Открытое занятие по внеурочной деятельности по социальному направлению . Тема « Съедобные и несъедобные и микроскопические грибы» . ГРИБНАЯ ВИКТОРИНА
план-конспект занятия (3 класс) на тему

Бичоева Зурита Исмаиловна

Среди даров природы, которыми богата наша страна, значительное место занимают грибы – ценный продукт питания. Собирая грибы, мы много времени проводим на свежем воздухе, вдыхаем аромат леса, любуемся красотой природы. Это очень полезное и увлекательное занятие.

1.Судя по археологическим раскопкам, древним рукописям и наскальным рисункам, грибы известны людям с древних времен. Еще наши далекие предки научились употреблять их как в качестве еды, так и применять для выпечки хлеба, изготовления напитков. Позже грибы стали применять для приготовления сыров.


2.Люди очень давно разделили грибы на ядовитые и съедобные. И тем и другим они сразу же нашли применение. Съедобные стали употреблять в пищу, а несъедобные стали орудием мести и способом выяснения отношений с врагами. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытое занятие по внеурочной деятельности  по социальному направлению .

Тема « Съедобные и несъедобные  и микроскопические грибы»   . ГРИБНАЯ ВИКТОРИНА

Есть на земле огромный дом

Под крышей голубой.

Живут в нём солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой.

Живут в нём птицы и цветы,

Весенний звон ручья,

Живёшь в том светлом доме ТЫ

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели

 Всегда ты будешь в нём.

 ПРИРОДОЮ родной земли

 Зовётся этот дом.

Дорогие ребята, сегодня мы с вами побываем в удивительном мире природы, заглянем в царство грибов. Вас ждут интересные вопросы и весёлые игры.

По дорожке, по тропинке

В лес за ними мы идём.

 Если место попадётся,

 То лукошко наберём. (Грибы).

 

Среди даров природы, которыми богата наша страна, значительное место занимают грибы – ценный продукт питания. Собирая грибы, мы много времени проводим на свежем воздухе, вдыхаем аромат леса, любуемся красотой природы. Это очень полезное и увлекательное занятие.

1.Судя по археологическим раскопкам, древним рукописям и наскальным рисункам, грибы известны людям с древних времен. Еще наши далекие предки научились употреблять их как в качестве еды, так и применять для выпечки хлеба, изготовления напитков. Позже грибы стали применять для приготовления сыров.


2.Люди очень давно разделили грибы на ядовитые и съедобные. И тем и другим они сразу же нашли применение. Съедобные стали употреблять в пищу, а несъедобные стали орудием мести и способом выяснения отношений с врагами. Так, например, римский император Клавдий был отравлен грибами своей женой Агриппиной, по приказу которой знаменитый цезарский гриб был подменен смертельно ядовитой бледной поганкой. 


3. Россию смело можно назвать страной грибов. Они растут практически на всей ее территории. На Руси грибы — жареные, вареные, соленые — издавна не переводились со стола в будни и праздники. Грибы вывозились за границу Одной из стран, которая с удовольствием покупала наши грибы, была Франция. Французская кухня всегда славилась соусами. Среди них грибной соус занимал одно из первых мест. Французы в шутку говорили, что с грибным соусом можно есть даже подметки от сапог. А вы дома готовите блюда из грибов, какие?


4.А, вы слышали, что походы за грибами и их сбор называют «тихой охотой»? Грибов, которые можно собирать и употреблять в пищу, у нас в России более 300 видов. Но в наши корзины едва ли попадает 15—20 из них. Грибы нужно уметь узнавать «в лицо».

Это интересно
1. Грибы. По питательности наиболее ценны белые грибы и шампиньоны. Они  могут заменить мясо.
2. Есть гриб, который может съесть дом. Это домовой гриб, который разрушает древесину.
3.  Птица  глухарь ест грибы.
4. У этого гриба много названий: дедушкин табачок, галкина баня, чертов табачок. Настоящее на -звание этого гриба дождевик.
5. Грибы сморчки и строчки  появляются первыми.
6. Что такое «тихая охота»? (Сбор грибов)
7. Шляпки этих грибов будто смазаны маслом- это  маслята.
8. У этих грибов шляпки бывают и красными, и желтыми, и бурыми, и лиловыми. – это сыроежки.
9. Подберезовик это один из видов  трубчатых грибов растет быстрее всех, по 4-5 см в сутки).

1 конкурс. «На лесной полянке». Сейчас мы вспомним правила сбора грибов. За несколько минут обсудите в команде эти правила и решите, кто будет отвечать. Выходят по одному человеку от команды и по очереди говорят правила.( за правильный ответ получают грибочек, кто больше соберет грибов, та команда и выиграет)

Правила сбора грибов 

Собирайте только те грибы, про которые вы точно знаете, что они съедобны. Грибы, которых вы не знаете, никогда не употребляйте в пищу.

Никогда не собирайте и не ешьте грибов переспелых, червивых и испорченных.

 Не употребляйте сырых грибов.

Срезайте гриб ножиком, чтобы не повредить грибницу.

Грибы необходимо использовать сразу после сбора. При комнатной температуре их нельзя долго хранить сырыми.

2-й конкурс. Игра «Собери грибочки». (На поле разбросаны картинки грибов. Выходят по одному члену от команды). – Кто больше соберёт грибов ( читаю загадки, дети должны поднять тот гриб, который отгадка). – На какие группы можно разделить все грибы? (На съедобные и несъедобные).


1.Что за желтые сестрички 
Спрятались в траве густой? 
Вижу я их всех отлично, 
Заберу скорей домой. 
Очень чистый, вкусный гриб - 
Рад и повар, и грибник. 
Эти желтые сестрички 
Называются… (Лисички)

2.Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту -
Зовусь я - … (подосиновик)


3.На поляне лесной, 
Под могучей сосной 
Старый старичок, 
На нем бурый колпачок 
Колпачок на бочок, 
Кто в лесу бывает, 
Тот его и знает. (боровик)


4.Вдоль лесных дорожек 
Много белых ножек 
В шляпках разноцветных, 
Издали приметных. 
Собирай, не мешкай! 
Это … (сыроежки)

5. Кто повыше, кто пониже, —
На пеньке народец рыжий.
Тридцать три веселых брата.
Как же их зовут? (Опята)

6. Вот оранжевый грибок,
Шляпка, ножка, крепкий бок.
Вы в лесу его встречали,
На картинках книжек.
И по цвету узнавали.
Кто же это? ... (рыжик)

7. Мы засолим к декабрю
Их в большой кадушке.
Не кричат грибы "Хрю-хрю!",
Но они - ... (свинушки)

8. У него везде грибницы -
На лугу, в лесу, в теплице.
Розоват со всех сторон
Гриб полезный... (шампиньон)


9. В шляпе розовой, мохнатой,
Но не выглядит растяпой.
Будто плюшевое ушко,
Для соления … (волнушка)

10.Под берёзой старичок,
На нем бурый колпачок,
И пиджак с пестринкой,
А сапожки - с глинкой. (подберёзовик)

11.Шоколадно-бурый гриб, 
К скользкой шляпке лист прилип. 
Воротник ажурный тонок - 
Гриб такой зовут... (масленок)

12.Знают даже малыши 
Красно-белые грибы 
Те, что с мухами не дружат. 

Не бери ты их на ужин - 
Несъедобен этот гриб, 
Хоть красавец он на вид. 
Называют с давних пор 
Гриб тот - красный… (мухомор)


13.Скромный, тоненький и бледный... 
Этот гриб, представьте, вредный. 
Попадёт грибочек в суп – 
Вас в больницу увезут. 
Потому что ядовитый, 
И на всех вокруг сердитый. 
Мы оставим на полянке 
Эту вредную… (поганку)

Какие вы молодцы! Как много грибов знаете!

3 конкурс  Ведущий читает описание гриба, ребята угадывают и показывают на картинке нужный гриб.( которые лежат у них на столе)
• Эти грибы растут осенью на пнях. Они бывают настоящие и ложные. У настоящего гриба шляпка желтовато-серая, как бы присыпанная сверху молотыми сухариками, обратная сторона шляпки коричневая. Ножка тонкая, длинная, коричневая. (
Опенок)
• Этот гриб можно найти в березовой роще или на опушке под молодой березой. У него плотная тонкая ножка белого цвета с серыми крапинками, шляпка — круглая, бурого цвета. Кто его найдет, тот в свою корзину возьмет.
(Подберезовик)
• У гриба должны быть ножка и шляпка, а тут просто белый шарик. И все-таки это гриб. Свое название он получил за то, что обычно появляется после дождя. В созревшем виде белый шарик превращается в темно-коричневый сморщенный комочек.
(Дождевик)
• В народе его называют «царем грибов», а иногда «полковником». (
Боровик, белый)
• Самый опасный гриб. Шляпка у него зеленоватая, под шляпкой — красивая бахромчатая юбочка. (
Бледная поганка)
• Его можно найти не только в осиннике, но и в березняке, и в хвойном лесу. Шляпка у него красная, ножка серовато-белая, на срезе синеет. (
Подосиновик)
• На земной полянке симпатичная семейка грибов: красные, желтые, серые шапочки, покрытые белыми крапинками. (
Мухомор)
• Эти грибы узнаешь по цвету и по тому, что на срезанной ножке гриба выступает капелька оранжевого сока, которая пахнет смолой. (
Рыжики)


4 конкурс. Экологические задачи  (уч-ся задают их друг другу).

1. Нашел грибник один боровик и разрыл вокруг весь мох и подстилку, выискивая мелкие грибочки. Какой вред он нанес природе?
(Погубил грибницу, возраст которой может быть 300-500 лет)


2. Два друга отправились в лес за грибами. Они долго бродили по лесу, но грибов не было. Изредка попадались блеклые старые грибы да мухоморы, которые Вова сбивал палкой.
—    Зачем ты это делаешь? — спросил Коля. — Ведь они нужны лесу, животным!
—    Они же несъедобные, поганки, — ответил Вова. 
Кто из мальчиков прав? (
Коля)

3. Костя и Миша взяли корзинки и пошли в лес за грибами. Придя в лес, они разошлись в разные стороны. Костя набрал полную корзинку крепких боровиков и пошел в условленное место, где друзья договорились встретиться. Выйдя на полянку, Костя увидел своего друга, у которого в руках была корзинка, полная мухоморов.
— Ты зачем набрал мухоморов? — удивленно спросил Костя.
Я их собрал, чтобы другие не отравились, — ответил Миша.
Правильно ли поступил Миша? (
Нет, эти грибы едят некоторые животные)

5 конкурс. Грибные тесты
Задача — расставить плюсы рядом с верными утверждениями и минусы рядом с неверными.

( выполняет вся команда, отвечает 1 уч-ик) .Дети получают их на листиках

Грибы — это растения.(-)
Ложные опята, бледная поганка — несъедобные грибы. (+)
Рыжик, лисичка — съедобные грибы. (+)
Грибы растут на деревьях. (+)
Животные едят несъедобные для человека грибы. (+)
Самый ядовитый гриб — мухомор. (-)
Гриб дождевик съедобен.(+)
За грибами следует отправляться днем. (-)

6 конкурс .Грибные тесты
Задача — выбрать правильный ответ.

Самый ядовитый гриб:
а) подосиновик; б) мухомор; в) бледная поганка.

Этими грибами лечатся лоси:
а) мухомор; б) рыжик; в) груздь.

Какой гриб называют царем грибов:
а) лисички; б) боровик; в) подберезовик.

Какие грибы существуют:
а) туманники, б) дождевики; г) росянники.

Какие грибы ищут специально обученные свиньи:
а) свинушки; б) трюфели; в) сморчки.

Какой гриб повсеместно называют белым:
а) дубовик; б) боровик; в) бледную поганку.

Какой из этих грибов появляется в лесу сразу после таяния снега: 
а) сыроежка; б) строчок; в) груздь.

 7 конкурс.Грибной кресс-кросс  Раздать трем командам по листику, отгадывает вся команда, отвечает один ученик.

Найди шесть названий грибов. Буквы можно читать только по горизонтали и вертикали


http://dramateshka.ru/images/stories/nursery-dramaturgy/cress-cross.jpg

Для Вас, мои друзья, подружки,

 Грибные сбацают частушки

 Грибные частушки

1. Начинаем мы запевку

Первую начальную

Мы хотим развеселить

Публику печальную.

2. Вот растёт гриб – боровик

И красив он, и велик.

В толстой шляпке набекрень,

Ножка крепкая, как пень.

3. Шоколадная папаха,

 Белый шёлковый мундир.

 Посмотрев, опёнок ахнул:

Настоящий командир

 4 Сколько лет тебе, сморчок?

Ты по виду старичок.

Удивил грибок меня:

Возраст мой – всего два дня.

 5. Спрятались под ёлками

 Рыжики с иголками.

 Не малы, не велики,

И лежат, как пятаки.

8. Мы частушек вам пропели

 Хорошо ли, плохо ли

 А теперь мы вас попросим,

 Чтобы нам похлопали.

Танец грибочков « МУХОМОРЧИКИ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по внеурочной деятельности социального направления "Моя первая экология"для учащихся 1 класса. "Эти забавные животные"

Введение часов на внеурочную деятельность учащихся (главное достоинство новых стандартов) увеличивает возможности школы в расширении спектра предоставляемых образовательных услуг, создаёт финансово об...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА развивающих занятий внеурочной деятельности социальной направленности «Знакомство с самим собой»

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММАразвивающих занятий внеурочной деятельностисоциальной направленности«Знакомство с самим собой» Третий год обучениявозраст учащихся: 8,5 – 9 лет, 3 класс....

Открытое занятие по внеурочной деятельности социального направления «Полезные привычки» на тему: «Что такое здоровье»

"Что такое здоровье» Цель: учиться быть здоровым душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы и бытияЗадачи:- сформировать у ребят необх...

Внеурочное занятие курса "Город мастеров" (социальное направление). Аппликация "Жар-птица" (3 класс).

Цель занятия- формировать у учащихся элементарные навыки изготовления аппликации и представления о ней как о способе выражения добрых чувств по отношению друг к другу.Задачи:1.Развитие навыков вы...

Открытое занятие курса внеурочной деятельности "Перезвон" по теме "Праздник Покрова Богородицы"

В разработке занятия используется теоретический материал об истории праздника, традициях празднования. Практическая часть занятия включает в себя изготовление праздничной открытки....

Рабочая программа занятий внеурочной деятельности социального направления "В школу с улыбкой".

Рабочая программа социального направления "В школу с улыбкой" может быть использована учителями в 1 классе общеобразовательной школы....

Конспект занятия внеурочной деятельности Социальное направление Тема: «Учимся преодолевать трудности»

Конспект занятия внеурочной деятельностиСоциальное направлениеТема: «Учимся преодолевать трудности»...