ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ УСЛОВИЕ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА
материал на тему
Большая часть времени школьника, его общение со сверстниками, учителями, складываются и протекают в условиях классного коллектива. Поэтому среди множества организационно-педагогических проблем - проблема организации классного коллектива занимает одно из ведущих мест.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 25.18 КБ |
Предварительный просмотр:
ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ УСЛОВИЕ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА
Туркина М.Н.
Учитель начальных классов
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 23 город Ковров
Любой ученик будет себя уютно чувствовать в школе, если классный руководитель сделает всё, чтобы его класс стал дружным коллективом.
Организация, коллектив, воспитание, личность.
Organization. collective upbringing personality.
Большая часть времени школьника, его общение со сверстниками, учителями, складываются и протекают в условиях классного коллектива. Поэтому среди множества организационно-педагогических проблем - проблема организации классного коллектива занимает одно из ведущих мест.
Что же такое коллектив?
КОЛЛЕКТИВ (от лат. colligere – собирать) группа;
в социологии – группа, характеризуемая особыми признаками, так что в ней почти полностью исчезают отдельные личности.
Классный коллектив- группа обучающихся, где все личности взаимодействуют между собой.
В текущем учебном году я взяла классное руководство в 1 классе. И первым вопросом было для меня: «Сложится ли наша новая школьная семья?». Для меня они были совершенно незнакомые дети. Взаимодействуя с детьми, я стараюсь учитывать особенности каждого ребёнка. Мне очень хочется, чтобы они раскрылись передо мной, чтобы в этом помогли родители. Но главным вопросом для меня является следующий: « Как сделать так, чтобы мы поняли друг друга?»
Учитывая возрастные особенности детей и специфику педагогической работы, на учителя ложится большой груз ответственности за качество психологического климата, поэтому перед собой я поставила ряд задач:
1. Формирование классного коллектива, дружного, сплочённого, творческого.
2. Создание условий для формирования личности каждого учащегося.
3. Формирование нравственно - ценностных взглядов учащихся.
4. Организация всех видов деятельности, которые помогли бы раскрыться отдельным ученикам в классе.
Решить эти задачи может только насыщенная жизнь класса интересными делами. В самом начале работы с детьми я провела несколько тестирований детей по рисункам, вопросам, анкетам.
Как классный руководитель, в своей работе по организации коллектива, использую следующие правила:
1.Правды.
Правда нужна не только тебе, но и окружающим. Будь правдив.
2. Доброты.
Будь добр к ближнему, и добро вернется к тебе.
3. Заботы.
Прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к окружающим.
4. Уважения.
Хочешь, чтобы тебя уважали, уважай других.
5. Смелости.
Вчера ты струсил, но сегодня ты у нас - в коллективе: будь смел.
Чувство долга по отношению к школе, учителям и товарищам, чувство чести, уважение к своему классу и своей школе и прочие моральные качества, характерные для школьника, формируются в самой жизни и деятельности ребенка как члена коллектива. Они могут формироваться только в том случае, если коллектив организован учителем.
Жизнь коллектива не может протекать организованно, если она не управляется определенными правилами поведения. В классе в первую очередь должна присутствовать дисциплина. Каждый член коллектива должен подчиняться тем требованиям, обычаям, традициям и правилам, которые составлены учителем и поддержаны существующим в коллективе общественным мнением.
Используя один из принципов, я привлекаю ребят к сотрудничеству при проведении урока. Это могут быть очень простые шаги и действия: раздача тетрадей, подготовка доски и класса к уроку, проведение физкультминутки на уроке и подбор музыкальных пауз для них. Когда дети вовлечены в процесс и хотя бы чуть-чуть вкладывают свои усилия при проведении урока, их интерес к учебе возрастает, а проблемы с дисциплиной отходят на второй план.
Влияние классного руководителя, одноклассников, библиотекаря, учителей различных кружков на личность школьника осуществляется не только в процессе совместной деятельности, но и через внутриколлективные отношения. Понимая важность воспитания в коллективе, мы отдаем себе отчет в том, что современный ребенок испытывает самые разнообразные влияния.
Воспитательный процесс направляю на:
- организацию разносторонней, индивидуальной и коллективной деятельности учащихся;
- общение со сверстниками и взрослыми в целях формирования здоровой, нравственной личности;
- формирование правильного отношения к окружающему мир, природе, людям, науке и культуре, здоровому образу жизни.
В нашем классе были строго распределены обязанности. Например, учебный сектор отвечает за ведение дневников, своевременную запись домашних заданий. Спортивный сектор – за организацию всех спортивно-оздоровительных мероприятий. Трудовой сектор – за организацию дежурства по школе и в классе, за организацию субботника на территории школы. Художественный сектор - за классный уголок. В результате было сформировано классное самоуправление. В классе все ребята охвачены поручениями с учетом их интересов, а это способствует развитию активности, инициативы и деловитости.
С каким энтузиазмом, азартом готовятся ребята к каждому общешкольному мероприятию , особенно к Новому году. В нём принимают активное участие и родители. Все ребята задействованы в сценарии: поют, пляшут, читают стихи. Все приготовили прекрасные карнавальные костюмы. Родители очень благодарны, а дети допоздна не хотели уходить из школы. Первоклассники стали активными участниками всех школьных мероприятий. Был проведён цикл бесед, в т. ч. индивидуальных, по правилам дорожного движения, правилам поведения в общественных местах. На протяжении этих месяцев вела работу в тесном контакте с учителями- предметниками, родителями. Встречалась с родителями и детьми во внеурочное время, дома. Проведен классный час «Давайте поговорим о роли каждого в жизни класса».
У каждого классного коллектива должны быть свои традиции. В нашем - они следующие:
- традиция работы с дневниками учащихся;
- поддержка ребят, которые часто болеют;
- традиция «тёплых писем»;
Сплочение классного коллектива, именно в нашем классе, происходит в совместной социально значимой деятельности: при подготовке к проведению КВН, тематического вечера, круглого стола или вечера отдыха, спортивного соревнования. При этом важно помнить, чтобы каждый ученик класса ощущал себя нужным в общем деле.
Главное для меня заключается в том, чтобы ребёнок рос и развивался не только физически, но и духовно. Радостно видеть, как ученики не только рассказывают о своих успехах, победах и достижениях, но учатся сопереживать успехам и победам своих товарищей. У нас много планов на будущее. И я верю в то, что мои ребята будут всегда дружными, добрыми, отзывчивыми, смогут согревать окружающих своим теплом. Задача эта очень сложная, способы её решения самые разнообразные. Это и личный пример, и воспитательная беседа, и советы, и влияние родителей. В итоге, моя позиция такова — мир должен быть основан на любви, доброте, милосердии, взаимоотношении. Именно в доверии, которое остаётся в сердцах детей, мы черпаем силы и энтузиазм для нашей непростой, но такой нужной работы. .
Список литературы
1.БасоваЕ.Д. Воспитательная работа классного руководителя. Теоретический и научно- методический журнал Воспитание школьников. 8/ 2009.
2.Козлов И.Ф. Педагогический опыт А.С. Макаренко: Кн. для учителя / – М.: Просвещение, 1987. – 159с.
3. Конникова Т.Е. Коллектив и формирование личности школьника / Т.Е. Конникова. – М.: Просвещение, 2000. - С.53-58.
4.Фобель К. Как научить детей сотрудничать? Ч.1,2. –М., 1998.
5.Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащихся и учебных коллективов. -М., 1988.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание личности школьника - важнейшее условие оптимизации воспитательного процесса
Выступление на педагогическом совете. Воспитание личности школьника - важнейшее условие оптимизации воспитательного процесса.Сопровождается презентацией....
Презентация на тему"Организация исследовательской деятельности в начальной школе как одно из условий развития личности школьника"
Учитель раскрывает понятие исследовательской деятельности, её этапов и показывает, как это реализуется на практике в начальной школе...
Сотрудничество классного руководителя с родителями как средство воспитания личности школьника.
Что нужно для успешного сотрудничества классного руководителя и семьи? В своей работе рассматриваю особенности деятельности классного руководителя по взаимодействию с семьей школьника.Взаимодей...
Педагогический совет «Воспитание личности школьника – важнейшее условие оптимизации образовательного процесса»
Форма: творческо-поисковый педсовет, проектная деятельность.Цель: Осмысление ключевых проблем школьного воспитания личности учащегося для создания позитивных правил с целью оптимизации образовательног...
Формирование детского коллектива как важнейшее условие развитие личности ребёнка.
В настоящее время гуру педагогической науки изобрели множество терминов, характеризующих процесс воспитания и образования в школе. Мне сегодня хочется отойти от этих, на мой взгляд, чересчур научных с...
Выступление на заседании МО классных руководителей "«Комплексный подход к воспитанию личности младшего школьника в коллективе»
Покинут счастьем будет тот,Кого ребенком плохо воспитали.Побег зеленый выпрямить легко,Сухую ветвь один огонь исправит.(Саади.)Покинут счастьем будет тот,Кого ребенком плохо воспитали.Побег зеленый вы...
ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА
В работе рассматривается влияние семьи на формирование личности...