Конспект урока по программе "Альтернативная коммуникация"
план-конспект
Тема "Ласковый ребенок" (коммуникация) Представлено на методическом объединении воспитателей, учителей-дефектологов специализированного структурного образовательного подразделения основного дошкольного и дополнительного общеразвивающего образования детей с ТМНР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zan2017.docx | 36.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Санкт–Петербургское государственное бюджетное стационарное
учреждение социального обслуживания «Дом–интернат для детей-инвалидов и инвалидов с детства с нарушениями умственного развития №1»
Комитета по социальной политике
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №439 Петродворцового района Санкт-Петербурга
КОНСПЕКТ
открытого занятия по дополнительной общеобразовательной программе:
«Азбука общения»
социально-педагогической направленности
Тема «Ласковый ребенок»
Методическое объединение воспитателей, учителей - дефектологов специализированного структурного образовательного подразделения основного дошкольного и дополнительного общеразвивающего образования детей с ТМНР
Рыбак Наталия Владимировна
Санкт-Петербург
2016- 2017 уч. год
Фамилия, имя, отчество педагога, должность | Рыбак Наталия Владимировна |
Наименование образовательного учреждения, город | СПб ГБСУСО «ДДИ № 1», ГБОУ школа №439 |
Группа | №19 |
Программа | «Азбука общения», социально-педагогическая направленность |
Предмет | Коммуникация |
Тема занятия | «Ласковый ребенок» |
Форма занятия (кол-во детей) | Подгрупповая (3 чел.) |
Дата проведения | Январь 2017 г. |
Продолжительность по времени | 30 минут |
Тип занятия | Комбинированное |
Цель занятия | Способствовать накоплению опыта положительного эмоционального общения. |
Задачи занятия:
| 1. Формировать умение устанавливать контакт, эмоционально реагировать на речевые и тактильные раздражители. 2. Развивать зрительно-слуховое и тактильное восприятие в процессе коммуникативных игр. 3.Воспитывать активность, эмоциональность при взаимодействии со взрослым. |
Методы организации образовательно-воспитательного процесса | Словесные, наглядные, практические. |
Методическое и техническое обеспечение занятия | Технические средства: проигрыватель, музыкальные записи; методические средства: коммуникативная доска, коммуникативная карта «Заниматься», зеркало, погремушка, игрушки и предметы мышка, фантик, клубочек, сердечко, индивидуальные салфетки для лица, ёмкость для использованных салфеток; раздаточный материал: пуфы (на каждого ребенка) для проведения релаксации. |
Предварительная работа | Организованная игровая деятельность, обогащающая сенсорный и эмоциональный опыт детей и направленная на развитие взаимодействия: - коммуникативные игры («Кто это?»,«Зеркало»); - телесно-ориентированные игры («Шла большая черепаха», «Заинька, вымой лапки» и др.); - игры с пальчиками и ладошками; - игры с игрушками и материалами («Ласковые лапки»); - игровые упражнения с массажными мячиками. Организованная двигательная деятельность – танцевальные и ритмические движения: ходьба, покачивания («ходим-шагаем», «лодочка», «качели», «покружились»). |
Использованная литература |
|
Ход занятия
Название упражнения, Частные задачи | Деятельность педагога | Деятельность детей | |
| |||
| |||
Ритуал приветствия. Обучение жесту «привет» с аудиальным подкреплением (под ритмичные движения погремушки). Работа с коммуникативной доской и с коммуникативной картой «заниматься». | - Здравствуйте! Мы приветствуем друг друга и дарим хорошее настроение: - Кто здесь, кто с нами? Кто здесь, кто пришел? – Это Надя! Привет! - Это Фая, Аэлита! Привет! - А это я, Наташа. Привет! - Будем заниматься! (Показ коммуникативной карты каждому ребенку и повторение «заниматься»). | Ответная эмоциональная реакция. Удерживая в руке погремушку, с помощью выполняют ритмичные движения погремушкой и выполняют жест приветствия (с помощью). Дети смотрят, слушают, визуально и тактильно воспринимают коммуникативную карту. | |
| |||
Коммуницирование на основе установления зрительного и эмоционального контакта. | - Кто у нас хороший, кто у нас пригожий? (Показывает ребенка в зеркале): - Наденька хорошая, Наденька пригожая! Посмотри! Улыбнемся друг другу, поглажу по голове Надю. (Аналогичная работа проводится с каждым ребенком). - Девочки у нас хорошие, девочки пригожие! | Дети слушают, смотрят, визуально воспринимают свое отражение в зеркале, реагируют на тактильный стимул –поглаживание. Зрительный контакт. Ответная эмоциональная реакция. | |
сенсомоторное развитие 3 мин. | |||
Игровое упражнение «Мячик-ёж» Задача: обогащение сенсорного и эмоционального опыта, развитие навыков взаимодействия, коммуницирования. | - Поиграем с мячиком! - Гладь ладошку, мячик-ёж, Ты колючий, ну и что ж! Наденька тебя погладит, Наденька с тобой поладит! (упражнение повторяется с каждым ребенком). | Совместные действия с мячом, с комментированием действий. Ответная эмоциональная реакция. | |
| |||
| |||
Игровое упражнение «Дай ладошечку!» Задача: активизация эмоциональной памяти, развитие навыков эмоционального общения. Кинезиологическое упражнение. Цель: снятие мышечного напряжения. | - Мы будем играть и создавать хорошее настроение.. -Дай ладошечку, Надя, крошечка! (педагог берет ладонь ребенка в руку, поглаживает ее). - Молодец, Надя, ты добрая, хорошая. Я погладила ладошку ласково, Наденька осталась довольна! (Аналогичная работа проводится с каждым ребенком). – Смотри, Аэлита, как Надя играет со мной. (Педагог обращает внимание детей на то, как работает ребенок, с целью удержать внимание). - Поиграли крошки, отдохнут ладошки! (Кинезиологическое упражнение «Двойные рисунки»). | Дети слушают, смотрят, реагируют на тактильный контакт –поглаживание ладони. Эмоциональный контакт. Ответная эмоциональная реакция. Выполняют движения руками с прямой помощью. | |
| |||
Игровое упражнение «Ласка». Коммуникация на основе действий с игрушкой. Цель: воспитание эмоциональной реакции на тактильный раздражитель. | - Посмотрите, к нам пришла Кошка! Кошка пушистая, кошка любит, когда ее гладят, ласкают (показывает игрушку, гладит игрушку, комментирует действия). - Надя, Кошка погладит тебя вот так, ласково! (выполняет поглаживания рук ребенка). - Наде приятно, Кошка ласковая. - Надя, а теперь ты погладь Кошку: ласково, бережно, вот так (выполняет совместно с ребенком действия поглаживания). – Надя ласковая, гладит кошку! (Аналогичная работа проводится с каждым ребенком). – Смотри, Аэлита, как Надя ласково гладит кошку. (Педагог обращает внимание детей на то, как работает ребенок, с целью удержать внимание). - Молодцы, дети, вы ласковые, погладили Кошку, она осталась довольна! | Дети смотрят на игрушку, слушают. Эмоциональный контакт. Реагируют на тактильный контакт -поглаживание игрушки. Ответная эмоциональная реакция на тактильный контакт. Выполняют движения поглаживания с прямой помощью. | |
| |||
Звучит аудиозапись песни «От улыбки станет всем светлей». Цель: релаксация, снятие мышечного напряжения. Двигательные упражнения под музыку на активизацию движений, развитие навыков взаимодействия. | - Вы поиграли, немного устали. Отдохните. (Дети выкладываются на пуфы). - А мы пока в паре потанцуем, улыбнемся друг другу, обнимемся. - Смотрите, как мы танцуем. (С каждым ребенком выполняются двигательные упражнения: «лодочка», «покачивание», с Фаиной – на руках). - Хорошо, девочки, отдохнули! | Дети выкладываются на пуфы, слушают музыку, по очереди выполняют совместно движения. | |
| |||
Игровое упражнение «Кошкины игрушки». Коммуникация на основе действий с игрушками и предметами-заместителями. Цель: воспитание эмоциональной реакции на различные тактильные раздражители. С музыкальным сопровождением (аудиозапись композиции «Маленькая страна»). | - Кошка любит играть и вам принесла свои игрушки: фантик, клубочек, мышку (показывает и называет предметы). - Мы поиграем с этими игрушками: я буду касаться ласково ваших рук, щёк. А кошка будет смотреть, как вы играете с ее игрушками. (Выполняются касательные движения по рукам, щекам ребенка игрушкой-мышкой, фантиком на нитке, клубочком. Данное упражнение проводится с каждым ребенком. Музыкальное сопровождение (аудиозапись композиции «Маленькая страна»). - Смотри, Фая, как Аэлита играет с игрушками. (Педагог обращает внимание детей на то, как работает ребенок, с целью удержать внимание). - Молодцы, девочки, хорошо поиграли с кошкиными игрушками! | Дети смотрят на игрушки и предметы, слушают. Тактильный контакт. Реагируют на тактильный контакт - касания. Ответная эмоциональная реакция на тактильный контакт. | |
| |||
| |||
Игровое упражнение «Сердечко» на воспитание эмоциональной реакции на коммуникативные действия. | - Посмотрите, я держу в ладони сердце И дарю сердечко вам! Сердечко теплое, доброе, ласковое. - Надя, дай руку, возьми сердечко. Подержи в ладошке. Сердечко дарит тебе тепло и ласку. (Выполняются действия с каждым ребенком. Прикладывает сердечко к щеке ребенка, к ладоням). | Дети смотрят, слушают. Эмоциональный и тактильный контакт. Реагируют на коммуникативные действия и тактильный контакт. Ответная эмоциональная реакция на коммуникативные действия и тактильный контакт. | |
| |||
Кинезиологическое упражнение «Потряхивание» на снятие мышечного напряжения. Ритуал завершения занятия. Работа с коммуникативной картой «заниматься». Обучение жесту «пока». | - Ласковое слово говорите чаще, Ласковое слово даже меда слаще! Ласковое слово согревает душу, Ласковое слово слушал бы и слушал! Ласковое слово, будто солнце, светит, Ласковое слово нужно всем на свете! - Сегодня мы с вами играли, были хорошими и пригожими, были ласковыми. Молодцы! Вы добрые и ласковые дети! Я говорю вам: «Спасибо». - «Заниматься» - всё! - До свидания, Надя, пока, Фая, пока, Аэлита, пока! | Телесный и эмоциональный контакт. Ответная эмоциональная реакция. Выполняют движения руками с прямой помощью. Дети слушают, смотрят на педагога. Работают с коммуникативной картой (с помощью). Выполняют жест «пока!» с прямой помощью. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по предмету "Коммуникация, правила социального поведения" на тему "Прфессии. Повар".
Конспект урока "Прфессии. Повар" может быть использован на уроках окружающего мира или развития речи в начальной школе....
конспект урока по предмету речь и альтернативная коммуникация
конспект урока по предмету речь и альтернативная коммуникация "Яблоко"...
Конспект урока «речь и альтернативная коммуникация» 1 класс Русская народная сказка «Колобок»
Тема: Русская народная сказка «Колобок». Цель: Знакомство с содержанием и героями сказки «Колобок».Задачи:Образовательные: Познакомить с содержанием сказки «Колобок...
Конспект урока речи и коммуникативной коммуникации в 1 классе VIII вида на тему "Выражение жестами удовольствия (неудовольствия). Разукрашивание (фрукты)"
Конспект урока речи и альтернативной коммуникации для специальной коррекционной школы психолого-педагогической поддержки...
Конспект урока по предмету: «Речь и альтернативная коммуникация» Тема урока: «Мои желания. Покупка школьных принадлежностей»
1 (дополнительный) класс для детей У/О (ИН) вариант2Развитие речевой коммуникации учащихся как способности использовать вербальные и невербальные средства для осуществления общения с окружающими людьм...
Конспект урока по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» (слепые и слабовидящие обучающиеся с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР))
Коммуникация и общение - неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. У слепого или слабовидящего ребенка с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не достат...
Конспект урока по предмету Речь и альтернативная коммуникация во 2 классе. Тема урока: Звук и буква Жж. Слоги и слова со звуком и буквой Жж.
Звук и буква Жж. Слоги и слова со звуком и буквуй Жж. Предложения с данными словамт. Чтение предложений и текстов....