Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром
план-конспект по теме

Ивлиева Юлия Александровна

 

Цель:

Знакомство с качествами предметов.

Образовательные задачи:

1.    Продолжать учить детей характеризовать предметы по  их качествам: цвету, форме, фактуре, вкусу.
2.    Формировать представление о способе получения тёплой воды.

Развивающие задачи:

1.    Способствовать обогащению чувственного опыта малышей, используя  разные способы познания (зрительное восприятие, ощупывание, поглаживание, прикосновение). 
2.    Развивать внимание,  вкусовые представления, тактильное восприятие, связную речь.

Воспитательные задачи:

1.    Воспитывать у детей интерес к познаванию свойств и качеств предметов.
2.    Воспитывать чистоплотность.

Предварительная работа:

1. Знакомство с основными эталонами цвета, формы. 
2. Чтение произведения К.И.Чуковского «Мойдодыр».

Используемые материалы:

•    две дорожки – тропинки (узкая -   синяя, широкая – жёлтая);
•    камешки средней   величины, рассыпанные на ткани  -   полянке; 
•    дорожка – травка; 
•    поделка – ёжик;
•    колпачки разного цвета по  количеству детей;
•    ветки ели; 
•    мягкие пушистые полотенца по количеству детей; 
•    мыло - несколько     кусочков разной величины, формы и запаха.

Словарная работа:

Пушистая, мягкая травка и полотенце; душистое мыло.
Мягкий - твёрдый, горячий - холодный, колючий ёжик и ёлочка, мягкий мох, шершавый, тёплая водица, широкая – узкая тропинка.

Ход занятия.
1 часть.

В приёмной раздаётся звон колокольчика.
Воспитатель: - Что это? Кто-то в гости к нам пришёл?! Пойду, посмотрю!
(Воспитатель переодевается в костюм гномика и входит в группу.)
- Ой, куда это я попал? (“В детский сад”, – отвечают дети.) 
- В детский сад? Ребята, а вы меня узнали? Кто я? Правильно, я - сказочный гномик, пришел к вам из сказки.  Посмотрите, какой у меня волшебный колпачок!
«Я, друзья, хороший гном,
Старый гном, добрый гном.
И зовут меня Бим-Бом!»
- Ребята, а давайте повторим и запомним моё имя (Бим–Бом – хором с детьми).
- Детки, а можно мне остаться у вас? Так давайте  с вами поиграем.  Пошевелите пальчиками, вот наши помощники, они нам сегодня будут помогать. Ребята, а вы хотите пойти со мной в сказочный лес?

2 часть.

- Посмотрите, впереди нас ждёт волшебная тропинка. Идёмте осторожно: сначала пойдем по узкой  тропинке, а потом по твёрдым камешкам, далее - по широкой тропинке, а уж затем по мягкой зелёной травке.
-  Ну, пора в путь! Ребята,  по какой мы дорожке идём? (По узкой.) 
Вот и пришли мы на полянку с камешками. А как вы думаете, что можно сделать, чтобы узнать, какие камешки на ощупь? (Потрогать).
- Верно! Какие вы молодцы! Давайте потрогаем их. Какие они на ощупь? (Твёрдые.) 
- А сейчас мы пойдём по какой тропинке? (По широкой.)
- Вот и пришли мы на полянку. Какого цвета травка? Давайте присядем и ощупаем травку пальчиками.  Какая она, когда мы её трогаем? (Мягкая.)

3 часть.

- Ребятки, вот мы и добрались до волшебного леса. Но что–то он нас не хочет пускать к себе. Я – сказочный гномик, и мне можно входить в лес. Но как же вам помочь? (Задумывается). Кажется, я знаю! У меня есть волшебные, красивые колпачки. Надевайте их (колпаки разного цвета, называем.) Каждый ребёнок берёт и говорит свой цвет.
- Вот сколько гномиков в сказочном лесу! Ребята, посмотрите, сколько деревьев нас встречает в лесу!
Загадываю загадку:
– Зимой и летом одним цветом. Что это? (Ёлочка.) Вот молодцы, всё знаете! Сколько  ёлочек растёт в лесу! А какого они цвета?  (Зелёного).                                                
- А как узнать, какие  веточки на ощупь? Да, ребятки, давайте прикоснёмся к веточкам. Какие они? (Колючие).
- Посмотрите, а что растёт под ёлочками? Правильно, это мох. А кто из вас знает, какой мох, если его потрогать пальчиками? Какой он? (Мягкий).
- Ой, а кто же это сидит под ёлочкой? 
Загадываю загадку:
- Под соснами, под ёлками лежит мешок с иголками.  (Ёжик).
- Ах, ну какие умные! А какой ёжик, если к нему прикоснуться? Потрогайте. (Колючий.) И почему же он колючий? (У него иголочки острые.) 
- Всё верно, молодцы! Ой, а под другими ёлочками ещё что–то лежит. Что же это? (Шишки.) 
- Попробуйте сжать шишку в руке, какая она? Гладкая  или шершавая? (Ответы – шершавая, твердая.) Какие вы умненькие, а пальчики вам в этом помогают.

4 часть.

- А теперь пойдёмте, детки, дальше. Посмотрите, сколько здесь пенёчков (стульчики – пенёчки расставлены в свободном порядке). Давайте отдохнём немного, присаживайтесь. (Гном достает волшебный сундучок и говорит волшебные слова: крекс – пэкс.)
- Вам интересно, что в моём сундучке? (Вызываю 2-3 ребёнка по очереди и предлагаю надеть колпачок на глаза. Рассказываю, что буду давать угощение ребёнку, а он должен угадать  и сказать всем, какой вкус почувствовал. Предлагаю кислый  кусочек лимона, солёный огурец, сладкий  шоколад.)
- Хорошо играть с вами, ребята! А теперь поиграем с пальчиками. Приготовились: Тили – тили, тили – бом, 
Загорелся кошкин дом.
Кошка выскочила, 
Глаза выпучила.
Бежит курочка с ведром,
Заливает кошкин дом.
- Ребята, а теперь нам пора возвращаться в детский сад. А вы помните, по какой вы тропинке шли? (Повторяем, какие камешки, какая травка).

5 часть.

- Детки, хорошо вам было в сказочном лесу? Мне было с вами весело, шли мы с вами по весёлым сказочным тропинкам. Было здорово! Ногу  никто не уколол? А ручки у нас чистые, ведь мы ко всему прикасались: трогали и шишки, и мох, и камешки? А что же нам надо сделать, чтобы руки стали чистыми? (Помыть водой.) 
- А какой водой мы будем мыть руки? (Тёплой).
-  Вот у меня в ведёрке водица. Как узнать, какая она – холодная или горячая? (Опустить пальчик в воду.)
- Ну, давайте попробуем, и сразу поймём, где какая вода, и в какой лучше помыть ручки. (Холодная и горячая вода).
- А как вы думаете, что нужно сделать, чтобы получилась тёплая водичка? Правильно. Смешиваем холодную и горячую воду. 
- Но от одной воды руки чистыми не станут. Чем же их ещё надо мыть? (Мылом).
-Ой, ну всё вы знаете! Посмотрите, какое у меня есть мыло, самое разное. А что в нём разного?  (Разное по цвету, форме, запаху.) 
(Проговариваем, беседуем о цвете и запахе: жёлтое мыло -     пахнет лимоном, твёрдое, овальное  и т.п.). 
- Детки, давайте вспомним отрывок из сказки К.И.Чуковского «Мойдодыр»:
Да здравствует мыло ... душистое
И полотенце ... пушистое!
- Руки помыли. И что же потом? Что надо сделать, чтобы руки стали сухими? (Надо вытереть их.) 
-А чем вы будете вытирать ручки? (Полотенцем.)
- Посмотрите-ка, какое у меня есть полотенце для вас. Потрогайте на ощупь, какое оно? (Пушистое, мягкое.)
- Мойте, ребятки, свои ручки. Ну,  а  мне пора в сказочный лес.
- До свидания!  До новых встреч!
(Гном уходит.)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и анализ урока окружающего мира в технологии деятельностного метода с учетом формирования универсальных учебных действий по теме «Природные зоны. Тундра ».

Конспект урока окружающего мира посвящен природной зоне тундра. Урок разработан на основе ТДМ. Также представлен анализ урока с учетом формирования УУД....

конспект и презентация урока окружающего мира в 4 классе "Петр I: царь и человек"

Урок-исследование помогает учащимся понять личность Петра I, раскрыть положительные и отрицательные стороны его правления, выдающиеся заслуги перед Отечеством, воспитать на его примере любовь к Родине...

Конспект урока-праздника по окружающему миру во 2 классе по теме Дом.

Конспект открытого урока-праздника по окружающему миру во 2 классе . Тема: Дом. Родительский дом. Материал можно использовать для классного часа или внеклассного мероприятия....

Конспект открытого урока по окружающему миру "Февраль месяц вьюг и метелей"

Открытый урок по окружающему миру "Февраль месяц вьюг и метелей"...

Конспект открытого урока по окружающему миру (ПДД) на тему «Дорога от школы до дома, правила безопасного поведения на дорогах. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей».

Цели и задачи:проверить и закрепить знания правил дорожного движения на улицах и дорогах;учить понимать сигналы светофора, жесты регулировщика, дорожные знаки;воспитывать навыки выполнения основных пр...


 

Комментарии

1.Формировать обобщающее понятие «Овощи» 2.расширять знания детей по теме «Овощи»: где растут, как и когда собирают, что готовят. 3.Закреплять представления о «словах – признаках», «словах - действиях 3.Учить составлять рассказ по опорным картинкам