Художественно-педагогический анализ музыкальных произведений как средство формирования познавательных УУД у учащихся начальных классов
статья по музыке (1, 2, 3, 4 класс) на тему

 

Задача современного учителя музыки - не сводить проблемы музыкального образования к простой передаче информации, а в процессе слушания и анализа музыкальных произведений формировать у учащихся познавательные универсальные учебные действия (УУД)Повышению уровня познавательных УУД будет способствовать реализация разработанной  модели анализа музыкальных произведений, которая выстроена поэтапно. Сущность ее состоит в выявлении способов звуковыражения человеческого «Я» в музыкальном искусстве, представлена в форме  смысловых дидактических блоков («чувствую», «мыслю», «действую»).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc71 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Художественно-педагогический анализ музыкальных произведений как средство формирования познавательных УУД у учащихся начальных классов

Склярова Т.В.

Помните  роман Джека Лондона «Мартин Иден»?  Напомню один эпизод. Простой рабочий парень, никогда не слышавший произведений классической музыки, силится усвоить пьесу, исполняемую на рояле его подругой.
 «Он, конечно,  не понимал того, что играет Руфь. Это было совсем не похоже на звуки разбитого пианино, которое он слышал …, или на оглушительную медь духового оркестра. Мартин не находил в игре девушки того простого и четкого ритма, к которому привыкло его ухо. Иногда ему казалось, что он поймал ритмический рисунок, и он уже готов был подчинить ему строй образов, вставших перед ним, но тотчас же снова терялся в хаосе звуков…»   (Джек Лондон. «Мартин  Иден.»  c.19.)

Почему же прекрасная музыка не доходила до сознания Мартина?  Вряд ли это был не музыкальный от рождения человек.  Просто ему не пришлось слушать с детства красивую, благородную музыку, постепенно приучая свой слух к ее  постижению.

Опытные учителя музыки согласятся, что в процессе работы  с первоклассниками на этапе слушания музыки часто всплывает проблема несформированности у детей умения слушать музыку и проводить хотя бы простейший анализ произведения. Основную трудность представляло определение эмоционально-образной  структуры произведения. Школьники  затруднялись оформить словесно свои впечатления об услышанном, рассказать об эмоциональном восприятии музыки.  Наверно, это во многом связано с тем, что сегодняшние  дети почти не бывают на концертах, меньше общаются друг с другом «вживую», их интересы детей  больше обращены к компьютерам, мобильным телефонам, телевизорам.

Вспомним, что писал Д. Кабалевский: «Только тогда музыка может выполнить свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль, когда дети научатся по-настоящему слышать ее и размышлять  о ней….».[4, 189]

       Задача современного учителя музыки - не сводить проблемы музыкального образования к простой передаче информации, а в процессе слушания и анализа музыкальных произведений формировать у учащихся познавательные универсальные учебные действия (УУД).[1,91]

Но здесь возникает проблема: как же органично «встроить» работу по формированию познавательных УУД в процесс восприятия музыки?

Ее решению способствует «художественно-педагогический анализ» (В. Бахтина). [3,164-167]  По своей сути это слуховой анализ, который основывается на наблюдении. Предназначение его в том, чтобы активизировать мыслительные процессы ребенка, оказать воздействие на его эмоции и чувства.

Повышению уровня познавательных УУД будет способствовать реализация разработанной  модели анализа музыкальных произведений, которая выстроена поэтапно. Сущность ее состоит в выявлении способов звуковыражения человеческого «Я» в музыкальном искусстве, представлена в форме  смысловых дидактических блоков («чувствую», «мыслю», «действую»).

Модель  художественно-педагогического анализа

1 блок

« Я слышу и чувствую»

2 блок

«Я мыслю и осознаю»

3 блок

«Я действую и творю»

  • Вступительное слово
  • Музыкально-жизненные ассоциации
  • Эмоции и чувства
  • «Словарь эстетических эмоций» (В.Г.Ражникова )
  • Интонационно-образный анализ
  • Жанрово-стилевой анализ
  • «Карта восприятия музыки»
  • Размышления о музыке «интервью с композитором»
  • Сочинения о музыке
  • Музыкальное творчество (ритмопластика,  вокали

зация)

  • Творческие задания

Первый блок - эмоциональное отношение к музыке, где главная цель — развивать эмоциональную отзывчивость на классическую музыку, музыкальное чувство, тонкость эмоционального проникновения в образы звучащего материала; способствует развитию интереса к познанию классической музыки и сопоставлению ее с окружающей жизнью.

 При организации бесед с детьми перед прослушиванием музыкального произведения необходимо создавать такие ситуации, в которых выявлялись бы различные жизненные представления, потребности и интересы учащихся, разное понимание ими человеческого характера и человеческих отношений.

Актуализация жизненного опыта школьников осуществляется несколькими взаимосвязанными способами:

-в первом случае после восприятия музыки учащимся предлагается выразить свое собственное отношение к произведению и дать ему оценку;

-во втором случае в ходе обсуждения  прослушанного произведения сначала выявляется отношение к различным жизненным явлениям, их оценка отдельных черт личности, поведения человека, а затем дается задание сопоставить свои отношения с теми, которые выразил в музыке композитор;

- третий способ можно условно назвать организацией общения школьников средствами искусства.[2,43]. Он состоит в том, что учащимся предлагается дополнить музыкальные произведения произведениями литературы, изобразительного искусства, которые выражали бы их собственное отношение к товарищам, любимым героям, природе явлениям и событиям жизни.( нужно отметить, что этот способ применялся при организации домашних заданий)

Приведем пример из практики.

На уроке музыки ребята слушали две прелюдии Ф. Шопена (№7, №20). Не называя композитора и названия музыкальных произведений, в начале слушания  я задала вопрос: по каким признакам вы определяете и оцениваете характер людей, с которыми встречаетесь в жизни?

Ответы ребят можно суммировать и обобщить следующим образом: человек определяется и оценивается по его поступкам, по отношению к друзьям, к старшим, к учебе, к природе и так далее. Каждый стремился выдвинуть свой главный признак для положительной оценки человека в жизни.

Затем  было предложено послушать прелюдии Ф.Шопена, причем, перед прослушанием было сказано: «Эти два музыкальных произведения являются  прекрасной характеристикой человека. Попробуйте рассказать об этом человеке то, что вы услышите о нем в музыке». После прослушивания прелюдий  каждому захотелось поделиться своими впечатлениями:

-Этот человек очень добрый и ласковый (о 7-й прелюдии).

-Как будто он все время что-то ожидает (о7-й прелюдии).

-Этот человек пережил большое горе (о 20-й прелюдии)

Теперь уже ребята анализировали интонационную, жанровую стороны этих произведений (2 блок)

Приведенный пример показывает, что опора на жизненный опыт ребят значительно повышает их эмоциональную и мыслительную активность, формирует личностно-смысловое отношение школьников к музыкальным произведениям, к музыкальному искусству.

Второй блок - осознанное отношение к музыке, то есть анализ (интонационно-образный, жанрово-стилевой), который опирается на усвоение знаний о природе музыки, специфике и значения ее языковых средств и требует формирования у учащихся умения выделять интонационные комплексы, приемы их развития, выявлять жанровые и стилевые признаки в музыкальных произведениях. [4,120].

В процессе анализа учитель  использует «Карту восприятия», направленную  на формирование у младших школьников представлений о взаимосвязи содержания произведения и его средств выразительности. Получая из урока в урок навык вслушиваться в развертывание музыкальной ткани, обогащая свои теоретические познания, учащиеся постепенно научатся слышать и понимать значение выразительных средств музыки (регистр, темп, лад, размер, ритм, сила звучности, звуковедение, мелодия, тембр...).

В итоге же художественно-педагогического анализа у всех детей должно создаться правильное представление о произведении в целом, его авторе, названии, характере, средствах музыкальной выразительности.

Заключительный этап восприятия музыкального произведения – повторное слушание.

Вопросы перед повторным слушанием могут быть, например, следующие.

Национальная принадлежность музыки. Народная или написанная композитором? Какие воспоминания навевает? При каких обстоятельствах могла бы прозвучать эта музыка?

Главное, чтобы все вопросы как при первоначальном, так и при повторном слушании активизировали детей, вовлекали в музыкальный процесс, вызывали эмоциональный отклик.

Третий блок -  деятельно-практическое, творческое отношение к музыке не только в процессе ее восприятия, но и в процессе исполнения даже небольших фрагментов классических произведений.

На этом этапе включены творческие задания, при выполнении которых происходит  самовыражение индивидуальности, личности ученика через творчество. Это высказывание, сочинение о музыке, даже самое, казалось бы, простое: школьник рассказывает о летних музыкальных впечатлениях, описывает музыкальный образ природы. В сочинении всегда выражается личность автора.

Уместна игровая форма, например, концерт по заявкам детей. Такой концерт дает возможность лишний раз исполнить и то, что дети любят меньше. Ведь известно, что нередко произведение, которое вначале казалось скучным, неинтересным, школьники слушают после того, как узнают его поближе. Можно устроить концерт-загадку. Дети должны узнать произведение, назвать    его.    Полезно    в    концерте    сгруппировать    произведения    на определенную тему. Чтобы получше запомнить мелодию музыкального произведения, сравнить ее с другой, можно предложить учащимся музыкальную игру «Маскарад», являющуюся контролирующим методом. Знакомое произведение исполняется с изменением средства музыкальной выразительности.

В учебниках по музыке Е.Д Критской., Г.П. Сергеевой предусмотрены разнообразные творческие задания на формирование у школьников универсальных познавательных действий: сравнение и классификация музыкальных явлений на основании избранных критериев, анализ музыкальных явлений с целью выделения существенных признаков, синтез, составление целого из частей, поиск оснований целостности музыкального произведения, определение причинно-следственных связей различных этапов «музыкальной истории» произведения, построению логической цепи рассуждений, выведению доказательства; выдвижение гипотез и их обоснование. Свобода ориентации учащихся в музыкальном произведении достигается посредством оперирования разными типами тесно связанных между собой моделей: пластической, графической, вербальной, знаково-символической. Данные модели позволяют школьникам выделять существенные характеристики изучаемой музыки, сравнивать различные фрагменты звучания произведения, выявлять своеобразие этапов развития музыкальной драматургии, свободно оперировать разными вариантами звучания тем-образов, формируя у школьников умение передавать содержание музыки в разных видах музыкальной деятельности.[5]

           

  Cписок используемой литературы

  1. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ А.Г. Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская.- М., 2008.

  1. Анисимов П.В. Повышение познавательной активности учащихся на уроках музыки /ст. из сборника проблемы профессионально-педагогической подготовки учителя музыки. Владимир1996.

  1. Бахтин В.В. Формирование у младших школьников ценностного отношения к музыкальной деятельности в процессе художественного анализа музыкальных произведений/ cт. из журнала «Гуманитарные науки»№1/2011

  1. Критская, Е.Д. ,В.А. Школяр. Методы интонационно-стилевого постижения музыки. Содержательный анализ. /н.м.п. Теория и методика музыкального образования детей-2-е изд, М., Флинта-Наука, 1999.

  1. Содержание и концепция предмета «Музыка» / инстр.мет.письмо БелИРО,2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочинение как средство формирования коммуникативных УУД у учащихся начальных классов.

Теоритический материал для помощи учителям при подготовке к урокам русского языка в начальной школе....

Применение ИКТ в учебном процессе как средство формирования ключевых компетенций у учащихся начальных классов

Работа даёт представление о применении ИКТ на уроках в начальных классах. На каких уроках, в какой форме это лучше сделать. Работа рассказывает о внедрении ИКТ на уроках в различных направлениях: ...

Приемы музыкальной терапии как средство развития познавательной активности у учащихся с ОВЗ

Статья посвящена актуальной на сегодняшней день проблеме - поиску методов и средств развития познавательной активности у учащихся с ОВЗ в урочной и внеурочной деятельности....

Средства формирования познавательной активности у учащихся

Методические рекомендации для начинающих учителей....