РАБОЧАЯ ПРОГРАММА развивающих занятий внеурочной деятельности социальной направленности «Знакомство с самим собой»
рабочая программа (3 класс) по теме
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
развивающих занятий внеурочной деятельности
социальной направленности
«Знакомство с самим собой»
Третий год обучения
возраст учащихся: 8,5 – 9 лет, 3 класс.
Педагог-психолог:
Стрелкова Марина
Александровна
2013
Раздел 1.
Пояснительная записка
Направленность дополнительной образовательной программы
- название – программа развивающих занятий социальной направленности «Знакомство с самим собой»
- вид – модифицированная, составлена на основе авторской программы социально-психологического развития личности учащихся в рамках введения федерального государственного стандарта начального общего образования «Знакомство с самим собой», разработанной Узяновой И.М., педагогом-психологом МБОУ-лицей №10 г. Белгорода, утвержденной на научно-методическом совете НМИЦ города Белгорода, в 2011 году.
- направленность – социальная работа.
Первая ступень школьного обучения рассматривается как один из главных образовательных резервов, по своей потенциальной содержательной емкости не уступающая ни одной из последующих ступеней.
Цели и задачи программы
Программа социально-психологического развития личности обучающихся «Знакомство с самим собой»» содержит курс психологических занятий с детьми начального школьного возраста, целью которой является создание условий для развития познавательной, эмоционально – волевой и личностно - мотивационной сфер младших школьников, достижение ими личностных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы при реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
Достижение цели реализуется через выполнение следующих задач:
- создание доброжелательной атмосферы в группе как необходимого условия для развития у детей уверенности в себе;
- создание условий для социально-психологической адаптации к обучению в школе, принятию и освоению социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- формирование метапредметных навыков, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе, воспитания умения учиться как способности самоорганизации с целью решения учебных задач;
- организация взаимодействия между детьми как предпосылок формирования навыков учебного и межличностного сотрудничества, развитие навыков сотрудничества и бесконфликтного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
- исследование личности ребенка, отслеживание результативности обучения детей по завершению каждого блока программы.
С сентября 2011 года введен в действие Федеральный государственный стандарт начального общего образования второго поколения, который определяет стратегию развития начального образования на ближайшие годы. В основу его положен системно-деятельностный подход. Наряду с освоением знаниевого компонента (умением читать, писать, считать), развитие личности ученика является целью и основным компонентом образования. Стандарт устанавливает и новые требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: личностным, метапредметным, предметным. Значительное место в создании условий для реализации требований стандартов и достижения результатов отводится внеурочной деятельности.
Внеучебная (внеурочная) деятельность школьников — понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. В проекте государственного образовательного стандарта общего
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3_klass.docx | 62.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4» г. Белгорода
«Согласовано» г. Белгорода ________ Леонова И.Н. Протокол № 1 от «____» июня 2013г. | «Согласовано» по УВР МБОУ «СОШ №4» г. Белгорода ___________ Медведева Л.И. от «___»___________2013г. | «Утверждено» Директор МБОУ «СОШ №4» г. Белгорода __________ Самойлова Т.Н. Приказ № ___ от «____»августа 2013г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
развивающих занятий внеурочной деятельности
социальной направленности
«Знакомство с самим собой»
Третий год обучения
возраст учащихся: 8,5 – 9 лет, 3 класс.
Педагог-психолог:
Стрелкова Марина
Александровна
2013
Раздел 1.
Пояснительная записка
Направленность дополнительной образовательной программы
- название – программа развивающих занятий социальной направленности «Знакомство с самим собой»
- вид – модифицированная, составлена на основе авторской программы социально-психологического развития личности учащихся в рамках введения федерального государственного стандарта начального общего образования «Знакомство с самим собой», разработанной Узяновой И.М., педагогом-психологом МБОУ-лицей №10 г. Белгорода, утвержденной на научно-методическом совете НМИЦ города Белгорода, в 2011 году.
- направленность – социальная работа.
Первая ступень школьного обучения рассматривается как один из главных образовательных резервов, по своей потенциальной содержательной емкости не уступающая ни одной из последующих ступеней.
Цели и задачи программы
Программа социально-психологического развития личности обучающихся «Знакомство с самим собой»» содержит курс психологических занятий с детьми начального школьного возраста, целью которой является создание условий для развития познавательной, эмоционально – волевой и личностно - мотивационной сфер младших школьников, достижение ими личностных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы при реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
Достижение цели реализуется через выполнение следующих задач:
- создание доброжелательной атмосферы в группе как необходимого условия для развития у детей уверенности в себе;
- создание условий для социально-психологической адаптации к обучению в школе, принятию и освоению социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- формирование метапредметных навыков, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе, воспитания умения учиться как способности самоорганизации с целью решения учебных задач;
- организация взаимодействия между детьми как предпосылок формирования навыков учебного и межличностного сотрудничества, развитие навыков сотрудничества и бесконфликтного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
- исследование личности ребенка, отслеживание результативности обучения детей по завершению каждого блока программы.
С сентября 2011 года введен в действие Федеральный государственный стандарт начального общего образования второго поколения, который определяет стратегию развития начального образования на ближайшие годы. В основу его положен системно-деятельностный подход. Наряду с освоением знаниевого компонента (умением читать, писать, считать), развитие личности ученика является целью и основным компонентом образования. Стандарт устанавливает и новые требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: личностным, метапредметным, предметным. Значительное место в создании условий для реализации требований стандартов и достижения результатов отводится внеурочной деятельности.
Внеучебная (внеурочная) деятельность школьников — понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. В проекте государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения, подготовленном Российской академией образования, отмечается, что организация занятий по направлениям внеучебной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения.
Формами подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы является выполнение и публичная защита социального проекта обучающихся с родителями и сверстниками.
Для контроля эффективности проведенной развивающей работы по программе социально - психологического развития личности учащихся «Знакомство с самим собой» предполагается использовать различные психо-диагностические методики для изучения личности, анкетирование родителей и педагогов, а также программы, утвержденные МУ «Научно-методический информационный центр» и рекомендованные к использованию в общеобразовательных учреждениях г.Белгорода:
- «Диагностическая программа изучения адаптации первоклассников к школе»;
- «Диагностическая программа изучения уровня готовности учащихся 4 классов к переходу в среднее звено школы и адаптации учащихся 5 классов к новым условиям обучения»;
- «Программа мониторинга универсальных учебных действий обучающихся 1-4 классов (личностные и метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального образования)».
Раздел 2.
Общая характеристика учебного предмета.
В основу данной программы «Знакомство с самим собой» заложена экспериментальная программа социально-психологического развития личности обучающихся «Знакомство с самим собой», разработанная в рамках эксперимента по введению ФГОС второго поколения в 2010-11 уч. году и осуществляемая на базе МБОУ-лицей №10 г. Белгорода и программа занятий по психологии для учащихся начальной школы «Тропинка к своему Я» Хухлаевой О.В.
Программа «Знакомство с самим собой» реализуется во внеурочной деятельности по направлению «Социальная работа».
Программа социально-психологического развития личности учащихся «Знакомство с самим собой» по своей сути является комплексной развивающей программой, так как предполагает последовательный переход от воспитательных результатов первого уровня к результатам третьего уровня в процессе реализации внеурочной деятельности. Программа рассчитана на четыре года и охватывает весь период обучения ребенка на начальной ступени образования.
Отличительные особенности данной программы от уже существующих психологических развивающих программ:
– соответствие требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования в целом и задачам, лежащим перед начальным образованием в период введения стандартов второго поколения;
- содержание программы выстроено таким образом, что обеспечивается устойчивое развитие воспитательных результатов: приобретение ребенком личностных (о себе) и социальных знаний (первый уровень); переживание им ценности этого знания, формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям (второй уровень результатов); приобретение ребенком опыта самостоятельного общественного действия (третий уровень результатов);
- достижение результатов программы происходит через использование практико-ориентированных форм и методов работы, которые позволяют детям получить и присвоить себе знания, полученные в действии, познать себя и раскрыть свой потенциал;
- в итоге реализации программы ребенок может проследить свое развитие в 4-х летний период жизни через анализ продуктов деятельности (ежегодное портфолио и совместный с родителями социальный проект) и рефлексию.
Формы, методы и приемы работы
Программа позволяет организовать практическую деятельность обучающихся в изучаемой области знаний и имеет большой развивающий потенциал, так как содержит достаточное количество активных форм и методов обучения для интеллектуального, эмоционально – волевого и личностно – мотивационного развития обучающихся.
Основная форма – занятие с элементами тренинговых технологий, арт-методов и ведение портфолио.
Элементы тренинга были включены в основные формы работы не случайно, ведь тренинг - это особая форма обучения, которая отличается от традиционных форм тем, что его участники учатся на своем непосредственном опыте. Тренинг дает знания, полученные в действии. Введение элементов тренинга позволяют создать на занятиях атмосферу доброжелательности, искренности, безопасности, погружение в ситуации выбора и способствуют раскрытию индивидуального творческого потенциала обучающихся, самопознания, самораскрытия и самоопределения.
Использование игры, как формы работы с детьми, предоставляет большие возможности достигнуть результата. В программе используются:
- малые игры (диагностические, учебные, развивающие, коррекционные) - занимают небольшое время и в большинстве случаев используются как средство организации отдыха, переключения с одного вида деятельности на другой, снятия напряжения, решения конкретной воспитательной или психологической задачи;
- большая психологическая игра (игровые оболочки, игры-проживания, проектные (деловые) игры) — это сложная, многоплановая, развернутая во времени деятельность участников, направленная на решение целого комплекса развивающих задач;
- ситуационно-ролевая игра - является инструментом, позволяющим избегать ролевых конфликтов, вызванных несоответствием, противоречивостью выбранных ролей, способствует социальной адаптации.
Эффективность применения арт-методов основана на том, что они дают возможность экспериментировать с собственными эмоциями и чувствами, исследовать их и выражать на символическом уровне. Преимущественное использование при этом «языка» визуальной и пластической экспрессии позволяет сделать зримыми и доступными для понимания даже те стороны внутреннего и внешнего мира ребенка, которые не всегда он мог описать словами. Так же преимуществом рисования является то, что оно требует симультанного согласованного участия многих компонентов психических процессов и потому в детстве экономичнее и эффективнее других видов деятельности. Использование моделей объектов в виде схематизированных образов представлений существенно оптимизирует развитие и обучение, как здоровых детей, так и детей с недостаточной интеллектуальной зрелостью, являясь необходимой предпосылкой формирования абстрактного мышления. Арт-методы достигают статуса продуктивной формы коррекции и развития в 6-10 лет, так как в этом возрасте дети способны использовать художественные материалы для символической экспрессии и коммуникации.
Самопознание и самореализация ребенка возможны при включении их в специально организованную деятельность – ведение портфолио. Содержание его помогает ребенку осознать свои изменения и применить свои знания в творческой деятельности. Портфолио отражает динамику становления обучения, воспитания, развития и социализации. Для достижения результатов образования важно проследить, как в течение школьной жизни меняется ребенок и его отношение к обучению, самому себе, окружающим людям и миру в целом. В большей степени портфолио отражает социализацию, которую мы понимаем, как адаптацию ребенка реальной жизни через овладение разными сторонами социального опыта, ценностными ориентациями (этика, культура, гуманные отношения). Функции портфолио: диагностическая, контролирующая и оценивающая, восстановительная, творческого развития. Портфолио позволяет проследить личностный рост ребенка, способствует формированию у него умения учиться, помогает ученику перейти к сотрудничеству с учителем, одноклассниками и вовлекает его в учебно-воспитательный процесс. Страницы портфолио «рассказывают» о чувствах, впечатлениях, страхах, достижениях, предпочтениях ученика. Портфолио дает возможность взрослым (учителю, родителю, психологу) узнать особенности эмоциональной жизни каждого ребенка и учитывать их в своем общении, а также в построении учебно-воспитательного процесса.
Ведущими методами на занятиях являются:
- игра;
- тренинговые упражнения;
- творческие задания;
- арт-терапия;
- сказкотерапия;
- музыкотерапия;
- диагностика.
В процессе организации занятий используются также следующие методы работы:
исследование - получение знаний на исследовательской основе.
наблюдение - непосредственное, целенаправленное восприятие предметов и явлений с помощью органов чувств с целью формирования правильных представлений и понятий, умений и навыков.
упражнение - планомерно организованное повторное выполнение какого-либо действия с целью его освоения или совершенствования.
словесные методы – беседа, рассказ, описание, объяснение.
На занятиях используются следующие приемы:
- творческие задания;
- реверсированная мозговая атака;
- ассоциации;
- коллективная запись;
- эвристические вопросы;
- приемы, способствующие удержанию внимания: динамичность (интенсивный темп изложения материала, его насыщенность мыслями и аргументами, подвижная мимика и жестикуляция, «живой» голос); наглядность; неофициальность; прямое обращение к аудитории, диалог; использование неожиданной информации; сопоставление всех «за» и «против»; юмор
Раздел 3.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
Сроки реализации программы
Программа психологического развития личности учащихся «Знакомство с самим собой» рассчитана на четыре года и содержит в себе четыре блока, продолжительность каждого из которых – один учебный год:
- Я - ученик (для обучающихся 1 класса, рассчитана на 66 занятия);
- Я - второклассник (для обучающихся 2 класса, рассчитана на 34 занятия);
- Я - третьеклассник (для обучающихся 3 класса, рассчитана на 34 занятия);
- Я - четвероклассник (для обучающихся 4 класса, рассчитана на 34 занятия).
Формы и режим занятий
Занятия проводятся в классе – группе во второй половине дня в рамках внеурочной деятельности, 2 часа в неделю (1 классе — один час занятий равен 35 минутам, во 2—4 классах —45 минутам)
Количество участников до 25 человек. Наиболее эффективной является работа в подгруппах (класс из 25 человек делится на две подгруппы по 12-13 человек).
Каждое из занятий имеет трёхкомпонентную структуру:
I. Разминка (направлена на включение детей в тренинговый процесс);
П. Основная часть (включает в себя: а) выполнение упражнений, игр, нацеленных на введение детей в тематику занятия, поиск путей решения заявленной проблемы; б) обсуждение после каждого упражнения, игры, рисуночной методики или сказки, предполагающее отреагирование упражнения на эмоциональном и рациональном уровне); в) заполнение соответствующего раздела портфолио.
III.Заключительная часть (ритуал завершения занятия, целью которого является создание комфортного климата в коллективе, получение внимания каждым ребенком).
При составлении программы психологического развития личности обучающихся «Знакомство с самим собой» учитывались:
- соответствующие требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
- психолого-педагогические аспекты работы с детьми начального школьного возраста;
- достижения в области практической психологии.
При разработке содержания программы была использована серия «Портфолио в начальной школе», состоящая из четырех тетрадей («Тетрадь младшего школьника. Формирование навыков самооценки и самоконтроля», «Я – второклассник: портфолио учащегося», «Я – третьеклассник: портфолио учащегося» «Я – четвероклассник: портфолио учащегося») авторов Андреевой Е.А., Разваляевой Н.В., Осетинской О.В. Содержание программы построено таким образом, что конечным продуктом работы обучающихся по завершению каждого блока является социальный проект.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Ожидаемыми результатами использования программы социально - психологического развития личности учащихся «Знакомство с самим собой» является достаточная сформированность:
- готовности и способности обучающихся к саморазвитию;
- мотивации к обучению и познанию;
- основ гражданской идентичности;
- ценностно-смысловых установок обучающихся, отражающих их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества.
Результатами первого уровня (приобретение школьниками социальных знаний первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение учениками знаний о себе, своем развитии, своих особенностях, интересах и склонностях, о правилах ведения социальной коммуникации, принятых в обществе нормах отношений с другими людьми, правилах конструктивной групповой и подгрупповой работы, способах взаимодействия людей, способах самостоятельного поиска и обработки информации.
Результатами второго уровня (формирование позитивного отношения школьников к базовым ценностям нашего общества и социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к самому себе и другому человеку, формирование толерантности и стремления к свободному, открытому общению.
Результатом третьего уровня (приобретение школьниками опыта самостоятельного действия): приобретение опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками, опыта управления коммуникациями с другими людьми и принятие на себя ответственности за свои поступки, опыта исследовательской деятельности, публичного выступления и совместной деятельности с детьми и взрослыми.
Раздел 4.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы очевидна. Личностные требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, включают в себя готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности. Для формирования и развития данных качеств необходим системно-деятельностный, компетентностный и личностноориентированный подход, который заложен в основу стандарта в целом и в основу данной программы частности.
Необходимо отметить, что системно-деятельностный подход, являющийся основой стандартов образования и разработанных программ, предполагает:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;
- переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
- ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;
- признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
- учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;
- обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
- разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;
- гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности
Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»):
- любящий свой народ, свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Раздел 5.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета.
Поступление в школу вносит большие перемены в жизнь ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. В начале школьного обучения ребенок должен привыкнуть к правилам поведения в школе, новому режиму дня, проявлять желание ходить в школу, иметь хорошее эмоциональное самочувствие, не болеть, установить контакты с новыми сверстниками и взрослыми, а так же хорошо усваивать программу.
В начальной школе на основе любознательности, с которой ребенок приходит в школу, формируется учебно-познавательная активность и устойчивый интерес к экспериментированию. Самостоятельность в игровой деятельности преобразуется в учебную инициативность и самостоятельность суждений, способов и средств деятельности. Формируется произвольность психических процессов (мышления, памяти, речи, внимания), поведения; возникает инициативность в познавательной деятельности.
Формируется знаково-символическая деятельность младших школьников – умение читать графический язык, работать со схемами, таблицами, графиками, моделями. Активное включение в обучение моделей разного типа способствует развитию у младших школьников наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.
Умение увидеть целое раньше его частей, свойственное ребенку дошкольного возраста, дает начало развитию творческого воображения, умению реконструировать известные и создавать новые объекты.
Достижением развития младшего школьника является осознание отношения двух реальностей: предметного мира и языка, отражающего этот мир во всем многообразии. К концу младшего школьного возраста интуитивное владение словом дополняется осмысленным к нему отношением и должно выражаться в письменной речи учащихся.
Показателями сформированности совместной учебной деятельности учащихся и учителя к концу начального обучения являются следующие:
– умение обнаружить недостаточность своих знаний для решения учебной задачи нового типа; поставить перед собой задачу по поиску недостающих способов действий;
– умение выдвигать и проверять гипотезы о неизвестном (обращаясь к учителю, учебной и справочной литературе), находить средства для проверки этих гипотез;
– работать с моделями и схемами;
– оценивать и контролировать свои учебные действия и действия сверстников.
Важнейшим приобретением в младшем школьном возрасте является способность к рефлексии, которая проявляется: а) в умении отличать известное от неизвестного, знание о своем незнании, определить, каких знаний и умений не хватает для успешных действий; б) в умении оценить собственные мысли и действия «со стороны», не считая свое мнение единственно возможным; в) в умении критично (но не категорично) оценивать мысли и действия других людей.
Способность к рефлексии – это важнейшая составляющая умения учиться, появление которого является центральным событием в психическом развитии младших школьников. Второй составляющей умения учиться является умение добывать недостающие знания и умения, пользуясь всеми культурными источниками информации: обращаясь к авторитетам, справочникам, к текстам. В начальной школе умение учиться лишь зарождается и его развитие и индивидуализация происходят позже.
Младшие школьники приобретают опыт преобразования игры в художественное творчество. Они обнаруживают способность создавать вокально-музыкальные, ритмопластические, живописные, словесные художественные образы. Эти образы представляют собой относительно завершенный продукт и адресованы не только себе самому, но и другим людям – зрителю, слушателю, читателю.
Социально-личностное развитие младшего школьника характеризуется появлением достаточно осознанной системы представлений о самом себе, о нравственно-этических нормах, на основе которых строятся отношения со взрослыми и сверстниками. К концу младшего школьного возраста у ребенка появляется знание о своих индивидуальных качествах.
Главным личностным новообразованием младшего школьного возраста детей становится способность к самоизменению, ограниченная пока умением и стремлением ребенка расширять границы собственных знаний и имений.
К концу младшего школьного возраста появляется умение учащихся оценивать свое положение в системе социальных отношений «взрослый – сверстник – я». Это умение обнаруживается в коммуникативной инициативе ребенка по организации сотрудничества со взрослыми, сверстниками, старшими и младшими учениками. Взаимоотношения детей строятся с учетом правил культурного поведения, становятся доброжелательными, дружескими; младшие школьники могут самостоятельно разрешать возникающие конфликты, развивается и умение предотвращать конфликтные ситуации, строить общение со сверстниками с учетом их настроения и индивидуальности и точки зрения. Ребенок знает и понимает невербальный язык общения.
Социально-личностное развитие предполагает также владение нравственными нормами поведения в природе, общественных учреждениях, осознание ответственности за самого себя, других людей (близких, сверстников и др.).
Раздел 6.
Содержание учебного предмета.
Содержание программы
При составлении программы психологического развития личности обучающихся «Знакомство с самим собой» учитывались:
- соответствующие требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
- психолого-педагогические аспекты работы с детьми начального школьного возраста;
- достижения в области практической психологии.
При разработке содержания программы была использована серия «Портфолио в начальной школе», состоящая из четырех тетрадей («Тетрадь младшего школьника. Формирование навыков самооценки и самоконтроля», «Я – второклассник: портфолио учащегося», «Я – третьеклассник: портфолио учащегося» «Я – четвероклассник: портфолио учащегося») авторов Андреевой Е.А., Разваляевой Н.В., Осетинской О.В. Содержание программы построено таким образом, что конечным продуктом работы обучающихся по завершению каждого блока является социальный проект.
Содержание деятельности в 3 классе.
1. Я – третьеклассник. Введение в технологию занятий с элементами тренинга. Принятие правил на занятиях. (1 ч.) Введение правил работы в группе во время занятий с элементами тренинговых технологий и арт-терапии. Выполнение устава школы и законов класса. Сплочение группы.
2. Мое второе школьное лето. Изменения, которые со мной произошли (1 ч.) Знакомство с портфолио. Заполнение страниц портфолио. Мотивационный настрой на обучение. Изменения личности. Все мы разные. Сплочение группы.
3. Моя семья: традиции, счастливые моменты, стремления, профессии родителей (3 ч.) Семья – это 7 Я и все мы. Чему я учусь у папы и мамы. Профессии моих родителей. Мои бабушки и дедушки, братья и сестры. О братьях наших меньших.
4. По лестнице знаний и интересов (6 ч.) Мое прилежание и поведение. Мои отношения с одноклассниками. Мир школьных предметов. Мои интересы и увлечения. Ярмарка профессий. Чему я могу научить одноклассников.
5. Мое дерево желаний (1ч). Мечты и желания. Мои стремления.
6. Мир вокруг меня (5 ч). Что я могу сделать, чтобы мир вокруг меня стал лучше. Как стать дружелюбным. В прекрасном мире искусства. Мастерская природы и человека.
7. Как я могу помочь себе и другим. Способы саморегуляции (4 ч). Чувства и эмоции. Волевая регуляция деятельности. Что я могу сделать, чтобы воспитать волю.
8. Чтобы хорошо учиться - развиваем познавательные процессы (восприятие, воображение, память, внимание, мышление, речь) (6 ч). Как мне помогают жить и учиться восприятие, воображение, память, внимание, мышление, речь. Тренировка - путь к успеху.
9. Создание и защита социального проекта «Семь чудес моей Родины». Мои достижения (6 ч.). Основы проектной деятельности. Подготовка проекта. Публичная защита проекта. Мои «шедеврики». Я закончил третий класс.
Раздел 7.
Тематическое планирование.
Блок для обучающихся 3 классов «Я – третьеклассник»
п/п | Тема занятия | Кол-во часов |
1 | Я – третьеклассник. Введение в технологию занятий с элементами тренинга. Принятие правил на занятиях. | 1 |
2 | Мое второе школьное лето. Изменения, которые со мной произошли | 1 |
3 | Моя семья: традиции, счастливые моменты, стремления, профессии родителей | 3 |
4 | По лестнице знаний и интересов | 6 |
5 | Мое дерево желаний | 1 |
6 | Мир вокруг меня | 5 |
7 | Как я могу помочь себе и другим. Способы саморегуляции. | 5 |
8 | Чтобы хорошо учиться - развиваем познавательные процессы (восприятие, воображение, память, внимание, мышление, речь) | 6 |
9 | Создание и защита социального проекта «Семь чудес моей Родины». Мои достижения. | 6 |
Всего | 34 |
Календарно - тематическое планирование программы
с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
социально-психологического развития личности учащихся
«Знакомство с самим собой»
№ п/п | Тема раздела | Тема занятия | Характеристика основных видов деятельности | Кол час. на тему зан. | Всего часов на раздел | Теор. часть зан. | Практ. часть зан. | Дата | |
по плану | по факту | ||||||||
1 | Я – третьеклассник. Введение в технологию занятий с элементами тренинга. Принятие правил на занятиях. | 1.Я – третьеклассник. Введение в технологию занятий с элементами тренинга. Принятие правил на занятиях. | Теория: понятие о правилах знакомства, правилах работы в группе во время занятий с элементами тренинговых технологий и арт-терапии. Практика: «Знакомство», «Соблюдай правила», «Разыскивается», «Эхо». | 1 | 1 | 1 | 0 | ||
2 | Мое второе школьное лето. Изменения, которые со мной произошли. | 1.Мое второе школьное лето. Изменения, которые со мной произошли. | Теория: знакомство с портфолио, правила заполнения титульной страницы портфолио, заполнение страницы «Моё второе школьное лето». Изменения, которые со мной произошли. | 1 | 1 | 1 | 0 | ||
3 | Моя семья: традиции, счастливые моменты, стремления, профессии родителей. | 1.Диагностика внутрисемейных отношений. Рисунок семьи. | Теория: понятие «семья», «внутрисемейные отношения». Я и мои родители. Практика: диагностика внутрисемейных отношений. Рисунок семьи. Психологические упражнения «я умею просить прощения». Заполнение портфолио. | 1 | 3 | 2 | 1 | ||
2.Я и мои родители. | 1 | ||||||||
3.Я умею просить прощения. | 1 | ||||||||
4 | По лестнице знаний и интересов | 1. Мое прилежание и поведение. | Теория: понятие «лень». Мои отношения с одноклассниками. Практика: диагностика социально-психологического статуса в классе. Как справиться с «Немогучками»? Заполнение портфолио. | 1 | 6 | 2 | 4 | ||
2. Мои отношения с одноклассниками. | 1 | ||||||||
3.Диагностика социально-психологического статуса в классе. | 1 | ||||||||
4. Мои интересы и увлечения. | 1 | ||||||||
5. Что такое лень? | 1 | ||||||||
6.Как справиться с «Немогучками»? | 1 | ||||||||
5 | Мое дерево желаний. | 1.Мое дерево желаний. | Теория: понятие «желание». Какие желания мне помогают в жизни. Практика: Заполнение страницы портфолио «Дерево желаний». | 1 | 1 | 0 | 1 | ||
6 | Мир вокруг меня | 1. Что я могу сделать, чтобы мир вокруг меня стал лучше. | Теория: понятие «дружба». Почему возникают ссоры и драки. Практика: Заполнение портфолио. Как стать дружелюбным. Создание мастерской природы и человека. | 1 | 5 | 2 | 3 | ||
2. Как стать дружелюбным. | 1 | ||||||||
3.Ссора и драка. | 1 | ||||||||
4.Настоящий друг. | 1 | ||||||||
5. Мастерская природы и человека. | 1 | ||||||||
7 | Как я могу помочь себе и другим. Способы саморегуляции. | 1.Что такое сотрудничество? | Теория: понятие «чувства», «эмоции». Способы саморегуляции. Практика: Заполнение страницы портфолио «Моё настроение». Развитие самоконтроля и саморегуляции через психологические упражнения. | 1 | 5 | 2 | 3 | ||
2.Я умею понимать другого. | 1 | ||||||||
3.Я умею договариваться с людьми. | 1 | ||||||||
4.Умею ли я дружить? | 1 | ||||||||
5.Трудности в отношениях с друзьями. | 1 | ||||||||
8 | Чтобы хорошо учиться - развиваем познавательные процессы (восприятие, воображение, память, внимание, мышление, речь). | 1.Как мне помогают жить и учиться восприятие, воображение, память, внимание, мышление, речь. | Теория: понятие «мышление», «восприятие», «память», «воображение», «речь». Как мне помогают жить и учиться восприятие, воображение, память, внимание, мышление, речь. Практика: Заполнение портфолио. Тренировка - путь к успеху. Развиваем память, внимание, воображения, мышление и речь.
| 1 | 6 | 2 | 4 | ||
2.Тренировка - путь к успеху. | 1 | ||||||||
3.Развитие воображения и мышления. | 1 | ||||||||
4.Развитие памяти и внимания. | 1 | ||||||||
5.Развитие восприятия и речи. | 1 | ||||||||
6.Я умею сочинять! | 1 | ||||||||
9 | Создание и защита социального проекта «Семь чудес моей Родины». Мои достижения. | 1.Как составить проект? | Теория: Как составить проект? Готовим социальный проект «Семь чудес моей Родины». Подведение итогов учащимися 3 –го класса. Практика: Заполнение страницы портфолио «Мои достижения». Защита социального проекта «Семь чудес моей Родины». | 1 | 6 | 2 | 4 | ||
2.Готовим социальный проект «Семь чудес моей Родины». | 1 | ||||||||
3.Защита социального проекта «Семь чудес моей Родины» | 1 | ||||||||
4.Мои достижения. | 1 | ||||||||
5.Подведение итогов по портфолио учащимися. | 1 | ||||||||
6.Подведение итогов учащимися 3 –го класса. | 1 | ||||||||
Всего | 34 |
Раздел 8.
Описание материально – технического обеспечения образовательного процесса.
Бланковые диагностические методики
№ п/п | Название | Автор | Назначение | Целевая аудитория | Кол-во | В наличии | % доля |
1 | «Рукавички» Г.А.Цукерман «Совместная сортировка» (Бурменская Г. В.). | Г. А. Цукерман, Бурменская Г. В. | Диагностика сотрудничества и взаимодействий одноклассников между собой. | 3 классы | 55 | 55 | 100 |
2 | «Дорога к дому» (модифицированное задание «Архитектор-Строитель»). | «Архитектор-Строитель» | Изучение коммуникативно– речевых действий. | 3 классы | 55 | 55 | 100 |
3 | Рисунок «Моя семья». | Н. Ольшевская | Диагностика внутрисемейных отношений. | 3 классы | 55 | 55 | 100 |
Программы для осуществления коррекционно-развивающей и профилактической деятельности
№ п/п | Название программы | Автор | Целевая аудитория | Производитель, год выпуска | Кол-во | В наличии | % доля |
Коррекционно-развивающие программы | |||||||
1 | Коррекционно-развивающие работы | И.В. Возняк, И.М. Узянова, С.В. Лебедева, Н.И. Сафонова, Е.А. Симонова, Е.С. Калинина, О.Я. Будникова, Л.И. Лейчуг, Л.Б. Балакина, В.А. Бондаренко, И.В. Лапшина, О.Р. Перцева. | 1-11 классы | Белгород, 2011 год | 1 | 1 | 100 |
Учебные программы по психологии | |||||||
1 | «Знакомство с самим собой» | И.М. Узянова | 3-е классы | Белгород, 2011 год | 1 | 1 | 100 |
Диагностические программы | |||||||
1 | Диагностика. Дидактическое электронное пособие по видам деятельности педагога-психолога образовательного учреждения | И.В. Возняк, И.М. Узянова, С.В. Лебедева, Н.И. Сафонова, Е.А. Симонова, Е.С. Калинина, О.Я. Будникова, Л.И. Лейчуг, Л.Б. Балакина, В.А. Бондаренко, И.В. Лапшина, О.Р. Перцева. | 1-11 классы, учителя, родители | Белгород, 2011 год | 1 | 1 | 100 |
Материалы для осуществления просветительской деятельности с участниками образовательного процесса
№ п/п | Название | Целевая аудитория | Форма (консультация, беседа, доклад, стендовый материал или др.) | Кол-во | В наличии | % доля |
1 | Психолого – социологическая служба (стенд в учительской комнате). | учителя | Информационно– просветительское (стендовый материал). | 1 | 1 | 100 |
2 | Здоровый образ жизни (стенд в кабинете педагога-психолога). | учащиеся, учителя | Профилактическое (стендовый материал). | 1 | 1 | 100 |
3 | Первый раз – в первый класс! (стенд в кабинете психолога). | учащиеся первых классов | Информационно– просветительское (стендовый материал). | 1 | 1 | 100 |
Игрушки и настольные игры
№ п/п | Название | Целевое использование | Кол-во | В наличии | % доля |
1 | Клубок, мягкие игрушки – «Сердце», различные животные | Методика «Паутина комплиментов», пожелания, игротерапия. | 12 | 12 | 100 |
2 | Лото, домино, настольный бильярд | Развитие мышления, памяти, логики. | 3 | 3 | 100 |
Материалы для проведения коррекционно-развивающей деятельности
№ п/п | Название | Количество | В наличии | % доля |
1 | Бумага | 300 листов | 300 листов | 100 |
2 | карандаши | 20 простых и набор цветных | 20 простых и набор цветных | 100 |
3 | краски | 2 упаковки | 2 | 100 |
4 | пластилин | 2 упаковки | 2 | 100 |
5 | кубики | 9 шт | 9 | 100 |
6 | пирамида | 3 шт | 3 | 100 |
7 | мячи | 3 шт | 3 | 100 |
8 | мягкие игрушки | 12 | 12 | 100 |
9 | фломастеры | 3 набора | 3 | 100 |
Библиотека практического психолога
№ п/п | Автор | Название | Место и год издания | Кол-во | В наличии | % доля |
1 | Абрамова Г.С. | Психологическое консультирование: теория и опыт. | 2000 год | 1 | 1 | 100 |
2 | Автор-составитель Т.А. Шишковец | Осложнённое поведение подростков: Причины, психолого-педагогическое сопровождение, коррекция. | 2006 год | 1 | 1 | 100 |
3 | Айзенк Ганс Юрген | Проверьте свои способности | 1995 год | 1 | 1 | 100 |
4 | Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. | Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. | 1998 год | 1 | 1 | 100 |
5 | Бодалев А.А., Столин В.В. | Общая психодиагностика. | 2000 год | 1 | 1 | 100 |
6 | Волков Б.С., Волкова Н.В. | Психология общения в детском возрасте. | 2003 год | 1 | 1 | 100 |
7 | Галина И.В. | Нервный ребёнок: каприз или болезнь? | 1982 год | 1 | 1 | 100 |
8 | Годовникова Л.В. | Интегрированное обучение в массовой школе: психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ограниченными возможностями здоровья: учеб.пособие. | 2006 год | 1 | 1 | 100 |
9 | Демиденко М.В., Клюева А.И. | Педагогическая психология: Методики и тесты. | 2004 год | 1 | 1 | 100 |
10 | Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. | Психологический словарь-спарвочник. | 2004 год | 1 | 1 | 100 |
11 | Зак А.З. | 600 игровых задач для развития логического мышления детей. | 1998 год | 1 | 1 | 100 |
12 | Зак А.З. | Развитие умственных способносткей младших школьников. | 1994 год | 1 | 1 | 100 |
13 | Захаров А.И. | Детские неврозы (психологическая помощь родителей детям). | 1995 год | 1 | 1 | 100 |
14 | Зинченко В.П., Мещариков В.Н. | Психологический словарь. | 1999 год | 1 | 1 | 100 |
15 | Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. | Справочник психолога средней школы. | 2006 год | 1 | 1 | 100 |
16 | Калугин М.А., Новотворцева Н.В. | Развивающие игры для младших школьников. Кроссворды, викторины, головоломки. | 1996 год | 1 | 1 | 100 |
17 | Кащенко В.П. | Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков. | 1994 год | 1 | 1 | 100 |
18 | Клейберг Ю.А. | Писхология девиантного поведения. | 2001 год | 1 | 1 | 100 |
19 | Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. | Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. | 1996 год | 1 | 1 | 100 |
20 | Коломинский Я.Л., Панько Е.А. | Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. | 1988 год | 1 | 1 | 100 |
21 | Короткова Л.Д. | Сказкотерапия в школе. Методические рекомендации. | 2006 год | 1 | 1 | 100 |
22 | Лэндрет Г.Л. | Игровая терапия: искусство отношений. | 1994 год | 1 | 1 | 100 |
23 | Меновщиков В.Ю. | Психологическое консультирование | 2001 год | 1 | 1 | 100 |
24 | Нагель О.П. | Технология развития коммуникативной компетентности педагога. | 2008 год | 1 | 1 | 100 |
25 | Нагель О.П., Бочарова И.А. | Организация деятельности специалистов по комплексному сопровождению ребёнка в образовательном учреждении. | 2007 год | 1 | 1 | 100 |
26 | Нечаев М.П. | Диагностика воспитанности школьников. | 2006 год | 1 | 1 | 100 |
27 | Овчарова Р.В. | Справочная книга школьного психолога. | 1996 год | 1 | 1 | 100 |
28 | Овчарова Р.В. | Практическая психология в начальной школе. | 1996 год | 1 | 1 | 100 |
29 | Н. А. Волкова. | Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. | 1992 год | 1 | 1 | 100 |
30 | Петрусинский В.В. | Игры – обучение, тренинг, досуг… | 1994 год | 1 | 1 | 100 |
31 | И.В. Дубровина | Рабочая книга школьного психолога. | 1991 год | 1 | 1 | 100 |
32 | Дубровина И.В. | Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. | 1995 год | 1 | 1 | 100 |
33 | И.В. Возняк, И.М. Узянова, С.В. Ле6бедева, Н.И. Сафонова, Е.А. Симонова, Д.Н. Кудрикова, И.В.Адонина, О.Н. Богданова, О.А. Родченко | Система психологического сопровождения образовательного процесса в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения. | Белгород 20011 год | 1 | 1 | 100 |
34 | Ольшевская Н. | Психологические тесты. На все случаи жизни. | Владимир: ВКТ, 2010 год | 1 | 1 | 100 |
35 | М. Шевченко | Психологические рисуночные тесты для детей и взрослых. | Владимир: ВКТ, 2010 год | 1 | 1 | 100 |
36 | О. Сергеева | Как научиться разбираться в людях. | Москва 2010 год | 1 | 1 | 100 |
37 | Н.Е. Щуркова | Школа и семья. | Москва 2004 | 1 | 1 | 100 |
38 | Эксмо. | Графология. | Москва 2009 | 1 | 1 | 100 |
39 | В.Н. Куликов | Тайна имени – ключ к судьбе человека (мужские имена). | Москва 2010 | 1 | 1 | 100 |
40 | В.Н. Куликов | Тайна имени – ключ к судьбе человека (женские имена). | Москва 2010 | 1 | 1 | 100 |
41 | С.А. Левашова | Психолог и подросток: коммуникативно-двигательный тренинг | Ярославль 2006 | 1 | 1 | 100 |
42 | Мария Бриль | Читаем язык жестов | Санкт – Петербург 2010 год | 1 | 1 | 100 |
43 | В.П. Шейнов | Искусство убеждать | Минск «Харвест» 2010 год | 1 | 1 | 100 |
44 | Тагирова Г.С. | Психолого-педагогическая коррекционная работа с трудными подростками. | 2005 год | 1 | 1 | 100 |
Итого: материально-техническая база педагога – психолога 100 %.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по внеурочной деятельности социального направления "Моя первая экология"для учащихся 1 класса. "Эти забавные животные"
Введение часов на внеурочную деятельность учащихся (главное достоинство новых стандартов) увеличивает возможности школы в расширении спектра предоставляемых образовательных услуг, создаёт финансово об...
Программа внеурочной деятельности социального направления «Клуб юных экологов» /проектная деятельность/
Программа внеурочной деятельности «Клуб юных экологов» продолжает знакомство обучающихся с культурой поведения в социуме. И если в 1- 3 классах мы говорили о культуре поведения среди людей (в школе, д...
Открытое занятие по внеурочной деятельности социального направления «Полезные привычки» на тему: «Что такое здоровье»
"Что такое здоровье» Цель: учиться быть здоровым душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы и бытияЗадачи:- сформировать у ребят необх...
Рабочая программа занятий внеурочной деятельности социального направления "В школу с улыбкой".
Рабочая программа социального направления "В школу с улыбкой" может быть использована учителями в 1 классе общеобразовательной школы....
Коррекционно-развивающее занятие внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «По следам Бременских музыкантов» для обучающихся 2 класса
Коррекционно-развивающее занятие внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «По следам Бременских музыкантов» разработано для обучающихся 2 класса образовательных...
Конспект занятия внеурочной деятельности Социальное направление Тема: «Учимся преодолевать трудности»
Конспект занятия внеурочной деятельностиСоциальное направлениеТема: «Учимся преодолевать трудности»...
Общеразвивающая программа внеурочной деятельности социального направления (экономической направленности) "ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ"
Рабочая программа внеурочной деятельности социального направления «Основы финансовой грамотности» разработана на основе Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в...