Мастер - класс «Организация проектной деятельности как условие реализации курса внеурочной деятельности «Моё Оренбуржье».
методическая разработка (3 класс)

Мастер - класс «Организация проектной деятельности как условие реализации курса внеурочной деятельности «Моё Оренбуржье». 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                 

                                                                           План  проведения мастер-класса 

«Организация проектной деятельности как условие реализации курса внеурочной деятельности «Моё Оренбуржье».

Этапы работы мастер-класса

Содержание этапа

Деятельность участников

Подготовительно-организационный 

Постановка целей и задач (дидактической общей цели, триединой цели: образовательной, развивающей и воспитательной).

 Цель:  Представить педагогам основные  аспекты опыта работы  по  организации  проектной деятельности учащихся при реализации курса внеурочной деятельности «Моё Оренбуржье».

Задачи мастер-класса:

- передать свой опыт путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;

- совместная отработка методических подходов   и приемов решения  поставленной проблемы;

- создавать эмоциональный положительный настрой на деловое сотрудничество,  стимулировать активность участников через включение педагогов в работу по  подгруппам;

- рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.

Оборудование:

-ноутбук, проектор, презентация;

-теоретический материал по теме (памятки для участников);

-пуховые платки, гребенка, пух, веретено, клубочек пряжи;

-рукописные книги

 

Основная часть 

Содержание мастер-класса

организационный момент,                 основная часть: план действий, включающий поэтапно реализацию темы.

I.Мобилизующее начало

-Добрый день,  уважаемые коллеги!
Эпиграфом к сегодняшней встрече я выбрала стихотворение «Свободный разговор»: 
— Поговорим? 
 — О чем? 
 — О разном и о прочем. 
О том, что хорошо, 
И хорошо не очень. 
Чего-то знаешь ты. 
А что-то мне известно. 
Поговорим? 
— Поговорим. 
 Вдруг будет интересно. 

Я  рада вас видеть на моем мастер-классе и надеюсь, что он для вас будет полезным.

II.Повторение теоретического материала

Предлагаю вам вспомнить теоретические знания об организации  проектной деятельности для их практического применения.  

Курс внеурочной деятельности «Моё Оренбуржье» реализуется в школах области, и одним из условий его реализации является

организация проектной деятельности учащихся.

(Слайд 2)

 Проектная деятельность- это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой для учащихся проблемы, завершающихся созданием продукта

(Слайд 3)

В методической литературе работа над проектом описывается формулой «пяти П» : проблема – проектирование – поиск информации – продукт – презентация. Шестое "П" проекта - это его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.

Безусловно, для выполнения младшими школьниками учебных и внеучебных проектов им необходим определённый первоначальный багаж знаний, умений и навыков в сфере различных предметов.

(Слайд 4)

В качестве первого компонента  готовности к проектной деятельности выделяют коммуникативные умения, которые нужно формировать у младших школьников с первых дней обучения:

  • умение слушать, получать информацию ( не перебивая, внимательно и уважительно выслушивать любого отвечающего, говорящего на уроке: учителя , одноклассника, соотнося содержание его высказывания со своим мнением);
  • умение инициировать общение, обмениваться информацией, выяснять точки зрения других учеников, обращаться с вопросом к учителю, консультанту для уточнения сведений или способов действий;
  • умение управлять голосом (говорить чётко, регулируя громкость , силу голоса в зависимости от ситуации: чтобы все слышали, при выступлении перед классом и чтобы не мешать другим при групповой работе) ;
  • умение адресовывать своё высказывание (обращаясь к кому-либо, стараться смотреть на него и употреблять в своей речи местоимения «ты», «вы», а не «он(а)» и «они»);
  • умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать своё мнение, аргументировано его объяснять и доказывать);
  • умение договариваться, находить компромисс (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).

Следующая группа умений, которые должны быть сформированы для выполнения любого проекта – это специальные проектные умения:

  • умение прогнозировать, представлять продукт, итог работы (Что я хочу сделать, придумать, узнать? Как это будет или может выглядеть?);
  • умение анализировать имеющиеся возможности и ресурсы для выполнения деятельности (Что у меня есть для работы и чего не хватает? Какие нужны информация, материалы, инструменты, технические средства?);
  • умение составлять план своей работы и следовать ему;
  • умение искать необходимую информацию в различных источниках (в т.ч. адресовывать информационный запрос к учителю и другим взрослым);
  • умение предъявлять процесс выполненной работы и ее результат.

Первоначально каждое из названных проектных умений следует формировать отдельно в процессе решения различных учебных задач.

Выполнение учащимися самых разных проектов предполагает обязательную рефлексию, самооценку результативности проведенной работы и, следовательно, соответствующий опыт уже должен быть у детей на этапе их знакомства с проектной деятельностью. В связи с этим в качестве третьего компонента готовности младших школьников к эффективной проектной деятельности мы рассматриваем следующие рефлексивные (самооценочные) умения:

  • адекватно оценивать свою работу по работу по различным показателям (критериям);
  • обосновывать (объяснять) собственную самооценочную позицию;
  • обязательно отмечать достоинства, сильные стороны в работе, личные достижения, не забывая про недостатки;
  • планировать способы и пути преодоления трудностей и неудач.

Целенаправленное формирование у младших школьников выделенных компонентов готовности к проектной деятельности делает возможным  успешное применение проектного метода в его простейших модификациях.

Мои ученики с удовольствием принимают участие в издании рукописных книг. По темам курса «Мое Оренбуржье» во втором классе мы выпустили книжечки:  «Мое любимое место» и Моя любимая бабушка», сейчас готовим к выпуску книгу, посвященную 275 летию города Оренбурга.

Тема: «Культура, традиции и обычаи народов, проживающих на территории  Оренбургской области»  переросла в большой урочно-внеурочный проект, в котором были задействованы все учащиеся. За время работы над проектом дети узнали много нового о жизни русских, украинцев, мордвы, татар, башкир и казахов на территории области. Защита проектов проходила на открытом уроке окружающего мира. (Слайд 5)

II.Совместная практическая работа

Предлагаю вам совместную проектную работу. По оформлению класса вы, конечно же, догадались о теме проекта: Оренбургский пуховый платок. Давайте рассмотрим технологическую карту проекта.  (Приложение№1)

Разбиваемся на группы, получаем задания и участвуем в проекте

 Одним из условий реализации курса внеурочной деятельности «Моё Оренбуржье» является организация проектной деятельности учащихся, которая обеспечивают возможность сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем, оформленных  в виде некоего конечного продукта, развитие самостоятельности, активности, познавательных процессов, развивает компоненты   учебной деятельности и  создает базу для развития метапредметных умений.

Выполняют задания в соответствии с обозначенной задачей, индивидуальное создание задуманного. Афиширование- представление выполненных работ.

  • Заключительное слово.

Анализ ситуации по критериям:овладение общеинтеллектуальными способами деятельности;  развитие способности к рефлексии; развитие коммуникативной культуры.

 Неоспоримо одно:  

               Хоть выйди ты не в белый свет,

               А в поле за околицей,-

               Пока идёшь за кем- то в след,

                Дорога не запомнится.

               Зато, куда б ты ни попал

               И по какой распутице,

               Дорога та, что сам искал,

               Вовек не позабудется.

Игра  « Чемодан ВПЕЧАТЛЕНИЙ» 
Все  участники семинара на прощание собирают «чемодан впечатлений»  Каждый на листочке с узором записывает свои впечатления от мастер-класса, озвучивает их и кладет в чемоданчик. 

ВСЕМ:      ФОТО НА ПАМЯТЬ.

Рефлексия – активизация самооценки и самоанализа по поводу деятельности на мастер-классе

Самоанализ мастер-класса

Провела: Исхакова И.В., учитель начальных классов  МОБУ «СОШ 3»

на тему: «Организация проектной деятельности как условие реализации курса внеурочной деятельности «Моё Оренбуржье».

Целью данного мастер-класса было представление педагогам основных  аспектов  опыта работы  по  организации  проектной деятельности учащихся при реализации курса внеурочной деятельности «Моё Оренбуржье»

   

Поставленные задачи были выполнены полностью. Были рассмотрены теоретические вопросы проектной деятельности. Педагоги  познакомились с   созданием  проекта по теме «Оренбургский пуховый платок».  Были созданы условия для участников мастер-класса для развития фантазии, творческого мышления, освоения выполнения  отчетных работ.

Мастер-класс был проведен в форме  имитационной игры  с элементами   практической  работы,  с педагогами и для них,

без участия детей.

Участники были обеспечены материалами для выполнения творческих работ.

Вступительная часть состояла из объявления темы мастер-класса  и его содержания.

В теоритическо -демонстрационной части были рассмотрены этапы выполнения работ.

В завершении был подведен итог, составлен алгоритм продуктивной творческой деятельности.

Вывод.

Все поставленные задачи удалось реализовать. Тема мастер-класса дала педагогам возможность узнать новое, почувствовать новые ощущения, сделать хорошие работы. Этапы мастер-класса имели логическую последовательность. Психологическая атмосфера было доброжелательной, мне с педагогами было общаться легко. Практическая часть не вызвала затруднений, все справились с заданием на отлично. В целом мне мастер – класс понравился, результатом я довольна.

Опрос-анкета:

Уважаемые коллеги!

 

1. Что Вам понравилось?

  • оригинальная методика
  • личность педагога
  • инновационные подходы
  • отдельные педагогические приемы
  • техническое оснащение
  • структура занятия
  • организация мастер-класса
  • атмосфера мастер-класса
  • другое_______________________________________________

2. Что, по Вашему мнению, в данном мастер-классе требует дополнительных разъяснений?

  • методика
  • отдельные педагогические приемы
  • техническое оснащение
  • структура занятия
  • организация мастер-класса
  • другое_______________________________________________

3. Чем для Вас был полезен данный мастер-класс:

  • стала понятной авторская система педагога-автора
  • повысилась моя компетентность по ряду аспектов
  • получил следующие навыки___________________________________________
    _____________________________________________________________________________    

   4 . Считаете ли Вы мастер-класс эффективной формой передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания?_________________________________________________________

5. Какие формы взаимодействия с педагогом-мастером после проведенного мастер-класса Вы считаете целесообразными?_____________________________________________________________

6. Что бы Вам хотелось еще узнать по теме проведенного мастер-класса? _____________________________________________________________________________________________

7. Что из представленного на мастер-классе Вы будете применять в своей деятельности?

_______________________________________________________________________________________

8. Что Вы предложили бы изменить при проведении данного мастер-класса?

________________________________________________________________________________

9. Оцените, пожалуйста, качество раздаточного материала

                                                  СПАСИБО!



Предварительный просмотр:

МОАУ «СОШ №3»   Исхакова Ирина Викторовна

Приложение 1

Учебный проект «Что душу нам зимой согреет?»

Подготовительный этап

Примечания

Авторы проекта

Исхакова И.В., учитель начальных классов                   МОБУ «СОШ №3» г. Оренбурга

Тема проекта

Традиционные виды рукоделия и декоративно-прикладного творчества. Оренбургский пуховый платок

Название проекта

Что нам душу зимой согреет?

Участники проекта

Учащиеся     3-в   класса, учитель, родители

Срок реализации

Октябрь 2018г

Тип проекта

Познавательный

Актуальность

Каждый человек имеет свою малую родину,

то место, где он родился  и вырос. С годами воспоминания о родных местах становятся все дороже. Младший школьный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются представления о себе, других людях, объектах окружающего мира, обществе, малой родине и Отечестве, социокультурных ценностях. Поэтому знакомство с родным краем, его названием, достопримечательностями, культурными и природными объектами  является неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса в школе.

У каждого края есть своя история, свои традиции. Есть богатства, которые присуще

именно этому краю. Так Оренбургская область славится пуховыми платками.

В настоящее время актуальна проблема приобщения подрастающего поколения к культуре и истории своего народа. Многие подзабыли такую теплую и красивую вещь в гардеробе женщин и детей, как пуховый платок, паутинка или палантин, хотя эта теплая вещь смотрится очень красиво и необычно.

Цель

Знакомство с историей оренбургского пухового платка

Задачи

Познакомить детей с историей оренбургского пухового платка.                                                 Расширить  представления детей о народных промыслах родного края, в частности о пуховых платках и их неповторимых узорах.                     Развивать интерес к этому виду рукоделия. Воспитывать чувство гордости за родной край.  

               

План проектной деятельности

1.Как появился платок?                                                                        2. Как готовится пух для вязания платка?                3.Как рождается узор?                                                            4.Каких видов бывают платки?                                                 5. Почему платок такой теплый?                                                                   6.Как правильно ухаживать за пуховыми изделиями?

7.В каких  произведениях искусства запечатлен Оренбургский платок?

8. Обладает ли лечебными свойствами пуховый платок?

Задания для групп

Работа с родителями

Возможные действия родителей при подготовке  проекта ребенком

Памятка для родителей

Самообразование педагога

Подбор  и изучение литературы по теме

Разработка методического обеспечения

1.Разработка плана проведения мероприятий в рамках проекта

2. Подбор аудио и видеозаписей

3. Подбор методических приемов (создание проблемной ситуации,  проблемные вопросы, работа в парах, подгруппами, коллективная работа и т.п.)

4. Положительная оценка деятельности учащихся

5.Определение  форм проведения

мероприятий по знакомству с пуховым

платком.

6.Разработка конспектов занятий и сценариев мероприятий

Основной  этап

Контроль за работой групп, оказание им помощи

1.Сбор и обработка информации учащимися.                                                      2. Изготовление и оформление продукта учащимися.                                                                              3. Подготовка презентации

Заключительный этап

Оценивание проекта учащихся

Защита проекта учащимися

Рефлексия

Самооценка и самоанализ



Предварительный просмотр:

Содержание

1 Авторы проекта

2 Тема проекта

3 Название проекта

4 Предмет, группа

5 Краткая аннотация проекта

6 Рефлексивный блог

7 Направляющие вопросы

     7.1 Основополагающий вопрос

     7.2 Проблемные вопросы

     7.3 Учебные вопросы

8 План проведения проекта

9 Визитная карточка проекта

10 Публикация учителя

11 Презентация учителя для выявления представлений и интересов учащихся

12 Примеры проектной деятельности учащихся

13 Материалы по формирующему и итоговому оцениванию

14 Материалы по сопровождению и поддержке проектной деятельности

15 Полезные ресурсы

16 Проекты с аналогичной тематикой

17 Другие документы



Предварительный просмотр:

Роль родителей  на этапах  выполнения проекта

Этапы проектной деятельности

Возможные действия родителей

Выдвигаются первоначальные идеи.

Помогите ребенку выдвинуть как можно больше идей, записывайте их на лист бумаги. Пусть идеи будут самыми разнообразными и дерзкими. Чем больше идей - тем больше выбор.

Выбирается и формулируется тема проектной работы.

Помогите выбрать лучшую идею и обосновать выбор.

Формулируется задача проекта.

Может потребоваться помощь в правильной формулировке.

Разрабатывается план  выполнения проекта.

Помогите спланировать работу с учётом занятости вашего ребенка.

Обсуждаются возможные результаты работы по теме проекта.

Обдумайте с ребенком возможные результаты.

Определяются учебные задачи и устанавливаются сроки их выполнения.

Разбейте объём работ на небольшие части и определите срок выполнения каждой.

Распределяются обязанности между участниками проектной группы.

Может потребоваться разъяснение обязанностей.

Изучаются источники и литература по теме проекта.

Посодействуйте в посещении  библиотеки.

Собирается и обрабатывается информация по проблеме.

Помогите ребенку в нахождении разнообразных источников информации.

Готовятся выводы, которые сопоставляются с задачами проектной деятельности.

Может потребоваться помощь в подготовке выводов, грамматический и стилистический контроль.

Оформляются результаты работы, и готовится отчет.

Подскажите основные правила оформления документов.

Проект готовится к презентации.

Помогите прорепетировать выступление.

Публичная презентация проектной работы.

Присутствуйте на защите. Поддерживайте ребёнка, у вас есть повод гордиться им.

Анализируется работа, проделанная в течение проектного периода.

Обсудите вашу совместную работу, подумайте, что можно было сделать по-другому.

Помогая ребёнку, помните: главное действующее лицо – ваш ребенок! Вы являетесь только помощником, консультантом, техническим секретарём проекта!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Организация проектной деятельности с младшими школьниками"

Мастер-класс "Организация проектной деятельности с младшими школьниками". Цель: совершенствование научно-методических знаний в области проектной деятельности младших школьников....

Мастер-класс «Организация проектной деятельности в 1-4 классах в рамках реализации ФГОС»

Мастер-класс «Организация проектной деятельности  в 1-4 классах в рамках реализации ФГОС».На сайте  данная презентация представлена в формате .pdf , в оригинале презентация доступна по ссылк...

Мастер-класс "Организация проектной деятельности на уроке в начальной школе"

Мастер-класс "Организация проектной деятельности на уроке в начальной школе" содержит теоретический материал по проектной деятельности и материал по организации групповой  работы над проектами в ...

Мастер-класс «Приёмы проектной деятельности, используемые при организации процесса систематизации знаний учащихся»

Приёмы проектной деятельности, используемые при организации процесса систематизации знаний учащихся....

Презентация по курсу внеурочной деятельности "Моё Оренбуржье"

Презентация по курсу внеурочной деятельности "Моё Оренбуржье"...

Мастер-класс "Организация проектной деятельности на уроках в начальной школе"

Мастер-класс "Организация проектной деятельности на уроках в начальной школе"...