Урок фольклора
план-конспект на тему
Урок можно проводить в любом классе начальной школы и как внеклассное мероприятие. Урок проводится в игровой форме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сценарий урока фольклора | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока по литературному чтению в 3 классе школы №596, проведённого учителем Галиевой Л.А. для гостей(учителей и учащихся лицея им. Жанны Д Арк)из города Канн (Франция).
Цели урока: повышать воспитательные и познавательные возможности детей; учить говорить более выразительно, глубже выражать свою мысль, что отражается на других уроках; способствовать развитию логики мышления, пространственных представлений, воображения и воли детей, расширять их кругозор и общую осведомленность об окружающем мире; стимулировать умственную деятельность ребенка, прививать вкус к умственной работе, способствовать совершенствованию сообразительности; расширять кругозора детей воспитывать художественное восприятие окружающего и раскрывать метафорические богатства русского языка; воспитывать нравственные качеств: любви к природе, Родине, труде, учить быть добрыми и отзывчивыми; обогащать литературный язык, для придания ему выразительности, точности; воспитывать умение работать в группах.
Оборудование урока:
1.Минусовая фонограмма песни «Во поле берёза стояла».
2. Чудесный короб
3.2 куклы
4.Иллюстрации к русским народным сказкам.
5. 3 листа А-3,3 набора фломастеров и восковых мелков
6. Класс украшен работами детей( хохлома, городец, дымка, гжельи др.)
I. Мобилизирующий этап урока.
(Дети входят в класс под грамзапись русской народной песни «Во поле берёза стояла», становятся в круг).
Учитель - Сегодня у нас будет необычный урок.
Думаю, что вы мне в этом поможете.
Надеюсь, что настроение у вас хорошее, а если не очень, то давайте его улучшим.
Улучшает настроение – улыбка. Улыбайтесь своему соседу слева и справа. Теперь у нас у всех хорошее настроение и мы можем приступить к работе.
Необычно, чудесной русской народной песней «Во поле берёза стояла» начался наш урок, посвященный русскому устному народному творчеству.
II. Вступительная беседа.
Учитель - Устное народное творчество возникло в глубокой древности, когда еще не было письменности. Устное народное творчество потешает, поет, развлекает, веселит, учит. Оно включает в себя разные виды произведений.
- Может быть вы мне поможете, подскажете, что относится к устному народному творчеству?
Ответы детей
(открываю доску, слово «фольклор» закрыто)
Песни, сказки, пословицы, загадки. Былины, потешки, частушки, скороговорки
Учитель- Песни, сказки, пословицы, загадки. Былины, потешки, частушки, скороговорки – да всего и не перечислишь.
- Ребята, кто-нибудь знает, как одним словом можно назвать все эти произведения?
Дети- Все эти произведения называются фольклором.(открываю слово фольклор)
Учитель- Как же передавались эти произведения из поколения в поколение?- Кто является их автором?
Эти произведения – живая память народа. Из поколения в поколение, от дедов к внукам, передается народная мудрость, и эта ниточка может разорваться, прерваться, если мы разучимся петь народные песни, частушки, играть в народные игры, ценить свое прошлое.
Сегодня мы постараемся наполнить вот этот чудесный короб (кстати, тоже народное творчество) замечательными творениями русского народа.
III. Наблюдение над произведениями русского устного народного творчества.
Учитель- Как вы думаете, когда первый раз в своей жизни вы столкнулись с устным народным творчеством? Ответы детей
- Оказывается, устное народное творчество сопровождает нас всю жизнь. И в самом деле – вы родились, и над вашей колыбелькой зазвучали колыбельные песенки.
- Какие колыбельные песенки знаете вы? Дети называют(пропевают) известные им колыбельные песни.
Самая знаменитая колыбельная песенка…
(начинаю я, дети продолжают).
Баю – баюшки – баю,
Не ложися на краю,
Придет серенький волчок,
Он ухватит за бочок.
Давайте исполним эту колыбельную песенку.
Вот у нас и дети есть, которых нужно уложить спать. Кто желает? А мы все поможем. Молодцы!
Сегодня на уроке нам встретилась сначала песня, под которую мы входили в класс, вели хоровод, теперь колыбельная песня. Все это устное народное творчество.
Эти песни мы положим в наш короб.
Родители в разговоре с вами часто используют интересные слова, присказки, потешки. Например, купают ребенка и приговаривают:
С гуся вода, с лебедя вода,
А с моего дитятки вся худоба.
- Как вы думаете, что желают ребенку, приговаривая такие слова?
Сейчас и мы с вами попробуем побыть чьими - то родителями, а кто-то сыном или дочкой. Роли между собой можете распределить сами (кто из вас ребенок, а кто родитель).
1-му ряду будет такая ситуация – у ребенка заболел пальчик. Текст, который вам поможет – у вас на партах.
У лисы боли,
У медведя боли,
А Петенькины боли
Уходите за горы.
2-му ряду тоже интересная ситуация – ваш ребенок без разрешения ушел куда-либо, его нужно как-то наказать, поругать. Вам в помощь текст.
Не ходи за селом,
Там Яга с помелом.
Не ходи вопотьмах –
Ходит страх во кустах.
3-му ряду самая приятная ситуация – мама или папа любуются своей дочкой, приговаривая такие слова (они у вас на партах)
Ах, ты, моя девочка,
Золотая белочка,
Сладкая конфеточка,
Сиреневая веточка.
- Подумайте, какие жесты можно добавить.
Дети инсценируют потешки.
Во всех этих ситуациях что же нам помогло?
От потешек нам становилось легче, и дети становились послушными.
Эти потешки давайте тоже положим в наш короб.
Иногда мы даже не подразумеваем, что встречаемся с устным народным творчеством.
Например, когда играем с маленькими детьми. Оказывается, что такие игры как «Ладушки», «Идет коза рогатая», «Сорока» – все это устное народное творчество.
Но вы уже взрослые и вам неинтересно играть в такие игры. Но есть очень много интересных русских народных игр, в которые играли ваши бабушки и дедушки. Они дошли и до нас. «Лапта», «У медведя во бору» и многие другие.
Давайте и мы сегодня на уроке разучим русскую народную игру. Становитесь все в круг. Игра называется «Дедушка Мазай».
Обычно русские народные игры сопровождались какими-либо словами. В этой игре тоже есть определенные слова. Выбирается один водящий – Дедушка Мазай.Он становится в круг. Все ребята говорят:
- Здравствуй, Дедушка Мазай, на солнышко вылезай, т.е. мы его приглашаем играть.
Д.М. – Здравствуйте, детки, где вы были, что вы делали?
- Где мы были не расскажем, а что делали покажем.
(заранее договариваемся и показываем какие-либо действия, например, как подметаем полы).
Проигрываем 2 раза.
Эту игру тоже положим в наш чудесный короб.
Поиграли, отдохнули, а теперь давайте порассказываем шутки, прибаутки.
- Как вы думаете для чего придумали шутки, прибаутки?
Посмотрите на доску – это тоже шутка.
Прочтите её про себя.
-Тит, а Тит! Иди молотить!
-Живот болит!
-Тит, а Тит! Иди кашу есть!
-Где моя большая ложка?
- сколько действующих лиц в этом тексте?
- Как называется текст, когда разговаривают 2 человека?
Мне нужны два мальчика. Давайте попробуем разыграть эту историю.
- Почему Тит не хочет молотить?
- Действительно ли у него болит живот?
- С какой интонацией это нужно произносить?
Этот текст можно приукрасить с помощью интонации и жестов.
Дети инсценируют шутку.
- Что высмеивается в этой шутке?
В шутках всегда есть то, над чем можно посмеяться. Шутки высмеивают глупость, лень, зло, неправду. Шутки и прибаутки – один из видов фольклора. Значит, мы их тоже положим в короб.
А сколько тараторок, скороговорок придумал русский народ.
- Кто знает какие-нибудь скороговорки?
Прочитайте, пожалуйста, вот эту скороговорку.(доска)
- У осы не усы, не усищи, а усики.
А теперь давайте проговорим эту скороговорку, но не просто, а с удивлением. Подумайте, как человек удивляется.
- грустно;
- радостно,
-громко,
-торжественно.
Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
Наш короб постепенно пополняется.
Повеселились, но …. Делу - время, потехе - …час, – говорит русская (что?) пословица.
Пословица – это произведение фольклора. Пословица советует, поучает, настаивает, предупреждает. Люди с уважением относятся к пословицам, часто употребляют их в своей речи. От этого их речь становится яркой, образной.
Хочу посмотреть, хорошо ли вы знаете пословицы. Многие пословицы состоят из двух частей. Я вам буду называть первую часть пословицы, а вы должны её продолжить, можно хором.
Сделал дело…
Любишь кататься…
Не имей 100 рублей…
В гостях хорошо…
Кто много читает…
Следующее задание – составить пословицу из предложенных попарно соединенных слов. (Работа в группах).
Труда – пруда
Время – потехе
Броду – воду
Молодцы, пословицы знаете хорошо. Мы их тоже положим в наш короб.
Истоки русского фольклора берут свое начало в глубине веков. Исстари человек верил в магическую силу слов. Ими он заклинал природу, обращаясь за помощью к солнцу, земле, ветру, воде, т.е. они произносили заклички. Скоро наступит весна. Давайте и мы произнесем закличку, обращенную к солнышку, чтобы весна поскорее наступила и прогнала зиму.
Солнышко, покажись!
Красное, разожгись!
В дорогу выезжай!
Зимний холод прогоняй!
Читаю я, все про себя, один вслух.
Эти заклички произносились на улице, но мы на улицу выходить не будем, а только представим, что находимся на улице. Когда произносится закличка, нужно обязательно стоять на земле и руки протягивать к солнышку.
А где у нас солнышко? В окошке.
Произносить нужно с интонацией просьбы, ведь мы просим. Давайте произнесем эту закличку.
Эту закличку добавим в короб.
А какие чудесные сказки сочинил русский народ!
Всем известна любовь А.С. Пушкина к русским сказкам. «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» - писал он из наших мест, из Михайловского. Кстати, в основе его замечательных сказок лежат народные сказочные сюжеты.
Посмотрим, хорошо ли вы знаете русские народные сказки. О какой сказке идет речь?
1. Красна девица грустна…
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко,
Слезы льет бедняжка.
(Снегурочка)
2. А дорога – далека,
А корзинка – нелегка,
Сесть бы на пенек,
Съесть бы пирожок.
(Маша и медведь)
3. Нет ни речки, ни пруда –
Где воды напиться.
Очень вкусная вода –
В ямке от копытца.
(Сестрица Алёнушка…)
4. Отворили дверь козлята
И … пропали все куда-то.
(Волк и семеро козлят)
5. По тропе, шагая бодро,
Сами воду тащат ведра!
(По щучьему велению)
6. Не лежалось на окошке –
Покатился по дорожке…
(Колобок)
Об этой сказке сейчас и пойдет речь. С ней вы познакомились, когда были еще совсем маленькими. Сейчас мы будем вспоминать и рассказывать сказку «Колобок», да не просто, а вот с каким заданием.
1. Рассказать сказку с начала и до того момента, как Колобок спрыгнул с окошка от имени бабки, т.е. если бы вы были бабкой.
Помогу: «Как-то раз попросил меня дед….»
2. Рассказать эпизод встречи волка с колобком от имени волка.
«Иду или гуляю я как-то по лесу...»
Следующее задание называется «Сказочные домики». Вспомните, в каких домиках живут сказочные герои? (теремок, избушка на курьих ножках, теремок-рукавичка, теремок-кувшин, дворец) и др. Для этой работы вы можете объединиться в группы. Вам необходимо будет за 5 минут изобразить какой-нибудь сказочный домик и сказать для кого вы этот домик «построили».
IV. Творческое домашнее задание.
Дома вам будет необходимо придумать благодарность за «построенный домик» от имени героя, который живет в этом домике.
V. Подведение итогов.
Мы постарались наполнить наш чудесный короб.
- Чем же мы его заполняли?
- Как называются одним словом все эти произведения?
Но, конечно, мы не сможем полностью наполнить наш короб за такое короткое время. Посмотрите, сколько всего осталось на доске. Взрослея, вы будете знакомиться с этими и другими видами фольклора.
Ребята как бы вы назвали наш сегодняшний урок? Давайте придумаем вместе название нашему уроку. Пронесите, ребята, любовь к русскому устному народному творчеству через всю свою жизнь, подарите её своим младшим братикам и сестричкам, наверняка они у вас есть или будут.
Благодарю всех за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению 4 класс. Тема: Устное народное творчество - фольклор
ТЕма урока "Устное народное творчество - фольклор".Урок проводится в школьном музее "Русская изба". Учащиеся знакомятся с устным народным творчеством через русские народные песни, потешки, дрознилки, ...
Приёмы ознакомления младших школьников с малыми жанрами фольклора на уроках литературного чтения
Анализ фольклорных текстов показывает, что народные произведения, адресованные малышам, обеспечивают системный подход к ознакомлению с окружающим через приоритетную ориентацию на человека и виды его д...
презентация " Фольклор,традиции, обряды" доклад " Фольклор, традиции, обряды"
презентация о обрядах...
Урок фольклора
Конспект урока фольклора с презентацией и самоанализом занятия...
урок - монопроек «Фольклор. Малые жанры фольклора»
проект по литературному чтению...
«Мир фольклора – мир народной мудрости». Составные части русского фольклора.
laquo;Мир фольклора – мир народной мудрости». Составные части русского фольклора.- научить детей выделению, анализу и оценке поведения с точки зрения эталонов и образцов, представленных в...
Сценарий открытого занятия педагога ЦТиО Фрунзенского района СПБ Смирновой Г.А. Тема «К нам на святки пришли колядки» по предмету музыкально-игровой фольклор Программа «Фольклор. Забавушка»
Пояснительная записка:В ходе подготовки открытого занятия учащиеся знакомятся с традициями празднования зимних праздников на Руси, с музыкальным фольклором (колядки, зимние песни).Открытое занятие спо...