Значение предметов художественно-эстетического цикла в воспитании культуры учащихся начальных классов
статья по изобразительному искусству (изо) по теме

Непосредственное соприкосновение учащихся с произведениями искусства способствует формированию их эстетического вкуса, моральных устоев, понимание традиции, стремление к духовному совершенству, а также овладению способами художественной деятельности, развитию индивидуальных и творческих способностей. Изучение мировой художественной культуры формирует духовные, нравственные и эстетические качества, помогающие ему жить в современных условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znachenie_predmetov_khudozhestvenno.docx17.27 КБ

Предварительный просмотр:

Значение предметов художественно-эстетического цикла в воспитании культуры учащихся начальных классов

          Изучение мировой художественной культуры формирует духовные, нравственные и эстетические качества, помогающие ему жить в современных условиях. Непосредственное соприкосновение учащихся с произведениями искусства способствует формированию их эстетического вкуса, моральных устоев, понимание традиции, стремление к духовному совершенству, а также овладению способами художественной деятельности, развитию индивидуальных и творческих способностей.

          Изучение предметов художественно-эстетического цикла имеет большое значение, так как направлено на достижение у учащихся следующих целей:

  • Развитие образного восприятия мира и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности.
  • Гармонизация эмоционального, интеллектуального и духовного развития.
  • Развитие фантазии, воображения как основы творческой деятельности.
  • Формирование устойчивой потребности общения с произведениями  искусства  на протяжении всей жизни.

          Для этого решаются следующие задачи: образовательные и воспитательные:

  • Изучение произведений мирового искусства, созданных в различные исторические эпохи.
  • Постижение системы знаний о национальной самобытности культур народов мира.
  • Изучение основных видов и жанров искусства.
  • Использовать приобретенные знания в практической и повседневной жизни для формирования путей своего культурного развития.

          В своей работе на уроках изобразительного искусства и технологии особое внимание я уделяю самостоятельному творчеству учащихся. Это особые уроки. Они должны быть каждый раз новыми, не похожими на предыдущие, с особой эмоциональной увлеченностью. Я создаю ее при помощи живого слова, ярких диалогов с учениками, музыки, зрительных образов, поэтического текста, игровых ситуаций, использования компьютерных программ.

          На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой (прослушивание музыкальных произведений), установление взаимосвязи музыки и изобразительного искусства. Например, «Птицы – наши друзья» (звучат голоса птиц), «Зеленый бор» (голоса лесных обитателей), «В гостях у Сказки» (песни сказочных героев), или литературы и изобразительного искусства (чтение стихов, загадок, сказок). А также изобразительного искусства и истории (изучение истории создания произведений искусства, эпохи, исторических событий и т.д.).

          Такая взаимосвязь организации обучения с другими видами художественной деятельности является важным условием для понимания учащимися характера, образа и способов его выражения, для внутреннего проживания образа.

         В своей работе я также использую мультимедийную технику. Целенаправленная демонстрация слайдов с красочными иллюстрациями очень нравится детям. Большой и общий для всех экран воспринимается младшими школьниками лучше, чем маленькие персональные экраны. Большое изображение легче удерживает внимание, дети могут подходить к экрану, видеть, как меняется восприятие вблизи и издалека. Они легче усваивают навыки изображения, их впечатления ярче.

          Такие занятия с использованием компьютера я проводила на темы: «Узоры хохломы», «Морские пейзажи», «Закат солнца».

          Художественный труд, используемый на уроках технологии, дети очень любят. Поделки, изготовленные своими руками, им очень дороги, поэтому они относятся к ним очень трепетно.

          В наше время появилось большое разнообразие художественных материалов для обогащения творческого процесса: бумага разного качества, разной структуры и фактуры, необычный цветной пластилин. Разнообразие инструментов позволяет расширить  диапазон видов творческих работ.

          Важным условием развития художественных способностей ребенка является индивидуальный подход в процессе обучения.

          Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех ребят в силу их индивидуальных особенностей, но на уроках я стараюсь задействовать в творческой работе каждого ученика, чтобы он захотел работать активно, самостоятельно, с желанием преобразовывать базовый продукт. При этом каждый ученик получает возможность испытать радость творческого труда. Соответственно, индивидуальная работа со школьниками  строиться так, чтобы все учащиеся, в особенности слабые, проявили большое желание и стремление учиться и не отставать от лучших учеников. Ребята приучаются работать с полной отдачей сил.

          Кроме индивидуальной работы, часто используется метод коллективных и групповых работ. Пример таких работ: «Земля – наш общий дом!», «Поляна добрых дел», фотовыставка – коллаж «Широкая масленница». Данные работы были признаны лучшими и получили призовые места на муниципальном конкурсе.

          Важным условием формирования творческих способностей детей являются стимулы. Одним из таких стимулов является возможность получения места на выставке. Такие мероприятия должны проводиться регулярно и иметь различную тематику и направленность. Данный вид работ не относится чисто к изобразительному искусству,  так как используются совместно с уроками технологии. При этом рассматриваются следующие художественные техники: лепка из пластилина, мягкая игрушка, поделки из природного материала, работы декоративно-прикладного характера, вязание спицами или крючком и т.д.

          Особенно нравится детям оформлять выставки к Новому Году. Они с большим энтузиазмом готовят елочные украшения и приготавливают новогодние рисунки. Этот год ознаменовался «Праздничными елочками», приготовленными из картона, украшенные блестящей мишурой, шоколадными конфетами и снежинками. Единственный недостаток данных произведений детского творчества – украшения-конфеты исчезали достаточно быстро…

          Данная работа позволяет школьникам сравнить свои возможности и работой других детей, отметить свои сильные и слабые стороны. Стараниями детей возникают не только игрушки, но и открытки, которые можно подарить своим близким, а также применить для оформления школы (например, произведения детей в виде плакатов и рисунков активно использовались в оформлении выставки ко дню Матери) и стать украшением класса.

          От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предметам художественно-эстетического цикла и является необходимым условием формирования личности ребенка, его культурного развития. При этом художественно-эстетическое воспитание формирует вкус, умение замечать прекрасное; оно особенно важно еще потому, что связывает многие стороны воспитания, то есть затрагивает процессы нравственного развития. Вопросы формирования чувства любви, гордости, преданности, патриотизма переплетаются с трудовой деятельностью и формируют у ребенка желание преобразовывать и созидать, что является основой саморазвивающейся творческой личности. Без данного компонента формирование всесторонне развитой личности невозможно, поэтому актуальность данного вида деятельности неоспорима.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие классного руководителя с семьей как средство развития коммуникативной культуры учащихся начальных классов.

Сотрудничество учителя с родителями является залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися, так как семья оказывает значительное влияние на развитие личности ребенка. Сделать родителей акти...

« Формирование нравственной культуры учащихся начальных классов» в рамках проекта «Человек и люди вокруг него»

Актуальность проблемы:   Целью нравственного  воспитания  является  установление истинных, основанных на любви и уважении  контактов,  взаимоотношений между лю...

Использование метода проектов при обучении и развитии научно – исследовательской культуры учащихся начальных классов

Применение метода проектов в начальной школе. Обощение опыта по данной проблеме учителя начальных классов Гридасовой О.А....

Вертецкая И.В. Геометрия как отдельный предмет, влияющий на повышение уровня математической культуры учащихся начальных классов

В статье представлен сравнительный анализ разделов предмета «Математика» относительно некоторых параметров (понятие, что изучает предмет, связь между предметами, планируемые результаты)...

Формирование тестовой культуры учащихся начальных классов

Тест – это инструмент, предназначенный для измерения качеств и свойств личности, что возможно в процессе систематического обучения. Для оценки достижения планируемых результатов  могут...

Развитие экологической культуры учащихся начальных классов посредством экологических акций

Экологические акции являются эффективным средством решения задач экологического воспитания младших школьников...