Программа по внеурочной деятельности "Моё Оренбуржье".
рабочая программа на тему

Детистова Елена Петровна

Программа по внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moyo-orenburzhe.docx41.58 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                    УТВЕРЖДЕНО

На заседании педагогического совета

МОАУ «СОШ №4 г. Соль-Илецка»

Протокол №189/1 от 30.08.2017 г.

Образовательная программа

внеурочной деятельности

«Моё Оренбуржье»

на базе

МОАУ «СОШ №4 г. Соль-Илецка»

на 2017-2018 учебный год

(102 часа)

Детистова Елена Петровна

учитель начальных классов

первая квалификационная категория

стаж: 19 лет

                   

Возраст детей:  8-11 лет

Срок реализации: 3 года

                                                                                   

г. Соль – Илецк

2017 год

Программа разработана с учетом требований нормативно-правовых документов:

1.Конвенция ООН о правах ребёнка.

2. Конституция РФ.

3. Закон Российской Федерации «Об образовании».

4. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (от 4 февраля 2010 года № Пр-271).

5. Федеральный государственный стандарт начального общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки РФ 6.10.2009 года).

6. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (проект 2009 г.).

7. Об образовании в Оренбургской области: закон Оренбургской области от 10 ноября 2006 г. № 717/144-IV-ОЗ.

8. Устав МОАУ «СОШ №4 г.Соль-Илецка».

Пояснительная записка

Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В ФГОС НОО акцентируется внимание на изучение и реализацию программы «Патриотическое        воспитание граждан Российской Федерации», обращению к «ценностям, общественным идеалам и нравственным принципам», которые лежат в основе современной государственной политики. Патриотическое воспитание младшего школьника определяется как целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей ценностные ориентации, качества, нормы поведения гражданина и патриота России.

В младшем школьном возрасте закладываются основы познавательного интереса к изучению родного города, края, как окружающего ребёнка микроклимата, создаются условия для формирования нравственных ценностей, которые лежат в основе любви к Родине.

Цель реализации программы: формирование гражданско-патриотических ценностей, бережного отношения к историческому и культурному наследию своей малой Родины.

Задачи:

Обучающие:

  • формировать у обучающихся представления об историческом прошлом и настоящем нашего города; о личностях, оставивших заметный след в истории; о вкладе, который внесли соотечественники в историческое и культурное наследие города, края, страны; о природных богатствах  своего края, о мерах по охране природных  и исторических объектах;
  • прививать младшим школьникам умения и навыки поисковой деятельности: учить наблюдать и описывать факты, систематизировать собранный материал, оформлять его.

Развивающие:

  • развивать коммуникативные навыки и умения в процессе общения, учить работать в группах, координировать деятельность, учить анализу и самоанализу:
  • сохранять и развивать чувства гордости за свою страну, край, школу, семью.
  • способствовать развитию эстетических чувств и художественного вкуса на основе знакомства с культурно-историческими ценностями родного края.
  • способствовать расширению кругозора, развитию коммуникативных способностей, познавательной и творческой активности.

Воспитательные:

  • способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к историческим, культурным ценностям своего края;
  • воспитывать умение строить позитивные межличностные отношения со сверстниками и старшеклассниками, взрослыми;
  • содействовать формированию социально активной, нравственной личности с гражданским самосознанием.

В основу программы положены следующие принципы:

  • принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
  • принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
  • научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
  • систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.

Общая характеристика учебного предмета  и место учебного курса в учебном плане

Программа «Моё Оренбуржье» призвана дать представление об историческом прошлом нашего края, и нацелена на выработку у учащихся навыка работы с различными источниками информации.

Личные впечатления, которые появляются у учащихся в процессе деятельности с использованием краеведческих материалов, усиливают эффективность всех аспектов воспитания – нравственного, гражданского, эстетического.

Программа позволяет включить учащихся в социально-полезную деятельность, осуществлять связь школы с жизнью, обогащать учащихся опытом социализации и создавать ресурс их гражданского становления.

Программа рассчитана на 34 часа во 2-4 классах три года обучения. Программа реализуется образовательным учреждением МОАУ «СОШ №4 г.Соль-Илецка» в постоянном взаимодействии с семьями учащихся, с другими субъектами социализации: ЦДР, краеведческим музеем г. Соль-Илецка, школьным музеем, районной и школьной библиотеками.

Формы работы:

- беседа;

-экскурсии в школьный музей, в краеведческий музей, по улицам города, к памятникам, памятным местам города, заочные экскурсии по историческим местам нашего края;

-работа с источниками информации в школьной библиотеке;

-встречи с жителями города, ветеранами труда, с интересными людьми своего города;

-сбор различных предметов старины нашего края, собирание коллекций;

-оформление выставок рисунков, поделок, фотографий, творческих работ;

  • создание электронных презентаций;

-работа над исследовательскими и творческими проектами;

  • просмотр и обсуждение видеоматериалов ;
  • благотворительная деятельность.

Для реализации программы запланированы следующие виды внеурочной деятельности: игровая деятельность, познавательная деятельность, досугово-развлекательная деятельность, художественное творчество, туристско-краеведческая деятельность, общественно-полезная деятельность.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

В результате освоения содержания программы у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.

Ожидаемые предметные результаты:

К концу изучения курса дети должны знать:

-значение своего имени и фамилии;

-знать своих предков, об их занятиях, увлечениях;

-иметь представление о профессиях своих родителей;

-иметь представления об истории возникновения своей улицы, своей школы, своего города;

-иметь представление о творческих людях своего города;

- иметь представление  о растениях нашего края и  животных нашего края;

-знать правила поведения в природе;

-знать национальный состав своего края, обычаи предков, игры, праздники.

Уметь:

-уметь рассказывать и представлять свою семью;

-уметь составлять рассказ о своей школе;

-уметь уважать старших и помогать им;

-уметь играть в народные игры;

- уметь распознавать растения, животных, птиц нашей местности;

-уметь соблюдать правила поведения в природе, на экскурсии;

-уметь самостоятельно собирать материал и творчески представлять его перед своими одноклассниками.

При достижении личностных результатов у школьника будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной действительности;
  • ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
  • ориентация в нравственном отношении, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
  • эстетические чувства на основе знакомства с культурой, природой посёлка и края.

При достижении метапредметных результатов у школьника будут сформированы следующие УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные):

Регулятивные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль своей деятельности по критериям;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов;

Познавательные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета;
  • осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;
  • выражать речь в устной и письменной форме;
  • проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Данная программа предоставляет возможность планомерно достигать ожидаемых воспитательных результатов разного уровня исторической и краеведческой деятельности.

Результаты первого уровня (приобретение школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни) – 2 класс.

Обучающиеся узнают о достопримечательностях родного города, постигают этику поведения в музее, читальном зале, расширяют представление о себе как о жителе Оренбургской области.

Результаты второго уровня (получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества) - 3 класс.

Дети знакомятся с окружающим их социальным миром и с жизнью людей, встречаются с очевидцами исторических событий, представителями музеев, библиотек и других предприятий. Важным становится развитие ценностных отношений к своей малой Родине, её природе, истории и культуре, населяющим её народам, героическим страницам её прошлого.

Результаты третьего уровня (приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия) – 4-й класс.

Учащиеся приобретают знания о памятниках истории и культуры, о традициях памяти событий Великой Отечественной войны; опыт исследовательской и проектной деятельности, осуществляют благотворительную деятельность. Они имеют первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе и опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства.

Этапы педагогического контроля

Для оценки результативности программы применяется входной, текущий и итоговый контроль. Цель входного контроля – диагностика имеющихся знаний и умений учащихся. Текущий контроль применяется для оценки качества усвоения материала посредством творческих заданий (педагогическое наблюдение). Итоговый контроль проводится в конце учебного года с целью определения уровня знаний, умений и навыков, приобретенных учащимся за период реализации программы.

2.Учебно-тематический план.

Основные направления реализации программы:

Аудиторные занятия:

- активное использование интерактивной доски (просмотр презентаций, видеороликов);

- использование аудио и видеоаппаратуры.

Внеаудиторные занятия:

- организация и проведения инструктажей по технике безопасности при передвижении по улицам, правила поведения в общественных местах.

           Реализация данной программы в рамках внеурочной деятельности соответствует предельно допустимой нагрузке обучающихся основной школы.

п/п

Наименование раздела, тем

Всего часов

Кол-во часов

теоретич.

практич.

1.

«Моя область»

44

22

22

2.

«Мой район»

11

5

6

3.

«Мой город»

36

16

20

4.

«Праздники родного края»

11

4

7

Итого:

102

47

55

3.Содержание программы (102 часа)

Рассчитан факультативный курс на 34 ч  (1 час в неделю).

Курс рассчитан на 3года обучения. Темы занятий из года в год будут расширяться,   углубляется  материал, усложняются формы работы.

Курс состоит из четырёх частей:

«Моя область»

«Мой район»

«Мой город»

«Праздники родного края»

1 блок.   Моя область. (44 часов)

Цель блока:  познакомить с  географическим положением Оренбургской области, историей образования Оренбургской области, символикой области, её культурными и историческими достопримечательностями, животным и растительным миром, крупнейшими предприятиями области,  экологическими проблемами области

2 блок. Мой район. (11 ч.)

Цель блока: познакомить историей образования Соль-Илецкого района, символикой,  познакомить с животным и растительным миром района, рассказать о занятиях жителей Соль-Илецкого района.

3 блок.  Мой город. (36 ч.)

Цель блока: познакомить с  символикой города Соль-Илецка,  прививать любовь к родному городу, рассказать о жителях родного города, которые своим трудом прославляют его, о вкладе жителей города во время Великой Отечественной войны,  воспитывать патриотизм через осознание ребёнком сопричастности к истории своего города,   воспитание гордости за свою Малую Родину.

4 блок.  Праздники родного края. (11 ч.)

Цель блока: познакомить с традициями, праздниками Соль-Илецкого района, прививать любовь к народным праздникам  и песням.

4. Методическое обеспечение программы.

Основные методы  организации учебно-воспитательного процесса: исследовательские, практические, объяснительно-иллюстративные, репродуктивные связаны с усвоением готовых знаний, которые сообщаются учителем и затем воспроизводятся учащимися. Им соответствуют такие приемыкак рассказ учителя, объяснение, демонстрация видеофильмов, презентаций. 

Одним из  видов деятельности учащихся также является  поисково-исследовательский.  Задача учителя на этом этапе состоит в том, чтобы учащиеся постепенно осваивали этот вид деятельности.

Большое внимание уделяется практическим работам, например:   приготовить  сообщение,  нарисовать  иллюстрации, оформить родословную своей семьи, составить альбом по определённой теме и т.д.

Работа по изучению данной темы проходит в совместной деятельности с родителями учеников, которые не только помогают в подготовке и проведении различных мероприятий, но и сами становятся активными участниками. Такая совместная деятельность благоприятно воздействует на создание особого творческого микроклимата и в классном коллективе, и в семье, когда дети и их родители демонстрируют взаимопонимание, взаимопомощь.

Техническое оснащение программы

   Средства обучения:

  • аудиовизуальные;
  • технические (проектор, компьютер);
  • учебное оборудование;
  • наглядные пособия: карта, презентации, учебные фильмы 

5.Список литературы.

  • Гавлюк Э.В., Давыгора А.В., Руди В.Н. Животный мир Оренбургской области. – Оренбург, 1993.
  • История Оренбуржья. Л.И.Футорянский. – Оренбургское книжное издательство, 1996.
  • Коростин Б. А. Туристские маршруты Оренбуржья. Челябинск, Южно-Уральское кн. изд., 1998.
  • Красная книга Оренбургской области. Животные и растения. – Оренбург, 1998.
  • Русскин Г. А. География Оренбургской области: Природные условия и природные ресурсы: Учебное пособие. Оренбург, 2004.
  • Чибилев А. А. Зеленая книга степного края. Челябинск, Южно-Уральское книжное издательство. 1987.


Приложение 1

Календарно-тематическое планирование программы «Моё Оренбуржье»

2 класс  (34 часа)

 п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Содержание занятия

(теория  и практика)

Форма организации деятельности

Дата проведе

ния

1-2

Оренбургская область на карте России.

2

Знакомство с географическим положением Оренбургской области. Знакомство с картой и историей образования Оренбургской области.

Просмотр видеофильма

3-4

Оренбург-столица Оренбургской области.

2

Знакомство с историей образования Оренбурга с его историческими и культурными достопримечательностями.

Просмотр презентации

5-6

Символика Оренбургской области - Герб, Флаг, гимн.

История их создания.

2

Знакомство с выставочными стендами школы «Символика» Знакомство с историей создания государственной символики.

Беседа, презентация.

7-8

Соль-Илецкая земля- ростки и корни.

2

Познакомить с историей возникновения Соль-Илецкого района.

Посещение школьного музея.

9-

10

Символика Соль-Илецкого района - герб, гимн, флаг.

История их создания.

2

Знакомство с историей создания символики Соль-Илецкого района.

Работа в школьном музее

11-

13

Символика города Соль-Илецка.

2

Знакомство с символикой города Соль-Илецка.

Творческая работа в группах

14-

16

Жизнь и творчество известных людей города

2

Знакомство с жизнью и творчеством О.Грачева, В.Лапина.

Круглый стол, экскурсия на выставку работ О.Грачева

17-

18

Религиозные праздники. Рождество Христово.

2

Знакомство с историей Рождества, с особенностью его празднования в родном крае.

Беседа. Просмотр фильма «Рождество Христово». Праздник.

19-

21

«Зимние забавы»

3

Разучивание подвижных игр на свежем воздухе. Наблюдение в природе.

Экскурсия в зимний парк.

Подвижные игры

22-

23

Широкая масленица.

2

Знакомство с историей праздника «Масленица», с особенностью его празднования в родном краю. Подготовка к проведению праздника.

Беседа. Просмотр видео-фильма

«Широкая масленица»

24-

25

Народные песни

2

Знакомство с разнообразием народных песен родного края. Разучивание русских народных песен.

Круглый стол.

26-

27

Памятные места нашего города.

2

Знакомство памятниками павшим в ВОВ.

Экскурсия к мемориалу павшим в ВОВ, парк Персиянова

28-

29

Игры наших дедушек и бабушек.

2

Индивидуальная исследовательская деятельность

«Интервью» Знакомство и разучивание игр, в которые играли предки.

Круглый стол с приглашением бабушек и дедушек.

30-

33

Труд людей нашего города.

4

Знакомство с занятиями людей родного края. Знакомство с жителями города, которые прославили своим трудом наш край.

Экскурсии: пекарня, типография, магазин.

34

Мой край

1

Итоговое занятие

Викторина

3 класс (34 часа)

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Содержание занятия

 (теория  и практика)

Форма организации деятельности

Дата проведе ния

1-3

Моя семья в годы ВОВ

3

Индивидуальная исследовательская поисковая работа по сбору информации о своей семье в годы ВОВ, о своих героях.

Исследовательская деятельность, конференция.

4-5

Вечная память героям.

2

Знакомство с жизнью города в годы ВОВ, с Книгой Памяти погибших героев.

Экскурсия.

6

Конкурс рисунков

«Война глазами детей».

1

Индивидуальная работа.

Конкурс

7-

10

Красная книга Оренбургской области.

3

Знакомство с Красной книгой.

Беседа, презентация, проект.

11-

12

Водоемы родного края.

2

Знакомство с водоемами.

Беседа, презентация, экскурсии.

13-

14

Стихи о родном крае.

2

Чтение стихотворений о родном крае.

Конкурс

15-

21

Труд людей нашего

города.

6

Знакомство с занятиями людей родного края. Знакомство с жителями города, которые прославили своим трудом наш край.

Экскурсии

22-

23

Экологические проблемы рек и родников своей местности.

2

Изучение проблем водоемов Оренбургской области.

Беседа, заочная экскурсия на р. Илек.

24-

25

Опасные явления в природе.

2

Знакомство с правилами поведения в природе.

Круглый стол.

26-

28

Лекарственные растения

3

Знакомство с лекарственными растениями Соль-Илецкого района.

Заочная экскурсия, проекты.

29-

31

«Моя малая родина»

3

Представление творческих работ по выбору учащихся.

Творческие работы.

32-

33

Мой вклад в процветание моего города.

2

Операция «Чистый школьный двор».

Субботник

34

Мой край.

1

Итоговое занятие.

Викторина

4 класс (34 часа)

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Содержание занятия

(теория  и практика)

Форма организации деятельности

Дата проведе

ния

1-2

Погода и климат Оренбургской области.

2

Знакомство с сезонными изменениями в природе, климатом и погодой в нашем крае, влиянием климата на труд и здоровье людей.

Беседа, презентация.

3-6

Население Оренбургской области.

4

Знакомство с коренными жителями области, многообразием национальностей, численностью населения, с национальными костюмами.

Беседа с приглашением гостей разных национальностей

7-

10

Зелёная аптека Оренбургской области.

4

Знакомство с лечебными растениями. Правилами сбора лечебных трав. Знакомство с видами растений, нуждающимися в особой охране. Красная книга Оренбургской области.

Экскурсия в природу, работа в библиотеке.

11-

14

Животный мир Оренбургской области.

4

Знакомство с разнообразием животного мира. Выявление отрицательного влияния деятельности человека на животных. Знакомство с заповедниками Оренбургской области.

Беседа, презентация.

15-

18

Водоёмы нашего края.

4

Выявление экологических проблем. Охрана и восстановление водоёмов.

Беседа. Творческая работа в группах.

19-

22

Природные ресурсы

Оренбургской области.

4

Знакомство с полезными

ископаемыми области. Основные свойства полезных ископаемых.

Работа с физической

картой и образцами полезных ископаемых Оренбургской области.

24-

27

Промышленность Оренбургской области.

4

Знакомство с крупными предприятиями области. Выявление практического значения предприятий для области и страны. Влияние предприятий на окружающую среду.

Заочные экскурсии на крупные предприятия Оренбургской области.

28-

30

Экология Оренбургской области.

3

Выявление экологических проблем Оренбургской области. Влияние загрязнения окружающей  среды на человека. Решение задач по экологии.

Создание проекта

«Экологические проблемы

Оренбургской области»

31-

34

Культурные центры города.

4

Посещение краеведческого музея г. Соль-Илецка.

Экскурсия в краеведческий музей г. Соль-Илецка, парк Персиянова, Горняк


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МОЁ ОРЕНБУРЖЬЕ» (1 – 4 КЛАССЫ)

1.      Актуальность и новизна программы - важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, отв...

Программа творческого объединения "Моё Оренбуржье"

Программа рассчитана для обучающихся 2 класса....

“ Внеурочная деятельность как продолжение основной образовательной программы школы» (На примере программы курса внеурочной деятельности «Музей в твоём классе»)

В статье автор говорит о внеурочной  деятельности, как продолжении  предметных программ  с развивающим компонентом. . О формировании универсальных учебных действий через восприятие и ан...