Рабочая программа по внеурочной деятельности. Проектная деятельность. 2 класс.
рабочая программа (2 класс) на тему
Рабочая программа по внеурочной деятельности. Проектная деятельность. 2 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_klass_rabochaya_programma_po_vneurochnoy_deyatelnosti_proekt.docx | 26.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа занятий по внеурочной деятельности " Узнаём, исследуем, творим» составлена с учётом реализации требований ФГОС начального общего образования на основе авторской программы Р.И. Сизовой и Р.Ф. Селимовой "Юным умницам и умникам. Учусь создавать проект" ( Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. Методическое пособие к курсу «Юным умникам и умницам. Учусь создавать проект». – М.: Издательство РОСТ, 2013).
Выбор программы обоснован тем, что:
ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
- учебный материал представлен в таких формах,
которые предполагают самостоятельную деятельность учащихся по открытию и усвоению новых знаний;
-особое значение имеет организация учебного материала в различных формах сравнения, в том числе и для постановки проблемных задач;
- учебники обеспечивают регулярность включения подобных упражнений в процесс учения школьника;
- учебный материал способствует формированию учебной деятельности и направлен на развитие универсальных учебных действий обучающихся
Программа разработана с учётом требований Федерального государственного стандарта нового поколения к общим целям изучения курса. В качестве концептуальных основ данного учебного предмета использованы системно-деятельностный, здоровье сберегающий, гуманно-личностный, культурологический подходы.
Программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Цель программы:
приобщение младших школьников к исследовательской деятельности; создание условий, способствующих развитию исследовательских умений; приобретение знаний о ситуациях межличностного взаимодействия, о правилах конструктивной групповой работы; о способах самопознания; о способах нахождения обработки и нахождения информации; развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.
Задачи:
- развитие творческой исследовательской активности;
- формирование учащихся способности к организации исследовательской деятельности;
- стимулирование интереса младших школьников к знаниям в разных областях современной науки, поддержка стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира;
- формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве, развитие умения самостоятельно и совместно принимать решения (умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности), создание ситуаций комфортного межличностного взаимодействия;
- формирование позитивной самооценки и взаимоуважения, социально адекватных способов поведения; - развитие психофизиологических способностей ребёнка: памяти, мышления, творческого воображения;
- формировать навыки устной презентации;
- обучить способам сбора и первичной обработки информации (сбор, систематизация, хранение, использование);
- формировать умение составлять письменный отчёт о работе над проектом;
- формировать умение планировать свою работу над проектом;
- формировать умение давать оценку готовому продукту, своей работе над проектом.
Содержание программы
Главная идея проектной деятельности–направленность учебно- познавательной деятельности школьников на результат. Работа над проектом даёт учащимся опыт поиска информации, практического применения самообучения, саморазвития, самореализации и самоанализа своей деятельности, развивает следующие обще-учебные навыки:
- мыслительные навыки - обучение младшего школьника анализу и обобщению, сравнению, классификации и т.д. - исследовательские навыкинаправлены на формирование умения выполнять исследовательскую работу, наблюдать, выявлять, соотносить и т.д.
- коммуникативные навыки направлены на формирование у ребёнка умения не только говорить, но и слушать и слышать собеседника, доказательно и спокойно отстаивать своё мнение или принимать точку зрения и советы других.
- социальные навыкипредполагают развитие умения работать в группе, сотрудничать в мини – коллективе, выполняя разные роли: лидера или исполнителя. Учат ребёнка строить взаимоотношения в обществе: в коллективе, сверстниками – с людьми, которые его окружают;
Освоение определенных закономерностей исследовательской проектной работы действительно можно начинать уже в начальной школе. Ученики, которые получают опыт такой работы в начальной школе, гораздо проще встраиваются в систему проектной деятельности основного звена школы.
Надо сказать, что у младших школьников, может быть, даже больше, чем у учащихся основного звена школы, выражен мотив для работы над проектами, так как ребенок этого возраста активно стремится самостоятельно исследовать окружающий его мир. Задача взрослых – поддержать детскую любознательность, не пресекать активность ребенка многочисленными запретами, тогда с возрастом естественная познавательная потребность ребенка станет основой его успешного обучения в школе. Проектная деятельность – хороший механизм для реализации этой потребности непосредственно в учебной работе.
Сфера применения проектной технологии велика – от процесса обучения до воспитания, формирования личности ребенка. Сущность проектной технологии заключается в стимулировании интереса учащихся к определенным проблемам, решение которых предполагает владение (и приобретение в ходе работы) определенной суммой знаний и практическое применение имеющихся и приобретенных знаний в ходе содержания проектной деятельности. Таким образом, данный метод позволяет реально соединить академические знания с практическим опытом их применения. Деятельность обучающихся в рамках реализации данной программы направлена не только на повышение компетенций обучающихся в определённых предметных областях и на развитие творческих способностей ребёнка, но и на создание продукта, имеющего значимость для других.
Данная программа является подготовкой к самостоятельной исследовательской практике на IIступени обучения. Особую значимость данный курс имеет для детей, ориентированных на самостоятельный информационный поиск в разных областях знаний, тем самым предоставляя обучающимся широкий спектр возможностей для самореализации и формирования ценностного отношения к процессу познания.
Общая характеристика курса
Выполнение программы ориентировано на организацию учебного процесса в классно-урочной форме, уроков-игр, с использованием современных технологий: проблемно-поисковое обучение; личностно - ориентированное обучение; когнитивное обучение (проектная деятельность, решение проблем и др.); контролирующее обучение (тестирование, портфолио, конкурсы разного уровня, олимпиады и др.); информационно-коммуникационные (компьютерные программы, Интернет-ресурсы и т.д.); игровые технологии; здоровьесберегающие (смена видов деятельности, музыка, физминутки); технологии сотрудничества
Для достижения образовательных целей используются разные методы обучения: словесные (рассказ, беседа, объяснение, работа с книгой, дискуссия), наглядные (наблюдение, демонстрация), практические (упражнения, познавательная игра), объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый (эвристический), репродуктивный, исследовательский, метод проблемного изложения.
Программа позволяет проводить обучение с использованием различных организационных форм работы:
коллективная, в парах, групповая и индивидуальная.
Для успешного решения задач курса используются разнообразные приемы и средства обучения.
Предлагается использовать интерактивные игры на формирование навыков сотрудничества. «Психологические игры и упражнения – практическое пособие для педагогов и школьных психологов». Данные игры предлагается проводить с учениками подготовки к работе в команде.
Ученики знакомятся с правилами работы в команде, со способами первичной обработки информации, с правилами публичного выступления. Ученики учатся работать с информацией, задавать вопросы, направляющие проект. Презентация готового продукта, консультация преподавателя, работа над проектом.
Ведущей формой организации занятий является групповая. Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Практическая часть состоит заданий и занимательных упражнений для развития пространственного и логического мышления.
Участие в КВНах, викторинах, олимпиадах, научно-исследовательских конференциях, интеллектуальных конкурсах на уровне школы, района, республики, диспуты, олимпиады, соревнования, интеллектуальные клубы, проекты, конкурсы, викторины, познавательные игры.
На изучение курса по внеурочной деятельности «Учусь создавать проект» по замыслу авторов отводится 135 часов по 1 занятию в неделю и резервные занятия «Советы на лето от Мудрого дельфина». Курс «Учусь создавать проект» представляет систему обучающих и развивающих занятий по проектно-исследовательской деятельности для детей 6—10 лет. Рабочая программа предназначена для организации внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению во 1-4 классах ( во 2 классе – учебный план ) . Программа рассчитана на 33 часа (1 час в неделю) в 1 классе, 34 часа (1 час в неделю) во 2 классе, 34 часов (1 час в неделю) в 3-4 классах.
Описание места учебного курса в учебном плане
Согласно учебному плану МОУ Кадетская школа на 2016 – 2017 учебный год на изучение курса «Проекты» во 2 классе отводится 34 часа в год с проведением занятий один раз в неделю продолжительностью 30–35 мин. Содержание факультатива отвечает требованию к организации внеурочной деятельности.
Планируемые результаты усвоения курса
Обучающийся будет знать:
- основные особенности проведения исследовательской работы;
- что такое информационный проект и практико-ориентированный проект;
- методы исследования: эксперимент, интервьюирование;
- правила выбора темы и объекта исследования, виды оформления проектов;
- правила осуществления самоконтроля; - правила успешной презентации работы.
- Обучающийся будет уметь:
- выбирать пути решения задачи исследования ;
-классифицировать предметы, явления и события;
- самостоятельно предлагать собственные идеи исследования;
- правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы, составлять план действий совместного исследования;
- собирать и перерабатывать материал, необходимый для исследования;
- осуществлять сотрудничество с взрослыми;
- презентовать свою работу, участвовать в обсуждении коллективной оценочной деятельности; - использовать различные источники информации.
Учебно – тематический план 2 класс
№ урока | Наименование разделов и тем | Виды и формы учебной деятельности | |
1. | Круг твоих интересов. Хобби, Увлечения. | 1 | Рассматривать, читать рабочие тетради. Обсуждать содержание тетрадей. Ориентироваться в содержании |
учебника. Воспринимать и анализировать учебную информацию (условные обозначения, содержание, рубрики, расположение на странице, рисунки, схемы, словарь). Вступать в общение, соблюдая правила общения, выражать свою точку зрения. Формировать умение работать с информацией. | |||
2. | Выбор темы твоего проекта. Ты – проектант. Твоё знакомство с понятиями «словарь», «проект», «тема». | 1 | Формировать умение находить информацию в словарях и справочниках; формировать умение понимать шутливо – жизненные тексты. Выделяя в них существенное по отношению к предстоящей задаче. |
3. | Знакомство с понятием «формулировка». Работа со словарями. | 1 | Формировать умения работать с текстом, находить нужную информацию. Выступать с сообщением. |
4. | Выбор помощников в работе над проектом. | 1 | Формировать умение работать в команде. |
5. | Этапы работы над проектом. Ваше знакомство с понятием «этап». | 1 | Работать над понятием «этап».Знакомство с этапами работы над проектом на примере образца. |
6. | Актуальность темы проекта. Твоё знакомство с понятием « актуальность». | 1 | Формировать умения находить важные, существенные признаки в любом начинании, в любом процессе. Работать над понятием «актуальность». |
7. | Проблема. Решение проблемы. | 1 | Учится видеть проблему, формировать умение добывать недостающий способ действия (знания) Работать над понятием «проблема». |
8. | Выработка гипотезы-предположения. Твоё знакомство с понятиями «выработка», «гипотеза», «предположение». | 1 | Высказывать предположения о неизвестном, предположения способа проверки своих гипотез, умения инсценировать поиск и пробу известных и неизвестных способов действий. |
9. | Цель проекта. | 1 | Учиться ставить цель в конкретной сюжетной ситуации. |
10. | Задачи проектов. | 1 | Формировать умения и способностей в поиске способов решения проблемы проектов. Работать над проектным понятием «задача проекта». |
11. | Сбор информации для проекта. Твоё знакомство с понятиями : «сбор», «информация», «энциклопедия», «Интернет», книги, газеты, журналы. | 1 | Учиться интерпретировать и обобщать информацию, выбирать способы получения информации. Работать над понятиями. |
12. | Знакомство с интересными людьми. Интервью. | 1 | Учимся брать интервью, участвовать дискуссии, развивать коммуникативной компетентности. |
13. | Обработка информации. Отбор значимой информации. Твоё знакомство с понятиями: «обработка информации», «отбор». | 1 | Развивать информационную компетентность, формировать умения отсеять лишние данные , видеть дефицит данных, выделять из представленной информации ту, которая необходима для решения поставленной задачи. |
14. | Создание продукта проекта. Твоё знакомство с понятиями «макет», «поделка». | 1 | Знакомство с формами продукта проектной деятельности. Выбор подходящей формы для проекта. |
15. | Играем в учёных. Это интересно. | 1 | Применяем знания на практике. |
16. | Тест. | 1 | Учимся правильно использовать изученные проектные понятия в процессе самостоятельной работы. |
17. | Отбор информации для семиминутного выступления (мини-сообщение) | 1 | Учится презентовать свои достижения ( превращать результат своей работы в продукт, предназначенный для других) |
18. | Творческая работа. Презентация. Твоё знакомство с понятием «Презентация» | 1 | Учимся составлять презентации на бумаге. |
19. | Значимость компьютера в создании проектов. Презентация. | 1 | Ознакомление с компьютерной презентацией. |
20. | Первые шаги составления презентации на компьютере. | 1 | Ознакомление с программой МРР-Microsoft PowerPoint |
21. | Первые шаги составления презентации на компьютере. | 1 | Ознакомление с кнопками клавиатуры компьютера. |
22- 23. | Совмещение текста выступления с показом презентации. Пробное выступление перед знакомой и незнакомой аудиториями. | 2 | Формировать и развивать коммуникативные компетентности , формировать умения «держать» аудиторию в поле зрения. |
24. | Подготовка ответов на предлагаемые вопросы «зала» по теме проекта. | 1 | Отстаивать свою точку зрения, развивать находчивость, уверенность в себе. |
25. | Тест «Добрые советы проектанту от мудрого Дельфина» | 1 | Самостоятельная работа с тестом. |
26 27. | Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки. | 2 | Учимся создавать собственные творческие замыслы и доводить их до воплощения в творческом продукте. |
28. | Самоанализ. Работа над понятием «самоанализ» | 1 | Учимся контролировать и оценивать свою деятельность и продвижение в её разных видах. |
29. | Играем в ученых. Это интересно. | 1 | Формировать основы практического мышления и сознания. |
30. | Различные конкурсы проектноисследовательской деятельности | 1 | Знакомство с различными конкурсами проектов |
31. | Памятка жюри конкурса | 1 | Учимся оценивать свою работу по выработанным критериям. |
32. | Пробное выступление перед незнакомой аудиторией. | 1 | Формировать умения публичного представления результатов работы. |
33. | Самоанализ-рефлексия после твоего выступления перед незнакомой аудиторией. | 1 | Формировать умения оценивать свою работу и видеть ошибкоопасные места |
34. | Играем в учёных. Это интересно. Благодарственные рисунки-открытки помощникам твоего проекта. Пожелание будущим проектантам. Советы на лето от мудрого Дельфина. | 1 | Учимся делать прямые выводы, заключения на основе имеющихся фактов. Высказывать слова благодарности членам команды, своим проектантам. Вступать в общение, соблюдая правила общения, выражать свою точку зрения. |
Всего | 34 ч |
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности «Проекты» 2 класс
№ | Внеурочное занятие № (тема, название) | Дата | |
Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения | ||
1 | Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения | ||
2 | Выбор темы твоего проекта. Ты – проектант. Твоё знакомство с понятиями «словарь», «проект», «тема» | ||
3 | Знакомство с понятиями «формулировка». Работа со словарями | ||
4 | Выбор помощников в работе над проектом | ||
5 | Этапы работы над проектом. Ваше знакомство с понятием «этап» | ||
6 | Актуальность темы проекта. Твоё знакомство с понятием «актуальность» | ||
7 | Проблема. Решение проблемы | ||
8 | Выработка гипотезы-предположения. Твоё знакомство с понятиями «выработка», «гипотеза», предположение» | ||
9 | Цель проекта | ||
10 | Задачи проекта | ||
11 | Сбор информации для проекта. Твоё знакомство с понятиями: «сбор», «информация», энциклопедия», «интернет», книги, газеты, журналы». | ||
12 | Знакомство с интересными людьми. Интервью | ||
13 | Обработка информации. Отбор значимой информации. Твоё знакомство с понятиями «обработка информации», «отбор». | ||
14 | Создание продукта проекта. Твоё знакомство с понятиями «макет», поделка» | ||
15 | Играем в учёных. Это интересно | ||
16 | Тест. «Чему ты научился?» | ||
17 | Отбор информации для семиминутного выступления. (Мини-сообщение) | ||
18 | Творческая работа. Презентация. Твоё знакомство с понятием «презентация» | ||
19 | Значимость компьютера в создании проектов. Презентация | ||
20 | Первые шаги составления презентации на компьютере. Программа МРР-MicrosoftPowerPoint | ||
21 | Первые шаги составления презентации на компьютере. | ||
22 | Совмещение текста выступления с показом презентации. Подробное выступление перед знакомой и незнакомой аудиторией | ||
23 | Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта | ||
24 | Тест «Добрые советы проектанту от Мудрого Дельфина» | ||
25 | Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки | ||
26 | Самоанализ. Работа над понятием «самоанализ» | ||
27 | Играем в учёных. Это интересно | ||
28 | Различные конкурсы проектно - исследовательской деятельности | ||
29 | Памятка жюри конкурса | ||
30 | Пробное выступление перед незнакомой аудиторией | ||
31 | Самоанализ – рефлексия после твоего выступления перед незнакомой аудиторией | ||
32 | Играем в учёных. Это интересно | ||
33 | Благодарственные рисунки-отклики помощникам твоим проекта. Пожелания будущим проектантам | ||
34 | Советы на лето от Мудрого Дельфина |
Перечень учебно-методического обеспечения
Литература для учащихся:
Сизова Р.И., Селимова Р. Ф "Юным умницам и умникам. Учусь создавать проект" 1 класс.
Рабочие тетради в двух частях. – М. : Издательство РОСТ, 2013). /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/ Сизова Р.И., Селимова Р. Ф "Юным умницам и умникам. Учусь создавать проект" 2 класс. Рабочие тетради в двух частях. – М. : М. : Издательство РОСТ, 2013). /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/
Литература для учителя:
- Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. Методическое пособие к курсу «Юным умникам и умницам. Учусь создавать проект». – М. : Издательство РОСТ, 2013.
- А. И. Савенков «Методика исследовательского обучения младших школьников» Пособие для учителей, родителей, воспитателей. Издательский дом «Федоров» г. Самара 2013г.
- Шереметьева М.А. Развитие навыков исследовательской деятельности старших дошкольников и младших школьников.
- Проектная деятельность в начальной школе \ авт-сост. М. К. Господникова и др. Волгоград: Учитель, 2012.
- Организация проектной деятельности в школе: система работы / aвт.-сост. С. Г. Щербакова и др .. Волгоград: Учитель, 2012.
6.Н.В.Бабкина «Познавательная деятельность младших школьников» издательство «Аркти» Москва 2012г.
Технические средства
- Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
- Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
- Компьютер
- Мультимедийный проектор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Открываем мир сами". Проектная деятельность в начальной школе.
Под проектом понимается комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определенной цели в течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей. Под про...
Рабочая программа по курсу "Основы проектной деятельности" во 2 классе
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы обучающего ...
Программа по внеурочной деятельности "Проектная деятельность во 2 классе"
Материал предназначен для работы во внеурочной деятельности. Проектная деятельность является важной составляющей частью во всем учебном процессе....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Проектная деятельность" для 1 класса
Для развития интеллектуального и творческого потенциала каждого ребёнка нужно использовать новые образовательные педагогические и информационные технологии, тем самым вовлекая каждого ученика в активн...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Проектная деятельность" для 2 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Проектная деятельность" для 2 класса направлена на формирование проектной деятельности обучающихся.Проек...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Проектная деятельность» 1 – 4 класс
Цель реализации программы:Создание условий, способствующих развитию исследовательских умений; приобретение знаний о ситуациях межличностного взаимодействия, о правилах конструктивной групповой работы...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Проектная деятельность." 1-4 класс
- формирование универсальных учебных действий, составляющих основу умения учиться: навыка решения творческих задач и навыка поиска, анализа и интерпретации информации;- формирование мотивации к обучен...