Конспект урока по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром
план-конспект

Тема : " Весна" ( знакомство с характерными весенними явлениями)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_16g.docx30.67 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт–Петербургское государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания

«Дом–интернат для детей-инвалидов и инвалидов с детства с нарушениями умственного развития №1»

 Комитета по социальной политике

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №439 Петродворцового района Санкт-Петербурга

Конспект открытого занятия

по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром

 с применением методов альтернативной коммуникации

и кинезиологических упражнений

по дополнительной общеразвивающей программе

«Я познаю мир»

Тема: «Весна»

(знакомство с характерными весенними явлениями)

                                                                                                                                                     

                                                                                                                 

 

                                                     

                                                        Подготовила и провела: Рыбак Н.В.

                                                                             Дата проведения: 29.03.16 г

                                               

Тема занятия: «Весна» (знакомство с характерными весенними явлениями).

Предмет: «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром».

Дополнительная общеразвивающая программа «Я познаю мир».

Форма проведения занятия: подгрупповое занятие (3 человека). 

Цели:

1. Формировать тактильно-зрительные представления о весенних явлениях на основе действий с предметами и материалами.

Учить смотреть на фотографию, фиксировать на ней взгляд, с помощью воспитателя указательным жестом показывать себя на фотографии.

2. Развивать зрительное, слуховое внимание, тактильные ощущения.

3. Стимулировать проявление эмоциональных реакций на раздражители, поощрять проявления активности  в процессе взаимодействия с педагогом.

Оборудование: фотографии детей, подносы, веточки в вазе, игрушка из мягкой ткани «Солнышко», пульверизатор с водой, бутылочка с теплой водой, веер, фен, кусок ткани для имитации ветра, султанчики, кусочек иск. меха, массажер, листочки из плотного материала для выкладывания на мольберте, мольберт, салфетки для рук, пуф, стульчик, аудиозапись музыки - для релаксации.

Предварительная работа: прогулки на воздухе и наблюдения за природными явлениями: солнцем, ветром; чтение малых фольклорных форм: песенок, потешек; игры с пальчиками;  коррекционно-развивающие упражнения с природным материалом: «Спрячем пальчики в горохе », «Что в миске?», «Найди цветок, листок в желудях»; игровые действия с предметами и игрушками разной текстуры «Похлопаем, потопаем», «Гладь ладошки, ёж», «Шла большая черепаха», «Мягкие лапки» и материалами (вода, песок, пластилин), «Теплая - холодная», «Сухой – мокрый»,  с бытовыми  предметами: массажер; отрезки ткани и меха; с пульверизатором и феном; с султанчиками  («Дождик», «Ветер теплый и холодный»); работа с мольбертом: выкладывание предметов на липучках по сезонам (снежинки, ёлочки, цветы, листья).

Кинезиологические упражнения: двойные рисунки, потряхивание.

Дети с диагнозом: F-73 (глубокая умственная отсталость)

Ход занятия:

Основные части и этапы занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

1.Вступительная часть.

Организационный

момент.

Ритуал приветствия с использованием фотографий детей и педагога и с жестовым подкреплением.

Отработка приема альтернативной коммуникации с помощью коммуникативной карточки.

Упражнение на развитие зрительно-моторного восприятия.

Тактильная стимуляция, прикосновения

(игрушка из ткани «солнышко»). Комментирование действий.

Тактильная стимуляция, прикосновения

(бутылочка с теплой  водой). Комментирование действий.

2. Основная часть.

Тактильная стимуляция, действия с веером, феном, куском ткани. Комментирование действий.

Кинезиологическое упражнение «Потряхивание» на расслабление мышц.

Игровые действия с водой

 (с пульверизатором).

Кинезиологические упражнения «Двойные рисунки: дождик» на снятие тонического напряжения  рук, спины

Физминутка

Выкладывание детей на пуф, высаживание на стульчик.

Слушание аудиозаписи релаксационной музыки.

Действия с массажером

Двигательные упражнения.

Индивидуальная работа с каждым ребенком, имеющим ограничения в движении.

Демонстрация весенних веточек, побуждение детей фиксировать взгляд на объекте.

Тактильная стимуляция, прикосновения

(лоскуток из меховой ткани). Комментирование действий.

- Полина, Надя, Фая, мы пришли в группу, у нас гости.

 Поздороваемся: «Здравствуйте!».

- Кто здесь, кто с нами?

Кто здесь, кто пришел?

Это Поля (педагог показывает жестом на ребенка), и это Поля (показывает фотографию ребенка), Поля, (воспитатель берет руку и побуждает ребенка подать руку) привет!

(Аналогичная работа проводится с каждым ребенком).

- А это я, Наташа (показывает жестом на себя)

- Привет!

Будем заниматься! (показ коммуникативной карточки)

- Поля будет заниматься!

(показывает указательным жестом на каждого ребенка и  показывает жест «заниматься». Обучает жесту каждого ребенка).

- На улице весна.    

- Весной появляется солнышко.

Посмотрите, солнышко! (демонстрирует игрушку, побуждает детей фиксировать взгляд и прослеживать взглядом движение игрушки).

- Солнышко проснулось,

  деткам улыбнулось!

- Солнышко доброе,  теплое, ребят согревает: согревает Фаю, гладит Полину, Надю.  (Прикладывает игрушку к рукам, к щекам, к шее каждого ребенка).

     

  -  Стало тепло,  вот так (прикладывает бутылочку с теплой водой к рукам, к щекам, шее каждого ребенка).

-Тепло!

- Мы гуляли на улице, и ветер гулял, дул на нас вот так! (действия с веером) на Полину дует ветер! На Фаину, на Надю дует ветер!

Легкий ветер, приятный!

- А теперь сильный ветер дует! (действия с феном) на Полину дует ветер! На Фаину, на Надю дует ветер! Сильный ветер!

- Снова подул ветер (действия с тканью),

Дует, дует ветер, дует - задувает!

 И опять, и опять вышел ветер погулять!

- Дует, дует ветер, дует - задувает.

 И опять, и опять вышел ветер погулять!

- Налетела туча. Дождик пошел! (действия с водой, с пульверизатором).

- На Фаину, на Надю пошёл дождик! (разбрызгивает воду из пульверизатора).

- Дождик трогаем рукой,

Ну, привет, вот ты какой!

- Кто под дождик попадет,

Тот сейчас играть пойдет!

- Поиграем с дождиком!

(дает в руки султанчики, побуждает удерживать их в руках и действует с прямой помощью)

- Дождик, дождик, кап, кап, кап!

Мокрые дорожки.

Нам нельзя идти гулять.

Мы промочим ножки!

 Дождик, дождик, кап, кап, кап!

Мокрые дорожки.

Все равно пойдем гулять,

Наденем сапожки!

- Дождик прошел, появилось солнышко.

- Отдохнем!

 

(Выкладывание детей на пуф, высаживание на стульчик).

- Надя сядь на стульчик. - Поля ложись на пуф, а Фая поиграет на коляске.

- Есть у нас с тобой ладошки,

Мы похлопаем немножко:

Хлоп, хлоп!

Есть у нас с тобою ножки, мы ими подвигаем немножко, во так, вот так!

- Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, теплый ветерок!

Здравствуй, миленький дружок!

(Игровые действия выполняются с каждым ребенком).

- Весной на веточках появляются почки.

Посмотрите, вот какие почки!(показ)

На веточках мягкие почки.

- Вот такие мягкие (гладит ладони и предплечья лоскутком меховой ткани).

- Посмотрите, а на этих веточках распустились листочки

Дети на колясках по очереди сопровождаются педагогом в группу.

Дети машут рукой, приветствуя гостей (с помощью педагога).

Дети располагаются вокруг стола.

Дети слушают, смотрят на фотографии, с помощью жестов здороваются (подают руку).

Дети смотрят, сопровождают взглядом движения и выполняют с прямой помощью жесты и движения.

Дети слушают,

рассматривают предметы и материалы.

Дети воспринимают речь, реагируют на тактильные стимулы.

Дети выполняют действия с прямой помощью педагога.

Дети воспринимают речь, реагируют на тактильные стимулы.

Дети воспринимают речь, реагируют на тактильные стимулы.

Дети выполняют действия с прямой помощью (используется приём

 «рука в руке»).

Дети смотрят, слушают, реагируют на тактильные стимулы.

Дети выполняют действия с прямой помощью (используется приём

 «рука в руке»).

Дети перемещаются  от стола в другую зону,

слушают музыку и с прямой помощью педагога выполняют движения.

Дети смотрят, слушают речь педагога. Действуют с помощью педагога.

Дети слушают, смотрят.

Дети выполняют действия с прямой помощью педагога.

Воспринимают речь, реагируют на тактильные стимулы.

Дети слушают, смотрят.

Дети выполняют действия с прямой помощью педагога

Дети смотрят, слушают.

Воспринимают речь, реагируют на тактильные стимулы.

Дети смотрят, слушают.

3. Заключительная часть.

Общая положительная оценка деятельности детей.

Ритуал завершения занятия.

- Девочки, мы  сегодня говорили о весне: греет солнышко, стало тепло, дует ветер, идет дождик.

Вы молодцы: Поля, ты улыбалась солнышку, Фая, ты играла с ветерком, Надя, ты не боялась дождика!  

Вы смотрели  на свои фотографии, играли с солнышком, дождиком, ветром,

 вы были веселыми и добрыми.

Хорошо занимались, молодцы!

Я говорю вам: «Спасибо».

- Занятие закончено. Заниматься – всё! (коммуникативная карточка убирается).

 - «До свидания, Поля, Надя, Фая!

 Пока, пока, пока!»

Дети слушают, смотрят.

Дети с помощью машут

«Пока, пока!»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром

Цель:Знакомство с качествами предметов.Образовательные задачи:1.    Продолжать учить детей характеризовать предметы по  их качествам: цвету, форме, фактуре, вкусу. 2....

конспект урока по развитию речи и окружающему миру в 4 классе(VIIIвида)2-й вариант

Этот урок составлен для детей с ОВЗ, обучающихся в классе по программе "особый ребёнок"....

Взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателя на занятиях по развитию речи и ознакомления с окружающим.

При взаимодействии учителя-дефектолога и воспитателя на занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим коррекционно-развивающая работа строится в рамках лекси­ческих  тем , что дает возмож...

Рабочая программа по развитию речи и ознакомлению с окружающей действительностью

Рабочая программа по развитию речи и ознакомлению с окружающей действительностью для 2 класса корреционной школы 8 вида + календарно-тематическое планирование...

Открытый урок для первого класса по ознакомлению с окружающим миром. Тема: Где зимуют птицы!

Урок для 1 класса по окружающему миру.Урок предполагает использование современных технологий (проектной, игровой, здоровье сберегающей), формирует у детей коммуникативную компетентность(учит общаться ...

Конспект занятия по предмету «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром» «Собираем урожай.»

Цель–уточнение представлений об овощах.Задачи: расширение и активизация словаря по теме занятия.Совершенствование грамматического строя речи.Развитие фонематического восприятия, развития связной...

Презентация к уроку "Развитие речи и ознакомление с окружающим" для обучающихся с умеренной умственной отсталостью, 2 класс, по теме "Домашние животные"

Методическая разработка  к уроку "Развитие речи и ознакомление с окружающим" для обучающихся с умеренной умственной отсталостью, 2 класс, по теме "Домашние животные"...