ. Развитие произвольности восприятия. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Упражнение « Найди существенное» - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Четыре стихии», «Заверши предложение») - Упражнение « Спрятанные фигуры» - Графический диктант. | 1 | ||
21 | Развитие быстроты реакции. Развитие произвольности восприятия и запоминания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие воображения. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы). Упражнение «Послушай и ответь». - Работа в тетради. - Динамическая пауза («Нос, пол, потолок», «Смена имен»). - Упражнение « Необычное письмо». - Упражнение « Найди отличия». -Упражнение « Волшебный карандаш». - Графический диктант. Штриховка. | 1 | ||
22 | Развитие концентрации внимания. Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации. Развитие логического запоминания. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы). - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Зеркало»). - Упражнение «Запомни и запиши». - Упражнение « Найди существенное». - Упражнение « Кулачки». - Графический диктант. Штриховка. | 1 | ||
23 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы). - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Саймон сказал…»). - Упражнение « Сравни». -Упражнение « Послушай и ответь». - Упражнение « Перекрёстное марширование». - Графический диктант. | 1 | ||
24 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие произвольности восприятия. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Лево - право», «Будь внимателен»). - Упражнение «Найди существенное». - Упражнение « Найди пару». - Упражнение « Спрятанные фигуры». - Упражнение « Мельница». | 1 | ||
25 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие произвольности внимания. Развитие моторики. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы). - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Четыре стихии», «Да - нет») - Упражнение «Найди пару». - Упражнение « Расскажи о …». - Упражнение « Художники». - Упражнение « Мельница». | 1 | ||
26 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Развитие произвольности восприятия. Развитие моторики. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы). - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Да - нет»). - Упражнение « Контуры». - Упражнение «Копирование по точкам». - Упражнение « Рисуем двумя руками». - Упражнение « Перекрёстное марширование» . | 1 | ||
27 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Развитие речи. Развитие концентрации внимания. Развитие произвольности внимания. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы). - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Четыре стихии», «Что можно сделать из…»). - Упражнение « Расскажи о…». -Упражнение « Перепутанный рассказ». - Упражнение « Перекрёстное марширование». - Упражнение « Найди отличия». - Решение ребусов. - Графический диктант. Штриховка.. | 1 | ||
28 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие произвольности запоминания. Развитие концентрации внимания. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы). - Работа в тетради. - Динамическая пауза («Нос, пол, потолок», «Зернышки»). - Упражнение « Закономерности». - Упражнение « Художник». - Упражнение « Послушай и ответь». -Упражнение « Ухо-нос». - Графический диктант. Штриховка. | 1 | ||
29 | Развитие концентрации внимания. Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации. Развитие произвольности запоминания и мышления. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы). - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Зеркало»). - Ребусы . -Упражнение « Раскрась по маршруту». - Упражнение « Послушай и ответь». -Упражнение « Перекрёстное марширование». | 1 | ||
30 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Развитие произвольности восприятия. Развитие моторики. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы). - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Саймон сказал»). - Упражнение « Копирование по точкам». -Упражнение « Контуры». - Упражнение « Художник». -Упражнение « Часть-целое» | 1 | ||
31 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие произвольности восприятия и внимания. Развитие моторики. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Лево - право», «Будь внимателен»). - Упражнение « Рисуем по клеткам». - Ребусы. - Упражнение « Рисуем двумя руками». -Упражнение « Кулачки». - Упражнение « Найди отличие». | 1 | ||
32 | Подведение итогов. Выявление уровня развития внимания, памяти, воображения, мышления. | - Психогимнастика. - Психодиагностика. - Подведение итогов, планы на будущее. | 1 | ||
Всего часов: | 32 |
2. Учебно-тематическое планирование факультативных занятий с учащимися 2-х классов по программе «Учись учиться»
Методы и приёмы организации учебной деятельности второклассников в большей степени, чем первоклассников, ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей.
Большое внимание, как и в первом классе, уделяется проверке самостоятельно выполненных заданий, их корректировке, объяснению причин допущенных ошибок, обсуждению различных способов поиска и выполнения того или иного задания. Так же занятия предполагают работу в рабочих тетрадях. [2]
№ п / п | Задачи | Содержание | Количество часов | Дата по плану | Дата фактически |
1 | Обсуждение планов на будущее. Постановка целей и задач на учебный год. | - Вводная беседа. - Психотехнические игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения, (психогимнастика, «снежный ком», «улыбка», «нос, пол, потолок», «запрещенное движение», «бывает не бывает». - Рисование. | 1 | ||
2 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие произвольности запоминания. Развитие воображения. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы). - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Саймон сказал», «Да – нет», « Ухо-нос») . - « Волшебный карандаш», «Переплетённые линии», «Запомни слова». | 1 | ||
3 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Развитие речи. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы). - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Животные - растения», «Сосед справа», « Кулачки»). - « Словесный аукцион», « Послушай и запомни», « Переплетённые линии». | 1 | ||
4 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы). - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Незнайки», «Перекличка», « Мельница»). - « Шифр», « Послушай и запомни». | 1 | ||
5 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие воображения. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы). - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Саймон сказал» «Футбол») - « Шифр», «Что изменилось», «Волшебный карандаш». | 1 | ||
6 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Развитие речи. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы). - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Четвертый лишний», « Кулак-ребро-ладонь», « Сорви яблоко»). -«Словесный аукцион», « Послушай и запомни». | 1 | ||
7 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Развитие воображения. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы). - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Четыре стихии», «Что можно сделать из…», « Сорви яблоко»). -« Комиксы», « Что может быть», «Запомни слова», « Фраза (слово) в цифрах». - Решение ребусов. | 1 | ||
8 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие внимания. Развитие воображения. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Работа в тетради. - Динамическая пауза («Перекличка», «Слушай и исполняй», « Кулак-ребро-ладонь»). - « Послушай и запомни», « Волшебный карандаш», « Расставь точки». | 1 | ||
9 | Развитие концентрации внимания. Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации . | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Зеркало»). -«Холодно-горячо», «Контуры». | 1 | ||
10 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Развитие воображения. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы). - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Закончи слово»). -«Корректор», «Перекрёстное марширование», Послушай и запомни», «Словесный аукцион». | 1 | ||
11 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие воображения. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Правильно услышим и покажем, что услышали», «Будь внимателен»). -« Комиксы», « Подбери пару», «Расставь точки». | 1 | ||
12 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие внимания. Развитие воображения. Развитие речи. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы). - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Я знаю пять ...», «Муха»). - «Пропавшее число», « Ныряльщик», «Графический диктант», « Что может быть», « Продолжи историю». | 1 | ||
13 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Развитие восприятия и внимания. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы). - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Перекличка»). - Логико-поисковые задачи, «Скопируй фигуры», « Перекрёстное марширование». | 1 | ||
14 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Развитие внимания. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы). - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Саймон сказал», «Что можно сделать из…»). - Решение ребусов. -« Перепутанный рассказ», « Что изменилось», « Перекрёстное марширование», « Контуры», « Тряпичная кукла и солдат». | 1 | ||
15 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие внимания. Развитие речи. Развитие воображения. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы). - Работа в тетради. - Динамическая пауза («Нос, пол, потолок», «Животные - растения»). -«Запомни слова», « Что может быть», « Переплетённые линии», « Нарисуй и опиши». | 1 | ||
16 | Развитие концентрации внимания. Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации. Формирование внутреннего плана действий. Развитие мышления. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы). - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Ныряльщик») . -« Выдели свойства», « Графический диктант», «Расставь точки». | 1 | ||
17 | Тренировка внимания. Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие восприятия. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы). - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Зеркало», «Незнайки») . - «Продолжи историю», « Спрятанное слово», « Подбери пару», « Скопируй фигуры". | 1 | ||
18 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие восприятия. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы). - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Четыре стихии», «Из чего») . - « Логико-поисковые задачи», « Графический диктант». | 1 | ||
19 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Развитие внимания. Развитие речи. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы). - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Да - нет»). -« Что изменилось», «Словесный аукцион», « Послушай и запомни». | 1 | ||
20 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Развитие внимания. Развитие восприятия. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы). - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Четыре стихии», «Футбол»). - Решение ребусов. - «Спрятанное слово». | 1 | ||
21 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы). - Работа в тетради. - Динамическая пауза («Нос, пол, потолок», «Смена имен»). -« Соедини слово», «Семь предметов», «Пропавшее число» | 1 | ||
22 | Развитие концентрации внимания. Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации. Формирование внутреннего плана действий. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы). - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Зеркало»). - «Запомни пару», « Графические отношения», « Угадай по признакам», « Контуры». | 1 | ||
23 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Развитие воображения. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы). - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Саймон сказал…»). -« Продолжи историю», «Пропавшее число», «Графический диктант», « Скопируй фигуры». | 1 | ||
24 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие воображения и памяти. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы). - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Лево - право», «Будь внимателен») . -«Запомни пару», « Новый волшебный предмет», « Соедини слово». | 1 | ||
25 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие внимания. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы). - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Четыре стихии», «Хор») . - «Угадай по признакам», ребусы, «Найди отличия». | 1 | ||
26 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Развитие памяти . Развитие внимания. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы). - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Футбол», «Да - нет»). -«Запомни пару», «Выдели свойства», «Лягушка», « Пропавшее число». | 1 | ||
27 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Развитие памяти . Развитие внимания. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы). - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Четыре стихии», «Что можно сделать из…»). - «Соедини слово», « Слово подсказка», «Логико-поисковые задачи». | 1 | ||
28 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие воображения. Развитие внимания. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы). - Работа в тетради. - Динамическая пауза («Нос, пол, потолок», «Зернышки») . -«Контуры», « Словесный аукцион», « Предложение без пробелов», «Графический диктант». | 1 | ||
29 | Развитие концентрации внимания. Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации. Развитие памяти. Развитие мышления. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы). - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Зеркало»). -Ребусы, « Семь предметов». | 1 | ||
30 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Развитие воображения. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы). - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Саймон сказал»). -« Фраза ( слово) в цифрах», « Новый волшебный предмет». | 1 | ||
31 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие мышления. Развитие речи. Развитие внимания. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы). - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Сосед справа», «Будь внимателен»). -« Сравни пару», « Слово- подсказка», « Предложение без пробелов». | 1 | ||
32 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие внимания. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы). - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Четыре стихии», «Да-нет») . - Ребусы, «Соедини слово», «Штрих-счёт», «Корректор». | 1 | ||
33 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Развитие воображение. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы). - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Футбол», «Что будет, если...»). -«Дополни набор», «Комиксы». | 1 | ||
34 | Подведение итогов. Выявление уровня развития внимания, памяти, воображения, мышления. | - Психогимнастика. - Психодиагностика. - Подведение итогов, планы на будущее. | 1 | ||
Всего часов: | 34 |
3. Учебно-тематическое планирование факультативных занятий с учащимися 3-х классов по программе «Учись учиться»
В З-м классе, продолжая и углубляя общие линии этого направления, заложенные в первых двух классах, имеет и свои особенности. Одна из таких особенностей — смещение акцента на усиление роли логически-поисковых заданий и логических задач
для развития мышления учащихся. Это, конечно, не означает отсутствия материала для целенаправленного развития других познавательных процессов, но удельный вес заданий на развитие мышления заметно возрастает, а сами задания становятся более разнообразными как по содержанию, так и по форме их представления.
Методы и приёмы организации деятельности третьеклассников в большей степени, чем ранее, ориентированы на увеличение объема самостоятельной умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, на развитие познавательной активности детей.[3]
№ п / п | Задачи | Содержание | Количество часов | Дата по плану | Дата фактически |
1 | Обсуждение планов на будущее. Постановка целей и задач на учебный год. Развитие произвольности восприятия | - Вводная беседа. - Психотехнические игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения, (психогимнастика, «снежный ком», «улыбка», «нос, пол, потолок», «запрещенное движение», «Перекличка»). - «Графический диктант» . | 1 | ||
2 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Анализ текстов. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы). - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Саймон сказал», «Хор») . - «Простая задача», «Запомни и ответь», «Классификация». | 1 | ||
3 | Тренировка внимания Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Развитие воображения. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Животные - растения», «Сосед справа», «Смена имен»). - « Комиксы», «Слово-подсказка». | 1 | ||
4 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Анализ текстов. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы). - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Незнайки», «Перекличка»). -«Двойные рисунки», «Сравни пару», «Графический диктант», « Простая задача» . | 1 | ||
5 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие воображения. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы). - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Саймон сказал» «Закончи слово») . -«Запомни и ответь», «Комиксы». | 1 | ||
6 | Развитие логического мышления. Развитие умения решать нестандартные задачи. Анализ текстов. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы). - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Четвертый лишний») . -«Двойные рисунки», «Смешанный рассказ», «Фраза (слово) в цифрах». | 1 | ||
7 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Четыре стихии», «Что можно сделать из…»). - «Двойной диктант». | 1 | ||
8 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Анализ текстов | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Работа в тетради. - Динамическая пауза («Перекличка», «Слушай и исполняй») . -« Нарисуй и опиши». -« Симметричный рисунок». | 1 | ||
9 | Развитие концентрации внимания. Развитие умения решать нестандартные задачи. Развитие речи. Анализ текстов. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы). - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Превращение слов») . - «Двойные рисунки», «Мысль другими словами», «Простая задача», « Классификация». | 1 | ||
10 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие речи. Развитие воображения. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы). - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Закончи слово»). -« Смешанный рассказ», «Нарисуй и опиши». | 1 | ||
11 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие внимания. Развитие речи. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы). - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Правильно услышим и покажем, что услышали», «Будь внимателен») . - « Спрятанное слово», «Конструктор», « Двойной диктант», «Нелепицы». | 1 | ||
12 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Анализ текстов. Развитие воображения. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы). - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Четыре стихии», «Рыба, птица, зверь»). -«Фраза(слово) в цифре», «Сравни пару», «Комиксы». | 1 | ||
13 | Развитие логического мышления. Развитие умения решать нестандартные задачи. Развитие речи. Развитие воображения. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы). - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Перечисли предметы на букву..») . -« Симметричный рисунок», «Мысль другими словами», «Угадай по описанию». | 1 | ||
14 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Развитие речи. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы). - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Саймон сказал», «Скульптор»). - «Двойные рисунки», «Классификация», «Нарисуй и опиши». | 1 | ||
15 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие речи. Развитие воображения. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы). - Работа в тетради. - Динамическая пауза («Нос, пол, потолок», «Животные - растения») . -«Слово-подсказка», «Симметричный рисунок», «Конструктор». | 1 | ||
16 | Развитие концентрации внимания. Развитие умения решать нестандартные задачи. Развитие речи. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы). - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Сосед справа») . -«Запомни и ответь», «Интервью», «Смешанный рассказ». | 1 | ||
17 | Тренировка внимания. Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций . | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы). - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Зеркало», «Незнайки»). -«Нелепицы», «Графический диктант», « Мысль другими словами». | 1 | ||
18 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие внимания. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы). - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Четыре стихии», «Футбол»). -«Нарисуй и опиши», « Угадай по описанию». | 1 | ||
19 | Развитие логического мышления. Развитие умения решать нестандартные задачи. Развитие речи. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы). - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Что изменилось», «Хор») . -«Пара по образцу», «Двойной диктант», « Интервью». | 1 | ||
20 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Развитие речи. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы). - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Четыре стихии», «Заверши предложение»). - « Спрятанное слово», « Слово-трансформер», «Фраза(слово) в цифрах». | 1 | ||
21 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие внимания. Развитие речи. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы). - Работа в тетради. - Динамическая пауза («Нос, пол, потолок», «Смена имен»). -«Двойные рисунки», «Конструктор», « Графический диктант», «Балда» | 1 | ||
22 | Развитие концентрации внимания. Развитие умения решать нестандартные задачи. Развитие речи. Развитие воображения. Развитие внимания. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Зеркало»). -«Нелепицы», « Инопланетянин», «Двойной диктант». | 1 | ||
23 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Развитие воображения. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы). - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Саймон сказал…»). - «Ищем общее», «Симметричный рисунок», « Мысль другими словами». | 1 | ||
24 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие внимания. Развитие речи. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы). - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Зеваки», «Будь внимателен») . -«Небылицы», «Балда», «Угадай по описанию». | 1 | ||
25 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие внимания. Развитие речи. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы). - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Четыре стихии», «Хор») -« Спрятанное слово», « Интервью», « Фраза( слово) в цифрах». | 1 | ||
26 | Развитие логического мышления. Развитие умения решать нестандартные задачи. Развитие речи. Развитие внимания. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы). - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Разведчики», «Да - нет») . -«Инопланетянин», «Графический диктант», « Пара по образцу». | 1 | ||
27 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Развитие речи. Развитие внимания. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы). - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Четыре стихии», «Что можно сделать из…»). - « Лишнее условие», «Слово-трансформер», « Нелепицы». | 1 | ||
28 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие речи. Развитие памяти. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы). - Работа в тетради. - Динамическая пауза («Нос, пол, потолок», «Зернышки») . -«Двойные рисунки», «Вспомни по описанию», «Небылицы». | 1 | ||
29 | Развитие концентрации внимания. Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации. Развитие мышления. Развитие воображения. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы). - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Зеркало») . -«Превращения», «Симметричный рисунок», « Пара по образцу». | 1 | ||
30 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Развитие воображения. Развитие речи. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы). - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Закончи слово», «Саймон сказал»). -«Монолог предметов». -«Балда». | 1 | ||
31 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие воображения. Развитие речи. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы). - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Сосед справа», «Будь внимателен»). | 1 | ||
32 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие речи. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы). - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Четыре стихии», «Да-нет») -« Двойные рисунки», « Вспомни по описанию», «Инопланетянин». | 1 | ||
33 | Развитие логического мышления. Развитие умения решать нестандартные задачи. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы). - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Перечисли предметы », «Хор») . | 1 | ||
34 | Подведение итогов. Выявление уровня развития внимания, памяти, воображения, мышления. | - Психогимнастика. - Психодиагностика. - Подведение итогов, планы на будущее. | 1 | ||
Всего часов: | 34 |
4. Учебно-тематическое планирование занятий с учащимися 4-х классов по развитию познавательных процессов.
Занятия в 4 классе продолжают развивать и тренировать основные психические механизмы, лежащие в основе познавательных способностей детей. Но так как учащиеся занимаются по этому курсу четвёртый год, все больше внимания теперь уделяется логически-поисковым, частично-поисковым задачам. Большое внимание уделяется решению нестандартных задач. Выполняя логически-поисковые задания, которые обеспечивают преемственность перехода от простых формально-логических действий к сложным, от заданий на репродукцию и запоминание — к истинно творческим, дети учатся производить анализ и синтез, сравнение и классификацию, строить индуктивные и дедуктивньие умозаключения. Только тогда можно рассчитывать на то, что ошибки в выполнении умственных действий или исчезнут, или будут сведены к минимуму, а процесс мышления школьника будет отвечать целям и задачам обучения
Частично-поисковая задача содержит такой вид задания, в процессе выполнения которого учащиеся, как правило, самостоятельно или при незначительной помощи психолога открывают для себя знания и способы их добывания. К конкретным частично-поисковым задачам относятся, например, такие задания, как нахождение закономерностей, нахождение принципа группировки и расположения приведённых слов, цифр, явлений; подбор возможно большего количества примеров к какому-либо положению; нахождение нескольких вариантов ответа на один и тот же вопрос; нахождение наиболее рационального способа решения; усовершенствование какого-либо задания и другие.
Так как большинство школьных задач решается по определенному алгоритму, зачастую приводимому учителем в готовом виде, то в одних случаях возникает ситуация бездумного, автоматического подхода учащихся к их решению, в других —растерянность при встрече с задачей, имеющей необычное, нестандартное условие. Вот почему удельный вес заданий на развитие мышления заметно возрастает в 4 классе, а сами задания становятся более разнообразными и трудными. Решение нестандартных задач формирует познавательную активность, мыслительные и исследовательские умения, привычку вдумываться в слово. Большинство задач не имеет однозначного решения. Это способствует развитию гибкости, оригинальности и широты мышления. Это способствует развитию гибкости, оригинальности и широты мышления – то есть развитию творческих способностей. Так же занятия предполагают работу в рабочих тетрадях.[4]
№ п / п | Задачи | Содержание | Количество часов | Дата по плану | Дата фактически |
1 | Постановка целей и задач на учебный год. | - Вводная беседа. - Психотехнические игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения, (психогимнастика, «снежный ком», «улыбка», «нос, пол, потолок», «запрещенное движение», «Перекличка»). - Рисование. | 1 | ||
2 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы). - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Саймон сказал», «Хор») . | 1 | ||
3 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы).. - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Животные - растения», «Сосед справа», «Смена имен»). | 1 | ||
4 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы). - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Незнайки», «Перекличка») . | 1 | ||
5 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Саймон сказал» «Закончи слово») . | 1 | ||
6 | Развитие логического мышления. Развитие умения решать нестандартные задачи. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы). - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Четвертый лишний») | 1 | ||
7 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Четыре стихии», «Что можно сделать из…»). - Решение ребусов. | 1 | ||
8 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Работа в тетради. - Динамическая пауза («Перекличка», «Слушай и исполняй») | 1 | ||
9 | Развитие концентрации внимания. Развитие умения решать нестандартные задачи. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы). - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Превращение слов») . | 1 | ||
10 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Закончи слово») . | 1 | ||
11 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Правильно услышим и покажем, что услышали», «Будь внимателен») | 1 | ||
12 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы). - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Четыре стихии», «Рыба, птица, зверь») . | 1 | ||
13 | Развитие логического мышления. Развитие умения решать нестандартные задачи. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы). - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Скульптор», «Перечисли предметы на букву..») . | 1 | ||
14 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы). - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Саймон сказал», «Футбол») - Решение ребусов. | 1 | ||
15 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы). - Работа в тетради. - Динамическая пауза («Нос, пол, потолок», «Хор») . | 1 | ||
16 | Развитие концентрации внимания. Развитие умения решать нестандартные задачи. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы). - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Сосед справа»). | 1 | ||
17 | Тренировка внимания. Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций . | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы). - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Зеркало», «Незнайки») . | 1 | ||
18 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы). - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Четыре стихии», «Я знаю…») . | 1 | ||
19 | Развитие логического мышления. Развитие умения решать нестандартные задачи. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Море волнуется», «Хор»). | 1 | ||
20 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Четыре стихии», «Заверши предложение») - Решение ребусов. | 1 | ||
21 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы). - Работа в тетради. - Динамическая пауза («Нос, пол, потолок», «Смена имен») . | 1 | ||
22 | Развитие концентрации внимания. Развитие умения решать нестандартные задачи. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы). - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Зеркало») . | 1 | ||
23 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы). - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Саймон сказал…»). | 1 | ||
24 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы). - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Зеваки», «Будь внимателен») | 1 | ||
25 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы). - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Четыре стихии», «Хор») . | 1 | ||
26 | Развитие логического мышления. Развитие умения решать нестандартные задачи. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы). - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Разведчики», «Мы собирались в поход») . | 1 | ||
27 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы). - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Четыре стихии», «Заверши предложение»). - Решение ребусов. | 1 | ||
28 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы) - Работа в тетради. - Динамическая пауза («Нос, пол, потолок», «Смена имен») | 1 | ||
29 | Развитие концентрации внимания. Развитие умения решать нестандартные задачи. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы). - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Зеркало») . | 1 | ||
30 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы). - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Саймон сказал…»). | 1 | ||
31 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы). - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Зеваки», «Будь внимателен»). | 1 | ||
32 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы). - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Четыре стихии», «Мы собирались в поход») . | 1 | ||
33 | Развитие логического мышления. Развитие умения решать нестандартные задачи. | - Психогимнастика. - Разминка (вопросы – ответы). - Выполнение упражнений и заданий в тетради. - Динамическая пауза («Разведчики», «Цепочка слов») | 1 | ||
34 | Поведение итогов. | Интеллектуальный марафон. | 1 | ||
Всего часов: | 34 |
Учебно – методическое сопровождение
- Глазунов, Д.А. Психология. 1 класс. Развивающие занятия. Методическое пособие с электронным приложением/авт.-сост. Д.А. Глазунов.- 2-е изд.,стереотипн.-М.: Планета, 2011.-240 с.-(Школьный психолог).
- Глазунов, Д.А.Психология. 2 класс. Развивающие занятия. Методическое пособие с электронным приложением/авт.-сост. Д.А. Глазунов.- 2-е изд.,стереотипн.-М.: Планета, 2013.-240 с.-(Школьный психолог).
- Глазунов, Д.А.Психология. 3 класс. Развивающие занятия. Методическое пособие с электронным приложением/авт.-сост. Д.А. Глазунов.- М.: Издательство «Глобус»,2010. – 190 с. -(Школьный психолог).
- Языканова, Е.В.Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 1 класс/ сост. Е.В. Языканова.-8-е изд.,перераб. и доп.- М.: издательство «Экзамен»,2013.-79 с. (Серия « Учебно-методический комплекс»)
- Языканова, Е.В.Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс/ сост. Е.В. Языканова.- М.: Издательство « Экзамен»,2012.- 6-е изд.,стереотип.-109 с.( Серия « Учебно-методический комплекс»)
- Языканова, Е.В.Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 3 класс/ сост. Е.В. Языканова.-7-е изд.,перераб. и доп.- М.: Издательство «Экзамен»,2013.-125 с. (Серия « Учебно-методический комплекс»)
- Языканова, Е.В.Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 4 класс/ сост. Е.В. Языканова.- 4-е изд.,стереотип.- М.: издательство « Экзамен»,2012.-126 с.( Серия « Учебно-методический комплекс»)
Приложение
Описание психотехнических игр и упражнений
Упражнения, направленные на развитие навыков саморегуляции, развитии свойств внимания, снятия эмоционального напряжения
- « Нос, пол, потолок»
По команде дети показывают рукой направления: пол, окно, потолок, дверь, нос. Педагог сначала, проговаривая команду, показывает правильно, а затем называет одно направление, а показывает другое. Задача детей не ошибаться, выполнять только словесные команды, независимо от того, что показывает ведущий.
- «Гномы – великаны»
По команде «Гномы» дети приседают, по команде «Великаны» встают. Ведущий сначала правильно показывает команды, затем произносит команду «Гномы», но не приседает и т.д. Задача детей не ошибаться, выполнять только словесные команды, независимо от того, что показывает ведущий.
Подобная игра «Четыре стихии». Команды: Земля, воздух, вода, огонь.
- «Саймон сказал…» или «Пожалуйста…»
Ведущий произносит команду выполнить какое – либо действие (подпрыгнуть, повернуться, поднять правую руку). Если в начале команды звучит фраза «Саймон сказал…» или «Пожалуйста…» ее нужно выполнять, если нет , то не стоит. Главное не ошибиться и выполнять команды только с этими фразами.
- «Запрещенное движение»
Предварительно договариваются, какие движения будут « запрещенными». Ведущий показывает какое-либо движение, а остальные его повторяют. Нельзя выполнять «запрещены» движения.
- «Зеркало»
Ведущий показывает какое - либо движение или образ, остальные должны как зеркало точно его скопировать и показать. Выбирается «лучшее зеркало», которое продолжает игру.
- « Веселый счет»
Возможны различные варианты проведения: счет до 10-20 в прямом и обратном порядке, сопровождающийся движениями (мотаем веревочку, поднимаемся по лесенке и т.д.)
- назови «соседей» цифры…
- «да» - «нет». Производится действие с числами, дается ответ, верен он или нет (2+1= 5 «да» – хлопок, «нет» – тишина, можно и покричать)
- «Зоопарк»
Каждый превращается в любое животное, героя сказок, сего характерными движениями, повадками. Остальные пытаются угадать.
Упражнения, направленные на развитие памяти
- «Мы собирались в поход…»
Обыгрывается ситуация сбора в поход. Игра идет по кругу. Первый называет свой предмет, который возьмет с собой, следующий повторяет названный предмет и добавляет свой, и так дальше продолжается по кругу.
- « Что изменилось»
Множество вариантов. Например.
- выложить предметы, картинки. Попросить запомнить. Отвернулись или опустили головы, меняем расположение, количество, состав и т.д. предметов. Затем вопросы о характере изменений.
- 5-6 человек строятся в шеренгу, потом меняется их местоположение. Запомнить кто где стоял и вернуть на места.
- « Повтори за мной»
Задание выслушать, запомнить и повторить или продолжить. Зачитываются слова, пары слов, словосочетания, предложения, скороговорки.
- « Кто больше увидит и запомнит»
Детям предлагается за определенный промежуток времени осмотреть и запомнить все предметы, которые есть в комнате. Затем каждый по очереди называет любой предмет обстановки, не повторяясь. Выигрывает тот, кто последним называет предмет. Игру можно усложнять, например, называть предметы только на букву…, в которых два слога, и т.д.
Упражнения, направленные на развитие мышления
- «Закончи слово, предложение»
Произносится часть слова, предложения. Нужно его продолжить.
- «Назови одним словом»
Предлагается ряд слов, нужно подобрать обобщающее.
- «Превращения слов»
Предлагается ряд слов, их нужно :
-превратить в «большие» (рука - ручище), «маленькие» (дом – домик),
- превратить в похожие слова по смыслу (красивый – прекрасный)
- превратить в «слова – наоборот» (белый- черный)
- «смягчить» (мол – моль) и т.д.
- «Бывает – не бывает»
Предлагается ряд действий, ситуаций. Бывает – хлопок, не бывает – тишина.
- «Что можно сделать с …»
Предлагается любой предмет Нужно придумать как можно больше вариантов его применения, даже самых фантастических
- «Животные – растения»
Называются слова. Если это название растения нужно поднять руки вверх, если животного – хлопок, посторонний предмет – тишина. Возможны варианты.(птица, звери, рыбы; и т.д.)
[1] Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 1 класс/ сост. Е.В. Языканова.-8-е изд.,перераб. и доп.- М.: издательство «Экзамен»,2013.-79 с. (Серия « Учебно-методический комплекс»)
[2] Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс/ сост. Е.В. Языканова.- М.: Издательство « Экзамен»,2012.- 6-е изд.,стереотип.-109 с.( Серия « Учебно-методический комплекс»)
[3] Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 3 класс/ сост. Е.В. Языканова.-7-е изд.,перераб. и доп.- М.: Издательство «Экзамен»,2013.-125 с. (Серия « Учебно-методический комплекс»)
[4] Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 4 класс/ сост. Е.В. Языканова.- 4-е изд.,стереотип.- М.: издательство « Экзамен»,2012.-126 с.( Серия « Учебно-методический комплекс»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Учусь создавать проекты".
Каждое занятие поможет детям шагать по ступенькам создания собственного проекта, познакомит с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта и правилами публичного выступления перед аудиторией...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Учусь учиться". Петерсон Л.Г. 1 - 4 класс. Школа 2000...
Рабочая программа курса «Мир деятельности» основана на авторской программе Петерсон Л.Г. «Программа надпредметного курса «Мир деятельности» для учащихся 1−4 классов», ориентирована на формирование общ...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Учимся учиться"
Программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления...
Программы. Рабочая программа по внеурочной деятельности "Учусь создавать проект"
Цель курса: развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Учись учиться"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "УЧись учиться"...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Учись учиться"
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Учись учиться» составлена на основе ФГОС НОО, ООП МОУ «Узуновская СОШ», Примерной программы вн...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Учись учиться" 1 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Учись учиться" 1 класс...