Рабочая программа внеурочной деятельности "Проектная деятельность" для 1 класса
календарно-тематическое планирование (1 класс)
Для развития интеллектуального и творческого потенциала каждого ребёнка нужно использовать новые образовательные педагогические и информационные технологии, тем самым вовлекая каждого ученика в активный познавательный процесс. К таким технологиям относится проектная технология, которая помогает решить задачу формирования самостоятельности ребёнка, способности к самообразованию и саморазвитию, помогает ребёнку научиться видеть мини-проблемы, правильно находить источники информации и формировать навыки делового общения в процессе работы над проектом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost.docx | 43.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Бобровская средняя общеобразовательная школа №2
«Утверждаю»
Директор школы ________Н.И. Гайворонская
Приказ № 77 от 01.09.2015 г.
«Согласовано»
Зам. директора по НМР
________ И.Н. Резник
Принято на заседании педагогического совета
Протокол № 13 от 28.08.2015 г.
Рабочая программа внеурочной деятельности
по общеинтеллектуальному направлению
«Проектная деятельность»
учителя Ульвачевой Светланы Сергеевны
для 1 «Б» класса
на 2015-2016 учебный год
1.Пояснительная записка.
Программа внеурочной деятельности в начальной школе по общеинтеллектуальному направлению «Проектная деятельность» разработана на основе:
- Закон № 273-ФЗ от 29.12.12 г.« Об образовании РФ»;
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы Сан-Пин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный№ 193;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерация №373 от 06.10.2009 г.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1643 от 29.12.2014 г. «О внесении изменений в приказ Министерства образования науки РФ от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО»
- Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, регулирующих образовательные программы начального общего образования.
А также Р.И.Сизовой и Р.Ф.Селимовой «Учусь создавать проект»
Цель: научить решению творческих задач и навыкам поиска, анализа и интерпретации
информации.
Задачи:
1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по
совместной деятельности;
— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
— формирование социально адекватных способов поведения.
3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
— воспитание целеустремленности и настойчивости;
— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального
использования рабочего времени;
— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и
сотрудничество;
— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
4. Формирование умения решать творческие задачи.
5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение,
использование).
2.Общая характеристика курса
Курс «Учусь создавать проект» – это дополнительное образование, связанное с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и
склонностей каждого школьника.
Для развития интеллектуального и творческого потенциала каждого ребёнка нужно
использовать новые образовательные педагогические и информационные технологии, тем
самым вовлекая каждого ученика в активный познавательный процесс. К таким технологиям относится проектная технология, которая помогает решить задачу формирования самостоятельности ребёнка, способности к самообразованию и саморазвитию, помогает ребёнку научиться видеть мини-проблемы, правильно находить источники информации и формировать навыки делового общения в процессе работы над проектом.
3. Описание места курса в учебном плане
Данный курс рассчитан в 1-ом классе на 24 часа (1 час в неделю)
4. Личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД
Познавательные УУД:
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- знакомиться с основами смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
Регулятивные УУД:
-уметь планировать, регулировать, контролировать и оценивать свои действия во время подвижной игры.
Коммуникативные УУД:
-уметь распределять функции и роли в совместной деятельности
- при игре адекватно оценивать собственное поведение и поведение партнера.
Личностные УУД:
-освоение моральных норм помощи тем, кто в ней нуждается,
-готовность принять на себя ответственность;
освоение правил здорового и безопасного образа жизни.
Личностные и метапредметные результаты образовательного процесса
результаты | формируемые умения | средства формирования |
личностные | формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии. развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. | организация на уроке парно-групповой работы |
Метапредметные результаты | ||
регулятивные | учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; | в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; преобразовывать практическую задачу в познавательную; проявлять познавательную инициативу в учебном со- трудничестве |
познавательные | умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации. добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; - основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; | • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; |
коммуникативные | Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). умение координировать свои усилия с усилиями других. • формулировать собственное мнение и позицию; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве | учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников; с учетом целей коммуникации достаточно точно, по- следовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; |
5. Содержание курса
Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием
новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно. Ему должны привить две группы новых умений.
Речь идет, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих основу умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации
информации. Во-вторых, речь идет о формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
Эти задачи позволяет успешно решать проектная деятельность.
Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе
которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно
конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие
критического и творческого мышления.
Проектная деятельность может быть эффективно использована, начиная с
начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя,
расширяя ее. Учебная программа, которая последовательно применяет этот метод, строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем.
Метод проекта – это не просто набор приемов и действий, подобранных педагогом, Это
специально организованная педагогом проблемная ситуация, которая побуждает ученика к поиску информации, выбору способов ее переработки, вариантов коммуникативной
деятельности с целью ее разрешения. Именно проблемная ситуация является универсальной для решения как воспитательных, так и образовательных задач потому, что она создает естественную среду, максимально приближенную к реальной, в которой стимулируется практическая деятельность ученика. Ситуация необходимости решения обозначенной учителем проблемы обеспечивает освоение учеником новых способов учебной деятельности, формирует опыт самоорганизации собственных возможностей и актуализации врожденных способностей.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно- исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный,
личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи
формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и
систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию
следующих принципов:
• непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и
целостности образования в целом;
• развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального
самоопределения в системе внеурочной деятельности;
• системность организации учебно-воспитательного процесса;
• раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
6.Тематическое планирование 1 класс
№ | Тема | Основные виды деятельности | УУД | Кол-во часов | Дата |
| Кто я? Моя семья | Беседа, высказывания учащихся, рассматривание фотографий и презентаций | в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; | 1 | |
Чем я люблю заниматься. Хобби | Беседа, высказывания учащихся, рассматривание фотографий и презентаций | преобразовывать практическую задачу в познавательную; учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). умение координировать свои усилия с усилиями других. | 1 | ||
О чем я больше всего хочу рассказать. Выбор темы проекта | Обсуждение тем проектов | проявлять познавательную инициативу в учебном со- трудничестве; аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; | 1 | ||
Как собирать материал? Твои помощники | Обсуждение, просмотр подготовленного материала | преобразовывать практическую задачу в познавательную; учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). умение координировать свои усилия с усилиями других. | 1 | ||
Проблема. Решение проблемы | Выявление проблемы, обсуждение, работа в парах | выделять существенную информацию из текстов разных видов; учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). умение координировать свои усилия с усилиями других. | 1 | ||
Гипотеза. Играем в предположения | Разыгрывание ситуаций, обсуждение | учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). умение координировать свои усилия с усилиями других. | 1 | ||
Цель проекта | Учимся выделять важное. | проявлять познавательную инициативу в учебном со- трудничестве; аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; | 1 | ||
Задача проекта | Учимся ставить задачи | преобразовывать практическую задачу в познавательную; аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; | 1 | ||
Выбор нужной информации | Выбор информации с помощью книг, энциклопедий, Интернет-ресурсов | выделять существенную информацию из текстов разных видов; аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; | 1 | ||
Интересные люди – твои помощники | Встречи с интересными людьми | проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; - знакомиться с основами смыслового чтения художественных и познавательных текстов, | 1 | ||
Продукт проекта | Практическая работа, моделирование | преобразовывать практическую задачу в познавательную; | 1 | ||
Виды продукта. Макет | Практическая работа, аппликация | преобразовывать практическую задачу в познавательную; знакомиться с основами смыслового чтения художественных и познавательных текстов, | 1 | ||
Визитка | Презентации, обсуждение | учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). умение координировать свои усилия с усилиями других. | 1 | ||
Как правильно составить визитку к проекту | Практическая работа. Составление визитки | проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве | 1 | ||
Выступление перед знакомой аудиторией | Практическая работа | проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; знакомиться с основами смыслового чтения художественных и познавательных текстов, | 1 | ||
Выступление перед знакомой аудиторией | Практическая работа | проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве | 1 | ||
Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта | Парно-групповая работа | учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). умение координировать свои усилия с усилиями других. | 1 | ||
Пробные выступления перед незнакомой аудиторией | Практическая работа, обсуждение | учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). умение координировать свои усилия с усилиями других. | 1 | ||
Играем в ученых. «Мобильные телефоны». Это интересно | Игры, викторины | проявлять познавательную инициативу в учебном сорудничестве; знакомиться с основами смыслового чтения художественных и познавательных текстов, | 1 | ||
Играем в ученых. Получение электричества с помощью волос. | Опыты, практическая работа | аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; | 1 | ||
Тест «Чему я научился?» | Проведение теста, обсуждение | преобразовывать практическую задачу в познавательную; знакомиться с основами смыслового чтения художественных и познавательных текстов, | 1 | ||
Памятка для учащегося-проектанта | Составление и обсуждение памятки; работа в группах | проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; знакомиться с основами смыслового чтения художественных и познавательных текстов, | 1 | ||
Твои впечатления от работы над проектами | Обсуждение, защита проекта | проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; | 1 | ||
Ярмарка достижений | Выставка работ | учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). умение координировать свои усилия с усилиями других; знакомиться с основами смыслового чтения художественных и познавательных текстов | 1 |
7.Описание учебно- методического и материально – технического обеспечения образовательного процесса
Для учителя:
1.Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Методическое пособие для 1, 2, 3, 4класса. – М.: Издательство РОСТ, 2012. – 119 с. /Юным умникам и умницам. Исследуем,доказываем, проектируем, создаём/Приложение к Учебному плану 2013-2014
Дополнительная литература для учителя:
1. Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.
2. Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: 2010, - 5с.
3. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: /
Савенков А.И – Самара: Учебная литература, 2008 – 119с.
4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к
мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г.Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152с.
5. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М.: «Народное
образование». - 2000, №7
Для обучающихся:
1.Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Рабочие тетради для 1, 2, 3, 4 класса. –М.: Издательство РОСТ, 2012. – 119 с. /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем,проектируем, создаём/
Дополнительная литература для обучающихся:
2. Большая Детская энциклопедия. Русский язык . Учебное пособие: «Бизнессофт» / «Хорошая погода», 2007.- 159с.
3. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2010/ 2010 / RUS / PC
Электронные ресурсы:
1. Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://allebooks.
com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html (09.03.11)
2. Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс]
http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)
3. Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального
общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс]
http://www.fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.11)
4. «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова
[Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/ (09.03.11)__
8.Планируемые результаты изучения учебного курса
В ходе решения системы проектных задач ученик научится:
• Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему
получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
• Целеполагать (ставить и удерживать цели);
• Планировать (составлять план своей деятельности);
• Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все
существенное и главное);
• Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
• Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать
свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Ученик получит возможность научиться:
• видеть проблемы;
• ставить вопросы;
• выдвигать гипотезы;
• давать определение понятиям;
• классифицировать;
• наблюдать;
• проводить эксперименты;
• делать умозаключения и выводы;
• структурировать материал;
• готовить тексты собственных докладов;
• объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочная деятельность 2 класс русский язык
Рабочая программа внеурочной деятельности"Занимательный русский язык"2 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс
Рабочие программы внеурочной деятельности для 1 класса ФГОС "Эрудит", "Школа развития речи"....
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Занимательная математика"
Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если ур...
Рабочие программы внеурочной деятельности 2 класс
РП Кружок «Интеллектуальные игры» (3 года)РП Кружок «Мы и окружающий мир»РП Кружок «Поиграй со мной» (4 года) по ФКРП Кружок «Театральный»РП...
Рабочие программы внеурочной деятельности 2 класс ОС "Школа 2100"
Материал содержит программы внеурочной деятельности по разным направлениям: спортивно-оздоровительное "Здоровейка", художественно-эстетическое "Прекрасное своими руками", научно-познавательное "Занима...
рабочая программа внеурочной деятельности 2 класс
календарно- тематическое планирование внеурочной деятельности 2 классПНШ...
Рабочие программы внеурочной деятельности 1 класс Программа ПНШ
Внеурочная деятельность представлена по направлениям: социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и духовно-нравственное. Представлены рабочие программы и календарно--тематическое планирование ра...