"Я - ПАТРИОТ!"
проект на тему
долгосрочный проект по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста, с учетом тербований ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_patrioticheskomu_vospitaniyu.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №290» ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА
ПРОЕКТ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА « Я — ПАТРИОТ!»
ПОДГОТОВИЛА ВОСПИТАТЕЛЬ:
ВЛАДИМИРОВА ГУЗЯЛИЯ АХМЕТОВНА
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Наше государство переживает непростые времена, это изменения в социально-экономических процессах, которые неизбежно сказываются на социальной жизни общества. Чтобы превратить Россию в цивилизованное, экономически развитое государство, необходимо формировать у граждан высокие нравственные, морально-психологические и этические качества, среди которых важное значение за судьбу Отечества и готовность к его защите. Прежде всего, это относится к подрастающему поколению. В связи с этим значительно возросла роль образовательных учреждений и в документах регламентирующих их деятельность.
ФГОС ДО к структуре образования установило нормы и положения, обязательные для реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Определяются основные направления развития детей (образовательные области) : социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, которые должны обеспечить развитие детей по этим направлениям. Самой важной целью духовно-нравственного развития является: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного гражданина России.
Федеральный закон РФ «Об образовании» предлагает гуманистический характер воспитания и призывает воспитывать в детях взаимоуважение, гражданственность,патриотизм.
Так называемое чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке, это именно те корни, которые связывают его с родным домом и ближайшем окружением.
Исследования показали, что начинать формирование представлений о Родине нужно с близкого, знакомого детям, с того, что их окружает. Затем, используя метод сопоставления, начинать формировать представления о далеком. Сравнение является отправной точкой формирования представлений и углублениячувств.
Многие авторы (А.А. Анциферова, З.И. Беляева, Н.Ф. Виноградова, С.Г. Журат, Г.А. Карбышева, С.А. Козлова, Р.Ш. Халикова и др.), отмечая важность воспитания любви к Родине, тесно связывают его с умственным, художественным развитием, систематическим обогащением знаний детей. Н.Ф. Виноградова и Р.Ш. Халикова указывают при этом, что необходимо учитывать степень насыщенности предлагаемого детям материала. Отмечая важность воспитания любви к Родине, тесно связывают его с умственным, художественным развитием, систематическим обогащением знаний детей. . Вывод о том, что знания о родном городе, крае, стране, её истории, культуре, труде людей, её населяющих, является важнейшим условие воспитания.
Проблема:
Проблемой национального самосознания стала особенно актуальной сейчас, когда усилилась тенденция всемирного масштаба по нивелированию специфических культурных особенностей регионов земного шара, вплоть до уничтожения культурных отличий наций, народов, народностей, живущих в этих регионах. А поскольку национальная специфика, прежде всего, есть категория духовной культуры, то разрушению подвергнутся глубинные основы культуры и, в первую очередь, национальное самосознание.
АКТУАЛЬНОСТЬ: Анализ изменений, происходящих в нашем обществе, заставляет нас по-новому взглянуть на проблему познавательного развития у дошкольников. Именно это и определило актуальность темы взятой для решения данной проблемы. Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живем. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Раскрытие личности в ребенке полностью возможно через включение его в культуру своего народа.
3.Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.
Целевой ориентир | Конкретизация цели в соответствии с возрастом и темой | Пример проявления качества (умения, представления и др.) в действиях и речи ребенка |
Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; ребенок обладает начальными знаниями о себе , о природном мире, в котором но живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы; естествознания, математики, истории и т. п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. | Ребенок проявляет положительное отношение к семье, взрослым и сверстникам; умеет взаимодействовать; Имеет представление о планете Земля , как о общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира; Имеет понятие «малая родина», «Отечество», «Отчизна»; знаком с традициями, праздниками и социокультурными ценностями нашего народа; знаком с достопримечательностями нашего города, может рассказать о знаменитых людях нашего края; знает произведения детской литературы по данной теме; | Ребенок проявляет интерес к родному краю, к людям которые здесь живут; уважительно относится к взрослым и сверстникам; знает о особенностях, праздниках, традициях нашего края; проявляет толерантное отношение к сверстникам; может рассказать о нашем городе, памятниках, музеях;также может идентифицировать символику нашего города, нашего государства, знает стихи, песни, рассказы о малой родине и Отечестве; |
4.Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).
Система представляет собой целенаправленный процесс по обеспечению развития ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Направленный на решение воспитательных,образовательных и развивающих задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности. Подкрепленный проводимыми мероприятиями воспитательно-образовательного процесса, научно-обоснованными и практически апробированными методиками. Включает в себя участие всего коллектив апедагогов и привлечение родителей к поиску новых эффективных методов и целенаправленной деятельности по воспитанию и обучению детей.
Субъектами системы являются:
-дети;
-педагоги;
-специалисты ДОО;
-родители.
Данная система рассчитана на один учебный год.
Система состоит из нескольких блоков:
Содержание деятельности воспитателя с детьми:
Вид деятельности | Форма | На что направлено |
Игровая деятельность. | Сюжетно-ролевые игры «Путешествие по Самаре», «А, по Волге вниз теплоход». | Активное участие в играх, умение самостоятельно организовывать игру. |
Познавательная деятельность. | Познавательные беседы на темы: «Моя страна», «Край в котором ты живешь». Проект «Мы любим Самару!». | Интерес к родной стране, родному краю. Вызвать эмоциональный отклик. Закрепить знания узнавать название улиц и достопримечательностей. |
Проблемно-ценностное общение. | Этические беседы на темы: «Любовь к ближнему», «Нравственность – Добро и Зло». Игры драматизации по русским народным сказкам. Русские народные игры-забавы. | проявляют интерес к народным играм, знают песенки, потешки, используемые в играх имеют способность управлять своим поведением во время игр, соблюдать правила. |
Художественное творчество. | Посещение театрализованных представлений в ДОУ. Организация кружковой работы. | знают названия праздников, их историю, знают символику государства. Знают детские произведения, касающиеся отечественных праздников и традиций их празднования . |
Спортивно-оздоровительная деятельность. | Проведение совместных мероприятий, спартакиад. | Появляются предпосылки таких социальных чувств, как чувство долга, национальной гордости, патриотизма. |
Трудовая деятельность. | Дидактические игры “Экскурсия по городу” (на материале фотографий), “Вот моя улица, вот мой дом” (на материале рисунков, фотографий, карты города. Экскурсия по близлежащим улицам: ул. Авроры, ул. Энтузиастов, ул. Аэродромная. | проявляют интерес к произведениям культуры и искусства, бережно обращаются с предметами старины, картинами, книгами и другими предметами. Проявляются чувство уважения к ветеранам, гордость за великую страну Россию. |
Досугово-развлекательная деятельность | Разучивание песен детских композиторов на патриотическую тему «Наша Родина» - Филиппенко, «Все мы моряки» - Лядовой, «Бравые солдаты», слушание гимна России. Консультации специалистов с педагогами, родителями «Нравственное воспитание детей в семье». | называют свое имя, фамилию, отчество, возраст, дату рождения, адрес; имеет представления о своей семье, ее укладе; используют развернутые связные высказывания при презентации проектов устанавливает причинно-следственные связи |
Содержание деятельности взаимодействия со специалистами ДОУ:
Форма взаимодействия | Тематика |
Тематическое планирование работы специалистов совпадает с планированием воспитателя | Темы согласно календарных праздников |
Использование музыкальными руководителями и инструктором по физической культуре на занятиях подвижных народных игр, песен, мелодий | Создание альбома взаимодействия специалистов по ознакомлению детей с отечественными праздниками и традициями |
Проведение календарных праздников, развлечений и утренников | -«Новый год», -«8 марта – мамин день», -«Масленица», -«День Победы», - «23 февраля – день Защитника Отечества»." |
Организация походов совместно с инструктором по физической культуре | -Экскурсия в дом ветеранов, целевая прогулка в парк «Победы». |
Содержание деятельности по взаимодействию с родителями:
Форма сотрудничества | Содержание |
Совместные мероприятия детей и родителей «Деревенские посиделки», «Что я знаю о России», «День народного единства» | Родители вместе с детьми играют в играх, участвуют в инсценировках, выполняют различные задания |
Оказание помощи педагогам в оформлении группового уголка «Праздничный калейдоскоп», мини-музея «Русская изба» | Приобретение атрибутов, создание фотографий, семейных и тематических альбомов «Путешествие в прошлое предмета», «Праздники на Руси», коллажей «Семейные традиции», «Наш помощник» и др. |
Участие в проектной деятельности | Помощь в сборе информации, изготовлении продукта проекта, совместная подготовка к презентации. |
Родительские собрания, круглые столы, практикумы. | Родительские собрания на тему «Традиции в нашей семье» и др. Проведение с родительской общественностью конференций и презентаций, в т.ч. и в виде круглого стола «Важность семейных ценностей в современном мире», «Возрождаем народные традиции». |
В контроле:
-Проводится мониторинг с целью оценки индивидуального развития ребенка, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и их дальнейшего планирования;
-Проводятся наблюдения за детьми;
-Используется диагностическое исследование интеллектуально- эстетического развития детей;
-Индивидуальные беседы;
Дидактические игры.
5.Характеристика изменений условий обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-творческие, нормативно-правовые, информационные, организационные).
Кадровые:
Одним из условий улучшения качества дошкольного образования, является повышение профессионализма и обладание высоким уровнем знаний:
1)знание нормативно-правовых документов;
2)знание инновационных программ;
3)знание и владение педагогическими технологиями;
4)знание основных и альтернативных методик обучения и воспитания детей, применять личностный подход и учитывая психологические особенности детей;
Научно- методические:
1)Разработка тематических планов, проектов;
2)подбор лучших методических разработок по ознакомлению детей с отечественными традициями и праздниками;
3)создание банка данных лучших методических разработок российских и зарубежных педагогов;
4)разработать серию консультаций для родителей по теме.
Материально- технические:
1)Оснащенность помещений развивающей предметно- пространственной среды -она должна быть насыщенной, трансформируемой, многофункциональной, доступной и безопасной.
2)приобрести мультимедийное оборудование для показа детям различных познавательных фильмов и дидактических игр;
3)пополнить фонотеку классической и народной музыки;
4)приобретение театральных костюмов;
5)приобретение методической литературы;
Нормативно- правовые:
1)Закон РФ «Об образовании» (29.12.2012 №273- ФЗ);
2)ФГОС ДО;
3)СанПиН 2.4.1.3049-13;
3)Основная общеобразовательная программа дошкольного образования МБДОУ д/с № 290, г.о. Самара.
Информационные:
1)Размещение информации на сайте ДОУ;
2)Подбор видеороликов, мультфильмов по теме;
3)Приведение должностных инструкций в соответствие с ФГОС ДО;
4)Создание электронных образовательных пособий по «формированию представлений у дошкольников о малой родине и Отечестве;
Организационные:
1)Изменения в работе воспитателя в соответствии с требованиями ФГОС ДО по организации образовательного процесса;
2)Наладить работу обратной связи в родительском уголке;
3)Обеспечение разнообразными материалами, играми, игрушками и оборудованием, обеспечивающих свободный выбор детей для формирования первичных представлений об отечественных традициях и праздниках.
- Описание работы с алгоритмом использования электронного интерактивного дидактического мультимедийного пособия в образовательном процессе.
Тема пособия: «Система работы по формированию у дошкольников представлений, о малой родине и Отечестве.»
Возраст целевой группы: дети 5-6 лет.
Цель пособия: закреплять знания детей о Самаре и России.
Задачи пособия:
- повторить символы Российской Федерации;
- обратить внимание на красоту национального костюма;
- углублять и уточнять представления детей о достопримечательностях Самары;
- обобщать представление детей об атрибутике народных праздников;
- уточнить представление о русских народных сказках.
Алгоритм работы со слайдами:
№ слайда | Действия и возможны вариант пояснений педагога. |
№ 1. | Титульный. Ребята, у нас с вами одна, очень большая и великая родина, как она называется? (Дети «Россия»!). Давайте сегодня с вами, поиграем, а заодно проверим наши знания. |
№ 2. | -Итак, посмотрите внимательно на изображения символов разных стран и найдите только, те которые имеют отношение к нашей родине. |
№ 3. | - В третьей игре нужно выбрать только русские национальные костюмы. |
№ 4. | - А, теперь нужно отметить только Самарские достопримечательности. |
№ 5. | - Следующее задание заключается в том, чтобы выбрать и назвать картинку с русским народным праздником. |
№ 6. | - Последнем задании, вам нужно выбрать герое русских народных сказок. |
№ 7. | - Молодцы ребята, отлично справились! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Растим патриотов
Статья о нравственно-патриотическом воспитании младших школьников...
"Реформатор и патриот. Столыпин П.А."
Презентация к классному часу "Великие земляки. Столыпин Пётр Аркадьевич"...
рабочая программа "Юный патриот"
Через работу по программе «Юный патриот» реализуется духовно-нравственное направление образования школьников посредством различных форм организации, таких, как классные часы, экскурсии в музеи, ...
Патриот. Понятие патриотизма.
Данный урок посвящён знакомству с главными символами страны, области (Амурской), района и школы. Можно использовать на уроках окружающего мира....
Урок окружающего мира с использованием компьютерной презентации "Патриоты России"
Патриотическое воспитание – вечная проблема педагогики. Каждая эпоха, каждая историческая ситуация по- своему отражается на патриотическом воспитании. Изменилось Отечество, пересматривается его прошло...
Программа "Растим патриота России"
Пояснительная запискаПрограмма «Растим патриотов России» разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и государственными программами «Патриотич...
Приложение к программе «Растим патриота России» . Направление: «Наш край» Проект: территория школы - цветущий сад.
Цель проекта: На практических занятиях раскрыть значение таких профессий, как озеленитель, дизайнер, цветовод. Объединение усил...