Сотрудничество классного руководителя с родителями как средство воспитания личности школьника.
методическая разработка (4 класс) на тему

Безуглова Светлана Васильевна

  Что нужно для успешного сотрудничества классного руководителя и семьи? В своей работе рассматриваю особенности деятельности классного руководителя по взаимодействию с семьей школьника.Взаимодействие педагогов, родителей и детей может быть успешным, если все положительно настроены на совместную работу, действуя сообща, осуществляют планирование, подводят итоги деятельности.

   Одна из главных задач классного руководителя - способствовать единению, сплочению семьи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovremennyy_klassnyy_rukovoditel.doc134.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Николаевская средняя общеобразовательная школа»

Муниципальный этап областного конкурса

«Современный классный руководитель»

Тема

«Сотрудничество классного руководителя с родителями как средство воспитания личности школьника»

Номинация

«Формирование комфортного психологического климата в классе»

Выполнила:

Безуглова Светлана Васильевна,

учитель начальных классов

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3        

Глава 1. Теоретическое обоснование опыта………………………………5

  1. . Принципы работы классного руководителя с родителями………5

Глава 2. Механизмы реализации идей………………………………………6

2.1. Формы и методы работы………………………………………………….6

2.2. Психолого-педагогическое просвещение родителей………………..8

2.3. Диагностические исследования…………………………………………10

Заключение………………………………………………………………………14

Приложения

2

Введение

«Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми,

надо принимать их как повторение своего детства,

чтобы совершенствоваться самому, надо, наконец, жить

жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом».

Ш. А. Амонашвили

   Воспитательная функция семьи очень важна. Ребенок, который приходит в коллектив, так или иначе, транслирует ценности, заложенные родителями.

Классный руководитель постоянно опирается на положительный опыт семейного воспитания, всемерно его распространяет, использует в воспитательном процессе для усиления положительных тенденций.

   Первым и решающим условием положительного взаимодействия являются доверительные отношения между классным руководителем и родителями. Необходимо, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, уверенность в своих силах.

   Доверие – главная цель в педагогическом общении с родителями. Его можно достичь с помощью определенных педагогических приемов. Прежде всего, классный руководитель должен «транслировать» родителям положительный образ ребенка. Повседневное общение в семье часто лишает возможности замечать какие-то стороны личности или не дает им проявиться. Классный руководитель видит ребенка в разнообразных ситуациях учебной и другой деятельности, в среде сверстников и может предоставить родителям эту информацию. Кроме того, важно чтобы родители увидели позитивное отношение учителя, классного руководителя к их ребенку, и могли быть уверены в том, что педагог действует именно в интересах ребенка. Важны диалог между родителями и педагогом, обмен мнениями, поиск совместных решений, общие усилия, необходимые для развития ребенка, как личности.

   Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагога создает благоприятные условия для развития ребенка. В основе взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

3

   Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению. Накопление психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений в области воспитания. Необходимо, чтобы информация носила предупреждающий

характер, была бы основана на практической целесообразности, демонстрировала опыт, конкретные факты. Это обуславливает отбор содержания, а также форм организации педагогического просвещения.

Следуя, выше изложенному, я ставлю перед собой следующие цели и задачи.

Цели:

  • совершенствование системы совместной деятельности классного руководителя и родителей, направленной на воспитание и развитие личности ребенка;
  • формирование эффективной системы взаимодействия родителей с классным руководителем для создания благоприятной среды для сплочения детей в единый дружный коллектив;
  • создание в классе благоприятных условий для свободного развития личности, духовно богатой, способной строить жизнь достойную человека, умеющего быть счастливым и нести счастье людям.

Задачи:

  • формировать единые взгляды педагогов и родителей на изучение личности учащегося с учетом интересов, склонностей и состояния детей;
  • исследовать воспитательный потенциал семьи и разработать возможные варианты его использования в совместной деятельности семьи и образовательного учреждения;
  • осуществлять диагностику реальных затруднений родителей в воспитании детей, оказать им практическую и методическую помощь;
  • формировать единый коллектив родителей и детей;
  • изучить, обобщить и внедрить положительный опыт семейного воспитания;
  • определить результативность функционирования системы взаимодействия родителей и классного руководителя, выявить степень достижения цели.

4

Глава 1 .Теоретическое обоснование опыта

1.1. Принципы работы классного руководителя с родителями

   Проблема взаимодействия школы и семьи выросла из традиционной педагогической идеи обозначенной в литературе как «связь с родителями», «работа с родителями». Но с течением времени и с ходом истории меняется мир, а вместе с ним и взаимоотношения всех социальных институтов. Новая образовательная парадигма провозгласила родителей субъектами образовательного процесса. Значит и на родителей возложена ответственность за качество образования своих детей. В данном исследовании предпринята попытка осмыслить указанную проблему через анализ собственного опыта на протяжении ряда лет.

   В последние годы взаимодействие педагогических коллективов образовательных учреждений с родительской общественностью значительно усложнилось. Управление этими процессами (взаимодействие образовательного учреждения с семьями учащихся) стало необычайно трудным. Это вызвано не только изменениями объектов управления – педагогов, детей и родителей, но и значительным повышением роли образовательного учреждения в развитии общества.

   На каких основах должны строиться отношения учителя и семьи, чтобы воспитание детей было успешным и помогало совершенствованию личности ребенка во всей её полноте? На этот вопрос можно найти ответ в словах В. А. Сухомлинского: «Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской «сильной рукой», для предупреждения об опасностях, «если и дальше так будет продолжаться», - и как можно больше духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам. Всё, что у ребенка в голове, в душе, в тетради, дневнике, - все это должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей, и совершенно недопустимо, чтобы ребенок приносил матери и отцу одни огорчения – это уродливое воспитание».

   Сложность задач, стоящих перед школой и родительской общественностью в воспитании детей, а также необходимостью грамотного и научного управления совместной деятельностью со стороны педагогического коллектива диктует целесообразность привлечения программно-целевого подхода для разработки системы взаимодействия классного руководителя и родителей, определения эффективных путей управления.

5

Глава 2. Механизмы реализации идей

2.1. Формы и методы работы

Работу с родителями условно можно разделить по следующим направлениям:

  1. Организация диагностической работы по изучению семей.
  • наблюдения;
  • беседа;
  • анкетирование;
  • тестирование.

   Изучение семей учащихся позволяет мне, как классному руководителю ближе познакомиться с самим учеником, понять уклад жизни семьи, её традиции и обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей.

  1. Психолого-педагогическое просвещение родителей.
  • родительские собрания;
  • конференции;
  • тренинги;
  • индивидуальные и тематические консультации.

   Умело организованное продуманное педагогическое просвещение родителей способствует развитию педагогического мышления и воспитательных умений родителей, изменению восприятия собственного ребенка в их глазах.

  1. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.
  • открытые уроки и внеклассные мероприятия;
  • помощь в организации и проведении внеклассных дел.

   Поскольку родители являются социальными заказчиками школы, они должны активно участвовать в учебно-воспитательном процессе школы и класса.

  1. Участие родителей в управление учебно-воспитательным процессом.
  • участие родителей класса в работе родительского комитета класса;
  • участие родителей класса в работе совета школы.

   В этой связи изучение системы взаимодействия классного руководителя и родителей будет сводиться к рассмотрению связей и отношений между её (системы) элементами. Осуществляя анализ взаимодействия, я принимала во внимание характеристику семей данного класса.

                                          Характеристика состава семьи

Наименование

Количество

% соотношение

Полные

                    10

                    71%

Неполные с матерью

                     4

                    29%

Неполные с отцом

                     -

                      -

                     Характеристика количественного состава детей в семье

Наименование

Количество

% соотношение

Имеют одного ребенка

                       2

                      14%

Имеют двоих детей

                      10

                      71%

Имеют трое и более детей

                      2

                     14%

                                   Сведения о возрасте родителей

Наименование

Количество

% соотношение

До 25 лет

                       -

                          -

От 26 до 30 лет

                       8

                       30%

От 31 до 40 лет

                      11

                       40%

От 41 до 50 лет

                       8

                       30%

Свыше 50 лет

                       -

                         -

                               Сведения об образовании родителей

Наименование

Количество

% соотношение

Высшее

                    3

                      10%

Среднее специальное

                   10

                      37%

Среднее

                   8

                      30%

Неполное среднее

                   6

                      23%

   Взаимодействие педагога с родителями учащихся направлено на создание единого воспитательного поля, единой социальной сферы, где наивысшие ценности являлись основой жизни, достойной человека.

      Педагог, работающий с коллективом учащихся, в данном случае классный руководитель, должен хорошо представлять себе формирующую роль семьи и зависимость этой роли от ценностных ориентаций её членов. Владение такой информацией позволяет предвидеть, как отношения в семье могут повлиять на личностное развитие ребенка, его характер, поведенческие реакции. Учитывая все эти факты, педагогу и следует выбирать направления и формы работы с родителями.

   Приоритетным в моей воспитательной системе «Сотрудничество классного руководителя с родителями, как основа развития личности учащихся» становятся следующие принципы работы:

Принцип комплексного подхода.

- работа с детьми носит комплексный характер, она основана на согласованности действий классного руководителя, родителей и учащихся;

- ориентация на общечеловеческие ценности: Человек, Добро, Семья, Отечество, Мир, Знания, Культура, Труд, Природа.

Принцип гуманизации воспитания обеспечивает приоритет общечеловеческих ценностей, право личности на свободное всестороннее развитие в условиях равенства и справедливости.

Принцип целостности воспитывающей среды, взаимосвязи природных, социальных и культурных процессов и традиций в семье, школе, селе, стране.

Принцип сотрудничества детей и взрослых, основанный на единстве целей жизни детей и воспитательных целей педагога и родителей, создание детско-взрослой общности (организации, где есть доверие).

   Ведущими идеями, которые легли в основу моей воспитательной системы, являются идеи педагогического гуманизма, сотрудничества, формирование единого воспитательного развивающего пространства, основоположниками которых были ученые-педагоги В. А. Сухомлинский, Н. Л. Селиванова, Е. Н. Степанов.

Для достижения результатов нужно:

  • знать и учитывать личные качества ребенка и взрослого;
  • ценить в каждом человеке компетентность, инициативу, ответственность;
  • поощрять достижения и личный вклад каждого родителя в дела школы;
  • максимально развивать и поддерживать инициативу, творческие способности взрослого и ребенка, умение проявить их в школьном коллективе;
  • принцип уважения и доверия;
  • уважать человека в себе и уважать всех;
  • создавать свободу доверия на основе взаимоуважения;
  • бережно и чутко относиться к родителям, избегать противоборства и конфликтов, так как в итоге страдают дети.

8

2.2. Психолого-педагогическое просвещение родителей

Формы психолого-педагогического просвещения родителей:

Родительское собрание – форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки, опыта воспитания. Виды родительских собраний: организационные, собрания по плану психолого-педагогического просвещения, тематические, собрания-диспуты, итоговые (четвертные) и т. д.    Тематика родительских собраний обычно определяет классный руководитель и может обсуждаться на родительском комитете. Общешкольные родительские собрания проводятся, как правило, два раза в год. Здесь родителей знакомят с документами о школе, с основными направлениями, задачами и итогами её работы.

   Классные родительские собрания проводятся четыре-пять раз в год. На них мы обсуждаем задачи учебно-воспитательной работы класса, планируем воспитательную работу в классе, намечаем пути наиболее тесного сотрудничества семьи со школой, подводим итоги работы.    Классные родительские собрания эффективны лишь тогда, когда на них не только подводят итоги успеваемости, но и рассматриваются актуальные педагогические проблемы. На таких собраниях обсуждение успеваемости учащихся не самоцель, а мостик к решению той или иной педагогической проблеме. (Приложение № 1 ).

Конференция – форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Конференции могут быть научно-

практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом, конференциями матерей и отцов. Конференции проводятся раз в год, они требуют тщательной подготовки и предусматривают активное участие родителей. К ним обычно готовим выставки работ учащихся, книг для родителей, концерты художественной самодеятельности. Темы конференций должны быть конкретными, например: «Игра в жизни ребенка», «Нравственное воспитание в семье» и т. п. С краткими, заранее подготовленными сообщениями о своем опыте семейного воспитания выступают родители.

Педагогическая дискуссия (диспут) – одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры. Отличительная особенность диспута заключается в том,

Что он позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт. Главный принцип диспута – уважение к позиции и мнению любого участника. Темой диспута может служить любая спорная проблема семейного и школьного воспитания, например: «Частная школа – за и против», «Выбор профессии – чье это дело?».

9

Индивидуальные тематические консультации. Часто в решении той или иной сложной проблемы педагог может получить помощь непосредственно от родителей учеников, и этим не следует пренебрегать. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для учителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, учитель же – необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ребенка.

Обменявшись информацией, обе стороны, возможно, придут к взаимному согласию относительно конкретных форм родительского содействия. В общении с родителями педагог должен проявлять максимум тактичности. Недопустимо стыдить родителей, намекать на невыполнение ими своего долга по отношению к сыну или дочери. Подход учителя должен быть таким: «Перед нами стоит общая проблема. Что мы можем предпринять для её решения?». Тактичность особенно важна с теми родителями, которые уверены, что их дети не способны на дурные поступки. Не найдя к ним правильного подхода, педагог столкнется с их возмущением и отказом от дальнейшего

сотрудничества. Принципы успешного консультирования – доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность.

   Основной фактор становления и формирования личности – социальная среда, формирующего ребенка, решающим образом влияющая на становление его личностного мира. Очень важно, чтобы классный руководитель правильно понял нравственные ценности и микроклимат семьи, истинны ли они, реализуются ли или просто декларируются. А. С. Макаренко считал, что духовный облик детей, формирование их характера определяются всем строем семейной жизни, который он назвал «общением, тоном семьи», воздействующим на ребенка независимо от субъективных желаний родителей, зачастую даже вопреки этим желаниям. Иногда родители стараются скрыть от детей свои разногласия, ссоры. Но ребенок очень чуток к изменению общего настроения в семье, к малейшему проявлению лжи и обмана. Таким образом, существует закономерная связь между психологическим климатом и результатами воспитания: крепкая, истинная, нравственная семья воспитывает прямой и искренний характер.

   Социальный фон семьи – сильнейший фактор формирования личности ребенка. Его влияние нельзя исключить или не учитывать.

   Важным условием воспитания является родительский авторитет – влияние отца и матери на детей, основанное на знаниях, нравственных достоинствах. Классному руководителю необходимо анализировать опыт семейного воспитания своих учеников, ведь далеко не все родители понимают значение собственного авторитета в воспитании детей. Существует много ложных

10

оснований авторитета, который классный руководитель должен знать, чтобы помочь ребенку выйти из трудной ситуации, складывающейся в семье. В работе с родителями классному руководителю необходимо учитывать, что некоторые отрицательные качества в детском характере могут формироваться и под влиянием родительских авторитетов. Но в любом случае педагог должен руководствоваться одним их основных правил взаимодействия педагога с родителями – уважение, которое не должно исключаться никакими обстоятельствами, даже фактами низкого поведения родителей. Родители должны видеть в классном руководителе человека авторитетного, знающего и способного найти решения в любой сложной ситуации.

2.3. Диагностические исследования

                        Организация диагностической работы по изучению семей.

   Я считаю, что изучение семьи позволяет классному руководителю ближе познакомиться с учениками, понять жизнь семьи, её уклад, взаимоотношения между домочадцами и духовные ценности. При этом я использую комплекс методов психолого-педагогических диагностик.

   Проводя диагностические исследования важно понимать:

  • необходимо соблюдать строгую конфиденциальность;
  • диагностику проводить как с родителями, так и с детьми;

  • информация, полученная в ходе диагностики, не всегда носит объективный характер.

   В данном классе я работаю второй год. И чтобы иметь представление с кем мне придется работать, конечно же, нужно познакомиться с родителями и детьми. На протяжении всего этого времени, я проводила ряд всевозможных диагностических исследований:

- методика незаконченных предложений для родителей;

- экспресс-портрет будущего первоклассника;

- взаимодействия родителей с ребенком;

- достаточно ли вы знаете о жизни вашего ребенка в школе;

- родители о своем ребенке, кто его друзья;

- тематические диагностики для родителей и детей;

- уровень воспитанности учащихся;

- уровень тревожности детей;

- всё ли я знаю о воспитании ребенка. (Приложение № 2 ).

11

Диагностические исследования

«Уровень воспитанности учащихся»

   Исходя из данных диагностических исследований видно, что многие родители не имеют должного опыта в воспитании детей. Поэтому важной ролью оказывается психолого-педагогическое просвещение родителей.

   Одной из важных задач является вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс. К учебно-воспитательному процессу относятся внеклассные мероприятия, открытые уроки и т. д.

Внеклассные мероприятия, проводимые вместе с родителями, всегда проходят на «ура», детям нравится, когда родители вместе с ними выполняют какую-либо работу, когда они чувствуют их поддержку. Родители могут участвовать в организации мероприятий, могут выполнять порученную работу (оформление газет, выполнение поделок и т. д.). Очень нравится и родителям, и детям совместно участвовать в конкурсных программах, интеллектуальных играх, спортивных соревнованиях. Родители могут взять инициативу и сами организовывать развлекательны

мероприятия. Тематические мероприятия, проводимые родителями, вызывают гордость детей за свою маму или папу, выступающие в роли классного руководителя. (Приложение № 3 ).

Открытые уроки обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в сегодняшней школе. День открытых уроков я провожу в удобное для родителей время, провожу уроки в нетрадиционной форме, стремясь показать свое мастерство, раскрыть способности детей. День завершается коллективным анализом: отмечаются достижения, наиболее

12

интересные формы урока, результаты познавательной деятельности, ставятся проблемы, намечаются перспективы. (Приложение № 4 ).

   Так же очень важной задачей является вовлечение родителей в управление учебно-воспитательным процессом. Неоценимую помощь могут оказать родители в управлении учебно-воспитательным процессом.

   Система работы педагога с родителями предусматривает и вовлечение их в школьное самоуправление. Родители учащихся юридически не входят в школьный коллектив и вообще коллектива не образуют, но не менее педагогов или своих детей заинтересованы в успешной работе школы. Образуя ассоциацию, родители в праве создать свои органы самоуправления и решать некоторые вопросы жизни школы самостоятельно. Этим целям могут служить школьные родительские собрания, конференции, родительский комитет и его комиссии, секции и другие рабочие органы. Кроме того, родители могут входить как равноправные члены в школьный совет. Одной из форм сотрудничества классного руководителя с группой наиболее опытных, инициативных родителей является классный родительский комитет.

Родительский комитет работает на основе положения о родительском комитете школы. Он совместно с классным руководителем и под руководством планирует, готовит и проводит совместную работу по педагогическому образованию, установлению контактов с родителями, оказанию помощи в воспитании детей класса, анализирует, оценивает и подводит итоги сотрудничества школы и семьи.

   Представители родителей, постоянные помощники педагога входят в общешкольный родительский совет.

Совет школы – это координирующий штаб разнообразной работы со всеми родителями, объединяющий усилия школы и семьи для решения воспитательных задач.

   Но в работе с родителями есть и свои проблемы. Если подойти к оценке родителей дифференцированно, то следует отдавать отчет в том, что они разные:

  • Родители, которые и умеют общаться со своими детьми (если не умеют, то учатся этому). В школе таких немного, и они образуют меньшинство среди родительского коллектива школы.
  • Группа родителей, которые хотят, но не умеют воспитывать, поэтому у них с детьми есть проблемы, таких родителей большинство.
  • Родители, которые не могут и не хотят заниматься своими детьми, дети предоставлены сами себе, точнее – социальной стихии, таких родителей немного, но именно они поставляют школе и социуму детей «группы риска», «трудных детей».

13

   С первой группой родителей работать легко, по существу, они все делают сами. Сними нужно лишь поддерживать связь. С последней работать бесполезно (хотя это тоже спорно), более того, обращение педагогов к ним за помощью, может только ухудшить положение. Вторая, большая часть родителей, занимается воспитанием, но они не владеют, ни методами, ни педагогикой. Они воспитывают детей так, как воспитывали их.

   Не учитывая эти обстоятельства, со временем приводит к плачевным результатам. Но обнаруживается этот факт слишком поздно. Родители приходят за помощью к классному руководителю тогда, когда дети практически вышли у них из повиновения, а они утратили всякое влияние.

   Все нужно делать во время, в том числе и воспитывать. Поэтому не должно быть той традиционной работы с родителями, спонтанных и несистемных воспитательных бесед, тем более, что они имеют целью не благополучие личности ребенка, а решение проблем успеваемости и поведения.

   Если говорить о существенном повышении качества семейного воспитания, то я полагаю, что надо учить родителей любить и воспитывать своих детей тогда, когда они этого желают сами, и задача классного руководителя – научить их этому желанию. Но самое главное – знание законов развития поведения воспитанника, внутренних, скрытых от глаз, мотивов его поведения. Как бы там не было, классный руководитель не может заниматься воспитанием детей в отрыве от семьи, ибо ребенок находится под одновременным воздействием и педагогов, и родителей. В школу приходит человек, у которого есть свои представления о «хорошем» и  «плохом», красивом и уродливом, и важно знать не только то, какие представления сформировались у ребенка, но и в каких условиях происходило формирование. Поэтому так необходимо наладить контакт с родителями учащихся, сделать их союзниками в деле воспитания.

14

Заключение

   Моя воспитательная система позволяет прийти к следующему главному выводу, объединение усилий классного руководителя и родителей является обязательным условием успешного решения образовательных задач.

                                              Прогнозируемые результаты:

  1. Установление партнерских отношений классного руководителя, родителей, детей в мобилизации социокультурного потенциала семьи для создания единой гуманной, доброжелательной, воспитательной среды, единого педагогического пространства.
  2. Создание системы психолого-педагогического всеобуча родителей, вовлечение родителей в педагогическое самообразование.
  3. Формирование культуры здорового образа жизни.
  4. Привлечение родителей к активной созидательной, воспитательной практике, развитие национальных духовных традиций.
  5. Привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, организация совместной деятельности, спортивно-оздоровительной и туристической работы.
  6. Привлечение родителей к государственно-общественному управлению школой.

   Моя воспитательная система позволяет сделать осмысленной и целенаправленной деятельность учащихся, родителей и меня, как классного руководителя, обеспечивая соразвитие в коллективе, подразумевающее общее участие в жизни классного коллектива, совместность в решении общих проблем воспитания и образования учащихся. Жизнеспособность моей системы заключается в возможности применения другими педагогами в других условиях с возможными изменениями в концептуальной основе системы.

   Главной функцией в работе классного руководителя является защита ребенка и создание условий для свободного развития его духовных и физических сил. Защита ребенка означает не только оказание ему помощи в разрешении проблем сохранения и укрепления здоровья, обучения, взаимоотношений с родителями, учителями, товарищами, но и создание возможностей для раскрытия в себе всего лучшего, развития его способностей. Такой позиции я придерживаюсь в своей работе.

   Школа обязана содействовать развитию семьи. Я считаю, что работа, направленная на развитие личности ученика, становится действенной и эффективной только в том случае, если в процесс обучения и воспитания вовлечены родители учащихся.

   Взаимосвязь классного руководителя с семьями учащихся должна осуществляться через изучение семьи, её воспитательных возможностей, атмосферы семейного воспитания. Исходя из единых взаимных нравственных позиций, я вырабатываю единые

педагогические требования к учащимся, которые реализую в разнообразных формах совместной деятельности. Показателем успешности в этом случае будет являться умение классного руководителя сделать родителей своих учеников союзниками педагогических намерений.

   Однако в будущем следует остановиться на других важных аспектах сотрудничества с  родителями, например построение взаимодействие с отдельными группами семей (родители детей «группы риска», родители одаренных детей, родители детей-инвалидов).

   Таким образом, взаимодействие классного руководителя с родителями – многомерная педагогическая проблема, для решения которой необходимо объединить усилия и педагога, и родителей.

   В своей работе я руководствуюсь «Десятью заповедями воспитания» (по В. А. Караковскому).

  • Главная цель воспитания – счастливый человек.
  • Люби не себя в ребенке, а ребенка в себе.
  • Воспитание без уважения – подавление.
  • Мерой воспитанности является интеллигентность – антипод хамству, невежеству.
  • Говори, что знаешь, делай, что умеешь; при это помни, что знать, уметь больше никогда не вредно.
  • Развивай в себе незаурядность.
  • Не будь занудой, не ной и не паникуй.
  • Дорожи доверием своих воспитанников, береги ребячьи тайны, никогда не предавай своих детей.
  • Не ищи волшебной палочки: воспитание должно быть системным.
  • Дети должны быть лучше нас, и жить они должны лучше.

16


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная система классного руководителя "Сотрудничество классного руководителя с родителями как средство формирования творческой личности"

Из опыта работы классного руководителя, победителя районного конкурса "Моя классная - самая классная, участника очного тура  областного этапа Педагогического марафона классных руководителей...

Сотрудничество классного руководителя и родителей как одно из условий повышения творческой активности младших школьников

Сотрудничество классного руководителя и родителей как одно из условий повышения творческой активности младших школьников...

Сотрудничество классного руководителя и семьи в нравственном воспитании ребёнка с нарушениями интеллектуального развития.

Многие родители  прилагают большие усилия, чтобы создать благоприятные условия для развития своего умственно отсталого ребёнка. Однако им не хватает знаний и умений, иногда мешают ложные представ...