Рабочая программа внеурочной деятельности "Мое Оренбуржье"
рабочая программа (3 класс) на тему
Рабочая программа внеурочной деятельности "Мое Оренбуржье"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moe_orenburzhe_3_klass.docx | 35.77 КБ |
Предварительный просмотр:
РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО | ПРИНЯТО | УТВЕРЖДАЮ |
на заседании методического объединения | с заместителем директора | на педагогическом совете и рекомендовано к утверждению | Директор МОБУ «СОШ №21» |
учителей начальных классов | по учебно-воспитательной работе. | Протокол №____от «___»_______20___г | Приказ №____от «___»_____20___г |
Протокол №____от «____»________20___г. | Зам. дир. по УВР _______________ | Директор МОБУ «СОШ №21» | Директор МОБУ «СОШ №21» |
Руководитель МО ______________ | Радаева В.В. | _______________Коннова Л.М. | ________________Коннова Л.М. |
Махмутова Л.М. | «__»_____20____г. |
Рабочая программа внеурочной деятельности
______________________________Мое Оренбуржье________________________________
______________________________________3А_______________________________________
(классы)
_______________________2017 - 2018 учебный год_____________________
(срок реализации программы)
Программу составила Махмутова Люция Маликовна
Оренбург
2017 год
1. Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Моё Оренбуржье» предполагает освоение материала на стартовом и базовом уровнях. Стартовый уровень предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы.
Реализация программы на стартовом уровне направлена на формирование и развитие поисковой направленности у учащихся в освоении родной местности. Освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования на территории Оренбургской области.
Базовый уровень предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления программы «Моё Оренбуржье».
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды своей местности, самостоятельного приобретения новых знаний.
Воспитание любви к своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде.
Актуальность программы
Сегодня, когда во многих общеобразовательных школах на изучение курса краеведения отводится ограниченное время, развитие творчества у учащихся через систему дополнительного образования становится особенно актуальным.
Содержание программы внеурочной деятельности «Моё Оренбуржье» тесно перекликается с современными требованиями жизни. Развитие личности активной, творческой, толерантной – вот задача современного образования, в том числе и системы внеурочной деятельности. Особая роль отводится именно краеведческому воспитанию подрастающего поколения. Содержание внеурочной деятельности направленно на развитие у детей умение видеть и понимать красоту окружающего мира и в частности своей Оренбургской области области. А это умение, в свою очередь, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Занятия по краеведению являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций, которые неотъемлемо стоят в цепочке патриотического воспитания. Воспитание любви к своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде.
Новизна программы состоит в том, что программа рассчитана всего на один год обучения, но охватывает большие объемы, затрагивающие нравственное и патриотическое воспитание. За достаточно короткий срок обучения учащиеся получают основательный объем знаний в данной области, имеют хороший практический навык.
Педагогическая целесообразность программы.
Возраст детей 7-10 лет. Комплексный подход в изучении родного края позволит сформировать глубокие знания и умения учащихся краеведческого содержания, т.к. программа включает характеристику основных объектов природы, населения, культуры, экологии.
Реализация регионального компонента ориентирует учителя на организацию личностного познания родного края от непосредственного восприятия, ощущения к осмыслению. Ученики не только изучают особенности курса: «Моё Оренбуржье» но и также через специально организованные наблюдения, сравнения, проведения практических работ, высказывают собственные гипотезы, и тем самым как бы проживают явления природы и культуры, пропуская их через собственное творчество.
В целом программа способствует разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.
Цель программы – формирование у учащихся базовых знаний, умений и навыков о родном Оренбуржье.
Задачи:
воспитательная – воспитание любви к родному краю, гражданской позиции, самореализации во всех сферах деятельности человека.
развивающая – развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих способностей в процессе наблюдений, исследований.
образовательная – овладение умениями ориентироваться на местности, читать географическую карту, применять полученные теоретические знания на практике.
Отличительные особенности программы
Содержанием учебной программы реализуется идея авторского замысла рассмотреть процессы, явления, события природы и общества на планетарном и локальном уровнях, как целостную систему окружающей географической среды. Учащиеся включаются в поиск информации, на бумажных и электронных носителях выдвижение гипотез, эффективное преобразование комплекса ранее полученных знаний и умений из различных дисциплин.
Учебные занятия строятся внеурочными формами деятельности творческого характера. Занятия проводятся в классе комплекте (2-4 классы). Результатом изучения курса является способность применять знания в реальной жизни на уровне решения проблем личностно и для общества значимых, а также воспитание духовно-нравственной культуры.
Возраст детей и срок реализации программы
Программа ориентирована на детей в возрасте 7 – 10 лет и рассчитана на 1 год обучения (35 ч.).
Формы и режим занятий
Форма организации образовательного процесса – групповое занятие.
Формы организации занятий: беседы, посещение музеев, конкурсы, открытое занятие, игры. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (сбор и анализ информации), где стимулируется самостоятельное творчество.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности.
формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления.
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
Метапредметные результаты:
планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями.
оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями
поиск и отбор необходимых источников информации;
представление информации в различных формах (письменная и устная) и видах;
работа с текстом и вне текстовыми компонентами:
использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи;
создание собственной информации и её представление в соответствии с учебными задачами;
составление рецензии, аннотации;
выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении;
уметь вести дискуссию, диалог;
Предметные результаты:
учащиеся знают:
о роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования.
о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах.
умеют:
- систематизировать информацию;
- структурировать информацию
- определять проблему и способы ее решения;
- формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации.
имеют навык:
- нахождения, использования и презентации географической информации.
Формы подведения итогов реализации программы
Форма подведения итогов реализации программы – урок защиты проектов и выставка творческих работ учащихся по итогам изучения образовательной программы «Моё Оренбуржье».
Содержание учебного курса
Знакомство с планом работы внеурочной деятельности. |
Символы Оренбуржья. Флаг. Герб. |
Символы Оренбуржья. Гимн. |
Оренбургская область на карте. |
Города Оренбургской области. |
Знакомство с городами области. Сообщения о городах. |
Знакомство с городами области. Сообщения о городах. |
Столица Оренбуржья город – Оренбург. |
История города. |
История города. |
Достопримечательности города. |
Достопримечательности города. Комплекс «Национальная деревня». |
Многонациональное Оренбуржье. |
Выставка рисунков «Я – Оренбуржец и этим горжусь!» |
Памятники города. |
Памятники города. |
Животный мир Оренбургского края. |
Растительный мир Оренбургского края. |
Красная книга нашей области. |
Сохраним природу края |
Полезные ископаемые Оренбуржья |
Бережное отношение к природе своего края. |
«Течет река, речка...» |
Реки Оренбуржья. |
Экологические проблемы реки Урал. |
Чем богат и знаменит наш край? |
Полезные ископаемые. |
Оренбургский пуховый платок. |
Молочные изделия. |
Великие люди Оренбуржья. |
Ю. А. Гагарин - гордость Оренбурга |
Герои Великой отечественной войны. |
Оренбург в годы Великой Отечественной Войны. Помощь фронту. |
Защита проектов и выставка творческих работ учащихся. |
Защита проектов и выставка творческих работ учащихся. |
Календарно - тематический план внеурочной деятельности «Моё Оренбуржье»
№ п/п | Тема занятий | Дата | |
план | факт | ||
1. | Знакомство с планом работы внеурочной деятельности. | ||
2. | Символы Оренбуржья. Флаг. Герб. | ||
3. | Символы Оренбуржья. Гимн. | ||
4. | Оренбургская область на карте. | ||
5. | Города Оренбургской области. | ||
6. | Знакомство с городами области. Сообщения о городах. | ||
7. | Знакомство с городами области. Сообщения о городах. | ||
8. | Столица Оренбуржья город – Оренбург. | ||
9. | История города. | ||
10. | История города. |
| |
11. | Достопримечательности города. | ||
12. | Достопримечательности города. Комплекс «Национальная деревня». | ||
13. | Многонациональное Оренбуржье. | ||
14. | Выставка рисунков «Я – Оренбуржец и этим горжусь!» | ||
15. | Памятники города. | ||
16. | Памятники города. | ||
17. | Животный мир Оренбургского края. | ||
18. | Растительный мир Оренбургского края. | ||
19. | Красная книга нашей области. | ||
20. | Сохраним природу края | ||
21. | Полезные ископаемые Оренбуржья | ||
22. | Бережное отношение к природе своего края. | ||
23. | «Течет река, речка...» | ||
24. | Реки Оренбуржья. | ||
25. | Экологические проблемы реки Урал. | ||
26. | Чем богат и знаменит наш край? | ||
27. | Полезные ископаемые. | ||
28. | Оренбургский пуховый платок. | ||
29. | Молочные изделия. | ||
30. | Великие люди Оренбуржья. | ||
31. | Ю. А. Гагарин - гордость Оренбурга | ||
32. | Герои Великой отечественной войны. | ||
33. | Оренбург в годы Великой Отечественной Войны. Помощь фронту. | ||
34. | Защита проектов и выставка творческих работ учащихся. | ||
35. | Защита проектов и выставка творческих работ учащихся. |
Методическое обеспечение
- Родной край. Дидактическое пособие. Авт.-сост. И.Ю Агапова, Г.А.Агеева.-Оренбург: Изд.ООИПКРО,2002.-63 с.
- Люди и судьбы в истории Оренбургского края. Авт. Л.Футорянский. Изд. «Оренбургская губерния»,2000.- 86 с.
- Красная книга оренбургской области. Оренбургское книжное изд., 1998.- 175 с.
- Природное наследие Оренбургской области. Авт. А. А. Чибилёв, Оренбургское книжное изд. 1996.-380 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья" для учащихся 1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная" для учащихся 2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" для учащихся 1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...
рабочие программы по УМК "Перспектива" для 1 класса, рабочие программы внеурочных занятий, план воспитательной работы
В заархивированном файле находятся рабочие программы для 1 класса по УМК "Перспектива" по Литературному чтению, Русскому языку, Математике, Окружающему миру, Физкультуре, Технологии. М...
рабочие программы по УМК "Перспектива" для 4 класса, рабочие программы внеурочных занятий
В архиве рабочие программы по УМК "Перспектива" для 4 класса по Литературному чтению, Русскому языку, Математике, Окружающему миру, Технологии, Физкультуре. Здесь же можно найти программы вн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по курсу: «Юный баскетболист» Модифицированная рабочая программа для педагогов дополнительного образования. для учащихся 4-х классов на 2019-20 учебный год (34 часов) 10.07.19
Программа формирует у учащихся представление об истории возникновения баскетбола. Технические приемы, тактические действия, набор технико-тактических взаимодействий в нападении и защите, а так же сове...