ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Энциклопедия дружбы» КАК ЭЛЕМЕНТА ЭТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ «Воспитание сердца»
методическая разработка (2 класс) по теме
Выступление на Межрегиональном семинаре учителей г. Саранск 2010г. по авторской программе для 2 класса "Энциклопедия дружбы" совместно с психологим гимназии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_v_MGPI.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Энциклопедия дружбы» КАК ЭЛЕМЕНТА ЭТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ «Воспитание сердца»
Гришина Н.В. педагог-психолог
МОУ «Гимназия № 20»;
Лебедева Е.И. учитель начальных классов
МОУ «Гимназия № 20»
Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально - экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности.
В современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые
(источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
Школьный возраст является периодом становления личности, интенсивного формирования эмоционально-нравственных основ ее культуры.
В связи с этим возникла жизненная необходимость в разработке и апробации факультативных курсов для младших школьников «Азбука добра» (1 класс) и «Энциклопедия дружбы» (2 класс).
Целью курса «Энциклопедия дружбы» является формирование у младших школьников систематических первичных представлений о нравственности в рамках освоения понятий «дружба», «сотрудничество», «взаимопомощь» и общего знакомства с группой нравственных понятий о взаимовыручке, честности, справедливости и других в процессе изучения правил общения.
Средства достижения цели:
Интегрированный подход к обучению, фантазирование, аудио сопровождение, просмотр видеофильмов. Основные формы подачи материала могут быть разными: игра-путешествие, телепередача, сообщение сказочных героев, пресс-конференция, комбинированный урок.
Основной принцип построения программного материала - последовательное обучение детей нормам нравственности, познания и самосовершенствования своей личности.
Поскольку этический курс - занятие не совсем обычное, обращенное в первую очередь к внутреннему миру ребенка, занятия не могут вестись только традиционными методами. Помимо беседы, обсуждения на занятиях, диалогов необходимы работа в группах, игры, решения моральных дилемм и т.д.
Занятия курса «Энциклопедия дружбы» рассчитаны на то, чтобы для ребенка стали естественными и органичными проявления великодушия, порядочности, благородства и неприемлемыми – лживость в отношениях, предательство, высокомерие, грубость. Систематические занятия дополняются внеклассной деятельностью детей, ориентированной на их участие в этическом общении, взаимодействии.
Структура курса трехкомпонентная, предполагающая единство нравственных представлений, эмоций и поведения.
Занятия курса «Азбука добра» проходят в увлекательной форме, они эмоциональны, разнообразны по выбранным формам и методам. Дети играют, поют, ставят небольшие театральные сценки, состязаются в знании нравственных пословиц и поговорок. Занятия рассчитаны не на морализаторское воздействие, а на живое и непосредственное включение ребенка в мир дружеских отношений и добрых дел.
Остановимся подробнее на одном из занятий курса. Первое (вводное) занятие ставит целью повторить изученный в 1 классе материал, выяснить степень усвоения его детьми.
Чтобы открыть первую страницу «Энциклопедии дружбы» дети получают путевые листы (раздаются тетради).
Расшифровка послания жителей островов, по которым будут путешествовать дети на данном занятии («етигомоп» - помогите), позволяет, с точки зрения психологии, тренировать зрительную память .
Выполняя задание жителей первого острова, разыгрывая разнообразные ситуации приветствия, учащиеся вспоминают «волшебные» слова, а работа в группах сменного состава позволяет дифференцировать задания и отслеживать взаимоотношения в группах и классе в целом. Обсуждение разыгранных ситуаций позволяет детям сделать правильный выбор в употреблении тех или иных слов приветствия в зависимости от сложившейся ситуации.
Настроение учащихся отслеживается в процессе закрашивания ими островов. Здесь учитель может получить ценную информацию о состоянии ребенка не только на данном занятии, но и в целом.
Элемент соревнования у детей включается в процессе выполнения следующего задания: « Жители острова забыли все «вежливые слова» и грустно ждут помощи. Помоги вспомнить, запиши слова в тетрадь»
Долговременная память и другие психические процессы тренируются в результате разгадывания кроссворда, составленного на основе полученных в первом классе знаний, умений и навыков. Немаловажную роль в данном задании имеет нравственная составляющая, ведь ключевое слово кроссворда – «доброта».
Отдохнуть, расслабиться, сменить вид деятельности, но не сменить тематику позволяет динамическая пауза, где ребята поют песенки о дружбе.
В продолжение работы над темой занятия учащиеся выполняют следующее задание: «Жители этого острова не знают, как просить прощения и извиняться. Помоги им. Запиши слова извинения в тетрадь».
Зачастую в этом возрасте дети не умеют или просто стесняются просить прощения. Наша задача – вложить в детский разум сознание того, что просить прощение не стыдно, а необходимо.
Чтобы понять, какая атмосфера царила в течение всего занятия, дети показывают, обмениваются с соседями своими работами в тетрадях. Разнообразие цветов, в которые дети раскрасили карты путешествия, о многом расскажут учителю. А вопрос: «Какие эмоции и чувства вы испытали?» вызовет в душах детей положительный всплеск и заставит вновь пережить понравившиеся моменты урока.
Подойдя к окончанию занятия, необходимо создать внешнюю интригу, заинтересовать детей, а что же ждет их на следующем занятии? С этой целью, а так же с целью тренировки внимания дается цифровой ребус и задание: «Хотите ли вы продолжить путешествие по «дороге дружбы» и узнать, куда мы отправимся на следующем занятии? Тогда расшифруйте цифровой ребус в тетради».
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | ||||||||
л | з | и | б | д | а | в | р | т | с | О | ||||||||
11 | 10 | 9 | 8 | 11 | 7 | 6 | 5 | 11 | 4 | 8 | 6 | 3 | 2 | 1 | 6 | |||
Рефлексия, проводимая после каждого занятия, позволяет развивать такие психические процессы, как анализ и синтез. Она проводится по следующей схеме: Теперь я знаю, что…; Теперь я умею …..; Мое настроение… .
Таким образом, разрабатываемый курс «Энциклопедия дружбы» служит для интенсивного формирования эмоционально-нравственных основ культуры личности и ее становления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Факультативный курс «Я – .Гражданин России 4 класс, система Занкова
В данной статье представлен материал о проведении занятий по факультативному курсу "Я - гражданин России" (система Л.В.Занкова, 4 класс)...
Дидактические материалы к реализации факультативного курса "Занимательная математика"
Занимательный материал по математике: ребусы, загадки-тесты в стихах, логические задачи развивают мышление, внимание, память детей и делают урок интересным. Презентацию...
Психолого-педагогические аспекты социального заказа в области воспитания школьников
Современный период общественного развития России характеризуется значительным ростом внимания государства к воспитанию молодёжи. За последние годы разработан ряд федеральных нормативных и програ...
СТАТЬЯ "Формирование нравственной культуры младшего школьника через систему этических курсов «Азбука добра» и «Энциклопедия дружбы»"
СТАТЬЯ "Формирование нравственной культуры младшего школьника через систему этических курсов «Азбука добра» и «Энциклопедия дружбы»"...
Контроль прохождения программы Контрольная работа № 1 слушателя курсов вариативного учебного модуля «Психолого-педагогические аспекты профессиональной компетентности классных руководителей» (72 часа)
Контроль прохождения программыКонтрольная работа № 1 слушателя курсов вариативного учебного модуля«Психолого-педагогические аспекты профессиональной компетентности классных руководителей» ...
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО ОВЗ.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общест...
• Применение ИКТ на уроках литературного чтения в начальной школе для реализации ФГОС. Курс литературного чтения Ефросининой Л.А. (система Н.Ф. Виноградовой)
Тема: Интерактивные наглядные пособия для эффективного проведения уроков литературного чтения в начальной школе.Применение ИКТ на уроках чтения в начальной школе для реализации ФГОС.Приёмы модел...
- Мне нравится (7)