Сплочение родительского коллектива (Работа в экспериментальной площадке)
методическая разработка по теме
Методическая разработка
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сплочение родительского коллектива
Как процесс взаимодействия семьи и школы направить на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, как привлечь родителей во внеурочную деятельность?
Вопрос о сотрудничестве родителей, учителя и ребёнка сейчас особенно актуален, так как система семейного воспитания претерпевает значительные изменения:
- Малодетность семьи
- Молодые отделяются от своих родителей, происходит отрыв от традиций семьи;
- Утрачены народные традиции педагогики, которое отмечает, что воспитанием ребёнка надо заниматься, пока он маленький, и «лежит поперёк лавки, а не вдоль»;
- Социально-экономические трудности (низкая зарплата, низкий прожиточный минимум), родители занимаются зарабатыванием средств, а дети в стороне;
- Родители увлекаются просмотром телепередач, фильмов, а на общение с детьми, на их воспитание не хватает времени
В связи с этими проблемами в семьях наших детей, классный руководитель в начальных классах ставит перед собой главную задачу в работе с родителями – сформировать детский коллектив и начать работу по его сплочению, создать в коллективе детей и родителей атмосферу добра, взаимопонимания и доверия.
Залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися является сотрудничество классного руководителя с родителями, ведь семья оказывала и продолжает оказывать значительное влияние на процесс развития личности ребенка. А, следовательно, сделать родителей активными участниками педагогического процесса – это важная и ответственная задача учителя.
Следует отметит, что в начальной школе, родители часто бывают на уроках, классных часах, принимают активное участие в подготовке классных и школьных мероприятий, отличаются высокой посещаемостью родительских собраний, как классных так и общешкольных, практикумов для родителей, , в подготовке кабинета к началу учебного года.
Большие возможности предоставляет работа с коллективом родителей: широкая педагогическая информация, обмен опытом, создание в необходимых случаях общественного мнения, привлечение родителей к участию в жизни класса. Эта работа ведется в двух направлениях: повышение педагогической культуры родителей и более совершенное в связи с этим выполнение ими обязанностей воспитателей своих детей, объединение родителей в сплоченный коллектив, деятельность которого направлена на повышение уровня учебно-воспитательной работы со всеми учащимися класса.
Основная задача этой работы – активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер. Основная форма работы учителя с коллективом родителей – классное родительское собрание, это общественный орган, определяющий своими решениями задачи, содержание и направления работы родительского коллектива класса в школе и по месту жительства, а также воспитания детей в семье. Классное собрание – одна из форм осуществления педагогического всеобуча родителей.
Родительские собрания сближают учителей и родителей, приближают семью к школе, помогают определить наиболее оптимальные пути воздействия в воспитательном влиянии на ребенка. На классных собраниях родителей систематически знакомят с целями и задачами, содержанием, формами и методами воспитания учащихся в школе и семье, на собраниях выбирают родительский актив, который мог бы оказать действенную помощь школе. Общественное мнение коллектива родителей, выраженное в решениях классных собраний, помогает учителям в оказании положительного влияния на отдельные семьи. Если на этом собрании учитель встречается с основной массой родителей впервые, более быстрому знакоству с ними поможет небольшой опросник.
На классных собраниях заслушиваются сообщения по какому-то вопросу воспитания (это могут быть доклад или информация учителя, врача или сообщения родителей об опыте воспитания ребенка в семье), подводятся итоги работы с учащимися за четверть, год; решаются организационные и хозяйственные вопросы.11Тематика педагогических бесед и докладов на классных собраниях определяется учителем в соответствии с годовым планом работы с родителями, программой педагогического всеобуча. При этом должны также учитываться интересы и пожелания родителей. Содержание такой лекции-беседы должно включать не только теорию вопроса, но и конкретные рекомендации. Такая беседа с родителями предполагает живой обмен мнениями, высокую активность каждого родителя.
По существующему положению, классные родительские собрания должны проводиться один раз в четверть. Практика показала, что эффективнее собирать родителей чаще. Если родители собираются 3-4 раза в году, то такие собрания, как правило, превращаются в подведение итогов успеваемости за четверть. Учитель, держа ведомость в руках, сообщает родителям об оценках их детей, комментируя некоторые из них. Чаще это оценки плохо успевающих учеников, родители которых из собрания в собрание испытывают неловкость и огорчение.
Особенно это относится к собраниям родителей первоклассников, которые в большей мере нуждаются в педагогических советах и практических рекомендациях по всем вопросам организации жизни и воспитания ребенка в семье.
Классные родительские собрания могут быть построены различно. Основная их часть – сообщение педагогических знаний – может выразиться в лекции, докладе, беседе, диспуте, дискуссии. Это может быть семинарское занятие, просмотр и обсуждение кинофильма, деловая игра. Может быть проведено чтение отдельных статей, подборки выдержек из произведений классиков педагогической и художественной литературы с постановкой проблемных вопросов. Такой прием активизирует аудиторию, стимулирует обмен мнениями, стремление к педагогическому самообразованию.
Собрание родителей класса ставит перед собой целью не только повышение педагогической культуры родителей. На собрании разрешается целый ряд задач, возникающих в процессе учебно-воспитательной работы, вопросов, поставленных жизнью на каждом конкретном этапе деятельности учителя и родителей. Это может быть подведение итогов учебно-воспитательной работы, обсуждение оформления класса, подготовка к зиме, к каникулам, знаменательным датам и т.д.
Отличительной особенностью образовательного стандарта второго поколения является включение в учебный план общеобразовательного учреждения раздела «Внеурочная деятельность». В условиях введения ФГОС исключительно важной является роль родителей. Именно в семье закладывается и обеспечивается воспитание важнейших качеств личности. Здесь ребенок получает первые представления о мире, здесь формируется тот фонд понятий, взглядов, чувств, привычек, который лежит в основе нравственного становления личности.
Совместные мероприятия очень важны для формирования сплоченного коллектива, особенно организованные вместе с родителями. Для реализации вышесказанного на родительском собрании может быть предложено разделить родителей на группы по разным областям, причем производить смену состава групп не реже одного раза в четверть. Такая модель взаимодействия позволяет каждой семье в полной мере проявить свой потенциал и внести свой вклад в развитие детей. В тоже время и самые неактивные ребята не смогут «отсидеться в сторонке».
Таким образом, мы выяснили, что правильно построенные отношения между классным руководителем и родителями являются гарантией успешного воспитания и обучения ученика младших классов в школе. Классный руководитель является связующим звеном между школой и семьей, поэтому ему необходимо найти подход к каждому ребенку и к его родителям, ведь родители знают своего ребенка лучше всех и именно они могут помочь педагогу найти правильный подход для воспитания ученика.
Основными направлениями и формами работы педагога с родителями являются:
Повышение психолого-педагогических знаний
- Лекции, семинары, практикумы, конференции.
- Открытые уроки и классные мероприятия
- Индивидуальные тематические консультации
Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс
- Родительские собрания.
- Помощь в укреплении материально- технической базы.
- Совместные творческие дела, организация кружков, секций, клубов родителями.
- Индивидуальное шефство над неблагополучными семьями, трудными подростками.
Участие родителей и общественности в управлении школой
- Классные родительские комитеты.
- Совет школы. Комитет общественного контроля.
- Совет содействия семье и школе.
Основная задача классного руководителя (общая с родителями) создать условия для свободного развития физических и духовных сил учеников, руководствуясь интересами детей и их возрастными потребностями, защитить от всех неблагоприятных факторов, мешающих этому. Поэтому на первое место выносятся проблемы физического и психического здоровья учащихся, поскольку именно от качества здоровья ребёнка зависят успехи в учёбе и уровень его общего развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план работы региональной экспериментальной площадки "Формирование ключевых компетентностей в рамках инновационных программ""
Материал будет интересен руководителям экспериментальных площадок....
Программа опытно-экспериментальной деятельности МОУ «СОШ № 16» г. Сыктывкара в статусе муниципальной экспериментальной площадки по теме «Реализация системно-деятельностного подхода в технологии деятельностного метода Л.Г.Петерсон»
Методические рекомендации по формированию УУД на основе образовательной системы деятельностного метода Л.Г. Петерсон на уроках, реализации надпредметного курса «Мир деятельности»эффективному взаимодей...
Сотрудничество родителей, педагогов, учащихся в разработке и презентации проектов (Работа в экспериментальной площадке)
Работа для учителей для экспериментальной площадки...
Условия благополучного перехода школьника из начальной школы в основную (Работа в экспериментальной площадке)
Работа для учителей начальной школы...
Взаимодействие учителя и семьи обучающегося.(Работа в экспериментальной площадке)
Методические рекомендации...
Доклад на районную педагогическую конференцию "Создание и сплочение родительского коллектива в начальной школе."
Доклад на районную педагогическую конференцию "Создание и сплочение родительского коллектива в начальной школе."...
ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ "Сплочение классно-родительского коллектива"
Программа воспитания "Сплочение классно-родительского коллектива"для учащихся 1-4 кл.(срок реализации 4 года)...