Сценарий открытого занятия педагога ЦТиО Фрунзенского района СПБ Смирновой Г.А. Тема «К нам на святки пришли колядки» по предмету музыкально-игровой фольклор Программа «Фольклор. Забавушка»
план-конспект урока (1 класс)
Пояснительная записка:
В ходе подготовки открытого занятия учащиеся знакомятся с традициями празднования зимних праздников на Руси, с музыкальным фольклором (колядки, зимние песни).
Открытое занятие способствует развитию творческих способностей (музыкальных, танцевальных, сценических) учащихся через: песни, танцы, театрализацию.
Цель: Приобщить детей к истокам русской народной культуры, познакомить с традициями зимнего цикла.
Задачи:
обучающая:
знакомство и погружение детей с народным праздником Святки, через историю, обычаи, приметы, песни-колядки.
расширять словарный запас учащихся.
развивающая:
развить фантазию, творческие и музыкальные способности учащихся с помощью музыкального фольклора и театральных образов.
развивать эмоциональную сферу детей.
воспитывающая:
привить бережное и трепетное отношение к традициям русского народа, музыкальной культуре, к народным праздникам.
воспитание духовности у школьников через культурные праздничные традиции русского народа.
Оборудование:
Шест со звездой
Ленты
Платки для девочек
Русские народные костюмы учащимся
Маски животных
Народные шумовые инструменты
Оформление зала (класса):
В виде избы
Мешки с угощением
Стол-накрытый льняной скатертью
Скамейка
Основные параметры занятия:
Тип занятия: закрепление ранее изученного материала;
Форма проведения занятия: сюжетная игра (открытое занятие);
Форма организации работы: групповая;
Методы обучения: словесный, наглядный, практический;
Виды деятельности: коммуникативная, познавательная, игровая.
Виды деятельности: коммуникативная, двигательная познавательная, игровая.
Используемые технологии: мультимедиа по теме
Наглядность: презентация – проверка пройденного материала, презентация по новой теме;
Предварительная работа с детьми:
Беседа про святочную неделю: что такое Святки; кто такие колядовщики; что означает понятие коляда; какие бывают песенки-колядки; как праздновали славянский праздник Святки.
Разучивание песенок-колядок, стихи, обыгрывание театрализации.
Просмотр видео материалов (клипов) с колядками, обсуждение увиденного материала.
Предварительные беседы про костюмы для колядок
Словарная работа: Рождество, Крещение, Святки,, колядки, колядовщики, христославы, ряженые..
План проведения занятия:
Организационная часть – приветствие, сообщение темы (3-5 минут)
Подготовительный этап. Повторение пройденного материала на прошлом занятии (7-10 минут)
Основная часть – теоретические и практические формы и методы проведения (20 минут)
Заключительная часть – итоги, формы и методы подведения итогов (5 минут)
Ход занятия:
1 этап организационный
Мобилизация внимания
Попевка « Зазимка-зима»
Приветствие
- Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы! Сегодня у нас праздничное занятие, и к нам пришли гости. Мы с вами изучаем обряды и традиции русского народа и знаем как на Руси встречали гостей.
1 чтец:
Дорогих гостей встречаем круглым пышным караваем
Он на блюде расписном, с белоснежным рушником
Каравай мы вам подносим, поклонясь, отведать просим.
2 чтец:
Красному гостю- красное место,
Милости просим
Хлеб-соль по-старинному
За хлебом, за солью
Всякая беседушка хороша.
Педагог:
Тише, тише, тишина
Входит в праздник старина.
Старина-старинушка вместе с русской зимушкой.
Принесла нам: Новый год,зимний солнцеворот,
Рождество, Святки, день с курину пятку.
Глубокие снега,святые вечера
Вот сколько зимних праздников подарила нам зима,
И сегодня мы повторим, как праздновали Святки на Руси
и закрепим обрядовые песенки-колядки в театрализованном представлении.
2. Подготовительная часть.
Повторение пройденного материала на прошлом занятии :
На Руси Рождество с давних пор праздновали не один день. Начинается Рождество 7 января и продолжается 12 священных дней до Крещения Христа. Поэтому и называют эти дни Святками -святые дни (в честь великого события
Рождества Христова Дети ходили по деревне от дома к дому с рождественской звездой и славили Христа.
Их называли христославы.
Ребята помладше наряжались в «медведя»,«козу», «журавля» и разыгрывали шуточные представления Их так и называли «ряженые» или «колядовщики». Они ходили по домам, пели колядки - маленькие хвалебные песни и получали за это угощенье.
Мы с вами тоже выучили колядки. И чтобы они звучали звонко и весело, их ведь пели на улице,нам необходимо распеться,
Вспоминаем правила: поем открытым звуком,на улыбке,хорошо пропеваем гласные
Распевки: «Андрей», «Бубенчики», »Авсень»
Ребята, а вы слышали какая мелодия у колядки? И почти любую колядку можно спеть на этот мотив.
3. Основная часть:
- А не хотите ли, судари да сударушки, поколядовать?
- Собирайтесь,наряжайтесь.
- Будем кругом ходить
- Коляду заводить.
Колядка «Авсень»
Сценка колядования
Дети: Спасибо тебе, тётка Марья. Здоровья тебе и всему дому (делают общий поклон).
А мы пойдём к другому.
(Вместе идут по классу и поют песню «Коляда, коляда», подходят к другому дому).
Сценка колядования 2
Хоровод «Метелица»
Песня «Колядки, колядки».
4. Заключительная часть
Педагог:
- Сегодня мы с вами поговорили о том, как праздновали Святки наши предки.
И закрепить все,.что мы узнали, поможет моя волшебная шапочка со снежинками. На них слова, которые надо разьяснить: ряженные, колядки,, колядовщики, козули ,христославы, мехоноша,вертеп.
-Так что же такое святки?
Расскажите нам, ребятки.
(Дети по очереди читают стих
-Праздник этот самый длинный.
Он веселый и старинный.
Наши предки пили, ели,
Веселились две недели.
-От Рождества и до Крещения,
Приготовив угощенье,
Пели разные колядки,
По дворам ходили в святки.
-Наряжались и шутили,
Праздник ждали и любили.
- Спасибо.
Старину мы уважаем,
Старину мы бережем.
Мы обрядов много знаем
И традиции мы чтем.
-Мы сегодня узнали очень много. Ведь изучая русские праздники,мы возрождаем народные традиции.
ходе подготовки открытого занятия учащиеся знакомятся с традициями празднования зимних праздников на Руси, с музыкальным фольклором (колядки, зимние песни).
Открытое занятие способствует развитию творческих способностей (музыкальных, танцевальных, сценических) учащихся через: песни, танцы, театрализацию.
Колядовочные сценки.
(Из первого дома выходит хозяйка).
Дети:
Ты нас будешь дарить – мы будем хвалить,
а не будешь дарить – мы будем корить!
Коляда, коляда! Подавай пирога!
Хозяйка:
Ой, кого это вы к нам привели?
Дети:
Это наша козочка.
Где коза идет, там добро живёт,
где коза копытцем, там быть счастливцем.
Коротушки с козой.»Хы да пы»,
Дети:
(поют)
Го-го-го коза, го-го белая, го-го серая
Не ходи коза по тёмным лесам, по сырым борам
Там тебя, козочка, волки задерут, охотнички убьют
Коза:
(поет)
Не боюся я не серых волков, не метких стрелков
А боюся я деда старого бородатого
Он меня козочку палкой задерет, коза пропадёт
Все:
Меее… (коза падает)
Дети:
(обращается к хозяевам)
Хозяева хорошенькие, дайте козе гроши,
мерочку овса, наверх – колбаса.
Дайте козе сала, чтоб коза встала.
Хвостиком завиляла, ножками застучала.
Хозяйка:
Вот вам сала кусок, да колбаски виток.
Прокормите козочку?
Дети:
Прокормим.
Коротушка «Устани козушка»
Тут наша козочка оживилася,
Тем хозяевам поклонилася.
По избе прошла, всех одарила.
Где коза бочком – там пирог с лучком
Где коза ногой-пирог с курагой
Где козочка спит – там пирог с осетринкой.
Колядка «Сеем-веем»
Дети:
Спасибо тебе, тётка Марья.
Здоровья тебе и всему дому (делают общий поклон).
А мы пойдём к другому.
Колядовочная песня: «Коляда»
Коляда, коляда
Пришла коляда,
Накануне рождества
Мы ходили, мы искали святую коляду.
Нашлась коляда у Иванова двора.
А Иванов двор на семи столбах
На семи столбах, на семи вёрстах
Как на тех столбах по жемчужинке горит
В середине двора три терема стоят
Как во первом терему живёт хозяюшка в дому.
Во втором терему — красно солнышко взошло,
Во третьем терему — часты звездочки взошли.
(После исполнения песни, подойдя к дому, топают три раза ногами,
изображая стук в дверь)
Все дети: Хозяева, отворяй ворота.
А вот и колядовщики пожаловали. Встречайте!
Колядовщик 1.
Коляда! Коляда!
Ты подай пирога,
Али хлеба ломтину,
Али денег с полтину!
Или курочку с хохлом, петушка с гребешком
Аль пшенички-сроднички.
Колядовщик 2:
Мы славить не умеем,
просить, много не смеем!
Открывайте сундучок,
доставайте пятачок.
Подайте конфеток,
порадуйте деток!
Колядовщик: Хозяйка слезай с печи, зажигай свечи, открывай сундучок,
Подавай-ка пятачок!
Хозяйка: (сердито топает ногой) Не плясали и не пели!
Угощенья захотели? Я корову уберу,
Хлеб припрячу я в стогу, курочек под лавку,
Поросят в канавку. Или уходите, или нам пляшите!
Колядовщик: Мы плясать-то мастера, не боимся пляски!
Руки в боки, веселей, то не пляски-сказки,
Пляши не скучай, и остальных приглашай!
Хоровод «Метенлица»
Хозяйка: (выносит угощенье)
Вот вам , гости дорогие
Кусок пирога, да черевушка творога
Масла каточек да ветчины шматочек.
Дети: Ай дай Бог тому, кто в этом дому счастья вам здоровьица!
Жить вам вместе лет до двести!
Колядовщик:
Сеем, веем, посеваем, С Новым годом поздравляем
Колядовочная песня «Колядки-колядки» .
Колядки, колядки
Собрались ребятки
По деревне пошли
Бабку Коляду нашли.
Наша бабка-Коляда
По дорожке пошла
По дорожке пошла
Да топорик нашла
А топорик не простой
А топорик золотой.
Села на снег Коляда
Да задумалася
Куда путь держать
Куда топорик девать
Мы сказали бабке - бабке-Колядке:
Ты снеси его купцу,
Емельяну-молодцу.
Свой топорик Коляда
Купцу продала
Свой топорик Коляда
Купцу продала
За топорик непростой – гостинцев горой
Наша бабка Коляда всех ребят созвала
Всех ребят созвала, все гостинцы раздала
Спасибо тебе, бабка, бабка-Колядка!
Спасибо тебе, бабка, бабка-Колядка!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_provedeniya_vospitatelnogo_meropriyatiya_dlya_uchashchihsya_shkoly.docx | 1.76 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗРАБОТКА ФОЛЬЛОРНОГО ПРАЗДНИКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ, 2015 Г.«Настали святки – запевай колядки»
Сценарий проведения праздника для обучающихся начальной школы .Цель:показать ценность и важность проявления лучших человеческих чувств: уважения и любви друг к другу....
Сценарий конкурсной программы "Наступили святки-начались колядки"
Сценарий для младших дошкольников...
Исследовательский проект на тему:"Водоёмы Фрунзенского района"
В работе отражена работа по проекту "Водоёмы Фрунзенского района"....
Презентация экспоната на районной выставке-конференции "Познавательный саквояж» Проект «Водоёмы Фрунзенского района»
Выступление содержит исследование учащихся об экологическом состоянии водоёма в Яблоневом саду....
Сценарий открытого учебного мероприятия «Особо охраняемые природные территории Югры» на тему «Путешествие в Верхне-Кондинский заказник»
Сценарий открытого учебного мероприятия «Особо охраняемые природные территории Югры» на тему «Путешествие в Верхне-Кондинский заказник»...
сценарий открытого урока по русскому языку для 3 класса по теме "Состав слова"
Сценарий по русскому языку для 3 класса по теме "Состав слова" разработан с учетом ФГОС....
Сценарий открытого урока по русскому языку для 2 класса на тему: "Заглавна буква в слове" по УМК Школа России
Сценарий открытого урока по русскому языку для 2 класс на тему "Заглавная буква в слове" по УМК Школа Росси с играми, физкультминутками, групповой работой, готовой презентацией к уроку...