Программа воспитательной работы
рабочая программа на тему
Воспитание - деятельность направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации ценностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vospitatelnoy_raboty.doc | 105 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования муниципального образования Плавский район
«Дом детского творчества»
П Р О Г Р А М М А
воспитательной работы с учащимися объединения
«Выжигание, выпиливание»
База: МБУ ДО МО Плавский район «ДДТ»
Программу составила педагог
дополнительного образования
Макарушкина Ольга Геннадьевна
2014 год
П Р О Г Р А М М А
воспитательной работы с учащимися объединения «Выжигание, выпиливание»
на 2014-15 учебный год
- Актуальность, целесообразность воспитательной работы
Воспитание – это деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации ценностей. Воспитание сегодня становится как никогда социально востребованной и актуальной проблемой развития гражданского общества России. К воспитанию как к процессу целенаправленного управления духовным развитием личности учащегося, подготовкой его к жизни, к активной трудовой деятельности государство предъявляет особые требования. Поэтому ключевая задача системы образования – создание психолого-педагогических условий для формирования социально активной гражданской позиции учащихся с учётом многообразия традиций и инноваций.
Воспитание – это формирование эмоционально-ценностного отношения к миру, к обществу, к людям, к самому себе. Вот почему роль педагога дополнительного образования в этой сфере является неоценимой. Педагог для своих учащихся, безусловно, должен быть референтной личностью, то есть таким человеком, чьи личностные свойства, суждения и поступки являются особенно значимыми для окружающих, образцом для подражания. Педагог выступает как источник (и проводник) основных ценностей, норм и правил поведения, носителем ценностно-смыслового мира, мотивирует учащихся к самостоятельности в суждениях и поступках, создаёт условия для самоопределения и социализации ценностей.
Воспитательный процесс под руководством педагога дополнительного образования способствует формированию мировоззрения, приобщению к нормам культуры и поведения и формированию правильного отношения учащихся к созидательному труду.
- Воспитательные цели учреждения:
- Формирование и развитие интересов и социокультурных потребностей учащихся в сфере их свободного времени, а также в соответствии с Программой развития воспитания детей и молодёжи в муниципальном образовании Плавский район на 2011 – 2015 гг., с Программой развития МБУ ДО МО Плавский район «ДДТ» на 2011 – 2015 гг.
- Продолжить работу по созданию необходимых условий для личностного развития и творческого труда учащихся
- Активизация работы с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию.
- Цели и задачи воспитательной работы объединения:
- содействие воспитанию творчески активной, социально востребованной, культурной личности
- формирование и развитие эмоционально-ценностного позитивного и критического отношения к себе и окружающему миру
- привитие любви и уважения к малой родине
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей
- сохранение и поддержка индивидуальности учащегося
- обучение видению своего потенциала.
- Принципы воспитательной работы
- В программе разработаны методы воспитания и обучения детей младшего и среднего возраста, основанные на современных научных данных о психологических закономерностях развития ребёнка.
Программа основывается на следующих принципах:
- принцип развития
Под развитием понимается появление у учащегося нового отношения к миру, себе и другим людям, новых умений и способностей, желаний, интересов, освоение новых способов деятельности.
- принцип самоценности каждого
Принятие ребёнка таким, какой он есть. Оценивание его поступков, а не его самого. Принятие индивидуальности, самобытности, неповторимости каждого и умение с ним общаться: работать, сотрудничать, дружить, принять его в коллектив. Формирование гражданской (Российской) идентичности.
- принципы деятельности
- принцип добровольности
- принцип особого стиля общения педагога и учащихся
- гуманизация образовательной деятельности
- принцип комфортности, эмоционального благополучия
- принцип ситуации успеха для каждого
- опора на научно-психологические знания детей ………… возраста
- сотворчество, сотрудничество, содружество педагога и учащихся
- педагог – это родитель, учитель, мастер, наставник = Мудрец
- педагог + учащиеся: формула творчества
- партнёрские отношения педагога и учащихся.
- Способы воздействия и взаимодействия педагога и учащегося
- Выстраивать деятельность как воспитывающую, создавать воспитывающие ситуации поддержки, успеха, поддерживать процесс самопознания, самореабилитации, развивать ценностно-смысловые качества ребёнка
- Поддержка в учащемся его достоинств и позитивного образа «я»
- Говорить о ситуации, поступке и его последствиях, а не о личности характера самого ребёнка (разбираться с конкретным фактом)
- Отмечать сдвиги в его личностном росте посредством сравнения учащегося с самим собой, а не с другими
- Собственный пример
- Совместный поиск идеалов
- Совместное решение нравственных задач
- Опора на семью
- Убеждённость в наличии хороших качествах у каждого человека.
- Содержание воспитательной деятельности
- Учебно-познавательная деятельность
Содержание включает в себя создание благоприятных условий для личностного развития учащихся, повышение интеллектуального и общекультурного уровня воспитания и обучения.
Где реализуется
Учебная деятельность | Внеучебная деятельность | Результативный итог |
- Занятия в соответствии с учебным планом и программой - Индивидуальная работа с учащимися - Индивидуальная работа с детьми с признаками одарённости | - Традиционно проводятся Дни знаний - Тематические викторины - Дидактические игры - «Книжкины именины» | - Выполнение дополнительной общеобразовательной программы - Соответствие приобретённых образовательных компетенций ожидаемым результатам ДОП |
- Спортивно-оздоровительная деятельность
Где реализуется
Учебная деятельность | Внеучебная деятельность | Результативный итог |
- Проведение физкультурных пауз на каждом занятии - Организация подвижных перемен - Работа объединений МБУДО «ДДТ» согласно расписанию - Проведение массовых мероприятий согласно планам работы педагогов-организаторов | Проведение спортивных праздников: «Папа, мама, я – спортивная семья», «От «А» до «Я» в спорте», «Спорт, сила, красота!», «Сочи, спорт, Олимпиада!» и другие. | Укрепление, сохранение физического и психического здоровья учащихся |
- Трудовая деятельность
Где реализуется
Учебная деятельность | Внеучебная деятельность | Результативный итог |
- Привитие навыков самообслуживания - Привитие навыков культуры труда | Поддержка чистоты и порядка в учебном кабинете, в МБУДО «ДДТ» | Приобщение учащихся к созидательному труду, к культуре труда, к самообслуживанию, оказанию взаимопомощи. Принятие обязательности дежурства после занятия |
- Эстетическая деятельность
В сфере художественно-эстетического развития необходимо формировать у учащихся эстетическое отношение к окружающему миру, обучать видеть прекрасное в любой сфере деятельности и претворять его в жизнь; обучать умению отличать прекрасное от безобразного и умению отказываться от последнего (приобщение к изобразительной деятельности, музыкальное развитие и т.д.).
Где реализуется
Учебная деятельность | Внеучебная деятельность | Результативный итог |
Занятия бисероплетением, изодеятельностью, разного рода работой с бумагой, лепкой, аппликацией, изотворчеством и т.п. в соответствии с ДОП | - Эстетичность оформления помещений МБУДО МО Плавский район «ДДТ» - Требования опрятного внешнего вида - Требования к уместности украшений, к использованию косметики в детском возрасте | - Эстетическое оформление работ - Оформление работ учащихся на тематических выставках - Изготовление подарков - Посещение музеев, выставок - Совершение экскурсий в природу - Умение видеть и ценить красоту природы; видеть в обыденном прекрасное, сохранять, беречь и приумножать его - Соблюдение культуры труда в любом виде деятельности. |
- Коммуникативная деятельность
Где реализуется
Учебная деятельность | Внеучебная деятельность | Результативный итог |
Привитие навыков общения в разновозрастном коллективе, со взрослыми людьми, выполнения правил и норм поведения в неформальной обстановке. | Участие в воспитательных мероприятиях МБУДО «ДДТ»: праздниках, познавательных, развивающих, «Кафе «Именинник» («Осенины», «Снеженика», «Веснушки-конопушки») и других | Приобретение учащимися положительных качеств: раскованности, умения подчиняться коллективу, умения отстаивать свою точку зрения, сопереживания, доброжелательности, умения вести диалог, ответственности, сознательной дисциплины, заботы о младших; умения радоваться успехам других учащихся и т.п. |
- Гражданско-патриотическая деятельность
Где реализуется
Учебная деятельность | Внеучебная деятельность | Результативный итог |
- Использование национально-регионального компонента, привитие уважения и любви к малой Родине, России, знание истории и обычаев малых народов России; истории, литературы, героев Тульского края, России. - Выполнение работ к Российским праздникам | - Участие в районных, областных мероприятиях патриотической направленности - Тематические праздники, викторины к государственным Российским праздникам -Встречи с ветеранами войны и тружениками тыла - Экскурсии в краеведческий музей, музей Б.Ф. Сафонова (Плавская СОШ № 1) | - Формирование Российской идентичности у детей других национальностей - Прививается чувство Родины, уважения к её историческому прошлому, гордость за настоящих Героев Отечества. |
- Духовно-нравственная деятельность
Где реализуется
Учебная деятельность | Внеучебная деятельность | Результативный итог |
- Занятия по подготовке работ к православным праздникам: открытки, рисунки; работы в технике выжигания, выпиливания | - Информация о православных праздниках через газету «Перекрёсток» - Составление презентаций - Исследовательская деятельность учащихся и педагога | Обращение учащихся к истокам нравственности, приобщение к духовной культуре |
- Общеразвивающая деятельность
Где реализуется
Учебная деятельность | Внеучебная деятельность | Результативный итог |
На занятиях согласно дополнительным образовательным программам | - Через участие в массовых мероприятиях - Через информацию на газете «Перекрёсток» | - Общее развитие учащихся - Развитие познавательной мотивации - Умение проявить усвоенные развивающие компетенции в практической деятельности в школе, дома - Развитие и укрепление психических процессов: памяти, внимания, мышления и других |
- Формы педагогической поддержки учащихся, эмоционально благополучная атмосфера в объединении
Правила завоевания доверия в педагогическом общении:
- Докажите учащемуся свою искренность!
- Улыбнитесь при разговоре! Без улыбки нет контакта
- Чаще говорить о том, что интересует ваших учащихся.
Памятка педагогу:
- Никогда не использовать угрозы
- Пытаться вызвать приятные ассоциации при обучении, проведении воспитательного мероприятия
- Создавать позитивную атмосферу и комфорт во время занятий и мероприятий
- Осторожно использовать соревнование. Убедиться, что никто из учащихся не находится под чрезмерным давлением, не унижается сверстниками, и каждый имеет шанс добиться успеха
- Избегать ситуаций, когда учащиеся с высоким уровнем тревожности должны выступать перед большими группами. Таким детям нужно задавать вопросы, на которые следует отвечать односложно
- Давать чёткие задания. Убедиться, что все указания учащимся ясны.
Адекватное возрасту общение со взрослыми является решающим условием эмоционального благополучия и нормального развития ребёнка.
Воспитательная работа в объединении реализуется в следующих условиях:
- добровольность в выборе деятельности и формы её реализации в детском коллективе
- активность и самостоятельность в выборе деятельности
- высокий уровень профессионализма педагога
- возможность выхода из объединения в любое время, то есть существует момент ненасилия.
Говоря об эмоционально благополучной атмосфере в объединении, педагог должен иметь в виду
- наличие положительной мотивации каждого занятия и мероприятия
- свободное общение
- творческость
- обмен творческими продуктами
- соблюдение температурного режима, достаточная освещённость, уют помещения
- одухотворённость жизнедеятельности коллектива: мажорное настроение, весёлость.
- Работа с родителями
8.1. План работы с родителями
Педагога дополнительного образования в объединении «Выжигание, выпиливание»
на 2014 – 2015 учебный год
№ п/п | Сроки проведения | Мероприятие |
1. | Сентябрь | Родительское собрание «Взаимодействие семьи, общественности и ДДТ» (ознакомление с содержанием вводного инструктажа, расписанием занятий, режимом работы, с традициями МОУ ДОД «ДДТ») Индивидуальные беседы с родителями по результатам диагностики обученности, воспитанности, развития учащихся (стартовый этап) |
2. | Октябрь | День открытых дверей «Всех приглашаем, душевно встречаем!» Участие родителей в празднике:
|
3. | Ноябрь | Анкетирование родителей «Мой ребёнок в Доме детского творчества» |
4. | Декабрь | Новогодняя праздничная программа для обучающихся и их родителей |
5. | Январь | Индивидуальные беседы с родителями по результатам диагностики обученности, воспитанности, развития учащихся (промежуточный этап) |
6. | Февраль | Родительское собрание «Ознакомление с содержанием учебно-методического комплекса. Наработки, приобретения за текущей учебный год» (совершенствование материально-технической базы, ожидаемая помощь от родителей) |
7. | Март | Мероприятие с учащимися и их родителями «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны!» |
8. | Апрель | Анкетирование родителей «Дополнительное образование и семья» |
9. | Май | Индивидуальные беседы с родителями по результатам диагностики обученности, воспитанности, развития учащихся ( итоговый этап) Результаты итоговой индивидуальной аттестации учащихся Посещение выставки декоративно-прикладного творчества «Чудо рукотворное» |
10. | В течение года | Индивидуальные консультации по запросу родителей |
План работы с родителями может изменяться и дополняться в течение учебного года, возможна его корректировка.
8.2. Рейтинг педагога дополнительного образования: отзывы родителей, учащихся о работе объединения, о педагоге ДО (приложение № 2).
8.3. Анкеты для родителей (приложение № 1)
- Учащиеся и социум
9.1. Социальный паспорт объединения (приложение № 3)
- Социальные партнёры педагога и учащихся
- 9.3. Анкеты, тесты по выявлению качеств личности учащихся: умение видеть свои сильные и слабые стороны (адекватно себя оценивать), умение общаться в разновозрастном коллективе и со взрослыми людьми, навыки осуществления контроля и самоконтроля за своим поведением; работа с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию и другие качества (приложение № 4).
- Каждодневный воспитывающий труд педагога:
- привитие культуры речи
- приучение к выполнению норм и правил поведения, к опрятности внешнего вида, к самогигиене
- поощрение проявлений вежливости, уступчивости, взаимопонимания, лидерских качеств, самостоятельности, навыков самообслуживания и других
- привитие умений делать жизненные выборы
- утверждение учащегося в роли инициатора, руководителя и исполнителя
- развитие навыков толерантного общения в разновозрастном коллективе, умения подчиняться мнению большинства, умения отстаивать своё мнение
- воспитание умения радоваться успехам других учащихся и т. п.
- Уклад жизни объединения
- Наличие позитивного лозунга, высказывания или обращения к учащимся, родителям (например, «Давайте жить дружно!», «Наш Дом – ваш Дом!», «Ничего нет трудного, если есть желание», «Волшебство мы творим своими руками», «Правила дружбы», «Сделай в жизни хоть раз», «Если очень хочется прыгать – прыгай, но на носочках……. А вот обижать друг друга и драться никак нельзя!», «Как это по-русски?», «Полюби меня! Помоги мне выжить!»)
- Наглядное отражение традиций объединения
- «Родословная моего объединения»
- Выставочные работы учащихся
- «Уголок кружковцев»
- Памятки для учащихся (например, «Гимнастика для ума и памяти»)
- Договоры с учащимися или Программа: «Предлагаю программу: если ты научишься сам работать со схемами (или с бумагой, красками и пр. материалами), быть доброжелательным, творчески относиться к любому заданию и работе, помогать и подсказывать, не будешь обижаться по пустякам, если научишься вежливо разговаривать, чаще улыбаться, если будешь самосовершенствоваться, заниматься самообразованием ……… , то ты станешь настоящим гражданином своего Отечества, самостоятельным, ответственным, сумеешь справиться со сложной работой, станешь добрым, культурным, с тобой будут рады все дружить, ты будешь общительным, уверенным в себе, сумеешь отстоять своё мнение, приобретёшь лидерские качества, ……………….»
- Наглядные поздравления с днём рождения, с Днём защитников Отечества, с праздником 8 Марта, с Новым годом и т. д.
- Украшение учебного кабинета к праздникам и другое оформление.
- Модель выпускника
Выпускник объединения к концу периода обучения должен обладать следующими качествами:
- образованный и творческий выпускник, владеющий предпрофессиональной компетентностью
- адаптированный и самостоятельный, успешный выпускник, обладающий компетенциями саморазвития
- гражданин, гуманист; человек, владеющий социальными и межкультурными компетенциями.
- Приложения (социальный паспорт, тесты, анкеты на выявление личностных качеств учащихся с их анализом; анкеты для родителей).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ахмаева О.А. Программа воспитательной работы в классе. Игра-путешествие "Волгарики"
Программа патриотического воспитания школьников, в основе которой воспитание любви к своей семье, соседям, к малой Родине, месту, где ты родился и вырос...
Программа воспитательной работы в Студёнковской ... Игра – путешествие «К новым планетам с маленьким принцем» Программа .
Игра – путешествие «К новым планетам с маленьким принцем»...
Программа воспитательной работы в начальной школе 1-4 класс ( программа+приложения)
Программа воспитательной работы в начальной школе 1-4 класс ( программа+приложения)...
Программа воспитательной работы в классе составлена на основе программы профессора Щурковой Надежды Егоровны
Программа воспитательной работы в классе составлена на основе программы профессора Щурковой Надежды Егоровны...
Программа воспитательной работы "Формирование ценностных ориентиров личности воспитанника через систему воспитательной деятельности"
Воспитание - это создание условий для развития личности. На сегодняшний момент огромную воспитательную роль в жизни ребенка играет школа.Школа - это место, где до ребенка и его проблем хоть кому- то е...
программа воспитания и социализации ( программа воспитательной работы 3 класс)
Программа воспитания и социализациии составлена в соответствии снормативно- правовой базой.Настоящая программа является программой воспитания у младших школьников духовно-нравственных основ социальной...
ПРОГРАММА воспитательной работы с классным коллективом «МЫ В БУДУЩЕЕ» 4а класс. Срок реализации программы: 2021-2022 учебный год
Приоритетным смысловым стержнем программы воспитания «Мы - будущее» является воспитание духовно-нравственного ребенка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлени...