Сценарий открытого занятия педагога ЦТиО Фрунзенского района СПБ Смирновой Г.А. Тема «К нам на святки пришли колядки» по предмету музыкально-игровой фольклор Программа «Фольклор. Забавушка»
план-конспект урока (1 класс)

Пояснительная записка:

В ходе подготовки открытого занятия учащиеся знакомятся с традициями празднования зимних праздников на Руси, с музыкальным фольклором (колядки, зимние песни).

Открытое занятие способствует развитию творческих способностей (музыкальных, танцевальных, сценических) учащихся через: песни, танцы, театрализацию. 

 

Цель: Приобщить детей к истокам русской народной культуры, познакомить с традициями зимнего цикла. 

 

Задачи:

обучающая:

  • знакомство и погружение детей с народным праздником Святки, через историю, обычаи, приметы, песни-колядки.

  • расширять словарный запас учащихся.

развивающая:

  • развить фантазию, творческие и музыкальные способности учащихся с помощью музыкального фольклора и театральных образов. 

  • развивать эмоциональную сферу детей.

воспитывающая:

  • привить бережное и трепетное отношение к традициям русского народа, музыкальной культуре, к народным праздникам.

  • воспитание духовности у школьников  через культурные праздничные традиции русского народа. 


 

Оборудование:

Шест со звездой

Ленты

Платки для девочек

Русские народные костюмы учащимся

Маски животных

Народные шумовые инструменты

 

Оформление зала (класса):

В виде избы

Мешки с угощением

Стол-накрытый льняной скатертью

Скамейка

 

Основные параметры занятия:

Тип занятия: закрепление ранее изученного материала;

Форма проведения занятия: сюжетная игра (открытое занятие);

Форма организации работы: групповая;

Методы обучения: словесный, наглядный, практический;

Виды деятельности: коммуникативная, познавательная, игровая.

 

  • Виды деятельности: коммуникативная, двигательная познавательная, игровая.

  • Используемые технологии: мультимедиа по теме

  • Наглядность: презентация – проверка пройденного материала, презентация по новой теме;

 

Предварительная работа с детьми:

  • Беседа про святочную неделю: что такое Святки; кто такие колядовщики; что означает понятие коляда; какие бывают песенки-колядки; как праздновали славянский праздник Святки.

  • Разучивание песенок-колядок, стихи, обыгрывание театрализации.

  • Просмотр видео материалов (клипов) с колядками, обсуждение увиденного материала.

  • Предварительные беседы про костюмы для колядок

 

Словарная работа: Рождество, Крещение, Святки,, колядки, колядовщики, христославы, ряженые.. 

         План проведения занятия:

  • Организационная часть – приветствие, сообщение темы (3-5 минут)

  • Подготовительный этап. Повторение пройденного материала на прошлом занятии (7-10 минут)

  • Основная часть – теоретические и практические формы и методы проведения (20 минут)

  • Заключительная часть – итоги, формы и методы подведения итогов (5 минут)

 

Ход занятия:

1 этап организационный

  1. Мобилизация внимания

    1. Попевка « Зазимка-зима»

  2. Приветствие

 - Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы! Сегодня у нас праздничное занятие, и к нам пришли гости. Мы с вами изучаем обряды и традиции русского народа и знаем как на Руси встречали гостей.

1 чтец:

Дорогих гостей встречаем круглым пышным караваем

Он на блюде расписном, с белоснежным рушником 

Каравай мы вам подносим, поклонясь, отведать просим.

2 чтец:

Красному гостю- красное место,

Милости просим

Хлеб-соль по-старинному

За хлебом, за солью

Всякая беседушка хороша.

 

Педагог: 

Тише, тише, тишина

Входит в праздник старина.

Старина-старинушка вместе с русской зимушкой.

Принесла нам: Новый год,зимний солнцеворот,

Рождество, Святки, день с курину пятку.

Глубокие снега,святые вечера

Вот сколько зимних праздников подарила нам зима,

И сегодня мы повторим, как праздновали Святки на Руси

и закрепим обрядовые песенки-колядки в театрализованном представлении.

 

2. Подготовительная часть. 

Повторение пройденного материала на прошлом занятии :

  • На Руси Рождество с давних пор праздновали не один день. Начинается Рождество 7 января и продолжается 12 священных дней до Крещения Христа. Поэтому и называют эти дни Святками -святые дни (в честь великого события

  • Рождества Христова  Дети ходили  по деревне от дома к дому с рождественской звездой и славили Христа. 

Их называли христославы. 

Ребята помладше  наряжались в «медведя»,«козу», «журавля» и разыгрывали шуточные представления Их так и называли  «ряженые» или «колядовщики». Они ходили по домам, пели колядки - маленькие хвалебные песни и получали за это угощенье.

  • Мы с вами тоже выучили колядки. И чтобы  они звучали звонко и весело, их ведь пели на улице,нам необходимо распеться,

Вспоминаем правила: поем открытым звуком,на улыбке,хорошо пропеваем гласные

 Распевки: «Андрей», «Бубенчики», »Авсень»

  • Ребята, а вы слышали какая мелодия у колядки? И почти любую колядку можно спеть на этот мотив. 

3. Основная часть:

-  А не хотите ли, судари да сударушки, поколядовать?
- Собирайтесь,наряжайтесь.

- Будем кругом ходить 

- Коляду заводить.

 

Колядка «Авсень»

Сценка колядования

 

Дети: Спасибо тебе, тётка Марья. Здоровья тебе и всему дому (делают общий поклон).

А мы пойдём к другому.

(Вместе идут по классу и поют песню «Коляда, коляда», подходят к другому дому).

 

Сценка колядования 2

Хоровод «Метелица»

Песня «Колядки, колядки»

 

4. Заключительная часть

Педагог:

- Сегодня мы с вами поговорили о том, как  праздновали Святки наши предки.

И закрепить все,.что мы узнали, поможет моя  волшебная шапочка со снежинками.  На них слова, которые надо разьяснить: ряженные, колядки,, колядовщики, козули ,христославы, мехоноша,вертеп. 

 

-Так что же такое святки?

Расскажите нам, ребятки.
(Дети по очереди читают стих

-Праздник этот самый длинный.
Он веселый и старинный.
Наши предки пили, ели,
Веселились две недели.
-От Рождества и до Крещения,
Приготовив угощенье,
Пели разные колядки,
По дворам ходили в святки.
-Наряжались и шутили,
Праздник ждали и любили.

- Спасибо.

Старину мы уважаем,

Старину мы бережем.

Мы обрядов много знаем

И традиции мы чтем.

-Мы сегодня узнали очень много. Ведь изучая русские праздники,мы возрождаем народные традиции.
ходе подготовки открытого занятия учащиеся знакомятся с традициями празднования зимних праздников на Руси, с музыкальным фольклором (колядки, зимние песни).

Открытое занятие способствует развитию творческих способностей (музыкальных, танцевальных, сценических) учащихся через: песни, танцы, театрализацию.

 

Колядовочные сценки.
(Из первого дома выходит хозяйка).

 

Дети: 

Ты нас будешь дарить – мы будем хвалить,

а не будешь дарить – мы будем корить!

Коляда, коляда! Подавай пирога!

Хозяйка:

Ой, кого это вы к нам привели?

Дети:

Это наша козочка.

Где коза идет, там добро живёт,

где коза копытцем, там быть счастливцем.

 

Коротушки с козой.»Хы да пы»,

Дети:

(поют) 

Го-го-го коза, го-го белая, го-го серая

Не ходи коза по тёмным лесам, по сырым борам

Там тебя, козочка, волки задерут, охотнички убьют

Коза:

(поет) 

Не боюся я не серых волков, не метких стрелков

А боюся я деда старого бородатого

Он меня козочку палкой задерет, коза пропадёт 

Все:

Меее… (коза падает)

Дети:

(обращается к хозяевам)

Хозяева хорошенькие, дайте козе гроши,

мерочку овса, наверх – колбаса.

Дайте козе сала, чтоб коза встала.

Хвостиком завиляла, ножками застучала.

 

Хозяйка:

Вот вам сала кусок, да колбаски виток.

Прокормите козочку?

Дети:

Прокормим.


 

Коротушка «Устани козушка»

Тут наша козочка оживилася,

Тем хозяевам поклонилася.

По избе прошла, всех одарила.

Где коза бочком – там пирог с лучком

Где коза ногой-пирог с курагой

Где козочка спит – там пирог с осетринкой.

 

Колядка «Сеем-веем»

Дети:

  • Спасибо тебе, тётка Марья.

  • Здоровья тебе и всему дому (делают общий поклон).

  • А мы пойдём к другому. 

Колядовочная песня: «Коляда»

Коляда, коляда 

Пришла коляда,

Накануне рождества

 

Мы ходили, мы искали святую коляду.
Нашлась коляда у Иванова двора.

А Иванов двор на семи столбах

На семи столбах, на семи вёрстах

Как на тех столбах по жемчужинке горит

В середине двора три терема стоят

Как во первом терему живёт хозяюшка в дому.

Во втором терему — красно солнышко взошло,
Во третьем терему — часты звездочки взошли.

(После исполнения песни, подойдя к дому, топают три раза ногами, 

изображая стук в дверь) 

Все дети: Хозяева, отворяй ворота.

А вот и колядовщики пожаловали. Встречайте!

 

Колядовщик 1.

Коляда! Коляда!

Ты подай пирога,

Али хлеба ломтину,

Али денег с полтину!

Или курочку с хохлом, петушка с гребешком

Аль пшенички-сроднички.

Колядовщик 2:

Мы славить не умеем, 

просить, много не смеем!

Открывайте сундучок, 

доставайте пятачок.

Подайте конфеток, 

порадуйте деток!

Колядовщик: Хозяйка слезай с печи, зажигай свечи, открывай сундучок,

Подавай-ка пятачок!

Хозяйка: (сердито топает ногой) Не плясали и не пели!

Угощенья захотели? Я корову уберу,

Хлеб припрячу я в стогу, курочек под лавку,

Поросят в канавку. Или уходите, или нам пляшите!

Колядовщик: Мы плясать-то мастера, не боимся пляски!

Руки в боки, веселей, то не пляски-сказки,

Пляши не скучай, и остальных приглашай!

Хоровод «Метенлица»

Хозяйка: (выносит угощенье) 

Вот вам , гости дорогие  

Кусок пирога, да черевушка творога

Масла каточек да ветчины шматочек.

Дети: Ай дай Бог тому, кто в этом дому счастья вам здоровьица! 

           Жить вам вместе лет до двести!

Колядовщик:
Сеем, веем, посеваем, С Новым годом поздравляем

 

Колядовочная песня «Колядки-колядки» .

  • Колядки, колядки
    Собрались ребятки
    По деревне пошли
    Бабку Коляду нашли.

 

  • Наша бабка-Коляда
    По дорожке пошла

По дорожке пошла
Да топорик нашла

 

  • А топорик не простой
    А топорик золотой.
    Села на снег Коляда
    Да задумалася

     

  • Куда путь держать
    Куда топорик девать
    Мы сказали бабке - бабке-Колядке:

     

  • Ты снеси его купцу,
    Емельяну-молодцу.
    Свой топорик Коляда
    Купцу продала

     

  • Свой топорик Коляда
    Купцу продала
    За топорик непростой – гостинцев горой

     

  • Наша бабка Коляда всех ребят созвала

Всех ребят созвала, все гостинцы раздала
Спасибо тебе, бабка, бабка-Колядка!

           Спасибо тебе, бабка, бабка-Колядка!

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗРАБОТКА ФОЛЬЛОРНОГО ПРАЗДНИКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ, 2015 Г.«Настали святки – запевай колядки»

Сценарий проведения   праздника для обучающихся начальной школы .Цель:показать ценность и важность проявления лучших человеческих чувств: уважения и любви друг к другу....

Исследовательский проект на тему:"Водоёмы Фрунзенского района"

В работе отражена работа по проекту "Водоёмы Фрунзенского района"....

Презентация экспоната на районной выставке-конференции "Познавательный саквояж» Проект «Водоёмы Фрунзенского района»

Выступление содержит исследование учащихся об экологическом состоянии водоёма в Яблоневом саду....

Сценарий открытого учебного мероприятия «Особо охраняемые природные территории Югры» на тему «Путешествие в Верхне-Кондинский заказник»

Сценарий открытого учебного мероприятия «Особо охраняемые природные территории Югры» на тему «Путешествие в Верхне-Кондинский заказник»...

сценарий открытого урока по русскому языку для 3 класса по теме "Состав слова"

Сценарий по русскому языку для 3 класса по теме "Состав слова" разработан с учетом ФГОС....

Сценарий открытого урока по русскому языку для 2 класса на тему: "Заглавна буква в слове" по УМК Школа России

Сценарий открытого урока по русскому языку для 2 класс на тему "Заглавная буква в слове" по УМК Школа Росси с играми, физкультминутками, групповой работой,  готовой презентацией к уроку...