проект
проект (4 класс) на тему

Исламова Марианна Рафиюллаховна

Проект на тему: "Путь ребенка к книге:семья,школа,библиотека"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prekt.docx240.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Красноманычская основная общеобразовательная школа

Проект

«Путь ребенка к книге: семья, школа, библиотека»

http://www.velvet.by/files/userfiles/309/shkolniki-chitayut.jpg

Автор проекта: Исламова Марианна Рафиюллаховна


                                                  Оглавление

Стр.

  • 1. Пояснительная записка.

3

  1. Обоснование актуальности проекта

3

  1. Цели и задачи проекта

6

  1. Предполагаемый результат

6

  1. Методы и формы реализации проекта

7

  • 2.  Содержание

7

  1. Этапы реализации проекта.

11

  •  Приложение

13

  •  Анализ состояния читательского интереса по результатам анкетирования

  •  Модель читающего ученика











  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Чтение и письмо открывают человеку новый мир,
Особенно в наше время, при нынешних успехах разума.
hello_html_m3e42aea0.png

Н. Карамзин

  1. Обоснование актуальности проекта.

В Красноманычской школе я работаю с 1 сентября. Мне очень хотелось познакомиться с детьми, узнать их интересы. И на мой вопрос, а какое занятие для вас является любимым, мои ученики отвечали эмоционально. Больше всего они любят: играть в компьютерные игры, кататься на роликах, на велосипеде. Летом купаться в  Маныче. Иногда, они играют на стадионе в подвижные игры, общаясь с друзьями. Но никто из моих учеников чтение не назвал любимым занятием. На мой вопрос, а какая книга ваша любимая они затруднялись ответить и я поняла, что чтение моих 4-ков ограничено рамками уроков и школьных предметов.

О пользе чтения сказано немало: книги пробуждают фантазию и развивают воображение. Они развлекают, и в тоже время воспитывают. Кроме того, читая книги, можно узнать много новых слов, повысить свой уровень грамотности и эрудированности.  Но как убедить в этом детей и их родителей для меня стало проблемой. Это и стало предпосылкой проекта.

Глобальные процессы информатизации общества, увеличение с каждым годом количества текстовой информации, предъявление новых требований к ее анализу, систематизации и скорости ее переработки поставили теоретиков и практиков образования перед необходимостью разработки новых подходов к обучению чтению.

Современная ситуация в этом отношении характеризуется как системный кризис читательской культуры, когда страна подошла к критическому пределу пренебрежения чтением…на данном этапе можно говорить о начале необратимых процессов разрушения ядра национальной культуры.

Проблема обучения чтению становится наиболее актуальной на этапе введения и реализации ФГОС ООО, в котором подчеркивается важность обучения смысловому чтению и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» характер и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям.

В последние годы усиливается тенденция отказа детей от чтения книг и предпочтение других источников информации.

Экранная зависимость приводит к неспособности ребенка концентрироваться на каком-либо занятии. Таким детям необходима постоянная внешняя стимуляция, которую они привыкли получать с экрана, им трудно воспринимать слышимое и читать, понимая отдельные слова и короткие предложения, они не могут связывать их, в результате не понимают текста в целом.

Читательская компетентность является необходимым условием освоения школьниками практически всех учебных дисциплин, поэтому работа по повышению ее уровня должна быть организована на всех учебных занятиях, где учащимся приходится взаимодействовать с текстами как источниками информации: на уроках, факультативных (элективных) курсах.

Всем нам, родителям, хочется, чтобы ребёнку сопутствовала удача, чтобы он не был отстающим в среде сверстников, чтобы его уважали и ценили другие. Но как этого добиться?

Важно, чтобы ребенок получал удовольствие от чтения. Пусть чтение будет хорошей ежедневной традицией интересного времяпровождения с родителями. Поверьте, вы никогда не пожалеете о времени, потраченном на приучение ребенка к чтению – ведь вы подарите ему целый мир приключений и знаний, радости и путешествий, волшебных друзей и волнующих загадок. Помогите вашим детям стать еще богаче!

К сожалению, не все современные дети любят читать. Информацию о внешнем мире они, в основном, получают из Интернета и телевизора. Времена, когда книга была единственным источником знаний, канули в прошлое. Но даже очень удачная экранизация знаменитого произведения или самый интересный научно-популярный фильм не заменят удовольствия от прочтения хорошей книги.

Но как же заинтересовать ребенка книгой? Как научить ребенка любить книгу? Ведь современные дети не любят читать, они читают мало и с неохотой.

А ведь от их умения читать в дальнейшем зависит качество всего процесса обучения. Не научившись хорошо читать, ребенок не сможет прочитать задачу по математике, подготовить реферат или сообщение по какой-либо теме, а для слабочитающего ребенка будет и вовсе непосильной задачей. Как показывает практика, если ребенок недостаточно хорошо читает, его грамотность оставляет желать лучшего, устная речь недостаточно развита.

Отсутствие хорошо отработанного навыка чтения может служить препятствием для свободного общения ребенка с книгой. В этом случае следует уделить особое внимание отработке технической стороны чтения. Чтение, как любой другой навык, требует специальных усилий и времени для закрепления умения и его совершенствования.

Умение бегло читать это не самоцель, а необходимость, без которой ребенку будет трудно учиться дальше. Дети быстрее усваивают материал, готовы к творчеству. Успех рождает радость.

Воспитание сознательного читателя в начальной школе предполагает овладение навыком чтения, культурой чтения, слушания, говорения, сформированности навыков работы с разными видами текстов, то есть развитие начитанности, эмоциональной отзывчивости на читаемое, творческой активности, самостоятельности и элементарной способности воспринимать художественное произведение в его специфике как искусство слова.

Поэтому научить ребенка читать, пользоваться книгой как источником знаний и информации, приобщить учащихся к миру книг и тем самым способствовать развитию самостоятельности читательской деятельности – главная задача учителя начальных классов и родителей. Дать понять учащимся, что чтение – это духовная пища каждого воспитанного человека. А со стремительным вторжением в нашу жизнь достижений научно технического прогресса эта задача стала актуальна как никогда раньше.

  1. Цели и задачи проекта

Цели проекта: формировании у ребенка потребности в чтении, возрождение традиций семейного чтения.

Задачи: 

  • объединение усилий школьной библиотеки  семьи, классного руководителя
  • пробудить заинтересованность родителей в повышении качества чтения детей;
  • показать необходимость духовного взаимодействия детей и их родителей в процессе совместного чтения;
  • оказать методическую помощь родителям в руководстве чтением детей;
  1. Ожидаемые результаты
  • Возрастание интереса у учеников к чтению художественной и познавательной литературы.
  • Укрепление партнерства школы с родителями в читательском развитии школьников.
  • Формирование модели информационно-педагогической поддержки мотивации чтения школьников, включающей программы родительских собраний, методические материалы для родителей.
  • Развитие культуры чтения школьников, привлечение их к систематическому чтению.

Период и этапы реализации проекта

2017-2020 годы

1 этап – Подготовительный– 2017-2018 гг.

2 этап –Основной– 2018-2019 гг.

3 этап – Практическая деятельность– 2019-2020 гг.

Миссия проекта

Организация работы с родителями и детьми по формированию и развитию интереса к чтению как фактору социализации личности ребенка, создание условий для творческого общения детей и взрослых.

  1.  Методы и формы реализации проекта:
  • выступления на родительских собраниях с беседами, обзорами, рекомендациями;
  • использование  новых форм проведения уроков внеклассного чтения;
  • анкетирование родителей и учащихся;
  • отбор и изучение литературы с целью выявления произведений, наиболее интересных для совместного обсуждения с родителями и детьми;
  • метод игры и игрового тренинга;
  • метод театрализации – основан на бесконечном множестве сюжетов и социальных ролей (праздники, номера для концертов и фестивалей и т.п.);
  • метод импровизации – он выводит детей на практическую предприимчивость и привнесении своего творческого начала.

Данные методы работы позволяют развить речь учащихся, повышают учебную мотивацию детей и, главное, воспитывают грамотного читателя.

  1. Содержание.

Воспитание интереса к книге является одним из направлений работы учителя и родителей. Чтение и рассказывание книг организуется во все моменты жизни ребенка, их связываем и с играми и прогулками, с бытовой деятельностью и трудом. Формы работы разнообразны. Несмотря на то, что я нахожусь на первом этапе реализации проекта, я определила направления работы с обучающимися, которые и способствуют реализации данного проекта. О них хочу рассказать поподробнее.

Первое направление моей деятельности – это исследовательская деятельность учащихся. Исследовательская деятельность способствует общеинтеллектуальному развитию  личности на интересе, потребностях учащихся и их родителей. Она способствует обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, к необходимости получения новой информации, ее осмыслению и правильному использованию. Одной из важных задач, которые я решаю в процессе исследовательской деятельности, является формирование и развитие умений и навыков работы с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование). На уроках я обучаю учащихся основам смыслового чтения текста, развиваю умения осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы. Эта работа продолжается во внеурочной деятельности. Мои ученики посещают кружок «Я – исследователь», где получают возможность развивать интерес к новому содержанию и новым способам познания, строить рассуждения об исследуемом объекте на основе прочитанной информации, развивать игровой метод умения высказываться в устной и письменной формах.

Второе направление моей деятельности носит название «Культура чтения». Целью является – возрождение системы занятий по досуговому чтению, в рамках которых я  организовываю самостоятельное чтение младших школьников как на уроках, на внеурочных занятиях в школе, так и дома с родителями. На различных уроках отрабатываю у учащихся привычку к вдумчивому чтению, умение применять в процессе самостоятельного чтения все знания, умения и навыки, полученные на уроках литературного чтения. На занятиях элективного курса «Культура чтения» я работаю над формированием мотивации чтения младших школьников, развитием их устойчивого и осознанного интереса к чтению художественной литературы; формированием читательской компетенции младших школьников. По данному направлению методическими находками стали мини конкурсы: «Самый грамотный читатель», «Внимание, ошибка», «Лидеры чтения».

 Занятия кружка «Книжная радуга» помогают решать следующие задачи: знакомство учащихся с детской книгой как явлением культуры, ее структурой, видами, жанрами, темами; формирование первичных представлений об особенностях произведений и творчества известных русских и зарубежных детских писателей; формирование читательских умений, необходимых для квалифицированной читательской деятельности; формирование основ читательской культуры, литературного вкуса младших школьников.

Чтобы научить ученика хорошо владеть своей речью, необходимо научить его технике чтения, т.е. той стороне, которая обеспечивает хорошую дикцию, владение интонацией, помогает развить силу голоса, речевой слух, этому способствуют «Поэтические минутки», которые я провожу на занятиях кружка.

Дети не просто читают и заучивают наизусть стихотворение, а необходимо прочитать эмоционально, с интонацией.

Для знакомства со стихотворением использую такие формы:

     * чтение в полголоса;

     * чтение по строчкам;

     * выразительное чтение по памяти.

Для правильности дикции использую такие упражнения – скороговорки

     Три сороки – три трещетки потеряли по три щетки: три сегодня, три – вчера, три – еще позавчера.

  • произнести шёпотом, чётко артикулируя;
  • произнести беззвучно;
  • произнести вполголоса;
  • произнести голосом, постепенно увеличивая темп.

В своей практике на уроках литературного чтения я использую следующие виды работы с текстом:

1.     Чтение произведения и определение его жанра.

2.     Чтение и пометка непонятных слов.

3.     Чтение, нахождение отрывка к рисунку.

4.     Чтение и рисование рисунка к прочитанному стихотворению.

5.     Чтение и рисование обложки к рассказу, сказке.

6.     Чтение произведения и соотнесение рисунков порядку цепочке событий в произведении.

7.      Выразительное чтение отрывка рассказа (стихотворения) по собственному выбору.

8.     Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос.

9.     Чтение, составление вопросов к прочитанному абзацу (тексту).

10. Чтение, деление текста на части.

11. Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.

Работа по изучению истории семьи содействует объединению детей, их родителей, бабушек и дедушек на основе общего интереса к генеалогии; формирует умения и навыки детей и взрослых в изучении своей родословной, способах её изображения и описания; развивает семейные увлечения и интересы, способствующие укреплению духовных ценностей семьи, повышению её интеллектуального и культурного уровня; формирует коммуникативные умения детей, умения записывать воспоминания родственников, правильно задавать вопросы, беседовать; работать со словарями, с печатными документами, письмами, семейными реликвиями. Курс внеурочной деятельности, который я веду, называется «Моя родословная». Он способствует развитию умений  младших школьников ориентироваться в различной исторической информации; - способствует более близкому общению членов семьи. На занятиях, работая с исторической литературой, происходит приобщение юного поколения к богатствам традиционной отечественной культуры, как истоку, с которого начинается восхождение к высоким образцам российской классической и мировой культуры.

 Результат совместной работы учащихся и их родителей - составление и презентация родословной.

При анкетировании родителей я выяснила, что главной помехой чтению многие родители и сами дети считают нехватку времени, но речь идет не о дополнительном времени на чтение, а о более разумном его использовании.  Я предлагаю родителям использовать испытанный ход: "Почитай мне, пожалуйста, пока я …   Такое взаимодействие детей и родителей я считаю эффективным.  

 На родительские собрания я приглашаю психолога, библиотекаря которые дают рекомендации и советы по развитию читательских умений у учащихся, оказывают помощь родителям осознать ценность детского чтения, как средства образования и воспитания школьников, как залог их жизненной судьбы.

  1. Этапы реализации проекта.

1 этап проекта включает в себя:

  • Проведение ежеурочных пятиминуток чтения.
  • Экскурсию в школьную и районную библиотеку.
  • Проведение уроков внеклассного чтения в форме беседы, читательской конференции, устного журнала и т. д.
  • Выпуск литературной газеты
  • Проведение родительских собраний:
  • Проведение анкет для детей и родителей
  • Классные часы.
  •  Конкурсы и викторины.

2 этап - основной–

  • Проведение родительских собраний
  • Проведение литературных гостиных
  • Конкурс чтецов «Стихи русских поэтов»
  • Викторины «По страницам русских народных сказок»
  • Театрализованные представления «По страницам любимых книг»
  • Знакомство с литературным жанром художественных произведений
  • Оформление буклетов о любимых писателях, его жизни и творчестве
  • Проведение родительских собраний: «Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребенка».
  • Подготовку каждого ребёнка к конкурсу отзывов о прочитанной книге «Мои размышления о прочитанной книге».
  • Оформление рассказа по прочитанной книге, включая в него главных героев произведения, где происходят события, чем его заинтересовала книга, кто автор произведения.
  • Беседы по литературным жанрам художественных произведений.
  • Знакомство с биографиями наиболее читаемых детских писателей. Каждому ребёнку необходимо подготовить рассказ об определённом или любимом писателе. В рассказ включается информация о детстве писателя, его жизни, творчестве. Рассказы оформляются.

3 этап - практическая деятельность.

  • Создание совместных творческих проектов детей, родителей и педагогов
  • Создание модели читающего ученика


Материал

к родительским собраниям

  • Главной помехой чтению многие родители и сами дети считают нехватку времени.

Если из 24 часов суток отнять время на сон, на посещение школы, на подготовку уроков, на общение с друзьями и прогулки, на телевизор или компьютер, да если еще прибавить кружки, факультативы, секции, что же остается? Где же взять время еще и читать?

Вопрос не в том, есть ли у каждого из нас время читать, а в том, подарим ли мы себе и нашим детям счастье быть читателями. Чтение, как и любовь, — это просто образ жизни. Для интересной книги — всегда найдется время. Так же считают и многие наши специалисты. Речь идет не о дополнительном времени на чтение, а на более разумном его использовании. Умные родители используют испытанный ход: "Почитай мне, пожалуйста, пока я … Они говорят о книгах, провожая ребенка в школу или встречая его, используют для этого время перед сном.

  • Чтение должно соединяться только с удовольствием.

Не заставляйте и не уговаривайте ребенка читать. Создайте такие условия, чтобы он сам захотел читать. Ведь трудно себе представить, что кто-либо из взрослых будет любить то, что не приносит удовольствия.

  • При выборе книги для самостоятельного чтения ребенком обращайте внимание на шрифт и иллюстрации.

Ребенку значительно интереснее читать книгу, в которой много иллюстраций, так как это помогает осмыслить содержание прочитанного. Легче читать книги с крупными буквами, небольшим количеством текста на странице. Не забывайте и о сюжете книги: он должен быть доступен для понимания ребенком.

  • Приучайте к чтению книг постепенно.

Начинайте это уже тогда, когда ребенок только начал овладевать навыком чтения, при чтении книг ему вслух. Например: вы читаете текст, а ребенок название глав, позже ребенок сможет прочитать реплики героев или читать по очереди с вами: строчку - вы, строчку - он.

  • Независимо от того, как читал ребенок, его надо похвалить.

Пока ребенок купается в собственной славе от вашей похвалы, то можно предложить любую книгу, он не откажется

Не прекращайте читать вслух, даже когда ребенок уже умеет это делать сам. Он может узнать много полезного из чтения вами более сложных книг, которые сам он еще прочитать не в силах. Кроме того, ребенок получит удовольствие от контакта с вами.

  • Большие нарекания у родителей и в адрес телевидения.

Телесмотрение вышло на первое место в проведении досуга наших школьников

Общеизвестно, что телевидение отнимает ребенка от книги. Однако оно способно и привлечь его к книге. Надо только суметь этой способностью воспользоваться. Речь идет о том, чтобы от просмотра интересной передачи перекинуть мост к чтению школьника — предложить ему про читать книгу на тему передачи, которая увлекла.

  • Другое назначение детского чтения — развлечение, релаксация, отдых.

Чтение для веселья, для досуга. Очень нравятся ребятам комиксы, веселые рассказы Н.Носова, В. Драгунского, Э. Успенского и т. д., а также стихи Д. Хармса, Г.Остера. Их функция — позабавить ребенка. Они являются для многих ребят любимой книгой.

  • Если вы хотите, чтобы ребенок читал, надо, чтобы рядом с ним был читающий родитель, а еще лучше — читающий вместе с ребенком родитель.

Пусть дети видят, как Вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным. Этот пример может стать заразительным для них.

Хорошо, если привычка к семейному чтению станет традицией проведения каждодневного совместного досуга в определенное время дня или вечера. Разговаривайте о прочитанном так, чтобы ребенок чувствовал себя умным и понятливым. Чаще хвалите его за сообразительность и старанье. Не уязвляйте его самолюбие, если даже он что-то понял не так, как вам бы хотелось. Поддерживайте его уверенность в своих силах. Вспоминая позже детство, он непременно вспомнит часы совместного с вами чтения и задушевной беседы, и это согреет его сердце.

  • Детские книги всегда должны быть в зоне досягаемости ребенком, чтобы в любой момент он мог удовлетворить свой интерес к рассматриванию или прочтению книги.

С самого раннего возраста прививайте культуру обращения с книгой: пресекайте рисование в книгах, бросание книг, приучайте класть книги на место, "иначе они обидятся и уйдут к другим детям".

Чтобы книга помогла дать ребенку заряд добра и светлого взгляда на мир, родители должны придерживаться двух правил в отношении ребенка: во-первых, воспитывать маленького читателя личным примером, во–вторых, ничего не делать за ребенка, если он все умеет делать сам.

Основное условие успешного формирования ребенка – читателя в семье – это единство книжного окружения и книжных интересов детей и родителей.

В доме должны быть книги – и у взрослых, и у детей, т.к. «дом без книг, подобен телу, лишенному души». Истина, которая была известна древним римлянам.

Книги должны быть разнообразными и необходимыми. На полках необходимо разместить: книги-справочники, научно-популярную литературу, любимые в семье книги для взрослых и детей.

  • Самое важное, что могут родители, — посоветовать школьнику записаться в библиотеку и на первых порах вместе с ним посещать ее.

Читайте сами! Искушайте ребенка чтением. Читая про себя взрослые книги, позволяйте себе эмоционально реагировать на содержание: можете смеяться, восклицать "Вот это да!" или расстроиться со вздохом "Ну вот, я так и знал!".

Регулярно находите время для занятий чтением с ребенком, даже когда вы очень загружены. Например, предложите ребенку продолжить читать сказку, которую вы начали читать вчера: ведь так хочется узнать, что там было дальше, а сами вы заняты приготовлением ужина и почитать вслух сейчас не можете. Возьмите за правило: на просьбы "помоги" и "поиграй" взрослый может и не реагировать, а просьба "давай вместе почитаем" удовлетворяется всегда!

Многие младшие школьники любят читать, но сами выбрать книгу не могут. Поэтому взрослым необходимо следить за подбором книг, которые читают дети. Читать детям книги для взрослых вредно, т.к.дети главным образом следят за развитием сюжета и вырабатывают вредную привычку читать поверхностно, пропуская описания природы, рассуждения автора, характеристики героев.

Следя за чтением, обращайте внимание на то, чтобы книги дети читали разнообразной тематики: сказки, рассказы, стихи, басни, загадки, пословицы, приключения, научно- популярную литературу. Желательно, чтобы у учащихся был дома толковый словарь, из которого ребенок смог бы узнавать значения слова и его правописание. Приучить ребенка самостоятельно обращаться к книгам-справочникам, к научно-популярной литературе – значит привить ему навык умственного труда.

Те родители, которые не находят времени на то, чтобы прочитать с ребенком, поиграть, не следят за тем, как ребенок читает, что он читает, разрушают любовь к книге и чтению. В то же время родителям необходимо позаботиться и о том, чтобы правильно организовать ребенку рабочее место, приучить его к элементарной культуре поведения во время чтения, бывать с ребенком в книжном магазине – покупать и рассматривать ему книги. Посещать с ребенком читальный зал и библиотеку, помочь ребенку приохотиться к посещению библиотеки, потому что в среднем звене ученику прививать любовь к этому занятию будет уже поздно.

Памятка для родителей.

Если Вы всерьез обеспокоены недостаточно заинтересованным отношением ребенка к чтению, Вам могут пригодиться некоторые советы:

· Наслаждайтесь чтением сами и вырабатывайте у детей отношение к чтению как к удовольствию.

· Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным и т. п.

· Показывайте, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарков.

· Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы (в библиотеке, книжном магазине и т. п.)

· На видном месте дома повесьте список, где будет отражен прогресс ребенка в чтении (сколько книг прочитано и за какой срок).

· Выделите дома специальное место для чтения (укромный уголок с полками и т. п.).

· В доме должна быть детская библиотечка.

· Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей еще что-то прочитать об этом (например, книги о динозаврах или космических путешествиях).

· По очереди читайте друг другу рассказы или смешные истории. Развлекайте себя сами, вместо того чтобы смотреть телевизор.

· Поощряйте дружбу ребенка с детьми, которые любят читать. Разгадывайте с детьми кроссворды и дарите их им.

· Поощряйте чтение детей вслух, когда это только возможно, чтобы развить их навык и уверенность в себе.

· Почаще спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают.

· Поощряйте чтение любых материалов периодической печати: даже гороскопов, комиксов, обзоров телесериалов – пусть дети читают все, что им нравится.

· Детям лучше читать короткие рассказы, а не большие произведения: тогда у них появляется ощущение законченности и удовлетворения.

· Пусть дети каждый вечер читают, перед тем как уснуть.

Советы для родителей первоклассника

Первоклассники самостоятельно читать не любят, т.к. они не овладели еще хорошо техникой чтения. Все усилия у них направлены на то, чтобы правильно прочесть слово, а не уяснить его смысл. Вот несколько советов родителям по воспитанию любви к книгам.

1. Читать книгу необходимо поочередно с ребенком.

2. Взрослым нужно прочитать в книге самый яркий эпизод, а потом ребенку дочитать самостоятельно книгу до конца и спросить о чем он прочитал.

3. Из книги рассказать ребенку интересный эпизод, а что было дальше, он узнает, когда прочитает книгу сам.

4. Ребенку можно обмениваться книгами с одноклассниками из домашней библиотеки.

5. Спрашивать ученика о поступках героев, давать им свою оценку.

6. Пофантазировать вместе с ребенком о приключениях героя или о его дальнейшей судьбе.

Игры для детей.

  1. « Очумелые ручки». Ребенок прочитал книгу, дайте ему лист бумаги и краски, пусть рисует или лепит из пластилина персонажей произведения. Рукодельных фантазий множество.
  2. Можно написать письмо-обращение к герою.

Писать можно и к доброму, и к злодею. Вдруг злодей захочет стать добрым.

  1. Ролевые игры не только могут быть интересными, но и полезными. Например, можно устроить заседание суда по обвинению злодейств Бабы-Яги,  Кощея. Играть могут все члены семьи. Роли распределяются: судья, прокурор, адвокат, свидетели. Затем выносится приговор. В данном случае у ребенка развивается логическое мышление, справедливость, милосердие к осужденным.
  2. « Спектакль». Разыгрывается спектакль с участием домашних или маленьких друзей. Нужно дать ребенку проявить свои творческие мыслительные способности, развить фантазию.
  3. « Летучка». После прочтения спросить у ребенка, что он думает о каком-либо поступке героя, как относится к разным персонажам. А потом предложить созвать этих героев на совет и высказать свое суждение, просьбу, недовольство.

Анкета  для родителей

  1. Когда ваш ребенок научился читать?

А. До школы

Б. В школе

  1. Какую литературу он предпочитает читать?

А. Художественную

Б. Научно-познавательную

  1. Чтение для вашего ребенка процесс скорее

А. Эмоциональный или

Б. Рациональный

  1. Чтение вашего ребенка обычно

А. Целиком его захватывает, или

Б. Он читает нехотя, часто отвлекаясь

  1. Бывало ли, что под влиянием чтения ваш ребенок

А. Пытался сам сочинить сказку, рассказ, стихотворение, или

Б. Такого не бывало

  1. Играл ли он когда-нибудь в персонажей прочитанных книг?

А. Да, играл

Б. Такого не было

  1. Стимулировало ли чтение желание у ребенка что-либо нарисовать?

А. Да, он часто рисует по следам прочитанного

Б. Такого стремления не замечалось

  1. Бывало ли, что он плакал над прочитанным?

А.Да

Б. Нет

  1. Делится ли ваш ребенок с кем-нибудь своими впечатлениями о прочитанном?

А. Да

Б. Нет

  1. Пересказывая прочитанное, ваш ребенок

А. Дополняет текст своими придумками, подробностями

Б. Точно придерживается прочитанного текста

  1. Следя за литературными конкурсами по радио или телевидению, ваш ребенок

А.Вместе с конкурсантами ищет ответ на поставленные вопросы

Б. Не пытается отвечать

  1. Выполняет творческие задания по литературе

А.Охотно

Б. Неохотно

  1. Перечитывает ли он свои любимые книги?

А. Да, он любит это делать

Б. Находит, что это пустое занятие

  1. Рассуждая о жизненных явлениях, ваш ребенок

А. Нередко прибегает к литературным примерам, образам

Б. Никогда не ссылается на прочитанное

  1. Как он относится к языку и стилю читаемого произведения?

А. Очень чутко реагирует

Б. Не обращает на это внимание

  1. Если ребенок ведет записи о прочитанном, то какой они носят характер?

А. Выписывает поэтическое описание, свои впечатления

Б. Выписывает оригинальные мысли и необычные факты.

Диагностика.

Если знаков «+» больше около ответов «А», то значит ваш ребенок исключительно талантлив, у него явно выражены гуманитарные способности, он мыслит образами, картинами, и вам надо подумать о том, как дальше организовать его чтение, чтобы его одаренность еще больше развить. Побуждайте его к устным и письменным высказываниям о прочитанном, играйте в персонажей, поощряйте его фантазии, вызванные книгой, позаботьтесь, чтобы в репертуар его чтения вошла детская классика.

Если знаков «+» больше возле ответов «Б», то ваш ребенок талантлив в другом отношении: у него познавательная направленность интересов, он склонен к точности в выражении мысли, к научному анализу явлений. Не исключая лучших художественных произведений из репертуара его чтения, вам надо позаботиться о подборе для него хороших научно-познавательных книг.

Анкета для учащихся.

а) Что ты больше любишь?

- читать сам

- слушать чтение взрослых

б) Как ведут себя родители во время твоего чтения?

- хвалят тебя

- отвлекают

в) Кто помогает тебе выбрать книгу для чтения?

- родители

- учитель

- библиотекарь

- сам выбираешь

г) О чем или о ком ты больше всего любишь читать? (подчеркни )

(Сказки, фантастику, приключения, о природе, о детях, о войне, о космосе, стихи, исторические книги)

д) Читают ли в вашей семье книги вслух?

- читают

- не читают

е)Можешь ли ты назвать книгу, которую недавно прочитал, и ее автора?

- да

- нет

Анкета для учащихся

  1. Может ли человек жить без книги?

Да ____ Нет ____

  1. Нравится ли тебе читать?

Да _____ Нет ________ Не очень _____

Почему_________

  1. Произведения, какой тематики и каких авторов ты чаще всего читаешь?

Авторов школьной тематики ______

Детские детективы ______

Энциклопедии ________

Сказки ______

Книги о животных _______

Фантастику ______

Книги о природе ______

Исторические книги _____

Ничего не читаю _____

  1. Что тебе нравиться получать в подарок?

Игры ____

Книги _____

Другие подарки ____

  1. У вас дома много книг?

Да _____ Нет _____ Не очень ______

  1. Есть ли в домашней библиотеке детские книги?

Да _____ Нет _____

  1. Читают ли тебе книги родители?

Да ______ Нет _____ Не всегда ____

  1. Хвалят или ругают тебя родители во время чтения вслух?

Хвалят ______ Ругают _______

И хвалят и ругают _______ И не хвалят и не ругают ______

  1. Обсуждаешь ли ты прочитанные произведения и с кем?

Нет, ни с кем не обсуждаю _____

Да, с родителями ______

Да, с друзьями ______

Анкета для родителей

1.Любит ли ваш ребёнок читать?

Да _____Нет _____ Не очень ____

2.Читаете ли вы ребёнку?

Да ____ Нет ____ Не всегда ____

3.Обсуждаете ли вы произведения, прочитанные вами или ребёнком?

Да ____ Нет ____ Не всегда ____

4.Можно ли увлечь ребёнка чтением?

Да ____ Нет ____

5.Как, по вашему мнению, можно увлечь ребёнка чтением?

Не знаю _______

Ежедневное чтение перед сном ______

Обсуждение прочитанного ______

Рассказать о произведении не раскрывая сюжет _____

Оставить выбор книг за ребёнком _____

Купить красочную книгу, новое привлекает _______

Если нет желания, увлечь невозможно _____

Совместное чтение _______

Собственным примером _______

  1. От чего, по вашему мнению, зависит выразительное чтение?

Не знаю_____

От количества прочитанного _______

От настроения ______

От навыков чтения______

От словарного запаса ______

От любознательности_______

От желания _______

От заинтересованности ______

Систематическим чтением _____

От понимания текста и сопереживания героям______

7.Как вы поступаете, если ребёнок не хочет читать или, прочитав немного, говорит, что устал?

Чтение с перерывом ______

Метод кнута и пряника _____

Читаю по очереди с ребёнком ______

Не настаиваю ______

У нас такого нет, ребёнок читает с удовольствием _______

hello_html_m71940dd1.jpg

МОДЕЛЬ ЧИТАЮЩЕГО УЧЕНИКА

ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ

  • Умение читать бегло, выразительно, безошибочно, осознанно, с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения.
  • Достаточный уровень базовых знаний, умений и навыков, необходимых для дальнейшего образования.
  • Грамотное и свободное владение устной и письменной речью содержательной, выразительной, грамматически правильной; умение строить монологическое высказывание по предложенной теме, участвовать в диалоге.
  • Умение работать с учебными, художественными, научно – популярными текстами, доступными для восприятия младшими школьниками.
  •    Готовность к творческой деятельности: написание сочинений, участие в конкурсах чтецов,      активное участие в школьных мероприятиях и т. д.
  • Знание способов рациональной работы, способность к самообразованию. Ученик удерживает цель деятельности, намечает ее план, выбирает адекватные средства, проверяя результаты, сам преодолевает трудности в работе, доводит дело до конца.

КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ ЧИТАТЕЛЯ

  • Владение навыками и методами работы с источниками информации: первоначальное умение передачи, поиска, преобразования, хранения информации в т. ч. используя компьютер;
  • Развитое критическое мышление.
  • Свободное ориентирование в библиотечном фонде;

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

  • Проявление активности и интереса к книге.
  • Умение сосредоточить свое внимание на необходимом материале.
  • Заинтересованность в положительной оценке результатов своей деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Я - горожанин!" - лауреат муниципального грантового конкурса социальных проектов "Сыктывкар - город новых идей"

ЗАЯВКАна участие в грантовом конкурсе социальных проектов«Сыктывкар – город новых идей» Направление конкурса  Молодежная политика и работа с детьмиНазвание проекта  Я – горожанин!О...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Реализация творческих проектов в начальной школе при изучении окружающего мира».

Использование проектного метода при изучении курса окружающий мир позволяет значительно повысить познавательный интерес к данному предмету, способствует повышению их интеллектуального и творческ...

Групповой творческий проект учащихся 1 класса "Я-мультипликатор", продукт проекта - "Мультфильм "Зубастый друг"

Данный творческий проект 1-классников в 2011 году на городском конкурсе проектов среди учащихся 1-9 классов стал Лауреатом 1 степени.  http://www.youtube.com/watch?v=nCyxy2ScFOo...

Социальный проект "Эх,путь -дорога..." в рамках Всероссийского социально-образовательного проекта "Гражданин"

Это социальный проект, выполненный учащимися 10 класса. Руководитель проекта - Чекунина О.Ф....

Педагогический проект учителя начальных классов Сорокиной Э.К. "Применение метода учебных проектов на уроках математики в начальной школе"

Педагогоический проект с применением инновационных технологий написан и реализован в рамках внедрения ФГОС в начальной школе. Проект отображает образовательные, методологические, организационные аспек...

Урок-проект «Мы-пассажиры». Урок-проект «Мы-пассажиры». Урок-проект "Мы- пассажиры"

Тема урока:                           «Мы – пассажиры»Цель: Позн...

Мастер – класс по теме: Проект. Проект? Проект!

Цель моего мастер – класса: показать, как на простом и доступном материале познакомить  1 – классников с алгоритмом выполнения проекта. Данный шаблон подойдёт для любого проекта....