Взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателя на занятиях по развитию речи и ознакомления с окружающим.
план-конспект занятия по окружающему миру по теме
При взаимодействии учителя-дефектолога и воспитателя на занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим коррекционно-развивающая работа строится в рамках лексических тем , что дает возможность многократно повторять изучаемый материал, учитывая психические особенности данной категории детей, и обеспечивает более прочное его усвоение.В структуру занятий включены игры и упражнения, направленные на развитие познавательных процессов.Представляем цикл интегрированных занятий по развитию речи по временам года: «Осень», «Зима», « Весна», «Лето», которые мы разработали и провели совместно с воспитателями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannye_zanyatiya.zip | 60.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателя на занятиях по развитию речи и ознакомления с окружающим.
Ознакомление с окружающим миром и развитие речи является одним из предметов в обучении детей с умеренной умственной отсталостью .Его основная задача - расширение кругозора, уточнение представлений о предметах и явлениях, природе, социальной действительности, а так же знакомство детей с основами безопасности жизни (ОБЖ), осуществление экологического воспитания. В процессе занятий обязательно решаются задачи развития речи, главным образом обогащения словаря, уточнения значений слов. В процессе ознакомления с природой у детей формируются представления о живом и неживом мире, о взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений природы. Особое внимание обращается на зависимость жизни и деятельности человека от природных условий в постоянно меняющейся природной среде.
Практика показывает, что наибольшая эффективность работы достигается при взаимодействии учителей -дефектологов c воспитателями данного учреждения. Учитель-дефектолог обучает детей на уроках ознакомления с окружающим миром и развития речи , а воспитатель закрепляет полученные знания во время своих коррекционно-воспитательных занятий : во время бесед с детьми, пргулок, экскурсий в природу, праздников, в повседневной жизни, т .к проводит с детьми большую часть времени.
Тесная взаимосвязь учителя-дефектолога, воспитателя и других специалистов данного учреждения возможна при условии:
∙ совместного планирования работы: выбора темы и разработки комплекса интегрированных занятий, определения последовательности занятий и задач. В результате совместного обсуждения составляются планы фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий.
Для этого нужно совместно изучать содержание программы, совместно составлять перспективный план работы. Учитель-дефектолог должен знать содержание не только тех разделов программы, по которым он проводит занятия, но и тех, которые проводит воспитатель.
И воспитатели должны знать содержание тех видов работы, которых проводит учитель- дефектолог. Учитель- дефектолог и воспитатель должны составлять вместе перспективный план и по воспитательной работе. Правильное планирование обеспечивает необходимую повторяемость и закрепление материала в разных видах деятельности детей и в разных ситуациях.
Также воспитатель и учитель-дефектолог должны совместно проводить подготовку ко всем детским праздникам и участвовать в их проведении.
∙одновременного решения коррекционно-образовательных задач учителя - дефектолога, воспитателя (каждый на своем занятии).
Коррекционно-развивающая работа строится в рамках лексических тем , что дает возможность многократно повторять изучаемый материал, учитывая психические особенности данной категории детей, и обеспечивает более прочное его усвоение. В структуру занятий включаются игры и упражнения направленные на развитие познавательных процессов. Только в этом случае коррекция недостатков у детей с ограниченными возможностями здоровья будет осуществляться системно.
Приведем пример разработанного цикла интегрированных занятий по развитию речи по временам года: «Осень», «Зима», « Весна», «Лето», которые мы разработали и провели вместе с воспитателями.
Конспекты интегрированных занятий по развитию речи и ознакомлению с окружающим для детей среднего и старшего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью.
Лексическая тема: «Осень»
Темазанятия: «Осень в гости к нам пришла»
Форма проведения: игра- путешествие
Цель: уточнение и закрепление признаков осени в живой и неживой природе.
Задачи: 1.Образовательные:
- обобщить знания о характерных признаках в живой и неживой природе осенью: что происходит с деревьями, как изменилась трава; чем занимаются люди; - повторить значение слов «листопад», «золотая»; - закрепить названия осенних месяцев;
2.Коррекционно-развивающие:
- корригировать и развивать связную речь; - активизировать пассивный словарь детей; - корригировать мыслительную деятельность на основе упражнений в установлении причинно-следственных связей; - развивать творческое воображение через слово, музыку, живопись; - формировать умение общаться в диалоге с педагогом;
3.Воспитательные: - воспитывать любознательность и интерес к окружающему; - воспитывать бережное отношение к природе;
Словарная работа:
названия: осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, месяцы, листопад, дожди, тучи, лужи, ветер, туман, сырость, увядание, ненастье, природа, урожай, спад, огород, фрукты, овощи, запасы, деревья, листья, лес, птицы, животные, слякоть, озимь. Погода, солнце, одежда, зонт;
признаки: ранняя, поздняя, осенняя, унылая, грустная, золотая, прощальная, туманный. дальний, частый, редкий, хмурая, ненастная, дождливая, сырая, голые, увядающий, печальная, сырая, дивная, прекрасные, зимующие; перелётные, зимующие;
действия: летят, шелестят, падают, шуршат, осыпаются, наступает, приходит, хмурится, прощаются, улетают,курлыкают, убирают, срывают, собирают, выкапывают. Одеваются, готовятся, увядают, желтеют, сохнут, моросит;
предварительная работа воспитателя: проведение экскурсии в природу, изготовление наглядного материала: поделок, рисование рисунков; чтение произведений на данную лексическую тему, отгадывание загадок, заучивание наизусть стихотворений.
Оборудование: сюжетные и предметные картинки (листья, животные, птицы), репродукции картин «Ранняя осень», « Золотая осень», « Поздняя осень», муляжи овощей и фруктов, корзинки с натуральными овощами и фруктами, атрибуты времени года ( кокошники с листьями), произведение П.Чайковского «Времена года»; буквы разрезной азбуки для проведения игры.
Ход занятия:
1.Оргмомент, сообщение темы занятия. В: Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие. А вот куда - догадайтесь сами. Утром мы во двор идем- Листья сыплются дождем. Под ногами шелестят И летят, летят, летят.
-Итак, это… (осень) -Да, мы совершим путешествие в красочный мир осени, повторим и обобщим все знания, которые вы получили при прохождении темы «Осень в природе», познакомимся с лесными жителями и посмотрим, кто как живет осенью. 2. Введение в тему. В: Краски осени волновали сердца художников (показ репродукции картин). -Какие краски использовали в своих картинах художники? Почему? -Осень пришла не одна на праздник, а привела с собой трёх братцев-месяцев. А кто они, вы догадайтесь сами! Опустел наш красивый сад, Паутинки вдаль летят, И на южный край земли Потянулись журавли. В:Что за месяц к вам пришёл? Д: «Сентябрь». В:Всё мрачней лицо природы: Почернели огороды. Оголяются леса, Молкнут птичьи голоса. Мишка в спячку завалился, Что за месяц к нам явился? Д: «Октябрь». В:Поле черно-белым стало, Падает то дождь, то снег. А ещё похолодало, Льдом сковало воды рек. Мерзнет в поле озимь ржи, Что за месяц, подскажи? Д: «Ноябрь». В:Правильно вы отгадали название месяцев. В:Не только художники писали об осени, но и композиторы. Послушайте произведение Чайковского «Времена года- Осень».Закройте глаза. -Что вы слышите и представляете, когда звучит музыка? Какой месяц вам напоминает эта музыка? Д: «Да, эта музыка напоминает сентябрь»(далее дети слушают отрывки из пьесы Чайковского и определяют другие месяцы: октябрь, ноябрь) В:Все деревья облетели, Зеленеют только ели, Стали голыми леса. Днём и ночью дождик льёт. Грязь и лужи у ворот. 3.Игра-путешествие начинается : В:Осенние месяцы пришли не с пустыми руками, а принесли игры. Первая игра «Угадай и назови с какого дерева листочек?» В:Детям раздают листочки, нужно угадать ,с какого дерева упал этот листочек. Д:Это берёзовый листочек. Он упал с берёзы. Это дубовый листик .Он упал с дуба. Это кленовый листочек. Он упал с клёна и т.д. В:-А теперь послушайте, какой увидели осень поэты (дети под музыку читают стихи И. Токмаковой, Е.Тургенева, А.С. Пушкина, Ф.И.Тютчева)
Вторая игра « Послушай и расскажи»
1.Осень наступила Начались дожди. До чего ж уныло Выглядят сады.
2.Потянулись птицы в тёплые края. Слышится печальный Клёкот соловья!
3.Солнышко не балует Нас своим теплом. Северным, морозны Дует холодком.
4.Очень уж печально, Грустно на душе От того, что лето Не вернуть уже.
5.Скоро белые метели Снег поднимут от земли Улетели, улетели. Улетели журавли. В: Какие признаки вы услышали в стихах? Д : «Листья опали с деревьев, стало холодно, дни стали короче, а ночи длиннее, дует холодный ветер, сильный дождь, птицы улетели в тёплые края». В: Молодцы, правильно вы назвали признаки осени! Третья игра «Будь внимательным!» (упражнения для глаза ) Буквы вычеркни скорей Те, которые два раза Встретишь в азбуке моей. И тогда прочесть ты сможешь И в ответе сообщить, Что везёт на тачке ёжик? Что несёт в мешочке чиж?
Я В Б Д Л М О П К Ю И
В Г Д Ж М П С Т Ю Э
З Г Ё Ф Р Ж Н С А Т Э
-Молодцы, ребята!
Четвертая игра
В:А сейчас нам кто-нибудь расскажет, что же поспевает осенью в садах и огородах?
Четвертая игра «Фрукты-овощи»
Осень! Славная пора! Любит осень детвора. Сливы, груши, виноград- Всё поспело для ребят! - Да, действительно осенью люди собирают урожай из фруктов и овощей -А сейчас мы посмотрим, как вы их знаете и как вы их сможете найти на ощупь в мешке (дети отгадывают загадки и на ощупь находят в мешке овощ или фрукт)
Как на нашей грядке Выросли загадки- Сочные да крупные, Вот такие круглые. Летом зеленеют, К осени краснеют ( Помидоры)
Заставит плакать всех вокруг, Хоть не драчун, а ... (Лук)
Хоть я сахарной зовусь
Но от дождя я не размокла. Крупна, кругла, сладка на вкус. Узнали вы? Я … (Свёкла)
Семьдесят одёжек, Все без застёжек (Капуста)
И зелён, и густ На грядке вырос куст. Покопай немножко: Под кустом… (Картошка)
Красная девица Сидит в темнице, А коса на улице. (Морковь)
-Слушайте ребятки, «вкусные загадки»:
Круглое, румяное, с дерева упало- Деткам в рот попало (Яблоко)
Синий мундир, теплая подкладка, А в середине сладко. (Слива)
В: Если вы не устали, давайте посмотрим, кто самый ловкий. Пятая игра «Кто быстрей соберет урожай?» Дети по сигналу взрослого собирают рассыпанные овощи - фрукты в корзинки, кто быстрее (победитель получает жетон - листочек) В: Ребята, как звери запасают на зиму корм? - Какие птицы осенью улетают на юг? - Какие птицы остаются зимовать? Как они готовятся к зиме? Дети отвечают. В: Отгадайте загадки и скажите, о каких животных и о каких птицах говорится:
Ночью ходит, днем он спит. Если сердится- ворчит. Он живёт в лесу дремучем, Сам он круглый и колючий. Угадай, это кто же? Ну ,конечно, это… (Ёж)
Много бед таят леса. Волк, медведь там ил лиса! Наш зверёк живёт в тревоге, От беды уносит ноги… Ну-ка, быстро отгадай-ка, От беды уносит ноги… Ну-ка, быстро отгадай-ка, Как зверёк зовётся?... (Зайка)
Устелен мхом она дупло, Зимою будет там тепло! Натащит вдоволь для детишек Орехов, жёлудей и шишек И нагрызёт их мелко-мелко Заботливая мама… (Белка)
Хитрая плутовка, Рыжая головка, Хвост пушистый- краса! А зовут её…(Лиса)
На шесте- дворец, во дворце – певец, А зовут его-… (Скворец)
Прилетает к нам с теплом Путь проделав длинный. Лепит домик под окном Из травы и глины. ( Ласточка)
Кто без нот и без свирели Лучше всех выводит трели? Голосистее, нежней? Кто же это?... (Соловей)
В: Как хорошо в гостях у осени Среди берёзок золотых. Подольше б золото не сбросили, Стоял бы лес багрян и тих. Почаще б солнышко усталое Гостило в золотом лесу, Чтоб защитить от ветра малого Лесную позднюю красу. 6.Динамическая пауза: дети исполняют песню «Падают, падают листья»
В:Проведем викторину, посмотрим кто у нас самый любознательный! ( дети получают жетоны- листочки за правильные ответы)
Седьмая игра «Викторина»
- Кто собирает яблоки спиной? (Ёж)
- Какой лесной житель сушит грибы на деревьях? (Белка)
- Листья каких деревьев осенью краснеют? (Осина, рябина, клён)
- У какого зверя осенью в листопад появляются детёныши на юге? (Нет)
- У какой птицы «снежное» имя? (Снегирь)
- Вьют ли гнездо наши перёлетные птицы на юге? (Нет)
- Что страшнее птицам- голод или холод? (Голод)
- У кого щека вместо мешка? (Бурундук)
- Кто осенью улетает, а весной возвращается? (Птиц) -Молодцы, хорошо отвечаете на вопросы!
7.Итог занятия:
В: Лес прощается с солнцем, а при прощании всё бывает особенно ласковым. Солнечные зайчики играют на опавших листочках. И наша встреча подходит к концу. Но, оказывается, у нас осталось одно очень важное дело- сделать кормушки и заготовить корм для птиц. О том, как делать кормушки и какой корм заготовить, мы поговорим в следующий раз, при новой встрече.
-А вы молодцы! Хорошо отвечали, были активными . И осень пришла с не с пустыми руками, а с подарками, спелыми яблоками!
Тема: "Здравствуй, зимушка-зима!"
Цель: уточнение и закрепление признаков зимы в неживой природе;
Задачи:
Образовательные:
- обобщить знания о характерных признаках в неживой природе и о зимних природных явлениях;
- закрепить названия зимних месяцев; - познакомить с русскими народными пословицами, поговорками, приметами;
Коррекционно-развивающие:
- корригировать и развивать связную речь;
- активизировать пассивный словарь детей;
- корригировать мыслительную деятельность на основе разгадывания загадок и нахождения примет;
Воспитательные:
- воспитывать любознательность и интерес к окружающему;
- воспитывать любовь к природе;
Словарная работа:
предметы: зима, снег, декабрь, январь, февраль, иней, сосулька, холод, сугроб, мороз, метель, вьюга, снеговик, сосулька, ветер, снежки, санки, коньки, лыжи;
признаки: снежная, морозная, холодная, ледяной, звездная, южный;
действия: дует, ослабеет, развесит, метет, воет, щиплет, блестит, падают;
Оборудование: картины, снежинки, заготовки снеговиков, снежки, сугроб,
магниты, корзины для снежков, музыкальный центр, диск с
детскими песнями о зиме.
Ход занятия:
В: Здравствуйте, ребята! Угадайте, о чём мы сегодня будем говорить?
Запорошила, дорожки,
Разукрасила, дорожки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
Д: О зиме.
В:Да, о зиме. А какие зимние месяцы вы знаете?
Д: Декабрь, январь, февраль.
В: Угадайте о каком зимнем месяце идёт речь:
Дни его всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга до весны легли снега.
Только месяц наш пройдёт
Мы встречаем Новый год.( Д: Декабрь.)
Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду- упадёт
Не вода уже, а лёд.
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету.
Что скажи за месяц это? ( Д: Январь.)
Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны, то метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силён,
Днём капели слышен звон.
День прибавился заметно.
Что за месяц это? ( Д: Февраль.)
В: А сейчас мы послушаем стихи, которые выучили дети о зимних месяцах.
Д: В декабре, в декабре,
Все деревья в серебре.
Нашу речку, словно в сказке,
За ночь вымостил мороз.
Обновил коньки, салазки,
Ёлку из лесу принёс.
Д: В январе, в январе
Много снега во дворе
Снег на крыше, на крылечке
Солнце в небе голубом.
Д: Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах звонко.
Змейкой мчится по земле
Лёгкая позёмка.
В: Русский народ придумал много пословиц и поговорок о зиме. Объясните поговорку "Зимний денёк - воробьиный скок".
Д: Зимний день короткий, как шаг воробья.
В: Кроме пословиц и поговорок существует множество народных примет. Как вы понимаете приметы "Зима снежная - хороший рост трав летом", "Зима без снега - лето без хлеба".
Д: Когда снег растает будет много воды и хорошо будет расти трава. А если снега мало, то и воды будет мало и хлеб не вырастет.
В: О каких приметах идёт речь в стихах?
Если ночь морозная, тихая и звёздная,
Дым из труб идёт столбом,
Значит, ясно будет днём.
Д: Если морозной ночью, дым идет вверх, то следующий день будет ясным.
В: Снега мелкого завеса,
Чуть морозы ослабели,
Ветер с юга - жди метели.
Д: Если на улице тепло, южный ветер и идет мелкий снег, то будет метель.
В: На Руси всегда любили зиму за то, что можно строить снежные крепости, играть в снежки, кататься на санках, коньках, лыжах. Сейчас и вы построите снеговика. Посмотрим, кто быстрее справится с этим заданием. ( Вызываем по 2 человека и они при помощи магнитов из заготовок собирают снеговика на доске).
В: Молодцы, все справились с этим заданием. А сейчас отгадайте зимние загадки:
Меня не растили. Из снега слепили.
Вместо носа ловко вставили морковку.
Глаза - угольки, ручки - сучки.
Холодный, большой. Кто я такой? ( Д: Снеговик.)
Не снег и не лёд, а серебром деревья уберёт. ( Д: Иней.)
Солнышко пригрело, всю морковку съело. ( Д: Сосулька.)
Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь.
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь. ( Д: Снег.)
Все зимой его боятся
Больно может он кусаться
Прячьте уши, щёки, нос
Ведь на улице... ( Д: Мороз.)
Вот идёт зима в наш город
Снег несёт с собой и ... ( Д: Холод.)
Не колючий, светло-синий
По кустам развешан... ( Д: Иней.)
Где стоит высокий столб
Намело большой...( Д: Сугроб.)
В: Сейчас поиграем. Игры "Попади снежком в мишень", "Кто быстрее соберёт снежки" (выходят по 2 человека и собирают снежки в свою корзину, у каждого одинаковое количество снежков, кто быстрее, тот победил).
В: Кто закончит предложение, тот получит снежок. У кого будет больше всего снежков, тот победил.
Зимой метель... ( Д: Метёт.)
Ночью ветер в трубах... ( Д: Воет.)
Зимой медведь в берлоге... ( Д: Спит.)
Мороз нос и щёки... ( Д: Щиплет.)
В лесу голодный волк... ( Д: Воет.)
Иней на ветках деревьев... ( Д: Блестит.)
Снежинки с неба... ( Д: Падают.)
В: На улице намело много снега, появились большие сугробы. Как же вы пойдёте гулять? Давайте потренируемся прыгать через сугроб.
В: Все молодцы. А сейчас давайте вспомним, о чём мы говорили сегодня на занятии? (Д: О зиме.)
В: Что вы узнали о зиме?
Д: Повторили зимние месяцы, приметы, пословицы о зиме.
В: Какая бывает зима?
Д: Зима бывает холодная, снежная, морозная, вьюжная.
В: Какие приметы запомнили?
В: Зима приготовила вам подарки за то, что вы так активно участвовали в играх и так много о ней узнали. (Раздача подарков.)
Лексическая тема: «Весна»
Тема занятия: «ПУТЕШЕСТВИЕ В ВЕСЕННИЙ ЛЕС»
Форма проведения: игра- путешествие
Цель : уточнить и закрепить знания о весне, её признаках в живой и неживой природе . Задачи: 1.Образовательные: -закрепить с детьми признаки весны в процессе наблюдения за явлениям живой и неживой природы. - упражнять, в умении согласовывать существительные с прилагательными, и с глаголами. - закрепить навыки чтения.
2.Коррекционно-развивающие: - способствовать снятию психологического напряжения, создать возможность для самовыражения. - совершенствовать фонематический слух. - развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы. - развивать зрительное и слуховое внимание; - развивать навыки крупной и мелкой моторики через подражание и имитацию движениям животных; 3.Воспитательные: - воспитывать доброжелательность и желание общаться; - воспитывать бережное отношение к природе;
Словарная работа:
названия: весна, март, апрель, май, оттепель, капель, начало, конец, проталины, лужи, ручьи, льдины, ледоход, скворечник, птицы ( перелетные),гнезда, почки, листочки, трава, подснежники, пролески, клумбы, солнце, лучи, семена, рассада, серёжки, сосульки, погода, молния, гроза, поля, сады, огороды;
признаки: ранняя, поздняя, теплая, холодная, долгожданная, радостная, дождливая, звонкая, шумный, быстрый, журчащий, весёлый, волшебная, цветущая, поющая, голосистые, перелетные, краснощекие, проворные, берёзовый, нежные ;
действия: наступила, пришла, трещит, ломается, крошится, грохочут, журчат, пробивается, набухают, лопаются, распускаются , расцветают, просыпаются, прилетают, щебечут, поют, кричат, вьют гнёзда, выводят птенцов, гремит, громыхает, сверкает, греет, припекает, светит, пригревает, темнеет; сеют, ласкает, зеленеет, цветёт, радует, бурлит.
Оборудование: карта путешествия, карточки-названия, плакаты-рисунки: неживая природа, растения весной, животные весной, массажные коврики, гимнастические палки, веревка, музыкальная запись «Звуки весны»
Ход занятия:
1.Оргмомент.
В: Ребята, мы с вами давно не путешествовали. Хотите сегодня отправиться в путешествие? Д: Ответы детей. 2. Введение в тему. Игра « Доскажи словечко» В :Сегодня мы вас приглашаем вас в гости к…отгадайте ,к кому? Если речка голубая Пробудилась ото сна И бежит, в полях сверкает -Значит к нам пришла… (весна)
Если снег везде растаял, И трава в лесу видна, И поет пичужек стая Значит к нам пришла… (весна)
3. Сообщение темы занятия . В: Мы сегодня отправимся с вами в лес! Итак , мы идем в гости к весне. А точнее она пришла к нам. В наши края. Весна - это прекрасное время года. Это пробуждение. - И в тоже время в лесу весной небезопасно. Проверьте свою одежду. Если головной убор? Как можно меньше участков тела должны быть остаться открытыми.Это защитит нас от клещей, ведь они тоже проснулись с приходом тепла. --Ребята, что мы должны помнить ,путешествуя по лесу? Д: В лесу не шумят, не ломают ветки деревьев, не срывают цветы, травы. В: А еще нельзя трогать руками незнакомые растения, они могут быть ядовитыми. -Не сходите с тропы, чтобы не потеряться. -Вы готовы в путь? Д: Ответы детей. В: Вот вам карта путешествия, чтобы легче было ориентироваться! (Дети получают карту путешествия, а чтобы было легче ориентироваться, на земле, траве, кустах разложены следы, карточки из картона красного и желтого цвета). -Ребята, помните о правилах поведения в лесу. В путь, юные путешественники! 4.Игра-путешествие: В: Первая остановка « Неживая природа». На дереве плакат, на нем рисунок: солнце ,облака, на земле- проталины, ручейки. В:Что вы можете сказать про весеннее солнышко? Какое оно стало, в сравнении с зимним? Д: Весной солнце светит ярче, пригревает. День становится длиннее, а ночь короче. В:Какие облака? Д: Облака бегут быстрей, небо стало выше. В: А что происходит со снегом? Д :От яркого солнца днём на крышах тает снег, вода каплями стекает с крыш. Это – капель. Ночью вода замерзает, и образуются сосульки. В:Снег стал рыхлым, начал таять , а куда девается вода? В голубенькой рубашке бежит по дну овражка. Что это? (Ручеёк.) Д :Собирается в ручейки, в лужи. В:Осторожно,не промочите ноги, обходите лужи! (змейкой обходят лужи) В :Ой, лужи кругом! Игра « По кочкам!
В: А что появились на лесных полянках из-под снега? Д: На лесных полянах из-под снега появились участки земли. Это – проталины. В:А что происходит со льдом на речке? Д :На реке растаял лёд и поплыл. Это – ледоход. В: Молодцы, вы хорошо назвали все признаки неживой природы. Идем дальше! В: Вторая остановка « Растения весной». В:Как красиво вокруг! Мне кажется, что мы с вами действительно попали в весенний лес. Ребята, я слышу звуки музыки, а вы слышите? Давайте закроем глазки и послушаем музыку. -Какая звучала музыка? Д: нежная, спокойная, красивая. В: А что вы представили под звуки этой музыки? Д: Звуки ветра, капель, Журчание ручейка, пение птиц. В:Посмотрите ,ребята ,на рисунки и скажите, что же происходит с растениями? Д: На проталинах расцвёл первый цветок – подснежник. Скоро на деревьях появятся первые листочки, а на земле зазеленеет травка. В: Кто нам расскажет стихи про подснежник? Д : Выглянул подснежник В полутьме лесной -Маленький разведчик, Посланный весной Пусть еще над лесом Властвуют снега, Пусть лежат под снегом Сонные луга, Пусть на спящей речке Неподвижен лед- Раз пришел разведчик, И весна придет. В: Как автор называет подснежник? Д: Разведчиком.(Послан весной для того, чтобы обследовать не пора ли ей войти в жизнь природы).
В: Легенда утверждает, что однажды старуха Зима, со своими спутниками Морозом и ветром решила не пускать на землю Весну. Но смелый подснежник выпрямился, расправил лепестки и попросил защиту у Солнца. Солнце заметило подснежник, согрело землю и открыло дорогу к Весне. В : Игра « Кто быстрее соберет цветы-подснежники!» Детям предлагают собрать в корзинки ,рассыпанные на полу подснежники, кто быстрее (победитель получает цветочек) В:Белые горшки на зеленой ножке? Что это за цветы? Д: Ландыш. У этого цветка цветки круглые, беленькие, маленькие. Молодцы! В : Хорошо или плохо нарвать букет ландышей? Д:Хорошо-пахнут, красивые; Плохо- нельзя губить природу. В:В апреле-мае распускаются и такие цветы, как лесная фиалка, чистяк, ветреница… А мы с вами отправляемся дальше. Третья остановка «Животные весной». В:Отгадайте, кто в домике живёт? Хвост пушистый, Мех золотистый В лесу живёт Кур крадёт (Лиса) В: Найдите , где спряталась лиса? Д: За пеньком. В: Хвост чей? Д: Лисий. В: Найдите, чей нос виден из норы? Д: Это ежик. В:Кто быстрее всех перепрыгивает через лужи? Д: лягушка. В: Чьи уши выглядывают из-за кустов? Д: Заячьи. В: Кто выглядывает из-за дуба? Д: Кабан. В: Чьи уши виднеются из-за дуба? Д: Медвежьи. В: Молодцы ,правильно угадали. В:Кто нам расскажет и покажет этих животных? Д:Ученик читает, а другие имитируют движения животных.
Медведь по лесу ходит От дуба к дубу ходит Находит в дуплах мед И в рот к себе кладет. (Медведь ходит неуклюже, «вперевалочку», «загребает»)
Ходит-бродит Весь в иголках серый ежик. (Бежит частыми шажками)
У лисицы острый нос У неё пушистый хвост, Шуба рыжая лисы Несказанной красоты. (Лиса крадется)
Серый, злой, голодный Воет по ночам (Волк с висячим хвостом)
Кто по елкам скачет ловко И взлетая на дубы? Кто в дупле орехи прячет, Сушит на зиму грибы? (Белка прыгает)
Зайка по лесу скакал, Зайка корм себе искал Вдруг у зайки на макушке Поднялись, как стрелки ушки (Заяц прыгает) В: Кто нам покажет как лиса заметает следы? Как медведь ходит неуклюже,«вперевалочку», «загребает»? Как ёжик бежит частыми шажками? Изобразите волка ,с грустными глазами. Как зайчик прыгает по лесу? Белка прыгает с ветки на ветку…(дети имитируют движения) В:Кто весной появляется у животных? Д:Детеныши: У лисы- лисята, у медведицы- медвежата, у волчицы - волчата, у белки –бельчата, у зайчихи –зайчата, у ежей- ежата. В: Ребята, а кто весной поёт ? Д:Птицы.
Четвёртая остановка « Птицы весной». В:Отгадайте загадку: Он прилетает каждый год, туда, где домик ждёт. Чужие песни петь умеет, а всё же голос свой имеет. (Скворец.) Д: С юга возвращаются перелётные птицы: грачи, скворцы, ласточки. Весной птицы вьют гнёзда, откладывают яйца и высиживают птенцов. В: Что взрослые и дети мастерят для скворцов? Д:Взрослые и дети мастерят для скворцов домики и вешают их на деревья. В:Как называются жилища для скворцов? Д:Эти домики называются скворечниками. В:А каких ещё перелетных птиц вы знаете? В:Отгадайте загадку: По весне к нам с юга мчится Черная, как ворон, птица. Для деревьев наших врач- Ест букашек разных … (Грач)
В: Где и из чего, вьют гнезда грачи? Д: Грачи вьют свои гнезда на деревьях из веточек, травинок. В:А вот эта загадка про какую птицу?
Кто приклеил Майским днем Рукавичку Над окном, Поселил В неё жильцов- Непоседливых птенцов? (Ласточка) В: А ласточка из чего строит своё гнездышко? Д:Она приносит в клюве разные травинки ,маленькие веточки, вместе с глиной и песком и делает свое гнездышко. В:Правильно вы рассказываете про птичьи гнезда, одни строят свои жилища на крышах домов. Это, кто? Д: Аисты. В:Другие мастерят свои гнезда в кустарниках. Как вы думает ,какие это птицы? Д:Воробьи, соловьи, жаворонки . В: Молодцы, ребята много интересного рассказали о птицах.
5.Динамическая пауза. В: Поиграем! Игра « Не утони в болоте!» Детям предлагается перепрыгнуть болото по кочкам(на пол раскладываются круглые коврики –кочки, по которым дети передвигаются, соблюдая равновесие ) -Молодцы !Вы хорошо справились с заданием. 6.Итог занятия. В: И вот наше путешествие подошло к концу. -Скажите, а каких трёх весенних братцев вы знаете? -Отгадайте загадки: Дует тёплый южный ветер, солнышко всё ярче светит. Снег худеет, мякнет, тает, грач горластый прилетает. Что за месяц? Кто узнает? (Март.) В ночь мороз, с утра капель. Значит на дворе … (Апрель). Гром грохочет. Угадай, что за месяц это? (Май.) Молодцы! -Что мы сегодня с вами узнали? На каких остановках побывали? Д: « Неживая природа», «Растения весной», « Животные весной»,
«Птицы весной». В:Скажите какой вы увидели весну? Какая она ? Д: Нарядная, погожая, прохладная, пышная, солнечная, яркая, звонкая, поздняя, ранняя, стремительная, благодатная, волшебная, прекрасная, чарующая, чудесная, животворная. -Молодцы! В: До новой встречи, друзья! (Дети получают угощение)
Лексическая тема: «Лето»
Тема занятия: «Здравствуй, лето!»
Цель: уточнение и закрепление признаков лета в живой и неживой природе.
Задачи:
1.Образовательные:
-обобщить знания о характерных признаках лета в живой и неживой природе;
-закрепить знание летних месяцев, ягод, грибов, деревьев;
-повторить правила поведения в лесу.
2.Коррекционно-развивающие:
-корригировать и развивать связную речь;
-корригировать мыслительную деятельность на основе установления причинно-следственных связей;
-развивать воображение и память.
3.Воспитательные:
-воспитание любознательности и интереса к окружающему;
-воспитание бережного отношения к природе.
Словарная работа:
предметы лето, июнь, июль, август, солнце, каникулы, дача, море, животные, насекомые, путешествия, деревья, кустарники, грибы, ягоды, берёза, осина, липа, рябина, сосна, клён, дуб, липа, колокольчик, ромашка, одуванчик, кувшинка, василёк, мак, подберёзовик, подосиновик, опята, лисички, мухомор, поганка, боровик, волнушка, черника, брусника, клюква, голубика, овощи, фрукты, насекомые, велосипед, ролики;
признаки: прекрасная, светлым, добрым, сказочный, волшебный, хвойные, лиственные, многоцветным, блестящих, не пригодные, съедобные, несъедобные, душистый, рубиновые, плюшевые ,целебные, терпкий;
действия: поедем, пойдём, ждали, считали, путешествовать, заглянет, играют, поют, обижать, дрожит, желтеют, перечесть, нарядится, хвастаешь, умчатся, поливать.
Оборудование: воздушные шары, цветы из бумаги, картины и поделки с изображением насекомых, грибов, ягод, деревьев, листьев, еловые шишки, мячи, игрушечные рыбки и удочки.
Ход занятия:
1.Оргмомент.
В: Каникулы, каникулы, прекрасная пора,
Да здравствуют каникулы: ура, ура, ура!
Самым добрым, самым светлым
Золотистым ясным днём
Мы поедем в гости к солнцу
В гости к лету мы пойдём!
В: Мы долго лета ждали, казалось целый год.
Всё ждали, всё считали, когда ж оно придёт?
И вот смеётся лето в открытое окно
И солнышка и света опять полным-полно.
2. Введение в тему и сообщение темы занятия
В: Лето - это время путешествий. А куда можно путешествовать летом? ( на море, в деревню, на дачу...)
В: А давайте мы сейчас
Вместе с солнышком заглянем
В сказочный, волшебный лес-
Там полным-полно чудес!
Лучик солнечный играет,
Птицы песенки поют,
Хоровод цветы ведут!
Первая остановка «Правила поведения в лесу»
В: Но сначала давайте вспомним как нужно вести себя в лесу.
Д: Не обижать животных, птиц, насекомых (не ловить их, не трогать яйца в гнезде)
- Не ломать ветки деревьев и кустарников
- Не рвать цветы, не сшибать ногами грибы
- Что растёт в лесу? (деревья)
В: Отгадайте, о каких деревьях идёт речь и найдите соответствующую картинку:
1.Разбежались по опушке
В белых платьицах подружки. (берёзы)
2.Что же это за девица?
Не швея, не мастерица.
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год. (ель)
3.Весной зелена,
Летом загорела.
Осенью надела
Красные кораллы. ( рябина)
4.У меня длинней иголки, чем у ёлки
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке, ветки только на макушке. (сосна)
5.Что за дерево стоит- ветра нет, а лист дрожит? (осина)
6.Каждый год на нём с охотой вырастают самолёты.
Жаль, что этот самолёт на один всего полёт. (клён)
7.Не загадка это даже - сразу назовём,
Если только кто-то скажет - жёлуди на нём. (дуб)
8.С моего цветка берёт пчёлка самый вкусный мёд.(липа)
В: Как можно одним словом назвать все эти растения? ( деревья)
В: На какие 2 группы можно разделить деревья? ( хвойные и лиственные). В:Разложите картинки на 2 группы.
В: А сейчас поиграем. Игра называется " Собери шишки".( Выходят по 2 человека, каждый получает корзину, по команде начинают собирать рассыпанные на полу шишки. Кто больше наберёт, тот и победил. Участвуют все дети парами.)
Вторая остановка «Цветы лета»
В: Наше путешествие продолжается. Мы пришли на цветочную поляну. -Идёшь, бывало, в лес по давно знакомой тропинке. Справа и слева широким многоцветным и радостным морем рассыпаются луговые и лесные цветы. Качаются на ветру красные маки, голубые колокольчики, желтеют бесчисленные одуванчики. А у самой тропинки, по обочинам канав, на зелёных лужайках, цветут. кланяются вам знакомые белые ромашки. На радостную улыбку похожи скромные красные маки.
( И. Соколов)
В: О каких растениях говорится в рассказе? (мак, ромашка, колокольчик, одуванчик)
В: Какого цвета эти цветы?
В: Вот цветочная поляна,
Здесь цветов не перечесть.
Угадайте-ка, ребята,
Цветы на ней какие есть?
1.Жёлтый глазок,
Беленький венок,
На высокой ножке,
Смотрит на дорожку. (ромашка)
2.Зелёный плот
По речке плывёт.
На плоту - красавица,
Солнцу улыбается. (кувшинка)
3.Носит цветок жёлтый сарафанчик,
Подрастёт, нарядится
В беленькое платьице
Лёгкое, воздушное.
Ветерку послушное. (одуванчик)
4.Вдоль дороги у межи
В золотистой спелой ржи,
Словно синенький глазок,
Смотри в небо ...( василёк)
5.Четыре ярко-красных
Блестящих лепестка,
И зёрнышки в коробочке
У этого цветка. (мак)
В: Игра" Укрась поляну".
-Вы должны найти лепестки и серединку своего цветка и разложить их на поляне. ( Все лепестки перемешаны, каждому ребёнку даётся задание собрать определённый цветок).
В: По следам пробираемся к следующей остановке нашего путешествия.(дети прыгают по следам разложенным на земле)
Третья остановка «Грибная поляна»
В: Посмотрите, сколько грибов вокруг. Какая это поляна? (грибная)
В: Найдите грибы, о которых говорится в загадке.
1.Нет грибов дружней, чем эти,
Знают взрослые и дети.
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу.(опята)
2.Он в лесу стоял,
Никто его не брал.
В красной шапке модной,
В пищу не пригодный.(мухомор)
3.Ходят в рыженьких беретах,
Осень в лес приносят летом,
Очень дружные сестрички,
Золотистые ...(лисички).
4.В лесу, в бору
Стоят стары старички,
На них красны колпачки.(подосиновики)
5.Не спорю - не белый,
Я, братцы, попроще.
Расту я обычно
В берёзовой роще. (подберёзовик)
6.Бледная она стоит,
У неё съедобный вид.
Принесёшь домой - беда,
Будет ядом та еда.
Знай, что этот гриб-обманка
Враг наш - бледная ...(поганка)
7.Глубоко был спрятан он,
Раз, два, три - и вышел вон,
И стоит он на виду,
Белый я тебя найду. (боровик)
8.В шляпе розовой, мохнатой,
Но не выглядит растяпой,
Будто плюшевое ушко,
Для соления ...(волнушка)
В: Как можно одним словом назвать эти растения? (грибы)
Игра "Съедобные - несъедобные". (разложить муляжи грибов на 2 группы)
Четвертая остановка «Ягодная поляна»
В: Наше путешествие продолжается и мы оказались на ягодной поляне.(дети читают стихи)
Д: Я, красавица-черника
Обойди весь белый свет,
Но полезней и целебней ягоды,
Конечно, нет.
Ароматные компоты,
Конфеты, соки, пироги,
Кисели, сироп, варенье
Без сомненья ели вы.
А из листьев, что за диво!
Чай душистый завари,
Он и выглядит красиво
И полезен от хвори.
Д: Что ты хвастаешь, черника,
Вот послушайте меня,
Для людей всего полезней
Будет ягодка моя.
Расту на торфяных болотах,
В тундре и сырых лесах,
Меня вы мимо не пройдёте,
Найдёте ягоды в кустах,
Я - голубика- синий виноград.
Похожа на чернику, но крупнее.
Для всех- я витаминов клад.
Под синей оболочкой мякоть зеленеет.
Мой сок излечит от цинги,
А если сварите варенье,
То для гостей своих, бесспорно,
Вы не найдёте лучше угощенья.
Д: Все вы прекрасны, спору нет,
Но выслушайте мой ответ:
Рассыпались рубиновые бусы
На кочках северных болот,
И кто хоть раз на вкус их пробовал
Теперь уж мимо не пройдёт.
Меня морозы не пугают,
Я- клюква - терпкий дар земли.
Тянусь ползучим стеблем я по кочкам,
Чтоб укрепить здоровье вы могли,
А лимонной кислоте благодаря,
Долго сохраняюсь в холоде, друзья.
Д:Бесполезны ваши пререканья,
Я- царица северных широт!
Брусника я! И мой кустарник
Больше пользы всем несёт!
Я сохранилась лучше всех,
Не согласиться с этим грех.
Целебных свойств не занимать,
Любой недуг могу снимать,
А пищевое потребленье
Просто всем на удивленье,
Несравненные компоты,
Соки, морсы и соленья
Всегда достойны восхищенья.
Д: Какая же ягода полезней? (все полезны )
В: Что кроме ягод вырастает летом в садах и огородах ? (овощи и фрукты)
Игра "Отгадай на ощупь". (в тёмном мешочке овощи и фрукты, нужно взять один и угадать что у тебя в руке)
Игра "Можно летом"(ведущий читает первую строчку, а дети хором "Можно летом")
1.Тёплый шарф не одевать и до темноты гулять!
2.Всех друзей собрать с утра и умчаться со двора.
3.Ехать на восток и юг и вернуться, сделав круг.
4.Маме с папой помогать: на даче грядки поливать.
5.Книжку добрую открыть, чтобы буквы не забыть.
Пятая остановка «Встреча с насекомыми»
В: Путешествие продолжается.
Не зверь, не птица, а нос , как спица. Кто это? ( комар)
В: Каких ещё насекомых можно встретить летом?
Д:Кузнечика, бабочку, муравья, стрекозу, пчелу, муху , шмеля, божью коровку, множество жуков.
В: Кто из названных насекомых приносит пользу, а кто считается вредным насекомым?
Д: Называют, например пчела- это полезное насекомое, которое собирает, с цветочков нектар, перерабатывает его и получается мёд. А муха- вредное насекомое, переносчик инфекций и микробов. В: Чем являются ещё насекомые? Д: Насекомые- это корм для птиц, животных.
Шестая остановка «Развлечения летом»
В: А ещё летом можно ходить на речку купаться, на рыбалку. Вот и мы сейчас узнаем, кто лучший рыболов.
Игра " Рыбалка".( выходят по двое и стараются зацепить на крючок рыбку- кто зацепит первым - тот победил)
В: Также летом много всяких развлечений. Каких? ( велосипед, ролики...)
В: Сейчас проведём соревнование "Собери букет". (Дети делятся на 2 команды и по очереди допрыгивают до определённого места, берут один цветок и обратно, затем следующий, и так все дети команды. Какая команда закончит первой -та и победила.)
7.Итог занятия.
В: Вот и закончилось наше путешествие. Что вам запомнилось? Понравилось? Что нового вы узнали?
Скажем на прощанье
Лесу :"До свидания"!
Ты расти на радость людям,
Мы любить тебя все будем,
Добрый лес, красивый лес
Полный сказок и чудес!
Список использованных источников:
- Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2004. – 528 с.
- Худенко Е.Д. Практическое пособие по развитию речи (для детей с отклонениями в развитии) / под. ред. В.В. Воронковой. – М.: Школа, 1992.
- Русланова Н.С. Дидактический материал для развития лексико-грамматических категорий у детей 5-7 лет: Овощи. Фрукты. Ягоды. – М.: АРКТИ, 2005.- 32 с.: ил. (Библиотека практикующего логопеда:Учим произносить правильно).
4.Морозова И.А, Пушкарева М.А. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий.- М. :МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2011.- 7-18 с.
5.Электронное пособие « Времена года», Наглядно- дидактический материал для занятий по ознакомлению с окружающим миром и развитие речи, М.: издательство «Учитель», 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие для учителей-дефектологов, учителей и воспитателей специальных коррекционных школ 2-го вида. Тема "Система работы по формированию навыков диалогической речи детей с особыми образовательными потребностями".
Представленные в данном пособии методические рекомендации отражают систему работы по формированию и развитию навыков диалогической речи у обучающихся с недостатками слуха....
Рабочая программа по развитию речи и ознакомлению с окружающей действительностью
Рабочая программа по развитию речи и ознакомлению с окружающей действительностью для 2 класса корреционной школы 8 вида + календарно-тематическое планирование...
Конспект урока по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром
Тема : " Весна" ( знакомство с характерными весенними явлениями)...
Конспект занятия по предмету «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром» «Собираем урожай.»
Цель–уточнение представлений об овощах.Задачи: расширение и активизация словаря по теме занятия.Совершенствование грамматического строя речи.Развитие фонематического восприятия, развития связной...
Занятие по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой Тема: «Вежливые слова»
план-конспект занятия по развитию речи и ознакомлению схудожественной литературой, для старших дошкольников...
Конспект открытого занятия по развитию речи «Путешествие в страну Красивой речи» план конспект по развитию речи
Конспект открытого занятия по развитию речи «Путешествие в страну Красивой речи»...
Использование информационно – коммуникационных технологий в работе учителя- дефектолога, как средство оптимизации процесса обучения и развития с обучающимися с ОВЗ
Использование информационно – коммуникационных технологий в работе учителя- дефектолога, как средство оптимизации процесса обучения и развития с обучающимися с ОВЗЦель применения информационно ...