Игра-путешествие для учащихся начальных классов о художественных промыслах
методическая разработка на тему
Путешествие за птицей счастья. Сценарий для младших школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_puteshestvie_po_rossii.docx | 114.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра-путешествие для учащихся начальных классов о художественных промыслах
Путешествие за птицей счастья. Сценарий для младших школьников
Пойдем за сказкой,
Сказка недалече.
Я покажу волшебную Страну...
Н. Журавлев
Цели: расширить представление учащихся о художественных промыслах; формировать любознательность, воспитывать патриотизм.
Оборудование:
- карта маршрута;
- изделия русских мастеров, выполненные в различной технике (изделия из дерева, вышивка, кружева);
- резная деревянная «птица счастья».
Ход классного часа
Ведущий. Здравствуйте, дорогие друзья. Сегодня мы приглашаем вас в необычное, увлекательное и познавательное путешествие.
Сейчас можно отправляться отдыхать за границу. Люди мечтают отправиться полюбоваться заморскими чудесами. И многие даже не подозревают о том, какими чудесами богата наша Родина. В большущей нашей России есть не только полезные ископаемые и бескрайние просторы. Здесь - и самые лучшие поэты, самые лучшие художники, ученые... А еще замечательные умельцы... Туда, где живут и грудятся эти талантливые мастера, и лежит наш путь. Мы назвали нашу экскурсию «В поисках радости». Название не случайно. Сегодня наша цель - найти в окружающем мире радость, увидеть сказку.
Указывать дорогу нам будет вот эта птичка, с любовью сделанная руками человека. А помогать ей будут наши гиды и экскурсоводы.
Учитель. Итак, куда путь-дорогу держим?
Гид. Приготовьтесь, дорогие путешественники, скоро - первая остановка. Достаньте теплые вещи, потому что наш курс - на север России. В город Архангельск.
Чтец.
Белый снег,
Белый дым,
Белой ночи уют.
Даже море холодное
Белым зовут.
Белокаменный город
Над белой волной,
Белогрудые чайки
Парят над Двиной,
Лебедями на рейде
Белеют вдали
Корабли,
Корабли,
Корабли...
...Кругом белым-бело, аж глаза режет. А если бы наше путешествие было летом, то мы не смогли бы оторвать глаз от замечательных пейзажей. Вокруг - леса, леса. Небо совсем не такое, как на юге. Оно низкое, неяркое. Ивай-чай малиновым цветом окрашивает пригорки. Все просто, сдержанно. А еще очень красивые на Севере люди.
Чтец.
Всю зиму — ночь.
Все лето - день.
...А люди!
Не опишешь даже –
Преудивительный народ!
Давайте послушаем экскурсовода, который расскажет нам о богатствах и достопримечательностях Севера.
Экскурсовод. Сказочный край белых ночей и северных сияний - родина Ломоносова и колыбель русской культуры. Здесь суровый климат, здесь не очень щедрая земля: камни, глина, песок. И все-таки это сказка.
Русский север - край замечательных, мужественных и щедрых людей - поморов. В здешних деревнях до сих пор не запираются на замок двери, в любом доме встретят как родного. Накормят, напоят, да еще в дорогу снарядят. И наверняка подарят какую-нибудь неповторимую вещь, сделанную натруженными руками умельца, художника.
О том, чем славится Север и что может оказаться в чемодане туриста, - мой рассказ.
Как во всякой лесной стороне, дерево на Севере всегда было самым распространенным материалом. На первом месте в искусстве Древней Руси была резьба по дереву.
Путешественники, побывавшие на Севере, на всю жизнь сохраняли в памяти чудеса, сделанные из дерева обычными инструментами.
Люди, жившие большую часть времени в зимний период, видевшие снежные равнины, мечтали о других пейзажах, о солнце, о зелени, о цветах. Долгими зимними вечерами, слушая завывание студеного северного ветра, они вырезали на дереве свою мечту. И когда из-под пилы и топора им улыбалось деревянное резное солнышко - то даже ветер становился теплее. Люди ласково называли его «сиверко».
А иногда свою мечту северные мастера рисовали красками. И тогда люди любовались другим видом искусства - росписью по дереву.
Резьбой и росписью мастера украшали не только мелкие предметы быта (короба, туеса, кружки), но и мебель: столы, лавки, полки, сундуки.
У нас есть возможность показать вам некоторые вещи, украшенные настоящими архангельскими мастерами. Специалист поможет вам расшифровать узоры.
Учащимся демонстрируют расписной короб, шкатулки и солонки, украшенные резьбой по дереву.
Экскурсовод. Деревянная резная и расписная посуда очень ценилась в давние времена. Она подносилась в дар царям и царицам, заезжим московским гостям вместе с изделиями из серебра и золота. Полюбоваться и вправду было чем.
Если внимательно рассмотреть резной узор на деревянном изделии северного умельца - то обязательно увидишь круг или несколько кругов. Как вы думаете, почему это обязательный элемент?
Конечно, это символ солнца, которое так редко ласкает своими лучиками северян. Тоской по солнцу объясняется и цвет деревянной резьбы. Северные мастера не любили красить светлое изделие, а лишь покрывали его прозрачным лаком.
Если же мы посмотрим па роспись (например, короб), то увидим, что и здесь чувствуется тоска по свету, по теплу, по солнцу, по лету. В росписи обязательно будут: круги (солнце), листочки (зелень), птица Сирис, приносящая счастье, и петухи, так как они первыми предупреждают людей о приходе нового дня.
Цвета, краски, которыми пользовались художники, всегда одни и те же: красный, желтый, зеленый. (Вы можете их объяснить?)
Один из видов резьбы - резьба по березовой коре — по бересте. У вас сегодня есть редкая возможность посмотреть одно изделие, выполненное в этой технике.
Вопрос туристов:
- Многие ли жители Севера умели вырезать по дереву или расписывать деревянные изделия?
Ответ. Мужчины должны были уметь это делать. Существовал даже обычай: посватался парень к девушке, значит, должен подарить ей прялку собственной работы. И чем прялка наряднее, тем больше чести и уважения будущей семье.
Демонстрация иллюстраций, фотографий, изделий.
Гид. На Севере сказка и явь в соседстве живут. Порой не различить даже, где сказка кончается, где начинается. Издавна северяне - выдумщики знатные. Умеют они быль в сказку оборачивать. Те, кто решил посетить Север, обязательно должны побывать в рукотворной сказке - в Архангельском музее деревянного зодчества. 78 гектаров занимает это собрание памятников народной деревянной архитектуры. Ыа зеленых лесных холмах, среди дикой природы, вознеслись к небу колокольни древних рубленых храмов, разметали крылья ветряные мельницы.
...За более полной информацией обратимся к экскурсоводу.
Экскурсовод. Резьбой и росписью украшали мастера дома, церкви. Плотники соперничали в искусстве строительства с теми, кто использовал камень. Все свое умение, весь свет своей души они вкладывали в избы. Те, кто впервые попадает на Север, удивляются русской избе.
Дом, поставленный помором, напоминает неприступную крепость.
Гордый и сильный северянин не жалел бревен и возводил крепость, которой не страшны ни полярная ночь, ни хищный зверь, ни злой лихой человек. Всего дороже, говорилось в народе, честь сытая да изба крытая. Всю свою душу вкладывали умельцы в свои творения. И получалась в конце концов красотища! Выло раньше слово па Руси, обозначавшее несравненную красоту, - «лепота». Был в истории Руси случай, когда царь Иван Грозный, увидевший великолепный храм, созданный русскими мастерами, побоялся, что эти мастера создадут еще где-то такую лепоту, -- и велел ослепить зодчих, выколов им глаза.
В наши дни люди хотят сохранить замечательные постройки, созданные умельцами, и создают музеи. Один из самых известных музеев под открытым небом есть недалеко от Архангельска, в живописном местечке Малые карелы. Сюда изо всех деревень перевозят старинные дома, построенные из дерева, чтобы все могли ходить и любоваться этой деревянной сказкой.
Вопрос туристов:
- А как же можно разобрать и собрать такой дом, как можно вытащить все гвозди, которые проржавели от времени?
Ответ. Древние строители создавали дома без гвоздей. Они использовали специальные приспособления из дерева, которыми скрепляли постройку.
Кстати, то, чем украшали люди свои дома, имело четкий смысл. Думаю, стоит послушать человека, знающего толк в орнаментах, которые были на домах.
Экскурсовод. Действительно, каждая фигура, вырезанная или нарисованная, имела свой смысл.
1) Человек вырезал дугу - все понимали, что это радуга. Она, по мнению людей, означала дружбу между небом и землей. А если такая дружба будет - значит, будет урожай, счастье.
2) Деревенский мастер вырезал на ставенках петухов - и это было понятно каждому. Утром люди открывали ставни и видели петухов, которые напоминали, что пришла пора трудиться.
3) А крышу северяне любили украшать солнцем - символом жизни и счастья, или резным коньком - гордым, летящим вдаль.
Вопрос туристов:
- Была ли у мастеров-строителей какая-то особая, важная работа в доме? Над какой частью дома они особенно кропотливо работали?
Ответ. Огромное значение умельцы придавали крыльцу. Это отражение души хозяина, его гостеприимства, доброты. Сегодня уже говорили о сохранившемся обычае не запирать дверь. Сторожем служит обычная метла. Если она приставлена к косяку - значит никого нет. Все вымелись. Но, наверное, гости не очень-то расстраивались, увидев такой знак. Они могли полюбоваться резным крылечком.
Гид. Хоть и красив Север, но зима - штука серьезная. Мороз стоять на месте не велит. Да и сиверко что-то очень уж осерчал. Птичка - наша проводница - тоже на юг развернулась. Последуем за ней.
Итак, знакомьтесь: еще один чудесный уголок нашей Родины - город Вологда. Это еще север: те же леса, холмы, неторопливая речка с необычным названием Сухона. Но солнышко здесь бывает чаще, и лето чуточку длиннее.
Здесь тоже режут по дереву, рисуют. Но прославилась Вологда не этим. Слава ее - кружева.
Экскурсовод. Кружево - всего лишь украшение, без которого можно было бы обойтись; но нет, не обходится человечество без него. Говорят, в давние времена вокруг кружев было много страстей. По кружевам сходили с ума, па кружевах разорялись, за них заточали в тюрьмы, били плетьми.
Но пока люди ищут радости - до тех пор будут они увлекаться и кружевами. О том, что могут сотворить руки человеческие в поисках мечты и радости, вам много сегодня рассказали. Но обойти в разговоре о сказке вологодские кружева - нельзя. И говорить о кружевах нельзя. Их надо видеть. На них надо смотреть!
В Вологде в начале XIX века никому и в голову не могло прийти, что город прославится кружевами. Были здесь вышивка, вязание... До тех пор, пока одна крестьянка не придумала новый узор, да сплела его не крючком, а па коклюшках. Это круглые гладкие палочки с углублением на концах, куда нитки наматываются. Чем кружево сложнее, тем больше нужно коклюшек, иногда одновременно задействовано от 160 до 200 штук. Местные мастерицы принялись осваивать новый «рецепт» плетения кружев. И так освоили, что на весь мир маленькую свою Вологду прославили. Свои рисунки кружевницы брали в северных пейзажах, срисовывали их с окон, распушенных морозом, просили у трудолюбивой спокойной речки.
Слушая стук коклюшек, напевая мелодии, они плели свою кружевную льняную песню. Несли людям радость. Делали их красивыми.
Гид. Эх, как ни крути, а вот самое правильное содержится в пословицах. Одна из них гласит: «В гостях хорошо, а дома - лучше».
Посмотрел я, с какой любовью кружевницы свою Сухону на коклюшках плетут, и захотелось мне на юг, на берега родной Волги. Тем более, что именно на Волге расположен последний пункт нашего путешествия. Слышите, как постукивают деревянные ложки? Видите, как переливаются они золотом на солнце? Это городок Хохлома Нижегородской области.
Экскурсовод. Хохлома - еще один вид росписи по дереву. Золотая хохлома - гордость Нижегородской (ранее Горьковской) области. Свое название роспись получила от села Хохлома, которое считается родиной этого искусства. По всему миру разошлись золотые хохломские ложки, ладьи, ковши, бочонки.
Почему же именно цвет золота пришелся по душе мастерам? Все очень просто. Золото - символ богатой жизни. Представьте себе, как приятно было в небогатом доме крестьянина поставить на стол посуду, отливающую золотом, украшенную гроздьями рябины, травами.
В хохломской росписи можно встретить и зеленый, и черный, и красный цвет - по их совсем немножко. Всего лишь по капельке. Все остальное - золото, золото, золото.
Хохломская роспись в прежние времена очень ценилась в мире. Ее можно было приобрести даже на заморских базарах, изделия с хохломой украшали дворцы императоров. Но этой утварью пользовались крестьяне, желающие украсить свой быт.
Сегодня же люди просто любуются этой сказкой. И если приобретают ее - то вовсе не для того, чтобы налить гуда суп, а для того, чтобы поставить на видное место, любоваться.
Гид. Ну что ж, дорогие туристы, наш круиз подошел к концу. Много мест на нашей карте пока осталось непознанными. Но это - маршрут других путешествий. А сегодня наша провожатая уже устала. Ей надо отдохнуть, почистить перышки и продумать маршрут будущих экскурсий.
Учитель. Итак, дорогие друзья, путешествие наше закончилось. Но много тайн и чудес осталось пока неизвестными. Следующая бригада экскурсоводов поведет нас по новым маршрутам.
Игра путешествие по природным зонам нашей Родины в начальной школе
КВН для младших школьников
Ход мероприятия
Ведущий. Ребята! Сегодня нам предстоит совершить увлекательное путешествие по природным зонам нашей Родины. Во время путешествия мы услышим и увидим много интересного о природе, растениях и животных нашей страны. В путешествие отправляются 3 команды. Давайте с ними познакомимся.
I. Приветствие команд.
Команды выстраиваются на сцене и по очереди представляют свои названия.
Ведущий
Сейчас каждая команда должна определить, из какой природной зоны они начинают своё путешествие.
II. Путешествие.
Задание 1.
Ведущий. В этом конкурсе мы выясним, как команды знают природные зоны России.
Каждой команде вручается конверт - письма с описанием природных зон. Каждая команда должна назвать предложенную зону.
1-й конверт. Это безлесная заболоченная равнина на севере нашей Родины. Природа здесь сурова. Зима ветреная, холодная, с морозами свыше 50 градусов. Зима длится 8-9 месяцев. Снега немного. Поэтому земля промерзает на большую глубину. (Тундра.)
2-й конверт. Эта зона - бескрайние равнины, безлесные просторы. Зима здесь короткая, довольно холодная, особенно на востоке. Лето продолжительное, жаркое. Дождей выпадает немного, в основном летом. (Степь.)
3-й конверт. Поверхность этой зоны во многих местах покрыта песчаными барханами. Здесь редко бывают дожди. Лето продолжительное, жаркое и сухое. Зима короткая, нехолодная. Температура зимой достигает 30 и больше градусов мороза. (Пустыня.)
Задание 2.
Ведущий. В этом конкурсе командам предстоит встретиться с представителями животного мира разных природных зон.
Командам раздаются карточки с кроссвордами. Кроссворды нужно разгадать и определить, из каких природных зон эти животные.
1-я команда.
1 команда
1. Небольшой грызун, роющий сложные норы, в которых живут группами. (Песчанка.)
2. Пресмыкающееся с длинным хвостом, который оно может отбросить в момент опасности. (Ящерица.)
3. Крупное млекопитающее, способное долгое время обходиться без нищи и воды. (Верблюд.)
4. Жук крупного размера, скатывающий из навоза шарики. (Скарабей.)
2-я команда.
2 команда.
1. Небольшой грызун с пушистым хвостом, живущий на деревьях. (Белка.)
2. Крупное млекопитающее с красивыми ветвистыми рогами. (Олень.)
3. Крупное животное впадающее зимой в спячку. (Медведь.)
4. Хищное животное, живущее стаями. (Волк.)
3-я команда.
3 команда.
1. Грызун, живущий в норах, портит посевы зерновых культур. (Суслик.)
2. Насекомое, способное стрекотать и перелетать на небольшие расстояния. (Кузнечик.)
3. Крупная птица с острым зрением, поедающая мелких грызунов. (Орел.)
4. Ядовитое пресмыкающееся, ползающее и питающееся мелкими грызунами. (Гадюка.)
III. Конкурс болельщиков.
Ведущий. Болельщики могут принести своим командам дополнительные очки. Нужно вспомнить и пропеть строки из песен, где упоминаются животные или растения. За каждую песню команде набавляется 1 очко.
IV. Конкурс художников.
Каждая команда рисует зверя или птицу одной из природных зон. Если соперники отгадают нарисованное, то им присуждается очко.
V. Конкурс капитанов.
Ведущий. К нам поступили жалобы обитателей лесов, садов, огородов. Капитанам команд необходимо определить имя жалобщика и ответить, обоснована эта жалоба или нет.
Жалоба 1. Ох, и не любят же меня люди. Голос, видите ли, мой не нравится и глаза, говорят, у меня не красивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы иногда некоторым сидеть без хлеба. Так вот подумайте хорошенько, обижать меня надо или любить? (Сова. С 1964 года находится под охраной. Одна серая сова за лето уничтожает более 1000 полёвок, которые способны уничтожить за лето 1 тонну зерна.)
Жалоба 2. На земном шаре нет, пожалуй, такого существа, о котором рассказывали бы столько легенд и небылиц, как о нас. Не нравится, что темноту мы любим, что на обычных птиц и зверей не похожи. Но мы же друзья человеку, а не враги. Что же нам делать? Ведь мы такими уродились. Обижают нас часто. (Летучая мышь.)
Жалоба 3. Сама знаю, что не красавица я. Окажись я рядом, многие шарахаются в сторону, а то ещё камнем бросят или ногой пнут. А за что? Не всем же быть красивыми! А польза от меня людям большая. (Жаба. Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы - принеси жабу, тараканы исчезнут.)
IX. Подведение итогов.
Слово предоставляется членам жюри, которые подводят итоги соревнования, объявляют победителей, вручают им призы.
1-й конверт. Это безлесная заболоченная равнина на севере нашей Родины. Природа здесь сурова. Зима ветреная, холодная, с морозами свыше 50 градусов. Зима длится 8-9 месяцев. Снега немного. Поэтому земля промерзает на большую глубину. (Тундра.)
2-й конверт. Эта зона - бескрайние равнины, безлесные просторы. Зима здесь короткая, довольно холодная, особенно на востоке. Лето продолжительное, жаркое. Дождей выпадает немного, в основном летом. (Степь.)
3-й конверт. Поверхность этой зоны во многих местах покрыта песчаными барханами. Здесь редко бывают дожди. Лето продолжительное, жаркое и сухое. Зима короткая, нехолодная. Температура зимой достигает 30 и больше градусов мороза. (Пустыня.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра-путешествие "В Городе дорожных наук" для учащихся начальных классов
Задачи:1.Ознакомить со знаками дорожного движения. 2.Научить детей различать знаки по группам (указательные, предписывающие, предупреждающие,запрещающие) 3.Воспитывать интерес к знаниям...
Образовательный проект «Проектная деятельность как способ развития художественно- творческих и речевых способностей учащихся начальных классов»
В результате реализации проекта у детей возрос интерес к экспериментированию с различными материалами, совершенствовались изобразительные навыки, произошло накапливание впечатлений, личного опыта, обо...
Игра - путешествие "Чистота - залог здоровья" 3 класс
Игра проводится в 3 классе, как одно из внеклассных мероприятий....
Воспитание патриотизма и гражданственности у учащихся начальных классов, через знакомство с русскими народными промыслами и ремеслами.
Проектная работа....
Значение предметов художественно-эстетического цикла в воспитании культуры учащихся начальных классов
Непосредственное соприкосновение учащихся с произведениями искусства способствует формированию их эстетического вкуса, моральных устоев, понимание традиции, стремление к духовному совершенству, а такж...
Художественно-педагогический анализ музыкальных произведений как средство формирования познавательных УУД у учащихся начальных классов
Задача современного учителя музыки - не сводить проблемы музыкального образования к простой передаче информации, а в процессе слушания и анализа музыкальных произведений формировать у учащихся п...
Формирование творческого мышления у учащихся начальных классов средствами художественно-конструкторской деятельности на уроках технологии
Когда мы говорим об особенностях формировании творческого мышления учащихся начальных классов, то имеем в виду о потенциальных возможностях учащихся, о тех функциях и способностях еще не приобретенных...