Восстановление воспитательных функций семьи и школы.
статья на тему

Старикова Ольга Николаевна

Восстановление воспитательных функций семьи и школы.

Серьезную озабоченность вызывает рост числа семей и детей, которые находятся в социально опасном положении. Происходит увеличение социального сиротства, беспризорности, ухудшение физического и психического здоровья детей. И, как следствие, происходит рост детской преступности, наркомании, суицидов. Все это не может не вызвать тревогу в обществе.

Одной из причин неблагополучного детства является существенное снижение воспитательной функции семьи и школы. Неэффективный контроль за соблюдением сроков обязательного обучения позволяет часть школьников необоснованно отчислять из образовательных учреждений, формально числятся, просто не посещая их, занимаясь бродяжничеством и попрошайничеством.

В эпоху девальвации нравственных и культурных ценностей, переживаемой современной цивилизации, ослабления духовности человеческих взаимоотношений, игнорирования традиций гуманизма как глобального общечеловеческого мировоззрения исследование многогранной, вариативной, инновационной системы взаимодействия «школа - семья - общественность - государство» приобретает особое значение. Общеизвестно, что семья и школа являются ваэюнейшими факторами целостного формирования личности ребенка, поскольку являются составными элементами целостного триединства субъектов педагогического процесса. Одним из приоритетных принципов социальной политики государства является реализация прав семьи и детей на социальную защиту, содействие со стороны государства развитию и укреплению семьи. Но сложность и противоречия реальной жизни, а также успевшие сложиться негативные традиции, разводят эти важнейшие для становления личности общественные институты по разные от нее стороны.

Объективная необходимость усиления общественной заботы о семье не снижает степень родительской ответственности за развитие, здоровье и благополучие детей.

Родительская ответственность — особое нравственно - психологическое состояние, характеризующееся сознанием и чувством долга, любовью и заботой по отношению к детям, определяющееся взаимосвязью эмоционального и рационального компонента воспитания.

Усиление ответственности родителей за воспитание и обучение детей представляет собой комплексную проблему.

Во — первых, это социальная проблема, которая заключается в реализации родительских обязанностей, продиктованных потребностями общественного развития.

Во — вторых, это психологическая проблема, включающая психологические мотивы появления детей в семье, проблемы эмоционального общения и вовлеченности в воспитание детей, проблемы взаимодействия в семье, и т. д.

В — третьих, это педагогическая проблема. Актуализация общечеловеческих ценностей высветила и выдвинула на первый план проблемы соотнесения результатов деятельности педагогической системы и усилий средств, здоровья, отдельных ее участников по их достижению. Какова цена, плата за реализацию педагогических целей со стороны всех, кто так или иначе включен в многогранный воспитательный процесс?

Являясь социальными институтами, семья и школа отражают все явления и процессы общественного развития. В процессе своего взаимодействия изменяются сами и постоянно порождают изменения своих отношений. Особая острота вопроса взаимных отношений семьи и школы проявляется в переломные моменты исторического развития общества.

Поэтому проблема «чему нас учит семья и школа» является вечно старой и всегда новой.

Семья и школа всегда объединяли свои усилия именно в воспитании детей. Родители практически не касались учебно-методической деятельности, вопросов организации образовательного процесса. Решения педагога являлись окончательными и обжалованию не подлежали. На современном этапе картина меняется. Еще десять лет назад Б. Першуткин высказывал озабоченность по поводу усиливающейся тенденции к непризнанию воспитательных возможностей школы и восприятию ее как только учебного заведения. Воспитание в школе подвергали критике за идеологическую обработку, излишнюю мероприятийностъ, за авторитарность методов, духовное насилие, лицемерие.

Произошло укрепление в обществе представления о воспитании как о нудном и лицемерном нравоучении. В результате наметилась тенденция непризнания воспитательных возможностей школы и восприятия ее только как учебного учреждения. Как следствие этого искусственного

разъединения педагогического процесса сужается сфера соприкосновения интересов семьи и школы. Чаще всего школа берет на себя ответственность только за «обучение» детей, подменяя им «образование», которое определяется законом РФ «Об образовании» как целенаправленный процесс воспитания и обучения. Невольное углубление подобной тенденции произошло в результате проработки идей о необходимости возвращения воспитания в семью, к родителям, признанию в них главных воспитателей. И родители сейчас в гораздо большей степени осознали свои права. По данным И. Лаптевой, 85,7% родителей считают, что воспитание ребенка, привитие ему определенных ценностей и убеждений - дело в гораздо большей степени родителей, нежели учителей в школе. Примечательно одно из приводимых И. Лаптевой родительских мнений: «... Школа, да и вся система образования призваны в большей степени повышать профессиональный уровень человека, а не заботиться о его душе». Соответственно, лишь 14,3 % от числа опрошенных родителей убеждены, что воспитание ребенка является совместным делом семьи и школы. Но, признавая за собою воспитательский авторитет, родители все же склонны переоценивать собственную значимость для своих детей

Даже не подвергая современную систему семейного воспитания глубокому учебному анализу, располагая только фактами, педагоги склонны говорить о нарастании процесса разрушения семьи в ее традиционном понимании, о ее кризисе. Среди основных причин кризиса называются:

-    непрочность семьи, подтверждаемая высоким уровнем разводов;

-    конфликтность отношений между членами семьи;

-    массовая малодетностъ (1-2 ребенка);

-    низкая эффективность социализации детей.

Объединение усилий семьи и школы и их взаимодействие тем более актуально на фоне нарастания негативных тенденций в детской и подростковой среде, которые проявляются в росте детской преступности, агрессивности, беспризорности, нарастающего непризнания родительского авторитета.

Современная ситуация в Росси ставит проблему взаимоотношений семьи и школы в ряд острейших педагогических проблем, требующих неотлагательного решения. Расширяющийся круг проблем российской семьи, кризис семьи, смена традиционной, авторитарной модели семьи на эгалитарную требует рассмотрения проблемы с точки зрения

психологической и педагогической функции семьи. В этой ситуации в межличностном общении выделяют компоненты, обеспечивающие психологическую солидарность.

Реальная модель современной российской семьи в подавляющем большинстве противоположна православной семье. Ответственность за семью несет мать, она же доминирует в семье, и она же более близка с детьми эмоционально. Мужчина «выброшен» за пределы семейных отношений, не оправдывает ожиданий жены и детей и, как следствие, не вызывает уважения в семье. Кривая разводов на протяжении прошлого века непрерывно росла. В период с 1913 по 1990 год население выросло в три раза, а количество разводов в 240 раз.

Истинной причиной неблагополучного детства является критическое положение российской семьи. Число семей, находящихся в сложной ситуации, состоящих на учете как не способных обеспечить детям надлежащее содержание и воспитание, очень велико (184 тыс. семей, в которых проживает 348 тыс. детей).

Следует признать, что признаки кризиса семьи действительно налицо, к ним с полным основанием относятся следующее направления:

-    усиливающееся расслоение общества как результат перехода к рыночным отношениям, резкое снижение уровня жизни малообеспеченных семей;

-   развитие теневых, рыночных отношений среди подростков и юношества, появление подросткового и юношеского рэкета, рост имущественных преступлений;

-   расширение безнадзорности и появление беспризорности как социального явления;

-   рост подростковой преступности, вовлечение детей и подростков во взрослые преступные группировки;

-     приобщение молодежи к наркотикам;

-     распространение подростковой и юношеской проституции;

-     рост подросткового и юношеского суицида;

-   падение авторитета родителей и педагогов, обострение конфликтности в школе и семье.

Думается, это далеко не полный перечень тревожных обстоятельств, делающих проблему социально-педагогической помощи в семье весьма актуальной.

К сожалению, в наше непростое время семья нередко становится той средой, где под влиянием процессов, происходящих в обществе формируется злобность, агрессивность, ненависть по отношению к

тем, кто живет и мыслит не так как прежде. Ребенок впитывает эту семейную социально-этническую неприязнь, а подросток, будучи максималистом, уже готов крушить, бить, уничтожать ненавистных инородцев, или инакомыслящих.

В условиях экономической и бытовой неустроенности, психических стрессов, растерянности все чаще возникает тревога: в состоянии ли семья полноценно выполнять одну из важнейших функций — воспитательную?

Тревожит педагогическая безграмотность родителей, которые не владея в достаточной степени знанием возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, его развитие, за частую осуществляют воспитание вслепую, интуитивно.

Особенно осложнен процесс воспитания личности в тех семьях, где пьянство, иждивенчество, полукриминалъный образ жизни родителей оказываются превалирующими факторами влияния на ребенка.

Вместе с тем семья является для ребенка группой соотнесения, он идентифицируется с нею, создает и сохраняет принятые в ней взгляды, установки, обычаи, образы поведения и общения. Случаи ухода детей из-под влияния семьи вызваны, как правило, слабыми межличностными связями между родителями и ребенком, сильным противодействием внешнего окружения влиянию отца и матери. Опыт семейного общения научает человека преодолению греховного эгоизма и закладывает основы здоровой гражданственности. Живая преемственность поколений, начинаясь в семье, обретает свое продолжение в любви к предкам и отечеству, в чувстве сопричастности к истории. Поэтому столь опасно разрушение традиционных связей родителей с детьми, которому во многом способствует уклад жизни современного общества. Принижение социальной значимости материнства и отцовства, усиление значимости профессиональных достижений в жизни мужчины и женщины приводи к восприятию детей как ненужной обузы.

Многочисленные свидетельства глубокого нездоровья общества побудили проявить позицию несогласия с политикой в отношении семьи и детей и объединить усилия с коллегами в решении проблем неблагополучного детства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vosstanovlenie_vospitatelnyh_funktsiy_semi_i_123.docx21.2 КБ

Предварительный просмотр:

Восстановление воспитательных функций семьи и

школы.

Серьезную озабоченность вызывает рост числа семей и детей, которые находятся в социально опасном положении. Происходит увеличение социального сиротства, беспризорности, ухудшение физического и психического здоровья детей. И, как следствие, происходит рост детской преступности, наркомании, суицидов. Все это не может не вызвать тревогу в обществе.

Одной из причин неблагополучного детства является существенное снижение воспитательной функции семьи и школы. Неэффективный контроль за соблюдением сроков обязательного обучения позволяет часть школьников необоснованно отчислять из образовательных учреждений, формально числятся, просто не посещая их, занимаясь бродяжничеством и попрошайничеством.

В эпоху девальвации нравственных и культурных ценностей, переживаемой современной цивилизации, ослабления духовности человеческих взаимоотношений, игнорирования традиций гуманизма как глобального общечеловеческого мировоззрения исследование многогранной, вариативной, инновационной системы взаимодействия «школа - семья - общественность - государство» приобретает особое значение. Общеизвестно, что семья и школа являются ваэюнейшими факторами целостного формирования личности ребенка, поскольку являются составными элементами целостного триединства субъектов педагогического процесса. Одним из приоритетных принципов социальной политики государства является реализация прав семьи и детей на социальную защиту, содействие со стороны государства развитию и укреплению семьи. Но сложность и противоречия реальной жизни, а также успевшие сложиться негативные традиции, разводят эти важнейшие для становления личности общественные институты по разные от нее стороны.

Объективная необходимость усиления общественной заботы о семье не снижает степень родительской ответственности за развитие, здоровье и благополучие детей.

Родительская ответственность — особое нравственно - психологическое состояние, характеризующееся сознанием и чувством долга, любовью и заботой по отношению к детям, определяющееся взаимосвязью эмоционального и рационального компонента воспитания.

Усиление ответственности родителей за воспитание и обучение детей представляет собой комплексную проблему.

Во — первых, это социальная проблема, которая заключается в реализации родительских обязанностей, продиктованных потребностями общественного развития.

Во — вторых, это психологическая проблема, включающая психологические мотивы появления детей в семье, проблемы эмоционального общения и вовлеченности в воспитание детей, проблемы взаимодействия в семье, и т. д.

В — третьих, это педагогическая проблема. Актуализация общечеловеческих ценностей высветила и выдвинула на первый план проблемы соотнесения результатов деятельности педагогической системы и усилий средств, здоровья, отдельных ее участников по их достижению. Какова цена, плата за реализацию педагогических целей со стороны всех, кто так или иначе включен в многогранный воспитательный процесс?

Являясь социальными институтами, семья и школа отражают все явления и процессы общественного развития. В процессе своего взаимодействия изменяются сами и постоянно порождают изменения своих отношений. Особая острота вопроса взаимных отношений семьи и школы проявляется в переломные моменты исторического развития общества.

Поэтому проблема «чему нас учит семья и школа» является вечно старой и всегда новой.

Семья и школа всегда объединяли свои усилия именно в воспитании детей. Родители практически не касались учебно-методической деятельности, вопросов организации образовательного процесса. Решения педагога являлись окончательными и обжалованию не подлежали. На современном этапе картина меняется. Еще десять лет назад Б. Першуткин высказывал озабоченность по поводу усиливающейся тенденции к непризнанию воспитательных возможностей школы и восприятию ее как только учебного заведения. Воспитание в школе подвергали критике за идеологическую обработку, излишнюю мероприятийностъ, за авторитарность методов, духовное насилие, лицемерие.

Произошло укрепление в обществе представления о воспитании как о нудном и лицемерном нравоучении. В результате наметилась тенденция непризнания воспитательных возможностей школы и восприятия ее только как учебного учреждения. Как следствие этого искусственного

разъединения педагогического процесса сужается сфера соприкосновения интересов семьи и школы. Чаще всего школа берет на себя ответственность только за «обучение» детей, подменяя им «образование», которое определяется законом РФ «Об образовании» как целенаправленный процесс воспитания и обучения. Невольное углубление подобной тенденции произошло в результате проработки идей о необходимости возвращения воспитания в семью, к родителям, признанию в них главных воспитателей. И родители сейчас в гораздо большей степени осознали свои права. По данным И. Лаптевой, 85,7% родителей считают, что воспитание ребенка, привитие ему определенных ценностей и убеждений - дело в гораздо большей степени родителей, нежели учителей в школе. Примечательно одно из приводимых И. Лаптевой родительских мнений: «... Школа, да и вся система образования призваны в большей степени повышать профессиональный уровень человека, а не заботиться о его душе». Соответственно, лишь 14,3 % от числа опрошенных родителей убеждены, что воспитание ребенка является совместным делом семьи и школы. Но, признавая за собою воспитательский авторитет, родители все же склонны переоценивать собственную значимость для своих детей

Даже не подвергая современную систему семейного воспитания глубокому учебному анализу, располагая только фактами, педагоги склонны говорить о нарастании процесса разрушения семьи в ее традиционном понимании, о ее кризисе. Среди основных причин кризиса называются:

  • непрочность семьи, подтверждаемая высоким уровнем разводов;
  • конфликтность отношений между членами семьи;
  • массовая малодетностъ (1-2 ребенка);
  • низкая эффективность социализации детей.

Объединение усилий семьи и школы и их взаимодействие тем более актуально на фоне нарастания негативных тенденций в детской и подростковой среде, которые проявляются в росте детской преступности, агрессивности, беспризорности, нарастающего непризнания родительского авторитета.

Современная ситуация в Росси ставит проблему взаимоотношений семьи и школы в ряд острейших педагогических проблем, требующих неотлагательного решения. Расширяющийся круг проблем российской семьи, кризис семьи, смена традиционной, авторитарной модели семьи на эгалитарную требует рассмотрения проблемы с точки зрения

психологической и педагогической функции семьи. В этой ситуации в межличностном общении выделяют компоненты, обеспечивающие психологическую солидарность.

Реальная модель современной российской семьи в подавляющем большинстве противоположна православной семье. Ответственность за семью несет мать, она же доминирует в семье, и она же более близка с детьми эмоционально. Мужчина «выброшен» за пределы семейных отношений, не оправдывает ожиданий жены и детей и, как следствие, не вызывает уважения в семье. Кривая разводов на протяжении прошлого века непрерывно росла. В период с 1913 по 1990 год население выросло в три раза, а количество разводов в 240 раз.

Истинной причиной неблагополучного детства является критическое положение российской семьи. Число семей, находящихся в сложной ситуации, состоящих на учете как не способных обеспечить детям надлежащее содержание и воспитание, очень велико (184 тыс. семей, в которых проживает 348 тыс. детей).

Следует признать, что признаки кризиса семьи действительно налицо, к ним с полным основанием относятся следующее направления:

  • усиливающееся расслоение общества как результат перехода к рыночным отношениям, резкое снижение уровня жизни малообеспеченных семей;
  • развитие теневых, рыночных отношений среди подростков и юношества, появление подросткового и юношеского рэкета, рост имущественных преступлений;
  • расширение безнадзорности и появление беспризорности как социального явления;
  • рост подростковой преступности, вовлечение детей и подростков во взрослые преступные группировки;
  • приобщение молодежи к наркотикам;
  • распространение подростковой и юношеской проституции;
  • рост подросткового и юношеского суицида;
  • падение авторитета родителей и педагогов, обострение конфликтности в школе и семье.

Думается, это далеко не полный перечень тревожных обстоятельств, делающих проблему социально-педагогической помощи в семье весьма актуальной.

К сожалению, в наше непростое время семья нередко становится той средой, где под влиянием процессов, происходящих в обществе формируется злобность, агрессивность, ненависть по отношению к

тем, кто живет и мыслит не так как прежде. Ребенок впитывает эту семейную социально-этническую неприязнь, а подросток, будучи максималистом, уже готов крушить, бить, уничтожать ненавистных инородцев, или инакомыслящих.

В условиях экономической и бытовой неустроенности, психических стрессов, растерянности все чаще возникает тревога: в состоянии ли семья полноценно выполнять одну из важнейших функций — воспитательную?

Тревожит педагогическая безграмотность родителей, которые не владея в достаточной степени знанием возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, его развитие, за частую осуществляют воспитание вслепую, интуитивно.

Особенно осложнен процесс воспитания личности в тех семьях, где пьянство, иждивенчество, полукриминалъный образ жизни родителей оказываются превалирующими факторами влияния на ребенка.

Вместе с тем семья является для ребенка группой соотнесения, он идентифицируется с нею, создает и сохраняет принятые в ней взгляды, установки, обычаи, образы поведения и общения. Случаи ухода детей из-под влияния семьи вызваны, как правило, слабыми межличностными связями между родителями и ребенком, сильным противодействием внешнего окружения влиянию отца и матери. Опыт семейного общения научает человека преодолению греховного эгоизма и закладывает основы здоровой гражданственности. Живая преемственность поколений, начинаясь в семье, обретает свое продолжение в любви к предкам и отечеству, в чувстве сопричастности к истории. Поэтому столь опасно разрушение традиционных связей родителей с детьми, которому во многом способствует уклад жизни современного общества. Принижение социальной значимости материнства и отцовства, усиление значимости профессиональных достижений в жизни мужчины и женщины приводи к восприятию детей как ненужной обузы.

Многочисленные свидетельства глубокого нездоровья общества побудили проявить позицию несогласия с политикой в отношении семьи и детей и объединить усилия с коллегами в решении проблем неблагополучного детства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общие и специфические воспитательные функции учебных предметов в начальной школе.

Самостоятельная работа по теме:Общие и специфические воспитательные функции учебных предметов в начальной школе. Выделить основные направления воспитательной работы в начальной школе. Изучить воспитат...

Выступление на педагогическом совете по воспитательной работе «Семья и школа-пути эффективного взаимодействия».

Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, ...

Воспитательные функции школы на уроках иностранного языка

Воспитательные функции школы на уроках иностранного языка...

Единое воспитательное пространство семьи и школы.

Взаимодействие педагогов с родителями учащегося должно быть направлено на создание воспитательного поля, где наивысшие ценности являются основой жизни, достойной человека. Школа не должна заниматься п...

ИНТЕГРАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ УСИЛИЙ СЕМЬИ И ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ

      Чтобы вырастить полноценного человека, творческую и социальную зрелую личность, необходимо, чтобы учителя и родители действовали как союзники. Школа ставит перед собой мног...

Доклад на тему «Новые воспитательные технологии. Семья и школа: пути эффективного сотрудничества в современных условиях»

Доклад на тему «Новые воспитательные технологии. Семья и школа: пути эффективного сотрудничества в современных условиях»...