Урок фольклора
план-конспект на тему
Конспект урока фольклора с презентацией и самоанализом занятия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_folklora_churkina.rar | 661.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Уроки фольклора в школе
Тема: Игра
Цель: расширение знаний уч-ся о лучших образцах песенного фольклора через народную игру
способствовать формированию познавательного интереса.
создать условия для воспитания бережного отношения к русскому народному творчеству и Белгородской традиционной культуре.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проект, экран, доска, скворечник, плакаты.
Ход урока: 1. Орг. момент.
(звучит русская народная мелодия)
- Что вы можете сказать об этой песне? Почему мы её слушаем?
- На каком уроке мы слушаем русские песни?
2. Актуализация субъективного опыта
-Что такое фольклор
- Слово “фольклор” в буквальном переводе с английского означает народная мудрость. (слайд)
- В чём особенность фольклорных произведений?
(автор – народ)
_ Фольклорные произведения передавались из поколения в поколения и сохранились до наших дней, а наша задача – сохранить нашим потомкам.
-вспомним жанры русского фольклора.
- 1) Семейно-бытовая поэзия:
-в каждой семье происходят какие-то события( свадьбы, проводы в армию, новоселья, и т.д.) И все эти события проводили по определённому обряду. На свадьбах пели свадебные песни, восхваляли жениха и невесту, а невеста с подружками пели прощальные, лирические народные песни.) и т.д.
2)Пословицы, поговорки, загадки.
3)Сказки, предания, легенды.
4)Былины,
5)Протяжные лирические песни.
6)Частушки
7)Игровые, хороводные, плясовые песни.
8)Календарно-обрядовая поэзия.
_ Что же это за жанр?
- в православном календаре существуют праздничные дни. И празднование каждого такого праздника несёт определённый обряд. Например: на масленицу пекут блины, ходят друг к другу в гости и при этом поют.
- Закончились дни Великого Поста, когда надо сдерживаться во всём: в пище, в веселье, в затеях. И наступили дни веселья.
-как вы думаете, как народ веселился в старину?
-Конечно же играли, водили хороводы.
- Как вы думаете, чем мы сегодня займёмся на уроке?
Мы с вами встретим этот праздник, как в старину, т.е. поиграем в народные игры.
выходит ведущая - Забава в народном костюме)
Забава: Здравствуйте, люди добрые, малыши и взрослые! Зовут меня Забавою. Прослышала я, что народ здесь собирается, веселиться будет, в игры играть, старину вспоминать. Не смогла дома усидеть, ведь я тоже много старинных игр знаю - с песнями да с хороводами.
В них ещё наши прабабушки и прадедушки играли, меня этим играм бабушка научила, а я вам их покажу, чтобы и вы кого - нибудь научили. Так и не забудется наша русская старина. А со мной приехали мои помощницы - девочки из фольклорного ансамбля «Хохотушки». Как узнали они, что здесь в игры играть собираются, не могла их утихомирить, пришлось с собой брать
- Ну, выходите, девчата, созывайте народ, заводите хоровод!
Первая игра называется «Дрёма», Игра - хоровод, поётся на мотив «Во кузнице». Все играющие, собираются в круг, в круг выходит Дрёма. Играющие ходят по кругу и поют, Дрёма исполняет всё, о чём поётся в песне. В конце песни он берёт любого участника за руку и ведёт в центр круга, а сам становится на его место. Игра начинается снова. - Сидит, сидит Дрёма - 2 р.
Сидит Дрёма да подрёмывает - 2 р
Вставай, вставай, Дрёма - 2р
Вставай Дрёма да расхаживайся - 2 р
Выбирай, выбирай, Дрёма - 2 р,
Выбирай, кто понравится тебе - 2 р
Целуй, целуй , Дрёма - 2 р
Целуй, Дрёма, кого любишь сильней - 2 р
Забава: Следующая игра называется «Бояре, а мы к вам пришли!»
Участники делятся на 2 команды, выстраиваются в 2 шеренги друг против друга. В одной команде - «Сваты», в другой - «Невеста». Участники «Сватов» идут шагом, взявшись за руки со словами:
- Бояре, а мы к вам пришли,
Молодые, а мы к вам пришли
Команда «Невесты» в свою очередь также идут к сватам со словами:
- Бояре, а зачем пришли,
Молодые, а зачем пришли?
Текст:: Бояре, нам невеста нужна,
Молодые, нам невеста нужна.
Бояре, а какая нужна?
Молодые, а какая нужна?
Бояре, нам вот эта мила,
Молодые, нам вот эта мила.
Бояре, она дурочка у нас,
Молодые, она дурочка у нас.
Бояре, а мы плёточкой,
Молодые, а мы плёточкой.
Бояре, она плёточки боится,
Молодые, она плёточки боится.
Бояре, а мы пряничком,
Молодые, а мы пряничком.
Бояре, у ней зубки болят,
Молодые, у ней зубки болят.
Бояре, а мы к доктору,
Молодые, а мы к доктору.
Бояре, она доктора боится,
Молодые, она доктора боится.
Бояре, ну давайте её,
Молодые, ну давайте её.
Бояре, ну берите её,
Молодые, ну берите её
В конце игры команда «сватов» поёт:
- В нашем доме прибыло, прибыло. - 2 р
Другая команда:
- В нашем доме убыло, убыло . - 2 р.
И игра начинается снова.
Третья игра - «Ходим кругом»
Все играющие, взявшись за руки, образуют круг. Выбирают водящего и ставят его в середину круга. Он громко называет своё имя. Все стоящие по кругу медленно двигаются вправо или влево и запевают песенку, в которой упоминается имя водящего. (на мелодию «Ой, вы сени, мои сени».
- Ходим кругом друг за другом,
Эй, ребята, не зевать!
Всё, что Таня ( любое имя ) нам покажет,
Будем дружно повторять!
Все участники повторяют все движения, которые покажет водящий.
Игра-хоровод: «Березовый венок»
. Одной девушке завязывают глаза.
Играющие водят вокруг водящей хоровод и поют (Во поле березка стояла....) Затем останавливаются и обращаются к водящей с вопросом:
- Березовый венок, выбирай голубку или голубка!
Водящая подходи г к одному из игроков и надевает венок, а затем загадывает ему желание свое, которое он должен исполнить: поцеловать соседа, прокукарекать, прокричать по -козлиному, проскакать галопом и т.п.
-И у нас сегодня есть берёза. Но чего - то на нашей берёзе не хватает. Как вы думаете, чего?
Если вам понравилось сегодняшнее занятие, то посадите на берёзу птичку.
Забава: Пришла пора нам всем прощаться,
Мы «До свиданья!» говорим,
За добрый смех и за участье
Сердечно вас благодарим!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению 4 класс. Тема: Устное народное творчество - фольклор
ТЕма урока "Устное народное творчество - фольклор".Урок проводится в школьном музее "Русская изба". Учащиеся знакомятся с устным народным творчеством через русские народные песни, потешки, дрознилки, ...
Приёмы ознакомления младших школьников с малыми жанрами фольклора на уроках литературного чтения
Анализ фольклорных текстов показывает, что народные произведения, адресованные малышам, обеспечивают системный подход к ознакомлению с окружающим через приоритетную ориентацию на человека и виды его д...
Урок фольклора
Урок можно проводить в любом классе начальной школы и как внеклассное мероприятие. Урок проводится в игровой форме....
презентация " Фольклор,традиции, обряды" доклад " Фольклор, традиции, обряды"
презентация о обрядах...
урок - монопроек «Фольклор. Малые жанры фольклора»
проект по литературному чтению...
«Мир фольклора – мир народной мудрости». Составные части русского фольклора.
laquo;Мир фольклора – мир народной мудрости». Составные части русского фольклора.- научить детей выделению, анализу и оценке поведения с точки зрения эталонов и образцов, представленных в...
Сценарий открытого занятия педагога ЦТиО Фрунзенского района СПБ Смирновой Г.А. Тема «К нам на святки пришли колядки» по предмету музыкально-игровой фольклор Программа «Фольклор. Забавушка»
Пояснительная записка:В ходе подготовки открытого занятия учащиеся знакомятся с традициями празднования зимних праздников на Руси, с музыкальным фольклором (колядки, зимние песни).Открытое занятие спо...