Образовательный проект «Проектная деятельность как способ развития художественно- творческих и речевых способностей учащихся начальных классов»
методическая разработка (3 класс) по теме
В результате реализации проекта у детей возрос интерес к экспериментированию с различными материалами, совершенствовались изобразительные навыки, произошло накапливание впечатлений, личного опыта, обогатилась эмоциональная сфера.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnyy_proekt.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательный проект «Проектная деятельность как способ развития художественно- творческих и речевых способностей учащихся начальных классов»
Воротынцева Наталья Николаевна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 9
Краснодарсий край, Темрюкский район, ст. Тамань
Аннотация
Образовательный проект «Проектная деятельность как способ развития художественно- творческих и речевых способностей учащихся начальных классов» осуществлялся в форме включения детей в разнообразные виды художественно-творческой деятельности. В результате реализации проекта у детей возрос интерес к экспериментированию с различными материалами, совершенствовались изобразительные навыки, произошло накапливание впечатлений, личного опыта, обогатилась эмоциональная сфера. В ходе совместной и самостоятельной художественно-творческой деятельности дети приобрели навыки диалогического общения, опыт в решении специально моделируемых творческих проблемных ситуаций, научились применять практические навыки и знания в процессе самостоятельного поиска новых способов решения, манипулируя с различными художественными материалами при создании выразительных художественных образов посредством различных видов продуктивной деятельности. Индивидуальный темп работы над проектом обеспечил выход каждого ребенка на свой более высокий для него уровень развития. Работа над проектом активизировала познавательно-речевые и художественно-творческие способности детей.
В процессе работы над проектом родители стали непосредственными участниками уникального творческого процесса, который перерос в тесное содружество школы и семьи, что позволило родителям реализовать свои способности и таланты, актуализировало в жизни семьи познавательно-речевое и художественно-эстетическое направления в развитии детей, а с другой стороны – обогатило воспитательно-образовательный процесс ценным положительным опытом семейного воспитания.
Аргументов в пользу необходимости освоения проектной культуры можно привести достаточно много. Во-первых, проектирование это разновидность проблемно-развивающего обучения. Во-вторых, проектирование определяет новый, современный, инновационный облик любого образовательного учреждения. В-третьих, проектирование изменяет тип мышления участников проекта, приближая его к потребностям XXI века. В-четвертых, проектирование реализует идеи личностно-ориентированной педагогики. В-пятых, проектирование изменяет конкурентоспособность самого педагога на рынке труда. В-шестых, проектирование это стимул творчества педагога. Владение технологией проектирования – это признак высокого профессионализма современного педагога.
«Проектная деятельность как способ развития художественно- творческих способностей учащихся начальных классов»
Актуальность выбора темы.
В современном мире очень актуальна проблема воспитания, развития творческой личности. Следуя концепции личностно-ориентированного образования, результатом последнего должна быть не столь обученность (информированность), сколько становление личности – творческой, самобытной, уникальной, способной самостоятельно пополнять знания, реализовывать собственные цели и ценности в жизни.
Актуальность возникновения работы над проектной деятельностью, определяется необходимостью реализации метода проекта в методику преподавания предметов изобразительного искусства, для достижения нового результата образования.
Проект ориентирован на развитие художественно-творческих и речевых способностей детей в процессе различных видов продуктивной деятельности, которая обладает достаточно широким спектром возможностей для развития каждого ребенка. Проект направлен на реализацию таких развивающие функций продуктивной деятельности как: развитие «чувства инициативы», формирование способности к длительным волевым усилиям, развитие воображения, образного мышления, творческой активности, формирование специфических навыков и умений, связанных с техникой преобразования материала.
Поддерживая стремления детей к творчеству, проект поможет детям обогатить имеющиеся знания и навыки, даст возможность использовать их, пережить радость открытий, побед и успеха. Исходя из потребностей, интересов и предпочтений детей, работа над проектом позволит каждому ребенку продвинуться вперед и обеспечить выход каждого на свой более высокий уровень.
Цель проекта:
- развитие художественно-творческих и речевых способностей детей 1-4 классов через обогащение выразительности детских работ по изобразительной деятельности, основанного на самовыражении ребенка, его саморазвитии, на сотрудничестве и сотворчестве детей и взрослых;
- развитие исследовательских умений и художественно-творческих способностей способствующих воспитанию личности, подготовленной к жизни в современном обществе.
Задачи проекта:
1) Разработать перспективное тематическое планирование по развитию творческих способностей детей посредством изобразительной деятельности.
Подобрать методы педагогической диагностики, выявить уровень развития творческих способностей детей, степень развития изобразительных навыков.
Разработать циклы игр-занятий по развитию творческих способностей детей, в каж дом из которых сочетались бы элементы разных видов изоб разительной деятельности.
Определить формы организации обучения, согласно задачам и содержанию проекта.
Создать условия для развития художественно-творческого взаимодействия педагога, детей и родителей через изобразительную деятельность.
2) Совершенствовать уровень накопленных знаний и практических навыков:
экспериментирование с разными художественными и изобразительными материалами при решении творческих задач;
умение использовать возможности различных изобразительных и художественных материалов для создания художественного образа;
самостоятельно «открывать» для себя способы действия с различными предметами, делая выводы в процессе анализа собственных действий;
развивать художественный вкус.
3) Совершенствовать уровень поисковой и экспериментальной деятельности, творческой инициативы:
самостоятельный поиск нужного решения;
умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор;
умение выбирать материал и способ действия при создании художественного образа;
поддерживать инициативу и самостоятельность;
4) Активизировать речь и речевое общение:
развивать способность детей обмениваться эмоциями, чувствами в процессе художественно-творческой деятельности;
поддерживать стремление и желание детей высказывать собственное мнение, активно вступать в деловое общение со сверстниками и взрослыми в процессе творчества;
развивать детское словотворчество, фантазию, воображение;
5) Развивать коммуникативные навыки и толерантность при объединении детей в творческие группы, совершенствовать стиль партнерских отношений;
6) Воспитывать инициативность, самостоятельность, творческое отношение к делу.
Тип проекта – образовательный, творческий.
По содержанию – детское творчество.
По составу участников – детско-взрослый.
Гипотеза образовательного проекта. В результате целенаправленной и системной работы по развитию творческих способностей детей начальных классов улучшаться качественные характеристики процес са изображения и сами графические образы, а также повыситься уровень речевого развития.
Тип проекта:
- по форме организации детей: индивидуальная работа;
- по доминирующей деятельности: исследовательский, творческий;
- по сфере применения результатов: культурологический, социальный;
- по широте охвата содержания: предметный и межпредметный (окружающий мир, история, литературное чтение, технология, изобразительное искусство, этика, кубановедение);
- по возрасту: для 1- 4 классов;
- состав участников: одноклассный, но разновозрастный, т.к. участниками являются дети, родители
- по характеру контактов: в масштабе станицы;
- по времени работы: продолжительный;
- форма продукта проектной деятельности: иллюстрация, рассказы, загадки, песни, легенды, кроссворды, поделки.
Критерии:
- умение детей планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор;
- умение детей осуществлять самостоятельный выбор художественных изобразительных материалов и способов действия для создания образа, пользоваться различными инструментами и оборудованием;
- умение детей использовать возможности и свойства различных изобразительных материалов для создания образа;
- умение детей использовать различные нетрадиционные техники и технологии;
умение детей поддерживать целеустремленность, творческую инициативу, самостоятельность;
- коммуникативные навыки, толерантность, партнерские отношения.
Методы:
Диагностика: «Развитие творческих способностей детей»; «Уровень овладения детьми изобразительной деятельностью»;
наблюдения за самостоятельной художественно-творческой деятельностью детей;
сравнение;
анализ:
прогнозирование результатов;
анкетирование родителей;
обобщение опыта работы.
Участники проекта: учитель, ученики и их родители. Автор проекта разрабатывает и реализует перспективный тематический план; циклы игр-занятий, создает условия для развития художественно-творческой деятельности;
обобщает опыт работы.
Содержание проекта
Этапы | Содержание и форма проекта |
I этап – информационно-аналитическое обеспечение проекта Задачи: Сбор и анализ информации Анализ, совершенствование материально-технической базы | Подбор и изучение литературы по вопросам проектной деятельности. Изучение передового педагогического опыта работы по развитию художественно-творческих способностей учащихся начальных классов. Консультирование с заместителем директора школы по вопросам проектной деятельности. Подбор методов педагогической диагностики воспитанников, родителей. Анализ результатов педагогической диагностики. Организация в группе творческой мастерской (оснащение различными художественными материалами). |
II этап – методическое обеспечение проекта Задача: Оптимизация проектирования воспитательно-образовательного процесса | Составить перспективный тематический план по развитию у детей художественно-творческих умений. Согласно задачам и содержанию определить формы организации: традиционные и нетрадиционные. Подобрать согласно задачам дидактические игры, игровые упражнения, тренинги. Отобрать литературный материал и оформить его в виде картотеки «Литературная радуга». Составить словарь терминов. |
III этап – работа с детьми Задачи: Развитие художественно-творческих и речевых способностей детей через продуктивные виды деятельности. Совершенствование у детей технических навыков в изобразительной деятельности. Развитие у детей таких качеств, как самостоятельность, инициативность, творческая активность; снижение напряженности, скованности, закомплексованности. | Проведение педагогической диагностики через наблюдения, игру. Формы организации детской деятельности: Методические приемы: организация творческих выставок, совместных экспозиций; Отбор работ для отправки в краевую газету детского творчества «Солнышко». |
IV этап – работа с родителями Задачи: Поиск путей развития и сотрудничества. Повышение уровня самообразования: взаимообогащение и нахождение общих интересов; повышение творческого потенциала. | Подготовка консультативного материала для родителей. Участие родителей в оформлении группового помещения. Участие родителей в мероприятиях в рамках проекта. |
V этап – подготовка к презентации и презентация проекта Задача: демонстрация опыта работы | Обобщить опыт работы и оформить в виде папки. Презентация профессиональной деятельности через представление образовательного проекта. Организация тематических художественных выставок. Отчет о результатах публикаций детского творчества в газетах и журналах детского творчества. |
Ожидаемый результат проектной деятельности:
для педагога:
повышение уровня педагогической компетентности; профессиональный рост;
для детей:
- развитие детского творчества в изобразительной деятельности; воспитание эстетического восприятия детей; повышение уровня речевой культуры;
- способность к речевому планированию (активизация планирующей функции речи);
- приобщение к миру искусства;
-совершенствование ручной моторики; воспитание интереса и совершенствование устойчивых технических навыков в рисовании;
- развитие «чувства инициативы»;
- умение работать в группе активно, сообща;
- умение самостоятельно искать нужное решение;
- умение выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать;
- умение самостоятельно анализировать полученные результаты и делать выводы;
- способность к эстетической оценке своих работ и работ других детей;
- навыки коммуникативного общения;
- обогащение эмоциональной сферы; формирование ярких положительных эмоций у детей в процессе их творческого взаимодействия и художественно-деятельного общения со взрослыми.
для родителей:
- осознанное отношение к художественно-творческому процессу детей;
- бережное отношение к продуктам детского творчества;
- партнерские отношения родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.
Продукты проектной деятельности:
рассказы, стихи ( синквейны), сказки, кроссворды, ребусы, рисунки, аппликации, фотоальбомы, презентации, буклеты, книжки-самоделки.
Творческие выставки: «Любимые игрушки», «Твори, выдумывай, пробуй!», «Эти забавные животные», «Край мой родной», «Путешествие к звёздам», панно-коллаж «Аленькие цветочки»; «Новогодняя гостья», «В подводном царстве Русалочки»,
«Осеннее лукошко», «Чародейка-зима», «Новогодняя сказка», «Плакала Снегурочка, зиму провожая», «От кареты до ракеты», и др.;
творческая выставка
литературно-музыкальные и поэтические вечера и сказки: «Осенняя мозаика», «Зимушка хрустальная», «Весеннее настроение».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание в 1-4 классах "Проектная деятельность как средство развития интеллектуально-творческих способностей младших школьников".
Работа направлена на создание условий для успешного формирования универсальных учебных действий у обучающихся через обновление теоретической и практической базы знаний родителей....
Из опыта работы по выявлению и развитию творческих способностей учащихся начальных классов в театральной деятельности.
В своей работе я делаю акцент на театрализованную деятельность, которая имеет особую социально-эмоциональную значимость...
Из опыта работы по выявлению и развитию творческих способностей учащихся начальных классов в театральной деятельности.
В своей работе я делаю акцент на театрализованную деятельность, которая имеет особую социально-эмоциональную значимость...
«ИКТ в развитии творческих способностей учащихся начальных классов в урочной деятельности"
Из опыта работы....
Проектная деятельность как способ развития творческих способностей детей
Наше время - это время перемен. Современное общество предъявляет человеку все более высокие требования. В условиях роста социальной конкуренции молодому человеку необходимо уметь творчески применять т...
Развитие творческих способностей учащихся начальных классов на уроках и во внеурочной деятельности
Стремление к творчеству характерно для школы в условиях социально-экономических преобразований. Основной задачей для педагогов является формирование творчески-активной личности, постоянно думающей, ст...
Педагогический проект «ПРОЕКТНЫЕ ЗАДАЧИ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ УУД, СТУПЕНЬ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».
Как научить ребёнка быть самостоятельным, как сформировать умение сотрудничать, общаться в процессе обучения, коллективно распределять обязанности. Одним словом, как научить ребёнка учиться, чтобы при...