Беседа по культуре поведения и культуре речи "Мы и наши имена"
классный час (3 класс) по теме
Беседа даст детям начальные сведения об именах и их функции в обществе, познакомит учащихся с этикетом знакомства, поможет совершенствовать культуру общения со взрослыми и сверстниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
my_i_nashi_imena.doc | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
БЕСЕДА
ПО КУЛЬТУРЕ ПОВЕДЕНИЯ
И КУЛЬТУРЕ РЕЧИ
«МЫ И НАШИ ИМЕНА»
Цель беседы:
1) сообщить детям начальные сведения об именах;
2) показать функцию имён в обществе;
3) познакомить учащихся с этикетом знакомства;
4) совершенствовать культуру общения со взрослыми и сверстниками.
Ход беседы
- Дорогие ребята, сегодня мы побеседуем об именах. У каждого из вас есть имя, правда?
- А зачем оно вам? Зачем люди дают друг другу имена?
- Люди дают имена, чтобы отличать одного от другого, различать людей.
- Правильно. Как бы мы обращались друг к другу, если бы не имя? Я вот слышала, как иногда вы кричите друг другу: «Эй, ты, иди-ка сюда!».Культурно ли так обращаться к сверстникам? Ребята, а вы отзываетесь, когда вас так зовут? Правильно, это некультурно, и не надо отзываться, если кто-то зовёт вас таким образом. Это обидно, оскорбительно и очень невежливо. Но могут быть такие случаи, когда вы захотите обратиться к кому-нибудь, а имени не знаете. Как вы поступите в таком случае?
- Надо спросить имя, познакомиться.
- Верно, хорошо. А вы умеете знакомиться? Давайте немножко поиграем. Представьте себе, что вы не знаете друг друга и очень хотите узнать имя. Как вы это сделаете?
Разыгрывается сценка знакомства между двумя учениками:
- Как тебя зовут?
- Меня зовут Катя. А тебя как зовут?
- А меня Наташа.
- Всё хорошо, ребята, имя вы узнали, но, к сожалению, показали себя не очень
вежливыми. Во-первых, если вы хотите показать своё желание познакомиться, то надо, наверное, улыбнуться партнёру, сделать жест головой или рукой, подчёркивающий это желание. Во-вторых, имя называют не совсем так. Кто подскажет, как правильно назвать себя? (Екатерина, Наталия). И, в-третьих, русские люди после знакомства обязательно скажут: «Очень приятно было с вами (тобой) познакомиться». Или просто: «Очень приятно».
- Давайте попробуем ещё раз, но уже без ошибок и используя фразы этикета
знакомства и ответные реплики, записанные на доске:
Я очень хочу с тобой (с вами) познакомиться. Мне хочется с тобой познакомиться. Давай познакомимся!
Рад нашему знакомству.
Сердечно рад с тобой (с вами) познакомиться.
- И ещё, ребята, важно запомнить, что надо подать друг другу руку и пожать её. Если знакомятся девочка и мальчик, то первой подаёт руку девочка.
Ещё раз проигрывается сценка знакомства с введением новых формул знакомства и жестов.
- Итак, ребята, имя мы узнали. Но тут есть одна загадка. Вот послушайте стихотворение . Оно называется «Сколько имён у подружки, у Оли?». Может быть, кто-то из вас догадается, сколько имён?
Сколько имён у подружки, у Оли?
Как бы, друзья не запутаться тут.
О л ь г а зовут эту девочку в школе,
О л е ч к о й папа и мама зовут.
О л ю ш к о й тетя ее называет.
«О л ь к а!» - кричит озорник во дворе.
Кто же, скажите-ка мне, подсчитает,
Сколько имён у подруги моей?
- Правильно, ребята, имя у подруги одно — Оля, а другие формы — это варианты имени.
Официальный вариант, полное имя, какое?
- Ольга.
-Верно. Так её называют в школе или в другой официальной обстановке. А почему мама, папа и тётя, родственники, называют её Олечка, Олюшка?
- Потому что они её любят.
- Да, это ласкательные формы. Вспомните. Как ласково вас называют ваши родители, бабушки, и дедушки? А почему озорник кричит: «Олька»? Это культурная форма имени?
- Нет, конечно, это обидно, грубо, невежливо. А вы называете друг друга «Мишка», «Катька», «Ванька»? Хочется надеяться, что нет. Ведь если вы так обратитесь к другому человеку, то все сразу поймут, что вы человек невоспитанный.
- Итак, ребята, вы узнали, что бывают имена полные и неполные. А хорошо ли вы знаете полные и неполные формы одного и того же имени? Давайте поиграем. Я напишу сначала полную форму имени, а вы подберёте к нему неполные. Их ведь несколько, да?
1. Екатерина - ... (Катя, Катюша, Катенька, Катюшка)
2.Иван - ... (Ваня, Ванечка, Ванюша)
3. Евгений - ... (Женя, Женечка, Женёк)
- А теперь наоборот: я напишу неполную форму, а вы подберёте к нему полную:
1. Витя, Витечка - ... (Виктор).
2. Лёня, Лёнечка - ... (Леонид).
3. Света, Светочка - ... (Светлана).
4. Настенька, Настюша - ... (Анастасия).
- А сейчас, ребята, послушайте отрывок из хорошо известной вам сказки и скажите, как называется сказка:
Жил-был старик. У него было три сына: двое умных, третий дурачок Емеля.
Те братья работают, а Емеля целый день лежит на печке, знать ничего не хочет.
Однажды братья уехали на базар, а бабы, невестки, давай посылать его:
- Сходи, Емеля, за водой.
А он им с печки:
- Неохота...
- Сходи, Емеля, а то братья с базара воротятся, гостинцев тебе не привезут.
- Ну, ладно.
Слез Емеля с печки, обулся, оделся, взял вёдра да топор и пошёл на речку.
Прорубил лёд, зачерпнул вёдра и поставил их, а сам глядит в прорубь. И увидел Емеля в проруби щуку. Изловчился и ухватил щуку в руку.
- Вот уха будет сладка!
Вдруг щука говорит ему человечьим голосом:
- Емеля, отпусти меня в воду. Я тебе пригожусь.
А Емеля смеётся:
- На что ты мне пригодишься? Нет, понесу тебя домой, велю невесткам уху сварить. Будет уха сладка.
Щука взмолилась опять:
- Емеля, Емеля, отпусти меня в воду, я тебе сделаю всё, что ни пожелаешь.
- Ладно, только покажи сначала, что не обманываешь меня, тогда отпущу.
Щука его спрашивает:
- Емеля, Емеля, скажи, чего ты сейчас хочешь?
- Хочу, чтобы вёдра сами домой пошли, и вода бы не расплескалась.
Щука ему говорит:
- Запомни мои слова: когда что тебе захочется — скажи только:
«По щучьему веленью,
По моему хотенью»...
- Итак, отрывок из какой сказки я вам прочитала? Как зовут главного героя этой сказки?
- А что это за имя такое — Емеля? Как звучит полная форма?
- Емельян.
- Да, ребята, это имя раньше часто употреблялось у русских людей. Например, так звали предводителя народного восстания Пугачёва. А сейчас часто называют этим именем? Да, редко. Оно почти вышло из употребления. А жаль. Давайте вспомним прекрасные русские имена, которые, к сожалению, сейчас встречаются нечасто. А помогут в этом нам пословицы. Я вам буду читать пословицу, а вы называйте имя. Хорошо, если бы вы назвали и полную его форму.
По Сеньке шапка, по Тимошке кафтан. (Семён, Тимофей)
Туги орешки Терёшке. (Терентий)
Про горького Егорку поют и песню горьку. (Егор)
- А кто скажет, какое имя у русских было самое любимое? Вспомните, как называли главных героев сказок.
- Иван, Марья.
- У каждого из вас есть имя, данное вам от рождения. А знаете ли вы, что означают ваши имена, какие черты характера присущи вам, как обладателям данных имён?
Екатерина – «чистая», «честная», «непорочная». Со времён средневековья многие святые носили имя Екатерина, после чего оно приобрело широкое распространение во многих странах мира. Екатерины часто бывают нерешительны, но очень самолюбивы и заносчивы. Именно таким образом они пытаются обратить на себя внимание. Екатерины болезненно переживают невнимание к своей персоне или превосходство над ней. Екатерина не
агрессивна и не копит зла, может вспылить, но быстро успокаивается.
Известные носительницы имени: Екатерина Великая — русская царица (1729 — 179б гг.); Екатерина Медичи — королева Франции (1519 — 1589 гг.).
Другие формы имени: Карэн (дат.), Кэтти (англ.), Каталина (венг.), Катрина (франц.), Катаржина (пол.).
Наталья — имя заимствовано из латинского языка, означает «рождённая на рождество». Имя настолько распространено во многих странах, что было бы неправильно сказать, что все женщины, носящие это имя одинаковы по характеру. Однако у большинства Наташ имеются общие черты характера, взгляды и привычки. Наталья очень энергичная и любознательная личность.
Многие Натальи очень самолюбивы и обидчивы. Её память хранит всё хорошее и всё плохое. Она не забывает и не прощает обид.
Другие формы имени: Наталия, Наташа, Ната; Ноэль (франц.).
- Многое мы узнали об имени. А как быть, если у людей одинаковые имена? Их ещё называют «тёзками». Как в этом случае различать людей?
- По фамилии.
- Верно. В русское имя входит не только имя, но и фамилия. А чем фамилия отличается от имени? У кого может быть одинаковая фамилия?
- У родственников: у папы, мамы, бабушки и т.д.
- Правильно, фамилия — это семейное имя, оно объединяет родственников. Давайте ещё раз вернёмся к этикету знакомства. Не всегда бывает достаточно назвать только имя. Если вы хотите, чтобы вас отличали от других Саш, Маш и Вань, то назовите не только имя, но и фамилию.
Проигрывание сценок этикета знакомства, включая фамилию.
- А теперь, ребята, я хочу познакомить вас ещё с одной формой русского-этикета: знакомство с посредником. Представьте себе, что вы пришли в гости к своей подруге или своему другу и увидели незнакомого человека. Знакомство может произойти через посредника. Посредником называют человека, который знает двух незнакомых между собой людей и представляет их друг другу. Сейчас вы попробуете познакомиться через посредника. Не забывайте, что выражение лица у всех должно быть доброжелательным, знакомьтесь с улыбкой и, пожав друг другу руки, не забудьте сказать, что вам было очень
приятно познакомиться.
Фразы этикета знакомства с помощью посредника.
П о с р е д н и к: я хочу познакомить тебя со своим одноклассником (другом, братом, сестрой) Петровым Александром (Сашей). А это мой сосед, Смирнов Сергей.
Разреши познакомить тебя...
Позволь познакомить тебя...
Посредник может сказать только первую фразу (Разрешите познакомить вас... ), а участники знакомства представляются друг другу сами, жмут руки и говорят: «Очень приятно».
Разыгрывается сценка знакомства через посредника тремя учениками.
- Ну, ребята, вижу, что вы уже усвоили этикет знакомства и теперь у вас не будет трудностей, когда вы захотите узнать чьё-то имя и фамилию. А теперь подумайте: у русского имени только две части — имя и фамилия — или есть ещё часть?
- Есть. Отчество.
- Конечно, у русских есть ещё и отчество. А кто знает, почему отчество так называется? От какого слова оно образовано? От слова отец, это имя отца, включённое в ваше полное имя. А теперь пусть каждый назовёт своё имя полностью.
- А почему вы улыбаетесь, когда называете своё полное имя? Называют ли детей по имени и отчеству? Почему?
- По имени и отчеству называют пожилых или уважаемых людей, чтобы выразить им своё уважение, почтение.
- Верно, это вы тоже знаете. А вот знаете ли вы, что, здороваясь со взрослыми, надо тоже их называть по имени и отчеству? Например, идёте вы в школу, а навстречу пожилой человек. И представьте себе, некоторые ученики говорят просто «здравствуйте», хотя прекрасно знают и имя, и отчество этого человека. А как бы вы поздоровались?
- Здороваясь, надо назвать имя и отчество.
- Вот это хорошо. Сразу видно, что здоровается воспитанный и вежливый человек.
- А как быть, если вы заходите в помещение, например, в школу, и видите несколько учителей? Надо ли с каждым учителем здороваться, называя его по имени и отчеству?
- Нет, в этом случае вы просто должны сказать «здравствуйте», обращаясь тем самым ко всем одновременно.
- Итак, если вы меня сегодня хорошо слушали, то я уверена, что вы стали более
образованными и вежливыми.
- А закончить нашу беседу мне бы хотелось отрывком из рассказа Л.Пантелеева «На ялике». (Ялик — небольшая двухвёсельная или четырёхвёсельная лодка.)
- После прочтения вы должны будете ответить на вопрос: « Почему маленького мальчика звали по имени и отчеству, как взрослого человека?».
На ялике.
(Отрывок.)
Большая широкобокая лодка подходила к нашему берегу... Я сидел на большом тёплом и шершавом камне у самой воды. Я уже давно не был за городом, и всё меня сейчас по-настоящему радовало: и чахлый одуванчик, притаившийся под пыльным листом лопуха, и лёгкий, чуть слышный плеск невской воды, и белая бабочка, то и дело мелькавшая то тут, то там в ясном прозрачном воздухе. И разве можно было в ту минуту поверить, что идёт
война, что фронт совсем рядом, что он тут вот. За этими крышами и трубами, откуда изо дня в день летят в наш осаждённый город немецкие бомбардировщики и дальнобойные
бризантные снаряды? ..
Ялик подходил к берегу, и чтобы не потерять очередь, я тоже прошёл на
животрепещущие дощатые мостки и смешался с толпой ожидающих. Это были всё женщины, всё больше пожилые работницы.
Некоторые из них уже перекликались и переговаривались с теми, кто сидел в лодке. Там тоже были почти одни женщины, а из нашего брата только несколько командиров, один моряк да сам перевозчик, человек в неуклюжем брезентовом плаще с капюшоном. Я видел пока только его спину и руки в широких рукавах, которые ловко, хотя и не без натуги, работали вёслами. Лодку относило течением, но всё-таки с каждым взмахом вёсел она всё
ближе и ближе подходила к берегу.
- Матвей Капитоныч, поторопись! — закричал кто-то из ожидающих.
Гребец ничего не ответил. Подводя лодку к мосткам, он чуть-чуть повернул голову, и тут я увидел его лицо. Это был мальчик лет одиннадцати-двенадцати, а может быть, и моложе. Лицо у него было худенькое, серьёзное, строгое, тёмное от загара, только бровки были смешные, детские, совершенно выцветшие, белые да из-под широкого козырька огромной боцманской фуражки с якорем на околыше падали на запотевший лоб такие же белобрысые, соломенные, давно не стриженые волосы.
По тому, как тепло и дружно приветствовали его у нас на пристани женщины, было видно, что мальчик не случайно и не в первый раз сидит на вёслах.
- Капитану привет! - зашумели женщины.
- Мотенька, давай, давай, сюда! Заждались мы тебя.
- Мотенька, поспеши, опаздываем!
- Матвей Капитоныч, здравствуй!
- Отойди, не мешай, бабы! — вместо ответа закричал он каким-то хриплым,
простуженным баском, и в ту же минуту лодка ударилась о стенку причала, качнулась, заскрипела. Мальчик зацепил веслом за кромку мостков, кто-то из военных спрыгнул на пристань и помог ему причалить лодку.
Началась выгрузка пассажиров и посадка новых.
Маленький перевозчик выглядел очень усталым, с лица его катил пот, но он очень спокойно, без всякого раздражения, сурово и повелительно распоряжался посадкой.
- Эй, тётка! — покрикивал он. — Вот ты, с противогазом которая. Садись с левого борта. А ты, с котелком, -туда... Тихо... Осторожно. Без паники. Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь...
Он сосчитал, сбился и ещё раз пересчитал, сколько людей в лодке.
- Довольно. Хватит! За остальными после приеду.
Оттолкнувшись веслом от пристани, он подобрал свой брезентовый балахон, уселся и стал собирать двугривенные за перевоз. (Двугривенный — монета или сумма в 20 копеек.) Я, помню, дал ему рубль и сказал, что сдачи не надо. Он шмыгнул носом, усмехнулся, отсчитал восемь гривен, подал их мне вместе с квитанцией и сказал:
- Если у вас лишние, то положите в сберкассу.
Потом пересчитал собранные деньги, потом вытащил из кармана большой старомодный кожаный кошель, ссыпал туда монеты, защёлкнул кошель, спрятал его в карман, уселся поудобнее, поплевал на руки и взялся за вёсла.
Большая тяжёлая лодка, сорвавшись с места, легко и свободно пошла по течению.
- Рассказ длинный. Но, если он вас заинтересовал, вы найдёте его и дочитаете до конца. И узнаете, как смело вёл себя мальчик Мотя, Матвей Капитонович, под обстрелом, как перевёз своих пассажиров и вернулся опять к другому берегу.
- А теперь вернёмся к нашему вопросу, почему маленького мальчика звали по имени и отчеству, как взрослого человека.
- Он был храбрый, его уважали, делал важное дело: перевозил людей через реку, даже под обстрелом.
- Да, ребята, как видите, не только от возраста зависит. Как вас будут называть: только по имени или по имени и отчеству. Вы, наверное, встречали взрослых людей, которых окружающие называют по имени: Саша, Ваня, а иногда даже Сашка, Ванька. Люди стали взрослыми, а не добились уважения к себе окружающих. Но хочется надеяться, что вы вырастете достойными и уважаемыми людьми, и к вам будут обращаться только по имени
и отчеству.
Узнать о тайнах и истории имён вы можете:
http://www.malysham.info/veronika.-znachenie-imeni.html
http://www.astromeridian.ru/imya/ivan4.html
http://www.missfit.ru/name/woman/
Зотова Ольга Николаевна,
учитель Круглинского филиала имени Героя Советского Союза И.А.Хромова МБОУ Кочетовской СОШ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Беседа о культуре поведения "Правила, обязательные для всех".
Классный час о правилах общения; вежливом, внимательном и доброжелательном отношении к другим людям. В ходе беседы раскрываются правила вежливости, точности, деликатности....
Беседа "О культуре поведения"
Материал для бесед с учащимися на классных часах и во внеурочной деятельности...
Беседа о культуре поведения.
«Правила, обязательные для всех»...
Беседа о культуре поведения на природе.
Беседа о культуре поведения в природе для детей младшего школьного возраста в группе продлённого дня....
Беседа о культуре поведения в природе
Формировать у учащихся знания о нормах и правилах поведения в природе,...
Классный час в 4 классе. Беседа о культуре поведения и общения «Правила, обязательные для всех»
Конспект занятия. Классный час в 4 классе. Беседа о культуре поведения и общения «Правила, обязательные для всех»...
Статья - беседа «О культуре поведения в природе».
Цель статьи воспитание у детей чувства ответственности за своё поведение в природе, формирование у обучающихся ...