Родительское собрание по теме: "Культура речи и культура общения"
методическая разработка (3 класс) на тему
Представлены высказывания великих писателей о русском языке, правила общения, нормы произношения , вжливые слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie.3_klass.docx | 31.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание по теме:
« Культура речи и общения. Речевые навыки и их значение ». 3 класс.
1 .Мотивационный блок.
Экспресс-интервью
Раздаю родителям до начала собрания карточки с вопросами и они готовят на них свои небольшие высказывания
- Уделяете ли вы внимание воспитанию культуры общения? Каким образом?
- Говорит ли Ваш ребёнок бранные слова? Как реагируете на это? Говорили ли Вы дочке, что бранные слова недостойны женщины?
- Умеет ли Ваш ребёнок регулировать громкость, темп своей речи? Как Вы ему в этом помогаете?
- Придаёте ли Вы значение развитию речи ребёнка? Какими способами это делаете?
Как вы думаете , какова будет тема собрания?
( Мы будем говорить о культуре речи и общения)
2 .Целеполагание
Какие вопросы мы можем рассмотреть?
- Что такое « культура речи»?
- Какое значение для человека имеет культура речи, общения?
- Как различные предметы в школе развивают речь ребёнка?
- Как помочь ребёнку освоить культуру речи?
- Какие высказывания великих писателей призывают нас беречь родной язык?
3.Исполнительский блок.
Вопросы, которые я предложила в экспресс-интервью волновали ещё Петра 1 и при нём были введены следующие правила:
А) Не говорите о человеке ничего в его отсутствие
Б) Бестактно прерывать разговор, если надо спросить срочно, надо прежде всего извиниться
В)Во время беседы надо смотреть в глаза собеседнику, а не в сторону, не теребить пуговки собеседнику, не жестикулировать
Г)Не следует разговаривать с дальнего расстояния: через коридор, через улицу
Д)Находясь в компании не следует шептаться
-Это культура общения или культура речи? ( это относиться к культуре общения)
- Культура речи- раздел науки о языке, в котором рассматриваются вопросы соблюдения языковых норм и уместности употребления выразительных средств языка в речи в зависимости от разных условий общения людей.
В культуре речи выделяются две стороны :
а) правильность речи;
б) речевое мастерство.
- В культуре речи рассматриваются и этикетные моменты.
В 21 веке особенно заметно как уменьшилась чистота русского языка, он засоряется иностранными словами, бранными словами, а ведь речь человека-это показатель его интеллекта и культуры. Чем речь точнее, образнее выражает мысль, тем значительнее человек как личность и тем ценнее он для общества.
Работу по повышению речевой культуры начинается в 1 классе и продолжаем до окончания школы.
- Мы, начиная с Букваря, изучаем новые слова, объясняем их значение, учимся правильно ставить ударение , произносить и писать . Узнаём синонимы (слова имеющие одно значение, но разное написание), антонимы (слова с противоположным значением), многозначные слова ( слово одно, а значений много- плитка шоколада, плитка кафеля, плита газовая и т.д.)
- На уроках русского языка 1 раз в неделю занимаемся развитием речи: изложения, сочинения, письмо по памяти, деформированные тексты, отзывы на произведение ( имеем памятки в учебнике, разрабатываем их совместно с детьми), участвуем в проектах.
- Учимся пересказу художественных и научно -познавательных текстов на уроках литературного чтения, окружающего мира и т.д.
- Учим до 15 стихов в год, предлагаемых программой литературного чтения, проводим конкурсы чтецов стихов по критериям с участием родителей.
- Ведём разговор о красоте, образности, эмоциональности речи.
Мы развиваем культуру речи, но можно в семье продолжать наши усилия, так как бедная или ярко окрашенная речь детей зависит от того, какое внимание уделяется в семье.
Приведу примеры упражнений.
- Как сказать по-другому: река течёт ( бежит, журчит, льётся)?
- Узнай предмет по эпитетам: кудрявая, белоствольная, стройная?
- Что бывает широким, узким, зелёным, хмурым, деревянным?
- Река широкая, а ручей….
- Ветер ( что делает?) воет, пыль поднимает, освежает, листья срывает, тучи гоняет…
- Я надеваю увеличительные очки и теперь я вижу не дом, а домище; не кот, а котище…..
- Составление рифм: мишка-шишка, оконце-солнце…
В учебнике по русскому языку есть «Странички для любознательных», где можно прочитать вместе с ребёнком интересный материал, обсудить предложенную тему.
А теперь немного поиграем, посмотрите на экран, найдите ошибки в ударении (работаем вместе)
1)Красивéе, мы так хóчем
Дóсуг, шóфер, прóцент, зáем,
Квáртал, пóртфель, билютень
Пóверх плана выполняем,
Áгент звóнит целый день
А в этих словах поставим ударение вместе:
2) Алфавит, баловать, балую,
Досуг, торты, километр, облегчить,
Красивее, звонит, столяр, шоферов,
Фарфор, создан, мастерски.
3) Раздаю 12 карточек, на них пояснения «Говори правильно», родители зачитывают для всех.
Например, выражение «Сегодняшний день»
Данное выражение тавтологично, чтобы убедиться в этом , достаточно разобрать слово сегодня по составу: сей(этот) день . Вот и получается, что слово день в приведённом сочетании повторяется. Правильно сказать: нынешний день, сегодняшний случай.
«Иду со школы» Предлог со указывает , что движение направлено с поверхности чего-нибудь, поэтому не со школы, а из школы.
4) А теперь немного о происхождении слов.
Пельмени- это слово заимствовано из финского языка благодаря сложению слов пель- ухо и нянь- хлеб. Пельмени , действительно, напоминают по форме ухо. Их готовят из теста и мяса.
Салат- это слово связано с глаголом солить и первоначально означало «солёная зелень». Затем словом салат стали называть и другие разновидности этого блюда.
Квас. Кисель. Хотя по вкусу эти напитки совсем не похожи, их названия происходят от одного слова кысати, что означает киснуть. Первоначально квас и кисель считались кислыми напитками.
(Можно подобрать ещё несколько слов)
5)Важно поговорить и о вежливых словах. Заранее можно провести анкетирование детей и рассказать родителям о результатах
- С какими словами обращаешься утром к маме, бабушке, папе? А вечером перед сном?
- С какими словами обращаешься утром к товарищам по классу, к учителю?
- С какими словами можно обратиться к незнакомому, чтобы пропустили вперёд , чтобы позвали кого-либо?( Будьте добры!, Будьте любезны! Пожалуйста!, )
- С какими словами можно обратиться к незнакомому, чтобы указали дорогу к музею, спросить время? ( Скажите, пожалуйста…)
- Что надо сказать , если тебе что-то подарили, угостили? (Спасибо, благодарю)
- Что сказать , если ошибся, не сделал, опоздал? ( Извините)
Уважаемые родители! В этом направлении Ваша роль неоценима, Вы показываете пример культурного поведения, раскрываете нормы общения.
- Зачитаем высказывания великих писателей о родном русском языке.
Лев Николаевич Толстой «Слово-дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно служить любви, а можно вражде и ненависти. Берегитесь того слова, которое разъединяет» .
Иван Сергеевич Тургенев «А просьба моя состоит в следующем: берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками»
Константин Дмитриевич Паустовский « Многие русские слова сами по себе излучают поэзию подобно тому , как драгоценные камни излучают таинственный блеск»
Каждое новое поколение воспринимает литературный язык как культурную эстафету, переходящую из рук в руки от поколения к поколению. Освоить эти богатства, приумножить и сохранить их – такова общекультурная и нравственная задача каждого цивилизованного человека. А это - мерило его достоинство как подлинного гражданина и патриота.
Читаю стихотворение А. Ахматовой «Мужество»
Мы знаем, что ныне лежим на весах,
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,-
И мы сохраним тебе, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым его пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки.
- Контроль и оценка
Подведём итоги и на экране появляется решение собрания:
1.Следить за своей речью и речью детей при общении с окружающими.
2. Уделять большое внимание вежливости в семье.
3. Развивать речь детей , используя произведения разных жанров.
Можно подарить памятку родителям с высказываниями писателей о культуре общения, о речи.
П.А. Вяземский : «Родной язык нам должен быть главною основою и общей нашей образованности и образования каждого из нас.»
И.С. Тургенев: « Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык-это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на родительском собрании по теме:"Развитие речи младших школьников".
Родительский лекторий. Практические упражнения....
Родительское собрание на тему: "Культура поведения в отношениях детей со своими сверстниками"
Формирование личности школьника происходит в разных видах деятельности: в учении, труде, игре, в отношениях с товарищами и осуществляется каждый день; в будничной жизни, прежде всего, формируется инди...
Родительское собрание на тему : "Культура поведения закладывается в семье"
Материал можно использовать в 1,2,3,4 классе, проводя собрание на тему: "Культура поведения закладывается в семье"...
Презентация к родительскому собранию по теме: "Культура умственного труда в школе и дома"
Почти каждый человек в нашем обществе большую часть своей жизни учится, чтобы в своей профессиональной деятельности не отстать от научно-технического прогресса. Поэтому необходимо, чтобы навыки рацион...
План- конспект родительского собрания на тему "Развитие речи в семье и детском саду" 2 младшая группа
Прекрасна речь, когда она, как ручеек, Бежит среди камней чиста, нетороплива, И ты готов внимать её поток И восклицать: - О! как же ты красива!...
Родительское собрание на тему «Культура поведения на дорогах»
Родительское собрание на тему «Культура поведения на дорогах»....