Развитие творческого потенциала учащихся. Возможности обеспечения преемственности технологии развития творческого потенциала учащихся (система РО Л.В.Занкова).
статья (русский язык) на тему
Материал участника II Всероссийских Занковских педагогических чтений
Скачать:
Предварительный просмотр:
Будаева Е.Е.
учитель высшей категории
МОУ «СОШ № 95 УИОП» г. Омска
Материал участника
II Всероссийских Занковских педагогических чтений
Развитие творческого потенциала учащихся. Возможности обеспечения преемственности технологии развития творческого потенциала учащихся
(система РО Л.В.Занкова).
Развитие творческого потенциала является важнейшей задачей начального образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Да и сами педагоги начинают осознавать, что истинная цель обучения - это не только овладение определенными знаниями, умениями и навыками, но и развитие наблюдательности, сообразительности, воображения, воспитание творческой личности в целом.
Развитие творческого потенциала учащихся возможно лишь при такой организации жизни учеников, которая создает потребности и возможности для детского творчества. Этому способствует свободная атмосфера в школе и классе, доверие и уважение со стороны учителя, предоставление ученикам самостоятельности, внимание к интересам каждого ученика, к его склонностям, здоровью, разностороннему развитию и способностям.
Как правило, отсутствие творческого начала зачастую становится непреодолимым препятствием в старших классах школы, когда требуется решение нестандартных задач, интерпретация материалов первоисточников и т. п. Основные же проблемы начальной школы фокусируются больше на познавательных процессах - внимании, мышлении, памяти, хотя именно у младшего школьника в гораздо большей степени сохраняются черты сензитивности для развития творческих способностей.
Попытаемся взглянуть на проблему развития творческого потенциала учащихся через систему построения учебников начального звена и рассмотрим дидактические требования к учебному материалу, которые выдвигает А.В.Полякова:
1. Учебный материал должен отвечать свойствам многогранности, коллизий и вариантности.
2. Учебный материал должен быть представлен не только в виде готового информационного изложения, но и в таких формах, которые предполагают самостоятельную деятельность учащихся по усвоению этой информации или добыванию новых знаний.
3. Учебный материал должен отвечать целенаправленной деятельности учащихся по усвоению системы знаний, формированию умений и навыков как на репродуктивном, так и на творческом уровне.
4. Учебный материал должен систематически требовать от учащихся применения знаний не только в знакомых, но и в новых, нестандартных ситуациях.
5. Учебный материал формирует общие умственные действия, прежде всего действия классификации (группировки) знаний.
6. Учебный материал может обеспечить взаимосвязь ранее усвоенных и новых знаний в процессе усвоения нового, если отвечает свойству процессуальности.
7. Учебный материал ориентируется на такие методы и приемы усвоения, которые обеспечивают формирование обобщений как индуктивным, так и дедуктивным путем.
8. В структуре каждой темы отражаются этапы организации учебного материала: первый - система заданий поискового типа, ведущая к раскрытию определенной единицы усвоения (понятия, правила, действия); второй - сличение результатов самостоятельной работы с приведенными в учебнике определениями, правилами, описаниями действий; третий - упражнения на применение знаний, выявленных на первом и втором этапах;
9. Учебный материал организуется с учетом различных учебных возможностей учащихся, т.е. обладает свойством вариативности по степени трудности для учащихся.
Как видим, требования к учебному материалу глубоко пронизаны элементами формирования творческой личности.
Творчество же следует развивать на различных занятиях: уроках труда, музыки, математики, физической культуры, изобразительной деятельности, природоведения. Но родной язык всегда был и остается главным предметом в начальной школе, ему принадлежит решающая роль в духовной жизни ребенка. Родной язык в школе - это инструмент познания, мышления, развития, он обладает богатыми возможностями творческого обогащения.
Учебник «Русский язык» (А.В.Полякова) составлен на основе дидактических требований к учебному материалу и содержит множество учебных заданий, которые направлены на развитие активного, самостоятельного творческого мышления младших школьников.
1 класс
- Прочитайте буквы. Запишите как можно больше слов, составляя их из этих букв:
а, е, и, б, м, д, л.
- Составь предложение по схеме-модели.
2 класс
- Составь и запиши по два предложения из каждой строчки слов.
Мама, молния, пришила, сверкает, молнию.
Из трубы, папа, идет, дым, идет.
Пишу, рву, мягкий знак, мягкий мох.
- Выпишите однокоренные слова. Выделите корень.
Лес, лесной, лесочек, лесник, роща, лесничий, лесистый, лестница.
Лед, ледок, ледяной, ледник, сосулька, след.
3 класс
- Подберите и запишите как можно больше проверяемых слов к проверочному:
Гнезда, шалость, корм, бег, шаг, соль.
- Спишите словосочетания. Припишите к каждому прилагательному другое
прилагательное, которое поясняло бы первое в данном сочетании:
Свежая газета, свежее полотенце, свежий ветер, свежая зелень, свежая булка.
- Образуйте от данных существительных однокоренные существительные другого
склонения и запишите слова парами:
Площадка, тетрадка, ладошка, горсточка, елка, морковка, печка, мышка, сетка,
кисточка, дочка, косточка, мама.
4 класс
- Придумайте и запишите сложное предложение, состоящее из двух простых.
- 1. Придумайте и запишите по одному предложению с местоимениями 1, 2 и 3-го
лица во множественном числе. 2.Придумайте и запишите предложение, употребив
местоимение Вы.
- С данными корнями образуйте глаголы неопределенной формы при помощи
суффиксов -а-, -я-, -е-, -и-.
Жар-, реш-, чист-, ум-, руб-, се-, дар-, хохот-, па-, готов-, уч-, бол-, мороз-.
Кроме этого, в программе большое внимание уделяется письменным творческим работам - сочинениям. Первостепенная роль при написании сочинений отводится свободным высказываниям детей. На первых этапах обучения особенно важно раскрыть творческую инициативу ребенка, развить интерес к самостоятельному написанию сочинений, прежде всего на основе собственных наблюдений и впечатлений детей.
Таким образом, учебник «Русский язык» (А.В.Полякова) предлагает систему упражнений и заданий для формирования творческой личности:
- задания на развитие наблюдательности, общительности, речевой и общей активности, сообразительности, привычки анализировать и осмысливать факты, которые являются предпосылками для творческой деятельности;
- разнообразные типы сочинений, которые служат самовыражению индивидуальности, личности ученика;
- задания для исследовательской деятельности учащихся в познавательном процессе.
Вопрос о преемственности обучения между начальной и средней школой не является новым. Однако, несмотря на многочисленные обсуждения этой проблемы, практика ее решения пока далека от теории.
Важнейшей причиной трудностей, обусловливающих переход в среднюю школу, является дезадаптация детей в новых условиях учебной деятельности. Ее можно сравнить со сложностями адаптационного периода в I классе. Однако, кроме объективной новизны ситуации обучения, характерной для I и V классов, в данном случае добавляется еще так называемый субъективный фактор: отсутствие единых требований по многим вопросам учебной деятельности между начальной и средней школой. В частности, по следующим аспектам:
- взаимодействие программ обучения: зачастую класс, обучавшийся в начальной школе по одной из развивающих систем обучения, переходя в среднюю школу, возвращается к традиционной системе;
- преемственность форм и методов обучения: темпа, объема и уровня изложения предметного материала, а также требований к качеству его оформления. Уровень изложения знаний в средней школе, конечно, значительно отличается (по разным параметрам) от того, который принят в начальной школе. Поэтому нельзя забывать, что дети, перешедшие в V класс, должны адаптироваться к новым условиям деятельности: к индивидуальному стилю преподавания учителей, к более быстрому темпу работы, к правилам выполнения новых заданий и т.д.;
- и, наконец, единство (точнее, его отсутствие) подхода к критериально-оценочной деятельности в начальных и средних классах. Не секрет, что многие «отличники» и «хорошисты» начальной школы при переходе в среднюю меняют свой «статус» на более низкий. И это далеко не всегда связано только с объективными трудностями обучения.
Решение проблем преемственности начального и основного звена школы невозможно и без учета опыта межличностных отношений участников учебно-воспитательного процесса.
Все эти проблемы ученик более успешно решит в привычной системе обучения. Для этого необходим коллектив педагогов, знающий и разделяющий идеи, содержание и методы обучения, направленные на максимальное общее развитие учеников, а также система программ и учебников, методических пособий и дополнительных учебных материалов, подчиненных этой же цели. Только в этом случае начальная школа станет не подготовкой к основной школе, а органической ее частью.
Программы и учебники 5 класса традиционной системы построены на идее повторения и закрепления основных тем начального образования.
Так, проведённый Н.В.Нечаевой анализ учебников русского языка 5 класса показал, что в первом полугодии школьники часто даже не проходят ни одной новой орфограммы, пройденные в начальной школе. Так же представлен в этот период и новый грамматический материал.
Работа по этим учебникам не позволяет реализовать одно из основных условий развития, связанное с изучением содержания учебных предметов - быстрый темп продвижения в изучении нового. Дальнейшая реализация этого условия в учебном процессе требует таких программ и учебников, которые позволяют раскрыть разные стороны вновь приобретаемых знаний, углубляя и связывая их со старыми без многократных и однообразных повторений прошлого материала. Особенно это требование касается учебников 5 и 6 классов.
В среднем звене учителя русского языка, работающие с детьми-занковцами, используют учебник под редакцией М.М.Разумовской и П.А.Леканта для традиционной системы. Особенностью данного учебника является направленность процесса обучения на речевое развитие. Это, прежде всего, выражается в организации работы, связанной с формированием всех видов речевой деятельности, в том числе и формированием навыков чтения лингвистических текстов. Все это направлено на отработку важнейших умений и навыков, обеспечивающих поэтапное развитие устной и письменной речи учащихся.
В учебник введена специальная рубрика «Учитесь читать и пересказывать лингвистический текст», которая сохраняется на всем протяжении обучения в среднем звене школы.
Учебник содержит систему заданий («Выпишите предложение, передающее главную мысль», «Составьте план по абзацам», «Выпишите новые термины» и др.), которая направлена на развитие внимания учащихся, помогает осмыслить текст, и облегчает его пересказ.
В учебнике в упражнениях преобладают художественные тексты, есть и публицистические. На этих текстах отрабатываются навыки выразительного чтения, тесно связанные с анализом образно-эстетических особенностей соответствующих отрывков.
Постоянными являются задания на обнаружение изучаемых грамматических категорий: выписать слова определенной части речи или конкретной грамматической формы, заданной морфемной структуры; выписать слова с переносным значением, синонимы, антонимы, омонимы; найти сложное предложение или предложение с однородными членами и т.д.
Кроме того, в учебнике предусматриваются высказывания учащихся (типа небольших своеобразных сочинений) на основе репродукций картин и фотографий с заданием употребить определенные части речи, грамматические конструкции и т.п.
В разделе «Речь» дается система заданий, сочинений и изложений, рассчитанных на всестороннее развитие у учащихся навыков связной речи в опоре на речеведческие понятия стилей и типов речи, текста.
Таким образом, рассмотрев учебник и некоторые аспекты организации учебного процесса по русскому языку в 5 классе, мы обнаружили справедливость выводов Н.В.Нечаевой.
В данном учебнике мы обратили внимание на возможность самовыражения учащихся посредством написания сочинений, а также обнаружили некоторые творческие задания в упражнениях (составить словосочетания, предложения; нарисовать иллюстрацию к стихотворению). Однако данные задания и упражнения встречаются крайне редко и скудны на разнообразие, они не составляют системы для творческой деятельности. Стоит отметить, что и сами авторы учебника такой задачи перед собой не ставят. И если только учитель, который будет работать по этому учебнику, сам является творческой личностью, то, возможно, он продолжит работу по развитию творческого потенциала учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческого потенциала учащихся начальных классов на уроках и во внеурочное время. Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ «Ижевская средняя общеобразовательная школа» Зиганшиной Зинаиды Николаевны.
Актуальность темы основывается на решении следующих проблем:снижение общей культуры учащихся, грамотности, интереса к учёбе, к чтению;отсутствие нравственного ориентира;заниженная самооценка уча...
Авторская программа «Развитие творческого потенциала учащихся начальной школы посредством проектно-исследовательской деятельности»
Пояснительная запискаГлобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, метод...
Литературное чтение как способ развития творческого потенциала у учащихся.
Урок литературного чтения даёт массу возможностей для творческой работы. Я предалагаю вашему вниманию различные виды работ по развитию креативности....
«Развитие творческого потенциала учащихся средствами ТРИЗ – технологии развивающего обучения».
Приёмы фантазирования.«Оживление – окаменение».Сказка, где главные герои – два неживых предмета. Клавиатура и компьютер....
Развитие творческого потенциала учащихся начальных классов на уроках.
Развитие творческих способностей учащихся на уроках. Главное направление развития системы образования находится в решении проблемы личностно-ориентированного образования, такого образования, в ко...
"Развитие творческого потенциала учащихся начальных классов на уроках и во внеурочное время"(из опыта работы)
В условиях быстро меняющегося мира от человека требуется всё большее применение его творческих возможностей, так как именно творческая личность способна не только адаптироваться к изменениям, но и ста...
"Развитие творческого потенциала и личностных возможностей ребёнка в процессе обучения и воспитания".
Сегодня ключевыми качествами современной личности становятся творчество, креативность, умение отстаивать свои позиции, принимать нестандартные решения, быстро адаптироваться к условиям постоянно измен...