Условия благополучного перехода школьника из начальной школы в основную (Работа в экспериментальной площадке)
методическая разработка на тему
Работа для учителей начальной школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
usloviya_blagopoluchnogo_perehoda_shkolnika.doc | 46 КБ |
usloviya_blagopoluchnogo_perehoda_shkolnika.ppt | 2.87 МБ |
Предварительный просмотр:
Условия благополучного перехода школьника
из начальной школы в основную
Проблема непрерывности и преемственности в образовании существует давно. Большинство учителей понимают её значимость и актуальность.
Переходный период из начальной школы в основную влияет на всех участников образовательного процесса (учащихся, родителей, педагогов). Часто это влияние бывает отрицательным, что обусловлено прежде всего сменой социальной обстановки и изменением роли ученика.
Мы смогли сократить переходный период и смягчить связанные с ним факторы негативного характера. В этом нам помогла реализация программы «Обеспечение преемственности учебно-педагогических действий при переходе учащихся начальной школы в основную», в которой система «Семья — школа» являются её составляющей.
Созданная творческая группа в составе директора школы, заместителей директора начальной и основной школы, психологов и логопедов выделила 3 этапа перехода учащихся из начальной школы в основную:
- подготовительный;
- адаптационный;
- стабилизационный.
Каждый этап включает систему учебно-педагогических действий, позволяющих обеспечивать единство образования и воспитания в начальной и основной школе, что в конечном итоге создает в переходный период психологическую комфортность для детей и педагогов.
Подготовительный:
- Проверка техники чтения, собеседование по тексту.
- Анализ контрольных работ.
- Подбор педагогических кадров, составление учебного плана.
- Посещение уроков учителями-предметниками, анкетирование, согласование требований.
- Совещание классных руководителей.
- Собеседование с учителями русского языка.
- Изучение личных дел.
- Проведение родительских собраний в 4-х классах.
- Подготовка и проведение выпускного вечера.
- Динамическое наблюдение за самочувствием школьников.
- Оценка состояния здоровья и физического развития школьников.
Адаптационный:
- Заседание учителей-предметников, классных руководителей, творческой группы «Выработка единства требований в обучении».
- Собеседование с классными руководителями по учебно-воспитательной концепции класса.
- Организация и проведение входных срезов.
- Посещение уроков с целью изучения адаптационного периода: осмотр внешнего вида, тетрадей, дневников.
- Подготовка и проведение дня открытых дверей для родителей.
- Педагогический совет «Итоги адаптации».
- Проведение классных часов и родительских собраний.
- Итоговый педагогический совет.
- Психологические тренинги.
- Оценка физического состояния школьников.
Стабилизационный:
- По мере получения позитивных данных психолога, учителей, классных руководителей.
В начальной школе мы освоили технологию проблемного диалога, которая дает хорошие результаты.
Дети привыкли «открывать» новые знания с интересом и радостью. Они не боятся высказываться, ошибаться, находят правильное решение, высказав и проверив разные идеи.
В нашем коллективе учителя основной школы также владеют этой технологией.
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. (В.А.Сухомлинский)
Мир детства — таинственная и чудесная планета, жители которой много знают, много понимают, чувствуют, но у них мало жизненного опыта. Они приобретают этот опыт в своей деятельности, в играх.
На педагогических советах и совещаниях мы много говорим о том, что необходимо в своей работе отдавать предпочтение творческой деятельности и оптимистическому отношению к своей работе.
Каждый учащийся начальной школы участвует в творческой исследовательской, экскурсионной или спортивной деятельности, что предоставляет ребенку возможность проявить свой талант, раскрыть творческий потенциал, развить коммуникативные навыки, рефлексивное отношение к собственным умениям, способность к самоконтролю и самооценке.
В школе ведется большая и планомерная работа по просвещению родителей, с целью — переориентировать родителей из сторонних наблюдателей в активных участников здоровьесбережения.
Классные руководители начальной школы и родители совместно разработали ежемесячные интерактивные загородные развлекательные и познавательные экскурсии, в которых дети постоянно находятся в движении.
Главное средство воспитания и развития — содружество детей и взрослых, связанных единой целью, образом жизни, совместной деятельностью при выполнении коллективных творческих дел.
Стимулирование интереса к процессу обучения происходит за счет развития познавательных интересов и создания внутренний мотивации.
Кроме того это помогает школьнику проживать критические возрастные этапы без серьезных стрессов и негативных явлений.
Творческий характер образовательного процесса — обязательное условие здоровьесбережения. В начальной школе возможности реализации творческих задач достигаются использованием активных методов и форм обучения на уроках и во внеурочной работе.
Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею.
Выпускники нашей начальной школы включились в проектную деятельность с 1 класса. Вначале — доступные творческие задания, далее в 3-4 классах учащихся с большим интересом выполнили довольно сложные проекты «Береги здоровье смолоду», «Зеленая аптека».
Проектная деятельность позволила развить творческие способности детей, повысила уровень воспитанности и активно привлекла родителей в учебно-воспитательный процесс.
Навыки проектирования необходимы в любой деятельности каждый день и всю жизнь. Мы надеемся, что и дальше учащиеся будут успешно реализовывать себя в школьной жизни, и жизни в обществе.
Из трех выпускных классов в этом году организовано два пятых класса. Но слишком волноваться не стоит. Ведь за 4 года, принимая участие учащиеся в совместных утренниках, праздниках, конкурсах и играх, ребята сплотились в дружный коллектив.
Если раньше выпускники начальной школы говорили, что в школу они ходят потому, что это их долг, то в этом учебном году дети говорят, что им нравится учиться.
Первый шаг сделан.
Мы надеемся, что наши коллеги которым мы передаем выпускников начальной школы, и дальше будут идти по пути реальной преемственности.
В добрый путь!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
3 этапа перехода Подготовительный Адаптационный Стабилизационный
Подготовительный Проверка техники чтения, собеседование по тексту Анализ контрольных работ Подбор педагогических кадров, составление учебного плана Посещение уроков учителями-предметниками, анкетирование, согласование требований Совещание классных руководителей Собеседование с учителями русского языка Изучение личных дел Проведение родительских собраний в 4-х классах Подготовка и проведение выпускного вечера Динамическое наблюдение за самочувствием школьников Оценка состояния здоровья и физического развития школьников
Адаптационный Заседание учителей-предметников, классных руководителей, творческой группы «Выработка единства требований в обучении» Собеседование с классными руководителями по учебно-воспитательной концепции класса Организация и проведение входных срезов. Посещение уроков с целью изучения адаптационного периода: осмотр внешнего вида, тетрадей, дневников Подготовка и проведение дня открытых дверей для родителей Педагогический совет «Итоги адаптации» Проведение классных часов и родительских собраний Итоговый педагогический совет Психологические тренинги Оценка физического состояния школьников
Стабилизационный По мере получения позитивных данных психолога, учителей, классных руководителей
Технология проблемного диалога
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества» В.А.Сухомлинский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Районная опытно-экспериментальная площадка "Педагогические условия развития речевых навыков в начальной школе"
Районная опытно-экспериментальная площадка....
план работы региональной экспериментальной площадки "Формирование ключевых компетентностей в рамках инновационных программ""
Материал будет интересен руководителям экспериментальных площадок....
Опытно-экспериментальная разработка "Изучение иностранного языка как один из способов снятия психологического напряжения при переходе школьников с начальной ступени обучения на среднюю"
В разработке описаны основные трудности при переходе школьников с начальной ступени на среднюю, а также показаны способы снятия этих трудностей с помощью изучения иностранного языка....
Выступление на педсовете «Модель взаимодействия при переходе из начальной школы в основную»
Представлена технология организации преемственности между ступенями общеобразовательной школы как условие получения нового образовательного результата в условиях введе...
Сотрудничество родителей, педагогов, учащихся в разработке и презентации проектов (Работа в экспериментальной площадке)
Работа для учителей для экспериментальной площадки...
Взаимодействие учителя и семьи обучающегося.(Работа в экспериментальной площадке)
Методические рекомендации...
Сплочение родительского коллектива (Работа в экспериментальной площадке)
Методическая разработка...