Воспитание личности школьника
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Статья о воспитании личности школьника
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_lichnosti_shkolnika.docx | 17.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание личности школьника.
Выдающийся русский педагог К.Д.Ушинский писал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его во всех отношениях» [2,с.23]
Сам он показал образец глубокого проникновения в психологическую сущность личности воспитуемого, в те механизмы, без владения которыми нельзя успешно решать задачи воспитания.
Глубоко и всесторонне изучали личность школьника такие талантливые педагоги, как А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий. Ценность их педагогических трудов обусловлены тем, что они глубоко проникали в сущность человеческой личности.
Личность - это не просто человек, а представитель, продукт, субъект определённого общества. Личностью человек становится. Биологические предпосылки необходимы для формирования личности.
Живя и развиваясь в определённых условиях среды, личность является её творцом. В этом смысле каждая личность более или менее независима, что характеризует уровень её развития. Психолог Л. И. Божович пишет: «…личностью следует называть человека, достигшего определённого уровня психического развития. Этот уровень характеризуется тем, что в процессе самопознания человек начинает воспринимать и переживать самого себя как единое целое, отличное от других людей и выражающееся в понятии «я». Такой уровень психологического развития характеризуется также наличием у человека собственных взглядов и отношений, собственных моральных требований и оценок» [1,с. 3].
Итак, личность – это явление социальное, это продукт общественно-исторических условий. Принадлежность к обществу и личная активность, деятельность – непременные условия и важнейшие характеристики человеческой личности.
Структура личности многогранна: здесь и особенности темперамента, обусловленные типом высшей нервной деятельности, и характер, выражающий отношение личности к окружающей действительности, включая её чувства, волю и способности, особенности познавательной деятельности. Но главным, определяющим является её позиция, её устремлённость, мотивы, во имя чего она живёт и трудится.
Развитие личности представляет собой диалектически противоречивый процесс количественных и качественных её изменений. Это развитие включает в себе изменения, обусловленные как созреванием организма, так и факторами внешних влияний среды, воспитания. Развитие под действием воспитательных действий принято называть «формированием личности».
Развитие личности проявляется в различных аспектах. Изменяются чувства, потребности, оценки. Меняется волевая преобразующая деятельность. Если вначале ребёнок способен лишь к выполнению указаний взрослого, может достигать целей близких, зримых и несложных, то по мере развития он приобретает способность ставить задачи и добиваться их решения независимо от степени трудности, преодолевая внешние и внутренние препятствия (объективные трудности, лень, усталость и т.д.).
В развитии взглядов на роль наследственности, среды и воспитания прогрессивных позиций придерживались русские демократы.
Н.Г.Чернышевский высоко ценил силу воспитания и образования. Просвещение, говорил он, есть корень всякого блага. Но не всегда оно само по себе уже бывает достаточно для исцеления зла, требуются также и другие условия, без которых невозможно распространение просвещения.
Личность – элемент социальной среды, и поэтому через её формирование идёт процесс определённого изменения среды, а развитие самой личности может и фактически происходит под определяющим воздействием среды и воспитания в самом широком смысле. В единстве личности и среды решающая роль принадлежит социальной среде, обществу, изменение которого происходит по законам общественного развития, не водимым к личному, т.е. чисто психологическому фактору.
Определяя решающее значение воспитания в процессе формирования личности, психология и педагогика никак не умаляют наследственности. Она в качестве предпосылки играет в высшей степени существенную роль в психическом развитии личности. При наличии прирождённой патологии организма, особенно нервной системы, и в частности головного мозга, развитие ребёнка как личности бывает более или менее затруднено, а в ряде случаев и вовсе исключено. Общеизвестны факты различий чувствительности, динамичности, эмоциональной отзывчивости детей. Эволюция дала человеку огромный набор задатков, абсолютно необходимых для восприятия окружающей его среды и присущих каждому рождающемуся на свет, но не в одинаковой мере.
И различия, имеющиеся у каждого человеческого индивида от рождения, уже с самого начала обусловливают неповторимое своеобразие его развития как личности. Отсюда вытекают важнейшие практические выводы: во-первых, одна и та же среда или мера воспитательного воздействия может по-разному повлиять на конкретного воспитуемого и, во-вторых, каждый из них требует индивидуального подхода, учёта его личностных особенностей.
Литература
1.Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М.,1968
2. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания.- Собр. Соч. М.,1990
Загрутдинова Н.М., Петрунина Н.Р., Шафикова Г.Ш.
учителя высшей категории МБОУ «Гимназия №2»
им. Баки Урманче, г. Нижнекамск
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание личности школьника - важнейшее условие оптимизации воспитательного процесса
Выступление на педагогическом совете. Воспитание личности школьника - важнейшее условие оптимизации воспитательного процесса.Сопровождается презентацией....
Духовно-нравственное воспитание личности школьника как гражданина России
Статья посвящена духовно-нравственному воспитанию учащихся общеобразовательных школ. Автор рассматривает методы духовно-нравственного воспитания, оказывающие наиболее эффективное воздействие на ...
Воспитание личности школьника.
В статье предложены направления,приёмы и формы воспитательной работы по успешному воспитанию личности школьника....
Сотрудничество классного руководителя с родителями как средство воспитания личности школьника.
Что нужно для успешного сотрудничества классного руководителя и семьи? В своей работе рассматриваю особенности деятельности классного руководителя по взаимодействию с семьей школьника.Взаимодей...
ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ УСЛОВИЕ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА
Большая часть времени школьника, его общение со сверстниками, учителями, складываются и протекают в условиях классного коллектива. Поэтому среди множества организационно-педагогическ...
Педагогический совет «Воспитание личности школьника – важнейшее условие оптимизации образовательного процесса»
Форма: творческо-поисковый педсовет, проектная деятельность.Цель: Осмысление ключевых проблем школьного воспитания личности учащегося для создания позитивных правил с целью оптимизации образовательног...
КУЛЬТУРА - НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА.
КУЛЬТУРА - НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА...