Создание единого коррекционного пространства в ГБОУ школе - интернате №1 ст.Елизаветинской.
статья
Из статьи педагоги могут узнать о том, как организовать единое коррекционное пространство для детей с тяжелыми нарушениями речи, и как это пространство организовано в ГБОУ школе-интернате №1 ст.Елизаветинской.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Создание коррекционно-развивающего пространства. | 15.76 КБ |
Создание коррекционно-развивающего пространства. Презентация. | 1.15 МБ |
Предварительный просмотр:
Создание коррекционно-развивающего пространства для детей с ОВЗ в ГБОУ школе-интернате №1 ст. Елизаветинской
В нашем учреждении учатся дети с тяжелыми нарушениями речи, в том числе и дети со сложной структурой дефекта. Таким детям для успешного обучения очень важно пространство, которое их окружает. Даже перестановка мебели или кардинальная смена цветовой гаммы может быть воспринято ребенком болезненно. Вместе с тем коррекционно-развивающее пространство должно побуждать детей к познанию мира, развивать их эмоциональную сферу, создавать условия для комфортного обучения. При этом, пространство в школе должно учитывать особенности детей с ОВЗ.
В нашем учреждении коррекционно-развивающее пространство представляет собой различные бизиборды, трансформируемые календари, множество различных игр на развитие мелкой и общей моторики, артикуляционной моторики, на развитие речевого дыхания. Все оснащение в учебных кабинетах и в группах зонировано, что позволяет соблюсти принцип доступности.
Особое место в системе коррекционно-развивающего пространства занимают такие зоны, как логопедический кабинет, сенсорная комната и зона напольных игр.
Логопедический кабинет и сенсорная комната позволяют решить множество проблем, связанных с нарушением речи, мелкой моторики, позволяют раскрыть творческие способности, способствуют развитию эмоциональной сферы.
В 2021 году мы стали участниками проекта «Разработка развивающих пространств (на территории) для детей с ОВЗ, в том числе с РАС, в школе-интернате и внедрение ранее разработанных зон разгрузки (напольных) в коррекционных учреждениях, социальных центрах и детских садах в Краснодарском крае.»
Участие в этом проекте позволило создать зону напольных игр, благодаря которой можно решить множество коррекционных задач. В зависимости от поставленной цели данные игры используют логопеды, на групповых и индивидуальных занятиях, учителя во время перемен, воспитатели на коррекционных часах. Да и сами дети часто, проявляя интерес, сами придумывают разные игры.
Остановлюсь на этих играх и расскажу подробнее о вариантах их использования.
Во время перемен учителя начальных классов закрепляют такие понятия, как:
право, лево, сзади, спереди, между, ближе, дальше;
формы и цвета;
операции с числами первого десятка;
Еще больше возможностей использования данных игр у воспитателя и логопеда.
Для автоматизации поставленных звуков и согласования слов в словосочетаниях предлагаем шагать по цифрам с проговариванием счета предметов. Например на звук (с) перед ребенком кладется картинка с изображением собаки. Ребенок, наступая на цифры, проговаривает: «Одна собака, две собаки, три собаки» - и т.д.
Можно отрабатывать чистоговорки, сочетая речь и движение. Например, проговаривая открытые слоги, шагай вперед.
Ра-ра-ра –под горой нора.
На закрытые слоги двигайся назад.
Ар-ар-ар- на носу комар.
Так же, используя движение вперед и назад, работаем над силой и высотой голоса. Те же чистоговорки проговариваем громче и тише, от низкого голоса до высокого и наоборот.
Для развития фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза можно играть так. Ребенку предлагается шагать по клеткам и приседать, если в названии предмета, изображенного на клетке, нет изучаемого звука, хлопнуть в ладоши, если есть. Например, в слове овал нет звука Р, нужно присесть, треугольник – хлопнуть, есть звук Р.
Или, получив слово, определить место изучаемого звука. Ребенку предлагается встать на цифру 1 если звук в начале слова, 2 –в середине, 3 – в конце.
Посчитать количество звуков в слове и занять клетку с нужной цифрой.
Или разложить в клетки предметные картинки, чтобы считать количество слогов. Если посчитал правильно, двигайся на следующую клетку. Таким образом, не только усваиваем программу, но и учимся терпению, соблюдению порядка правил.
Подобные напольные игры позволяют работать над пониманием сложной инструкции. Постепенно усложняя инструкцию, можно добиться хороших результатов. Так, читающие дети получают карточку с заданиями, например:
1. Встань на 10 правой ногой и хлопни в ладоши 3 раза.
2. Прыгни на 9 двумя ногами, коснись правой рукой носа и улыбнись.
3. Перепрыгни 8, подпрыгни на 7.
Выполнив все задания, в конце ждет поощрение, например раскраска.
Данные игры позволяют задействовать больше рецепторов, позволяют гармонично согласовывать работу двигательных и речевых центров, что особенно важно в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи.
Создавая коррекционно-развивающее пространство, мы постарались сделать его информативно богатым, системным, что обеспечивается разнообразием тематики, многообразием дидактического и информационного материала. Все компоненты развивающего пространства сочетаются между собой по содержанию, художественному решению, обеспечивают развитие ребёнка на путь становления его социальной компетентности в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми.
Организовать коррекционно-развивающее пространство нам удалось благодаря участию в данном проекте.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Создание единого информационного пространства школы как фактор повышения качества образования"
Данная статья использовалась как выступление на августовской конференции МО начальных классов, с целью объяснить и показать, что такое пилотный проект "Интел" и как он работает на практике. В пр...
СОЗДАНИЕ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНЫХ И ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
Материал содержит приемы работы, использующиеся в нашей школе, для формирования единого образовательного пространства....
Создание условий для сплочения коллектива группы в профессиональной деятельности воспитателя ГБОУ школы-интерната №3 г. Армавира Мокшиной С.В.
В работе представлен опыт работы воспитателя коррекционной школы по созданию условий для сплочения коллектива....
Тема: Взаимодействие классного руководителя и семьи как условие создания единого воспитательного пространства
Выступление для педсовета на данную тему , презентация...
ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК НЕОТЪЕМЛИМАЯ ЧАСТЬ СОЗДАНИЯ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Высшим результатом воспитания является развитое чувство собственного достоинства ребенка, его стремление к свободе и способность сочувствовать как людям вообще (в широком смысле - своему н...
Статья из сборника методических материалов "Модель формирования ценности здорового образа жизни участников образовательного процесса и её методическое обеспечение." Региональная инновационная площадка. ГБОУ школа-интернат № 49. Санкт-Петербург 2016 г.
Статья "Здоровьесозидающий потенциал учебной исследовательской деятельности в начальной школе"....
ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ СОЗДАНИЯ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Выступление на районном МО учителей начальных классов Егорлыкского района с докладом и презентацией...