ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МОЁ ОРЕНБУРЖЬЕ» (1 – 4 КЛАССЫ)
рабочая программа на тему
1. Актуальность и новизна программы - важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В ФГОС НОО акцентируется внимание на изучение и реализацию программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», обращению к «ценностям, общественным идеалам и нравственным принципам», которые лежат в основе современной государственной политики. Патриотическое воспитание младшего школьника определяется как целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей ценностные ориентации, качества, нормы поведения гражданина и патриота России.
В младшем школьном возрасте закладываются основы познавательного интереса к изучению родного села, края, как окружающего ребёнка микроклимата, создаются условия для формирования нравственных ценностей, которые лежат в основе любви к Родине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_moyo_orenburzhe_1-4_klass_ksosh_no1_sidorova_n.i.docx | 50.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Красногвардейская средняя общеобразовательная школа № 1»
«Рассмотрено» На заседании МО учителей начальных классов Протокол № 1 от 24.08.2017г. Негматуллина Г.Р. /_______________/ | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ«Красногвардейская СОШ№ 1» Бобылева Д.П. /_________________/ от 24.08.2017г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «Красногвардейская СОШ № 1» Григорян С.Е.. /____________________/ Приказ № ___ от 24.08.2017г. |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МОЁ ОРЕНБУРЖЬЕ» (1 – 4 КЛАССЫ)
Разработана: учителем начальных классов,
Сидоровой Н.И. МБОУ «КСОШ№1»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана с учетом требований нормативно-правовых документов.
- Федеральный закон РФ «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ, 29.12.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707);
- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4.09.2014 г. №1726-р)
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N 996-р)
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. N 1008)
- Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (Приложение к письму Минобразования РФ от 11.06.2002 г. № 30-51/433/16;
- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986, зарегистрированы в Минюсте России 3 февраля 2011 г., регистрационный номер 19682);
- СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);
- Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников
- Программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование).
- Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования
- Устав МБОУ «Красногвардейская средняя общеобразовательная школа №1»
- Актуальность и новизна программы - важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В ФГОС НОО акцентируется внимание на изучение и реализацию программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», обращению к «ценностям, общественным идеалам и нравственным принципам», которые лежат в основе современной государственной политики. Патриотическое воспитание младшего школьника определяется как целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей ценностные ориентации, качества, нормы поведения гражданина и патриота России.
В младшем школьном возрасте закладываются основы познавательного интереса к изучению родного села, края, как окружающего ребёнка микроклимата, создаются условия для формирования нравственных ценностей, которые лежат в основе любви к Родине.
Отличительная черта программы, ее новизна заключается в том, что программа является разнообразной по содержанию, составлена с учетом интересов и возрастных особенностей учащихся начальной школы, организации целостного воспитательного пространства, организации совместной деятельности.
Программа «Моё Оренбуржье» призвана дать представление об историческом прошлом нашего края, и нацелена на выработку у учащихся навыка работы с различными источниками информации. Личные впечатления, которые появляются у учащихся в процессе деятельности с использованием краеведческих материалов, усиливают эффективность всех аспектов воспитания - нравственного, гражданского, эстетического.
Программа позволяет включить учащихся в социально-полезную деятельность, осуществлять связь школы с жизнью, обогащать учащихся опытом социализации и создавать ресурс их гражданского становления.
- Цель реализации программы: формирование гражданско-патриотических ценностей, бережного отношения к историческому и культурному наследию своей малой Родины.
Для достижения цели должны решаться следующие задачи:
Обучающие:
- формировать у обучающихся представления об историческом прошлом и настоящем нашего села; о личностях, оставивших заметный след в истории; о вкладе, который внесли соотечественники в историческое и культурное наследие села, края, страны; о природных богатствах своего края, о мерах по охране природных и исторических объектах;
- прививать младшим школьникам умения и навыки поисковой деятельности: учить наблюдать и описывать факты, систематизировать собранный материал, оформлять его.
Развивающие:
- развивать коммуникативные навыки и умения в процессе общения, учить работать в группах, координировать деятельность, учить анализу и самоанализу:
- сохранять и развивать чувства гордости за свою страну, район, школу, семью.
- способствовать развитию эстетических чувств и художественного вкуса на основе знакомства с культурно-историческими ценностями родного края.
- способствовать расширению кругозора, развитию коммуникативных способностей, познавательной и творческой активности.
Воспитательные:
- способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к историческим, культурным ценностям своего края;
- воспитывать умение строить позитивные межличностные отношения со сверстниками и старшеклассниками, взрослыми;
- содействовать формированию социально активной, нравственной личности с гражданским самосознанием.
3. Для реализации программы внеурочной деятельности предусмотрены следующие формы:
- беседа;
-экскурсии в школьный музей, в краеведческий музей, по улицам села, к памятникам, памятным местам села, заочные экскурсии по историческим местам нашего района;
-работа с источниками информации в модельной библиотеке, в библиотечном информационном центре;
-встречи с жителями села, ветеранами труда, с интересными людьми своего села;
- сбор различных предметов старины нашего края, собирание коллекций;
- оформление выставок рисунков, поделок, фотографий, творческих работ;
- создание электронных презентаций;
- работа над исследовательскими и творческими проектами;
- просмотр и обсуждение видеоматериала; заочных путешествий.
Для реализации программы запланированы следующие виды внеурочной деятельности: игровая деятельность, познавательная деятельность, , досугово-развлекательная деятельность , художественное творчество, туристско-краеведческая деятельность, общественно-полезная деятельность.
В результате освоения содержания программы у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
- Одним из результатов обучения краеведению является осмысление обучающимися системы ценностей.
- Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
- Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе - это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
- Ценность истины - осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
- Ценность гражданственности и патриотизма - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
5. Сроки реализации программы и режим занятий.
Данная программа курса «Моё Оренбуржье» рассчитана на 4 года, на преподавание с 1 по 4 классы начальной школы, 33 часа в год (1 час в неделю) для обучающих 1 классов и 34 часа для обучающихся 2 – 4 классов. Продолжительность занятий 35 минут (1-е полугодие 1 класс) и 40 мин (2-е полугодие 1 класс, 2-4 классы), в рамках вне учебного компонента. Возраст детей, участвующих в реализации программы, 7-10 лет.
6. Система оценки достижений учащихся
- На занятиях курса «Моё Оренбуржье» отметки не ставятся. Учащиеся могут отвечать на поставленный вопрос, так как его понимают, чувствуют и видят. Задача учителя – с уважением принять ответ.
- Каждое занятие должно приносить детям чувство удовлетворенности и радости, помогать в приобретении знаний, которые будут способствовать воспитанию чувства патриотизма, чувства гордости за свою малую родину.
- За время работы по данному курсу необходимо установить его положительное влияние, на рост духовной культуры обучающихся, сформировать довольно высокий и устойчивый интерес к истории и культуре своей малой родины, стремлению осознавать сопричастность к прошлому, настоящему и будущему.
- Изучение каждого раздела включает очные и заочные экскурсии, творческие работы, мини-проекты, презентации проектов учащихся, с помощью которого учитель определяет эффективность обучения по данному курсу.
7. Ожидаемые предметные результаты:
К концу изучения курса дети должны знать:
-значение своего имени и фамилии;
-знать своих предков, об их занятиях, увлечениях;
-иметь представление о профессиях своих родителей;
-иметь представления об истории возникновения своей улицы, своей школы, своего села;
-иметь представление о творческих людях своего района;
-иметь представление о растениях нашего края и животных нашего края;
-знать правила поведения в природе;
-знать национальный состав своего края, обычаи предков, игры, праздники.
Уметь:
-уметь рассказывать и представлять свою семью;
-уметь составлять рассказ о своей школе;
-уметь уважать старших и помогать им;
-уметь играть в народные игры;
-уметь распознавать растения, животных, птиц нашей местности;
-уметь соблюдать правила поведения в природе, на экскурсии;
-уметь самостоятельно собирать материал и творчески представлять его перед своими одноклассниками.
При достижении личностных результатов у школьника будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной действительности;
- ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
- ориентация в нравственном отношении, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- эстетические чувства на основе знакомства с культурой, природой посёлка и края.
При достижении метапредметных результатов у школьника будут сформированы следующие УУД(регулятивные, познавательные, коммуникативные):
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль своей деятельности по критериям;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов;
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета;
- осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том
числе с помощью ИКТ;
- выражать речь в устной и письменной форме;
- проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
- Обучающийся научится:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Данная программа предоставляет возможность планомерно достигать ожидаемых воспитательных результатов разного уровня исторической и краеведческой деятельности.
Результаты первого уровня (приобретение школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни) - 1 класс.
Обучающиеся узнают о достопримечательностях родного села, постигают этику поведения в музее, читальном зале, расширяют представление о себе как о жителе Оренбургской области.
Результаты второго уровня (получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества) - 2, 3 класс.
Дети знакомятся с окружающим их социальным миром и с жизнью людей, встречаются с очевидцами исторических событий, представителями музеев, библиотек и других предприятий. Важным становится развитие ценностных отношений к своей малой Родине, её природе, истории и культуре, населяющим её народам, героическим страницам её прошлого.
Результаты третьего уровня (приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия) - 4-й класс.
Учащиеся приобретают знания о памятниках истории и культуры, о традициях памяти событий Великой Отечественной войны; опыт исследовательской и проектной деятельности, осуществляют благотворительную деятельность. Они имеют первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе и опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства.
Основные результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами будут: экспертные суждения (родителей, педагогов школы); анонимные анкеты, позволяющие анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности; различные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста; самооценочные суждения детей.
К результатам, не подлежащим итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников начальной школы, относятся:
- ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (этические, эстетические, религиозные взгляды, политические предпочтения и др.);
- характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.);
- индивидуальные личностные характеристики (доброта, дружелюбие, честность и т.п.).
Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьей ученика.
Данная программа интегрируется с предметами: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир. Так взаимосвязь с русским языком происходит при знакомстве учеников с новыми словами, их лексикой, морфологией и орфографией, что расширяет словарный запас учеников, развивает их орфографическую зоркость.
Навыки осознанного, выразительного беглого чтения формируются при знакомстве учащихся с литературными произведениями (рассказами, стихами и т.д.).
Математические умения и навыки закрепляются при работе с числами, а здесь числа носят исторический характер. Отрабатываются и графические умения и навыки при составлении кроссвордов.
8. Формы подведения итогов
Формы подведения итогов реализации данной программы:
- участие в конкурсах различного уровня (школьного, муниципального, регионального),
- участие в социальных акциях,
- выставки рисунков;
- защита проектов;
- создание и пополнение папки «История моей семьи»;
- выпуски тематических стенгазет, оформление тематических выставок;
- оформление страниц Портфолио ученика.
- конференции (участие обучающихся в классных, школьных мероприятиях) и т.п.
9. Структура программы
№ темы | Название темы | Всего часов |
1. | Моя маленькая родина. Наш район, наше село. | 64ч |
2. | Наша область | 53ч |
3. | Люди нашего края | 14ч |
4. | Итоговое занятие | 4ч |
Итого | 135 часов |
Программа содержит три основных раздела: «Моя маленькая родина. Наш район, наше село», «Наша область», «Люди нашего края». Каждый раздел поделен на темы, которые ежегодно будут расширяться и конкретизироваться в соответствии с возрастными особенностями учащихся начальной школы. Таким образом, программа дает материал по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком уровне.
Широко используются местные ресурсы: культурные учреждения и предприятия села, Подольский народный историко - краеведческий музей, памятные места. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности
Программа первого года обучения предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, селу, в котором живешь, району, области. Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (дома, улицы, достопримечательности села, района). Содержание раздела содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определить свой адрес, найти нужный адрес); этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых. Программа предполагает формирование первичных понятий об истории, достопримечательностях Красногвардейского района и Оренбургской области, о богатстве растительного и животного мира.
В рамках реализации программы в каждом классе проводятся экскурсии по туристическим маршрутам посещения исторических и географических памятников, достопримечательных мест села, района, области.
Тематическое планирование программы «Моё Оренбуржье»1 класс -33часа
№ п/п | Тема занятия | Кол- во часов | Содержание занятия (теория и практика) | Форма организации деятельности |
1 | Введение. Что изучает краеведение. Понятия Родина, малая родина. | 1 | Знакомство с особенностями курса, формами занятий, правилами безопасного поведения на занятиях. Знакомство с понятиями «Родина», «Малая родина» | Беседа (презентация) |
2 | «Моя школа» | 1 | Знакомство со зданием школы | Экскурсия |
3-4 | Традиции школы | 2 | Знакомство с традициями школы | |
5-7 | «Улицы моего села» | 3 | Знакомство с селом и его растительным миром. | Экскурсия |
8-9 | История возникновения моего села | 2 | Знакомство с историей с.Плешаново | Беседа |
10- 12 | Моя улица. | 3 | Работа над творческим проектом «На свете много улиц разных». | Групповая работа |
13- 15 | Я, ты, он, она вместе дружная семья. | 3 | Представление визитной карточки своей семьи. | |
16-17 | Заглянем в семейный альбом | 2 | Составление фото-рассказа о своей семье, презентаций | |
18 | Школьная библиотека | 1 | Знакомство со школьной библиотекой. | Экскурсия |
19 20 | Модельная библиотека | 2 | Знакомство с модельной библиотекой | Экскурсия |
21 22 | Школьный музей | 2 | Знакомство со школьным музеем | Экскурсия |
23 24 | Почта | 2 | Знакомство с почтой | Экскурсия |
25 30 | Все работы хороши, выбирай на вкус. | 6 | Знакомство с профессиями своих родителей. Встречи с родителями. Конкурс рисунков о профессиях своих родителей. | Творческие работы, беседы |
31 32 | Мой вклад в процветание моего села. | 2 | Операции «Чистый школьный двор» | Субботник |
33 | Мой край | 1 | Итоговое занятие | Викторина |
2 класс-34 часа
№ п/п | Тема занятия | Кол- во часов | Содержание занятия (теория и практика) | Форма организации деятельности |
1-2 | Оренбургская область на карте России. | 2 | Знакомство с географическом положением Оренбургской области. Знакомство с картой и историей образования Оренбургской области. | Просмотр видеофильма |
3-4 | Оренбург-столица Оренбургской области. | 2 | Знакомство с историей образования Оренбурга с его историческими и культурными достопримечательностями. | Просмотр презентации |
5-6 | Символика Оренбургской области - Герб, Флаг, гимн. История их создания. | 2 | Знакомство с выставочными стендами школы «Символика» Знакомство с историей создания государственной символики. | Беседа, презентация. |
7-8 | Красногвардейская земля - ростки и корни. | 2 | Познакомить с историей возникновения Красногвардейского района | Беседа, презентация. |
9 10 | Символика Красногвардейско района- герб, гимн, флаг. Истрия их создания. | 2 | Знакомство с выставочными стендами школы «Символика» Знакомство с историей создания символики Домбаровского района» | Просмотр презентации «Символика Красногвардейского района» |
11 12 | Создание символики Красногвардейского района | 2 | Творческая деятельность по составлению символики Красногвардейского района | Творческая работа в группах |
13 | Жизнь и творчество поэта-земляка С.М.Муллабаева. | 1 | Знакомство с жизнью и творчеством поэта-земляка С.М.Муллабаева. | Беседа, презентация. |
14 | Жизнь и творчество поэта-земляка В.Г.Вильмс. | 1 | Знакомство с жизнью и творчеством поэта-земляка В.Г.Вильмс. | Беседа, презентация. |
15 16 | Религиозные праздники. Рождество Христово. | 2 | Знакомство с историей Рождества, с особенностью его празднования в родном крае. | Беседа.Просмотр фильма «Рождество Христово» Праздник. |
17- 20 | «Зимние забавы» | 4 | Разучивание подвижных игр на свежем воздухе. Наблюдение в природе. | Экскурсия в зимний парк. Подвижные игры |
21 22 | Широкая масленица. | 2 | Знакомство с историей праздника «Масленица», с особенностью его празднования в родном краю. Подготовка к проведению праздника. | Беседа.Просмотр видео-фильма «Широкая масленица» |
23 24 | Народные песни | 2 | Знакомство с разнообразием народных песен родного края. Разучивание русских народных песен. | Круглый стол с приглашением музыкального руководителя школы |
25 26 | Благовещение. | 2 | Знакомство с историей праздника, с особенностью его празднования в родном крае. | Изготовление птичек из солёного теста. |
27- 29 | Игры наших дедушек и бабушек. | 3 | Индивидуальная исследовательская деятельность «Интервью» Знакомство и разучивание игр, в которые играли предки. | Круглый стол с приглашением бабушек и дедушек» |
30- 33 | Труд людей нашего села. | 4 | Знакомство с занятиями людей родного края. Знакомство с жителями села, которые прославили своим трудом наш край. | Экскурсии: пекарня, больница, магазины. |
34 | Мой край | 1 | Итоговое занятие | Викторина |
3 класс-34 часа
№ п/п | Тема занятия | Кол- во часов | Содержание занятия (теория и практика) | Форма организации деятельности |
1-3 | Моя семья в годы ВОВ | 3 | Индивидуальная исследовательская поисковая работа по сбору информации о своей семье в годы ВОВ, о своих героях. | Исследовательская деятельность |
4-5 | Вечная память героям. | 2 | Знакомство с жизнью села в годы ВОВ, с Книгой Памяти погибших героев. | Экскурсия. |
6 | Конкурс рисунков «Война глазами детей» | 1 | Индивидуальная работа. | Конкурс |
7- 10 | Красная книга Оренбургской области. | 3 | Знакомство с Красной книгой. | Беседа, презентация, проект. |
11 12 | Водоемы родного края. Природные памятники района: водопад Шум, Моховое, Лебяжье, Кочкарное болота. | 2 | Знакомство с водоемами. | Беседа, презентация, экскурсии. |
13 14 | Стихи о родном крае. | 2 | Чтение стихотворений о родном крае. | Конкурс |
15-17 | Труд людей нашего села | 3 | Знакомство с занятиями людей родного края. Знакомство с жителями села, которые прославили своим трудом наш край | Экскурсия. Круглый стол с приглашением |
18-21 | Памятники природы Красногвардейского района. | 4 | Знакомство с природными памятниками района: водопад Шум, Моховое, Лебяжье, Кочкарное болота, Ямангульская Урема, Моховой лес, Подольский дендросад, Ивановские дубовые колки, Ванякина Шишка,гора Меркедоновка, Ермаковский лесопарк, КУтерлинский парк, лес Узкий. | Беседа, презентация, экскурсии. Исследовательская деятельность |
22 23 | Экологические проблемы рек и родников своей местности. | 2 | Изучение проблем водоемов Оренбургской области. | Беседа, экскурсия на р.Ток. |
24 25 | Опасные явления в природе. | 2 | Знакомство с правилами поведения в природе. | Круглый стол. |
26- 28 | Лекарственные растения | 3 | Знакомство с лекарственными растениями Красногвардейского района. | Заочная экскурсия, проекты. |
2-9 31 | «Моя малая родина» | 3 | Представление творческих работ по выбору учащихся. | Творческие работы. |
32 33 | Мой вклад в процветание моего села. | 2 | Операции «Чистый школьный двор». | Субботник |
34 | Мой край. | 1 | Итоговое занятие. | Викторина |
4 класс- 34 часа
№ п/п | Тема занятия | Кол- во часов | Содержание занятия (теория и практика) | Форма организации деятельности |
1-2 | Погода и климат Оренбургской области. | 2 | Знакомство с сезонными изменениями в природе, климатом и погодой в нашем крае, влиянием климата на труд и здоровье людей. | Беседа, презентация. |
3-6 | Население Оренбургской области. | 4 | Знакомство с коренными жителями области, многообразием национальности, численностью населения, с национальными костюмами. | Беседа с приглашением гостей разных национальностей |
7- 10 | Зелёная аптека Оренбургской области. | 4 | Знакомство с лечебными растениями. Правилами сбора лечебных трав. Знакомство с видами растений, нуждающимися в особой охране. Красная книга Оренбургской области. | Экскурсия в природу, работа в библиотеке. |
11- 14 | Животный мир Оренбургской области. | 4 | Знакомство с разнообразием животного мира. Выявление отрицательного влияния деятельности человека на животных. Знакомство с заповедниками Оренбургской области. | Беседа, презентация. |
15- 18 | Водоёмы нашего края. | 4 | Знакомство с водоёмами Оренбургской области. Выявление экологических проблем. Охрана и восстановление водоёмов. | Беседа, презентация. |
19-22 | Природные ресурсы Оренбургской области. | 4 | Знакомство с полезными ископаемыми области. Основные свойства полезных ископаемых. | Работа с физической картой и образцами полезных ископаемых Оренбургской области. |
24- 27 | Промышленность Оренбургской области. | 4 | Знакомство с крупными предприятиями области. Выявление практического значения предприятий для области и страны. Влияние предприятий на окружающую среду. | Заочные экскурсии на крупные предприятия Оренбургской области |
28- 30 | Экология Оренбургской области. | 3 | Выявление экологических проблем Оренбургской области. Влияние загрязнения окружающей среды на человека. Решение задач по экологии. | Создание проекта «Экологические проблемы «Оренбургской области» |
31- 33 | Культурные центры области. | 3 | Посещение краеведческого музея с.Подольск, заочные экскурсии в музеи г. Оренбурга | Экскурсия |
34 | Мой край. | 1 | Итоговое занятие. | Викторина |
Литература, используемая педагогами:
- «Край степной - Оренбуржье». М., «Планета», 1983г.
- Ветров А.С. География Оренбургской области. Челябинск, ЮУКИ, 1996г.
- Гаранькии Ю.Д., Дорофеев В.В., Жилин А.Н. – Оренбург
- Жилин А.Н. Оренбургское книжное издательство. 1995. - 160 с
- Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина М.: творческий центр, 2003.76с
- Мансуров И.З., И.Я. Скутин. Путеводитель-справочник – Челябинск: Южно- Уральское книжное издательство, 1977. - 204 с 151
- Масленникова О.М., А.А. Филиппенко. Экологические проекты – Волгоград: Учитель, 2011
- Оренбуржье» (http://www.orenobl.ru)
- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и среднее образование/В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.; под. ред. В.А. Горского.– 2-изд.– М.: Просвещение, 2011
- Сайгин, Н.И. История культуры Оренбуржья (XVIII — XXI вв.) / Н.И. Сайгин. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2011. — 480 с.
- Сайт «Оренбургская область», раздел «Стихи оренбургских поэтов про Оренбуржье» (http://www.orenobl.ru)
- Свобов Ю., О. А. Колдина Энциклопедия «Оренбуржье» / и др.- Оренбург, Оренбургское литературное агентство «Золотая аллея», 2010
- Чибелёв А.А. Природное наследие Оренбургской области – Учебное пособие. – Оренбург: Оренбургское книжное издательство, 1996г.
- Чибилев, А.А. Географический атлас Оренбургской области / А.А.Чибилёв.-научн.ред. и.- М.: Издательство ДИК. 1999. - 96 с.
- Юлаев И. Встретимся летом. Оренбург, 1999г.
Литература для детей:
- Разувин В. «К Оренбургу».
- Букалов А.. Загадки, чтение «Как машины хлеб берегут»; пословицы и поговорки о хлебе.
- Сухомлинский В. «Моя мама пахнет хлебом», О.Зыкова «Хлебороб».
- Семикозова Н. «Родина», загадки о профессиях, пословицы и поговорки о труде.
- Некрасов Н.А., Колосья. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005
- Прусс А. «Рассказы по истории Оренбуржья.
- Романовский С., Родина. — Москва, Издательство «Детская литература», 2001
- Стихотворение «Мой Оренбург»,
- Михалков С. «Улица моя».
- Топелиус З., Три ржаных колоса. – Москва, Издательство «Детская литература», 2000
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская дополнительная образовательная программа по внеурочной деятельности для 1-4 классов «Здоровое питание школьников»
Цель программы : формирование у детей основ культуры питания, как составляющей здорового образа жизни.Задачи: формировать у школьников знания о правилах рационального питания, направленных на со...
Авторская дополнительная образовательная программа по внеурочной деятельности для 1-4 классов «Волшебный мир книг»
Актуальность программы.Современная школа переживает новый этап своего развития. Перед учителем начальных классов стоит задача построить учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы обществ...
Дополнительная образовательная программа по внеурочной деятельности «В мире книг» ( 3 класс)
Дополнительная образовательная программапо внеурочной деятельности«В мире книг» ( 3 класс)...
Образовательная программа по внеурочной деятельности «Занимательная математика» 4 класс
Программа курса «Занимательная математика» относится к научно-познавательному направлению реализации внеуСодержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и пред...
Авторская дополнительная образовательная программа по внеурочной деятельности для 1-4 классов «Мир, в котором я живу»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир, в котором я живу» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно...
Программа по внеурочной деятельности "Моё Оренбуржье".
Программа по внеурочной деятельности....
“ Внеурочная деятельность как продолжение основной образовательной программы школы» (На примере программы курса внеурочной деятельности «Музей в твоём классе»)
В статье автор говорит о внеурочной деятельности, как продолжении предметных программ с развивающим компонентом. . О формировании универсальных учебных действий через восприятие и ан...