Час общения "Поговорим о культуре речи"
план-конспект по теме
Занятие знакомит воспитанников с основными требованиями к культуре речи и развивает конструктивный навык общения. Правильная речь-это важное свидетельство общей культуры личности, это один из способов обеспечения достоинства человека, его свободы и уверенности во время общения. Речь-это визитная карточка, по которой составляют впечатление о говорящем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chas_obshcheniya.docx | 20.18 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ РМ «Ялгинский детский дом – школа»
Час общения «Поговорим о культуре речи»
Подготовила: воспитатель Терентьева И.Н.
Цели и задачи занятия:
- привитие интереса к русскому языку, умению говорить правильно;
- развитие коммуникативных навыков воспитанников;
- воспитание этических норм поведения и культуры речи детей.
Ход занятия:
Воспитатель: Добрый день, ребята! Как красиво звучат эти слова на великом русском языке, потому что мы...
Признаем язык немецкий,
Итальянский, датский, шведский
И турецкий признаем,
И английский, и французский,
Но в родном краю по-русски
Пишем, думаем, поем.
Мы тогда лишь вольно дышим,
Если речь родную слышим,
Речь на русском языке,
И в своей столице древней,
И в поселке, и в деревне,
И от дома вдалеке.
(Отрывок из стихотворения Сергея Михалкова «Быль для детей»)
Ребята, сегодня мы поговорим о культуре речи. Эта тема очень актуальна, потому что частенько среди ребят вашего возраста можно услышать не только грубые, но и нецензурные слова. А как часто в своей речи вы допускаете слова- паразиты, т.е. слова, которые вовсе не уместны в данном диалоге или разговоре: «короче», «как бы» и т.д.
Всему название дано — и зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно, а безымянных — нету.
И все, что может видеть глаз — над нами и под нами,
И все, что в памяти у нас, означено словами.
Они слышны и здесь, и там, на улице и дома:
Одно — давно привычно нам, другое — незнакомо.
(Отрывок из стихотворения А. Шибаева «Слова, слова, слова...»)
Культурный человек умеет пользоваться словами, разговаривает на чистом, красивом русском языке, не заменяя названия предметов и явлений непонятными, некрасивыми словами.
Слова — это одежда для наших мыслей. Вот мы любим красивую, нарядную одежду, такую, которую мы надеваем в праздничные дни. Так и нашим мыслям «хочется одеваться в красивую одежду»; красивые слова надо говорить всегда, каждый день, а не только в праздник.
И если мы будем облекать наши мысли в красивую одежду — говорить красивые слова, то будем творить добро. В каждом слове есть сила. В добром — добрая, в плохом — злая. И она никуда не улетает, а ходит следом за своим хозяином, живёт в его доме.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
В. Шефнер
Вот что может слово! А еще словами можно создать настроение, вызвать какие-то ощущения.
Воспитатель: Давайте поиграем: придумайте «сладкие», «соленые», «кислые», «веселые», «мягкие» слова. (Ребята предлагают варианты слов)
Человек с чистой речью, выговаривающий каждое слово, не употребляющий в своей речи слова-паразиты, ведущий разговор ровно и убедительно, не перебивая собеседника, всегда привлекает к себе внимание.
А вот от сквернослова каждому хочется сразу удалиться подальше. В давние времена человека, который сказал дурное слово, наказывали — пороли плёткой на главной площади города, на виду у всех горожан!
Сегодня так не делают, но сквернословие нигде и ни в одной стране мира не одобряется обществом.
Воспитатель зачитывает отрывок из стихотворения С. Михалкова «Лапуся»:
Я не знаю, как мне быть —
Начал старшим я грубить.
Скажет папа:
— Дверь открыта!
Притвори ее, герой! —
Я ему в ответ сердито
Отвечаю:
— Сам закрой!
За обедом скажет мама:
— Хлеб, лапуся, передай! —
Я в ответ шепчу упрямо:
— Не могу. Сама подай! —
Очень бабушку люблю,
Все равно — и ей грублю.
Очень деда обожаю,
Но и деду возражаю...
Я не знаю, как мне быть —
Начал старшим я грубить.
А они ко мне:
— Голубчик,
Ешь скорее! Стынет супчик!.. —
А они ко мне:
— Сыночек,
Положить еще кусочек? —
А они ко мне:
— Внучок,
Ляг, лапуся, на бочок!..
Я такое обращенье
Ненавижу, не терплю,
Я киплю от возмущенья
И поэтому грублю.
Я не знаю, как мне быть —
Начал старшим я грубить...
Воспитатель: Чем можно помочь такому мальчику? Что можно посоветовать такому мальчику? (Ответы ребят: улыбнуться этому мальчику; заглянуть ему в глаза; взять за руку; погладить по голове; вместе посмотреть на небо, и т.д.)
Человека, который произносит скверные слова, нужно опасаться, потому что у него плохие мысли, которые могут привести к плохим поступкам.
Иногда в речи как ребят, так и взрослых встречаются ничего не значащие слова. Такие слова называют пустыми. А пустословием называется разговор ни о чём, разговор попусту. А чем опасны пустые слова? (Возможные варианты ответов)
Конечно, прежде всего, пустословие отнимает много времени у собеседника. Оно обессиливает человека.
Иногда ваши родственники много раз повторяют свою просьбу, тратят много сил, быстро устают. И если дети любят, берегут своих родственников, то они понимают их слова и просьбы с первого раза, так что повторять не приходится.
Чтобы научиться не пустословить, нужно научиться молчанию. Лучше промолчать, нежели произнести глупое, скверное или ненужное слово. В давние времена были люди, которые накладывали на себя обет молчания и всю жизнь молчали. Это давало им силы. Не даром гласит пословица: «Слово — серебро, а молчание — золото».
Кстати, о пословицах. Именно в них хранится тайна каждого народа, который их слагает. Вот послушайте некоторые русские народные пословицы и объясните, как вы их поняли:
• Мал язык, да всем телом владеет.
• Язык — телу якорь.
• Слово лечит и калечит.
• Поменьше говори — побольше услышишь.
• Петь хорошо вместе, а говорить — порознь.
• Слово не стрела, а сердце сквозит.
• Хорошую речь хорошо и слушать.
• От приветливых слов язык не отсохнет.
(Ответы ребят)
Воспитатель: Иногда мы с вами употребляем крылатые выражения, а о значении их не задумываемся. Вот, например, с первого класса вам знакомо выражение: «Начинаем писать новое предложение с красной строки». А что это за «красная строка»?
Оказывается, это выражение пришло из глубокой древности. В те далекие времена книги или просто исторические и бытовые записи вели специально обученные писцы. Приступая к переписыванию, писец возносил к Богу молитву о благополучном окончании предпринятого труда. Некоторые книги писались в течение двух-трёх лет. Писали писцы крупными буквами и ставили их рукопись прямо. Каждую букву писали в несколько приёмов. На каждой странице оставляли широкие «берега» во все стороны, т. е. поля. Чернила употреблялись специально приготовленные и разноцветные. Заглавные буквы в книгах писались красными чернилами, отсюда название красная строка. Иногда заглавные буквы затейливо украшались золотом, серебром, разными красками, узорами и цветами. В начале каждой главы или в конце помещалась заставка, нарисованная сложным узором.
Вот в память о первых ярких книгах и рукописях, в которых каждая новая глава начиналась с небольшого отступа от основного текста и первая буква была красочно оформлена, и пошло выражение «писать с красной строки».
Вот видите, ребята, сколько труда вкладывали наши предки в написание книг, чтобы до наших дней дошли истинные образцы русского слова.
А теперь я хочу вам предложить несколько советов при разговоре с другом или взрослым человеком. Говорить правильно на любом уроке, дома, со своими товарищами, правильно вести диалог или грамотно рассказывать интересную истории — это просто обязанность любого уважающего себя человека.
Несколько советов говорящему при диалоге
Для того, чтобы наша речь не вызывала у собеседников раздражения, достаточно придерживаться некоторых правил:
• Не используйте в речи ненормативную лексику и вульгаризмы. Если вы считаете, что ваша речь звучит грамотно, то вашему собеседнику может иногда показаться обратное.
• Не будьте слишком пафосны и высокомерны во время беседы. Речь должна быть ясной, понятной и доступной собеседнику данного возраста.
• Будьте внимательны к собеседнику. Всем своим видом покажите, что вы заинтересованы в разговоре с данным человеком.
• Исключите из своей речи слова-паразиты. Слова вроде вот, типа, как бы, значит, это, ну, того могут раздражать при разговоре многих ваших собеседников. Когда общаетесь с другими людьми, слушайте их речь, отмечайте про себя, когда они используют слова-паразиты. Так вы постепенно научитесь слышать не только окружающих, но и самого себя.
• Ставьте правильно ударения в словах. Этому можно научиться при работе со словарем. А можно просто внимательней вслушиваться в речь учителя.
• Не перебивайте своего собеседника. Дайте ему договорить свою мысль и только лишь тогда продолжайте диалог.
• Будьте лаконичны и аргументируйте свои выводы. Выражайте свою мысль прямо и ясно. Если вы постоянно говорите много, но ничего не сообщаете собеседнику, с вами становится неинтересно общаться.
• Будьте осторожны с иностранными словами — они не всегда уместны. Употребление простейших слов в беседе или диалоге вроде «yes!» вместо «ура!», «oops!» вместо «ой!», «wow!» вместо «ух ты!» далеко не каждому приятно слышать. Ведь вы говорите на русском языке и вам должна соответствовать именно русская речь!
ЗАПОМНИ ЭТИ ПРАВИЛА И ВЫПОЛНЯЙ ИХ.
Итог. Рефлексия.
- А сейчас вновь вернемся к словам Тургенева: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык…»
- Вы согласны с этим утверждением писателя? Нужно ли беречь язык? От кого или от чего? (Освобождать нашу речь от словесного «мусора», рождаемого незнанием русского языка и небрежным, безжалостным отношением к нему.)
Литература:
- Головин Б. Н. Основы культуры речи: Учеб. пособие. М: Высшая школа, 1980 335 с
- Гольдин В. Е. Речь и этикет - Кн. для внеклас. чтения. М. Просвещение, 1983. 109 с.
Интернет-источники:
http://anstars.ru/dlja-uchitelja/klassnyy_chas/2039-klassnyj-chas-pogovorim-
https://videouroki.net/razrabotki/klassnyi-chas-po-kul-turie-riechi.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Беседа по культуре поведения и культуре речи "Мы и наши имена"
Беседа даст детям начальные сведения об именах и их функции в обществе, познакомит учащихся с этикетом знакомства, поможет совершенствовать культуру общения со взрослыми и сверст...
Урок развития речи с элементами культуры речи в 4 классе по теме «Учимся составлять аннотации»
Материал содержит разработку урока русского языка по УМК "Перспективная начальная школа" и презентацию к нему....
Урок : «Развитие речи с элементами культуры речи. Азбука вежливости. Как писать письмо».
На уроке дети учатся писать письмо, с соблюдением норм речевого этикета. Использован сюжет занимательности. У детей воспитывается доброжелательное отношение к окружающим, а также уважительное отношени...
Проект урока русского языка в 4 классе по теме: «Культура речи. Работа над образованием различных форм имён существительных (Открываем ещё несколько секретов правильной речи) » Образовательная система «Гармония».
Планируемые результаты: Предметные: знать некоторые особенности изменения форм имен существительных;уметь склонять существительные в родительном, дательном падежах.Личностные:Уметь проводить само...
Культура речи. Работа над образованием различных форм имён существительных (Открываем ещё несколько секретов правильной речи»)
Урок русского языка в 4 классе УМК "Гармония"...
Родительское собрание по теме: "Культура речи и культура общения"
Представлены высказывания великих писателей о русском языке, правила общения, нормы произношения , вжливые слова....
Культура речи.( по материалам "Русский язык и культура речи для технических ВУЗов" Данцев А.А. Нефёдова Н.В. издательство "Феникс" Ростов на Дону 2002 г. (Учебный мaтериал в раздел "Начальная школа")
Слово, речь — показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. Вот почему овладение культурой речи, ее совершенствование особенно активно начинается и про...