Программа по внеурочной деятельности "Проектная деятельность во 2 классе"
рабочая программа (2 класс) на тему
Материал предназначен для работы во внеурочной деятельности.
Проектная деятельность является важной составляющей частью во всем учебном процессе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проектная деятельность во 2 классе. Программа внеурочной деятельности. | 96.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на заседании МО «Утверждаю»
учителей начальных классов Директор ГБОУ «СОШ № 1015»
Протокол № …2…….от……………….. ……………………………
Председатель МО Пашкова А.Г. /Чужмарова Т. И./
/ / «…….» ……………2016г
Рабочая программа
внеурочной деятельности «Проектная деятельность»
для 2 класса
УМК «Школа России»
Программа составлена учителями 2х классов: Луковенко Е.Н.
Столярова И.В.
2016-2017 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа для 2 класса "Проектно – исследовательская деятельность" реализована в рамках ФГОС, в соответствии с базисным образовательным планом на 2015-2016 уч. года, рассчитана на 34 часа (1 раз в неделю).
Главная педагогическая цель любого проекта — формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.
Под словом «проект» понимается специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ (т. е. продукта). Такими творческими работами могут быть, например: рисунок, поделка, скульптура, рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, газета, книга, модель, макет и т. д.
Понятие «тема» в проектной деятельности мы определяем как некую составляющую той или иной области знаний, выделяемую на основе наблюдения познавательных потребностей и интересов детей и реализуемую через проекты.
Задачи проектной и исследовательской деятельности:
- Образовательная: активизация и актуализация знаний, полученных школьниками при изучении определенной темы. Систематизация знаний. Знакомство с комплексом материалов, заведомо выходящим за пределы школьной программы.
- Развивающая: развитие умения размышлять в контексте изучаемой темы, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы; отбирать и систематизировать материал, реферировать его; использовать ИКТ при оформлении результатов проведенного исследования; публично представлять результаты исследования.
-Воспитательная: создание продукта, востребованного другими.
Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе проектной деятельности:
1. Рефлексивные умения:
— умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
— умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
2. Поисковые (исследовательские) умения:
— умение самостоятельно генерировать идеи, т. е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
— умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
— умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
— умение находить несколько вариантов решения проблемы;
— умения коллективного планирования;
— умение взаимодействовать с любым партнером;
— умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
— навыки делового партнерского общения;
— умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
5. Менеджерские умения и навыки:
— умение проектировать процесс (изделие);
— умение планировать деятельность, время, ресурсы;
— умение принимать решения и прогнозировать их последствия;
— навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов).
6. Коммуникативные умения:
— умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми — вступать в диалог, задавать вопросы и т. д.;
— умение вести дискуссию;
— умение отстаивать свою точку зрения;
— умение находить компромисс;
— навыки интервьюирования, устного опроса и т. д.
7. Презентационные умения и навыки:
— навыки монологической речи;
— умение уверенно держать себя во время выступления;
— артистические умения;
— умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
— умение отвечать на незапланированные вопросы.
Проектная деятельность организована в виде двух взаимосвязанных блоков работы:
1) сбор сведений по теме проектной деятельности;
2) работа над самими проектами, включенными в содержание темы.
Эти два блока работы относительно независимы. По выбранной теме собираются все сведения, которые интересны детям. После сбора сведений идет работа над проектами (изготовление поделок, подготовка и проведение мероприятий и др.). При этом необязательно, чтобы все собранные сведения пригодились при работе над проектами. Другими словами, сбор сведений происходит не только для выполнения проектов, но и для реализации интересов детей.
Для включения поиска информации в проектную деятельность в полном объеме необходимо предусматривать специальные организационные приемы.
К таким приемам относятся:
1) одновременная работа над разными проектами по одной теме (позволяет создать мотивацию для поиска разнообразных сведений по одной и той же теме);
2) включение в число этих проектов одного коллективного информационного проекта — создание энциклопедии или тематической картотеки;
Этапы проектной деятельности
1-й БЛОК РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
1. Знакомство с предложенной в учебнике темой и выбор детьми интересующих их аспектов темы.
2. Подготовка к сбору информации (очерчивание круга источников информации, определение критериев отбора информации и т. д.).
3. Сбор информации детьми.
4. Подведение итогов сбора информации и фиксация найденной информации в .информационном проекте в форме книжки, мини-энциклопедии, картотеки и др.
2-й БЛОК РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
1. Знакомство детей с возможными проектами, выбор проектов для реализации.
2. Ориентировочное планирование этапов работы над проектами.
3. Реализация проектов.
. 4. Презентация проектов.
Для того чтобы каждый ребенок мог найти проект по душе, рекомендуется предлагать на выбор спектр проектов, отличающихся:
• видом деятельности
— изготовление поделок и создание др. творческих работ (игрушки, книги, рисунки, открытки, костюмы, макеты, модели
и т. д.);
— подготовка и проведение мероприятий (спектакли, концерты, викторины, КВН, показы мод и т. д.);
— проведение исследований;
• количеством участников
— индивидуальная деятельность и коллективная. (Продукты индивидуальной деятельности могут быть объединены в коллективный продукт: выставки рисунков и поделок, коллажи, макеты. Кроме этого, результатами коллективной деятельности могут быть конкурсы, викторины, концерты, спектакли.);
• продолжительностью (от нескольких часов до нескольких месяцев);
• количеством этапов;
• набором и иерархией ролей;
• необходимостью привлечения взрослых.
Значимость проектно-исследовательской деятельности:
1. Открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка.
2. Стимулирует детское творчество и самостоятельность, потребность ребенка в самореализации, самовыражении.
3. Выводит процесс обучения и воспитания ребенка из стен школы в окружающий мир.
4. Реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, сочетая коллективное и индивидуальное.
5. Ведет ребенка по ступенькам роста личности от проекта к проекту.
Объем курса и виды учебной работы
34 часов.
Основные особенности программы.
Самостоятельная исследовательская практика во втором классе не предусмотрена (это возможно только для одаренных детей). Программой предусматриваются часы на индивидуальную учебно-исследовательскую работу. Она выполняется ребенком с высокой долей самостоятельности, но при участии педагога.
Результаты собственной исследовательской работы учащиеся представляют только на мини-конференциях и семинарах, проводимых после различных экспресс - исследований. Выделено (и это отмечено в таблице) специальное время для участия учеников в качестве зрителей, в конкурсных защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся третьих-четвертых классов.
Описание материально-технического обеспечения.
Компьютерная техника.
Аудиотехника.
Мультимедийная система.
Интернет-ресурсы.
Энциклопедии.
Формы и методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, наблюдение, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских и проектных работ, мини-конференция, консультация.
Контроль и оценка учебных достижений.
Методы контроля: консультация, доклад, защита проектных работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция.
Примерные параметры оценки:
умение выделить проблему;
умение поставить цель исследования;
умение сформулировать гипотезу;
умение выделить объект исследования;
умение определить предмет исследования;
умение описать параметры и критерии предмета исследования.
Примерные критерии исследования:
умение подобрать соответствующие методы исследований;
умение подобрать инструментарий;
умение запустить исследование;
умение осуществить анализ результатов;
умение оценивать промежуточные и конечные результаты исследования;
Примерные критерии написания исследовательской работы;
умение интерпретировать полученную статистику;
умение свернуть и развернуть информацию;
умение сопоставить результаты исследования с целью и гипотезой
Примерные критерии публичного выступления;
познавательная ценность темы;
оригинальность и ценность собранного материала;
исследовательское мастерство;
структура и логика работы; язык и стиль изложения, ответы на вопросы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К КОНЦУ 2 КЛАССА
по курсу "Проектно-исследовательская деятельность".
После изучения курса ученик научится:
видеть проблемы;
ставить вопросы;
выдвигать гипотезы;
давать определение понятиям;
классифицировать;
наблюдать;
готовить тексты собственных докладов;
составлять план действий по своей работе;
объяснять, доказывать и защищать свои идеи;
презентовать свою работу.
получит возможность научиться:
структурировать материал;
под руководством учителя, родителей проводить эксперименты;
проводить самоконтроль;
делать умозаключения и выводы.
КОМПЛЕКСНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
Учебно - методические материалы
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. 3-е изд., перераб. - Самара: Издательство "Учебная литература": ИД Фёдоров, 2010. - 192с.
Савенков А.И. Я-исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. - Самара: Издательство "Учебная литература": ИД Фёдоров, 2010. - 32с.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для учителя:
Савенков А.И. Маленький исследователь: коллективное творчество младших школьников. - Ярославль: Академия развития, 2010. - 124с.
Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. М., 2006.
Савенков А.И. Путь к одарённости: Исследовательское поведение дошкольника. СПб, 2004.
Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. М.: Изд-во МПСИ, 2004.
Лейтес Н.С. Возрастная одарённость школьников. М., 2000.
Леонтович А.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии// народное образование. 1999. №10. С. 152-158.
Обухов А.С. Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: Что и как развивать?// Исследовательская работа школьников. 2003. №4. С. 18-23.
Всесвятский Л.С. Исследовательский подход к природе и жизни. М., 1926.
Поддъяков А.Н. Исследовательское поведение: Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. М., 2000.
Пономарёв Я.А. Психология творчества. М., 1976.
Брунер Дж. Психология познания: За пределами непосредственной информации. М., 1977.
Выготский Л.С. Мышление и его развитие в детском возрасте// Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6т. М., 1982. Т 2.
Для обучающихся:
Большая книга эрудита. Сидорина Т.В. - Росмэн-Пресс, М., - 2006г. - 144с.
Большая детская энциклопедия. Том 8. Астрономия, - Астрель. М., 2009. - 688с.
Энциклопедия для детей. Том 2. Биология. - Астрель. - М., 2007. - 672с.
Детская иллюстрированная энциклопедия. Дорлинг Киндерсли. - АСТ. - М., 2005. - 800с.
Отчего и почему. Энциклопедия для любознательных. Анита Ганери, Бренда Уолпол, Филип Стил, Эндрю Чермен и др. - Махаон, - М., 2010. - 256с.
Где, что и когда? Энциклопедия для любознательных. Анита Ганери, Бренда Уолпол, Филип Стил, Эндрю Чермен и др. - Махаон, - М., 2007. - 256с.
Что, зачем и почему? - Махаон, - М., 2008. - 256с.
Почему и отчего? Энциклопедия для любознательных. - АСТ. - М., 2008. - 272с.
Космос. Земля. Наука. Техника. Энциклопедия для детей. - Махаон, - М., 2010. - 256с.
Изобретения. - Росмэн-Пресс, М., - 2010г. - 64с.
Интернет-ресурсы:
Сайт "Детские электронные презентации и клипы" - Режим доступа: http://viki.rdf.ru/
Сайт "Детский мир" - Режим доступа: http://www.skazochki.narod.ru/index_flash.html
Сайт "Happy-kids.ru: детские праздники, воспитание и развитие детей, родительско-детские отношения, детское творчество - Режим доступа: http://www.happy-kids.ru
Сайт для учителей и родителей "Внеклассные мероприятия" - Режим доступа: http://school-work.net/zagadki/prochie/
Сайт "ПроШколу.ру - все школы России" - Режим доступа: http://www.proshkolu.ru/
Аудиосказки http://www.bedtimestory.ru/menuautor.html?start=35
Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации - Режим доступа: http://mon.gov.ru/pro/
Единая коллекция Цифровых Образовательных ресурсов - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/
Сайт "Все для учителей начальной школы" - Режим доступа: http://maria-vidomir.narod.ru/web-quest2.htm
Издательский дом "Первое сентября" - Режим доступа: http://1september.ru/
Сайт "Федеральные Государственные Образовательные Стандарты" - Режим доступа: http://standart.edu.ru/
Сайт журнала "Вестник образования" - Режим доступа: http://www.vestnik.edu.ru/
Сайт журнала "Начальная школа" - Режим доступа: http://n-shkola.ru/
Проектная деятельность учащихся / авт.-сост. М.К.Господниковаи др. - Волгоград: Учитель, 2009. - 131с. http://www.uchmag.ru/estore/e45005/content
Календарно-тематическое планирование (2 класс) 2015-2016 учебный год
Проектная деятельность
№ п/п | Тема проекта | Содержание, методические приемы | Дата |
| О чём может рассказать школьная библиотека? - | Экскурсия в библиотеку. Заметка в стенгазету о школьной библиотеке. | сентябрь |
Родной город ( село) | Подготовка и защита творческой работы о достопримечательностях своего посёлка на уроке окружающего мира | сентябрь | |
Создание коврика на тему осенней земли с опавшими листьями | Коллективная творческая работа по созданию коврика | сентябрь | |
Путешествие по Зодиаку | Составление альбома «Путешествие по Зодиаку» | октябрь | |
Экскурсия. «Филимоновская игрушка» | Экскурсия в музей «Филимоновская игрушка». Мастер-класс по росписи игрушки | октябрь | |
Народные промыслы | Сбор материала и защита творческой работы о разновидностях народных промыслов. | октябрь | |
Математика вокруг нас. Узоры на посуде | Сбор материала, создание своих узоров | октябрь | |
Создание альбома «Орнаменты и узоры на посуде: форма, чередование элементов, правило их расположения друг за другом» | ноябрь | ||
11 | Красная книга или возьмём под защиту | Создание своей книги «Возьмём под защиту» | ноябрь |
12 | Презентация проекта | ноябрь | |
13 | И в шутку и в серьёз | Составление занимательных заданий по русскому языку. | декабрь |
14 | Деревенский двор | Работа в парах по изготовлению деревенской избы из бумаги. Коллективная творческая работа – деревенский двор. | декабрь |
15 | Пишем письмо | Написание письма Деду Морозу | декабрь |
16 | Профессии | Мини-сочинение «Кем я хочу стать» | декабрь |
17-19 | Проект «Убранство избы» | Изготовление модели комнаты крестьянина | январь |
20 | Рифма | Словарик собственных рифм | январь |
21 | Мой любимый журнал | Презентация любимого детского журнала | февраль |
22 | Оригами. Изготовление различных изделий из заготовок, имеющих форму квадрата | Изготовление фигурок в технике оригами. Выставка поделок. | февраль |
23 | Сувенир в подарок | Изготовление сувениров, посвященных 23 февраля. | февраль |
24 | Изготовление сувениров, посвященных 8 марта. | февраль | |
25 | Аквариум | Работа в паре. Изготовление изделия «Аквариум» из природного материала | март |
26 | Родословная | Составление родословной своей семьи. | март |
27 | Презентация проекта | март | |
28 | Экскурсия к памятнику славы | Заметка в школьную стенгазету об экскурсии | апрель |
29 | Города России | Фоторассказ о городах России | апрель |
30 | Презентация проекта. Создание альбома «Города России» | апрель | |
31 | В словари за частями речи | Составление заданий по различным словарям | апрель |
32 | Страны мира | Фоторассказ о странах мира | май |
33 | Презентация проекта. Создание альбома «Страны мира» | май | |
34 | Мой любимый писатель сказочник | Написание отзыва на сказку. Парад героев. | май |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной проектной деятельности «ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ОБУЧЕНИЕ»
Практика использования методов исследовательского обучения в основном учебном процессе современной российской школы находит все большее применение. Современный учитель все чаще стремится предлаг...
Рабочая программа по внеурочному виду деятельности на 1 класс
Рабочая программа по внеурочному виду деятельности на 1 класс по ФГОС...
Рабочая программа по внеурочной проектной деятельности
Пояснительная записка к рабочей программе...
Рабочая программа кружка "Проектно исследовательская деятельность" 4 класс
Рабочая программа кружка "Проектно исследовательская деятельность" 4 класс составлена в соответствии с ФГОС второго поколения. Россчитана на 34 часа (1час в неделю)...
Рабочая программа организации внеурочной деятельночти 1-4 класс "Поиграй-ка"
рабочая программа внеурочной деятельности "Поиграй-ка"...
Рабочая программа по внеурочной проектной деятельности для 3-4 классов "Родной край"
Пояснительная записка и планирование...
Анализ работы внеурочной (кружковой) деятельности. 4 класс.
Этоо анализ систематизирует результаты моей работы как руководителя нескольких кружков в своем классе....