Программа по выявлению способностей Реализация творческого потенциала учащихся в рамках обучения глобальному чтению через изготовление книжек-малышек
рабочая программа по теме
Программа Реализация творческого потенциала учащихся в рамках обучения глобальному чтению через изготовление книжек-малышек
Скачать:
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Самодельная книжка – продукт фантазии ребенка, его воображения, во время изготовления книги ребенок общается со взрослым, открываются большие возможности для совместной продуктивной деятельности ребенка и взрослого.
Дети сочиняют “свободные тексты” не просто так, а для того чтобы рассказать что-то своим близким, друзьям, то есть, тексты имеют коммуникативную функцию. В случае, когда дети сами не могут написать тексты, они просто фантазируют, рассказывают взрослым, и уже их (взрослых) задача услышать и записать рассказ. Но сначала нужно предложить детям нарисовать, пусть даже, графически (в зависимости от возможностей ребенка) придуманное или услышанное; либо, подобрать соответствующую иллюстрацию.
В ходе индивидуальных занятий с детьми в условиях надомного обучения учитель подбирает материал, который будет далее использоваться ребенком при изготовлении книжек, опираясь на полученные знания. Во время занятий с детьми с тяжелой речевой патологией (на этапе обучения глобальному чтению), целесообразно опираться на изученный лексический материал («Овощи», «Фрукты» и т.д.) Тематика занятий с детьми без речевой патологии учитывает программу по чтению и индивидуальные особенности детей. При работе по изготовлению книги интегрируются умения детей по развитию речи, знания по ознакомлению с окружающим, продуктивной деятельности, а также, накапливается словарный запас, развивается связная речь, совершенствуются навыки словообразования, уделяется внимание звукопроизношению, фонематическому слуху, формируется мотивация чтения и грамотного письма. Большое внимание уделяется развитию у детей коммуникативных способностей: дети учатся обсуждать проделанную работу, общаться и с педагогом и с родителями. Постепенно необходимо нацеливать детей на то, что они должны сами наметить программу деятельности, выполнить её и затем перейти к следующему этапу работы. При этом учитываются индивидуальные особенности детей, их интересы.
Цель программы: развивать у учащихся свободу творческой личности, способствовать сотворчеству детей и взрослых, прививать устойчивый интерес к книге, а также бережному отношению к ним.
В процессе изготовления книжек-малышек можно реализовать следующие задачи:
1. Развивать связную речь у детей без речевой патологии (ребенок проговаривает что он делает и как)
2. Развивать умение детей, в зависимости от их возможностей, отбирать темы для своих книжек.
3. Формировать умения подбирать соответствующий материал для заготовок (картинки, стихи, загадки, пословицы); аргументировать свой выбор.
4. Развивать познавательные способности, творческое воображение; творческое мышление;
5.Упражнять детей в умении композиционно правильно располагать изображения, в процессе работы развивать аккуратность.
6. Совершенствовать уровень накопленных практических навыков через продуктивную деятельность (работа с клеем и ножницами).
7. Развить мелкую моторику рук.
8. Сформировать у детей интерес к книге, как мотив подготовки к чтению.
9. Воспитывать любовь и бережное отношение к книге.
Для изготовления книжки-малышки необходимы:
1. Листы белой бумаги
2. Фломастеры, цветные карандаши, восковые мелки
3. Атласная лента
4. Дырокол
5 Цветной картон для оформления обложки.
Ход работы:
Учащиеся без тяжелой речевой патологии | Учащиеся с тяжелой речевой патологией | |
Ребенку дают один лист бумаги и набор фломастеров, восковых мелков или цветных карандашей (либо несколько готовых иллюстраций) | ||
Необходимо задать тему, например, «Однажды в саду..» | Необходимо задать тему, например, «Фрукты» На этапе обучения глобальному чтению, необходимо предложить тему из ранее изученных лексических тем. . | |
Далее ребенок придумывает продолжение истории. | «Неговорящему» ребенку в случае необходимости можно предложить помощь в виде наводящих вопросов. Например, если это рассказ про какой-то фрукт, то можно спросить какой он формы, цвета, размера, на каком дереве растет, как его можно употребить в пищу, что приготовить и т.д. | |
Затем ребенок зарисовывает своё высказывание. Пишет внизу листа предложение, которое придумал. Когда сказка готова листы необходимо скрепить между собой. С помощью дырокола проделать отверстия, вдеть в них атласную ленту и завязать бантиком. | Затем ребенок оформляет подпись к иллюстрации. Ему предлагается выбрать нужное слово, составить словосочетание или предложение из ранее изученных слов. А если ему под силу, то составить слово из слогов или букв. Когда текст готов, листы необходимо скрепить между собой. С помощью дырокола проделать отверстия, вдеть в них атласную ленту и завязать бантиком. | |
Оформление обложки книжки-малышки |
Ожидаемый результат: поднять интерес к творческой деятельности; получение положительного эмоционального отклика от общения с книгой; повышение самооценки детей, гордости за свой труд, развитие речи (у детей без тяжелой речевой патологии), у детей «неговорящих» овладение глобальным чтением и постепенный переход к звуко-буквенному чтению, улучшение способности к распространению предложений; осознанное чтение предложений и небольших текстов и ответов на вопросы.
План мероприятий.
Мероприятие | Дидактические игры | дата | ||
Учащиеся без тяжелой речевой патологии | Учащиеся с тяжелой речевой патологией | |||
1 год обучения | ||||
Тема «Ягоды», «Блюда из ягод» Пересказ, рассказ, описательный, по серии картин | Тема «Ягоды», «Блюда из ягод» (существительные, прилагательные-антонимы; относительные прилагательные. Составление словосочетаний. Глаголы. Простые предложения. Составление слов из изученных букв и слогов. Распространенное предложение. Составление рассказа про ягоды по плану: План рассказа о ягодах 1.Как растёт. 2.Форма ягоды. 3.Цвет.4.Вкус. 5.Польза от неё. | «Назови лесные ягоды». Какой вкус?» «У какой ягоды такой вкус?» Кислый вкус — у крыжовника, у клюквы... «Как растёт?» Облепиха — кустарником, земляника — травкой, «Что так растёт?» На кустиках — ягоды черники, голубики; на кустах — малина... В травке — земляника, клубника. «Кому нужны ягоды?» Животным, птицам, насекомым, людям. «Назови садовые ягоды». «Опиши ягоду». Составить рассказ по плану. «Догадайся по описанию». Красная, мелкая, кислая ягода, растёт на болоте. (Клюква.) «Какая от ягод польза?» | I четверть | |
Тема «Однажды на кухне..» Чтение художественных произведений и составление рассказов по ним | Тема «Посуда», «Части посуды» Работа над связной речью (чтение текста и ответы на вопросы с помощью карточек, по типу тестовых заданий). План рассказа о посуде 1.Вид. 2.Части данной посуды. 3.Из чего изготовлена. 4.Свойства. 5.Назначение. 6.Уход. | «Назови посуду» Чайная — чашка, ...; столовая — тарелка... «К какому виду относится?» Сахарница — чайная посуда, салатница — столовая... «Из чего сделана?» Стакан — из стекла, кастрюля — из железа, чашка у куклы — из пластмассы, блюдце у мишки — из картона... «Какая посуда?» Ваза из хрусталя — хрустальная ваза, глиняное блюдце, железный таз... «Устроим чаепитие». Дети накрывают стол к чаю и называют чайную посуду, затем вежливо угощают гостей (настоящих или кукол). «Накроем стол к обеду». называют столовую посуду и расставляют её для двух персон. «В какой посуде?» Варят — в кастрюле, жарят — на сковородке, едят — из тарелок, пьют — из чашек, стаканов, кружек, бокалов. «Первое, второе, третье, десерт». Дети называют, какая посуда нужна для тех или иных блюд: для первого — глубокая тарелка и ложка... «Как называется?» Посуда для сахара — сахарница... | II четверть | |
Тема «Как я помогал убирать маме» | Тема «Мебель», «Части мебели» Работа над связной речью (соотнесение предложения и серии последовательных картинок) План рассказа о любом предмете мебели Название. Назначение. .Из чего сделана? .Откуда берётся материал? Кто делает мебель? .Какие применяются инструменты? Части мебели. Уход за мебелью. | «Расставим мебель». Учитель называет предметы мебели, и ребенок распределяет их по комнатам (по назначению «Какая мебель?» Обучающий называет комнату, а ребёнок перечисляет мебель, которая могла бы там быть. «Для чего это нужно?» называет предмет мебели, ребёнок — его назначение: кресло — «В кресло можно сесть и расслабиться, отдохнуть; спинка и сиденье в нём мягкие, для рук есть подлокотники — очень удобно сидеть!» | III четверть | |
Тема «Однажды в автобусе..» | Тема «Транспорт», «Части машины», «Профессии на транспорте» План рассказа о транспортном средстве Вид транспорта. Части машины. Из чего сделана машина и какого она цвета? На каком топливе работает машина? Кто управляет машиной и обслуживает пассажиров? Для чего предназначена машина? Правила поведения в транспорте. Как следует обходить машину? | «Назови транспорт». Наземный -трамвай, поезд ...; водный -? «Какой транспорт?» Метро — подземный, автобус — ? «Что двигается по ...?» Как двигается? Поезд — по рельсам; лодка -.?.., Что нужно транспортному средству?» Автобусу — бензин; самолёту — (горючее); «Назови части». Автобуса, поезда…Это часть какой машины?» Пропеллер — вертолёта, Кто обслуживает пассажиров?» В автобусе — кондуктор, в самолёте —?... | IV четверть | |
2 год обучения | ||||
Составление книжки малышки: “Что сниться деревьям?”, “Снежок и березка”, “Здравствуй, весна”. | Изготовление книги “Времена года”. Тема «Времена года» существительные, (прилагательные, обозначающие цвет; прилагательные-антонимы. Составление словосочетаний. Глаголы. Простые предложения. Составление слов и предложений из букв и слогов. Распространенное предложение. Работа над связной речью (соотнесение предложения и серии последовательных картинок) План рассказа об осени Названия месяцев. Состояние погоды, солнца, неба. Продолжительность дней и ночей. Состояние окружающей природы (трава, деревья, реки, озёра). Занятия взрослых и детей. Жизнь птиц. Жизнь домашних и диких животных. Одежда людей. | «Мы помним месяцы» - Я назову время года, а вы — месяцы: - Я назову месяц, а вы — время года: - Какое время года вам больше нравится? Почему? .«Мы знаем погоду». а)Жарко — летом, становится теплее— весной, тёплый дождик — летом б)Летом — жарко, ярко светит солнце... «Какое небо, солнце?» Я назову время года, а вы расскажете о солнце, небе в это время. «Дни и ночи, что длиннее — что короче?» | I четверть | |
Тема «Однажды в магазине…». | Тема «Продукты». План рассказа о продуктах питания Название. Откуда он завезён. Как растёт. Когда и как собирают урожай. В каком виде его едят. Как и что можно из него приготовить. | «Первое, второе, третье, десерт». На каждое слово ребенок называет несколько блюд. «Какое блюдо?» Борщ — первое, кофе — третье... «Как называется?» Приём пищи (еда) утром — завтрак, «Когда бывает?» Ужин — вечером «Молоко, мука». Называет продукты, получаемые из муки, из молока. «Кислое, сладкое, горькое». Кислое — лимон… | II четверть | |
Пересказ по картине | Тема «Грибы». План рассказа о грибах 1.Название.2.Где растёт. 3.Части гриба. 4.Цвет шляпки.5.Как собирать грибы.6.Польза от грибов. | «Назови грибы». Съедобные — ...; несъедобные — ...2. «Какой гриб?» Мухомор — несъедобный, маслёнок — съедобный...3. «Опиши мухомор».У него ярко-красная шляпка в белый горох, очень красивый гриб, но ядовитый. 4. «Какие грибы?» Скользкие, как в масле, — маслята; с красной шляпкой — подберёзовики; толстые в коричневых шляпках — белые грибы. 5. «Где растёт гриб?» подберёзовик — в берёзовых рощах, боровик — в еловом лесу 6. «Какая польза от несъедобных грибов?» 7. «Кто в лесу любит грибы?» Белки сушат их и на зиму прячут в дупло. Ежи на своих колючках приносят грибы ежатам...8. «В каком виде едят грибы?» | III четверть | |
Чтение художественных произведений, составление рассказов по ним | Тема «Цветы». План рассказа о цветке1.Название.2.Где растёт.3.Части растения.4.Форма цветка.5.Цвет. 6.Польза от растения. | «Назови лесные цветы»,«Назови части растения», «Какого цвета?» Ландыши — белого цвета, колокольчики — «Опиши цветок». Составить рассказ о цветке по плану; предварительно детей знакомят с этими цветами. «Догадайся по описанию». Белые лепестки с жёлтым глазком — ромашка; круглый, пушистый, дунешь, и нет его — одуванчик... «Где ещё растут цветы?» В поле, на лугу, в садах. | IV четверть | |
3 год обучения | ||||
Тема «Когда я буду знакомить родственников с моим городом….». Пересказ по картине, по серии картин | Тема «Мой город». (существительные; прилагательные, Составление словосочетаний. Простые предложения Составление слов и предложений из букв и слогов. Простое нераспространенное предложение. Распространенное предложение. Работа над связной речью (чтение текста и ответы на вопросы с помощью карточек, по типу тестовых заданий). План рассказа о городе 1.Название населённого пункта. 2.Название страны, 3.Промышленные предприятия (фабрики, заводы). 4.Школы, аптеки, магазины, больницы. 5.Транспорт. 6.Правила уличного движения (на тротуаре, при переходе через дорогу, при обходе транспорта). 7.Места отдыха. | Как называется наша страна?».«Что такое столица?» .«Назови свой адрес». «Где покупаем продукты?» «Как надо переходить дорогу?» «Расскажи о правилах поведения в транспорте, на улице». Как ты проводишь выходной день?» «Что тебе понравилось в этот выходной? Почему?» | I четверть | |
Тема «Однажды в лесу..» Чтение художественных произведений составление рассказов по ним | Тема «Деревья» План рассказа о дереве 1.Вид дерева. 2.Части дерева. 3.Рост дерева. 4.Сколько лет живёт. 5.Плоды дерева. 6.Какую пользу приносит. | «Назови деревья». Хвойные — ель...; лиственные — ива... «Какое дерево?» Сосна - хвойное, осина - лиственное «Назови части дерева». «Какой плод?» На ели — шишки, на дубе — жёлуди... «На каком дереве?» Серёжки — на берёзе, пух — на тополе.. «И дерево, и кустарник — что это?» Это рябина, черёмуха... «Что на ветках?» У дуба — листья; у сосны — иголки, у липы — листья... «Почему берёза — нянька ели?» «С кем сравнивают берёзу?» «Сравни шишки ели и сосны». У ели шишка длиннее и тоньше. «От какой ветки детки?» По листьям можно узнать дерево «Найди листочек». | II четверть | |
Тема «Однажды на рыбалке…». | Тема «Рыбы». План рассказа о рыбе 1.Название 2.Части тела. 3.Поведение. 4.Чем питается. 5.Как появляется потомство. 6.Какая польза. | «Назови рыб». Хищная — нехищная». Акула — хищная, сазан — нехищная....«Назови морских животных». «Кто это?» Пескарь — рыба, бабочка — насекомое... «Назови части тела рыбы»..«Чем питаются рыбы?»«Что главное у хищной рыбы?» | III четверть | |
«Если бы я стал насекомым… Самостоятельное изготовление книжки –малышки. | Тема «Насекомые». План рассказа о насекомом 1.К какой группе относится.2.Части тела насекомого.3.Его окраска.4.Чем питается. 5.Поведение насекомого. 6.Как спасается от врагов.7.Польза от насекомого. | .«Как передвигается?» Бабочка — порхает, «Назови части тела насекомого» ..«У кого два крыла, у кого — четыре?». «Какой звук издают?» Комары пищат, шмели гудят, бабочки летают бесшумно....«Кто издаёт такой звук?» Гудит — жук, шмель»Где живут пчёлы?» Кто быстро летает?» Как спасаются насекомые?».«Какая от насекомых польза?» | IV четверть |
Средства контроля реализации программы:
- занятия,
-презентация книги,
-выставки книг,
- мониторинг,
- анкетирование родителей,
- диагностика развития речи детей.
Методы и технологии:
- чтение и беседа о художественном произведении, составление рассказов по ним
- пересказ с опорой на картину или серию картин
- составление рассказа с опорой на план
- изготовление книги детьми
- презентация книги
- выставка книг
В результате дети должны начать создавать книги своими руками, расширить словарь по различным темам, сочинять собственные произведения и рисовать картинки (подбирать иллюстрации) для оформления собственных книг.
На таких занятиях дети раскрепощаются, раскрываются, начинают активнее общаться с педагогом и родителями, что-то придумывать.
Самостоятельное издание книг пополняет знания детей с ОНР (общим недоразвитием речи) об окружающем мире, развивает связную речь, творческие способности детей, трудолюбие, самоконтроль, аккуратность и ответственность.
В жизнь детей вносится элемент созидания. Дети видят плоды своего труда, бережное и внимательное отношение к их работам со стороны учителя и родителей. Для любого ребёнка важно осознать, что он сам смог что-то сделать, участвуя в общем деле. Это способствует повышению самооценки, повышает его значимость в своих и чужих глазах, способствует развитию ребёнка как личности.
Список использованной литературы:
Журнал “Дошкольное воспитание”,
Журнал “ Обруч”
С.Прудовская “Книжкины затеи” М., 2007
Лозбякова М.И. Учимся правильно и чётко говорить: Пособие для логопедов, воспитателей, родителей. М.: Вентана- Графф, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческого потенциала учащихся. Возможности обеспечения преемственности технологии развития творческого потенциала учащихся (система РО Л.В.Занкова).
Материал участника II Всероссийских Занковских педагогических чтений...
"Развитие творческого потенциала учащихся через организацию урочной и внеурочной деятельности в начальной школе (из опыта работы)".
Развитие творческих способностей – важнейшая задача начального образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самос...
Реализация проектной деятельности посредством творческого потенциала учащихся
В данной статье отмечается положительное влияние метода проекта на мотивационную, когнетивную, коммуникативную и эмоциональную сферы младшего школьника, а также рассматриваются труности по в...
Создание условий для успешной реализации творческого потенциала учащихся через театрализованную деятельность.
Выступление на Республиканском семинаре....
Программа по выявлению и развитию творческих и познавательных способностей учащихся.1-4 классы
Развитие каждой личности и выявление одарённых детей....
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩИХСЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Главной целью современной школы является разностороннее развитие детей, в том числе творческое, их познавательных интересов,...