Рабочая программа "Патриот"
рабочая программа на тему
Ожидаемые результаты работы:
Дети должны знать:
· Домашний адрес (испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, родителям, детскому саду, дорожить семьей, домом, с удовольствием идти в детский сад);
· Место работы родителей (иметь представление о значимости их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых; иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение);
· Место проживания: город, область, предприятия родного города и их значимость; символику города, достопримечательности; климатические условия, флору и фауну города и области; крупные горда области, а также находить их на карте, природоохранные мероприятия;
· Свою нацию, язык, традиции (должны гордиться своим народом, его достижениями); столицу нашей Родины – Москву (знать историю, достопримечательности, несколько крупных городов страны и показывать их на карте России), флаг, герб, гимн России;
· Представителей других национальностей, населяющих нашу страну (уважать их культуру и традиции);
· Природу родных мест, флору и фауну (необходимо научиться любоваться природой, бережно относиться к ней);
· Название планеты, на которой мы живем;
Пять-шесть народов, живущих на Земле,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rpd.docx | 53.69 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ: | ||
Принято на педагогическом совете Протокол №____ от ____________г. | Заведующая МДОУ ВМР «ЦРР – детский сад № 17 «Ладушки» | |
Приказ № ____ от ____________г. | г. Вольска Саратовской области» | |
______________ Чалова В.В. |
Рабочая программа дополнительного образования
по патриотическому воспитанию детей
«Патриот»
воспитателя на 2015-2016г.г.
для детей подготовительного возраста (6-7 лет)
Воспитатели: | |
Новикова Нина Марковна | |
высшая квалификационная категория | |
Жаркова Ирина Николаевна | |
Вольск, 2015
Пояснительная записка:
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России. В связи с этим заметно активизировалась работа исследователей и дошкольных образовательных учреждений, одна за другой стали проводиться научно-практические конференции по вопросам патриотического воспитания детей.
В рамках федеральных государственных требований у детей старшего дошкольного возраста направление гражданско-патриотическое воспитание входит в область «Социализация» социально-личностного направления развития детей. Старший дошкольник должен, сориентирован на:
- Патриотизм-любовь к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;
- Социальную солидарность – свобода личное и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
- Гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедание.
Таким образом, применительно к ребенку 6-7 лет определяется, как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного края, города, Родины, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.
Образовательная область «Социализация» с акцентом на гражданско-патриотическое воспитание детей.
Теоретические основы нравственно-патриотического воспитания в современном дошкольном учреждении базируется на новых научных подходах и осмыслении важнейших тенденций его развития и могут быть сформулированы следующим образом:
- нравственно-патриотическое воспитание формируется и развивается как чувство посредством духовно-нравственного обогащения;
- понимание высшего развития чувства патриотизма связано с действиями детей и взрослых;
- нравственно-патриотическое воспитание, будучи глубоко социальным по своей природе явлением, представляет собой источник существования и развития общества, в котором воспитывается ребенок;
- в роли первоосновного субъекта нравственно-патриотического воспитания выступает личность, задача которой – осознание своей исторической, культурной, национальной, духовной и иной принадлежности к Родине;
- истинный патриотизм как возвышенное чувство-незаменимая ценность высшего уровня духовно-нравственного и культурного развития.
Актуальность проблемы:
Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций.
Равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю.
Недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.
Цель кружковой работы – формирование социально-активной личности.
Общие задачи кружковой деятельности:
- Формирование чувства национальной гордости, гражданского достоинства;
- Воспитание любви к Отечеству, своему народу, готовности к его защите;
- Освоение ребенком общечеловеческих ценностей – культурных, моральных, социальных, лежащих в основе различных цивилизаций и не чуждых другим народам.
Основные задачи по разделам:
№ | Название раздела | Задачи |
1 | Мой дом – моя семья | Закрепление представлений детей о семье, родственных отношениях, об обязанностях членов семьи. |
2 | Приобщение к истокам | А) Познакомить детей с историей русского народа: бытом, обычаями. Б) Воспитывать интерес к русскому народному творчеству. |
3 | Родной край | А) Расширять знания детей об истории поселка; Б) Воспитывать любовь к родному краю, его жителям. |
4 | Земля – наш общий дом | А) Формировать патриотические чувства; Б) Закреплять знание государственных символов страны; В) Систематизировать знания о природе нашей страны. |
5 | Защитники Отечества | А) Знакомить с боевыми традициями нашего народа; Б) Воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины. |
6 | Беседы о правах ребенка | Познакомить детей с «Конвенцией о правах ребенка». |
7 | Открой себя | А) Помочь ребенку раскрыть в себе общечеловеческую сущность и осознать свою индивидуальность, особенность, неповторимость; Б) Способствовать успешной социализации детей. |
Научно- исследовательские методы, используемые в данной работе:
- поиск, систематизация, изучение и анализ литературы по проблеме исследования;
- наблюдение, беседа;
- системный анализ деятельности и конечного продукта;
- биографический метод (опросник для родителей);
- анкетирование.
Методики, используемые в работе:
1. Тесты Торренса (модификация О. И. Моткова);
2. Методика «Субъектной позиции ребенка в детской деятельности» М. В. Крулехт;
3. Опросник для родителей.
Обоснованность и достоверность полученных результатов обеспечиваются опорой на научную методологию исследования психолого - педагогических процессов: адекватностью использования методов целям и задачам исследовательской деятельности, анализом и синтезом теоретического и экспериментального материала.
Ожидаемые результаты работы:
Дети должны знать:
- Домашний адрес (испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, родителям, детскому саду, дорожить семьей, домом, с удовольствием идти в детский сад);
- Место работы родителей (иметь представление о значимости их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых; иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение);
- Место проживания: город, область, предприятия родного города и их значимость; символику города, достопримечательности; климатические условия, флору и фауну города и области; крупные горда области, а также находить их на карте, природоохранные мероприятия;
- Свою нацию, язык, традиции (должны гордиться своим народом, его достижениями); столицу нашей Родины – Москву (знать историю, достопримечательности, несколько крупных городов страны и показывать их на карте России), флаг, герб, гимн России;
- Представителей других национальностей, населяющих нашу страну (уважать их культуру и традиции);
- Природу родных мест, флору и фауну (необходимо научиться любоваться природой, бережно относиться к ней);
- Название планеты, на которой мы живем;
- Пять-шесть народов, живущих на Земле, их быт, традиции, климатические и природные условия некоторых стран, животных, которые там живут, и растения, которые там растут.
Продолжительность работы с каждой мини-группой - не более 30 минут – в группе старшего возраста. Гибкая форма организации деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, их желания, состояние здоровья и другие возможные факторы. Состав мини-группы одновременно работающих детей может меняться в соответствии с вышеуказанными причинами. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.
После проведения каждого этапа работы кружка предполагается выявление и осознание ребенком своих способностей, овладение детьми определенными знаниями, умением, навыками, формирование специальных умений, способов самоконтроля.
Формы проведения итогов реализации программы:
- Выставки;
- Презентации.
Календарно – тематическое планирование работы кружка по патриотическому воспитанию детей «Патриот» на 2015-2016 учебный год
Месяц | Тема | Цель | Примечание |
Сентябрь | 1.Беседы с детьми о семье, о доме. 2.Игры, наблюдение за взаимоотношением детей в группе. | Определение уровня знаний детей о Родине. | |
Октябрь | 1.«Давайте познакомимся»
4. «С чего начинается Родина?» | 1.Уточнить и обогатить представления ребенка о себе, о сверстниках, об особенностях поведения и обобщения, характерных для мальчиков и девочек; формировать умение договариваться и согласовывать свои действия с действиями других детей; воспитывать сопереживание, готовность помочь, порадовать другого; способствовать усвоению детьми ценности сотрудничества. 2.Формировать самопознание ребенка, связанное с овладением элементарными знаниями по истории и географии, культуре России, воспитывать детей на непрерывной связи истории прошлого, настоящего и будущего. 3.Закреплять знания детей о русском фольклоре; воспитывать у детей любовь к своей Родине, родному поселку, народному творчеству. 4.Формировать у дошкольников чувство патриотизма путем осмысления таких понятий, как «малая» Родина. Заучить стихотворение Матусовского «С чего начинается Родина?» | |
Ноябрь |
3.«Государственные символы России – герб, гимн, флаг» 4. «История возникновения герба горда» | 1.Посредством изобразительной деятельности, приобщать детей к труду, сформировать представление детей о развитии поселка, его преобразовании с ходом времени. 2.Формировать у ребенка представления об истории, культуре и географии России, традициях и основных ремеслах русского народа. 3.Привить патриотизм, гордость за свою страну, Родину, любовь к творчеству своего народа. 4.Привить любовь к «малой» Родине, к труду народов страны, российскому фольклору и т.д. | 1.Фотовыставка «Мой поселок тогда и сейчас», Изготовление альбома «Дом, в котором я живу». 2.Игры «Рыбаки», «Магазин сувениров», рассматривание географических карт, беседа о важности труда всех народов, изготовление поделок из природного материала. 3.Заучивание гимна России, прослушивание стихов о родной стране, изучение истории российского герба, флага. Поделка «Российский флаг». 4. Повторение стихотворения «С чего начинается Родина?». |
Декабрь | 1.«Что такое генеологическое древо?» 2. «Право ребенка на имя, отчество и фамилию». 3. «Право ребенка жить и воспитываться в семье». 4. «Право ребенка на охрану физического здоровья». | 1.Поддерживать интерес к истории своей семьи, к семейным ценностям, закрепление знаний о родственных связях, формировать понимание ребенка о значимости семьи для человека и роли каждого из ее членов. 2,3,4. Формировать представление ребенка о его правах: праве на имя, отчество и фамилию, праве на жизнь в семье и воспитании, праве на охрану физического здоровья ребенка. Расширить знания детей о нормативно-правовом поле России и международном праве в отношении детей. | 1. Выставка семейных работ «Моя семья», рассказы детей о родственных связях и ролях в их семье. Изготовление фотоальбомов «Семейные традиции». 2,3,4.Презентация о правах ребенка в рамках международного правового поля, рассказ и демонстрация основного закона страны «Конституция РФ», рассказ о правах ребенка. Спортивный досуг «Пама, мама, я – спортивная семья» |
Январь |
| 1, 2, 3,4. Познакомить детей с их правами и обязанностями, закрепить знания детей об их поведении дома и в детском саду, заинтересовать детей в знаниях своих прав и обязанностей, формировать способность к выражению собственных мыслей, формированию грамотных предложений и суждений. | 1,2,3,4. Беседа с детьми с использованием мультимедийного проектора для демонстрации некоторых особенностей прав и обязанностей ребенка. |
Февраль |
4. «Есть такая профессия – Родину защищать». | 1.Познакомить детей с историей возникновения Руси, с древней культурой, особенностями развития и становления. 2. Познакомить детей с особенностями русского быта, заучить русские пословицы и скороговорки. 3.Формирование представлений о защитниках русской земли, долге, достоинстве. 4. Формировать у детей навыки рисовать по замыслу, воспитывать чувство уважения к людям, которые защищают свою Отчизну. | 1.Презентация «Русь великая». 2.Прослушивание русских народных песен, отгадывание загадок, выставка детского рисунка «Русский дом». 3. Выставка детских работ «Богатыри». 4.Выставка рисунков «Мой папа-защитник», изготовление поздравительной открытки «С 23 февраля!». |
Март | 1.«Мужчины и женщины в семье». 2. «Отражение народных традиций в русском костюме». 3. «Русские народные промыслы».
| 1.Закрепить представление детей о правах мужчины и женщины в семье, формировать у детей уважительное отношение друг к другу. 2.Продолжать формировать уважение к традициям русского народа, к человеку-труженнику, результатам его труда, поддерживать интерес к национальной одежде. 3.Формировать у детей любовь к творениям народных мастеров, обобщать знания детей о промыслах народов России. 4.Научить детей изображать русскую избу, рассказать о манере русских мастеров украшать элементы дома художественными элементами. | 1.Рассказ о правах мужчины и женщины, об истории праздника 8 марта, изготовление поздравительной открытки «С 8 марта, мама!». 2.Презентация «Русский костюм». 4.Рассказ-презентация о саратовском музее «Дома народов России». |
Апрель |
|
| 3.Экскурсия в исторический музей. 4.Фотопрезентация «Знаменитые вольчане». |
Май |
Итоговое интегрированное НОД на тему: «С чего начинается Родина?» | 1.Закрепить знания детей о ВОВ, воспитать чувство гордости за свою страну, уважение к ветеранам и защитникам Родины, к их героическим подвигам. 2.Итоговый опрос детей с целью выявления уровня знаний о своей «малой» Родине, о семье, ее членах, роли в семье, о гербе и истории родного края, города, поселка. 3.Итоговый опрос детей о их знаниях народных промыслов, символике страны, традициях коренных народов России. 4. Закрепление знаний детей о таких понятиях, как «родители», «родная природа», «родной город», «Родина», «малая Родина» и тд. | 1.Поделка «Парад победы». 4.Выставка свободного рисунка «Моя Родина». |
Список литературы:
- Система патриотического воспитания в ДОУ./ Авторы-составители Е.Ю. Александрова и др. – Волгоград: изд. «Учитель», 2009.
- Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. – М.: ТЦ «Сфера», 2008.
- Вострухина Т.Н. Воспитание толерантности у детей. – М.: Школьная пресса, 2011.
- Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. – М., 2010.
- С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ./ под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М.: ТЦ «Сфера», 2011.
- Шорыгина Т.А. Беседы о правах ребенка. – М.: ТЦ «Сфера», 2013.
График кружковых и дополнительных занятий
в подготовительной группе
2015-2016г.г | Имя, ребенка | Дата рождения | Кол-во НОД в неделю | Кол-во НОД в месяц | Кол-во НОД в год | День недели | Название кружковой работы | Время проведения |
1. | Мирослав А. | 27.04.2009 | 1 | 4 | 30 | понедельник | Патриот | 16.30 – 16.55 |
2. | Артем Ш. | 30.01.2009 | 1 | 4 | 30 | понедельник | Патриот | 16.30 – 16.55 |
3. | Ярослав А. | 01.02.2009 | 1 | 4 | 30 | понедельник | Патриот | 16.30 – 16.55 |
4. | Полина А. | 04.12.2008 | 1 | 4 | 30 | понедельник | Патриот | 16.30 – 16.55 |
5. | Тимофей Б. | 29.05.2009 | 1 | 4 | 30 | понедельник | Патриот | 16.30 – 16.55 |
6. | Алина В. | 16.08.2009 | 1 | 4 | 30 | понедельник | Патриот | 16.30 – 16.55 |
7. | Лиза Г. | 28.07.2009 | 1 | 4 | 30 | понедельник | Патриот | 16.30 – 16.55 |
8. | Аня Г. | 16.02.2009 | 1 | 4 | 30 | понедельник | Патриот | 16.30 – 16.55 |
9. | Миша Г. | 22.08.2009 | 1 | 4 | 30 | понедельник | Патриот | 16.30 – 16.55 |
10. | Сергей Г. | 04.05.2009 | 1 | 4 | 30 | понедельник | Патриот | 16.30 – 16.55 |
11. | Кирилл Г. | 03.02.2009 | 1 | 4 | 30 | вторник | Патриот | 16.30 – 16.55 |
12. | Костя Ж. | 27.06.2009 | 1 | 4 | 30 | вторник | Патриот | 16.30 – 16.55 |
13. | Настя К. | 05.06.2009 | 1 | 4 | 30 | вторник | Патриот | 16.30 – 16.55 |
14. | Владик К. | 17.07.2009 | 1 | 4 | 30 | вторник | Патриот | 16.30 – 16.55 |
15. | Полина К. | 19.05.2008 | 1 | 4 | 30 | вторник | Патриот | 16.30 – 16.55 |
16. | Саша М. | 28.03.2009 | 1 | 4 | 30 | вторник | Патриот | 16.30 – 16.55 |
17. | Алеся М. | 16.02.2008 | 1 | 4 | 30 | вторник | Патриот | 16.30 – 16.55 |
18. | Вероника М. | 15.12.2009 | 1 | 4 | 30 | вторник | Патриот | 16.30 – 16.55 |
19. | Степан Н. | 24.03.2009 | 1 | 4 | 30 | вторник | Патриот | 16.30 – 16.55 |
20. | Ваня Н. | 10.07.2008 | 1 | 4 | 30 | вторник | Патриот | 16.30 – 16.55 |
21. | Данил М. | 30.01.2009 | 1 | 4 | 30 | вторник | Патриот | 16.30 – 16.55 |
22. | Никита Х. | 30.01.2009 | 1 | 4 | 30 | вторник | Патриот | 16.30 – 16.55 |
23. | Егор Г. | 30.01.2009 | 1 | 4 | 30 | вторник | Патриот | 16.30 – 16.55 |
Заведующий МДОУ ВМР «ЦРР-детский сад № 17 «Ладушки»
г. Вольска Саратовской области________________Чалова В.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая рабочая программа по английскому язаку в 3 классе ( УМК -Биболетова М. З.
Рабочая программа представлена пояснительной запиской и календарно- тематическим планированием для 3 класса...
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...
Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).
Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...