Программа по внеурочной деятельности "Учись учиться. Занимательная математика"
рабочая программа (3 класс)

Новожилова Алевтина Леонидовна

Программа по внеурочной деятельности "Учись учиться. Занимательная математика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika.docx45.21 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание.

I. Пояснительная записка

II. Содержание программы

III. Учебно-методическое обеспечение

IV. Календарно-тематическое планирование                                            

                 

1.Пояснительная записка.

                      Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Учись учиться. Математика» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

 

  1. Закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
  2. Федеральные государственные образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. №373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 декабря 2010г. №1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011г., регистрационный номер 19707.
  3. Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» (N 03-296 от 12 мая 2011 г.)
  4. Типовое положение об общеобразовательном учреждении (ред. от 10.03.2009), утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года №196.
  5. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993.
  6. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ (Приказ МО РФ ОТ 09.03.2004 № 1312).
  7. Письмо Департамента государственной политики в сфере образования Минобрнауки России от 29.04.2014 № 08-548 «О федеральном перечне учебников на 2018-19 учебный год»
  8. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
  9. Устав ГБОУ школы №547.
  10. Учебный план ГБОУ школы №547 Санкт-Петербурга на 2018-2019 учебный год.
  11. Положение об организации внеурочной деятельности обучающихся вклассах работающих в условиях ФГОС НОО в ГБОУ школы №547 Красносельского района Санкт-Петербурга
  12. На основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» с использованием методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТ книга, 2017 г. – с. 191 – 210.

     Курс предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

   Содержание курса направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

     Целью данного курса является развитие и совершенствование познавательных процессов (внимания, восприятия, воображения, различных видов памяти, мышления) и формирование ключевых компетенций обучающихся.

Основные задачи курса:

  1. Развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения.
  2. Обеспечить становление у детей развитых форм сознания и самосознания.
  3. Обучить приемам поисковой и творческой деятельности.
  4. Развитие комплекса свойств личности, которые входят в понятие «творческие способности».
  5. Развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся.
  6. Формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников.

Место учебного курса

      На реализацию программы курса в 3 классе предусмотрено 68 часов (2 часа в неделю).

Общая характеристика   курса

 Введение в начальную школу регулярных развивающих занятий, включение детей в постоянную поисковую деятельность существенно гуманизирует начальное образование.

Такой систематический курс как «Умники и умницы» создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Решить многие проблемы мышления школьников помогает учебная задача, которая существенно отличается от многообразия частных задач. Усвоение этого способа происходит по эмпирическому принципу движения мысли от частного к формально общему. При решении учебной задачи ученики первоначально овладевают содержательным общим способом, а затем безошибочно используют его при подходе к каждой частной задаче. Появление курса связано с тем, что:

  • в современном мире уже недостаточно обучать только получению информации;
  • анализ, сортировка информации, аргументация, которые используются при преподавании обычных предметов, лишь малая часть навыков мышления, обучающиеся должны владеть и другими навыками;
  • конкретные предметы имеют свои идиомы, потребности и модели, тогда как логика является некоторым метапредметом, который объединяет все знания и личный опыт ученика.

 Новизна данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС 2009 года. Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей.

     Отличительными особенностями рабочей программы по данному курсу являются:

  • определение видов организации деятельности учащихся, направленные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса;
  • в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты;
  • достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом.

   

Ценностными ориентирами содержания курса являются:

- формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

- освоение эвристических приёмов рассуждений;

- формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

- развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

-формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;

-формирование пространственных представлений и пространственного воображения;

- привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятия.

Основные требования к уровню подготовки   учащихся 3 класса

Для оценки эффективности занятий по РПС можно использовать следующие показатели:

-  степень помощи, которую оказывает взрослый учащимся при выполнении заданий: чем помощь взрослого меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;

-  поведение учащихся на занятиях: живость, активность заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;

- результаты выполнения тестовых заданий и заданий для конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно

- косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности)

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
     В результате изучения данного курса обучающиеся получат возможность формирования
личностных результатов:

  • уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков;
  • сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях.

Метапредметными  результатами  является формирование УДД:

Регулятивные УДД:

  • формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  • формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • осваивать начальные формы рефлексии.

Познавательные УДД:

  • овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации;
  • соблюдать нормы этики и этикета;
  • овладевать логическими действиями анализа, синтеза, классификации по родовидовым признакам; устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УДД:

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
  • учиться аргументировать, доказывать;
  • учиться вести дискуссию.

Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:

  • выделять свойства предметов;
  • обобщать по некоторому признаку, находить закономерность;
  • сопоставлять части и целое для предметов и действий;
  • описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;
  • приводить примеры истинных и ложных высказываний;
  • приводить примеры отрицаний;
  • проводить аналогию между разными предметами;
  • выполнять логические упражнения на нахождение закономерностей, сопоставляя и аргументируя свой ответ;
  • рассуждать и доказывать свою мысль и свое решение. 


                         Система оценки достижения планируемых результатов

Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:

Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития обучающихся (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);

Тематический контроль проводится после изучения наиболее значимых тем;

Итоговый контроль в формах:

  • тестирование;
  • практические работы;
  • творческие работы;
  • самооценка и самоконтроль – определение учеником границ своего «знания-незнания».

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

  1. степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
  2. поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
  3. результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно

II. Содержание курса

Числа. Арифметические действия. Величины.

Числа от 1 до 100.

Решение и составление ребусов, содержащих числа.

Сложение и вычитание чисел в пределах 100.

Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления. Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др.

Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.

Заполнение числовых кроссвордов (судоку, магический квадрат и др.).

Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.

Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.

Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).

 Занимательные задания с римскими цифрами.

Время. Единицы времени.

Масса. Единицы массы. Литр.

 Задания повышенной сложности

Курс   3 классе, продолжая и углубляя общие линии этого направления, заложенные в первых двух классах, имеет и свои особенности.

Одна из таких особенностей - смещение акцента на усиление роли логически-поисковых заданий и логических задач для развития мышления учащихся. Это, конечно, не означает отсутствия материала для целенаправленного развития других познавательных процессов, но удельный вес заданий на развитие мышления заметно возрастает, а сами задания становятся более разнообразными как по содержанию, так и по форме их представления.

Методы и приёмы организации деятельности третьеклассников на занятиях  в большей степени, чем для первоклассников, ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей.

Нестандартные задачи

Умение ориентироваться в тексте задачи - важный результат и важное условие общего развития ученика. Но тех задач, которые имеются в школьных учебниках, недостаточно. Очень важно приучать ребят решать и нестандартные задачи, тематика которых не является сама по себе объектом изучения. Нужно воспитывать в детях любовь к красоте логических рассуждений.

Задачи, предлагаемые в этом разделе, различаются не только по содержанию, но и по сложности. На каждом занятии обязательно проводится коллективное обсуждение решения задачи.

Тренировка внимания

Материал, включенный в рабочие тетради, ставит своей целью совершенствование различных сторон внимания и увеличение объема произвольного внимания детей. Однако уровень трудности заданий значительно возрастает.

Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух-трехходовые задачи.

Тренировка слуховой памяти

Также в третьем классе вводится большое количество разнообразных занимательных заданий и упражнений, в процессе выполнения которых у ребёнка не только формируются лингвистические знания, умения и навыки, но одновременно вырабатывается и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств, таких как: словесно-логическое мышление, внимание, память, воображение, наблюдательность, речевые способности. Эти упражнения воспитывают у учащихся познавательный интерес к родному языку.

Тренировка зрительной памяти

Для развития внимания и зрительной памяти в каждое занятие включен зрительный диктант.

У детей, в процессе выполнения заданий, увеличивается объём зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.

Поиск закономерностей

Задания из области математики будут перемежаться с заданиями из области русского языка или музыки: ребусами, кроссвордами и так далее. Такое чередование заданий способствует развитию гибкости мышления, заставляет находить оригинальные, нестандартные способы выхода из затруднительных ситуаций.

Это весьма важно, поскольку при выполнении таких заданий ребёнок, который не усвоил какой-то учебный материал и поэтому плохо решает типовые задачи, может почувствовать вкус успеха и обрести уверенность в своих силах. Ведь решение логически-поисковых задач опирается на поисковую активность и сообразительность ребёнка.

Задания по перекладыванию спичек. Ребусы

В рабочие тетради включены задания на преобразование и перестроение фигур и предметов (задания с использованием спичек); на отгадывание изографов, на разгадывание ребусов.

III. Материально-техническое обеспечение программы

1. Холодова О. «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (8-9 лет)». Методическое пособие, 2017 г.  Москва: РОСТ книга, 2017 г.  

2. Холодова О. «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (8-9 лет)», Москва:  РОСТ книга, 2017 г.

Интернет-ресурсы

1. http://www.vneuroka.ru/mathematics.php — образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир.

2. http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного математического конкурса «Кенгуру».

3. http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы. 4 ступени.

4. http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы

IV. Календарно-тематическое планирование

№ занятия

Тема

Кол-во часов

Дата

1-2

Математика -  царица наук.

2

3-4

Интеллектуальная разминка

2

5-6

«Числовой» конструктор

2

7-8

Геометрия вокруг нас

2

9-10

Танграм: древняя китайская головоломка. Конструирование многоугольников из деталей танграма.

2

11-12

Волшебные переливания

2

13-14

В царстве смекалки

2

15-16

«Шаг в будущее»

2

17-18

«Спичечный» конструктор

2

19-20

Числовые головоломки

2

21-22

Интеллектуальная разминка

2

23-24

Математические фокусы

2

25-26

Математические игры

2

27-28

Секреты чисел

2

29-30

Математическая копилка

2

31-32

Математическое путешествие

2

33-34

Выбери маршрут

2

35-36

Числовые головоломки, ребусы.

2

37-38

В царстве смекалки

2

39-40

Мир занимательных задач

2

41-42

Геометрический калейдоскоп

2

43-44

Интеллектуальная разминка

2

45-46

Разверни листок

2

47-48

От секунды до столетия

2

49-50

Проект «Календари и их виды».

2

51-52

Числовые головоломки, загадки.

2

53-54

Конкурс смекалки

2

55-56

Это было в старину

2

57-58

Старинные русские меры длины.

2

59-60

Математические фокусы

2

61-62

Энциклопедия математических развлечений

2

63-64

Решаем задачи на клетчатой бумаге.

2

65-66

Проект «Любимый город в задачах».

2

67-68

Математический лабиринт

2

Тематическое  планирование курса      «Умники и умницы»           

                                                                                     (2 часа в неделю – 68 часов)

п/п

Тема урока

Виды деятельности/ Элементы содержания

Планируемые результаты

Дата по плану

Дата по факту

предметные

метапредметные

личностные

1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Диагностика

Различать  главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы

Уметь различать  главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы

Потребность в общении

 со взрослыми и сверстниками.

Осмысление основных критериев оценивания своей деятельности

2

Волшебные нити. Развитие концентрации внимания. Решение логических задач.

Целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, находить самый короткий путь

Уметь демонстрировать способность распределять внимание

Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию. 

Формирование

учебных мотивов.

3

Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей.

Проводить анализ и синтез предложенных задач, выбирать удобный способ решения

Уметь демонстрировать способность распределять внимание

Стимулировать учащихся к выражению собственного мнения

Объективная оценка результатов деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Учусь учиться". Петерсон Л.Г. 1 - 4 класс. Школа 2000...

Рабочая программа курса «Мир деятельности» основана на авторской программе Петерсон Л.Г. «Программа надпредметного курса «Мир деятельности» для учащихся 1−4 классов», ориентирована на формирование общ...

Программа внеурочной деятельности кружка «Занимательная математика» общеинтеллектуальной направленности

Кружок «Занимательная математика» входит во внеурочную деятельность по направлению «Общеинтеллектуальное  развитие личности». Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которы...

Рабочая программа внеурочной деятельности кружка «Занимательная математика» в 3 классе (научно – познавательное направление).

Рабочая программа внеурочной деятельностикружка «Занимательная математика» в 3  классе(научно – познавательное направление)....

Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка "Занимательная математика" 1 класс

Рабочая программа кружка «Занимательная математика»  составлена на основе программы  факультатива «Занимательная математика»  автора  Е.Э.Кочуровой   (Программа внеурочно...

рабочая программа по внеурочной деятельности "Учись учиться"

Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование на 4 года....

Программа внеурочной деятельности "Заниматика" (занимательная математика)

Программа внеурочной деятельности "Заниматика" предназначена для учащихся 2-3 классов начальной школы. Она включает в себя пояснительную записку, планируемые результаты, оновное содержание, ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка Занимательная математика для 1-4 классов

Рабочая программа «Занимательная математика» рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся.      Про...