Единое воспитательное пространство семьи и школы.
опыты и эксперименты на тему
Взаимодействие педагогов с родителями учащегося должно быть направлено на создание воспитательного поля, где наивысшие ценности являются основой жизни, достойной человека. Школа не должна заниматься перевоспитанием, а максимально использовать то, что в ребенке заложено природой и семьей, сохраняя при этом его индивидуальность. Ведь каждый ребенок талантлив, важно это вовремя увидеть.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
edinoe_vospitatelnoe_prostranstvo_semi_i_shkoly.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Создание единого воспитательного пространства семьи и школы.
Князева Любовь Анатольевна,
учитель начальных классов
МБОУ Гимназия № 46 г. Кирова
Современное общество находится в поисках идеи, которая могла бы объединить семью и школу. Это может и должно быть воспитание подрастающего поколения. Школа даёт уроки общения, нравственности. А семья – это и есть то основное воспитательное звено, которое больше всего влияет на человека, на его отношение к различным видам деятельности: к учёбе, делам, отношениям в коллективе. Только тогда, когда учитель и родители действуют сообща, помогая, поддерживая, а иногда и поправляя друг друга, могут достичь положительного результата в воспитании, да и в обучении тоже. Поэтому одним из главных направлений воспитательной работы учителя является работа с семьёй.
Необходимость взаимодействия с семьёй обусловлена следующим:
-Темп обучения в школе требует сопровождения и поддержки со стороны родителей.
-Семья является ресурсом формирования разносторонне-развитой личности. Школа может помочь родителям в решении многих вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка.
-Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Именно в семье ребёнок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях.
Семейное воспитание неразрывно связано с жизнью общества, государства. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. В ней закладываются основы личности ребёнка.
Семья – является транслятором( носителем) культурного наследия народа. В семье передаются традиции общения, ремесла, многие из которых уже утрачены, но возобновляются в новом виде.
Большинству родителей учеников начального звена обучения нет ещё 30 лет. Это в основном молодые энергичные люди, неравнодушные к своим детям, желающие дать им всё самое лучшее. Однако, некоторых молодых людей отличает низкий уровень психолого-педагогической грамотности, что снижает воспитательный ресурс и потенциал этих родителей.
Для педагога начального звена знакомство с родителями учащихся класса является первостепенной задачей: только поняв семью можно понять ребёнка.
Для эффективности взаимодействия с семьёй учитель должен владеть информацией об отношениях в семье, их влиянии на личностное развитие ребенка, его характер, поведенческие реакции и с учетом этого выбирать формы и методы работы, как с коллективом учащихся, так и с личностью.
В своей работе педагог начального звена ориентируется на решение следующих задач:
- установление тесного сотрудничества семьи и образовательного учреждения;
- возрождение нравственно-этических воспитательных норм, традиций семейного уклада;
- формирование, обогащение семейных ценностей, ответственного отношения ребенка к их упрочению и приумножению;
- улучшение взаимоотношений в семье.
Взаимодействие педагогов с родителями учащегося направлено на создание воспитательного поля, где наивысшие ценности являются основой жизни, достойной человека. Школа не должна заниматься перевоспитанием, а максимально использовать то, что в ребенке заложено природой и семьей, сохраняя при этом его индивидуальность. Ведь каждый ребенок талантлив, важно это вовремя увидеть.
Работа с семьей учащихся осуществляется по следующим направлениям:
- Познаём семью
Цель воспитательной деятельности в рамках данного направления - изучение семейной истории.
Реализация цели осуществляется через систему творческих заданий, обязательным условием которых является участие родителей в их выполнении.
Каждое задание – тема классного часа. Все задания учащимися оформляются, становятся материалами классных выставок, исследовательских докладов, сочинений.
2. Помогаем семье
Цель воспитательной деятельности в рамках данного направления- организация трудовых поручений учащихся в семье.
Таковыми являются: помощь по дому, забота о младших детях семьи, доброе отношение и забота о старших (дедушках и бабушках), помощь в уходе за домашними животными, уход за комнатными растениями, выполнение поручений взрослых. Ребята в своих сочинениях, выступлениях на классных часах рассказывают о своих домашних обязанностях. Выполнением детьми домашних обязанностей становится зоной внимания педагога и родителей.
3. Укрепляем семью
Целью воспитательной деятельности в рамках данного направления-создание условий для укрепления семейных и детско-родительских отношений.
Механизмами реализации данной цели являются родительские собрания, которые проходят чаще не виде лекции или отчёта классного руководителя, а в форме диспута, круглого стола, где родители обсуждают трудности, с которыми они сталкиваются в деле воспитания детей, индивидуальные консультации для родителей по проблемам воспитания, организация и проведение семейных вечеров, семейных гостиных.
4. Отдыхаем с семьёй
Цель воспитательной деятельности в рамках данного направления -формирование, обогащение опыта семейного досуга.
В работе с родителями по данному направлению используются как традиционные так и нетрадиционные формы работы, во время проведения которых создаётся ситуация общения между родителями и детьми, а также между разными семьями,
Кроме перечисленных мероприятия по этому направлению можно выделить ещё одно очень важное - совместные трудовые дела.
5. Украшаем семью.
Цель воспитательной деятельности в рамках данного направления-создание условий для совместной творческой деятельности в семье, упрочение межпоколенных связей.
К работе по выполнению творческого задания привлекаются в рамках данного направления бабушки и дедушки. Именно они являются в классе организаторами работы школы народных умельцев, лаборатории «Очумелые ручки», фабрики игрушек-самоделок.
6. Радуем семью
Цель воспитательной деятельности в рамках данного направления – обучение приемам проявления внимания и заботы в отношении своих близких. Это обеспечивается: поздравлением родных открытками, сувенирами, сделанными своими руками, организацией концертов для родителей, бабушек и дедушек, ежедневными добрыми делами «Улыбка в доме».
Родители являются обязательными участниками всех направлений деятельности, выступая их организаторами, ведущими, «знатоками» и исполнителями.
Итогом такой работы с семьей стало единое воспитательное школьно-семейное педагогическое пространство, в котором каждый ребенок - объект внимания и заботы.
Детям, родителям и учителю интересно вместе, у них есть общая событийность, а значит общие заботы, дела, содержательное общение, построенное на единой системе ценностей. Такому пространству свойственна доброжелательность, тактичность, взаимоуважение, откровенность и доверительность.
Только совместными усилиями, дополняя друг друга, семья и школа могут достигнуть желаемых результатов. Участвуя в воспитательных мероприятиях классах, школы, семья значительно укрепляет и развивает свой воспитательный ресурс, межпоколенные семейные связи, обеспечивает полноценное и гармоничное развитие своих детей, дополняет свой опыт воспитания ребёнка опытом других родителей, а главное это позитивно сказывается на нравственности детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экспериментальная программа «Единое образовательное пространство «Детский сад – школа».
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАПредлагаемая программа является результатом обобщения опыта работы педагогов начальных классов. В основу разработки программы положены принципы индивидуализации и дифференцированн...
" ИНТЕГРАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ УСИЛИЙ СЕМЬИ И ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ"
Статья посвящена проблемам дисбаланса в оспитании детей....
Семья и школа - единое воспитательное пространство.
Проект в рамках детских дошкольных и общеобразовательных учреждений, направленный на воспитание подрастающего поколения....
Восстановление воспитательных функций семьи и школы.
Восстановление воспитательных функций семьи и школы.Серьезную озабоченность вызывает рост числа семей и детей, которые находятся в социально опасном положении. Происходит увеличение социального сиротс...
Выступление на педагогическом совете по воспитательной работе «Семья и школа-пути эффективного взаимодействия».
Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, ...
Тема: Взаимодействие классного руководителя и семьи как условие создания единого воспитательного пространства
Выступление для педсовета на данную тему , презентация...
Создание единого коррекционного пространства в ГБОУ школе - интернате №1 ст.Елизаветинской.
Из статьи педагоги могут узнать о том, как организовать единое коррекционное пространство для детей с тяжелыми нарушениями речи, и как это пространство организовано в ГБОУ школе-интернате №1 ст.Елизав...