Этическая беседа "Добро не умрет, а зло пропадет"
методическая разработка (1 класс) по теме
Этическая беседа разработана для формирования у детей представления о добре и зле, о хороших и плохих поступках, для умения правильно оценивать себя и других; учить видеть положительные и отрицательные качества персонажей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.04 КБ |
Предварительный просмотр:
"Добро не умрет, а зло пропадет"
Беседа с детьми на тему: «Добро не умрет, а зло пропадет».
Цель: Формировать у детей представление о добре и зле, о хороших и плохих поступках, умение правильно оценивать себя и других; учить видеть положительные и отрицательные качества персонажей.
Задачи:
- Раскрыть понятия: добро, доброта, зло.
- Формировать нравственные категории и оценочные суждения, прививать культуру ведения дискуссии.
- Воспитывать чувства неприятия зла, сострадания, стремление совершать добрые дела.
Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с очень серьезной и важной темой. С темой: "добро не умрет, а зло пропадет".
Сейчас я прочитают вам стихотворение, а вы внимательно его послушайте и вдумайтесь в каждую его строчку.
Учитель читает детям стихотворение:
Быть легче добрым или злым?
Наверно, легче злым.
Быть добрым – значит отдавать
Тепло свое другим.
Быть добрым – значит понимать
И близких и чужих
И радости порой не знать,
Заботясь о других.
Конечно, доброму трудней,
И все же посмотри:
Как много у него друзей!
А злой всегда – один…
(3 минуты)
Ситуативный разговор.
Учитель: Ребята, а как думаете вы, что такое добро? (рассуждение детей. предположительно опрашивается 3-4 человека). А теперь давайте, посмотрим, какое значение этого слова дает толковый словарь (2 слайд) Понятие «добро» - Нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу (С.И. Ожегов – Толковый словарь русского языка), Отзывчивость, дружеское отношение к людям (А. Алексеев)
Доброта – качество человека, состоящее в стремлении делать добро окружающим.
Одно добро – это сокровища, книги, драгоценности, картины, игрушки. Такое добро можно увидеть и даже руками потрогать. Другое добро можно услышать – это музыка, задушевные стихи, нежные слова. Но есть такое добро, которое нельзя потрогать, его нельзя увидеть, услышать, но его должен иметь каждый человек: и вы, и я, и ваши родители. Это доброе сердце, добрую душу, добрые слова, чтоб помогать тем, кто попал в беду. О таких людях говорят "Добрый человек". (Добрый – добросердечный). А как вы думаете, что такое зло? (рассуждение детей, предположительно опрашивается 3-4 человека , других) сейчас снова посмотрим, какое значение этого слова дает толковый словарь (3 слайд) Понятие «зло» Нечто дурное, вредное противоположное добру, злой поступок. Беда, несчастье, неприятность. Досада, злость. (Толковый словарь русского языка – С. И. Ожегов) (10 минут)
Учитель: Где чаще рассказывается о добрых людях и добрых поступках, о том, что добро побеждает зло? (Наверное, больше всего в сказках). (1 минута)
Учитель: Про каких героев вы можете сказать, что они добрые? (Золушка, Аленушка, Крокодил Гена, Чебурашка, Ховрошечка). Опрос по цепочке, каждый ребенок скажет свои вариант (можно повторяться). (3 минуты).
Учитель: А только ли добрыми бывают сказочные герои? Да, они бывают злыми.
Давайте вспомним злых сказочных персонажей? (Злая мачеха, Кощей бессмертный, Караба – Барабас, Баба Яга, гуси - лебеди). Объединитесь в группы по 4 человека посовещайтесь и дайте как можно больше ответов, на обдумывание 2-3 минуты, выигрывает та команды, которая дала больше ответов.(5 минут)
Ролевая гимнастика: с помощью мимики и пантомимики изобразить добрых сказочных героев или злых. (Золушка, Злая мачеха, Чебурашка, Старуха Шапокляк, Мальвина, Баба – Яга и др.). Дети по желанию, выходят к доске и перед классом показывают то, как они представляют этих героев. В этом заданий принимают участие как минимум 5 человек, в случае если учащимся будет трудно выполнить это задание, тогда можно изменить задание и показать, как выглядит добрый и злой человек с помощью мимики и пантомимики. (5-7 минут)
Учитель: В сказках добро всегда побеждает зло. Жаль, что в жизни бывает по-разному.
Послушайте историю.
Жила – была девочка, такая же, как вы. Ей часто дарили много красивых, ярких, дорогих, игрушек. Но она никогда не делилась ими с другими детьми. А когда они ей надоедали, девочка ломала их и отправляла в кладовку. Там поселились заяц, с оторванным ухом, машина без колес, грязная кукла с растрепанными волосами. Однажды новые игрушки испугались, что тоже окажутся в кладовке и пошли искать себе новую добрую хозяйку. И осталась только старые закрытые в кладовке игрушки. (2-3 минуты)
Учитель: Как вы думаете эту девочку можно назвать доброй или злой? Почему? (ответы детей. Обсудите с соседом по парте и дайте свой ответ. Опрос детей по партам, обсуждение 2-3 минуты, выступление 1-2 минуты. (5 минут)
Как вы думаете, что она почувствовала, когда утром, открыв глаза, не увидела своих любимых новых игрушек? (выслушивается 3-4 человека).
Она разозлилась, стала громко кричать и требовать от мамы новые игрушки. Но мама сказала: «Надо было беречь игрушки и по–доброму к ним относиться». (2 минуты)
Учитель: Как вы думаете, что произошло дальше?. Развернитесь так, что бы команды получились по 4 человека и обдумайте вместе ответ на данный вопрос. Далее ответит один человек от команды, время выступления 2-3 минуты. (3 минуты)
От обиды на маму и игрушки она решила спрятаться в кладовку. Девочка долго плакала, но вдруг увидела коробку со старыми поломанными игрушками. Она так обрадовалась им, прижала к груди грязную лохматую куклу, зайца с оторванным ухом и долго сидела задумавшись.
Потом девочка пошла к себе в комнату достала нитку с иголкой, пришила зайцу ухо, причесала и умыла куклу. И долго – долго с ними играла. (2 минуты)
Учитель: Как вы думаете, что произошло с девочкой? (она из злой превратилась в добрую). Что помогло ей стать добрее? (забота, внимание, сочувствие). Фронтальная работа, опрашивается 3-4 человека. (2 минуты)
Теперь, ребята, выполним следующее задание все вместе. Посмотрите на доску (слайд 4) на нем представлены предложения, которые надо соотнести с понятиями добра и зла, например противоречит злу- добро, младшие не уважают старших- зло) , вам надо соотнести предложения с понятиями добра и зла. По одному каждый желающий выходит к интерактивной доске и соотносит только одно понятие. (5 минут)
На этом наша беседа заканчивается. Всем большое спасибо за внимание и участие! Общее время: 45 минут.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Энциклопедия дружбы» КАК ЭЛЕМЕНТА ЭТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ «Воспитание сердца»
Выступление на Межрегиональном семинаре учителей г. Саранск 2010г. по авторской программе для 2 класса "Энциклопедия дружбы" совместно с психологим гимназии....
Нравственно-этическое воспитание младших школьников
Каждое поколение имеет свои ценности, свои взгляды на жизнь. Но есть вневременные ценности и правила личного и общественного поведения, которые одно поколение пере...

Этическая беседа "Почему птиц называют друзьями человека".
Этическая беседа как средство воспитания младших школьников....
Образовательная программа "Этическая грамматика"
Образовательная программа для учащихся начальной школы. Цель программы заключается в формировании у учащихся нравственных качеств личности, развитии коммуникативной культуры и культуры поведения посре...

Занятие по этической грамматике "Мой дом - моя семья"
Отличное знание ведущих предметов в школе ещё не есть залог самого главного - формирование нравственной личности. Поэтому слова Аристотеля: "Кто двигается вперед в науках, но отстает в нравствен...

Этическая беседа
Этическая беседа: «Во что мы играем?» для учащихся 4-х классов. Разработчики: Бестужева М.В., Мариева Н.П., Боброва Л.В., учителя начальных классов. Цели: 1.Способствовать формированию...