Рабочая программа внеурочной деятельности "Мое Оренбуржье"
рабочая программа (3 класс) на тему

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мое Оренбуржье"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moe_orenburzhe_3_klass.docx35.77 КБ

Предварительный просмотр:

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

ПРИНЯТО

УТВЕРЖДАЮ

на заседании методического объединения

с заместителем

директора

на педагогическом совете и рекомендовано к утверждению

Директор МОБУ «СОШ №21»

учителей  начальных классов

по учебно-воспитательной работе.

Протокол №____от  «___»_______20___г

Приказ №____от  «___»_____20___г

Протокол №____от  «____»________20___г.

Зам. дир. по УВР   _______________

Директор МОБУ      

«СОШ №21»

Директор МОБУ      

«СОШ №21»

Руководитель МО     ______________

Радаева В.В.

_______________Коннова Л.М.

________________Коннова Л.М.

Махмутова Л.М.

        «__»_____20____г.        

Рабочая программа внеурочной деятельности

______________________________Мое Оренбуржье________________________________

______________________________________3А_______________________________________

(классы)

_______________________2017 - 2018 учебный год_____________________

(срок реализации программы)

Программу составила Махмутова Люция Маликовна

Оренбург

2017 год

1. Пояснительная записка

 Программа  внеурочной  деятельности  «Моё Оренбуржье» предполагает освоение материала на стартовом и базовом уровнях. Стартовый уровень предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы.

Реализация программы на стартовом уровне направлена на формирование и развитие поисковой направленности у учащихся в освоении родной местности. Освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования на территории Оренбургской области.   

Базовый уровень предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического  направления  программы «Моё Оренбуржье».

Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды своей местности, самостоятельного приобретения новых знаний.

Воспитание любви к  своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде.

Актуальность программы

Сегодня, когда во многих общеобразовательных школах на изучение курса краеведения отводится ограниченное время, развитие творчества у учащихся через систему дополнительного образования становится особенно актуальным.

Содержание программы внеурочной деятельности «Моё Оренбуржье» тесно перекликается с современными требованиями жизни. Развитие личности активной, творческой, толерантной – вот задача современного образования, в том числе и системы внеурочной деятельности. Особая роль отводится именно краеведческому воспитанию подрастающего поколения. Содержание внеурочной деятельности направленно на развитие у детей умение видеть и понимать красоту окружающего мира и в частности своей Оренбургской области области. А это умение, в свою очередь, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Занятия по краеведению являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций, которые неотъемлемо стоят в цепочке патриотического воспитания. Воспитание любви к своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде.

Новизна программы состоит в том, что программа рассчитана всего на один год обучения, но охватывает большие объемы, затрагивающие нравственное и патриотическое воспитание. За достаточно короткий срок обучения учащиеся получают основательный объем знаний в данной области, имеют хороший практический навык.

Педагогическая целесообразность программы.

 Возраст детей 7-10 лет.  Комплексный подход в изучении родного края позволит сформировать глубокие знания и умения учащихся краеведческого содержания, т.к. программа включает характеристику основных объектов природы, населения, культуры, экологии.

  Реализация регионального компонента ориентирует учителя на организацию личностного познания родного края от непосредственного восприятия, ощущения к осмыслению. Ученики не только изучают особенности курса: «Моё Оренбуржье» но и также через специально    организованные наблюдения, сравнения, проведения практических работ, высказывают собственные гипотезы, и тем самым как бы проживают явления природы и культуры, пропуская их через собственное творчество.

 В целом программа способствует   разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.

Цель  программы –  формирование у учащихся базовых знаний, умений и навыков о родном Оренбуржье.

Задачи:

воспитательная  – воспитание любви к родному краю, гражданской позиции, самореализации во всех сферах деятельности человека.

развивающая – развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих способностей в процессе наблюдений, исследований.

образовательная – овладение умениями ориентироваться на местности, читать географическую карту, применять полученные теоретические знания на практике.

Отличительные особенности программы

Содержанием учебной программы реализуется идея авторского замысла рассмотреть процессы, явления, события природы и общества на планетарном и локальном уровнях, как целостную систему окружающей географической среды. Учащиеся включаются в поиск информации, на бумажных и электронных носителях выдвижение гипотез, эффективное преобразование комплекса ранее полученных знаний и умений из различных дисциплин.

Учебные занятия строятся  внеурочными формами деятельности творческого характера. Занятия проводятся в классе комплекте (2-4 классы). Результатом изучения курса является способность применять знания в реальной жизни на уровне решения проблем личностно и для общества значимых, а также воспитание духовно-нравственной культуры.

Возраст детей и срок реализации программы

Программа ориентирована на детей в  возрасте 7 – 10  лет и рассчитана на 1 год обучения (35 ч.).

Формы и режим занятий

Форма организации образовательного процесса – групповое занятие.

Формы организации занятий: беседы, посещение музеев, конкурсы, открытое занятие, игры.  Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (сбор и анализ информации), где стимулируется самостоятельное творчество.

Планируемые результаты

Личностные результаты:

воспитание российской гражданской идентичности.

формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления.

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

Метапредметные результаты:

планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями.

оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями

поиск и отбор необходимых источников информации;

представление информации в различных формах (письменная и устная) и видах;

работа с текстом и вне текстовыми компонентами:

использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи;

создание собственной информации и её представление в соответствии с учебными задачами;

составление рецензии, аннотации;

выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении;

уметь вести дискуссию, диалог;

Предметные результаты:

учащиеся  знают:

о роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования.

о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах.

умеют:

  • систематизировать информацию;
  • структурировать информацию
  • определять проблему и способы ее решения;
  • формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации.

имеют навык:

  • нахождения, использования и презентации географической информации.

Формы подведения итогов реализации программы

Форма подведения итогов реализации программы – урок защиты проектов и выставка творческих  работ учащихся по итогам изучения образовательной программы «Моё Оренбуржье».

 

 Содержание учебного курса

Знакомство с планом работы внеурочной деятельности.

Символы  Оренбуржья. Флаг. Герб.

Символы Оренбуржья. Гимн.

Оренбургская область на карте.

Города Оренбургской области.

Знакомство с городами области. Сообщения о городах.        

Знакомство с городами области. Сообщения о городах.

Столица Оренбуржья город – Оренбург.

История города.

История города.

Достопримечательности города.

Достопримечательности города. Комплекс «Национальная деревня».

Многонациональное Оренбуржье.

Выставка рисунков «Я – Оренбуржец и этим горжусь!»

Памятники города.

Памятники города.

Животный мир Оренбургского края.

Растительный мир Оренбургского края.

Красная книга нашей области.

Сохраним природу края                                          

Полезные ископаемые Оренбуржья

Бережное отношение к природе своего края.

«Течет река, речка...»

Реки Оренбуржья.

Экологические проблемы реки Урал.

Чем богат и знаменит наш край?

Полезные ископаемые.

Оренбургский пуховый платок.

Молочные изделия.

Великие люди Оренбуржья.

Ю. А. Гагарин - гордость Оренбурга

Герои   Великой отечественной войны.

Оренбург в годы Великой Отечественной Войны. Помощь фронту.

Защита проектов и выставка творческих работ учащихся.

Защита проектов и выставка творческих работ учащихся.

 

Календарно - тематический план внеурочной деятельности «Моё Оренбуржье»

№ п/п

Тема занятий

Дата

план

факт

1.

Знакомство с планом работы внеурочной деятельности.

2.

Символы  Оренбуржья. Флаг. Герб.

3.

Символы Оренбуржья. Гимн.

4.

Оренбургская область на карте.

5.

Города Оренбургской области.

6.

Знакомство с городами области. Сообщения о городах.

7.

Знакомство с городами области. Сообщения о городах.

8.

Столица Оренбуржья город – Оренбург.

9.

История города.

10.

История города.

        

11.

Достопримечательности города.

12.

Достопримечательности города. Комплекс «Национальная деревня».

13.

Многонациональное Оренбуржье.

14.

Выставка рисунков «Я – Оренбуржец и этим горжусь!»

15.

Памятники города.

16.

Памятники города.

17.

Животный мир Оренбургского края.

18.

Растительный мир Оренбургского края.

19.

Красная книга нашей области.

20.

Сохраним природу края                                          

21.

Полезные ископаемые Оренбуржья

22.

Бережное отношение к природе своего края.

23.

«Течет река, речка...»

24.

Реки Оренбуржья.

25.

Экологические проблемы реки Урал.

26.

Чем богат и знаменит наш край?

27.

Полезные ископаемые.

28.

Оренбургский пуховый платок.

29.

Молочные изделия.

30.

Великие люди Оренбуржья.

31.

Ю. А. Гагарин - гордость Оренбурга

32.

Герои   Великой отечественной войны.

33.

Оренбург в годы Великой Отечественной Войны. Помощь фронту.

34.

Защита проектов и выставка творческих работ учащихся.

35.

Защита проектов и выставка творческих работ учащихся.

 

Методическое обеспечение

  1. Родной край. Дидактическое пособие. Авт.-сост. И.Ю Агапова, Г.А.Агеева.-Оренбург: Изд.ООИПКРО,2002.-63 с.
  2. Люди и судьбы в истории Оренбургского края. Авт. Л.Футорянский. Изд. «Оренбургская губерния»,2000.- 86 с.
  3. Красная книга оренбургской области.  Оренбургское книжное изд., 1998.- 175 с.
  4. Природное наследие Оренбургской области. Авт. А. А. Чибилёв, Оренбургское книжное изд. 1996.-380 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Азбука здоровья"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Москва музейная"  для учащихся  2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Занимательная математика"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...

рабочие программы по УМК "Перспектива" для 1 класса, рабочие программы внеурочных занятий, план воспитательной работы

В заархивированном файле находятся рабочие программы для 1 класса по УМК "Перспектива" по  Литературному чтению, Русскому языку, Математике, Окружающему миру, Физкультуре, Технологии. М...

рабочие программы по УМК "Перспектива" для 4 класса, рабочие программы внеурочных занятий

В архиве рабочие программы по УМК "Перспектива" для 4 класса по Литературному чтению, Русскому языку, Математике, Окружающему миру, Технологии, Физкультуре. Здесь же можно найти программы вн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по курсу: «Юный баскетболист» Модифицированная рабочая программа для педагогов дополнительного образования. для учащихся 4-х классов на 2019-20 учебный год (34 часов) 10.07.19

Программа формирует у учащихся представление об истории возникновения баскетбола. Технические приемы, тактические действия, набор технико-тактических взаимодействий в нападении и защите, а так же сове...