Беседа по культуре поведения и культуре речи "Мы и наши имена"
классный час (3 класс) по теме

 

Беседа даст  детям начальные сведения об именах и их функции в обществе, познакомит учащихся с этикетом знакомства, поможет совершенствовать культуру общения со взрослыми и сверстниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon my_i_nashi_imena.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

   

           

БЕСЕДА

ПО  КУЛЬТУРЕ  ПОВЕДЕНИЯ

И  КУЛЬТУРЕ  РЕЧИ

«МЫ  И  НАШИ  ИМЕНА»

                                                           

Цель беседы:

1) сообщить детям начальные сведения об именах;

2) показать функцию имён в обществе;

3) познакомить учащихся с этикетом знакомства;

4) совершенствовать культуру общения со взрослыми и сверстниками.

             Ход беседы

- Дорогие ребята, сегодня мы побеседуем об именах. У каждого из вас есть имя, правда?
- А зачем оно вам? Зачем люди дают друг другу имена?

- Люди дают имена, чтобы отличать одного от другого, различать людей.
- Правильно. Как бы мы обращались друг к другу, если бы не имя? Я вот слышала, как иногда вы кричите друг другу: «Эй, ты, иди-ка сюда!».Культурно ли так обращаться к
 сверстникам? Ребята, а вы отзываетесь, когда вас так зовут? Правильно, это некультурно, и не надо отзываться, если кто-то зовёт вас таким образом. Это обидно, оскорбительно и очень невежливо.  Но могут быть такие случаи, когда вы захотите обратиться к кому-нибудь, а имени не знаете. Как вы поступите в таком случае?
- Надо спросить имя, познакомиться.

- Верно, хорошо. А вы умеете знакомиться? Давайте немножко поиграем. Представьте себе, что вы не знаете друг друга и очень хотите узнать  имя. Как вы это сделаете?

Разыгрывается сценка знакомства между двумя учениками:

- Как тебя зовут?

- Меня зовут Катя. А тебя как зовут?
- А меня Наташа.

- Всё хорошо, ребята, имя вы узнали, но, к сожалению, показали себя не очень
вежливыми. Во-первых, если вы хотите показать своё желание познакомиться, то надо, наверное, улыбнуться партнёру, сделать жест головой или рукой, подчёркивающий это желание. Во-вторых, имя называют не совсем так. Кто подскажет, как правильно назвать себя? (Екатерина, Наталия). И, в-третьих, русские люди после знакомства обязательно скажут: «Очень приятно было с вами (тобой) познакомиться». Или просто: «Очень приятно».

- Давайте попробуем ещё раз, но уже без ошибок и используя фразы этикета
знакомства и ответные реплики, записанные на доске:

Я очень хочу с тобой (с вами) познакомиться. Мне хочется с тобой познакомиться. Давай познакомимся!

Рад нашему знакомству.

Сердечно рад с тобой (с вами)  познакомиться.

- И ещё, ребята, важно запомнить, что надо подать друг другу руку и пожать её. Если знакомятся девочка и мальчик, то первой подаёт руку девочка.

Ещё раз проигрывается сценка знакомства с введением новых формул знакомства и жестов.

- Итак, ребята, имя мы узнали. Но тут есть одна загадка. Вот послушайте стихотворение . Оно называется «Сколько имён у подружки, у Оли?». Может быть, кто-то из вас догадается, сколько имён?

Сколько имён у подружки, у Оли?
Как бы, друзья не запутаться тут.
О л ь г а зовут эту девочку в школе,
О л е ч к о й папа и мама зовут.
О л ю ш к о й тетя ее называет.

«О л ь к а!» - кричит озорник во дворе.
Кто же, скажите-ка мне, подсчитает,
Сколько имён у подруги моей?

- Правильно, ребята, имя у подруги одно — Оля, а другие формы — это варианты имени.
Официальный вариант, полное имя, какое?

- Ольга.

-Верно. Так её называют в школе или в другой официальной обстановке. А почему мама, папа и тётя, родственники, называют её Олечка, Олюшка?

- Потому что они её любят.

- Да, это ласкательные формы. Вспомните. Как ласково вас называют ваши родители, бабушки, и дедушки? А почему озорник кричит: «Олька»? Это культурная форма имени?
- Нет, конечно, это обидно, грубо, невежливо. А вы называете друг друга «Мишка», «Катька», «Ванька»? Хочется надеяться, что нет. Ведь если вы так обратитесь к другому человеку, то все сразу поймут, что вы человек невоспитанный.

- Итак, ребята, вы узнали, что бывают имена полные и неполные. А хорошо ли вы знаете полные и неполные формы одного и того же имени? Давайте поиграем. Я напишу сначала полную форму имени, а вы подберёте к нему неполные. Их ведь несколько, да?

1. Екатерина - ... (Катя, Катюша, Катенька, Катюшка)
2.Иван  - ... (Ваня, Ванечка, Ванюша)
3. Евгений - ... (Женя, Женечка, Женёк)

- А теперь наоборот: я напишу неполную форму, а вы подберёте к нему полную:
1. Витя, Витечка - ... (Виктор).

2. Лёня, Лёнечка - ... (Леонид).

3. Света,  Светочка - ... (Светлана).

4. Настенька, Настюша - ... (Анастасия).

- А сейчас, ребята, послушайте отрывок из хорошо известной вам сказки и скажите, как называется сказка:

Жил-был старик. У него было три сына: двое умных, третий дурачок Емеля.

Те братья работают, а Емеля целый день лежит на печке, знать ничего не хочет.

Однажды братья уехали на базар, а бабы, невестки, давай посылать его:

- Сходи, Емеля, за водой.

А он им с печки:

- Неохота...

- Сходи, Емеля, а то братья с базара воротятся, гостинцев тебе не привезут.

- Ну, ладно.

Слез Емеля с печки, обулся, оделся, взял вёдра да топор и пошёл на речку.

Прорубил лёд, зачерпнул вёдра и поставил их, а сам глядит в прорубь. И увидел Емеля в проруби щуку. Изловчился и ухватил щуку в руку.

- Вот уха будет сладка!

Вдруг щука говорит ему человечьим голосом:

- Емеля, отпусти меня в воду. Я тебе пригожусь.

А Емеля смеётся:

- На что ты мне пригодишься?  Нет, понесу тебя домой, велю невесткам уху сварить. Будет уха сладка.

Щука взмолилась опять:

- Емеля, Емеля, отпусти меня в воду, я тебе сделаю всё, что ни пожелаешь.

- Ладно, только покажи сначала, что не обманываешь меня, тогда отпущу.

Щука его спрашивает:

- Емеля, Емеля, скажи, чего ты сейчас хочешь?

- Хочу, чтобы вёдра сами домой пошли, и вода бы не расплескалась.

Щука ему говорит:

- Запомни мои слова: когда что тебе захочется — скажи только:

«По щучьему веленью,

По моему хотенью»...

- Итак, отрывок из какой сказки я вам прочитала? Как зовут главного героя этой сказки?
- А что это за имя такое — Емеля? Как звучит полная форма?

- Емельян.

- Да, ребята, это имя раньше часто употреблялось у русских людей. Например, так звали предводителя народного восстания Пугачёва. А сейчас часто называют этим именем? Да, редко. Оно почти вышло из употребления. А жаль. Давайте вспомним прекрасные русские имена, которые, к сожалению, сейчас встречаются нечасто. А помогут в этом нам пословицы. Я вам буду читать пословицу, а вы называйте имя. Хорошо, если бы вы назвали и полную его форму.

По Сеньке шапка,  по Тимошке кафтан. (Семён, Тимофей)
Туги орешки Терёшке. (Терентий)

Про горького Егорку поют и песню горьку. (Егор)

- А кто скажет, какое имя у русских было самое любимое? Вспомните, как называли главных героев сказок.

- Иван, Марья.

- У каждого из вас есть имя, данное вам от рождения. А знаете ли вы, что означают ваши имена, какие черты характера присущи вам, как обладателям данных имён?

Екатерина – «чистая», «честная», «непорочная». Со времён средневековья многие святые носили имя Екатерина, после чего оно приобрело широкое распространение во многих странах мира. Екатерины часто бывают нерешительны, но очень самолюбивы и заносчивы. Именно таким образом они пытаются обратить на себя внимание. Екатерины болезненно переживают невнимание к своей персоне или превосходство над ней. Екатерина не
агрессивна и не копит зла, может вспылить, но быстро успокаивается.

Известные носительницы имени: Екатерина Великая — русская царица (1729 — 179б гг.); Екатерина Медичи — королева Франции (1519 — 1589 гг.).

Другие формы имени: Карэн (дат.), Кэтти (англ.), Каталина (венг.), Катрина (франц.), Катаржина (пол.).

Наталья имя заимствовано из латинского языка, означает «рождённая на рождество». Имя настолько распространено во многих странах, что было бы неправильно сказать, что все женщины, носящие это имя одинаковы по характеру. Однако у большинства Наташ имеются общие черты характера, взгляды и привычки. Наталья очень энергичная и любознательная личность.

Многие Натальи очень самолюбивы и обидчивы. Её память хранит всё хорошее и всё плохое. Она не забывает и не прощает обид.

Другие формы имени: Наталия, Наташа, Ната; Ноэль (франц.).

- Многое мы узнали об имени. А как быть, если у людей одинаковые имена? Их ещё называют «тёзками». Как в этом случае различать людей?

- По фамилии.

- Верно. В русское имя входит не только имя, но и фамилия. А чем фамилия отличается от имени? У кого может быть одинаковая фамилия?

- У родственников: у папы, мамы, бабушки и т.д.

- Правильно, фамилия — это семейное имя, оно объединяет родственников. Давайте ещё раз вернёмся к этикету знакомства. Не всегда бывает достаточно назвать только имя. Если вы хотите, чтобы вас отличали от других Саш, Маш и Вань, то назовите не только имя, но и фамилию.

Проигрывание сценок этикета знакомства, включая фамилию.

- А теперь, ребята, я хочу познакомить вас ещё с одной формой русского-этикета: знакомство с посредником. Представьте себе, что вы пришли в гости к своей подруге или своему другу и увидели незнакомого человека. Знакомство может произойти через посредника. Посредником называют человека, который знает двух незнакомых между собой людей и представляет их друг другу. Сейчас вы попробуете познакомиться через посредника. Не забывайте, что выражение лица у всех должно быть доброжелательным, знакомьтесь с улыбкой и, пожав друг другу руки, не забудьте сказать, что вам было очень
приятно познакомиться.

Фразы этикета знакомства с помощью посредника.

П о с р е д н и к: я хочу познакомить тебя со своим одноклассником (другом, братом, сестрой) Петровым Александром (Сашей). А это мой сосед, Смирнов Сергей.

Разреши познакомить тебя...

Позволь познакомить тебя...

Посредник может сказать только первую фразу (Разрешите познакомить вас... ), а участники знакомства представляются друг другу сами, жмут руки и говорят: «Очень приятно».

Разыгрывается сценка знакомства через посредника тремя учениками.

- Ну, ребята, вижу, что вы уже усвоили этикет знакомства и теперь у вас не будет трудностей, когда вы захотите узнать чьё-то имя и фамилию. А теперь подумайте: у русского имени только две части — имя и фамилия — или есть ещё часть?
- Есть. Отчество.

- Конечно, у русских есть ещё и отчество. А кто знает, почему отчество так называется? От какого слова оно образовано? От слова отец, это имя отца, включённое в ваше полное имя. А теперь пусть каждый назовёт своё имя полностью.

- А почему вы улыбаетесь, когда называете своё полное имя? Называют ли детей по имени и отчеству? Почему?

- По имени и отчеству называют пожилых или уважаемых людей, чтобы выразить им своё уважение, почтение.

- Верно, это вы тоже знаете. А вот знаете ли вы, что, здороваясь со  взрослыми, надо тоже их называть по имени и отчеству? Например, идёте вы в школу, а навстречу пожилой человек. И представьте себе, некоторые ученики говорят просто «здравствуйте», хотя прекрасно знают и имя, и отчество этого человека. А как бы вы поздоровались?
- Здороваясь, надо назвать имя и отчество.

- Вот это хорошо. Сразу видно, что здоровается воспитанный и вежливый человек.

- А как быть, если вы заходите в помещение, например, в школу, и видите несколько учителей? Надо ли с каждым учителем здороваться, называя его по имени и отчеству?
- Нет, в этом случае вы просто должны сказать «здравствуйте», обращаясь тем самым ко всем одновременно.

- Итак, если вы меня сегодня хорошо слушали, то я уверена, что вы стали более
образованными и вежливыми.

- А закончить нашу беседу мне бы хотелось отрывком из рассказа Л.Пантелеева «На ялике». (Ялик — небольшая двухвёсельная или четырёхвёсельная лодка.)

 - После прочтения вы должны будете ответить на вопрос: « Почему маленького мальчика звали по имени и отчеству, как взрослого человека?».

                                                 На ялике.

(Отрывок.)

Большая широкобокая лодка подходила к нашему берегу... Я сидел на большом тёплом и шершавом камне у самой воды. Я уже давно не был за городом, и всё меня сейчас по-настоящему радовало: и чахлый одуванчик, притаившийся под пыльным листом лопуха, и лёгкий, чуть слышный плеск невской воды, и белая бабочка, то и дело мелькавшая то тут, то там в ясном прозрачном воздухе. И разве можно было в ту минуту поверить, что идёт
война, что фронт совсем рядом, что он тут вот. За этими крышами и трубами, откуда изо дня в день летят в наш осаждённый город немецкие бомбардировщики и дальнобойные
бризантные снаряды? ..

Ялик подходил к берегу, и чтобы не потерять очередь, я тоже прошёл на
животрепещущие дощатые мостки и смешался с толпой ожидающих. Это были всё женщины, всё больше пожилые работницы.

Некоторые из них уже перекликались и переговаривались с теми, кто сидел в лодке. Там тоже были почти одни женщины, а из нашего брата только несколько командиров, один моряк да сам перевозчик, человек в неуклюжем брезентовом плаще с капюшоном. Я видел пока только его спину и руки в широких рукавах, которые ловко, хотя и не без натуги, работали вёслами. Лодку относило течением, но всё-таки с каждым взмахом вёсел она всё
ближе и ближе подходила к берегу.

- Матвей Капитоныч, поторопись! — закричал кто-то из ожидающих.

Гребец ничего не ответил. Подводя лодку к мосткам, он чуть-чуть повернул голову, и тут я увидел его лицо. Это был мальчик лет одиннадцати-двенадцати, а может быть, и моложе. Лицо у него было худенькое, серьёзное, строгое, тёмное от загара, только бровки были смешные, детские, совершенно выцветшие, белые да из-под широкого козырька огромной боцманской фуражки с якорем на околыше падали на запотевший лоб такие же белобрысые, соломенные, давно не стриженые волосы.

По тому, как тепло и дружно приветствовали его у нас на пристани женщины, было видно, что мальчик не случайно и не в первый раз сидит на вёслах.

- Капитану привет! - зашумели женщины.

- Мотенька, давай, давай, сюда! Заждались мы тебя.

- Мотенька, поспеши, опаздываем!

- Матвей Капитоныч, здравствуй!

- Отойди, не мешай, бабы! — вместо ответа закричал он каким-то хриплым,
простуженным баском, и в ту же минуту лодка ударилась о стенку причала, качнулась, заскрипела. Мальчик зацепил веслом за кромку мостков, кто-то из военных спрыгнул на пристань и помог ему причалить лодку.

Началась выгрузка пассажиров и посадка новых.

Маленький перевозчик выглядел очень усталым, с лица его катил пот, но он очень спокойно, без всякого раздражения, сурово и повелительно распоряжался посадкой.

- Эй, тётка! — покрикивал он. — Вот ты, с противогазом которая. Садись с левого борта. А ты, с котелком, -туда... Тихо... Осторожно. Без паники. Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь...

Он сосчитал, сбился и ещё раз пересчитал, сколько людей в лодке.

- Довольно. Хватит! За остальными после приеду.

Оттолкнувшись веслом от пристани, он подобрал свой брезентовый балахон, уселся и стал собирать двугривенные за перевоз. (Двугривенный — монета или сумма в 20 копеек.) Я, помню, дал ему рубль и сказал, что сдачи не надо. Он шмыгнул носом, усмехнулся, отсчитал восемь гривен, подал их мне вместе с квитанцией и сказал:
- Если у вас лишние, то положите в сберкассу.

Потом пересчитал собранные деньги, потом вытащил из кармана большой старомодный кожаный кошель, ссыпал туда монеты, защёлкнул кошель, спрятал его в карман, уселся поудобнее, поплевал на руки и взялся за вёсла.

Большая тяжёлая лодка, сорвавшись с места, легко и свободно пошла по течению.

- Рассказ длинный. Но, если он вас заинтересовал, вы найдёте его и дочитаете до конца. И узнаете, как смело вёл себя мальчик Мотя, Матвей Капитонович, под обстрелом, как перевёз своих пассажиров и вернулся опять к другому берегу.

- А теперь вернёмся к нашему вопросу, почему маленького мальчика звали по имени и отчеству, как взрослого человека.

- Он был храбрый, его уважали, делал важное дело: перевозил людей через реку, даже под обстрелом.

- Да, ребята, как видите, не только от возраста зависит. Как вас будут называть: только по имени или по имени и отчеству. Вы, наверное, встречали взрослых людей, которых окружающие называют по имени: Саша, Ваня, а иногда даже Сашка, Ванька. Люди стали взрослыми, а не добились уважения к себе окружающих. Но хочется надеяться, что вы вырастете достойными и уважаемыми людьми, и к вам будут обращаться только по имени
и отчеству.


Узнать о тайнах и истории имён вы можете:

http://www.malysham.info/veronika.-znachenie-imeni.html

http://www.astromeridian.ru/imya/ivan4.html

http://www.missfit.ru/name/woman/

Зотова Ольга Николаевна,

учитель Круглинского филиала имени Героя Советского Союза И.А.Хромова МБОУ Кочетовской СОШ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа о культуре поведения "Правила, обязательные для всех".

Классный час о правилах общения; вежливом, внимательном и доброжелательном отношении к другим людям. В ходе беседы раскрываются правила вежливости, точности, деликатности....

Беседа "О культуре поведения"

Материал для бесед с учащимися на классных часах и во внеурочной деятельности...

Беседа о культуре поведения.

«Правила, обязательные для всех»...

Беседа о культуре поведения на природе.

Беседа о культуре поведения в природе для детей младшего школьного возраста в группе продлённого дня....

Беседа о культуре поведения в природе

Формировать у учащихся знания о нормах и правилах поведения в природе,...

Классный час в 4 классе. Беседа о культуре поведения и общения «Правила, обязательные для всех»

Конспект занятия. Классный час в 4 классе. Беседа о культуре  поведения и общения  «Правила, обязательные  для всех»...

Статья - беседа «О культуре поведения в природе».

Цель статьи воспитание у детей чувства ответственности за своё поведение в природе,               формирование у обучающихся ...