Рабочая программа по развитию речи и ознакомлению с окружающей действительностью
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему

Рабочая программа по развитию речи и ознакомлению с окружающей действительностью для 2 класса корреционной школы 8 вида + календарно-тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab_prktp_2015-2016_razvitie_rechi_2_kl.doc139 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

Пояснительная записка_____________________________________________ 3

Содержание программы___________________________________________    7

Учебно-тематический план_______________________________________  8

Календарно-тематическое планирование ___________________________   10

Список используемой литературы ________________________________ 17

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   Рабочая программа по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности   во 2 классе составлена на основе:

Программы специальных (коррекционных)  образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы - под ред. В.В.Воронковой - Допущено Министерством  образования и науки  Российской Федерации. - М."Просвещение", 2008г., базисного учебного плана специальных (коррекционных) учреждений VIII вида (I вариант), составленного на основании приказа Министерства образования РФ от 10. 04.2002г. №29/2065-п.

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида обусловлено значительным отставанием умственно отсталых первоклассников в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом. Занятия по этому учебному предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные. Их целью является направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.
      У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта.
      Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.
      В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности обогащается словарный запас учащихся: вводятся соответствующие термины, наглядно дифференцируется значение слов (
стебель — ствол, трава — куст — дерево), показывается различие между видовым и родовым понятием (роза — цветок), ученики упражняются в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия. В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь учащихся, при организации беседы он активизируется, т. е. усвоенные слова включаются в речь.
      Разговорная устная речь представляет собой сложный вид речевой деятельности. Она включает в себя ответы на вопросы и диалог, описание предметов и явлений, собственных действий и впечатлений и т. д.
      Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов, предметных и сюжетных картин.
      Главным компонентом беседы является речь самих учащихся. Учитель руководит речевой деятельностью детей, активизирует ее, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на определенных предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. При формулировании ответов на вопросы у учащихся закрепляется умение правильно строить предложения; описывая предметы, явления, рассказывая о виденном, они учатся связному высказыванию.
      На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках — на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.
      Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся.     Основными задачами во 2 классе являются:

Обогащение и уточнение словаря. Название предметов, характеристика их по цвету, форме, размеру, вкусу, запаху. Сравнение двух предметов, нахождение сходных и отличительных признаков. Классификация предметов. Обозначение групп предметов обобщающим словом. Участие в беседе. Правильные полные ответы на вопросы. 

Цель: направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.

 Задачи:

  • формировать элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам;
  • расширять и обогащать представление о непосредственно окружающем мире;
  • обучать способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности, которые способствуют развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления;
  • обогащать словарный запас обучающихся.

3. МЕСТО ПРЕДМЕТА В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

На реализацию программы в федеральном базисном учебном плане предусмотрено 34 часа, по 1 часу в неделю.

1 четверть – 9 ч.

2 четверть – 7 ч.

3 четверть – 11 ч.

4 четверть – 8 ч.

Основные содержательные линии курса:

  1. Сезонные изменения в природе - 11 ч.
  1. Природа - 12 ч  
  2. Здоровье и безопасность —4 ч.          
  3. Общение -3 ч.
  4. Уход за одеждой и обувью - 4 ч.

4. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА

Окружающий мир как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся осваивают основы адекватного природного и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Данный курс наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно – нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно–ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности. 
Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.
Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
Искусство как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.
Человечество как многообразие народов, культур, религий.
Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви в России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально – культурного многообразия России и мира.
Семья как основа духовно – нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно – ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно – нравственной консолидации российского общества.
ЗОЖ в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно - и социально – нравственное.
Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

5. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

      Сезонные изменения в природе. Погода (ясно, пасмурно, дождь, снег). Погода каждый день. Изменения в природе, жизни растений и животных в осенние месяцы: похолодание, листопад, увядание трав, цветов, появление семян, плодов, отлет птиц; в зимние месяцы: холод, снег, гололедица, мороз; в весенние месяцы: потепление, сосульки, таяние снега, прилет птиц, распускание почек, первые цветы, цветение фруктовых деревьев.
      
Школа, пришкольный участок. Классы и кабинеты в школе, библиотека, школьные мастерские. Посадки во дворе школы: деревья, кустарники, газоны. Спортивная площадка, площадка для игр.
      
Дом, квартира, домашний адрес.
      
Дорога в школу и домой. Как и на каком транспорте ехать. Правила дорожного движения: переход улицы по подземному переходу и на зеленый свет светофора.
      
Семья. Родители и дети. Работа родителей. Обязанности детей в семье.
      
Одежда. Пальто, платье, рубашка, пиджак, кофта, свитер, юбка. Одежда для улицы и для дома. Одежда для мальчика и для девочки. Уход за одеждой (сухая чистка, вытряхивание, проветривание, хранение).
      
Овощи. Морковь, репа, лук. Цвет, форма, вкус, запах. Употребление в пищу. Выращивание лука.
      
Фрукты. Лимон, апельсин (или другие местные). Цвет, форма, вкус, запах. Употребление в пищу.
      Овощи и фрукты. Сравнение.
      
Деревья. Береза, клен или другие деревья ближайшего окружения.
      
Комнатные растения. Фикус, бегония или другие с широкими листьями. Узнавание и называние. Уход за комнатными растениями (смывание пыли с листьев, полив).
      
Раннецветущие растения. Медуница, мать-и-мачеха или другие. Узнавание и называние. Различение по внешнему виду.
      
Домашние животные. Кролик. Основные части тела, питание, способ передвижения.
      
Дикие животные. Заяц. Основные части тела, питание, способ передвижения.
      Домашние и дикие животные. Сравнение.
      
Птицы. Ворона, воробей или другие местные птицы. Внешний вид. Где живут, чем питаются. Какую пользу приносят человеку.
      
Насекомые. Жук, бабочка. Узнавание и называние. Различение по внешнему виду.
      Птицы и насекомые. Сравнение.
      
Охрана здоровья. Части тела человека. Волосы, кожа, ногти. Уход за волосами (стрижка, расчесывание); уход за кожей (умывание, мытье); уход за ногтями (подстригание ногтей на руках и ногах); мытье рук и ног.
      Повторение.

Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам

Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе, жизни растений и животных; экскурсии на природу для проведения этих наблюдений (2 экскурсии в сезон). Ведение календаря природы.
      Экскурсии по школе, по школьному двору, к цветочной клумбе, в парк или лес для ознакомления с изучаемыми растениями и для наблюдений за поведением птиц и насекомых. Наблюдения за поведением домашних животных.
      Практические работы по уходу за одеждой и обувью, за комнатными растениями, по посадке лука в ящики. Сбор семян для подкормки птиц.

6. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

К УРОВНЮ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА

  Учащиеся должны знать:
      названия и свойства изученных предметов и их частей;
      обобщающие названия изученных групп предметов.

Учащиеся должны уметь:
      называть и характеризовать предметы, сравнивать два предмета, делать элементарные обобщения;
      участвовать в беседе, полно и правильно отвечать на поставленный вопрос;
      составлять простые распространенные предложения, правильно употребляя формы знакомых слов; использовать предлоги и некоторые наречия.

7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Учебно-методический комплекс.

Программа

Программа В.В. Воронковой Русский язык / Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 класс - под ред. В.В.Воронковой. - Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. - М."Просвещение»

Учебник

Е.Д. Худенко, Г.А. Фёдорова, «Развитие речи»: учебник для специальных (коррекционных) школ 8 вида, 2 класс, АРКТИ, 2003.

 Методические  пособия:

  1. Ковалько, В.И.  Школа физкультминуток (1-4классы): практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников.- М.: ВАКО, 2005.- 208с.
  2. По дорожке в первый класс. Развитие речи: Методические рекомендации по подготовке детей к школе/ Хорошавина Г.Г-  Йошкор- Ола: Педагогическая инициатива, 2005.- 48с.
  3. Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида, Подготовительный класс 1-4 классы, допущено Министерством образования и науки РФ, Москва, Просвещение, 2004, под редакцией В.В.Воронковой
  4. Худенко Е.Д., Барышникова Д.И. «Планирование уроков РАЗВИТИЯ РЕЧИ во 2  классе специальных (коррекционных) школ VIII вида.

I четверть  

               Основные цели и задачи:

         1. Обобщить и систематизировать знания обучающихся о летних и осенних явлениях в природе.

         2. Учить наблюдать признаки осени: изменение окраски листьев, созревание плодов и т.п.

         3. Расширить представления детей об овощах и фруктах, их значении для человека.

         4. Развивать речь на примере составления описательного рассказа.

         5. Формировать приёмы таких умственных действий, как сравнение и обобщение.

         6. Развивать слуховое и зрительное восприятие, внимание, память.

         7. Воспитывать мотивацию к учению.

№ п/п

Тема урока

Кол-во  часов

Коррекционные задачи

Дано

Предполагаемый результат

Учебно - методические средства обучения.

По прогр.

Фактич.

Знать:

Уметь:

1 четверть

1

До свидания, лето!

1

Коррекция речи, памяти, внимания. Формирование учебной мотивации.

Признаки летних и осенних явлений в

природе.

Составлять предложения по картинке. Рассказывать по картинкам об изображённом времени года.

Сюжетные картинки

2

Экскурсия «Здравствуй, осень!»

1

Развитие зрительного и слухового восприятия.

Признаки осени. Название осенних месяцев. Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Отличать одни деревья от других. Наблюдать за изменениями в природе.

3

Наша школа.

1

Коррекция речи. Развитие  мышления, внимания и восприятия.

 Правила поведения в школе.

Составить рассказ о школе по вопросам.

Мультимедийная презентация.

Предметные картинки.

4

Пришкольный участок.

1

Коррекция мыслительной деятельности, слухового и зрительного восприятия.

Что делают на пришкольном участке в разное время года.

Что растёт на пришкольном участке.

Составлять предложения по картинке используя глаголы.

Сюжетные картинки.

5

Дом. Квартира. Домашний адрес.

1

Коррекция произношения и развитие связной речи. Умение составлять

умозаключения и выводы по прочитанному.

Знать домашний адрес.

Части дома.

Слова, противоположные по значению.

Назвать домашний адрес.

Составлять рассказ на заданную тему.

6

Экскурсия «Дорога в школу и домой»

1

Коррекция речи. Развитие  мышления, внимания и восприятия.

Правила перехода через улицу. Понятия «направо», «налево».

Составлять предложения по образцу, по картинкам.

Знать и употреблять в речи «вежливые» слова.

Плакат с правилами ПДД

7

  Золотая осень

1

Расширение и активизация и словарного запаса.

Признаки

 осени.

Изменения

условий

жизни живых

существ осенью.

Употреблять в речи названия осенних  месяцев.  Определять, о каком времени года говорится в рассказе. Сравнивать, обобщать.

Картины  осени.

Презентация.

Предметные картинки.

8

Семья.

1

Развитие мнестической деятельности: запоминания, сохранения, воспроизведения.  

Знать свою семью.

Употреблять в речи имена и отчества родителей.

Сюжетные картинки.

9

 Итоги 1 четверти.

1

Формирование общеречевых навыков, развитие слухового, зрительного восприятия, преднамеренного запоминания. Развитие связной устной речи.

Слова-действия, слова-предметы.

Правильно называть предметы, подбирать слова-действия к словам-признакам.

Предметные, сюжетные  картинки.

 

II четверть  

               Основные цели и задачи:

         1. Развивать умение наблюдать за изменениями в природе.

         2. Уточнить и расширить представления обучающихся об одежде и обуви.

            Формировать умение выбирать одежду и обувь по сезону и роду  деятельности.

         3. Познакомить с царством растений, их видовым разнообразием на примере деревьев и кустарников.

         3. Обогащать словарный запас. Развивать навыки связной речи с опорой на  речевой опыт обучающихся.

         4. Развивать умения выделять основные и существенные признаки для сравнения.

         5. Воспитывать бережное отношение к вещам.

№ п/п

Тема урока

Кол-во  часов

Коррекционные задачи

Дано

Предполагаемый результат

Учебно-методические средства обучения.

По прогр.

Фактич.

Знать:

Уметь:

1

Семья дома

1

Развитие связной устной речи. Коррекция познавательной деятельности.

Родственные  

отношения.

Называть членов семьи, предметы для стирки, уборки, приготовления обеда.

Сюжетные картинки.

Предметные картинки.

2

Деревья: берёза

1

Развитие связной устной речи, кратковременной памяти, зрительного восприятия, осмысленности получаемой информации.

Признаки деревьев и кустарников.

Видимые признаки берёзы и клёна.

Отличать деревья от кустарников. Сравнивать, выделять характерные признаки. Составлять описательный рассказ по плану.

Картины деревьев и кустарников.

Листья берёзы и клёна.

3

Деревья: клён

1

Отличать берёзу и клён от других деревьев.

Мультимедийная презентация.

4

Вот и осень прошла. Декабрь – начало зимы. Экскурсия.

1

Развитие наблюдательности,  слухового  и зрительного восприятия.

Названия времён года. Признаки зимы.

Наблюдать за изменениями в природе.

5

Овощи и фрукты.

 

1

Обогащение словаря, развитие зрительного и слухового восприятия. Развитие устной речи.

Название овощей, их значение для человека.

Название фруктов, их значение для человека.

Отличительные признаки овощей и фруктов.

Стихотворение наизусть «Овощи».

Сравнивать, анализировать, обобщать.

Муляжи фруктов и овощей.

6

Зимние забавы детей.

1

Зимнюю одежду. Зимние виды   спорта.

Предметные картинки деревьев. Листья берёзы и клёна.

7

 Итоги 2 четверти.

1

Проверка знаний и умений обучающихся.

 

III четверть  

               Основные цели и задачи:

         1. Развивать умение наблюдать за погодными явлениями в разные времена года.

         2. Уточнить и систематизировать знания об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях  животных, птиц, насекомых.

         3. Учить сравнивать, анализировать, делать обобщения на примере сравнения отдельных животных.

         3. Обогащать словарный запас. Развивать навыки связной речи с опорой на  речевой опыт обучающихся.

         4. Развивать наблюдательность и связную речь.

         5. Воспитывать бережное отношение к животному миру, желание проявлять заботу о нём.

№ п/п

Тема урока

Кол-во  часов

часов.

Коррекционные задачи

Дано

Предполагаемый результат

Учебно- методические средства обучения.

По  прогр.

Фактич.

Знать:

Уметь:

1

Признаки зимы.

1

Формирование общеречевых навыков, развитие слухового, зрительного восприятия, преднамеренного запоминания. Развитие связной устной речи.

Признаки зимы.  Свойства снега, льда.

Отгадывать загадки. На картинах находить признаки зимы.

Репродукции о зиме.

2

Одежда. Виды одежды.

1

Расширение словаря, развитие устной речи.

Названия предметов одежды.

Выбирать одежду по сезону и роду деятельности.

Предметные картинки с одеждой.

Кукла с одеждой. Мультимедийная презентация.

3

Уход за одеждой.

1

Обогащение словаря, развитие зрительного и слухового восприятия.

Диких животных.

Ухаживать за одеждой.

Таблицы диких и домашних животных.

4

Обувь. Виды обуви.

1

Разные виды обуви, одежды.

Выбирать обувь по сезону и роду деятельности. Ухаживать за обувью.

Предметные картинки с обувью.

Кукла с одеждой и обувью.

5

Одежда и обувь.

6

Сезонная обувь. Уход за обувью.

1

Предметные картинки.

7

Дикие животные.  Заяц.

1

Коррекция мыслительной деятельности: анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных отношений.  

Диких животных.

Наблюдать за окружающей природой.

Рассказывать об увиденном.

Репродукции о зиме.

8

Домашние животные: кролик. Дикие и домашние животные.

1

Развитие связной устной речи, кратковременной памяти, зрительного восприятия, осмысленности получаемой информации.

 Диких и домашних животных, различать их.

Описывать животного по плану.

Сравнивать, анализировать, обобщать.

Предметные картинки.

Плакат.

9

Комнатные растения: фикус, бегония. Практическое занятие по уходу за комнатными растениями.

1

Основные органы растений.

Ухаживать за растениями.

Лейка, пульверизатор, лопатка, комнатные цветы.

10

Весна пришла! Экскурсия «Март – начало весны».

1

Развитие связной устной речи. Коррекция познавательной деятельности.

Признаки весны, марта.

Весенние месяцы.

Наблюдать за погодными явлениями. Рассказывать об увиденном.

11

Итоги 3 четверти.

1

Проверка знаний и умений обучающихся

IV четверть  

               Основные цели и задачи:

         1. Развивать умение наблюдать за погодными явлениями весной.

         2. Расширить представления об основных органах растений. Познакомить с группами «комнатные растения», «раннецветущие

            растения».

         3. Закрепить знания о гигиенических нормах и культуре поведения, связанных с охраной здоровья человека.

         3. Обогащать словарный запас. Развивать связанную речь обучающихся на основе составления рассказов на заданную тему.

         4. Развивать память на основе упражнений в запоминании и воспроизведении.

         5. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру и к себе.

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Коррекционные задачи

Дано

Предполагаемый результат

Учебно- методические средства обучения.

По прогр.

Фактич.

Знать:

Уметь:

1

 Раннецветущие растения.

1

Расширение и активизация и словарного запаса.

Основные органы растений. Связь живой природы с неживой.

Находить  мать-и- мачеху и медуницу на картинках.

Таблица с растениями.

2

Птицы: ворона.

1

Строение птицы, части тела.

Находить птиц среди других животных и птиц.

Фильм.

Предметные картинки.

3

Птицы: воробей.

1

4

Насекомые: жук, бабочка. Узнавание. Называние.

1

Развитие зрительного и слухового восприятия

Части тела бабочки и жука.

Различать их среди других насекомых.

Фильм. Предметные картинки.

5

Строение тела человека. Правила гигиены.

1

Коррекция познавательной деятельности. Развитие внимания, памяти, восприятия, мышления, речи.

Части тела человека.

Ухаживать за своим телом.

Таблица: «Режим дня школьника»

Мультимедийная презентация.

6

Правила гигиены: волосы, кожа, ногти.

1

Свойства и функции кожи, ногтей, волос.

Ухаживать за кожей, ногтями, волосами.

7

Охрана здоровья.

1

Как беречь своё здоровье.

Одеваться по сезону.

8

Здравствуй, лето!

1

Развитие связной устной речи.

Названия летних месяцев.

Рисовать лето.

Составлять рассказ о лете с опорой на предметные картинки.

Предметные картинки.

9

 Итоги года. Словарь.

1

Обобщение знаний и умений обучающихся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателя на занятиях по развитию речи и ознакомления с окружающим.

При взаимодействии учителя-дефектолога и воспитателя на занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим коррекционно-развивающая работа строится в рамках лекси­ческих  тем , что дает возмож...

Рабочая программа по развитию речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности

 Рабочая программа по развитию речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности разработана на   основе «Программы специальных (коррекционных) ...

Рабочая программа по развитию речи (4 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 4 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по развитию речи (3 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Конспект урока по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром

Тема : " Весна" ( знакомство с характерными весенними явлениями)...

Конспект занятия по предмету «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром» «Собираем урожай.»

Цель–уточнение представлений об овощах.Задачи: расширение и активизация словаря по теме занятия.Совершенствование грамматического строя речи.Развитие фонематического восприятия, развития связной...

Рабочая программа Предмет: «Развитие речи и окружающий мир» Вид программы: АООП для учащихся с ТМНР Класс: 9

Рабочая программа Предмет: «Развитие речи и окружающий мир» Вид программы: АООП для учащихся с ТМНР   Класс: 9...