Проект урока русского языка в 4 классе по теме: «Культура речи. Работа над образованием различных форм имён существительных (Открываем ещё несколько секретов правильной речи) » Образовательная система «Гармония».
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс) на тему
Планируемые результаты: Предметные: знать некоторые особенности изменения форм имен существительных;
уметь склонять существительные в родительном, дательном падежах.
Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; уметь работать в паре (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 35.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальный конкурс «Мой лучший урок – 2014»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Ершова Саратовской области»
Проект урока русского языка в 4 классе по теме:
«Культура речи. Работа над образованием различных форм имён существительных (Открываем ещё несколько секретов правильной речи) »
Образовательная система «Гармония».
Автор: Пичугина Елена Сергеевна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории.
2013 г.
Технологическая карта изучения темы «Культура речи. Работа над образованием различных форм имён существительных»
Тема | Культура речи. Работа над образованием различных форм имён существительных (Открываем ещё несколько секретов правильной речи») |
Цель | Образовательная: формировать умения грамотного письма безударных окончаний имен существительных множественного числа в именительном и родительном падежах Деятельностная: формирование способности учащихся к новому способу действия; повышение морфологической правильности детской речи; активное использование словаря трудностей русского языка. |
Планируемый результат | Предметные: знать некоторые особенности изменения форм имен существительных; уметь склонять существительные в родительном, дательном падежах. Личностные: Метапредметные: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; уметь работать в паре (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). |
Основные понятия | Культура речи; беглые гласные |
Межпредметные связи | Русский язык, Развитие речи; История; Окружающий мир |
Ресурсы: - основные - дополнительные | - М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. Русский язык: К тайнам нашего языка: учебник для 4 класса - 10-е изд.- Смоленск: Ассоциация XXI век, 2014. С 105 №316-321; ТПО№2 - Интерактивная доска CLASUS - План учебной деятельности - презентация «Открываем еще несколько секретов правильной речи» - тетрадь рабочая - алгоритм самооценки |
Организация пространства | Фронтальная работа, работа в паре, самостоятельная работа, работа в группе. |
Педагогические технологии | - личностно- ориентированного обучения; - объяснительно- иллюстративного обучения; - словесной продуктивной и творческой деятельности; - педагогика сотрудничества ( учебный диалог, учебная дискуссия) |
Аналитическая справка урока:
Предметные умения: Участвовать в коллективном общении на уроке, говорить на обсуждаемую тему, слушать собеседников, стараться понимать чужую точку зрения; соблюдать правила речевого поведения.
Пользоваться различными словарями учебника для решения языковых и речевых вопросов, в том числе словарём «Как правильно изменить слово?»
Соблюдать нормы изменения, употребления и написания форм именительного и родительного падежей множественного числа имён существительных.
УУД – Элементы способности оценивать границу своих знаний, свои трудности и достижения, готовность использовать новые знания для решения практических задач. (Л.)
– Ставить и сохранять учебную задачу. Планировать свои действия и реализовывать их для решения конкретных задач. Выполнять действия в речевой и умственной форме. Контролировать свои действия и их результат. (Р.)
– Вести наблюдения за фактами языка, извлекать из них определённые сведения.
Целенаправленно (с заданной установкой) читать материалы учебника, находить нужную информацию, дополнять ею имеющуюся или полученную в ходе наблюдений. Понимать и выполнять инструкции, представленные в словесной, схематичной, алгоритмичной форме. Осознавать общий способ действия и применять его при решении конкретных языковых задач. (П-1.)
Анализировать, сравнивать, обобщать, делать умозаключения, выводы. (П-2.)
– Участвовать в коллективном поиске, соблюдать правила речевого поведения; участвовать в совместной деятельности. Высказывать своё мнение по обсуждаемым вопросам, стараться объяснять его; слушать мнения других. Строить небольшие устные монологические высказывания учебно-делового характера. Делиться приобретённой информацией с другими. (К.)
– Осознание себя носителем русского языка. Понимание того, что правильная речь – показатель культуры человека. (Л.)
– Осознавать учебную задачу, осуществлять контроль и самоконтроль. (Р.)
– Пользоваться приобретаемой информацией, словарями, справочниками. (П-1.)
Анализировать, сравнивать, оценивать, делать умозаключения, выводы. (П-2.)
– Соблюдать нормы литературного языка в процессе устного и письменного общения. Делиться с другими приобретёнными сведениями.(К.)
Деятельность учащихся: Решают орфографические задачи в окончаниях имён существительных и имён прилагательных множественного числа, определяют морфологические признаки слов, сравнивают окончания и делают вывод о зависимости окончания в именах существительных от склонения и рода.
Образуют форму именительного падежа множественного числа, проверяют себя по словарю. Ставят опыт: пробуют изменить предложенные слова, убеждаются в невозможности, предполагают вывод, проверяют его по учебнику и расширяют свои знания о существительных, употребляемых только в одном числе; используют в тексте имена существительные в нужных формах.
Исправляют ошибки малышей, анализируют причины их возникновения, проверяют себя по словарю, объясняют ошибки. Заполняют таблицу, вписывают в неё указанные формы имён существительных; наблюдают за использованием форм именительного и родительного падежей имён существительных множественного числа в качестве проверочных слов, делают вывод. Изменяют слова, выбирают форму, объясняют выбор, употребляют слова в нужной форме, конструируют предложения.
Данный урок дан в рамках муниципального семинара «ФГОС НОО, ФГОС ООО – преемственность, проблемы, перспективы» зам. директоров 20 декабря 2013 года.
Этапы урока | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Деятельность учителя | Деятельность учеников | № слайда |
I. Мотивация к учебной деятельности Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; -создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; - создание благоприятной рабочей обстановки. 3 мин | –Я рада вас видеть на уроке русского языка. Сегодня копилка знаний каждого из вас вновь пополнится. Для этого мы все должны постараться. - Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успешной работы себе, соседу, всему классу. - Что необходимо нам для успешной работы на уроке? (внимательно слушать, запоминать, отвечать на вопросы…) - Откройте рабочие тетради и запишите 20 декабря. Классная работа. 1 ученик делает сообщение по ходу записи: 20 декабря - отмечают профессиональный праздник работники органов безопасности. Народные приметы:
Именины у Антона, Ивана, Петра, Григория. - Покажите своей посадкой, что вы готовы работать. | Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности. Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Ориентирует учащихся на правильную посадку при письме. | Приветствуют учителя и своих одноклассников, проверяют свою готовность к уроку. На основе своих знаний делают сообщения. Вспоминают правила «рабочего» человека. | Слайд 2 Слайд 3 |
II.Актуализация знаний учащихся Цели: - повторить изученный материал, необходимый для работы по теме урока. - выявить затруднения в индивидуальной деятельности каждого учащегося. 3 мин | - Запишите в тетрадь ту народную примету , которая подходит к сегодняшней погоде. -Скажите, ребята, то о чём мы сейчас говорили нам известно? (да) -А зачем мы это делали? (повторяли изученный материал) | Организует актуализацию умений выделять и объяснять орфограммы Организует диалог с учащимися по изученному ранее материалу. | Смотрят на слайд и записывают предложение. | |
III.Постановка учебной задачи Цель: Создание условия для выявления «Чего мы ещё не знаем? 2 мин | -Откройте учебник с.137. - Прочитайте, над каким разделом учебника мы сегодня начинаем работать? (Открываем еще несколько секретов правильной речи») - Как вы думаете, чем мы будем заниматься на этих уроках? (Раскроем несколько секретов правильной речи) - А зачем нам это нужно? (Чтобы уметь правильно говорить, быть грамотными) - Вместе с нами на уроке наш американский друг Джон, который тоже будет раскрывать тайны правильной речи. | Организует фиксирование индивидуальных затруднений. Побуждает к высказыванию своего мнения. | Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. Приводят примеры | Слайд 4 |
VI. Формирование новых знаний и умений. Цель: Формирование умений соблюдать последовательность действий при коллективном выполнении учебной задачи. 15 мин | -Каждый язык развивается по своим законам, и каждое слово имеет свою биографию. Найдите последние два предложения в упражнении 297 - Как вы думаете, чего не знал малыш, когда произносил эти предложения? - Проверим наши предположения, изучив материал учебника упр.298 (Самостоятельное чтение правила) - Выполним задание к упражнению и ответим еще на один вопрос. 1.Запишите слово ЧЕЛОВЕК в В.п., Т.п. и П.п.- сначала в ед. ч., а потом во мн.ч. Используйте словарь трудностей. -Для чего мы выполняли это задание? (Чтобы не допустить ошибок в написании окончаний) - Вернитесь к записям малышей. Что вы им скажете? (-Во мн.ч. говорят-люди. - В Р.п. говорят- людей) 2.- Скажите слово РЕБЕНОК во мн.ч. - Сколько слов назвали? - Почему так получилось? - Как правильно? - Прочитайте об этом в учебнике упр.299 самостоятельно и закончите вывод. - Чтобы не делать ошибок в окончаниях слов при склонении, выполним задание к упражнению. Проверьте себя по словарю. Сделайте вывод. 3.- А сейчас посмотрите на экран и скажите: о каких особенностях поведения звуков в группе родственных слов говорится? (Чередование согласных звуков в корне слова) - Какое чередование вы услышали в словах? (г//ж) - Вернитесь к упр. 297 и найдите предложения, в которых есть слова с чередованием согласных звуков. Прочитайте их. - Найдите упражнение 300. (читает учитель). - Какое же действует правило? Что мы скажем малышам и Джону? - Повернитесь друг к другу и просклоняйте слово УХО во мн.ч. | Организует подводящий диалог по новой теме. Демонстрирует слайд с ЦОРами. | Под руководством учителя отвечают на вопросы. Читают правило . Отвечают на вопросы учителя. С помощью учителя проговаривают название следующего этапа. Фиксируют новое знание об употреблении имен существительных. Работают совместно с учителем. Работают в парах. | Слайд 5,6,7,8 |
V. Физкультминутка Цель: создание условий для психоэмоциональной разгрузки. 1 мин | - А сейчас немного отдохнем и разомнёмся. | Создаёт условия психоэмоциональной разгрузки. | Имитируют движения Ёлочки. | Слайд 9 |
VI. Первичное закрепление Цель: организовать усвоение учениками новых знаний. 10 мин | 1. Игра «Семь родственников» - «Капризные» звуки в словах встречаются очень часто. Попробуйте их отыскать в родственных словах. И собрать их в одну группу. 1 в.- к слову БЕГАТЬ 2 в.- к слову ПИСАТЬ 3 в. – к слову ПОПРОСИТЬ. - Прочитайте получившиеся группы слов. - Какие звуки могут чередоваться? 2. - Вернитесь к упр.297. Какие предложения мы еще не рассмотрели? - А в каком числе здесь употреблено слово лед? - Ребята, а о какой природной зоне идет речь в этих предложениях? (Арктика) - Итак, ЛЕД- ЛЬДЫ. - Кто может сказать, что произошло с этими корнями? (Гласная Ё,Е убежала) - Вот, в русском языке есть слова, в которых при изменеии, гласная О или Е могут быть «беглыми» т.е. убежать из слова. | Создаёт условия для работы в группах. Реализует межпредметные связи. Подводит обучающихся к выводу. | Работают в группах. Слушает учителя, фиксирует новое знание. | Слайд 10 |
VII. Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону. Цель: организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; Организовать самопроверку по эталону, самооценку; Организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. 7 мин | - Попробуйте изменить формы предложенных слов в упр.301. (устно несколько слов) - Что мы скажем малышам? - Выполните задание. Запишите все эти слова и добавьте к ним формы И.п. и Р.п. мн.ч., выделяйте окончание. Покажите алфавитный порядок слов. -Самопроверка по образцу. Лист самооценки. | Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание. Организует взаимопроверку по эталону. | Выполняют самостоятельную работу. Формулируют выводы наблюдений. Оценивают свою деятельность. | Слайд 11 |
VIII. Итог урока. Объяснение домашнего задания. Цель : организовать итоговый контроль полученных знаний; организовать пути выполнения домашней работы на основе полученных знаний. 2 мин | - Подведем итог нашего урока - Как вы думаете, ребята, все ли секреты правильной речи мы открыли? - Выполняя упр. 303 дома вы узнаете еще один секрет. На следующем уроке вы мне расскажите. _-Какую цель мы ставили в начале урока? - Удалось её достигнуть? - О каких особенностях образования слов вы узнали на уроке? | Даёт комментарий к домашнему заданию. | Отвечают на вопросы учителя. Слушают учителя, определяют пути решения домашней работы Подводят итог урока и ставят задачи к следующему. | |
IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. 2 мин | -Ребята, вы сегодня хорошо потрудились. Надеюсь, вам было интересно на уроке. Поставь себя на лесенку успеха. Джон уже себя поставил! Оценки за урок. Спасибо за урок!!! | Организует самооценку учебной деятельности. Организует рефлексию. | По схеме рассказывают, что было интересного на уроке. Делают самооценку на лесенке Успеха. | Слайд 12 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока русского языка (1 класс) по теме "Пишу правильно" (работа над ошибками)
Работа над ошибками по русскому языку в 1 классе...
Культура речи. Работа над образованием различных форм имён существительных (Открываем ещё несколько секретов правильной речи»)
Урок русского языка в 4 классе УМК "Гармония"...
презентация к уроку по теме"Культура речи. Работа над образованием различных форм имён существительных (Открываем ещё несколько секретов правильной речи»)
Презентация к уроку "Открываем еще несколько секретов правильной речи"...
Урок русского языка. 4 класс. "Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью". Конспект урока + презентация.
В разработку входит конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью", УМК "Школа 2100" , автор: Е.В. Бунеева, Н.А. Исаев...
Нестандартные задания по русскому языку 4 класс по теме "Культура речи. Образование форм слов".
Нестандартные задания по русскому языку 4 класс по теме "Культура речи. Образование форм слов"...
Конспект урока русского языка , 3 класс .Имя прилагательное. Анализ проверочной работы. Значение и употребление имён прилагательных в речи. Сложные имена прилагательные
В процессе урока обучающиеся смогут:повторить знания учащихся об имени прилагательном;сформировать точное представление детей о роли прилагательных в русском языке;учить выделять имена прилагательные ...
Проект урока русского языка, 4 класс Тема: Общее понятие о наречии. Тип урока: Урок изучения нового материала. Форма урока: Урок – сказка
Тема: Общее понятие о наречии. Тип урока: Урок изучения нового материала. Форма урока: Урок – сказка...