Доклад на районную педагогическую конференцию "Создание и сплочение родительского коллектива в начальной школе."
статья
Доклад на районную педагогическую конференцию
"Создание и сплочение родительского коллектива в начальной школе."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_2_splochenie.docx | 34.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Лосихинская средняя общеобразовательная школа"
Косихинского района Алтайского края
Доклад на районную педагогическую конференцию
"Создание и сплочение родительского коллектива в начальной школе."
Выполнила :
учитель начальных классов
Улитина Ольга Ивановна
с .Лосиха
2019 г.
В последние годы углубляется кризис института семьи. Как показывают социологические опросы и статистические данные, в стране снижается престиж семьи, отцовства и материнства, падает рождаемость, растет количество разводов и число матерей одиночек. Наряду с этим нередки ситуации, когда во внешне благополучных семьях родители, обеспечив ребенка всеми материальными благами, практически не занимаются его воспитанием. Очень часто семьям недостает профессиональной помощи в вопросах организации семейного воспитания. Эти явления должны учитываться педагогом в работе с родителями по воспитанию детей.
Кроме того, для успешной реализации федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения необходимо укрепление связей между педагогами образовательного учреждения и родителями учеников. Это требует развития форм и методов взаимодействия педагогов и родителей детей, образовательного учреждения и семьи. В начальной школе это наиболее важно, так как работа с младшими школьниками имеет свои особенности, обусловленные возрастом и жизненным опытом детей, переходом к развивающему обучению с шести лет, резким уменьшением количества детей, до школы посещавших детские сады.
Цель: создание условий для совместной работы учителя , родителей и детей целью которой будет создание и сплочение родительского и детского коллектива.
Вопрос о сотрудничестве родителей, учителя и ребёнка сейчас особенно актуален, так как система семейного воспитания претерпевает значительные изменения:
Малодетность семьи
Молодые отделяются от своих родителей, происходит отрыв от традиций семьи;
Утрачены народные традиции педагогики, которое отмечает, что воспитанием ребёнка надо заниматься, пока он маленький, и «лежит поперёк лавки, а не вдоль»;
социально-экономические трудности (низкая зарплата, низкий прожиточный минимум), родители занимаются зарабатыванием средств, а дети в стороне;
Родители увлекаются просмотром телепередач, фильмов, а на общение с детьми, на их воспитание не хватает времени
В связи с этими проблемами в семьях наших детей, классный руководитель в начальных классах ставит перед собой главную задачу в работе с родителями
-сформировать родительский и детский коллектив и начать работу по его сплочению,
-создать в коллективе детей и родителей атмосферу добра, взаимопонимания и доверия.
- разработать цикл мероприятий, направленных на повышение компетентности родителей в вопросах воспитания и образования детей.
-обеспечить участие всех родителей в жизнедеятельности классного коллектива.
Ожидаемые результаты
1.Установление партнерских отношений
Ученик + Родитель + Учитель=Друзья в мобилизации социокультурного потенциала семьи для создания единой, доброжелательной, воспитательной среды, для создания сплочённого коллектива.
2. Создание системы психолого-педагогического всеобуча родителей, вовлечение родителей в педагогическое самообразование через тренинги и групповые формы работы.
3. Привлечение родителей к активной созидательной, воспитательной практике; развитие семейных традиций через проведение совместных семейных праздников в стенах школы
4. Привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, организация совместной досуговой деятельности, спортивно-оздоровительной и туристической работы.
Важным аспектом работы с родителями в рамках введения ФГОС в нашей школе является информационное сопровождение и просвещение. Родители затрудняются ответить на вопрос о ключевых особенностях нового стандарта, об их роли в его реализации. Первое школьное собрание было посвящено знакомству с новыми стандартами. Значимую роль в информационном сопровождении родителей играет и интернет - сайт школы. В школе есть сайт, на котором размещены информационные рубрики для родителей; материалы для обсуждения; полезные ссылки; материалы для родителей.
Опираясь на собственный опыт, мы убедились, что родители проявляют повышенный интерес к школьной жизни на первом году обучения ребёнка в школе. Они принимают участие во всех делах класса. Однако, к окончанию начальной школы, у большинства родителей отсутствует активная жизненная позиция по отношению к воспитанию ребёнка совместно со школой. Возникла необходимость найти новые формы работы с родителями, чтобы поддержать интерес родителей и вовлечь их в совместную деятельность со школой.
Изучение семей учеников позволило понять стиль жизни детей и их родителей, познакомиться с домашними условиями развития личности ребёнка. Анкетирование, проведённое на первом собрании, обозначило круг вопросов, ответы на которые интересуют родителей в первую очередь. Приложение анкеты(1)
Вовлекаем всех родителей в значимую деятельность.
Практикуются различные методы работы с родителями:
- дискуссии;
-анализ ситуаций.
Формы работы также самые разнообразные: тренинги, ролевые игры, круглые столы, консультации. Проводятся выставки семейного творчества, коллективные творческие дела, презентация альбома-эстафеты.
Роль родителей, их общение с учителем и родителями одноклассников в учебном процессе детей очень важна. Стороны ученики - учителя - родители представляют собой триалог, т.е. находятся в постоянном взаимодействии. Очень важно, какие отношения будут выстраиваться между родителями и учителем, родителями между собой, потому что это взаимодействие оказывает огромное влияние на атмосферу в классе, дает представление и знания о межличностном общении, а также влияет на отношение к школе каждого ребенка. И, чтобы класс был дружным и сплоченным, а желание учиться не пропадало, родителям и учителям необходимо сотрудничать, помогать и понимать друг друга.
Одна из важнейших задач классного руководителя – способствовать единению и сплочению семьи, становлению взаимопонимания родителей и детей, создание благоприятных и комфортных условий для развития ребёнка в семье и школе. Успешное её решение возможно, если в основе воспитательной работы заложена идея сотрудничества педагога, родителей и детей.
В очередной раз, набирая в класс новых первоклассников и вместе с ними их родителей, решили кардинально изменить работу с родителями, начать поиск новых форм общения с родителями, чтобы решить наипервейший вопрос – сплочение детского и родительского коллектива и сделать их своими помощниками. Это решение появилось и ещё по ряду причин.
- Во-первых, у нас учились дети с разным уровнем подготовки,
- во-вторых, не все дети посещали детский сад, а также были дети из неблагополучных семей (5 семей)
- в-третьих, много детей из семей имеющих одного ребёнка.
Традиционные формы общения с родителями
-родительские собрания,
- тематические и индивидуальные консультации,
-посещение квартир учащихся,
- индивидуальные беседы,
-посещение родителями внеклассных мероприятий и уроков,
- работа родительского комитета.
Новые формы работы с родителями, используемые в работе
- психолого-педагогическая диагностика
- групповая работа родителей при проведении мероприятий
-Проведение тематических родительских собраний
На первом родительском собрании , которое проходило в начале сентября, была установлена очередность посещения уроков, где родители выступали в роли тьютеров. Родители почувствовали себя в новой роли помощников и увидели детей другими глазами. На уроках родители помогали детям услышать и понять, что говорит учитель, подходили к детям и направляли их работу.
Мы приняли решение каждое родительское собрание проводить на положительной ноте. На собраниях не разбираем поведение каждого ученика, а стараемся решить проблему исходя из положительного опыта родителей. Родители сами предлагают выход из сложившейся ситуации, обсудив эту ситуацию.
Для того, чтобы создать комфортную психологическую обстановку в классе, формировать у детей чувство уважения друг к другу, нами неоднократно проводились различные мероприятия, которые раскрывали особенности, интересы детей: «А ну-ка, девочки», праздник осени, Масленица, «В гостях у сказки»,осенняя ярмарка . (приложение 2)Также коллективные выезды на природу. Эти выезды очень важны для сплочения родителей и детей, там они вместе играют в разные игры, которые организуют родители. На таких совместных мероприятиях дети учатся распределять роли, разрешать конфликтные ситуации мирным путем, сотрудничая друг с другом. Родители проявляют свои организаторские способности.(приложение 3). Также родители помогают в организации проведения праздников.(приложение 4)
А также коллективные выезды в сопровождении родительского комитета в музей, Краеведческий музей, театр юного зрителя, зоосад. В прошлом году побывали на новогоднем празднике в кукольном театре.
Интересной формой взаимодействия школы и родителей является совместное проведение досуга, где родители становятся участниками праздников, конкурсов, соревнований, готовят различные атрибуты. В феврале месяце первого года обучения успешно прошли соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья». Присутствовали не только семьи - участники, но и семьи, которые активно поддерживали участников соревнований. После соревнования пили все вместе чай с огромным вкусным пирогом.(приложение 5)
Очень хорошо сплотила детей с родителями совместная проектная деятельность. Коллективным проектом стал праздник «Прощание с букварём», проходивший в апреле. Результаты работы с родителями по сплочению детско-родительского коллектива
- - за год обучения коллектив стал дружным и сплоченным;
- - повысился уровень воспитанности учащихся;
- - повысилось качество обучения;
- - улучшились отношения с родителями;
- - коллектив учащихся и родителей стал одним целым;
- - родители стали чаще интересоваться делами класса и успехами своих детей;
- - родители предлагают свои услуги в проведении кружков
- - класс является активным участником всех общешкольных мероприятий;
- - участие детей в классных мероприятиях – 100%;
- - увеличилось количество детей посещающих различные кружки;
- - в классе реже возникают конфликты;
- - родители – частые гости в школе.
Работа по сплочению родительского и детского коллектива будет продолжена.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" фОРМИРОВАНИЕ СПЛОЧЕННОГО КОЛЛЕКТИВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
МАТЕРИАЛ В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ...
" Формирование сплоченного коллектива в начальной школе"
МАТЕРИАЛ В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ...
Педагогический проект "Методы работы по сплочению ученического коллектива в начальной школе".
Теоретические аспекты социально-педагогической деятельности по сплочению ученического коллектива в начальной школе. Система работы классного руководителя по сплочению ученического кол...
Педагогический проект "Методы работы по сплочению ученического коллектива в начальной школе".
Теоретические аспекты социально-педагогической деятельности по сплочению ученического коллектива в начальной школе. Система работы классного руководителя по сплочению ученического кол...
20 игр на сплочение коллектива в начальной школе
Яндекс.ДиректОбучение учителей нач.классов!Дистанционные курсы учителей начальныхклассов! Получи диплом! Идет набор!ДистанционноУдобноВостребованноДипломbakalavr-magistr.ruОбъявление с...
Формирование родительского коллектива в начальной школе. Статья
Статья "Ступеньки роста и формирования родительского коллектива"...
Презентация на тему: " Игры на сплочение детского коллектива в начальной школе".
Игры на сплочение коллектива. Помогут установить положительный контакт между детьми. Проявить интерес и внимание к сверстникам....