Занятие по этической грамматике "Мой дом - моя семья"
план-конспект урока (2 класс) по теме

Качалина Ирина Григорьевна

Отличное знание ведущих  предметов в школе ещё не есть залог самого главного - формирование нравственной личности. Поэтому слова Аристотеля: "Кто двигается вперед в науках, но отстает в нравственности, тот более идёт назад,чем вперед" сегодня актуальны как никогда. Поэтому, решая социально - педагогические задачи воспитания и осуществляя процесс развития личности вижу в курсе "Этической грамматики" огромный потенциал и активно использую его в своей учебно - воспитательной работе. Я провожу занятия по этической грамматике, на  которых   дети учатся правилам общения и умению жить среди людей. Разработана программа на 4 года для младших школьников. Название моего занятия полностью раскрывает его тему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon eticheskoe_zanyatie_kachalina.doc228.5 КБ

Предварительный просмотр:

    Качалина Ирина Григорьевна,

учитель начальных классов МОУ «СОШ №2» .

Занятие по этической грамматике.

 Тема: «Мой дом - моя семья».

Цель: создать условия для совершенствования куль туры нравственного поведения учащихся.

Задачи:

1. Способствовать формированию положи тельного отношения к семье, дому.

2. Расширить представления о добре, любви к ближнему, о значении слова «дом».

Оборудование:

  1. Выставка творческих работ на тему: «Исто рия моей семьи».
  2.  «Чудо своими руками» (работы, изготовлен ные руками детей и членов семьи)
  3. Выставка рисунков «Моя семья».

 Дети приветствуют гостей. Они берутся за руки, показывают «цветок дружбы». На лице каждого ребёнка появилась улыбка, т.к. от ладошки одноклассника добавилось чувство теплоты.

Дети выбирают жетоны разного цвета и садятся за парты с шариком определённого цвета.

Учитель.

-Улыбнёмся солнышку,

Дадим друг другу руку -

Поднимем настроение

Себе и другу.

-Давайте пустим по кругу искорку хорошего настроения.

Учитель.

-Ребята!  Сегодня у нас необычная встреча, в ходе которой мы постараемся узнать лучше о том, что уже имеем. А имеем мы с вами самое главное в жизни.

Дети отгадывают – что самое главное в жизни каждого человека?(Фамилия, дом, семья. )

Учитель.

-Слово «дом» произошло от латинского слова «домус», что означает «жилище», «хозяйство». Поэтому чаще всего домом мы называем жилое помещение, квартиру, где ночуем, едим, отдыхаем, куда приходим из  школы или воз вращаемся после долгого путешествия.

-Сейчас, мы вместе с вами построим наш  дом.  У каждого из  вас на столе  лежат кирпичики разного цвета.  Каждый из вас может выбрать тот кирпичик, который считает  по цвету соответствующим вашему настроению . Эти кирпичики приклеим на заготовку дома на доске и посмотрим, какой у нас получится дом. Выбирайте свой цвет и приступайте к строительству нашего дома.
-Он вам нравится? И мне тоже. Мы с вами выложили стены дома, вставили окна. Дом получился ярким и симпатичным. Скажите, а самое ли главное для дома стены, окна и крыша?

 Ученики слушают стихотворение.  Звучит музыка.

Дом, как известно всем давно,

Это не стены, не окно,

Даже не стулья за столом -

Это не дом.

Дом - это там, куда готов

Ты возвращаться вновь и вновь,

Радостным, грустным,

Добрым, злым, полуживым.

Дом - это там, где вас поймут,

Там, где надеются и ждут.

Там, где забудешь о плохом -

Это твой дом.

Учитель.

- Что же является домом? Если это не стены, не окна, не стулья?

Ответы детей. (Дом - это место, где нас ждут, где нам рады и всегда готовы помочь в трудную минуту.)

Учитель.  

-С чем вы можете сравнить свой дом?

Ответы детей. (Дом - это родник, из которого мы черпаем силы всю свою жизнь. Но любовь и счастье наполнят наш дом только тогда, когда в нём всем жильцам будет хорошо и уютно. А, значит, каждый будет нужен друг другу. Дом - это не только крыша над головой, это моя семья.

Учитель.

-Так можно ли дом, о котором мы сейчас говорили, сравнить с семьей?

-Попробуйте произнести слово «семья».

 7 «Я»         Что получилось? СЕМЬ «Я» .

Это значит, что вы как бы повторяетесь в родной семье 7 раз. Если внимательно приглядеться к вам, то можно заметить, что твоя улыбка напоминает мамину; твоя походка – папину; цвет глаз у Насти такой же , как у бабушки; а у Вани- овал лица и родинка, как у дедушки. Сходство проявляется не только во внешности, вы унаследовали от родителей и многие черты характера. Поэтому, люди создают семьи для продолжения рода человеческого.

-Посмотрите,  наше  солнышко грустит, потому что не знает, что такое семья, поможем ему улыбнуться?  Для этого солнышку надо добавить  лучиков. Напишите, пожалуйста , на лучике, а как вы понимаете, что такое семья, т.е. семья – это…   И все ваши лучики мы прикрепим  к нашему солнышку.

               

Учитель. Итак, семья — это... (Учитель читает ответы учащихся.) А ещё, каждый из вас написал  мини-сочинение о своей семье. (Несколько мини-сочинений дети зачитывают вслух)

Алана. У меня есть самое главное богатство - это семья! Моя семья - это кусочек моей планеты. Мы живём дружно и хорошо, мы очень любим друг друга.

Игорь. Я считаю, что богатый человек не тот, у которого много де нег, а тот, у которого дружная и крепкая семья и много верных друзей.

Людмила. Моя семья – это мой солнечный  дом, моё счастье. Когда мы вместе, нам тепло и солнечно.

Учитель.

-Не случайно, мы с вами выбрали солнце, как символ семьи, потому что, когда люди любят, понимают и уважают друг друга, им тепло вместе, как от солнца.

- Как вы думаете, какой должна быть семья, чтобы ее можно было сравнить с солнцем?

- Встречали ли вы когда-нибудь "солнечные" семьи?

-Трудно ли создать “солнечную”семью?

-Что необходимо для этого?

-Перечислите несколько самых главных качеств “солнечной” семьи.

Ответы учеников.

Учитель.

-Я приглашаю вас в необычный, чудесный сад. В этом саду растут сказочные деревья. Посмотрите внимательно, что в них сказочного? (Ответы детей.)

-Правильно, вместо плодов на них фотографии людей. Это генеалогические или фамильные де ревья, которые помогают нам проследить историю родственных от ношений в семье. (Рассмотреть 2 или 3 дерева. Зачитать семейные истории. Задать детям вопросы.)

                     

Учитель.

Кто входит в состав вашей семьи?

—  Кто является главой вашей семьи?

— Расскажите, как вы делали эти деревья?

— Что нового вы узнали о своей семье?

— Для чего необходимо знать историю своей семьи? (Необходимо помнить историю своих предков, каждый человек дорог для своей семьи.)

Учитель. Народная мудрость богата высказываниями о семье. В этом мы с вами сейчас убедимся, вспомнив поговорки и пословицы. Как вы думаете,  какую народную мудрость я имею ввиду?

-Пословицы.

Учитель.

-На столе лежат предметы. (Яблоко, клад, солнышко, птица в гнезде).

 

                                   

Вам следует назвать пословицы, которые связаны с этими предметами и объяснить пословицу.

1.  Яблоко от яблони недалеко падает.

2.  На что и клад, коли в семье лад.

3.  При солнышке тепло, при матери добро.

4.  Птица в гнезде до осени, а дети в дому до возраста.

Учитель. Что общего между солнечным светом и любовью матери?

Педагог  просит детей перечислить качества своих мам, от которых им становится тепло и светло.

Учитель. А сейчас  помогите собрать умные, мудрые мысли о семье из слов, которые даны каждой группе. Расскажите, как вы понимаете эту мудрость?

  1. Птица рада весне, младенец – матери.
  2. Семья сильна, когда над ней крыша одна.
  3. В родной семье и каша гуще.
  4. На свете всё найдёшь, кроме отца и матери.

Учитель. Как много поговорок и пословиц вы назвали! Это говорит о значимости семьи в жизни каждого человека.

Педагог  предлагает несколько пословиц разных народов мира. Обращает внимание учеников на национальную палитру.

  1. Родительское сердце приковано к детям   Япония
  2. Мать — богиня рода, с ней не ругаются. Чувашия.
  3. Отец сына и дочь не на худо учит. Молдавия

(В дороге и отец сыну товарищ.

Как бог до людей, так отец до детей.)

Звучит музыка.

Учитель. А сейчас я предлагаю вам сесть поудобнее, рассла биться и закрыть глаза... (5 сек.). Дышите глубоко и спокой но... (10 сек.). Представьте, что вы мысленно перенеслись в свой дом, в свою семью... (5сек,). Вспомните лица ваших близких людей, когда они счастливы... (10 сек.). В вашей се мье всегда будет ладно... (3 сек.). В душе вашей будет светло и отрадно... (3 сек.). В доме вашем всегда будет любовь... (3 сек.), улыбка... (3 сек.) и доброта... (3 сек.). Глазки медленно открываем.

-В конце нашего занятия я хочу предложить вам прослу шать китайскую притчу «Ладная семья».

(Учитель читает притчу на фоне музыки.)

        Жила-была на свете семья. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьёй и всем селом. Семья была особая - мир и лад царили в той семье, ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раз доров. Дошёл слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка, решил узнать, как жители села добились такого лада? Пришёл к главе семьи; расскажи, как ты добиваешься такого согла сия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу, с трудом разобрал каракули и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочёл владыка, удивился и  спросил:

-И всё?

-Да, - ответил старик, — это и есть основа жизни всякой хо рошей семьи.

И, подумав, добавил: и мира тоже.

-Какие же три слова стали законом в семье, где царили мир и согласие?

-Да, Любовь. Терпение. Прощение.

                               

 У: Надеюсь, что и в вашем, и нашем общем доме будет тепло, уютно, радостно всем нам. Постара емся, чтобы так было?

Дети берут в руки солнышко, подходят к учителю.

-На части не делится солнце лучистое,

И вечную землю нельзя разделить,

Но искорку счастья - луча золотистого

Мы в силах родным подарить.

Ученики дарят солнышко родным и близким людям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по этике "Мой дом - моя семья"

Данная разработка способствует совершенствованию культуры нравственного поведения учащихся....

Конспект занятия по этическому воспитанию "Вглядись в себя, сравни с другими" (3 класс)

Конспект занятия по книге А. И. Шемшуриной "Этическая грамматика"...

Внеурочное занятие по проектной деятельности "Лук -от семи недуг"

На занятии дети защищают свои работы, анализируют собранный материал, работают с микроскопами, составляют опорную таблицу....

Внеклассное занятие для 1-2 классов "Моя семья"

Занятие проводиться в начальных классах. Занятие способствует формированию правильного отношения к семье, её членам, их взаимоотношениям....

Конспект внеурочного занятия по этическому воспитанию с подготовительной группой детскогосада.

Данное занятие проведено в рамках семинара по этическому воспитанию "Этическое воспитание школьников - актуальная проблема воспитания".В этом занятии были задействованы воспитанники МДОУ "радуга" - бу...

Конспект занятия по этической грамматике в технологии продуктивного чтения Тема: «Как выбирать друзей»

Конспект занятия по этической грамматике в технологии продуктивного чтенияТема: «Как выбирать друзей»Форма проведения: беседа с элементами проектной деятельности + использование технологии...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ТИПА ПРАВИЛЬНОЙ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЭТИЧЕСКОЙ ГРАММАТИКЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО НА ПРИМЕРЕ ЗАНЯТИЯ ВО 2 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ “ТАЙНОЕ СТАНОВИТСЯ ЯВНЫМ”»

Данная методическая разработка подготовлена с учётом требований ФГОС и Рабочей программы по этической грамматике. Технологическая карта занятия составлена на основе рассказа В.Ю. Драгунского «Та...