Конспект урока по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром
план-конспект
Тема : " Весна" ( знакомство с характерными весенними явлениями)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_16g.docx | 30.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Санкт–Петербургское государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания
«Дом–интернат для детей-инвалидов и инвалидов с детства с нарушениями умственного развития №1»
Комитета по социальной политике
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №439 Петродворцового района Санкт-Петербурга
Конспект открытого занятия
по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром
с применением методов альтернативной коммуникации
и кинезиологических упражнений
по дополнительной общеразвивающей программе
«Я познаю мир»
Тема: «Весна»
(знакомство с характерными весенними явлениями)
Подготовила и провела: Рыбак Н.В.
Дата проведения: 29.03.16 г
Тема занятия: «Весна» (знакомство с характерными весенними явлениями).
Предмет: «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром».
Дополнительная общеразвивающая программа «Я познаю мир».
Форма проведения занятия: подгрупповое занятие (3 человека).
Цели:
1. Формировать тактильно-зрительные представления о весенних явлениях на основе действий с предметами и материалами.
Учить смотреть на фотографию, фиксировать на ней взгляд, с помощью воспитателя указательным жестом показывать себя на фотографии.
2. Развивать зрительное, слуховое внимание, тактильные ощущения.
3. Стимулировать проявление эмоциональных реакций на раздражители, поощрять проявления активности в процессе взаимодействия с педагогом.
Оборудование: фотографии детей, подносы, веточки в вазе, игрушка из мягкой ткани «Солнышко», пульверизатор с водой, бутылочка с теплой водой, веер, фен, кусок ткани для имитации ветра, султанчики, кусочек иск. меха, массажер, листочки из плотного материала для выкладывания на мольберте, мольберт, салфетки для рук, пуф, стульчик, аудиозапись музыки - для релаксации.
Предварительная работа: прогулки на воздухе и наблюдения за природными явлениями: солнцем, ветром; чтение малых фольклорных форм: песенок, потешек; игры с пальчиками; коррекционно-развивающие упражнения с природным материалом: «Спрячем пальчики в горохе », «Что в миске?», «Найди цветок, листок в желудях»; игровые действия с предметами и игрушками разной текстуры «Похлопаем, потопаем», «Гладь ладошки, ёж», «Шла большая черепаха», «Мягкие лапки» и материалами (вода, песок, пластилин), «Теплая - холодная», «Сухой – мокрый», с бытовыми предметами: массажер; отрезки ткани и меха; с пульверизатором и феном; с султанчиками («Дождик», «Ветер теплый и холодный»); работа с мольбертом: выкладывание предметов на липучках по сезонам (снежинки, ёлочки, цветы, листья).
Кинезиологические упражнения: двойные рисунки, потряхивание.
Дети с диагнозом: F-73 (глубокая умственная отсталость)
Ход занятия:
Основные части и этапы занятия | Деятельность педагога | Деятельность детей |
1.Вступительная часть. Организационный момент. Ритуал приветствия с использованием фотографий детей и педагога и с жестовым подкреплением. Отработка приема альтернативной коммуникации с помощью коммуникативной карточки. Упражнение на развитие зрительно-моторного восприятия. Тактильная стимуляция, прикосновения (игрушка из ткани «солнышко»). Комментирование действий. Тактильная стимуляция, прикосновения (бутылочка с теплой водой). Комментирование действий. 2. Основная часть. Тактильная стимуляция, действия с веером, феном, куском ткани. Комментирование действий. Кинезиологическое упражнение «Потряхивание» на расслабление мышц. Игровые действия с водой (с пульверизатором). Кинезиологические упражнения «Двойные рисунки: дождик» на снятие тонического напряжения рук, спины Физминутка Выкладывание детей на пуф, высаживание на стульчик. Слушание аудиозаписи релаксационной музыки. Действия с массажером Двигательные упражнения. Индивидуальная работа с каждым ребенком, имеющим ограничения в движении. Демонстрация весенних веточек, побуждение детей фиксировать взгляд на объекте. Тактильная стимуляция, прикосновения (лоскуток из меховой ткани). Комментирование действий. | - Полина, Надя, Фая, мы пришли в группу, у нас гости. Поздороваемся: «Здравствуйте!». - Кто здесь, кто с нами? Кто здесь, кто пришел? Это Поля (педагог показывает жестом на ребенка), и это Поля (показывает фотографию ребенка), Поля, (воспитатель берет руку и побуждает ребенка подать руку) привет! (Аналогичная работа проводится с каждым ребенком). - А это я, Наташа (показывает жестом на себя) - Привет! Будем заниматься! (показ коммуникативной карточки) - Поля будет заниматься! (показывает указательным жестом на каждого ребенка и показывает жест «заниматься». Обучает жесту каждого ребенка). - На улице весна. - Весной появляется солнышко. Посмотрите, солнышко! (демонстрирует игрушку, побуждает детей фиксировать взгляд и прослеживать взглядом движение игрушки). - Солнышко проснулось, деткам улыбнулось! - Солнышко доброе, теплое, ребят согревает: согревает Фаю, гладит Полину, Надю. (Прикладывает игрушку к рукам, к щекам, к шее каждого ребенка).
- Стало тепло, вот так (прикладывает бутылочку с теплой водой к рукам, к щекам, шее каждого ребенка). -Тепло! - Мы гуляли на улице, и ветер гулял, дул на нас вот так! (действия с веером) на Полину дует ветер! На Фаину, на Надю дует ветер! Легкий ветер, приятный! - А теперь сильный ветер дует! (действия с феном) на Полину дует ветер! На Фаину, на Надю дует ветер! Сильный ветер! - Снова подул ветер (действия с тканью), Дует, дует ветер, дует - задувает! И опять, и опять вышел ветер погулять! - Дует, дует ветер, дует - задувает. И опять, и опять вышел ветер погулять! - Налетела туча. Дождик пошел! (действия с водой, с пульверизатором). - На Фаину, на Надю пошёл дождик! (разбрызгивает воду из пульверизатора). - Дождик трогаем рукой, Ну, привет, вот ты какой! - Кто под дождик попадет, Тот сейчас играть пойдет! - Поиграем с дождиком! (дает в руки султанчики, побуждает удерживать их в руках и действует с прямой помощью) - Дождик, дождик, кап, кап, кап! Мокрые дорожки. Нам нельзя идти гулять. Мы промочим ножки! Дождик, дождик, кап, кап, кап! Мокрые дорожки. Все равно пойдем гулять, Наденем сапожки! - Дождик прошел, появилось солнышко. - Отдохнем!
(Выкладывание детей на пуф, высаживание на стульчик). - Надя сядь на стульчик. - Поля ложись на пуф, а Фая поиграет на коляске. - Есть у нас с тобой ладошки, Мы похлопаем немножко: Хлоп, хлоп! Есть у нас с тобою ножки, мы ими подвигаем немножко, во так, вот так! - Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, теплый ветерок! Здравствуй, миленький дружок! (Игровые действия выполняются с каждым ребенком). - Весной на веточках появляются почки. Посмотрите, вот какие почки!(показ) На веточках мягкие почки. - Вот такие мягкие (гладит ладони и предплечья лоскутком меховой ткани). - Посмотрите, а на этих веточках распустились листочки | Дети на колясках по очереди сопровождаются педагогом в группу. Дети машут рукой, приветствуя гостей (с помощью педагога). Дети располагаются вокруг стола. Дети слушают, смотрят на фотографии, с помощью жестов здороваются (подают руку). Дети смотрят, сопровождают взглядом движения и выполняют с прямой помощью жесты и движения. Дети слушают, рассматривают предметы и материалы. Дети воспринимают речь, реагируют на тактильные стимулы. Дети выполняют действия с прямой помощью педагога. Дети воспринимают речь, реагируют на тактильные стимулы. Дети воспринимают речь, реагируют на тактильные стимулы. Дети выполняют действия с прямой помощью (используется приём «рука в руке»). Дети смотрят, слушают, реагируют на тактильные стимулы. Дети выполняют действия с прямой помощью (используется приём «рука в руке»). Дети перемещаются от стола в другую зону, слушают музыку и с прямой помощью педагога выполняют движения. Дети смотрят, слушают речь педагога. Действуют с помощью педагога. Дети слушают, смотрят. Дети выполняют действия с прямой помощью педагога. Воспринимают речь, реагируют на тактильные стимулы. Дети слушают, смотрят. Дети выполняют действия с прямой помощью педагога Дети смотрят, слушают. Воспринимают речь, реагируют на тактильные стимулы. Дети смотрят, слушают. |
3. Заключительная часть. Общая положительная оценка деятельности детей. Ритуал завершения занятия. | - Девочки, мы сегодня говорили о весне: греет солнышко, стало тепло, дует ветер, идет дождик. Вы молодцы: Поля, ты улыбалась солнышку, Фая, ты играла с ветерком, Надя, ты не боялась дождика! Вы смотрели на свои фотографии, играли с солнышком, дождиком, ветром, вы были веселыми и добрыми. Хорошо занимались, молодцы! Я говорю вам: «Спасибо». - Занятие закончено. Заниматься – всё! (коммуникативная карточка убирается). - «До свидания, Поля, Надя, Фая! Пока, пока, пока!» | Дети слушают, смотрят. Дети с помощью машут «Пока, пока!»
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром
Цель:Знакомство с качествами предметов.Образовательные задачи:1. Продолжать учить детей характеризовать предметы по их качествам: цвету, форме, фактуре, вкусу. 2....
конспект урока по развитию речи и окружающему миру в 4 классе(VIIIвида)2-й вариант
Этот урок составлен для детей с ОВЗ, обучающихся в классе по программе "особый ребёнок"....
Взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателя на занятиях по развитию речи и ознакомления с окружающим.
При взаимодействии учителя-дефектолога и воспитателя на занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим коррекционно-развивающая работа строится в рамках лексических тем , что дает возмож...
Рабочая программа по развитию речи и ознакомлению с окружающей действительностью
Рабочая программа по развитию речи и ознакомлению с окружающей действительностью для 2 класса корреционной школы 8 вида + календарно-тематическое планирование...
Открытый урок для первого класса по ознакомлению с окружающим миром. Тема: Где зимуют птицы!
Урок для 1 класса по окружающему миру.Урок предполагает использование современных технологий (проектной, игровой, здоровье сберегающей), формирует у детей коммуникативную компетентность(учит общаться ...
Конспект занятия по предмету «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром» «Собираем урожай.»
Цель–уточнение представлений об овощах.Задачи: расширение и активизация словаря по теме занятия.Совершенствование грамматического строя речи.Развитие фонематического восприятия, развития связной...
Презентация к уроку "Развитие речи и ознакомление с окружающим" для обучающихся с умеренной умственной отсталостью, 2 класс, по теме "Домашние животные"
Методическая разработка к уроку "Развитие речи и ознакомление с окружающим" для обучающихся с умеренной умственной отсталостью, 2 класс, по теме "Домашние животные"...