Программа опытно-экспериментальной деятельности МОУ «СОШ № 16» г. Сыктывкара в статусе муниципальной экспериментальной площадки по теме «Реализация системно-деятельностного подхода в технологии деятельностного метода Л.Г.Петерсон»
рабочая программа по теме
- Методические рекомендации по формированию УУД на основе образовательной системы деятельностного метода Л.Г. Петерсон на уроках, реализации надпредметного курса «Мир деятельности»эффективному взаимодействию педагогов с родителями при переходе к реализации ФГОС на основе дидактической системы деятельностного метода Л.Г. Петерсон
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_eksperimenta.doc | 143 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
опытно-экспериментальной деятельности
МОУ «СОШ № 16» г. Сыктывкара
в статусе муниципальной экспериментальной площадки
по теме «Реализация системно-деятельностного подхода в технологии деятельностного метода Л.Г.Петерсон»
Начало эксперимента_______________
Окончание эксперимента____________
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы | «Реализация системно-деятельностного подхода в технологии деятельностного метода Л.Г.Петерсон» |
Сроки реализации | С 2011 по 2015 год |
Основной разработчик | Педагогический коллектив и администрация МОУ «СОШ № 16» г. Сыктывкара |
Нормативно-правовая основа | Закон РФ «Об образовании», Закон РК «Об образовании» Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) Национальная инициатива «Наша новая школа» Устав МОУ «СОШ № 16» г. Сыктывкара |
Цели и задачи программы | Цель программы: апробация механизмов формирования и диагностики личностных, метапредметных и предметных результатов ФГОС и построение образовательного пространства школы на основе дидактической системы деятельностного метода Л.Г. Петерсон Задачи программы:
5. Построить и апробировать систему методической работы в школе при переходе к реализации ФГОС на основе дидактической системы деятельностного метода Л.Г. Петерсон 6. Построить и апробировать систему работы с родителями в начальной школе при переходе к реализации ФГОС на основе дидактической системы деятельностного метода Л.Г. Петерсон 7. Повысить результативность образовательного процесса и уровень профессиональной подготовки учителей к реализации ФГОС |
Источники финансирования программы |
|
Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
- метапредметные результаты образования, заданные ФГОС; - познавательные процессы, логическое и вариативное мышление; - сохранение и поддержка здоровья детей; - результативность участия школьников в конкурсах и олимпиадах разных уровней (школьных, региональных, всероссийских, международных);
|
Актуальность темы
С 1 сентября 2011 года все школы России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), ориентированный на результаты образования, где развитие личности ученика на основе усвоения универсальных учебных действий (УУД), познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования. Новый Стандарт предполагает поворот от «знаниевой» парадигмы к «деятельностной». Поэтому каждый учитель, методист, управленец сегодня пытается переосмыслить свой педагогический опыт и ответить для себя на ключевые вопросы, поставленные ФГОС: Как учить? С помощью чего учить? Как проверить достижение новых образовательных результатов? Как подготовить учителя и организовать его методическое сопровождение?
Преимущества системно-деятельностного подхода Л.Г. Петерсон:
Системно-деятельностный подход Л.Г. Петерсон использует самые последние достижения российской методологической школы (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов и др.), что обеспечивает системность, достаточную полноту и эффективность формирования УУД и умения учиться в целом (обеспечивает высокое качество и системность реализации ФГОС): учащиеся не просто выполняют некоторые универсальные учебные действия (УУД) в отдельных заданиях, а на каждом уроке выполняют весь комплекс УУД, предусмотренных ФГОС. Одновременно организуется системное освоение учащимися общих способов УУД в рамках надпредметного курса «Мир деятельности», а затем их сознательное применение, самоконтроль и коррекция в ходе предметных уроков. Этим должно обеспечиваться ВЫСОКОЕ КАЧЕСТВО И СИСТЕМНОСТЬ реализации ФГОС на уроках разных типов и во внеурочной деятельности (независимо от предметного содержания).
Теоретические положения экспериментальной программы
Пересмотр целевых установок и приоритетов в определении образовательных результатов требует построения инновационных программ формирования и диагностики универсальных учебных действий и умения учиться в целом. Именно эти умения и способности востребованы в постиндустриальном обществе, поэтому они и становятся одним из наиболее значимых ожидаемых результатов образования и предметом стандартизации.
Ключевое значение в процессе самостоятельной организации деятельности учения и процессах саморазвития и самосовершенствования личности, как известно, играет рефлексивная самоорганизация, то есть умение при необходимости корректировать свой способ действия путем выявления и устранения причин затруднений с помощью реконструкции и анализа хода действия. Однако данный аспект формирования УУД в настоящее время недостаточно исследован в контексте последних достижений в методологии, не обеспечен в достаточной степени методическими и диагностическими средствами. Таким образом, проблема формирования и диагностики организационно-рефлексивных общеучебных умений имеет сегодня первостепенную актуальность и значимость.
С позиций общей методологической версии теории деятельности (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов и др.) формирование любого умения (в том числе и надпредметного общеучебного умения) проходит через следующие этапы:
1. Приобретение первичного опыта выполнения действия и мотивация.
2. Формирование нового способа (алгоритма) действия, установление первичных связей с имеющимися способами.
3. Тренинг, уточнение связей, самоконтроль и коррекция.
4. Контроль.
Именно так приобретают школьники умение писать и считать, решать задачи и примеры, пользоваться географической картой и музыкальным инструментом, петь и рисовать. Этот же путь они должны пройти и при формировании общеучебных (универсальных) умений, но изучаемые алгоритмы действий будут носить уже не узко предметный, а надпредметный характер: универсальные умения целеполагания и проектирования, самоконтроля и коррекции собственных действий, поиска информации и работы с текстами и др.
Следовательно, формирование у учащихся любого универсального учебного действия должно пройти через следующие этапы:
1) приобретение первичного опыта выполнения этого действия при изучении различных учебных предметов и мотивация к его освоению;
2) освоение способа (алгоритма) выполнения соответствующего УУД (или структуры учебной деятельности в целом);
3) отработка умения выполнять изученное УУД посредством включения его в практику учения на предметном содержании разных учебных дисциплин, организация самоконтроля его выполнения и при необходимости − коррекции;
4) контроль уровня сформированности данного УУД.
Этапы 1 и 3 целесообразно проходить на уроках по различным учебным предметов, а для организации этапов 2 и 4 необходимо введение нового метапредметного курса, целью которого является создание теоретического фундамента для формирования соответствующих УУД, а в последующем − для адекватного самоопределения, саморазвития, самовоспитания, здоровьесбережения и успешной самореализации личности каждого ученика.
Построение на основе общей теории деятельности (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов и др.) норм УУД, механизмов их формирования и диагностики обеспечит их соответствие общим законам функционирования и развития мира деятельности, придаст им объективный и критериальный характер и повысит надежность и качество реализации ФГОС и ФГТ на ступенях ДОУ – начальная школа – средняя школа.
Назначение методической службы школы и ДОУ при освоении педагогами деятельностного метода обучения заключается в создании мотивационных установок и организационных условий для движения педагога вперед по индивидуальной траектории саморазвития, построенной на основе системно-деятельностного подхода.
При этом в системе подготовки и методического сопровождения педагогов, а также при построении системы работы с родителями должна использоваться та же система дидактических принципов системно-деятельностного подхода, что и при организации единого учебно-воспитательного и здоровьесберегающего процесса.
Гипотеза эксперимента
Если в ходе эксперимента будут уточнены на основе системно-деятельностного подхода и апробированы:
технологии и методы формирования УУД на основе образовательной системы деятельностного метода Л.Г. Петерсон на уроках;
содержание и методики надпредметного курса «Мир деятельности», ориентированного на создание теоретического фундамента формирования метапредметных результатов ФГОС НОО;
средства диагностики метапредметных, личностных, предметных результатов ФГОС;
система методической работы в школе и система работы с родителями на этапе перехода к реализации ФГОС;
то это позволит:
сформировать у обучающихся результаты образования, заданные ФГОС;
создать в школе локальные образцы образовательного пространства деятельностного типа;
повысить результативность образовательного процесса и создать условия для сохранения и поддержки здоровья детей, развития их личностных качеств и познавательных мотивов деятельности;
повысить профессиональный уровень педагогов-участников эксперимента;
создать условия для построения партнерских отношений между родителями и образовательным учреждением при переходе к реализации ФГОС.
Направления реализации программы
Нормативно-правовое:
- Издание приказов по ведению опытно-экспериментальной деятельности;
- Разработка и утверждение локальных актов по ведению опытно-экспериментальной деятельности;
Организационное:
- Создание рабочей группы по опытно-экспериментальной деятельности;
- Ознакомление педагогов о целях, задачах опытно-экспериментальной деятельности;
- Создание необходимых баз данных по учреждению;
Научно-методическое:
- Разработка аналитического обоснования и плана работы опытно-экспериментальной деятельности;
- Методическое сопровождение опытно-экспериментальной деятельности (семинары, круглые столы, тренинги);
- Пополнение и изучение методической литературы по теме опытно-экспериментальной деятельности;
- Сотрудничество с Центром СДП «Школа 2000…» (руководитель Л.Г.Петерсон);
- Обучение на дистанционных курсах Центра СДП «Школа 2000…» (руководитель Л.Г.Петерсон);
- Подбор диагностического инструментария для измерения уровня сформированности личностных, метапредметных и предметных результатов ФГОС;
- Отбор критериев эффективности работы педагогов, организующих образовательный процесс в соответствии с дидактической системой деятельностного метода Л.Г. Петерсон;
- Ведение мониторинга, проблемного анализа и своевременной корректировки опытно-экспериментальной деятельности;
Практическое:
- Формирование универсальных учебных действий на предметах на основе дидактической системы деятельностного метода Л.Г. Петерсон;
- Апробация надпредметного курса «Мир деятельности»;
- Апробация методов формирования у старших дошкольников предпосылок универсальных учебных действий в программе дошкольной подготовки «Школа будущего первоклассника», построенной по программе Л.Г.Петерсон, Н.П.Холиной «Раз – ступенька, два – ступенька»;
- Организация системы работы с родителями в начальной школе при переходе к реализации ФГОС на основе дидактической системы деятельностного метода Л.Г. Петерсон;
Материально-техническое:
- Обновление материально-технической базы учреждения за счёт бюджетных, внебюджетных средств, спонсорскую помощь;
Диагностическое:
- диагностика формирования у старших дошкольников предпосылок универсальных учебных действий, сформированности УУД у обучающихся 1-4 классов; уровня мотивации и роста профессиональных компетенций педагогов при освоении и реализации дидактической системы деятельностного метода Л.Г.Петерсон.
Информационно-мотивационное:
- обмен опытом участников эксперимента (открытые уроки, круглые столы);
- ознакомление педагогической общественности с ходом и результатами эксперимента (открытые уроки, мастер-классы, доклады, участие в конференциях, публикации).
Ожидаемые результаты реализации программы
- Количественные и качественные показатели, характеризующие эффективность использования деятельностного метода Л.Г. Петерсон при реализации ФГОС по параметрам:
- метапредметные результаты образования, заданные ФГОС;
- результативность участия школьников в конкурсах и олимпиадах разных уровней (школьных, региональных, всероссийских, международных);
- Новый диагностический инструментарий для измерения уровня сформированности личностных, метапредметных и предметных результатов ФГОС
- Учителя и воспитатели, имеющие опыт организации образовательного процесса в соответствии с дидактической системой деятельностного метода Л.Г. Петерсон
- Создание условий для саморазвития творческих способностей педагогов, повышение уровня их профессионального мастерства и результативности участия в профессиональных конкурсах и испытаниях.
- Методические рекомендации по формированию УУД на основе образовательной системы деятельностного метода Л.Г. Петерсон на уроках, реализации надпредметного курса «Мир деятельности»эффективному взаимодействию педагогов с родителями при переходе к реализации ФГОС на основе дидактической системы деятельностного метода Л.Г. Петерсон
- Апробированный новый подход к формированию УУД, реализующий деятельностный метод Л.Г. Петерсон организации единого учебно-воспитательного и здоровьесберегающего процесса.
Способы отслеживания результатов
Результативность экспериментальной деятельности предполагается контролировать на основе:
- диагностики формирования у старших дошкольников предпосылок универсальных учебных действий (1 раз в год, апрель);
- диагностики сформированности УУД у обучающихся 1-4 классов (ежегодно, 2 раза в год);
- диагностики уровня мотивации и роста профессиональных компетенций педагогов при освоении и реализации дидактической системы деятельностного метода Л.Г.Петерсон (1 раз в год, февраль);
- диагностики уровня «воспитательной грамотности» родителей в вопросах формирования универсальных учебных действий; уровня удовлетворенности родителей качеством формирования универсальных учебных действий в школе.
Механизм реализации программы
Программа будет реализована через:
- Формирование универсальных учебных действий на предметах на основе дидактической системы деятельностного метода Л.Г. Петерсон
- Апробацию надпредметного курса «Мир деятельности»
- Апробацию методов формирования у старших дошкольников предпосылок универсальных учебных действий в программе дошкольной подготовки «Школа будущего первоклассника», построенной по программе Л.Г.Петерсон, Н.П.Холиной «Раз – ступенька, два – ступенька»
- Апробацию нового диагностического инструментария метапредметных результатов ФГОС, позволяющего количественно и качественно выражать достигнутые уровни универсальных учебных действий и их динамику.
- Обеспечение методической поддержки учителей по вопросам реализации ФГОС на основе дидактической системы деятельностного метода Л.Г. Петерсон. Разработка и апробация образцов сценариев методических мероприятий при переходе к реализации ФГОС на основе дидактической системы деятельностного метода Л.Г. Петерсон
- Организацию системы работы с родителями в начальной школе при переходе к реализации ФГОС на основе дидактической системы деятельностного метода Л.Г. Петерсон
- Ежегодный рефлексивный анализ хода эксперимента, консультации педагогов-экспериментаторов, семинары, круглые столы, конференции по обмену опытом экспериментальной работы для выявления затруднений, своевременной коррекции экспериментальной деятельности и при необходимости компенсации негативных проявлений
- Проведение информационно-мотивационной работы, связанной с ознакомлением педагогической общественности с ходом и результатами эксперимента.
Ресурсное обеспечение Программы
- Наличие кадров, готовых к организации образовательного процесса в соответствии с дидактической системой деятельностного метода Л.Г. Петерсон;
- Использование информационных, развивающих технологий в педагогической деятельности;
- Наличие кабинетов, оснащённых компьютерным оборудованием;
- Подключение к интернету
План работы по реализации программы на 2011-2012 учебный год
Мероприятия | Ответственные | Сроки |
Нормативно-правовое направление | ||
Издание приказов по ведению опытно-экспериментальной деятельности | Бавыка М.А., заместитель директора по УР | Сентябрь, октябрь 2011 года |
Разработка и утверждение локальных актов по ведению опытно-экспериментальной деятельности | Бавыка М.А., заместитель директора по УР Воронина Е.Ю., заместитель директора по НМР | Сентябрь, октябрь 2011 года |
Организационное | ||
Создание рабочей группы по опытно-экспериментальной деятельности | Бавыка М.А., заместитель директора по УР | Сентябрь 2011 года |
Заседания рабочей группы | Бавыка М.А., заместитель директора по УР | В конце каждой четверти |
Научно-методическое направление | ||
Подбор методической литературы по теме | Бавыка М.А., заместитель директора по УР | Сентябрь, октябрь 2011 года |
Работа с методической литературой, обсуждение, обмен мнениями | Бавыка М.А., заместитель директора по УР Воронина Е.Ю., заместитель директора по НМР | В течение года, обсуждение – заседания МО |
Установление обратной связи с Центром СДП «Школа 2000…» (руководитель Л.Г.Петерсон) | Бавыка М.А., заместитель директора по УР | Октябрь 2011 года |
Обучение на дистанционных курсах Центра СДП «Школа 2000…» (руководитель Л.Г.Петерсон) | Воронина Е.Ю., заместитель директора по НМР | 3 человека в течение учебного года |
Составление программы курса «Математика и логика» в рамках «Школы будущего первоклассника» на основе практического курса математики для дошкольников Л.Г.Петерсон, Н.П.Холиной «Раз – ступенька, два – ступенька» | Бажукова Л.В. Аксёнова И.В. | Сентябрь 2011 года |
Обсуждение и корректировка программ курсов «Окружающий мир и развитие графомоторного навыка», «Чтение и развитие речи» в части содержания и методики формирования у старших дошкольников предпосылок универсальных учебных действий | Михайлова Е.Г. Аксёнова И.В. | Сентябрь 2011 года |
Круглый стол для учителей, работающих в «Школе будущего первоклассника», по вопросам формирования у старших дошкольников предпосылок универсальных учебных действий | Бавыка М.А. | Январь 2012 года |
Учебные занятия для учителей начальных классов по вопросам формирования универсальных учебных действий на предметах на основе дидактической системы деятельностного метода Л.Г. Петерсон | Бавыка М.А., Воронина Е.Ю. | 1 раз в четверть |
Круглый стол для учителей начальных классов по вопросам формирования универсальных учебных действий на предметах на основе дидактической системы деятельностного метода Л.Г. Петерсон | Бавыка М.А. | Февраль 2012 года |
Мастер класс по формированию УУД на уроках | Бавыка М.А. Кузькокова Е.М. | Апрель 2012 года |
Диагностическое направление | ||
Подбор инструментария для диагностики формирования у старших дошкольников предпосылок универсальных учебных действий | Бавыка М.А. Суворова С.А., психолог школы | В течение учебного года, итоговое заседание – март 2012 года |
Работа по отбору инструментария формирования и диагностики метапредмтеных результатов ФГОС на основе дидактической системы деятельностного метода Л.Г. Петерсон в первый год обучения | Бавыка М.А. Кузькокова Е.М. | Сентябрь – декабрь 2011 года, итоговое заседание – декабрь 2011 |
Диагностика сформированности УУД у обучающихся 1 классов | Бавыка М.А. | Декабрь 2011 года, май 2012 года |
Отбор инструментария диагностики профессиональных компетенций педагогов при освоении и реализации дидактической системы деятельностного метода Л.Г.Петерсон | Бавыка М.А Воронина Е.Ю. Члены Отдела мониторинга | Октябрь – январь 2012 года |
Диагностика уровня мотивации и роста профессиональных компетенций педагогов при освоении и реализации дидактической системы деятельностного метода Л.Г.Петерсон | Бавыка М.А Воронина Е.Ю. | Февраль 2012 года |
Диагностика уровня «воспитательной грамотности» родителей в вопросах формирования универсальных учебных действий; | Бавыка М.А. Михайлова Е.Г., заместитель директора по ВР | Апрель 2012 года |
Диагностика уровня удовлетворенности родителей качеством формирования универсальных учебных действий в школе | Бавыка М.А. Михайлова Е.Г., заместитель директора по ВР | Апрель 2012 года |
Работа с родителями | ||
Открытые уроки для родителей учеников «Школы будущего первоклассника» | Михайлова Е.Г. Аксёнова И.В. Бажукова Л.В. | Март 2012 года |
Открытые уроки для родителей учеников 1 классов | Бавыка М.А. | Апрель 2012 года |
Проведение родительских собраний по вопросам обучения по новым ФГОС | Бавыка М.А. Михайлова Е.Г., заместитель директора по ВР | Сентябрь 2011 года |
Родительский лекторий «Учимся по новым стандартам»:
| Бавыка М.А. Михайлова Е.Г., заместитель директора по ВР Учителя начальных классов Психолог | 1 раз в четверть |
Информационно-мотивационное | ||
Круглый стол для учителей начальных классов по вопросам формирования универсальных учебных действий на предметах на основе дидактической системы деятельностного метода Л.Г. Петерсон | Бавыка М.А. | Февраль 2012 года |
Доклад на конференции «Психологическое сопровождение младших школьников в рамках ФГОС» по теме: «Готовность дошкольника к обучению на основе деятельностного метода» | Суворова С.А., психолог школы | 21 марта 2012 года |
Доклад на конференции «Условия и механизмы эффективной реализации программы формирования УУД у обучающихся на начальной ступени обучения» по теме: «Формирование универсальных учебных действий на предметах на основе дидактической системы деятельностного метода Л.Г. Петерсон» | Валеева М.В., учитель начальных классов | 17 февраля 2012 года |
Представление опыта по реализации надпредметного курса «Мир деятельности» на семинарах муниципального уровня | Бавыка М.А., Кузькокова Е.М., учитель начальных классов | Ноябрь-апрель 2012 года |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Представление опыта работы по теме: "Реализация системно-деятельностного подхода средствами УМК «Перспективная начальная школа»
Актуальность данной темы объясняется изменениями, которые происходят в современном обществе и затрагивают все стороны обладающие творческим мышлением, умеющие н...
Педагогический проект на тему: "Реализация системно-деятельностного подхода в процессе изучения русского языка"
Технологическая карта к уроку русского языка в 1 классе по теме "Вежливые слова"....
Сообщение на тему: «Реализация системно-деятельностного подхода через УМК «Перспективная начальная школа»»
В основе ФГОС НОО – Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования – лежит системно-деятельностный подход. Задача школы сегодня...
Обобщение опыта по теме: "Реализация системно-деятельностного подхода в обучении на примере урока в начальной школе".
презентация материала по обобщению опыта по теме: "Реализация системно-деятельностного подхода в обучении на примере урока в начальной школе"....
Выступление на тему: « Реализация системно - деятельностного подхода в обучении младших школьников средствами УМК «Школа России»
Общество не удовлетворено постановкой обучения, так как вышедший из школы выпускник чаще всего не готов к дальнейшему самостоятельному обучению, к переосмыслению и...
Аналитический отчет тема: Реализация системно-деятельностного подхода в изучении окружающего мира и внеурочной деятельности.
Самоанализ учителя начальных классов за межаттестационный период по теме: Реализация системно деятельностного подхода в изучении окружающего мира и внеурочной деятельности....
Сообщение на м/о воспитателей на тему: «Реализация системно-деятельностного подхода на самоподготовке и во внеурочной деятельности в коррекционной школе для обучающихся с умственной отсталостью»
Ведущим методом в моей работе является деятельностный подход. Дети на самоподготовке работают в соответствии со своими возможностями, участвуют в равноправном диалоге, осознают ценность своего участия...