Урок фольклора
план-конспект на тему

Чуркина Вера Николаевна

Конспект урока фольклора с презентацией и самоанализом занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_folklora_churkina.rar661.47 КБ

Предварительный просмотр:

Уроки фольклора в школе

Тема: Игра

Цель: расширение знаний уч-ся о лучших образцах песенного фольклора через народную игру

 способствовать  формированию познавательного интереса.

 создать условия для воспитания бережного отношения к русскому народному творчеству и Белгородской традиционной культуре.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проект, экран, доска, скворечник, плакаты.

Ход урока: 1. Орг. момент.

(звучит русская народная мелодия)

- Что вы можете сказать об этой песне? Почему мы её слушаем?

- На каком уроке мы слушаем русские песни?

2. Актуализация  субъективного опыта

  -Что такое фольклор

- Слово “фольклор” в буквальном переводе с английского означает народная мудрость. (слайд)

- В чём особенность фольклорных произведений?

(автор – народ)

_ Фольклорные произведения передавались из поколения в поколения и сохранились до наших дней, а наша задача – сохранить нашим потомкам.

-вспомним жанры русского фольклора.

- 1) Семейно-бытовая поэзия:

-в каждой семье происходят какие-то события( свадьбы, проводы в армию, новоселья, и т.д.) И все эти события проводили по определённому обряду. На свадьбах пели свадебные песни, восхваляли жениха и невесту, а невеста с подружками пели прощальные, лирические народные песни.) и т.д.

2)Пословицы, поговорки, загадки.

3)Сказки, предания, легенды.

4)Былины,

5)Протяжные лирические песни.

6)Частушки

7)Игровые, хороводные, плясовые песни.

8)Календарно-обрядовая поэзия.

_ Что же это за жанр?

- в православном календаре существуют праздничные дни. И празднование каждого такого праздника несёт определённый обряд. Например: на масленицу пекут блины, ходят друг к другу в гости и при этом поют.

  - Закончились дни Великого Поста, когда надо сдерживаться во всём: в пище, в веселье, в затеях. И наступили дни веселья.

-как вы думаете, как народ веселился в старину?

-Конечно же играли, водили хороводы.

- Как вы думаете, чем мы сегодня займёмся на уроке?

Мы с вами встретим этот праздник, как в старину, т.е. поиграем в народные игры.

выходит    ведущая  -  Забава  в  народном  костюме)

Забава:  Здравствуйте,  люди  добрые,  малыши  и  взрослые!  Зовут  меня  Забавою.  Прослышала  я,  что  народ  здесь  собирается,  веселиться  будет,  в  игры  играть,  старину  вспоминать.  Не  смогла  дома  усидеть,  ведь  я  тоже  много  старинных  игр  знаю  -  с  песнями  да  с  хороводами.

   В  них  ещё  наши  прабабушки   и  прадедушки    играли,  меня  этим  играм  бабушка  научила,  а  я  вам  их  покажу,  чтобы  и  вы  кого  -  нибудь  научили.  Так  и  не  забудется  наша  русская  старина.  А  со  мной  приехали  мои  помощницы  -  девочки  из  фольклорного  ансамбля  «Хохотушки».  Как  узнали  они,  что  здесь  в  игры  играть  собираются,  не  могла  их  утихомирить,  пришлось  с  собой  брать

  • Ну,  выходите,  девчата,  созывайте  народ,  заводите  хоровод!

Первая   игра  называется  «Дрёма»,   Игра  -  хоровод,  поётся  на  мотив  «Во  кузнице».  Все  играющие,  собираются  в  круг,  в  круг выходит  Дрёма.  Играющие  ходят  по  кругу  и  поют,  Дрёма  исполняет  всё,  о  чём  поётся  в  песне.  В  конце  песни  он  берёт  любого  участника  за  руку  и  ведёт  в  центр  круга,  а  сам  становится  на  его  место.  Игра  начинается  снова.   -  Сидит,  сидит  Дрёма  -  2 р.

                 Сидит   Дрёма  да  подрёмывает  -  2 р

                       Вставай,  вставай,  Дрёма  - 2р

                       Вставай  Дрёма  да  расхаживайся  -  2 р

                    Выбирай,  выбирай,  Дрёма  -  2 р,

                    Выбирай,  кто  понравится  тебе  -  2 р

                          Целуй,  целуй ,  Дрёма  -  2 р

                          Целуй,  Дрёма,  кого  любишь  сильней  -  2 р

   Забава:  Следующая  игра  называется  «Бояре,  а  мы  к  вам  пришли!»

       Участники  делятся  на  2  команды,  выстраиваются  в  2  шеренги  друг  против  друга.  В  одной  команде  -  «Сваты»,  в  другой  -  «Невеста». Участники  «Сватов»  идут  шагом,  взявшись  за  руки  со  словами:

  • Бояре,  а  мы  к  вам  пришли,

Молодые,  а  мы  к  вам  пришли

Команда  «Невесты»  в  свою  очередь  также  идут  к  сватам  со  словами:

  • Бояре,  а  зачем  пришли,

Молодые,  а  зачем  пришли?

Текст::  Бояре,  нам  невеста  нужна,

              Молодые,  нам  невеста  нужна.

                    Бояре,  а  какая  нужна?

                    Молодые,  а  какая  нужна?

              Бояре,  нам  вот  эта  мила,

              Молодые,  нам  вот  эта  мила.

                     Бояре,  она  дурочка  у  нас,

                     Молодые,  она  дурочка  у  нас.

             Бояре,  а  мы  плёточкой,

             Молодые,  а  мы  плёточкой.

                     Бояре,  она  плёточки  боится,

                     Молодые,  она  плёточки  боится.

             Бояре,  а  мы  пряничком,  

             Молодые,  а  мы  пряничком.

                     Бояре,  у  ней  зубки  болят,

                     Молодые,  у  ней  зубки  болят.

             Бояре,  а  мы  к  доктору,

             Молодые,  а  мы  к  доктору.

                     Бояре,  она  доктора  боится,

                     Молодые,  она  доктора  боится.

             Бояре,  ну  давайте  её,

             Молодые,  ну  давайте  её.

                     Бояре,  ну  берите  её,

                     Молодые,  ну  берите  её

В  конце  игры  команда  «сватов»   поёт:                                                                              

                -     В  нашем  доме    прибыло,  прибыло. -  2  р

Другая  команда:

              -     В  нашем  доме  убыло,  убыло . -  2  р.

И  игра  начинается  снова.

  Третья  игра   -   «Ходим  кругом»

Все  играющие,  взявшись  за  руки,  образуют  круг.  Выбирают  водящего  и  ставят  его  в  середину  круга.  Он  громко  называет  своё  имя.  Все  стоящие  по  кругу  медленно  двигаются  вправо  или  влево и  запевают  песенку,  в  которой  упоминается  имя  водящего.  (на  мелодию  «Ой,  вы  сени,  мои  сени».

  • Ходим  кругом  друг  за  другом,

Эй,  ребята,  не  зевать!

Всё,  что  Таня  ( любое  имя )  нам  покажет,

Будем  дружно  повторять!

Все  участники  повторяют  все  движения,  которые  покажет  водящий.

Игра-хоровод: «Березовый венок»

. Одной девушке завязывают глаза.

Играющие водят вокруг водящей хоровод и поют (Во поле березка стояла....) Затем останавливаются и обращаются к водящей с вопросом:

- Березовый венок, выбирай голубку или голубка!

Водящая подходи г к одному из игроков и надевает венок, а затем загадывает ему желание свое, которое он должен исполнить: поцеловать соседа, прокукарекать, прокричать по -козлиному, проскакать галопом и т.п.

-И у нас сегодня есть  берёза. Но чего - то на нашей берёзе не хватает. Как вы думаете, чего?

Если вам понравилось сегодняшнее занятие, то посадите на берёзу птичку.

Забава:     Пришла  пора  нам  всем  прощаться,

                  Мы  «До  свиданья!»  говорим,

                  За  добрый  смех  и  за  участье

                  Сердечно  вас  благодарим!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению 4 класс. Тема: Устное народное творчество - фольклор

ТЕма урока "Устное народное творчество - фольклор".Урок проводится в школьном музее "Русская изба". Учащиеся знакомятся с устным народным творчеством через русские народные песни, потешки, дрознилки, ...

Приёмы ознакомления младших школьников с малыми жанрами фольклора на уроках литературного чтения

Анализ фольклорных текстов показывает, что народные произведения, адресованные малышам, обеспечивают системный подход к ознакомлению с окружающим через приоритетную ориентацию на человека и виды его д...

Урок фольклора

Урок можно проводить в любом классе начальной школы и как внеклассное мероприятие. Урок проводится в игровой форме....

«Мир фольклора – мир народной мудрости». Составные части русского фольклора.

laquo;Мир фольклора – мир народной мудрости». Составные части русского фольклора.- научить детей выделению, анализу и оценке поведения с точки зрения эталонов и образцов, представленных в...

Сценарий открытого занятия педагога ЦТиО Фрунзенского района СПБ Смирновой Г.А. Тема «К нам на святки пришли колядки» по предмету музыкально-игровой фольклор Программа «Фольклор. Забавушка»

Пояснительная записка:В ходе подготовки открытого занятия учащиеся знакомятся с традициями празднования зимних праздников на Руси, с музыкальным фольклором (колядки, зимние песни).Открытое занятие спо...