Культура речи. Работа над образованием различных форм имён существительных (Открываем ещё несколько секретов правильной речи»)
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: Культура речи. Работа над образованием различных форм имён существительных (Открываем ещё несколько секретов правильной речи»)
Цель: развитие личности учащихся на основе усвоения предметных знаний.
Задачи:
- формировать умения грамотного письма безударных окончаний имен существительных множественного числа в именительном и родительном падежах, познакомить с историей слов люди, дети;
- учить правильному изменению данных слов по падежам;
- развивать речь учащихся;
- воспитывать культуру умственного труда.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Оборудование и основные источники информации: ПК, проектор, презентация к уроку, раздаточный материал. Учебник: М.С. Соловейчик «Русский язык» 4 класс, часть 1, тетрадь на печатной основе №1.
Прогнозируемые результаты:
Предметные:
- знают некоторые особенности изменения форм имен существительных
- умеют склонять существительные в родительном, дательном падежах.
Метапредметные:
- умеют ставить учебные задачи и самостоятельно формулировать выводы.
- умеют слушать собеседника, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Личностные:
- проявляют интерес к урокам русского языка
Ход урока
- Организационный момент.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Мы легонечко вздохнем
И работать все начнем.
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, все ль в порядке
Книжка, ручка и тетрадка?
На уроке будь старательным
Будь спокойным и внимательным.
Все пиши, не отставая,
Слушай, не перебивая.
Говорите четко, внятно,
Чтобы было все понятно.
Если друг стал отвечать,
Не спеши перебивать.
Мы сегодня будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!
Ребята, сегодня копилка знаний каждого из нас вновь пополнится. Для этого мы все должны постараться.
1 слайд. Уметь разборчиво писать – первое правило вежливости.
В.О. Ключевский.
Минутка чистописания.
Зимой человеки одевают польта.
Мы поехали в метре.
- Прочитайте предложения. Что вы заметили?
- Исправьте ошибки в предложениях. В каких словах допущены ошибки? Запишите слова. Чтобы правильно записать слова, что нужно знать?
Выучишь правило — выполнишь верно задание.
- Запишите предложение, укажите части речи.
II. Работа по теме урока.
Слайд 2. Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять. Р. Декарт.
- Попробуйте устно просклонять слова человек, пальто.
1. Определение темы и задач урока.
- Запишите слова в столбик.
Мн. ч. Им. п. | Мн. ч. Р. п. | |
Банан | Бананы | Бананов |
Вилка | Вилки | Вилок |
Колесо | Колеса | Колес |
Мышь | Мыши | Мышей |
Человек | люди | людей |
- Напишите эти слова в форме множественного числа именительного и родительного падежей. Выделите окончания.
Проверка: хором проговорим слова.
- Почему мы поменяли слово человек на люди? (не знаем). Хотите узнать?
- Прочитайте тему урока. Слайд 3.
- Какие задачи поставим перед собой на уроке?
(раскрыть несколько секретов правильной речи)
- А зачем нам это нужно? ( Чтобы уметь правильно говорить, быть грамотными)
2. Работа по теме урока.
- - Давайте узнаем историю одного слова
Упражнение 298, стр.137
– Что вы узнали о слове человек?
- Запомни! (на слайде Человек – люди)
- Запишите эти слова в В.п., Т.п., и П.п. – сначала в единственном числе, а потом во множественном.
- - Запишите ещё одно слово. Ребенок. Назовите форму множественного числа в именительном падеже. Почему так?
Упражнение 299 стр.138
- Прочитайте сведения.
– Что вы узнали о слове РЕБЁНОК?
- Запомни! (на слайде ребенок – дети, ребята)
- Просклоняйте слова люди, ребята по вариантам.
1 вариант – склоняет слово люди
2 вариант – склоняет слово ребята.
- Если возникнут трудности, куда нужно обратиться? (словарь на стр.156-158)
Проверка: Прочитайте, что получилось.
Вывод: сведения о каких словах узнали? (человек, ребенок). Для чего нам эти сведения нужны? (правильно говорить)
Физкультминутка
3. Чередование звуков в корнях слов.
- Послушайте стихотворение, о каких особенностях поведения звуков в словах в нем говориться?
Корни могут изменяться,
Но родными оставаться.
БОК-БОЧОК, ДРУГ-ДРУЖОК, УХО-УШИ, ПУХ-ПУШОК.
КОСИТЬ травы – СКАШИВАТЬ,
СПРОСИТЬ маму – СПРАШИВАТЬ.
ПУЩУ-ПУСКАТЬ, ЛЕЧУ-ЛЕТАТЬ.
Какими корни нам считать?
- Запишем несколько слов.
- Запишите слова первой строки.
Бок-бочок, друг - дружок, ухо - уши, пух-пушок.
- Выделите корни.
- Что заметили? (согласные звуки заменяют друг друга, чередуются)
- Какие согласные звуки чередуются? ([г], [к], [х])
- Ещё их в русском языке называют «капризными». Слайд
- Просклоняйте слова ухо – уши устно.
Ухо уши
Уха ушей
Уху ушам
Ухо уши
Ухом ушами
Ухе ушах
- Какой вывод можно сделать об этих словах?
( В ед. числе пишем х, а во множественном ш)
- Прочитайте сообщение в учебнике на стр. 139.
- Работаем в парах. Игра «Семь родственников».
- «Капризные» звуки в словах встречаются очень часто. Попробуйте их отыскать в родственных словах.
– Давайте поиграем. Первый вариант подчеркивает родственные слова к слову бегать, второй вариант к слову друг, третий - к слову привозной, четвертый – письменно.
На экране записаны 4 группы родственных слов (в классе также 4 варианта). В каждой группе будет по 7 слов. Побеждают ребята, быстрее всех собравшие свою группу. Подчеркните родственные слова на листочке.
I группа – к слову БЕГАТЬ
II вариант – к слову ДРУГ
III вариант – к слову ПРИВОЗНОЙ
IV вариант – к слову ПИСЬМЕННО
Бегать, письменно, привозной, друг, везем, перебежка, подружиться, бегун, письмо, привез, дружок, беговой, возчик, дружно, разбежаться, письменный, дружный, писать, расписание, отвожу, друзья, перебежать, неизбежно, подруга, повозка, невезение, переписка.
– Прочитайте получившиеся группы. (на слайде слова)
– Какие звуки могут чередоваться?
Вывод: Какой секрет правильной речи раскрыли?
(согласные могут чередоваться)
- У нас остался ещё один секрет. Давайте попробуем его раскрыть.
Упражнение 301 стр.139
– Попробуйте изменить формы предложенных в упражнении слов.
- Запишите слова в столбик. (по вариантам)
- Во второй столбик запишите эти же слова в форме множественного числа именительного падежа.
– Какие гласные «убежали»?
– В третий столбик запишите эти слова в форме родительного падежа множественного числа. Выделите окончания. От чего зависят окончания имен существительных? Почему -ов, -ей? (сущ. 2 скл. мужского рода)
- Проверьте и оцените работу друг друга. Оценку поставьте на полях.
(самопроверка по слайду)
I вариант
Рот – рты – ртов
Лед – льды – льдов
Мох – мхи – мхов
Лев – львы – львов
II вариант
Сон – сны – снов
Пень – пни – пней
День – дни – дней
Лоб – лбы - лбов
IV. Итог урока.
- Какие секреты речи вы узнали?
1. Раньше было слово люд, а теперь человек.
2. Когда – то было слово дитя, а теперь ребенок
3. Согласные звуки [г], [к], [х] могут быть капризными
4. Гласные буквы О и Е – «беглые». Они убегают при образовании некоторых слов.
Рефлексия.
- Оцените свою работу по лестнице знаний.
Домашнее задание: упражнение 302 стр.140
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Специфические ошибки письменной речи, связанные с нарушением различных форм языкового анализа и синтеза
Основные направления логопедической работы по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа у младших школьников...
Проект урока русского языка в 4 классе по теме: «Культура речи. Работа над образованием различных форм имён существительных (Открываем ещё несколько секретов правильной речи) » Образовательная система «Гармония».
Планируемые результаты: Предметные: знать некоторые особенности изменения форм имен существительных;уметь склонять существительные в родительном, дательном падежах.Личностные:Уметь проводить само...
презентация к уроку по теме"Культура речи. Работа над образованием различных форм имён существительных (Открываем ещё несколько секретов правильной речи»)
Презентация к уроку "Открываем еще несколько секретов правильной речи"...
Конспект урока "Открываем ещё несколько секретов правильной речи"
В ходе урока учащиеся учатся образовывать формы множественного числа существительных, правильно употреблять их в речи; знакомятся с разносклоняемыми существительными...
Открываем ещё несколько секретов правильной речи
Урок русского языка в 4 классе УМК "Гармония"...
Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"
рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...
Урок русского языка в 4 классе: "Изменение некоторых имён существительных" (Открываем ещё несколько секретов правильной речи)
Урок по программе "Гармония". Цель: способствовать повышению морфологической правильности детской речи. Урок начинается с видеоролика : "Ну почему мы так говорим???" Учащиеся...