Занятие по внеурочной деятельности курса "Моё Оренбуржье"
план-конспект занятия (2 класс) на тему
Данный конспект был разработан для конкурса методических разработок по курсу внеурочной деятельности "Моё Оренбуржье". Тема занятия: "Народные промыслы нашего края. Оренбургский пуховый платок". Класс 2. Форма проведения-посиделки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по курсу внеурочной деятельности
"Моё Оренбуржье"
Тема:Народные промыслы нашего края. Оренбургский пуховый платок
Цель: Познакомить детей с одним из народных промыслов- Оренбургским пуховым платком.
Задачи: Показать и рассказать, как много труда надо вложить, чтобы связать его. Воспитывать уважительное отношение к художественному национальному наследию, стремление сохранять и обогащать его. Развивать интерес, наблюдательность .Содействовать обогащению словарного запаса детей.
Формируемые УУД:
Личностные:
-знание истории и особенностей оренбургского пухового платка
Регулятивные:
-готовность и способность к саморазвитию;
Познавательные::
- умение выделять существенную информацию из различных источников, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, делать выводы на основе анализа объектов.
Коммуникативные:
слушать и понимать других, строить речевое высказывание в соответствие с поставленной задачей
Предметные: - воспитание художественно-эстетического вкуса, нравственных ценностей и чувств; чувство гордости за своих земляков и их дела
Методы: беседа, наблюдение
Оборудование: Оренбургские пуховые платки, паутинки, пух, спицы, пряжа, веретено, презентация, аудиозапись песни"Оренбургский пуховый платок", листочки, карандаши для творческой работы.
Оформление класса : парты составлены по 2 в 3-х местах, стулья полукругом перед ними, на доске развешены платки и паутинки
Ход занятия:
1.Организационный момент
2. Актуализация знаний.Целеполагание
Слайд 1 (пейзаж Оренбургской природы)
Читаю стихотворение:
Вижу чудное приволье
Вижу реки и поля
Это русское раздолье
Это- Родина моя.
Как называется наша Родина?
Дети: Наша Родина- Россия.
Учитель: А как называется край, в котором мы живём?
Дети: Мы живём в Оренбургской области ( в Оренбуржье)
Воспитатель: Чем богат наш Оренбургский край?
Дети: Хлебом, металлом, нефтью, газом, яшмой, солью. Но сегодня мы будем говоритьне обэтих богатствах.
Послушайте песню и определите тему нашего сегодняшнего занятия
(дети слушают песню "Оренбургский пуховый платок" в исполнении Людмилы Зыкиной)
Написали её поэт Боков и композитор Пономаренко. Трогательная, ласковая, протяжная – эта песня полна сердечной теплоты и большой любви к самому дорогому человеку – к маме.
-А о чем она?(об оренбургском пуховом платке)
-Какова же будет тема занятия? (ответы детей)
Слайд 2
Тема нашего занятия: Народные промыслы нашего края. Оренбургский пуховый платок.
-А что бы вы хотели узнать сегодня на занятии? Чему научиться?
Работа по теме
1. История оренбургского пухового платка
В одну из суровых Оренбургских зим, почти 200 лет назад Алена Денисовна Рычкова связала первый Оренбургский платок. Народный промысел превратился в удивительное искусство. Вязать ажурные платки выучились многие Оренбургские мастерицы. Долгими зимними вечерами пуховницы садились за спицы и начинали творить это замечательное чудо, согревающее душу, не только пухом, но и своей неповторимой красотой.
Дети рассмотрите платки, какие они красивые. Поделитесь впечатлениями. По преданию, оренбургский платок такой тонкой вязки, что через него легкопроходит обручальное кольцо. Проверим ? (показываю ребятам)
Приезжающие из разных концов земли хотят купить в подарок паутинки и Оренбургские пуховые платки. Во многих селениях Оренбуржья, чуть ли не в каждом сельском доме вяжут платки. Секреты мастерства передаются от матери к дочери, от бабушки к внучке.
Эти секретам научила и меня моя мама Климкина Нурлисана Камиловна. А ее научила ее мама, моя бабушка.(слайд 3 с фото мамы)
Благодаря ей я знаю, как создаются пуховые платки, какой это кропотливый, нелегкий труд.Этими знаниями я сегодня хочу поделиться с вами и кое-чему даже научить вас.
Технология создания оренбургского платка
-Из чего же вяжут такие платки?
Дети: Из козьего пуха.
-Действительно пуховый платок начинается с козы. (слайд4)
В феврале –марте её чешут в ручную, и пух поступает к вязальщице. (слайд 5,6)
Показываю: вот пух, которой начесали от коз ы. Сначала пух грязный. В нем есть пыль, соломинки, травинки, мусоринки, репьи, волосы, колючки. Все это необходимо выбрать, а затем растеребить, разрыхлить, чтобы пух стал мягким, пушистым.А ведь так по клочку нужно перебрать, распушить весь пух, а затем перечесать 2 раза на ческах и на гребнях. С виду легко, а на самом деле трудно. Не раз до крови наколешь пальцы, прежде чем научишься быстро перепускать пух.
Теперь наступает самая трудная и ответственная работа – спрясть пух на веретене, необходимо, чтобы нить получилась ровная, тонкая, без колючек. Надо и веретено крутить и за пухом следить. (показываю как это нужно делать)После занятия вы можете попробовать сами спрясть пуховую нитку.
-Сама пуховая нить очень слабая, поэтому её соединяют с шелковой, затем сучат их- скручивая вместе на прялке, чтобы крепкая и красивая получилась пряжа. (слайд 7)
И только потом начинают вязать на спицах, их ещё называют иголками. У мамы они уже очень старые, но она к ним привыкла и других ей не надо.
Показываю ребятам как вязать спицами.
Физминутка
Козочка
Я козочка Ме-ке-ке. дети идут по кругу
Я гуляю на лужке
Острые рожки. показывают «рожки»
Тонкие ножки топают ножками
На самой макушке
Бархатные ушки. показывают ушки
Язык полотняный, показывают язык « лопаткой»
Хвостик конопляный показывают рукой хвостик сзади
Как прыгну, подпрыгивают
Сразу забодаю « бодаются»
Узоры платка
Обратите внимание на ажурные паутинки. (показываю паутинки) У каждой из них свой неповторимый, особый рисунок. У пуховниц в основе готовые узоры издавна из рук в руки передаются, многим они знакомы. Это- «снежинки» (СЛАЙД 9),соты (СЛАЙД 10),глухотинки (СЛАЙД 1, кошачьи лапки (СЛАЙД12), и другие. А новые узоры им природа подсказывает. Например, прилипнет к одежде снежинка мохнатенькая в лучиках вся, так и хочется ее связать или мороз подсказывает новый узор: нарисует на стеклах окон, только срисовывай, фантазируй, да вяжи: тут и елочки и веерочки и трилистники, и многое другое. Ну а построение у всех паутинок одинаковое. По краям зубчики, вокруг – кайма, а середина ажурная. (показываю)
Сначала вяжется середина, а потом кайма. Она может быть широкой и узкой (показываю заготовку каймы)
Творческая работа
-Канечно платки вязать у вас сегодня не получится, поэтому я предлагаю вам придумать и нарисовать образцы узоров Оренбургских пуховых платков.
(раздаю листочки).
Дети идут выполнять работу. По окончании дети с работами встают в круг,рассказывают, какой у кого узор.
Рефлексия
-Ребята, что вы сегодня узнали на занятии?
-Что вам больше всего понравилось?
-Поднимите руки, кто захотел научиться вязать такие платки?
Итог занятия
-Сегодня наше занятие было посвящено Оренбургскому пуховому платку. Века идут, а он нужен и сегодня, потому что он несет людям тепло, здоровье бережет, красотой веселит, он как хлеб – никогда не надоест. И кем бы вы ни были в жизни: учителями, крановщиками, лаборантами, врачами, почтальонами – вам будет всегда доставлять большую радость – умение творить красоту и дарить её своим близким и самым родным людям. (СЛАЙД 13)
Конкурс методических разработок курса
«Моё Оренбуржье»
2018г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Мое Оренбуржье"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Мое Оренбуржье"...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МОЁ ОРЕНБУРЖЬЕ» (1 – 4 КЛАССЫ)
1. Актуальность и новизна программы - важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, отв...

Занятие по внеурочной деятельности "Мое Оренбуржье"
Данная разработка занятия по внеурочной деятельности "Мое Оренбуржье" служить целью: повышать воспитательные и познавательные возможности детей; учить говорить более выразительно, глуб...

Занятие по внеурочной деятельности . Краеведение- наука о родном крае. Наш город на карте Оренбуржья. Наши соседи.
Сформировать представления о Родине, о родном крае как части большой страны. учить ставить проблему, определять объект исследования....
Презентация по курсу внеурочной деятельности "Моё Оренбуржье"
Презентация по курсу внеурочной деятельности "Моё Оренбуржье"...
Мастер - класс «Организация проектной деятельности как условие реализации курса внеурочной деятельности «Моё Оренбуржье».
Мастер - класс «Организация проектной деятельности как условие реализации курса внеурочной деятельности «Моё Оренбуржье»....