Программа по внеурочной деятельности "Моё Оренбуржье".
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДЕНО
На заседании педагогического совета
МОАУ «СОШ №4 г. Соль-Илецка»
Протокол №189/1 от 30.08.2017 г.
Образовательная программа
внеурочной деятельности
«Моё Оренбуржье»
на базе
МОАУ «СОШ №4 г. Соль-Илецка»
на 2017-2018 учебный год
(102 часа)
Детистова Елена Петровна
учитель начальных классов
первая квалификационная категория
стаж: 19 лет
Возраст детей: 8-11 лет
Срок реализации: 3 года
г. Соль – Илецк
2017 год
Программа разработана с учетом требований нормативно-правовых документов:
1.Конвенция ООН о правах ребёнка.
2. Конституция РФ.
3. Закон Российской Федерации «Об образовании».
4. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (от 4 февраля 2010 года № Пр-271).
5. Федеральный государственный стандарт начального общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки РФ 6.10.2009 года).
6. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (проект 2009 г.).
7. Об образовании в Оренбургской области: закон Оренбургской области от 10 ноября 2006 г. № 717/144-IV-ОЗ.
8. Устав МОАУ «СОШ №4 г.Соль-Илецка».
Пояснительная записка
Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В ФГОС НОО акцентируется внимание на изучение и реализацию программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», обращению к «ценностям, общественным идеалам и нравственным принципам», которые лежат в основе современной государственной политики. Патриотическое воспитание младшего школьника определяется как целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей ценностные ориентации, качества, нормы поведения гражданина и патриота России.
В младшем школьном возрасте закладываются основы познавательного интереса к изучению родного города, края, как окружающего ребёнка микроклимата, создаются условия для формирования нравственных ценностей, которые лежат в основе любви к Родине.
Цель реализации программы: формирование гражданско-патриотических ценностей, бережного отношения к историческому и культурному наследию своей малой Родины.
Задачи:
Обучающие:
- формировать у обучающихся представления об историческом прошлом и настоящем нашего города; о личностях, оставивших заметный след в истории; о вкладе, который внесли соотечественники в историческое и культурное наследие города, края, страны; о природных богатствах своего края, о мерах по охране природных и исторических объектах;
- прививать младшим школьникам умения и навыки поисковой деятельности: учить наблюдать и описывать факты, систематизировать собранный материал, оформлять его.
Развивающие:
- развивать коммуникативные навыки и умения в процессе общения, учить работать в группах, координировать деятельность, учить анализу и самоанализу:
- сохранять и развивать чувства гордости за свою страну, край, школу, семью.
- способствовать развитию эстетических чувств и художественного вкуса на основе знакомства с культурно-историческими ценностями родного края.
- способствовать расширению кругозора, развитию коммуникативных способностей, познавательной и творческой активности.
Воспитательные:
- способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к историческим, культурным ценностям своего края;
- воспитывать умение строить позитивные межличностные отношения со сверстниками и старшеклассниками, взрослыми;
- содействовать формированию социально активной, нравственной личности с гражданским самосознанием.
В основу программы положены следующие принципы:
- принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
- принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
- научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
- систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.
Общая характеристика учебного предмета и место учебного курса в учебном плане
Программа «Моё Оренбуржье» призвана дать представление об историческом прошлом нашего края, и нацелена на выработку у учащихся навыка работы с различными источниками информации.
Личные впечатления, которые появляются у учащихся в процессе деятельности с использованием краеведческих материалов, усиливают эффективность всех аспектов воспитания – нравственного, гражданского, эстетического.
Программа позволяет включить учащихся в социально-полезную деятельность, осуществлять связь школы с жизнью, обогащать учащихся опытом социализации и создавать ресурс их гражданского становления.
Программа рассчитана на 34 часа во 2-4 классах три года обучения. Программа реализуется образовательным учреждением МОАУ «СОШ №4 г.Соль-Илецка» в постоянном взаимодействии с семьями учащихся, с другими субъектами социализации: ЦДР, краеведческим музеем г. Соль-Илецка, школьным музеем, районной и школьной библиотеками.
Формы работы:
- беседа;
-экскурсии в школьный музей, в краеведческий музей, по улицам города, к памятникам, памятным местам города, заочные экскурсии по историческим местам нашего края;
-работа с источниками информации в школьной библиотеке;
-встречи с жителями города, ветеранами труда, с интересными людьми своего города;
-сбор различных предметов старины нашего края, собирание коллекций;
-оформление выставок рисунков, поделок, фотографий, творческих работ;
- создание электронных презентаций;
-работа над исследовательскими и творческими проектами;
- просмотр и обсуждение видеоматериалов ;
- благотворительная деятельность.
Для реализации программы запланированы следующие виды внеурочной деятельности: игровая деятельность, познавательная деятельность, досугово-развлекательная деятельность, художественное творчество, туристско-краеведческая деятельность, общественно-полезная деятельность.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате освоения содержания программы у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.
Ожидаемые предметные результаты:
К концу изучения курса дети должны знать:
-значение своего имени и фамилии;
-знать своих предков, об их занятиях, увлечениях;
-иметь представление о профессиях своих родителей;
-иметь представления об истории возникновения своей улицы, своей школы, своего города;
-иметь представление о творческих людях своего города;
- иметь представление о растениях нашего края и животных нашего края;
-знать правила поведения в природе;
-знать национальный состав своего края, обычаи предков, игры, праздники.
Уметь:
-уметь рассказывать и представлять свою семью;
-уметь составлять рассказ о своей школе;
-уметь уважать старших и помогать им;
-уметь играть в народные игры;
- уметь распознавать растения, животных, птиц нашей местности;
-уметь соблюдать правила поведения в природе, на экскурсии;
-уметь самостоятельно собирать материал и творчески представлять его перед своими одноклассниками.
При достижении личностных результатов у школьника будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной действительности;
- ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
- ориентация в нравственном отношении, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- эстетические чувства на основе знакомства с культурой, природой посёлка и края.
При достижении метапредметных результатов у школьника будут сформированы следующие УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные):
Регулятивные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль своей деятельности по критериям;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов;
Познавательные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета;
- осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;
- выражать речь в устной и письменной форме;
- проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Данная программа предоставляет возможность планомерно достигать ожидаемых воспитательных результатов разного уровня исторической и краеведческой деятельности.
Результаты первого уровня (приобретение школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни) – 2 класс.
Обучающиеся узнают о достопримечательностях родного города, постигают этику поведения в музее, читальном зале, расширяют представление о себе как о жителе Оренбургской области.
Результаты второго уровня (получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества) - 3 класс.
Дети знакомятся с окружающим их социальным миром и с жизнью людей, встречаются с очевидцами исторических событий, представителями музеев, библиотек и других предприятий. Важным становится развитие ценностных отношений к своей малой Родине, её природе, истории и культуре, населяющим её народам, героическим страницам её прошлого.
Результаты третьего уровня (приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия) – 4-й класс.
Учащиеся приобретают знания о памятниках истории и культуры, о традициях памяти событий Великой Отечественной войны; опыт исследовательской и проектной деятельности, осуществляют благотворительную деятельность. Они имеют первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе и опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства.
Этапы педагогического контроля
Для оценки результативности программы применяется входной, текущий и итоговый контроль. Цель входного контроля – диагностика имеющихся знаний и умений учащихся. Текущий контроль применяется для оценки качества усвоения материала посредством творческих заданий (педагогическое наблюдение). Итоговый контроль проводится в конце учебного года с целью определения уровня знаний, умений и навыков, приобретенных учащимся за период реализации программы.
2.Учебно-тематический план.
Основные направления реализации программы:
Аудиторные занятия:
- активное использование интерактивной доски (просмотр презентаций, видеороликов);
- использование аудио и видеоаппаратуры.
Внеаудиторные занятия:
- организация и проведения инструктажей по технике безопасности при передвижении по улицам, правила поведения в общественных местах.
Реализация данной программы в рамках внеурочной деятельности соответствует предельно допустимой нагрузке обучающихся основной школы.
№ п/п | Наименование раздела, тем | Всего часов | Кол-во часов | |
теоретич. | практич. | |||
1. | «Моя область» | 44 | 22 | 22 |
2. | «Мой район» | 11 | 5 | 6 |
3. | «Мой город» | 36 | 16 | 20 |
4. | «Праздники родного края» | 11 | 4 | 7 |
Итого: | 102 | 47 | 55 |
3.Содержание программы (102 часа)
Рассчитан факультативный курс на 34 ч (1 час в неделю).
Курс рассчитан на 3года обучения. Темы занятий из года в год будут расширяться, углубляется материал, усложняются формы работы.
Курс состоит из четырёх частей:
«Моя область»
«Мой район»
«Мой город»
«Праздники родного края»
1 блок. Моя область. (44 часов)
Цель блока: познакомить с географическим положением Оренбургской области, историей образования Оренбургской области, символикой области, её культурными и историческими достопримечательностями, животным и растительным миром, крупнейшими предприятиями области, экологическими проблемами области
2 блок. Мой район. (11 ч.)
Цель блока: познакомить историей образования Соль-Илецкого района, символикой, познакомить с животным и растительным миром района, рассказать о занятиях жителей Соль-Илецкого района.
3 блок. Мой город. (36 ч.)
Цель блока: познакомить с символикой города Соль-Илецка, прививать любовь к родному городу, рассказать о жителях родного города, которые своим трудом прославляют его, о вкладе жителей города во время Великой Отечественной войны, воспитывать патриотизм через осознание ребёнком сопричастности к истории своего города, воспитание гордости за свою Малую Родину.
4 блок. Праздники родного края. (11 ч.)
Цель блока: познакомить с традициями, праздниками Соль-Илецкого района, прививать любовь к народным праздникам и песням.
4. Методическое обеспечение программы.
Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: исследовательские, практические, объяснительно-иллюстративные, репродуктивные связаны с усвоением готовых знаний, которые сообщаются учителем и затем воспроизводятся учащимися. Им соответствуют такие приемы, как рассказ учителя, объяснение, демонстрация видеофильмов, презентаций.
Одним из видов деятельности учащихся также является поисково-исследовательский. Задача учителя на этом этапе состоит в том, чтобы учащиеся постепенно осваивали этот вид деятельности.
Большое внимание уделяется практическим работам, например: приготовить сообщение, нарисовать иллюстрации, оформить родословную своей семьи, составить альбом по определённой теме и т.д.
Работа по изучению данной темы проходит в совместной деятельности с родителями учеников, которые не только помогают в подготовке и проведении различных мероприятий, но и сами становятся активными участниками. Такая совместная деятельность благоприятно воздействует на создание особого творческого микроклимата и в классном коллективе, и в семье, когда дети и их родители демонстрируют взаимопонимание, взаимопомощь.
Техническое оснащение программы
Средства обучения:
- аудиовизуальные;
- технические (проектор, компьютер);
- учебное оборудование;
- наглядные пособия: карта, презентации, учебные фильмы
5.Список литературы.
- Гавлюк Э.В., Давыгора А.В., Руди В.Н. Животный мир Оренбургской области. – Оренбург, 1993.
- История Оренбуржья. Л.И.Футорянский. – Оренбургское книжное издательство, 1996.
- Коростин Б. А. Туристские маршруты Оренбуржья. Челябинск, Южно-Уральское кн. изд., 1998.
- Красная книга Оренбургской области. Животные и растения. – Оренбург, 1998.
- Русскин Г. А. География Оренбургской области: Природные условия и природные ресурсы: Учебное пособие. Оренбург, 2004.
- Чибилев А. А. Зеленая книга степного края. Челябинск, Южно-Уральское книжное издательство. 1987.
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование программы «Моё Оренбуржье»
2 класс (34 часа)
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Содержание занятия (теория и практика) | Форма организации деятельности | Дата проведе ния |
1-2 | Оренбургская область на карте России. | 2 | Знакомство с географическим положением Оренбургской области. Знакомство с картой и историей образования Оренбургской области. | Просмотр видеофильма | |
3-4 | Оренбург-столица Оренбургской области. | 2 | Знакомство с историей образования Оренбурга с его историческими и культурными достопримечательностями. | Просмотр презентации | |
5-6 | Символика Оренбургской области - Герб, Флаг, гимн. История их создания. | 2 | Знакомство с выставочными стендами школы «Символика» Знакомство с историей создания государственной символики. | Беседа, презентация. | |
7-8 | Соль-Илецкая земля- ростки и корни. | 2 | Познакомить с историей возникновения Соль-Илецкого района. | Посещение школьного музея. | |
9- 10 | Символика Соль-Илецкого района - герб, гимн, флаг. История их создания. | 2 | Знакомство с историей создания символики Соль-Илецкого района. | Работа в школьном музее | |
11- 13 | Символика города Соль-Илецка. | 2 | Знакомство с символикой города Соль-Илецка. | Творческая работа в группах | |
14- 16 | Жизнь и творчество известных людей города | 2 | Знакомство с жизнью и творчеством О.Грачева, В.Лапина. | Круглый стол, экскурсия на выставку работ О.Грачева | |
17- 18 | Религиозные праздники. Рождество Христово. | 2 | Знакомство с историей Рождества, с особенностью его празднования в родном крае. | Беседа. Просмотр фильма «Рождество Христово». Праздник. | |
19- 21 | «Зимние забавы» | 3 | Разучивание подвижных игр на свежем воздухе. Наблюдение в природе. | Экскурсия в зимний парк. Подвижные игры | |
22- 23 | Широкая масленица. | 2 | Знакомство с историей праздника «Масленица», с особенностью его празднования в родном краю. Подготовка к проведению праздника. | Беседа. Просмотр видео-фильма «Широкая масленица» | |
24- 25 | Народные песни | 2 | Знакомство с разнообразием народных песен родного края. Разучивание русских народных песен. | Круглый стол. | |
26- 27 | Памятные места нашего города. | 2 | Знакомство памятниками павшим в ВОВ. | Экскурсия к мемориалу павшим в ВОВ, парк Персиянова | |
28- 29 | Игры наших дедушек и бабушек. | 2 | Индивидуальная исследовательская деятельность «Интервью» Знакомство и разучивание игр, в которые играли предки. | Круглый стол с приглашением бабушек и дедушек. | |
30- 33 | Труд людей нашего города. | 4 | Знакомство с занятиями людей родного края. Знакомство с жителями города, которые прославили своим трудом наш край. | Экскурсии: пекарня, типография, магазин. | |
34 | Мой край | 1 | Итоговое занятие | Викторина |
3 класс (34 часа)
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Содержание занятия (теория и практика) | Форма организации деятельности | Дата проведе ния |
1-3 | Моя семья в годы ВОВ | 3 | Индивидуальная исследовательская поисковая работа по сбору информации о своей семье в годы ВОВ, о своих героях. | Исследовательская деятельность, конференция. | |
4-5 | Вечная память героям. | 2 | Знакомство с жизнью города в годы ВОВ, с Книгой Памяти погибших героев. | Экскурсия. | |
6 | Конкурс рисунков «Война глазами детей». | 1 | Индивидуальная работа. | Конкурс | |
7- 10 | Красная книга Оренбургской области. | 3 | Знакомство с Красной книгой. | Беседа, презентация, проект. | |
11- 12 | Водоемы родного края. | 2 | Знакомство с водоемами. | Беседа, презентация, экскурсии. | |
13- 14 | Стихи о родном крае. | 2 | Чтение стихотворений о родном крае. | Конкурс | |
15- 21 | Труд людей нашего города. | 6 | Знакомство с занятиями людей родного края. Знакомство с жителями города, которые прославили своим трудом наш край. | Экскурсии | |
22- 23 | Экологические проблемы рек и родников своей местности. | 2 | Изучение проблем водоемов Оренбургской области. | Беседа, заочная экскурсия на р. Илек. | |
24- 25 | Опасные явления в природе. | 2 | Знакомство с правилами поведения в природе. | Круглый стол. | |
26- 28 | Лекарственные растения | 3 | Знакомство с лекарственными растениями Соль-Илецкого района. | Заочная экскурсия, проекты. | |
29- 31 | «Моя малая родина» | 3 | Представление творческих работ по выбору учащихся. | Творческие работы. | |
32- 33 | Мой вклад в процветание моего города. | 2 | Операция «Чистый школьный двор». | Субботник | |
34 | Мой край. | 1 | Итоговое занятие. | Викторина |
4 класс (34 часа)
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Содержание занятия (теория и практика) | Форма организации деятельности | Дата проведе ния |
1-2 | Погода и климат Оренбургской области. | 2 | Знакомство с сезонными изменениями в природе, климатом и погодой в нашем крае, влиянием климата на труд и здоровье людей. | Беседа, презентация. | |
3-6 | Население Оренбургской области. | 4 | Знакомство с коренными жителями области, многообразием национальностей, численностью населения, с национальными костюмами. | Беседа с приглашением гостей разных национальностей | |
7- 10 | Зелёная аптека Оренбургской области. | 4 | Знакомство с лечебными растениями. Правилами сбора лечебных трав. Знакомство с видами растений, нуждающимися в особой охране. Красная книга Оренбургской области. | Экскурсия в природу, работа в библиотеке. | |
11- 14 | Животный мир Оренбургской области. | 4 | Знакомство с разнообразием животного мира. Выявление отрицательного влияния деятельности человека на животных. Знакомство с заповедниками Оренбургской области. | Беседа, презентация. | |
15- 18 | Водоёмы нашего края. | 4 | Выявление экологических проблем. Охрана и восстановление водоёмов. | Беседа. Творческая работа в группах. | |
19- 22 | Природные ресурсы Оренбургской области. | 4 | Знакомство с полезными ископаемыми области. Основные свойства полезных ископаемых. | Работа с физической картой и образцами полезных ископаемых Оренбургской области. | |
24- 27 | Промышленность Оренбургской области. | 4 | Знакомство с крупными предприятиями области. Выявление практического значения предприятий для области и страны. Влияние предприятий на окружающую среду. | Заочные экскурсии на крупные предприятия Оренбургской области. | |
28- 30 | Экология Оренбургской области. | 3 | Выявление экологических проблем Оренбургской области. Влияние загрязнения окружающей среды на человека. Решение задач по экологии. | Создание проекта «Экологические проблемы Оренбургской области» | |
31- 34 | Культурные центры города. | 4 | Посещение краеведческого музея г. Соль-Илецка. | Экскурсия в краеведческий музей г. Соль-Илецка, парк Персиянова, Горняк |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/04/picture-375974-1388844568.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/19/picture-458868-1403186039.jpg)
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/07/picture-663454-1441645106.jpg)
Внеурочная деятельность , Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растим патриотов" для 1-4 классов.
Внеурочная деятельноть....
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/07/picture-663454-1441645106.jpg)
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Конструируем и моделируем» 1 – 4 классы
Внеурочная деятельность....
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/24/picture-125265-1519470058.jpg)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МОЁ ОРЕНБУРЖЬЕ» (1 – 4 КЛАССЫ)
1. Актуальность и новизна программы - важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, отв...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/16/picture-1355238-1634390704.jpg)
“ Внеурочная деятельность как продолжение основной образовательной программы школы» (На примере программы курса внеурочной деятельности «Музей в твоём классе»)
В статье автор говорит о внеурочной деятельности, как продолжении предметных программ с развивающим компонентом. . О формировании универсальных учебных действий через восприятие и ан...