Рабочая программа по развитию речи и ознакомлению с окружающей действительностью
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему
Рабочая программа по развитию речи и ознакомлению с окружающей действительностью для 2 класса корреционной школы 8 вида + календарно-тематическое планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_prktp_2015-2016_razvitie_rechi_2_kl.doc | 139 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
Пояснительная записка_____________________________________________ 3
Содержание программы___________________________________________ 7
Учебно-тематический план_______________________________________ 8
Календарно-тематическое планирование ___________________________ 10
Список используемой литературы ________________________________ 17
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности во 2 классе составлена на основе:
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы - под ред. В.В.Воронковой - Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. - М."Просвещение", 2008г., базисного учебного плана специальных (коррекционных) учреждений VIII вида (I вариант), составленного на основании приказа Министерства образования РФ от 10. 04.2002г. №29/2065-п.
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида обусловлено значительным отставанием умственно отсталых первоклассников в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом. Занятия по этому учебному предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные. Их целью является направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.
У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта.
Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.
В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности обогащается словарный запас учащихся: вводятся соответствующие термины, наглядно дифференцируется значение слов (стебель — ствол, трава — куст — дерево), показывается различие между видовым и родовым понятием (роза — цветок), ученики упражняются в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия. В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь учащихся, при организации беседы он активизируется, т. е. усвоенные слова включаются в речь.
Разговорная устная речь представляет собой сложный вид речевой деятельности. Она включает в себя ответы на вопросы и диалог, описание предметов и явлений, собственных действий и впечатлений и т. д.
Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов, предметных и сюжетных картин.
Главным компонентом беседы является речь самих учащихся. Учитель руководит речевой деятельностью детей, активизирует ее, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на определенных предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. При формулировании ответов на вопросы у учащихся закрепляется умение правильно строить предложения; описывая предметы, явления, рассказывая о виденном, они учатся связному высказыванию.
На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках — на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.
Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся. Основными задачами во 2 классе являются:
Обогащение и уточнение словаря. Название предметов, характеристика их по цвету, форме, размеру, вкусу, запаху. Сравнение двух предметов, нахождение сходных и отличительных признаков. Классификация предметов. Обозначение групп предметов обобщающим словом. Участие в беседе. Правильные полные ответы на вопросы.
Цель: направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.
Задачи:
- формировать элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам;
- расширять и обогащать представление о непосредственно окружающем мире;
- обучать способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности, которые способствуют развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления;
- обогащать словарный запас обучающихся.
3. МЕСТО ПРЕДМЕТА В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На реализацию программы в федеральном базисном учебном плане предусмотрено 34 часа, по 1 часу в неделю.
1 четверть – 9 ч.
2 четверть – 7 ч.
3 четверть – 11 ч.
4 четверть – 8 ч.
Основные содержательные линии курса:
- Сезонные изменения в природе - 11 ч.
- Природа - 12 ч
- Здоровье и безопасность —4 ч.
- Общение -3 ч.
- Уход за одеждой и обувью - 4 ч.
4. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
Окружающий мир как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся осваивают основы адекватного природного и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Данный курс наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно – нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно–ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.
Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
Искусство как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.
Человечество как многообразие народов, культур, религий.
Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви в России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально – культурного многообразия России и мира.
Семья как основа духовно – нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно – ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно – нравственной консолидации российского общества.
ЗОЖ в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно - и социально – нравственное.
Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
5. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Сезонные изменения в природе. Погода (ясно, пасмурно, дождь, снег). Погода каждый день. Изменения в природе, жизни растений и животных в осенние месяцы: похолодание, листопад, увядание трав, цветов, появление семян, плодов, отлет птиц; в зимние месяцы: холод, снег, гололедица, мороз; в весенние месяцы: потепление, сосульки, таяние снега, прилет птиц, распускание почек, первые цветы, цветение фруктовых деревьев.
Школа, пришкольный участок. Классы и кабинеты в школе, библиотека, школьные мастерские. Посадки во дворе школы: деревья, кустарники, газоны. Спортивная площадка, площадка для игр.
Дом, квартира, домашний адрес.
Дорога в школу и домой. Как и на каком транспорте ехать. Правила дорожного движения: переход улицы по подземному переходу и на зеленый свет светофора.
Семья. Родители и дети. Работа родителей. Обязанности детей в семье.
Одежда. Пальто, платье, рубашка, пиджак, кофта, свитер, юбка. Одежда для улицы и для дома. Одежда для мальчика и для девочки. Уход за одеждой (сухая чистка, вытряхивание, проветривание, хранение).
Овощи. Морковь, репа, лук. Цвет, форма, вкус, запах. Употребление в пищу. Выращивание лука.
Фрукты. Лимон, апельсин (или другие местные). Цвет, форма, вкус, запах. Употребление в пищу.
Овощи и фрукты. Сравнение.
Деревья. Береза, клен или другие деревья ближайшего окружения.
Комнатные растения. Фикус, бегония или другие с широкими листьями. Узнавание и называние. Уход за комнатными растениями (смывание пыли с листьев, полив).
Раннецветущие растения. Медуница, мать-и-мачеха или другие. Узнавание и называние. Различение по внешнему виду.
Домашние животные. Кролик. Основные части тела, питание, способ передвижения.
Дикие животные. Заяц. Основные части тела, питание, способ передвижения.
Домашние и дикие животные. Сравнение.
Птицы. Ворона, воробей или другие местные птицы. Внешний вид. Где живут, чем питаются. Какую пользу приносят человеку.
Насекомые. Жук, бабочка. Узнавание и называние. Различение по внешнему виду.
Птицы и насекомые. Сравнение.
Охрана здоровья. Части тела человека. Волосы, кожа, ногти. Уход за волосами (стрижка, расчесывание); уход за кожей (умывание, мытье); уход за ногтями (подстригание ногтей на руках и ногах); мытье рук и ног.
Повторение.
Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам
Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе, жизни растений и животных; экскурсии на природу для проведения этих наблюдений (2 экскурсии в сезон). Ведение календаря природы.
Экскурсии по школе, по школьному двору, к цветочной клумбе, в парк или лес для ознакомления с изучаемыми растениями и для наблюдений за поведением птиц и насекомых. Наблюдения за поведением домашних животных.
Практические работы по уходу за одеждой и обувью, за комнатными растениями, по посадке лука в ящики. Сбор семян для подкормки птиц.
6. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К УРОВНЮ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА
Учащиеся должны знать:
названия и свойства изученных предметов и их частей;
обобщающие названия изученных групп предметов.
Учащиеся должны уметь:
называть и характеризовать предметы, сравнивать два предмета, делать элементарные обобщения;
участвовать в беседе, полно и правильно отвечать на поставленный вопрос;
составлять простые распространенные предложения, правильно употребляя формы знакомых слов; использовать предлоги и некоторые наречия.
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебно-методический комплекс.
Программа
Программа В.В. Воронковой Русский язык / Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 класс - под ред. В.В.Воронковой. - Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. - М."Просвещение»
Учебник
Е.Д. Худенко, Г.А. Фёдорова, «Развитие речи»: учебник для специальных (коррекционных) школ 8 вида, 2 класс, АРКТИ, 2003.
Методические пособия:
- Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-4классы): практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников.- М.: ВАКО, 2005.- 208с.
- По дорожке в первый класс. Развитие речи: Методические рекомендации по подготовке детей к школе/ Хорошавина Г.Г- Йошкор- Ола: Педагогическая инициатива, 2005.- 48с.
- Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида, Подготовительный класс 1-4 классы, допущено Министерством образования и науки РФ, Москва, Просвещение, 2004, под редакцией В.В.Воронковой
- Худенко Е.Д., Барышникова Д.И. «Планирование уроков РАЗВИТИЯ РЕЧИ во 2 классе специальных (коррекционных) школ VIII вида.
I четверть
Основные цели и задачи:
1. Обобщить и систематизировать знания обучающихся о летних и осенних явлениях в природе.
2. Учить наблюдать признаки осени: изменение окраски листьев, созревание плодов и т.п.
3. Расширить представления детей об овощах и фруктах, их значении для человека.
4. Развивать речь на примере составления описательного рассказа.
5. Формировать приёмы таких умственных действий, как сравнение и обобщение.
6. Развивать слуховое и зрительное восприятие, внимание, память.
7. Воспитывать мотивацию к учению.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Коррекционные задачи | Дано | Предполагаемый результат | Учебно - методические средства обучения. | ||
По прогр. | Фактич. | Знать: | Уметь: | |||||
1 четверть | ||||||||
1 | До свидания, лето! | 1 | Коррекция речи, памяти, внимания. Формирование учебной мотивации. | Признаки летних и осенних явлений в природе. | Составлять предложения по картинке. Рассказывать по картинкам об изображённом времени года. | Сюжетные картинки | ||
2 | Экскурсия «Здравствуй, осень!» | 1 | Развитие зрительного и слухового восприятия. | Признаки осени. Название осенних месяцев. Сентябрь, октябрь, ноябрь. | Отличать одни деревья от других. Наблюдать за изменениями в природе. | |||
3 | Наша школа. | 1 | Коррекция речи. Развитие мышления, внимания и восприятия. | Правила поведения в школе. | Составить рассказ о школе по вопросам. | Мультимедийная презентация. Предметные картинки. | ||
4 | Пришкольный участок. | 1 | Коррекция мыслительной деятельности, слухового и зрительного восприятия. | Что делают на пришкольном участке в разное время года. Что растёт на пришкольном участке. | Составлять предложения по картинке используя глаголы. | Сюжетные картинки. | ||
5 | Дом. Квартира. Домашний адрес. | 1 | Коррекция произношения и развитие связной речи. Умение составлять умозаключения и выводы по прочитанному. | Знать домашний адрес. Части дома. Слова, противоположные по значению. | Назвать домашний адрес. Составлять рассказ на заданную тему. | |||
6 | Экскурсия «Дорога в школу и домой» | 1 | Коррекция речи. Развитие мышления, внимания и восприятия. | Правила перехода через улицу. Понятия «направо», «налево». | Составлять предложения по образцу, по картинкам. Знать и употреблять в речи «вежливые» слова. | Плакат с правилами ПДД | ||
7 | Золотая осень | 1 | Расширение и активизация и словарного запаса. | Признаки осени. Изменения условий жизни живых существ осенью. | Употреблять в речи названия осенних месяцев. Определять, о каком времени года говорится в рассказе. Сравнивать, обобщать. | Картины осени. Презентация. Предметные картинки. | ||
8 | Семья. | 1 | Развитие мнестической деятельности: запоминания, сохранения, воспроизведения. | Знать свою семью. | Употреблять в речи имена и отчества родителей. | Сюжетные картинки. | ||
9 | Итоги 1 четверти. | 1 | Формирование общеречевых навыков, развитие слухового, зрительного восприятия, преднамеренного запоминания. Развитие связной устной речи. | Слова-действия, слова-предметы. | Правильно называть предметы, подбирать слова-действия к словам-признакам. | Предметные, сюжетные картинки. |
II четверть
Основные цели и задачи:
1. Развивать умение наблюдать за изменениями в природе.
2. Уточнить и расширить представления обучающихся об одежде и обуви.
Формировать умение выбирать одежду и обувь по сезону и роду деятельности.
3. Познакомить с царством растений, их видовым разнообразием на примере деревьев и кустарников.
3. Обогащать словарный запас. Развивать навыки связной речи с опорой на речевой опыт обучающихся.
4. Развивать умения выделять основные и существенные признаки для сравнения.
5. Воспитывать бережное отношение к вещам.
III четверть
Основные цели и задачи:
1. Развивать умение наблюдать за погодными явлениями в разные времена года.
2. Уточнить и систематизировать знания об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях животных, птиц, насекомых.
3. Учить сравнивать, анализировать, делать обобщения на примере сравнения отдельных животных.
3. Обогащать словарный запас. Развивать навыки связной речи с опорой на речевой опыт обучающихся.
4. Развивать наблюдательность и связную речь.
5. Воспитывать бережное отношение к животному миру, желание проявлять заботу о нём.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов часов. | Коррекционные задачи | Дано | Предполагаемый результат | Учебно- методические средства обучения. | ||
По прогр. | Фактич. | Знать: | Уметь: | |||||
1 | Признаки зимы. | 1 | Формирование общеречевых навыков, развитие слухового, зрительного восприятия, преднамеренного запоминания. Развитие связной устной речи. | Признаки зимы. Свойства снега, льда. | Отгадывать загадки. На картинах находить признаки зимы. | Репродукции о зиме. | ||
2 | Одежда. Виды одежды. | 1 | Расширение словаря, развитие устной речи. | Названия предметов одежды. | Выбирать одежду по сезону и роду деятельности. | Предметные картинки с одеждой. Кукла с одеждой. Мультимедийная презентация. | ||
3 | Уход за одеждой. | 1 | Обогащение словаря, развитие зрительного и слухового восприятия. | Диких животных. | Ухаживать за одеждой. | Таблицы диких и домашних животных. | ||
4 | Обувь. Виды обуви. | 1 | Разные виды обуви, одежды. | Выбирать обувь по сезону и роду деятельности. Ухаживать за обувью. | Предметные картинки с обувью. Кукла с одеждой и обувью. | |||
5 | Одежда и обувь. | |||||||
6 | Сезонная обувь. Уход за обувью. | 1 | Предметные картинки. | |||||
7 | Дикие животные. Заяц. | 1 | Коррекция мыслительной деятельности: анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных отношений. | Диких животных. | Наблюдать за окружающей природой. Рассказывать об увиденном. | Репродукции о зиме. | ||
8 | Домашние животные: кролик. Дикие и домашние животные. | 1 | Развитие связной устной речи, кратковременной памяти, зрительного восприятия, осмысленности получаемой информации. | Диких и домашних животных, различать их. | Описывать животного по плану. Сравнивать, анализировать, обобщать. | Предметные картинки. Плакат. | ||
9 | Комнатные растения: фикус, бегония. Практическое занятие по уходу за комнатными растениями. | 1 | Основные органы растений. | Ухаживать за растениями. | Лейка, пульверизатор, лопатка, комнатные цветы. | |||
10 | Весна пришла! Экскурсия «Март – начало весны». | 1 | Развитие связной устной речи. Коррекция познавательной деятельности. | Признаки весны, марта. Весенние месяцы. | Наблюдать за погодными явлениями. Рассказывать об увиденном. | |||
11 | Итоги 3 четверти. | 1 | Проверка знаний и умений обучающихся |
IV четверть
Основные цели и задачи:
1. Развивать умение наблюдать за погодными явлениями весной.
2. Расширить представления об основных органах растений. Познакомить с группами «комнатные растения», «раннецветущие
растения».
3. Закрепить знания о гигиенических нормах и культуре поведения, связанных с охраной здоровья человека.
3. Обогащать словарный запас. Развивать связанную речь обучающихся на основе составления рассказов на заданную тему.
4. Развивать память на основе упражнений в запоминании и воспроизведении.
5. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру и к себе.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Коррекционные задачи | Дано | Предполагаемый результат | Учебно- методические средства обучения. | |||
По прогр. | Фактич. | Знать: | Уметь: | ||||||
1 | Раннецветущие растения. | 1 | Расширение и активизация и словарного запаса. | Основные органы растений. Связь живой природы с неживой. | Находить мать-и- мачеху и медуницу на картинках. | Таблица с растениями. | |||
2 | Птицы: ворона. | 1 | Строение птицы, части тела. | Находить птиц среди других животных и птиц. | Фильм. Предметные картинки. | ||||
3 | Птицы: воробей. | 1 | |||||||
4 | Насекомые: жук, бабочка. Узнавание. Называние. | 1 | Развитие зрительного и слухового восприятия | Части тела бабочки и жука. | Различать их среди других насекомых. | Фильм. Предметные картинки. | |||
5 | Строение тела человека. Правила гигиены. | 1 | Коррекция познавательной деятельности. Развитие внимания, памяти, восприятия, мышления, речи. | Части тела человека. | Ухаживать за своим телом. | Таблица: «Режим дня школьника» Мультимедийная презентация. | |||
6 | Правила гигиены: волосы, кожа, ногти. | 1 | Свойства и функции кожи, ногтей, волос. | Ухаживать за кожей, ногтями, волосами. | |||||
7 | Охрана здоровья. | 1 | Как беречь своё здоровье. | Одеваться по сезону. | |||||
8 | Здравствуй, лето! | 1 | Развитие связной устной речи. | Названия летних месяцев. | Рисовать лето. Составлять рассказ о лете с опорой на предметные картинки. | Предметные картинки. | |||
9 | Итоги года. Словарь. | 1 | Обобщение знаний и умений обучающихся |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателя на занятиях по развитию речи и ознакомления с окружающим.
При взаимодействии учителя-дефектолога и воспитателя на занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим коррекционно-развивающая работа строится в рамках лексических тем , что дает возмож...
Рабочая программа по развитию речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности
Рабочая программа по развитию речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности разработана на основе «Программы специальных (коррекционных) ...
Рабочая программа по развитию речи (4 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа по развитию речи (3 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Конспект урока по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром
Тема : " Весна" ( знакомство с характерными весенними явлениями)...
Конспект занятия по предмету «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром» «Собираем урожай.»
Цель–уточнение представлений об овощах.Задачи: расширение и активизация словаря по теме занятия.Совершенствование грамматического строя речи.Развитие фонематического восприятия, развития связной...
Рабочая программа Предмет: «Развитие речи и окружающий мир» Вид программы: АООП для учащихся с ТМНР Класс: 9
Рабочая программа Предмет: «Развитие речи и окружающий мир» Вид программы: АООП для учащихся с ТМНР Класс: 9...